Научная статья на тему 'Качество образовательного процесса как объект управления'

Качество образовательного процесса как объект управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтерев Виталий Анатольевич

В статье проблема качества образовательного процесса рассматривается как объект управления. Приведена система менеджмента качества (СМК), разработанная и реализуемая в рамках Института социального образования УрГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество образовательного процесса как объект управления»

УДК 37.014.6

Дегтерев Виталий Анатольевич

Кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета, degterev@uspu.ru, Екатеринбург

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Degteryov VitalyAnato/evich

Candidate of pedagogy, senior lecturer of the Ural State Pedagogical University. degterev@uspu. ru. Ekaterinburg

QUALITY OF EDUCATIONAL PROCESS AS AN OBJECT OF MANAGEMENT

В Соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. главная задача российской образовательной политики - обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393)

Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются:

- реальное снижение качества подготовки специалистов в российских вузах в 80-х-90-х годах XX в., обусловленное рядом известных объективных причин;

- переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия внутривузовских систем управления качеством образования;

- усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов, включая госзаказ на подготовку специалистов;

- вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

-регулярное проведение с 2001 г. Конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов и других региональных конкурсов по качеству»

Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества сводятся к следующему:

1) разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса [1; 2].

2) создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран.

3) разработка и внедрение системы качества образовательных учреждений на базе различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии 1БО 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (ЕРрМ) другие национальные модели управления качеством в образовании.

4) построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям;

5) перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки образовательных учреждений на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности на качество и оценку труда, где она и должна быть - в образовательных учреждениях, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.

Вопросы доступности качества эффективности образования, взаимодействия высшей школы с работодателями являются стратегическими. Отвечая на запросы и вызовы времени, образование и каждое отдельное учебное заведение должно отвечать за качество подготовки специалистов, необходимое для обеспечения эффективности использования их потенциала в различных сферах общества.

Важнейшим направлением вузовской деятельности является разработка и реализация внутривузовской системы качества образования. Высшая школа, педагогическая в особенности, является механизмом воспроизводства всей системы образования, гарантией формирования нового качества специалистов с помощью инновационных технологий его достижения и на базе хорошо продуманной, организованной, компьютеризированной системы контроля качества.

Система менеджмента качества (СМК), разработанная и реализуемая в рамках Института социального образования Уральского государственного педагогического университета, опирается на принятые образовательным сообществом стандарты качества

В этой системе, основанной на деятельностном, процессном и компетентно стном подходах к образованию, в качестве субъектов управления качеством выступают различные структуры и подструктуры Института и у каждого из них свой объект управления, свой аспект качества. На уровне Института - это качество процесса подготовки студентов по специальности, начиная с условий, с его организационного, научно-методического, материального обеспечения и кончая комплексом объективных оценок результата. Кафедральный уровень - организационный с качеством преподавания дисциплин учебного плана, соединяющий требования стандартов, программ с потенциалом преподавательских кадров.

В первичном звене вузовской жизни «преподаватель - студент» объектом управления, является, с одной стороны, качество преподавания учебной дисциплины, с другой - качество усвоения этой дисциплины и всей профессионально-образовательной программы. Но именно в этом звене обеспечиваются гарантии качества, фиксирующего личностный результат функционирования всех уровней системы. Можно говорить о высоком потенциале и профессионализме педагога, оказывающие качественные образовательные услуги. Но конечным результатом будет не услуга, а результат ее вклада в общий процесс формирования профессиональной и социально-компетентной личности студента - будущего специалиста.

Очень важным для оптимизации взаимодействия субъектов - уровней управленческих структур является обратная связь с объектами воздействия, которые по линии «преподаватель — студент — работодатель» становятся субъектами оценки качества подготовки в вузе с точки зрения своих интересов и требований к образованию.

В Институт социального образования УрГПУ в соответствии с концепцией менеджмента качества, провозглашенной стандартами серии ИСО — 9000, сформулирована миссия и определена политика в области качества, в соответствии с которой разработаны стратегический план развития Института, определены цели в области качества. В каждом структурном подразделении назначены уполномоченные по качеству, через которых осуществляется управление качеством. Для координации этой деятельности в институте создан Совет по качеству.

Важным условием эффективного управления качеством образования является формирование управленческой культуры в области качества сотрудников Института. К настоящему времени прошли обучение по проблемам управления качеством образования и получили сертификаты 80% персонала, 30 сотрудников имеют сертификат внутреннего аудитора.

Система менеджмента качества Института социального образования разработана на основе процессного подхода к анализу и управлению деятельностью. В реестр процессов, реализуемых в Институт социального образования в 2007/2008 учебных годах были включены: «Реализация основных образовательных программ», «Воспитательная работа», «Управление персоналом», «Функционирование СМК».

Распределение ответственности и полномочий по выделенным процессам закреплено в Информационных картах процессов, а также в должностных инструкция.

Для каждого процесса определены внешние поставщики, входы и результаты, их потребители, виды деятельности в рамках процесса, управление и требуемые ресурсы, показатели для измерения процессов, способы измерения и методы анализа, а также спланированы мероприятия по улучшению процесса.

Преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступного большинству студентов. Руководством Института социального обра-

зования сформулированы четкие критерии отбора персонала на вакантные должности, осуществляется оценка соответствия соискателя требованиям (на основе собеседований, тестирований и прохождения процедуры конкурсных отборов на должности профессорско-преподавательского состава), проводятся адаптационные мероприятия с новыми сотрудниками.

Оценка деятельности персонала осуществляется на основе отзывов потребителей, анализа результатов экспертной оценки учебных занятий, рейтинга научной активности, результатов конкурса «Преподаватель года».

Обучение и повышение квалификации является одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень компетентности сотрудников. На основе анализа текущих и перспективных потребностей в составлении с планами подготовки и переподготовки, кадров, каждый работник института проходит обучение не реже, чем 1 раз в 3 года.

Применяются различные формы подготовки и переподготовки преподавателей: курсы повышения квалификации, семинары, конференции, стажировки за рубежом и в профильных учебных и научных учреждениях, организация. На постоянной основе действуют методологические семинары по вопросам обеспечения качества образования и другие мероприятия, тематика которых обеспечивает повышение квалификации преподавателей и сотрудников Института,

Понятие качества образования охватывает не только преподавание, но и научно-исследовательскую работу преподавателей и студентов, руководство и управление образовательным учреждением, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузом других образовательных услуг обществу.

Внедренная система менеджмента качества позволяет поддерживать высокое качество профессиональной подготовки выпускников, а осуществляемый на плановой основе мониторинг основных процессов и их результативности позволяет своевременно выявлять несоответствия и, соответственно, проводить корректирующие мероприятия.

Библиографический список

1. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года.

2. Берлинская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 19 сентября 2003 года.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. -26 с.

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Изд-во, 2001. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.