характер. Виды заданий для внеаудиторной СРС, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный подход, в зависимости от специфики изучаемой дисциплины.
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся определяются в соответствии со следующими целесообразными параметрами: для овладения знаниями (чтение и составление плана текста, конспектирование учебной литературы, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, изучение и отбор художественного материала, создание тематических видео презентаций и фонограмм и др.); для закрепления систематизации знаний (работа с конспектами и учебным материалом, составление плана презентации творческого проекта, тезисов по изучаемой проблематике, анализ и отбор информационно-художественного материала, аналитическая отработка текстов, подготовка сообщений и др.); для оформления умений (решение творческих задач, выполнение упражнений, определёние основных компонентов первоначального замысла учебно-творческой работы, составление макета афиши, литературное оформление постановочного замысла, экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием мультимедийного оборудования и др.).
Для проверки уровня усвоения знаний и умений, обучающихся можно использовать такие методы, как опрос, тестовые задания, сочинения, эссе, доклады, рефераты, контрольная работа, защита творческого проекта, подготовка режиссёрской документации и пр.
Для формирования творческой личности процесс познания является важной составляющей. Познание - это ещё не творчество, но оно вносит элемент ясности и является основой овладения ремёслом, технологией творчества. Поэтому организация и моделирование учебного процесса как творческой среды формирования личности будущего специалиста социально-культурной сферы является актуальной проблемой для вузов культуры и искусства.
Список литературы
1. Личность // Большой российский энциклопедический словарь. - Москва : Большая рос. энциклопедия. - 2003. - С. 845-846.
2. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории и социально-культурной деятельности : учебник. -Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2007. - С. 242-270.
3. Новаторов, В. Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры : монохресоматия. - Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та им. Ф. М. Достоевского, 2007. - 348 с.
4. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : Азбу-ковник,1998. С.247.
5. Карпова, М. Р., Проектное обучение в высшем медицинском образовании / М. Р. Карпова, С. И. Карась // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 108-113.
6. Кобзева, Л. В. Новые образовательные технологии в вузе: групповое проектное обучение / Л. В. Кобзева, Н. А. Орлова, Г. Б. Рябова. - Томск : Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2007. - 117 с.
УДК 7.011.26:378(470+571)
Л. В. Шокорова Алтайский государственный университет,
Барнаул, Россия
АНАЛИЗ РЕФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассматривается специфика обучения народному декоративно-прикладному искусству в контексте модернизации высшего образования в России. Дается анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки <Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Выявляется преемственность системно-деятельностного и компетентностного подходов, являющихся методологической основой стандартов.
Ключевые слова: народное декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы и ремёсла, художественное образование, государственный образовательный стандарт.
Larisa V. Shokorova Altai State University, Barnaul, Russia
ANALYSIS OF FOLK ARTISTIC EDUCATION REFORM IN HIGHER SCHOOL
Abstract. The article deals with the specificity of teaching folk arts and crafts in the context of modernization of Russian higher education sphere. The analysis of state educational standards of higher professional education for the "Decorative and applied arts and crafts" training program is given. The author notes a succession of the systemic, and activity, and competence approaches, which are the methodological basis of the standards.
Keywords: folk decorative art, art handicraft, artistic education, state educational standard.
Сложные социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, направленные на утверждение рыночных отношений и, как следствие, коммерциализацию культуры, отразились на потребностях и нравственно-эстетических идеалах людей. Сферой, способной противостоять негативным тенденциям насаждения антикультуры и антиценностей может стать художественное образование, ориентированное на приобщение подрастающего поколения к традиционным народным ценностям [13, с. 66]. Мы согласны с И. Н. Крыловой, что «художественное образование - это не только национальное культурное достояние, но и единственная в своем роде возможность воздействия на духовное развитие человека. Отечественные культурно-исторические ценности выступают незаменимым фактором формирования у подрастающего поколения национального самосознания, межкультурного взаимодействия и чувства ответственности за будущее процветание страны» [7, с. 168]. Это особенно актуально в связи с тенденциями общемирового перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, интенсивным развитием информационных технологий во всех сферах человеческого бытия, в результате которого создается новая социально-культурная среда обитания человека, характеризующаяся иными нормами, стилем общения и образом жизни.
Радикальные экономические изменения государственной политики выявили неспособность специалистов в области художественного образования подстроиться к быстро меняющимся обстоятельствам и потребностям рынка, формирующегося в сфере социально-культурных услуг. Это актуализировало проблему формирования нового типа образованности специалиста, обладающего компетентностью и мобильностью, способного самостоятельно формировать предметность собственной деятельности в динамично развивающихся условиях, вырабатывать ценностные ориентации и модели поведения.
Ведущей целью современного российского образования является изменение содержательно -целевых аспектов на всех уровнях дошкольного, начального, общего, среднего и высшего профессионального образования с позиций модернизации и гуманизации. Модернизация образования -это создание устойчивого механизма развития всей системы образования, что отвечает главной задаче российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В. А. Сластёнин отмечает: «Гуманистические перспективы образования делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность» [10, с. 237].
Современная гуманистическая модель образования направлена на обеспечение высокого уровня образования, воспитанности и мастерства на основе общекультурного, социально-нравственного развития личности с учётом общественных потребностей и личных запросов, общечеловеческих и национальных духовных ценностей. К определёнию понятия «образовательная модель» существует множество трактовок, которые при всем своем разнообразии выявляют общую парадигму: образовательная модель основана на концептуальных идеях, включающих в себя определённые элементы (цели, технологии, этапы реализации и т. п.). В данном исследовании мы
будем придерживаться определёния А. Н. Дахина: «Под образовательной моделью понимается логически последовательная система элементов, включающая цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ» [3, с. 6].
Главной целью современной гуманистической образовательной модели является гармоничное развитие личности ребёнка на основе личностно ориентированного обучения и воспитания. В. В. Сериков личностно ориентированное обучение рассматривает через механизмы личностного существования человека - рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др., развитие которых является самоцелью образования. Он отмечает: «Переход к личностной парадигме как к более высокой степени целостности в познании и проектировании образовательных процессов расширяет функцию методологии педагогики. Она становится своеобразной прикладной сферой философии человека, а в качестве регулятива педагогического познания выступает целостный образ человеческого бытия, возможностей образования в развитии сущностных сил человека» [11, с. 112]. Под гуманизацией образования следует понимать либерализацию и демократизацию стиля педагогического общения на основе субъект-субъектных отношений, направленных на формирование способности учащихся к саморазвитию и самореализации.
В гуманистической образовательной модели выделяются следующие принципы личностно ориентированного обучения и воспитания: принцип природосообразности и принцип культуросо-образности. Г. Л. Ильин, трактуя природосообразность как становление и раскрытие сущностных сил человека, а культуросообразность - как его формирование под влиянием общественной жизни и в соответствие с ней, обосновывает становление новой образовательной парадигмы изменением понимания природы человека и общества, соответственно, и целей образования [6, с. 17].
Следовательно, первостепенное значение в современной гуманистической образовательной модели имеет формирование личности человека на основе связи с природой в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями. Е. В. Бондаревская, Л. Я. Зорина, В. В. Краевский, В. С. Леднев и др., рассматривая вопрос о гуманизации образования, считают, что основой содержания образования должна стать культура, которая как доминирующая социальная ценность, является инструментом познания и медиатором развития личности. Этот аспект подчеркивает и А. А. Вербицкий, рассматривающий образование как условие, необходимое для «созидания человеком образа мира в самом себе посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры» [2, с. 24].
В учебных учреждениях профессионального художественного образования передача и воспроизводства искусства, как культурного феномена, гармонично взаимосвязано. Их место в образовательной системе страны определяется объективной потребностью в кадрах, способных сохранять и возрождать культурно-исторические, национальные традиции.
Модернизация образования оказала существенное влияние на систему профессионального художественного образования, выявив новые ценностные ориентиры, что привело к изменению параметров его функционирования. Все большую актуальность приобретает «инновационное образование», как основная система идей по модернизации образования. В. Ф. Зива отмечает: «Стремительные темпы перемен во всех сферах жизни, резко возрастающий поток новых знаний, исчезновение переходного периода между полученными знаниями и их использованием, отчуждение процесса производства духовных знаний от процесса их усвоения и передачи характеризуют реалии современного художественного образования как инновационные» [4, с. 38].
Рассматривая инновацию как синоним «новшества», мы считаем, что инновационное образование - это образование, основанное на новых научных знаниях, научной методологии и инновационной динамике. Инновационные процессы в образовании, являясь объективной закономерностью, направлены на развитие потенциальных возможностей человека, умение ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого мышления и готовность к активной деятельности в новых социально-экономических условиях.
Инновационное художественное образование, являясь компонентом культуры, направлено на духовно-нравственное развитие учащихся, овладение современными технологиями, общепрофес-
сиональными знаниями, подготовку высокопрофессиональных специалистов в области искусства при гармоничном соотношении новаторства и опоры на классическое наследие, составляющего основу художественного образования. Мы считаем, что в настоящее время инновационное художественное образование в области народного декоративно-прикладного искусства следует рассматривать в контексте проводимых государственных и образовательных реформ. Для выявления инноваций в области обучения народному декоративно-прикладному искусству проведем анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства.
Государственный стандарт образования - это нормативный документ, обеспечивающий совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Введение стандартов было предназначено для обеспечения качества общего, среднего и высшего профессионального образования, централизованного управления образованием и объективного оценивания деятельности образовательных учреждений.
Первый государственный образовательный стандарт по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» был разработан Государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию в 1995 г. (далее ГОС ВПО). ГОС ВПО был направлен на получение квалификации «Учитель декоративно-прикладного искусства и народных промыслов» для работы в образовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования, в художественных школах и училищах, студиях, художественных объединениях для взрослых. Структура стандарта включала в себя четыре основных блока дисциплин: общекультурные, медико-биологические, психолого-педагогические, дисциплины предметной подготовки и специализации, устанавливаемые вузом. Дисциплины предметной подготовки включали в себя рисунок, живопись, композицию, скульптуру и пластическую анатомию, технологию народных художественных промыслов, художественно-производственную, проектную и техническую графику. Также стандарт предусматривал дисциплины по выбору учащихся и факультативные курсы.
Мы считаем, что данный стандарт явился прогрессивным шагом на пути развития высшего художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства. Сохраняя традиционную фундаментальность образования, он четко регламентировал требования к уровню образованности специалиста, знаниям и умениям по конкретным дисциплинам, имеющим практико-ориентированный характер, сочетая при этом принципы обязательности и вариативности.
В соответствии с принятым в 1996 г. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в 2000 г. были введены в действие ГОС ВПО второго поколения. В 2003 г. Министерством образования Российской Федерации был разработан ГОС ВПО в области культуры и искусства по специальности 052300 «Декоративно-прикладное искусство». Если предыдущий стандарт был направлен на подготовку преподавателей в области народного искусства, то новый стандарт ориентировался на присвоение квалификации «Художник декоративно-прикладного искусства» по трём видам искусства: художественный металл, художественная керамика, художественное стекло.
Исходя из того, что народное декоративно-прикладное творчество включает в себя большое разнообразие видов искусства, мы считаем, что данное ограничение с узконаправленной спецификой, хотя и вызванное требованием развивающейся промышленности, негативно сказалось на развитии образования в области народного искусства.
Позитивными особенностями данного стандарта стало выделение дисциплин федерального компонента, направленных на общую гуманитарную и социально-экономическую подготовку, и дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Федеральный компонент как инвариантное ядро стандарта обеспечивал приобщение учащихся к базовым общекультурным и национальным ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам. Вариативная часть стандарта направлена на углубление и расширение знаний, умений и навыков по выбранному профилю обучения для успешной профессиональной деятельности. Специальные дисциплины
разделены по видам изучаемого вида искусства. Так для получения квалификации «Художник декоративно-прикладного искусства (художественное стекло)» специальными дисциплинами являлись: история художественного стекла, материаловедение, технология и производственное обучение, основы композиции, проектирование, макетирование и конструирование. Эти же дисциплины, только в рамках другого вида творчества (керамика, художественный металл), предполагали получение квалификации в изучаемом виде искусства. В стандарте также прописаны виды деятельности, которые может выполнять художник декоративно-прикладного искусства: аналитическая, проектная, экспериментально-исследовательская, производственно-управленческая, педагогическая.
Методологической основой стандартов второго поколения явился системно-деятельностный подход. Системный подход рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих цель, ресурсы, связь с внешней средой. По мнению А. Г. Асмолова: «Сущность системного подхода состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы» [1, с. 18]. Деятельностный подход характеризуется направленностью всех педагогический мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющей деятельности с учётом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития учащихся. Идея использования системно-деятельностного подхода в образовательных стандартах заключалась в развитии способности и готовности человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Знания, умения и навыки при этом должны из основной цели образования превращаться в средство развития интеллектуальных и личностных качеств учащихся, новообразований, соответствующих задачам возрастного и социального развития.
В целях создания единого европейского образовательного пространства и согласованности целей и результатов образования с реальными потребностями выпускников вузов, работодателей и общества Федеральным законом от 24 окт. 2007 г. № 232-ФЗ была установлена обязательная «уровневая» система во всех областях высшего профессионального образования. Программа подготовки бакалавров рассматривалась как первый уровень, образовательные программы магистров и специалистов - как второй. Это потребовало разработки новых федеральных государственных стандартов (ФГОС ВПО).
Содержащий в своей основе системно-деятельностный подход ФГОС ВПО направлен на формирование новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме. Многие отечественные исследователи отмечают, что компетентностный подход был вызван целым рядом объективных причин, характеризующиеся быстрыми темпами изменения социально-экономических условий, следовательно, и изменением уровня и качества подготовки специалистов. Понятие «компетентность» имеет большой ряд трактовок. По опре-делёнию И. А. Зимней компетентность - это «основанный на знаниях, интеллектуальный и лич-ностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [5, с. 34]. А. М. Новиков компетентность характеризует как «профессиональную образованность, то есть способность человека осуществлять профессиональную деятельность на основе удовлетворения потребностей личности, общества, производства и самой образовательной среды» [9, с. 172]. А. В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определёния: «Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [12, с. 22]. По нашему мнению, под компетенцией нужно понимать требование к образовательной подготовке учащегося, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество, способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области.
По определёнию О. Е. Лебедева «компетентностный подход - это совокупность общих принципов, определёния целей образования, отбора содержания образования, организации обра-
зовательного процесса и качества и оценки образовательных результатов» [8, с. 3]. Под результатами образования выступают сформированные у учащегося компетенции и компетентности, подразделяющиеся на общекультурные и профессиональные. К общекультурным относятся такие качества как способность к обучению, организованность, самостоятельность, ответственность, самоконтроль и самопланирование, потребность в реализации своего личностного потенциала, надежность, чувство долга, ориентации на истинные ценности, толерантность, гуманность. Профессиональные компетенции отражают специфику определённой предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности (изобразительная, инженерная и т. д.). Следует отметить, что в ФГОС ВПО стандартизируется не процесс обучения, не содержание образования, а его результаты. В качестве показателя трудоемкости вместо часов и недель используются зачетные единицы (аналог европейской системы БСТ8). Таким образом, измеряется «вес» конкретной дисциплины в формировании компетенций обучающихся.
Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации стандарта, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Следовательно, ком-петентностная модель выпускника не только охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, но и отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса. Внедрение стандартизации в профессиональное образование сопровождается последующими изменениями содержательной части стандартов. В 2013 г. разрабатываются проекты ФГОС 3+, часть из которых уже введена в действие с 2015 г.
Анализ стандартов 2009 и 2015 гг. показывает следующие изменения: изменен шифр подготовки, введено подразделение на «академический» и «прикладной» бакалавриат, имеющие отличия в областях и объектах профессиональной деятельности, а также в разных объёмах зачетных единиц в блоке практики при общей трудоемкости ООП в 240 зачётных единиц. Это свидетельствует о практико-ориентированной подготовке «прикладного бакалавриата». В новом варианте стандарта отсутствует деление на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты. Но в каждом цикле установлены базовая и вариативная части, так что вузы могут сохранить актуальные для них компоненты образовательных программ. Стандартом установлены четыре обязательные дисциплины: история, философия, иностранный язык и безопасность жизнедеятельности, набор остальных дисциплин образовательная организация определяет самостоятельно в объёме, установленном данным ФГОС ВО в соответствии с выбранными видами деятельности.
Следует отметить, что образовательные стандарты имеют развивающий потенциал, направленный на развитие системы образования в условиях изменяющихся потребностей личности, общества и государства, дающий свободу вузу в построении основной образовательной программы по конкретным видам деятельности реализуемого направления подготовки. Переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов по направлению подготовки <«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» позволит подготовить специалистов как в художественно-исполнительской, управленческой и научно-исследовательской области, так в педагогической.
Список литературы
1. Асмолов, А Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.
2. Вербицкий, А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение : моногр. - Москва : Исслед. центр проблем качества подгот. спец-ов, 1999. - 75 с.
3. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование и компетентность участников образования // Школьные технологии. - 2007. - № 6. - С. 6-12.
4. Зива, В. Ф. Культуроохранная миссия художественного образования // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - № 11. - С. 38-42.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
6. Ильин, Г. Л. Философия и история образования (психолого-педагогический аспект) : учеб. пособие. - Москва : Исслед. центр проблем качества подгот. спец-ов, 1999. - 45 с.
7. Крылова, И. Н. Основные направления развития художественного профессионального образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 3. - С. 168-173.
8. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. -С. 3-12.
9. Новиков, А. М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. - 2011. - № 6. -С. 170-179.
10. Сластёнин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина. - Москва : Академия, 2002. - 576 с.
11. Сериков, В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. - Москва : Логос, 1999. - 272 с.
12. Хуторской, А .В. Компетентностный подход в обучении : науч.-метод. пособие. -Москва : Эйдос ; Изд-во Ин-та образования человека, 2013. - 73 с.
13. Шокорова, Л. В. Духовно-нравственный потенциал народного искусства и проблемы его реализации в современных социально-культурных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2009. -№ 4. - С. 66-69.
УДК [78.4:784.071.2] ::378.14(571.150)=161.1
Н. А. Яговец
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
РАСПЕВ НАРОДНЫХ ПЕСЕН «НА ГОЛОСА» КАК ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В КЛАССЕ ХОРОВОЙ АРАНЖИРОВКИ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье на примере учебного процесса со студентами по направлению подготовки «Искусство народного пения» Алтайского государственного института культуры раскрываются теоретические и методические вопросы организации коллективного творческого процесса распева народной песни «на голоса» в курсе изучения дисциплины «Хоровая аранжировка». В ней рассматривается технология распева фольклорного первоисточника и её последовательность.
Ключевые слова: фольклор, фольклорный первоисточник, распев народных песен, распев «на голоса», хоровая аранжировка, импровизация.
Natalia A. Yagovets Altai state Institute of Culture, Barnaul, Russia
"ON VOICE" FOLK SONG CANTUS AS THE ALTAI STATE INSTITUTE OF CULTURE STUDENTS' CREATIVE WORK IN CHORAL ARRANGE CLASSROOM
Abstract. The article shows the theoretical and methodological issues of organization of the collective creative process of multivoice folk song chanting in the «Choral orchestration» course in the example of the educational process wish students in the field of «The Art of Folk Singing» of the AGIC. It deals with the technology of chanting the folklore origin and its sequence.
Keywords: folklore, folklore origin, folk songs chanting, multivoice chanting, choral orchestration, improvisation.
В творческой деятельности хоровых, ансамблевых народно-певческих коллективов разного творческого направления проблема подбора и расширения репертуара всегда была и остаётся одной из наиболее актуальных. Задача каждого руководителя народно-певческого коллектива -уметь грамотно подойти к творческой работе с фольклорным песенным материалом. Сегодня студенты кафедры народного хорового пения Алтайского государственного института культуры