Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование как пространство реализации системы менеджмента качества вуза'

Дополнительное профессиональное образование как пространство реализации системы менеджмента качества вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА / ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / EXTRA VOCATIONAL (PROFESSIONAL) EDUCATION / SYSTEM / QUALITY MANAGEMENT / POLICY IN QUALITY MANAGEMENT / TRAINING OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таратонова Елена Евгеньевна

Рассматриваются вопросы реализации системы менеджмента качества вуза в структуре дополнительного профессионального образования на примере технического образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extra vocational (professional) education as the space to realize the quality management system of the university

There are discussed the issues to realize the quality management system of the University as the part of extra vocational (professional) education with the example of Technical Educational Establishment

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование как пространство реализации системы менеджмента качества вуза»

6. Мусаева, Э. Ц. Социально-психологическая адаптация как один из механизмов социализации [Текст] / Э. Ц. Мусаева // Актуальные вопросы обучения и воспитания детей и молодежи. - М., 1994. - С. 49-52.

7. Пивненко, П. П. Педагогическая диагностика в сельской школе (диагностический инструментарий для изучения особенностей деятельности сельской школы в системе личностно-ориентированного образования) [Текст]: учебно-методическое пособие. / П. П. Пивненко. - Ростов-н/Д: РГПУ, 2000. - 124 с.

8. Беловолов, В. А. Правильный выбор приоритетов в деятельности системы образования [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 1. - С. 32-42.

9. Фишман, Б. Е. Педагогическая поддержка саморазвития педагогов в профессиональной деятельности [Текст] / Б. Е. Фишман // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 49-60.

10. Амирова, Л. А. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы профессионально мобильной личности педагога [Текст] / Л. А. Амирова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 84-98.

11. Галагузов, А. Н. Корпоративное образование: сущность и проблемы [Текст] / А. Н. Галагузов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 89-98.

12. Брыксин, А. А. Необходимость интеграции общего и профессионального образования в сельской местности [Текст] / А. А. Брыксин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 149-155.

УДК 371.398

Елена Евгеньевна Таратонова

Соискатель кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», sultanis@yandex.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВУЗА

Helena Yevgenyevna Taratonova

Researcher of Pedagogics and Professional Field Psychology Department of Federal Educational Establishment of Higher Education “Kazan State Energetics University", sultanis@yandex.ru

EXTRA VOCATIONAL (PROFESSIONAL) EDUCATION AS THE SPACE TO REALIZE THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE UNIVERSITY

Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию [2] отметила, что одной из главных задач высшей школы является обеспечение качества подготовки специалистов. Эта задача не менее важна и для России,

так как, с точки зрения М. Г. Беляевой, состояние системы образования «в значительной степени определяет будущее страны, поскольку именно образование закладывает фундамент для развития производительных сил общества - как средств производства, так и личного фактора производства. Человеческий капитал - важнейший элемент национального богатства, и инвестиции в него дают высокую отдачу, прежде всего, через рост технических инноваций и увеличение производительности труда...» [1]. И. М. Ильинский в 2002 г. обращал внимание на то, что «.проблема качества образования существовала всегда. Сейчас она чрезвычайно обострилась не только в России, но и во всем мире. При этом нет четких критериев понятия «качество образования». Показателей могут быть сотни.» [4].

В последние годы система менеджмента качества прочно вошла в структуру многих вузов, достаточно четко определены критерии ее обеспечения, которые легли в основу аккредитационных показателей оценки образовательной деятельности. Однако проблема качества образования и его менеджмента остается открытой в дополнительном образовании, последнее является своего рода придатком основного профессионального образования. Вместе с тем, при особом подходе дополнительное образование может выступать важным пространством реализации системы менеджмента качества, на характеристике которого мы считаем необходимым остановится подробно.

Для определения родовидового понятия «дополнительное профессиональное образование» остановимся на родовом понятии «дополнительное образование». В справочной литературе - это «образование, получаемое дополнительно к основному общему или профессиональному образованию через дополнительные образовательные программы и услуги, которые реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства» [10, с. 288] . Уже в самом содержании данного понятия есть аспекты определения в его объеме родовидового понятия «дополнительное профессиональное образование», если в качестве основания деления взять критерий «уровень образования».

В данном контексте ряд исследователей [10, с. 289] отмечает, что в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов, что возможно посредством реализации дополнительных образовательных программ.

В целях «осуществления единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей специалистов в интересах развития их личности и творческих способностей.», приказом министерства общего и профессионального образования утверждены «Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ»

[9], основанные на положениях Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-Ф3, Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 [8]. Дополнительные профессиональные образовательные программы, которые разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно, должны: соответствовать квалификационным требованиям к профессиям и должностям; сохранять преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования; быть ориентированными на современные образовательные технологии и средства обучения; обеспечивать совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам, а также обеспечивать соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам, принятым правилам оформления программ; соответствовать видам дополнительного профессионального образования.

При этом соответствие образовательных программ квалификационным требованиям к профессиям и должностям определяется составом профессиональных задач, включенных в цели конкретной образовательной программы. Преемственность дополнительных профессиональных образовательных программ по отношению к государственным образовательным стандартам обеспечивается учетом в дополнительных профессиональных образовательных программах требований профессиональной части стандартов.

Ориентация на современные образовательные технологии реализуется путем отражения в программах новаций:

- в принципах обучения (модульность обучения «до результата», вариативность сроков обучения в зависимости от исходного уровня подготовленности слушателей, индивидуализация обучения с профессиональным подбором претендентов на различные роли и др.);

- в формах и методах обучения (активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторных занятий);

- в методах контроля и управления образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т. д.);

- в средствах обучения (компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, многосредные средства, тренажеры).

Обеспечение совместимости программ различных видов дополнительного профессионального образования реализуется путем соотнесения целей и содержания программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки (в зависимости от целей и сроков обучения в про-

граммах может варьироваться соотношение между теоретической подготовкой и практическим обучением решению профессиональных задач).

Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно-методическими документами: учебным планом, учебно-тематическим планом, учебной программой. Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.

В структуре дополнительного профессионального образования можно выделить такие виды подготовки, как повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка и дополнительное (к высшему) профессиональное образование, отличающиеся друг от друга необходимым исходным уровнем образования, количеством часов и особенностями итоговой аттестации [8].

Кроме того, в качестве дополнительного профессионального образования может выступать получение работником второго высшего, в том числе параллельного образования. Статус учреждений, реализуемых программ дополнительного профессионального образования определяет «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» [8].

Таким образом, мы можем уточнить понятие «дополнительное профессиональное образование» и определить его в двух аспектах: в узком смысле, как совокупность дополнительных профессиональных программ, реализуемых вузом (или самостоятельным учреждением дополнительного профессионального образования) с целью повышения квалификации, стажировки, переподготовки специалистов или получения ими второго высшего (в том числе параллельного) образования или дополнительного к нему; в широком смысле, как непосредственно или косвенно организованный и социально обусловленный процесс обучения (преподавания и учения), воспитания и развития человека, способствующий усвоению им научных достижений, а также культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей общества посредством освоения дополнительных профессиональных программ в соответствующем учебном заведении (или его структурном подразделении).

Дополнительное профессиональное образование как в широком, так и в узком смыслах может выступать экспериментальной площадкой отработки средств и / или технологий обеспечения и менеджмента качества. Особую роль в этом играют и разработка методики документирования системы менеджмента качества в области дополнительного профессионального образования, и так называемый процессный подход.

Как отмечают В. К.Зиненко и В. В. Левшина [3], создавая систему управления качеством профессионального образования (в том числе дополнительного) в вузе, необходимо: 1) управление качеством образования рассматривать на четырех уровнях: федеральном (министерства и ведомства); региональном (муниципальном); институциональном (связанном с реше-

нием административных и научных вопросов управления образованием в образовательном учреждении); неправительственном (внешняя оценка качества с привлечением независимых экспертов); 2) сформулировать понятие «качество образования», включающее показатели, по которым его нужно оценивать на каждом уровне; 3) определить методы оценки, управления и совершенствования качества на всех уровнях управления.

Создавая систему управления качеством в вузе, прежде всего, необходимо определиться с конечной продукцией, которую он выпускает. Одни вузы за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, другие -оказание образовательной услуги.

Слушателей системы дополнительного профессионального образования нельзя обозначить выпускниками, как допустим студентов вуза, следовательно, необходимо акцентировать внимание именно на качестве предоставляемых образовательных услуг в рамках реализации дополнительных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации специалистов на основе процессного подхода.

Сам процесс - это совокупность взаимосвязанных ресурсов (кадры, оборудование, методы изготовления, стандарты) и деятельность. Основная цель процесса - добавление ценности продукта при минимальных затратах на каждой операции. Но при выпуске дефектного продукта его ценность по мере прохождения по операциям не добавляется, а убавляется за счет закладывания в ценность готового продукта будущих издержек на переработку бракованной продукции. В промышленность вводятся МС ИСО серии 9000 версии 2000 г., которые в отличие от версии 1994 г. содержат требование реализации в системах качества принципов TQM, а также процессного подхода в рамках системы управления качеством [5; 6; 7].

Уточним - в промышленности процессами являются: сборка автомобилей и агрегатов; доставка продукта, заказанного потребителем, снятие денег с персонального счета. В образовательном учреждении процессами также выступают преподавание конкретной дисциплины, дипломное проектирование, воспитательная работа. В системе дополнительного образования - реализация той или иной программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Согласно рекомендациям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, в процессы, необходимые для системы менеджмента качества вуза в целом и дополнительного профессионального образования в частности, следует включать процессы управленческой деятельности руководства (ответственность руководства), обеспечения ресурсами (менеджмент ресурсов), процессы жизненного цикла продукции (бизнес-процессы) и измерения (оценка, анализ и улучшение). В данном контексте дополнительное профессиональное образование представляет собой важный структурный компонент образовательного процесса в вузе и может выступать пространством реализации системы менеджмента качества с целью отработки технологии процессного подхода при условии

ориентирования на качество образовательной услуги в ходе обучения обучении по дополнительным профессиональным программам.

Библиографический список

1. Беляева, М. Г. Проблемы качества образования в условиях реформы высшей школы [Текст] // Стандарты и качество. - 2002. - № 4. - С. 20-21.

2. Всемирная конференция ЮНЕСКО по высшему образованию. Качество высшего образования [Текст] // Альмаматер. - 1999. - № 1. - С. 30-37.

3. Зиненко, В. К. Научно-методические вопросы формирования системы менеджмента качества в вузе [Текст]: монография. / В. К. Зиненко, В. В. Левшина. - Красноярск: СибГТУ, 2003. - 110 с.

4. Ильинский, И. М. Качество - ядро образовательного процесса [Текст] / И. М. Ильинский // Стандарты и качество. - 2002. - № 4. - С. 22-24.

5. Качалов, В. А. Сравнение стандартов ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000. В сб. «TQM-XXI. Проблемы, опыт перспективы», вып.4./ Под ред.

B. А. Качалова, В. Л. Рождественского. - М.: Издат, 2000.

6. Менеджмент системы качества [Текст]: учебное пособие /

М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов и др. - М.: ИПК Издательство стандартов. -1997. - 368 с.

7. Соколов, А. Использование CALS-технологий при создании систем качества по МС ИСО серии 9000 [Текст] / А. Соколов // Стандарты и качество. -2002. - № 5. - С. 32-35.

8. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 213.

9. Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Утверждены приказом Минобразования России от 18.06.97 № 1221.

10. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред.

C. Я. Батышева. - М.: Академия профессионального образования, 1999.

11. El-Khawas E., Thah T. Internal review to Assure quality: comparative perspectives on evolving practice // Tertiary Education and Management. -Vol. 4. - No. 2. 1998. - P. 95-101.

12. Беловолов, В. А. Правильный выбор приоритетов в деятельности системы образования [Текст] / В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 1. - С. 32-42.

13. Субетто, А. И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А. И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 75-87.

14. Белова, С. Н. Балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов как элемент менеджмента качества образовательного процесса в вузе [Текст] / С. Н. Белова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 72-82.

15. Игнатьева, Е. Ю. Системообразующая роль менеджмента знаний в тенденциях развития высшего образования [Текст] / Е. Ю. Игнатьева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 122-130.

16. Итин, Ю. К. Качество образовательного процесса высшей школы как объект управления [Текст] / Ю. К. Итин // Сибирский педагогический журнал. - 2008. -№ 2. - С. 82-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.