Научная статья на тему 'Формирование системы менеджмента качества образовательной организации'

Формирование системы менеджмента качества образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / FORMATION / QUALITY OF FORMATION / DOCUMENTING OF SYSTEM OF A QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головкова О. И.

Система требований к качеству образования формулируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями Государственных образовательных стандартов, а также требованиями по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Формальное представление требований национальной системы качества образования выражается в виде показателей государственной аккредитации. Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается недостаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самим образовательным учреждением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головкова О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SYSTEM OF A QUALITY MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

The system of requirements to quality of formation is formulated at level of national system of quality of formation and regulated by requirements of the State educational standards, and also requirements on licensing, certification and accreditation of educational institutions. Formal representation of requirements of national system of quality of formation is expressed in the form of indicators of the state accreditation. However, an external estimation of quality of formation as shows world experiment, now it appears insufficiently. Internal mechanisms of the quality assurance the formations provided with educational institution are required

Текст научной работы на тему «Формирование системы менеджмента качества образовательной организации»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О.И. Головкова, магистрант

Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

Система требований к качеству образования формулируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями Государственных образовательных стандартов, а также требованиями по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Формальное представление требований национальной системы качества образования выражается в виде показателей государственной аккредитации.

Однако внешней оценки качества образования, как показывает мировой опыт, в настоящее время оказывается недостаточно. Требуются внутренние механизмы гарантии качества образования, обеспечиваемые самим образовательным учреждением

При рассмотрении понятия «качество образования» следует учитывать ряд моментов. Под «качеством» в обобщенном смысле понимается степень соответствия присущих объекту (продукции или услуге) характеристик установленным требованиям. Особенностью образования является более сложная структура потребления. В качестве потребителей результатов образовательного процесса выступают как сами студенты, так и их семьи, предприятия-работодатели, и, наконец, общество и государство в целом, которые будут эффективно (или неэффективно) использовать потенциал выпускников образовательного учреждения (ОУ). В связи с этим качество образования можно определить как сбалансированное соответствие совокупности свойств и характеристик образовательного процесса, его результатов, и всей системы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам) которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

Актуальность проблем обеспечения качества образования в России в настоящее время определяется рядом аспектов, основными из которых являются:

• переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений на базе утвержденного перечня показателей, включающего, в частности, и показатели наличия внутривузовских систем управления качеством образования;

• усиление конкуренции между ОУ на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов;

• вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс), которое требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

• регулярное проведение с 2001 г. конкурса Ро-собрнадзора и Рособразования «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки выпускников» и других региональных конкурсов по качеству.

В свете этого, многие российские вузы связывают надежды выхода из трудного положения с разработкой или совершенствованием системы менеджмента качества (СМК), отвечающей современным требованиям.

Как показал опыт многих вузов, при внедрении СМК необходимо обеспечение поддержки со стороны руководства, мотивация персонала, его обучение в области качества, разъяснение тех преимуществ, ко-

торые приносит современная организация, основанная на принципах менеджмента качества.

Система требований к качеству образования формулируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями Государственных образовательных стандартов (ГОС), а также требованиями по лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ. Формальное представление требований национальной системы качества образования выражается в виде показателей государственной аккредитации.

Вступление России в Болонский процесс налагает определенные требования как на национальную систему гарантии качества образования, так и на механизмы внутренних гарантий качества ОУ, реализуемых посредством СК ОУ.

В современных условиях хозяйствования качество образовательных услуг и выпускаемых специалистов, предоставляемых образовательными организациями в целом, в частности вузами, является основным фактором, способствующим повышению их конкурентоспособности.

Анализ подходов к управлению качеством в образовательной организации показал, что наиболее приемлемым и отвечающим требованиям сегодняшней практики является системный подход. Высшее учебное заведение, являясь образовательной организацией, отвечает основным свойствам системы: целенаправленности (цели в области качества), сложности (множество структурных подразделений и сложность их взаимосвязи), делимости (образовательная, научно-исследовательская, учебно-методическая, хозяйственная деятельность), целостности (направленность действий структурных подразделений подчинено единым целям), многообразию элементов и различию их природы (различные виды деятельности имеют свою функциональную специфичность и автономность), структурности (взаимозависимость и взаимосвязь между подразделениями согласно иерархическим уровням) [1].

Система управления качеством образовательной организации должна быть направлена на выпуск высококвалифицированных специалистов посредством предоставления качественных образовательных услуг, удовлетворяющих требованиям рынка. Как результат производства образовательной организации рассматривается выпускник, имеющий знания, навыки и умения, полученные им в ходе предоставления образова-

тельных услуг и соответствующие требованиям сегодняшней практики. В качестве входа в процесс выступает абитуриент, а выходом процесса является выпускник [2].

Основные задачи внедрения в деятельность образовательной организации СМК состоят в том, чтобы посредством функционирования данной системы добиться:

- создания внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов в организации через основные направления деятельности (образовательная, научно-исследовательская, подготовка научно-педагогических кадров, воспитательная, финансовая, информационная, социальная, хозяйственная, административно-управленческая);

- повышения имиджа организации, выражающегося в ответственности обучающихся и преподавателей за результаты своей работы;

- роста доверия потребителей к выпускникам организации;

- формирования реализации экономических механизмов развития системы образования в регионе, улучшения экономического положения сотрудников всех уровней;

- осознания всем коллективом важности функционирования СМК;

- повышения ответственности и четкого разделения полномочий сотрудников всех уровней (преподавателей, кафедр, деканатов, ректората);

- решения основной задачи СМК — устранения межфункциональных барьеров и создания вузовской команды качества за счет внедрения процессного подхода и идеологии всеобщего управления качеством (TQM).

Система менеджмента качества образовательной организации должна учитывать, что организации, занимающиеся образовательной деятельностью, имеют ряд отличительных характеристик:

- они не производят овеществленной продукции. Потребление услуг начинается во время их предоставления;

- большая часть персонала образовательной организации непосредственно контактирует с внешним потребителем;

- границы предоставленных услуг различны: они могут быть реализованы на основе стандартной образовательной программы или учебного плана;

- жизненный цикл продукции по длительности является значительным, так как срок обучения составляет от четырех до шести лет (в среднем), что усложняет задачу соответствия знаний, умений и навыков специалистов требованиям рынка;

- управление процессом предоставления большинства образовательных услуг имеет характер, схожий с управлением проектом. В этих условиях должны быть определены этапы получения и оценки промежуточных и конечных результатов.

Эти характеристики отличают процесс предоставления услуг от производственного процесса и

приводят к необходимости специальной интерпретации системы менеджмента качества для сферы образовательных услуг.

В образовательной организации при создании СМК можно использовать в качестве базового стандарта, устанавливающего требования к системам менеджмента качества, стандарт ГОСТ Р ИСО 9001— 2001 Системы менеджмента качества. Требования.

Эффективность СМК во многом зависит от того, насколько хорошо она документирована. Стандарты ИСО 9000:2000 допускают для организации гибкость в выборе пути, которым она осуществляет документирование своей системы. Это даёт возможность каждой конкретной организации определить необходимые именно для неё характер и масштаб документирования СМК [3].

Создавая систему управления качеством, необходимо:

1. Управление качеством образования рассматривать на четырех уровнях:

1.1. Федеральный - уровень министерства и ведомств;

1.2. Региональный - уровень республики, края, области;

1.3. Институциональный - связанный с решением административных научных вопросов управления

образованием в образовательном учреждении;

1.4. Неправительственный - внешняя оценка качества (с привлечением независимых экспертов).

2. Сформулировать понятие «качество образования», включающее показатели, по которым его нужно оценивать для каждого уровня.

3. Определить методы оценки, организации, управления и совершенствования качества на всех уровнях управления.

Одним из основных факторов системы управления качеством образования в целом является уровень организации качества образовательных учреждений. Поэтому создавая систему управления качеством в вузе, прежде всего, необходимо определиться с конечной продукцией, которую он выпускает. Одни вузы за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, другие оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции вуза не только сам студент, сколько государство и общество в виде организации, привлекающей выпускника на работу. Таким образом, качественная продукция вуза не образовательная услуга, а выпускник. Исходным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника вуза как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых должен быть направлен образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний студентов. Между тем необходимо отметить, что основой деятельности вуза является учебный процесс. Однако его нельзя рассматривать в отрыве от других видов деятельности: научной, учебно-методической, административно-хозяйственной и т.д.

Система управления качеством в вузе в целом складывается из управления качеством каждого вида деятельности вуза. Поэтому вузам целесообразно определить основные направления своей деятельности. К примеру, МИСиС при создании системы управления качеством выделил для себя основные направления деятельности - это образовательное, научное, финансовое, информационное, административно-хозяйственное, социальное, работу с персоналом. При этом вуз рассматривается как совокупность шести подсистем, объединяющих функционально взаимосвязанные виды деятельности: учебной, научной, экономической, управленческой, маркетинговой, хозяйственной.

Некоторые вузы, создавая систему управления качеством, пошли иным путем: они выделили основной процесс - образовательный, а остальные определили как обеспечивающие его качество. Такие подходы вполне приемлемы, так как учебное заведение имеет право их выбирать, а требования МС ИСО серии 9000:2000 не ставят своей целью добиться однообразия системы управления качеством. Главное, чтобы она обеспечивала оказание качественной образовательной услуги и профессионально подготовленного выпускника.

В целом анализ различных моделей систем управления качеством показал, что технологические решения управления качеством в образовательной организации необходимо ориентировать на:

- разработку миссии и стратегии развития образовательной организации;

- создание новой динамичной организационной структуры управления, включающей определение компонентов этой структуры и их положения относительно друг друга, установление взаимосвязи компонентов и обеспечение реализации «развивающей» стратегии и взаимодействия;

- переход от субординационного принципа организации управления на доминирование организации горизонтального координационного типа, объединяющей равноправные и равнозависимые компоненты на базе самоорганизации и саморазвития;

- оптимальное сочетание функциональнолинейных структур управления качеством с ситуационным подходом к управлению;

- обеспечение целостности функций управления в рамках управленческого цикла;

- адресность управляющих воздействий, определение объектов и субъектов управления, четкое разграничение полномочий, прав, обязанностей и ответственности субъектов управления;

- усиление элементов мониторинга, анализа и оценки результатов образовательного процесса, построение обоснованных критериев и показателей оценки;

- сочетание различных видов материальной и социальной мотивации, а также и волевого управле-

ния, организационного воздействия, экономических, воспитательных, организационно-распорядительных, психолого-педагогических методов управления [4].

Для того чтобы все необходимые действия по выполнению требований заказчика были выполнены, они должны быть задокументированы. Иначе эти действия (работы, процессы, подпроцессы) будут выполняться случайным образом и давать непрогнозируемый результат.

В организации должна быть единая система документации, часть из которой может быть использована при проведении аудита СМК для доказательства выполнения требований МС ИСО 9001:2000.

Формирование системы менеджмента качества предполагает разработку следующей документации:

• стратегические документы;

• документированные процедуры;

• нормативные документы;

• внутренние документы.

Некоторые руководители полагают, что инструкции и процедуры сковывают инициативу работников. Чтобы этого избежать, документация должна периодически анализироваться и при необходимости пересматриваться в соответствии с процедурой управления документацией.

Документация системы менеджмента качества позволяет повысить эффективность информационных потоков и своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды образовательной организации.

Система менеджмента качества уникальна для каждой образовательной организации и может эффективно функционировать только тогда, когда четко определены присущие конкретной организации цели и политика в области качества, а также виды деятельности и ответственность [3].

Литература

1. Никифоров А.Д. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / А.Д. Никифоров. М.: Дрофа, 2004. 720 с.

2. Годлевский В.Е. Система менеджмента качества: учеб. пособие / В.Е. Годлевский, Г.Н. Изюменко. Самара: Самарский научный центр РАН, 2001. 132 с.

3. Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений. - С.-Петербург, «ЛЭТИ», 2006.

4. Качалов В.А. Сертификация системы менеджмента качества как основа для перехода к TQM /

B.А. Качалов // Стандарты и качество. - 2000. - № 8. -

C. 46-53.

@ 8-920-967-41-27

Ключевые слова: система менеджмента качества, образование, качество образования, документирование системы менеджмента качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.