Научная статья на тему 'Дополнительное образование как средство повышения профессиональной компетентности преподавателей художественных дисциплин в области народного искусства'

Дополнительное образование как средство повышения профессиональной компетентности преподавателей художественных дисциплин в области народного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шокорова Лариса Владимировна

В статье анализируется специфика формирования профессиональной компетентности преподавателей художественных дисциплин в области народного декоративно-прикладного искусства. Характеризуются требования к уровню квалификации и необходимости освоения современных методов решения профессиональных задач. Выявляются отличительные черты системы повышения квалификации преподавателей народного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шокорова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как средство повышения профессиональной компетентности преподавателей художественных дисциплин в области народного искусства»

УДК 37.05

Лариса Владимировна Шокорова

(кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, художественно-педагогическая компетентность, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Современные условия развития общества, обусловленные глобализацией социально-культурных сфер, вызывают падение интереса к национальной культуре и утрату способности к ее восприятию, обесценивание научных и культурных достижений своего народа, ограничивают возможности воспроизводства национальных и духовных ценностей российского общества. Формирование предметно-пространственной среды и ее гармонизации с окружающим пространством порождает новые подходы к качеству профессиональной подготовки художников народного декоративно-прикладного искусства. Проблемы системного характера предъявляют особые требования к преподавателям, способным обеспечить решение новой социальной задачи. От профессиональной компетентности преподавателя, уровня его педагогического мастерства зависит готовность выпускников художественных вузов к профессиональной инновационной деятельности в области сохранения и развития традиционной культуры.

Понятие «компетенция» - одно из ключевых в современных научных исследованиях и образовательных практиках. Компетенция представляет собой способность и готовность применять знания, умения, личностные качества для профессионального выполнения деятельности в определенной области, проявлять самостоятельность и креативность при решении поставленных задач, осознавать ответственность за результаты своей деятельности [1]. Понятия «компетенция» и «компетентность» диалектически взаимосвязаны. По определению Б.Т. Кенжебекова, «профессиональная компетентность - это совокупность

интегрированных фундаментальных знаний, обобщенных умений и способностей человека, его профессионально значимых и личностных качеств, высокий уровень технологичности, культуры и мастерства, творческий подход к организации деятельности, готовность к постоянному саморазвитию» [2].

Профессиональная компетентность педагога - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризующей его профессионализм, восприимчивость к педагогическим инновациям, способность адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Вопросы формирования профессионально-педагогической компетентности как системообразующих качеств современного педагога рассматриваются в трудах С.Н. Архангельского, Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.А. Сластенина и др.

Профессиональная компетентность преподавателя художественных дисциплин в области народного декоративно-прикладного искусства функционально совмещает в себе владение двумя видами деятельности - художественной и педагогической. Являясь интегрированным типом профессий, она характеризуется как профессиональная подготовка «художника-педагога». Следовательно, художественно-педагогическая компетентность - это свойство, определяющее уровень готовности преподавателя обеспечить базовую эрудицию учащегося и профессионально-художественную подготовку в области декоративно-прикладного искусства. По мнению Г.Р. Ломакиной, художественно-педагогическая компетентность определяется

«уровнем профессиональной подготовки педагога по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, наличием творческого потенциала, уровнем художественной культуры, интуицией, степенью освоения художественного наследия и основ художественной педагогики» [3].

Одной из актуальных проблем в художественном образовании является отсутствие целостной сформированности художественно-педагогической компетентности у преподавателей художественных дисциплин и профессионального мастерства в области народного искусства. По мнению ректора Высшей школы народных искусств (института) В.Ф. Максимович, это связано с тем, что «преподавателями в этой области часто являются мастера народного искусства, в совершенстве владеющие профессиональным ремеслом, но не имеющие педагогического образования и, следовательно, слабо представляющие себе как теорию и историю образования, так и методы преподавания» [4]. Аналогичную точку зрения высказывает ректор Гжельского государственного университета Б.В. Илькевич: «Часто преподаватели являются хорошими художниками, специалистами в определенной области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, но слабо подготовленными педагогами, воспитателями» [5]. Данный аспект отмечал и вице-президент Российской академии художеств Л.В. Шепелев: «Далеко не всякий хороший художник может быть хорошим преподавателем» [6].

Эта проблема особенно актуальна в связи с требованиями современных стандартов среднего и высшего профессионального образования, в которых указывается на необходимость привлечения к преподаванию потенциальных работодателей, «работников профильных организаций, предприятий и учреждений, творческих организаций, имеющих стаж практической работы в данной профессиональной области не менее 3 лет» [7]. Опыт привлечения мастеров народного искусства к преподавательской деятельности на любом уровне образования, особенно в высшей школе, показывает, что низкая педагогическая компетентность педагогов сводит учебный процесс, особенно в области практических дисциплин, к эмпирическому усвоению знаний, формированию умений и навыков, направленных преимущественно на копирова-

ние изделий. На наш взгляд, правильна точка зрения Б.Б. Миронова: «Профессиональное мастерство преподавателя характеризуется сегодня не только глубокими познаниями, умениями и навыками в рамках своей специальности, но и такими способностями, как мобильность мышления, интеграция знаний, умений и навыков, их трансформация в изменяющихся условиях профессиональной и социальной сферы, стремление к формированию универсального профессионального мастерства в нескольких областях» [8].

Обоснованная необходимость формирования новых рациональных подходов к профессионально-личностному развитию преподавателей народного искусства и их художественно-педагогической компетентности требует системного, организованного и целенаправленного повышения квалификации как процесса совершенствования, углубления и обновления ранее полученных и сформированных знаний и навыков.

Повышение квалификации преподавателей народного искусства должно рассматриваться с позиций интеграции психолого-педагогической и художественно-творческой компетенций, отражающих требования квалификационно-педагогической характеристики и специфики художественно-творческой деятельности.

Психолого-педагогическая компетенция преподавателей народного искусства должна основываться на ряде методологических принципов и подходов: формирование профессионально-педагогической культуры, готовность и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в конкретно-исторический момент нормами, стандартами, требованиями [9]. Художественно-творческая компетенция включает в себя высокий уровень художественного мастерства в конкретных видах народного искусства, свободное владение художественными материалами и изобразительными техниками. Совокупность этих компетенций сформирует профессиональную компетентность художника-педагога, которая позволит сохранить его профессиональную востребованность и конкурентоспособность.

По мнению О.П. Морозовой, «система дополнительного образования позволит преодолеть постоянно возникающий разрыв между динамично развивающимся научно-теорети-

Дополнительное образование как средство повышения профессиональной компетентности.

ческим знанием и опытом педагогической деятельности преподавателя, создать условия для взаимодействия педагогической науки и практики и, пожалуй, самое главное - инициировать у преподавателей внутренние механизмы их личностно-профессионального развития» [10]. В отличие от базового среднего профессионального и высшего образования система повышения квалификации направлена на формирование и удовлетворение перспективного социального заказа на профилированное образование, в том числе и в области художественного образования. В соответствии с законодательством повышение квалификации должно проводиться не реже одного раза в 3 года в течение всего трудового стажа работника. Поэтому содержание образовательных программ системы повышения квалификации должно носить междисциплинарный и опережающий характер, отличаться динамизмом и индивидуализацией обучения.

Система повышения квалификации преподавателей художественных дисциплин в области народного искусства имеет следующие отличительные черты:

- ее цель - стимулирование участников образовательного процесса к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации в сфере художественного образования;

- информирование педагогов о новых требованиях, достижениях педагогики и практики художественного образования; выявление, изучение и распространение наиболее ценного педагогического опыта и всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога;

- нацеленность на удовлетворение актуальных образовательных потребностей всех социально-профессиональных и возрастных групп преподавателей в области народного искусства, усвоение определенных знаний и выработку специфических умений и навыков, потребность в которых педагог испытывает на конкретном этапе профессионального развития;

Библиографический список

- инновационная способность, гибкость, разнообразие форм и моделей, в том числе основанных на нетрадиционных подходах, охват небольших временных интервалов.

Результативность повышения квалификации преподавателей художественных дисциплин в области народного искусства может быть оценена на основе уровневого подхода:

- первый уровень: получение новых знаний, освоение опыта педагогического проектирования, апробирование инновационных технологий в учебном процессе, совершенствование методических навыков;

- второй уровень: стремление к профессиональной самореализации и самоактуализации, совершенствование своих профессионально-педагогических качеств, повышение мастерства в конкретном виде народного искусства;

- третий уровень: разработка авторских (проблемных) курсов и мастер-классов по конкретным видам народно-прикладного искусства.

Таким образом, повышение квалификации преподавателей художественных дисциплин в области народного искусства позволит приобрести знания, умения и навыки, востребованные в сфере художественного образования, повысит творческую самореализацию преподавателя. Интеграция теоретического и практического профессионального обучения выступит гарантом получения качественного профессионального образования, фактором удовлетворения образовательных потребностей как общества, так и отдельного педагога, выявлением оптимального соотношения фундаментальной теоретической подготовки и узкой профессиональной специализации. Повышение квалификации преподавателей народного искусства должно рассматриваться с позиций формирования и развития компетентностей, отражающих требования квалификационной характеристики и специфику художественно-педагогической деятельности. Такой подход позволит сформировать их целостную профессиональную компетентность.

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - Вып. 5. - С. 34.

2. Кенжебеков, Б.Т. Методологические подходы к исследованию развития профессиональной компетентности специалиста / Б.Т. Кенжебеков // Профессиональное образование. - 2004. - Вып. 5. -С. 178.

3. Ломакина, Г.Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии / Г.Р. Ломакина // Педагогическое мастерство : материалы Международной научной конференции. - М. : Буки-Веди, 2012. - С. 276.

4. Максимович, В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления : монография / В.Ф. Максимович. - М. : Изд-во «Флинта». 2000. - С. 23.

5. Илькевич, Б.В. Профессионально-мотивирующее художественно-промышленное образование : монография / Б.В. Илькевич, К.Б. Илькевич. - Гжель : ГГХПИ, 2013. - С. 14.

6. Шепелев, Л.В. Выпускники худвузов идут на улицу торговать / Л.В. Шепелев. - URL : http://portal-kultura.ru/articles/person/lev-shepelev-vypuskniki-khudvuzov-idut-na-ulitsu-torgovat/?print=Y&CODE=lev-shepelev-vypuskniki-khudvuzov-idut-na-ulitsu-torgovat.

7. Стандарт ФГОС ВО по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» 2016 г. - URL : http://fgosvo.ru/news/21/1780.

8. Миронов, Б.Б. Современные требования в области подготовки специалистов музыкально-инструментального искусства / Б.Б. Миронов // Молодой ученый. - 2014. - Вып. 8. - С. 831.

9. Шокорова, Л.В. Проблема профессионального образования в сфере народных художественных промыслов и ремесел / Л.В. Шокорова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2014. - №3. - С. 108.

10. Морозова, О.П. Профессионально-личностное развитие преподавателя вуза в системе дополнительного профессионального образования / О.П. Морозова // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - №2-1. - С. 31.

References

1. Zimnyaya, I.A. Klyuchevyie kompetentsii - novaya paradigma rezultata obrazovaniya / I.A. Zimnyaya // Vyisshee obrazovanie segodnya. - 2003. - Vyip. 5. - S. 34.

2. Kenjebekov, B.T. Metodologicheskie podhodyi k issledovaniyu razvitiya professionalnoy kompetentnosti spetsialista / B.T. Kenjebekov // Professionalnoe obrazovanie. - 2004. - Vyip. 5. - S. 178.

3. Lomakina, G.R. Pedagogicheskaya kompetentnost i kompetentsiya: problemyi terminologii / G.R. Lomakina // Pedagogicheskoe masterstvo : materialyi Mejdunarodnoy nauchnoy konferentsii. - M. : Buki-Vedi, 2012. - S. 276.

4. Maksimovich, V.F. Traditsionnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo i obrazovanie. Istoricheskiy aspekt, sovremennoe sostoyanie i puti obnovleniya : monografiya / V.F. Maksimovich. - M. : Izd-vo «Flinta». 2000. -S. 23.

5. Ilkevich, B.V. Professionalno-motiviruyuschee hudojestvenno-promyishlennoe obrazovanie : monografiya / B.V. Ilkevich, K.B. Ilkevich. - Gjel : GGHPI, 2013. - S. 14.

6. Shepelev, L.V. Vyipuskniki hudvuzov idut na ulitsu torgovat / L.V. Shepelev. - URL : http://portal-kultura.ru/articles/person/lev-shepelev-vypuskniki-khudvuzov-idut-na-ulitsu-torgovat/?print=Y&CODE=lev-shepelev-vypuskniki-khudvuzov-idut-na-ulitsu-torgovat.

7. Standart FGOS VO po napravleniyu podgotovki «Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnyie promyislyi» 2016 g. - URL : http://fgosvo.ru/news/21/1780.

8. Mironov,B.B.Sovremennyie trebovaniya v oblasti podgotovki spetsialistov muzyikalno-instrumentalnogo iskusstva / B.B. Mironov // Molodoy uchenyiy. - 2014. - Vyip. 8. - S. 831.

9. Shokorova, L.V. Problema professionalnogo obrazovaniya v sfere narodnyih hudojestvennyih promyislov i remesel / L.V. Shokorova // Alma mater (Vestnik vyisshey shkolyi). - 2014. - №3. - S. 108.

10. Morozova, O.P. Professionalno-lichnostnoe razvitie prepodavatelya vuza v sisteme dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya / O.P. Morozova // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - №2-1. - S. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.