Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 378 : 338.436.33

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

А. С. ЧЕЧЕТКИН, С. Г. РУБЕЦ

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407

(Поступила в редакцию 24.06.2020)

Опыт развитых стран показывает, что успешное развитие экономики, в том числе цифровой, обеспечивается в первую очередь на основе опережающей подготовки кадрового потенциала. Создание системы непрерывного образования, смысл которой «образование через всю жизнь», стал ответом на вызовы времени.

Агропромышленный комплекс, как основной адресат развития аграрного образования, обладает мощнейшей экономической основой и потенциалом для развития. Вопросы кадрового обеспечения АПК имеют огромную социально-экономическую значимость и являются важнейшими приоритетами государственной политики не только в настоящее время, но и в будущем.

Современный агропромышленный комплекс Республики Беларусь, основанный на передовых технологиях, становится все более наукоемкой отраслью, требующей формирования соответствующего уровня профессиональных, компетентных специалистов, что в свою очередь ставит новые задачи перед учреждениями образования, осуществляющими не только их подготовку, но и повышение квалификации и переподготовку.

Одним из важнейших факторов инновационного развития аграрного сектора в условиях ограниченности качества трудовых ресурсов является обеспечение непрерывности и системности дополнительного профессионального образования. Постоянное углубление и обновление знаний, совершенствование профессиональных навыков и компетенции являются важнейшими направлениями формирования кадров АПК.

Специалисты, работающие в отрасли, должны владеть новейшими научными достижениями, передовым отечественным и зарубежным опытом в организации, технологии и управлении агробизнесом, уметь отслеживать эти достижения и непрерывно обучаться, осваивая и внедряя опыт эффективного хозяйствования. Нынешняя ситуация требует от руководителя и специалиста принятия самостоятельного решения и самому контролировать конечный результат. Возрастающие требования к уровню квалификации работников АПК обусловливают необходимость обучения, повышения квалификации и переподготовки.

Белорусская государственная сельскохозяйственная академия на протяжении всего периода своего существования является ведущим высшим учебным заведением по переподготовке и повышению квалификации кадров для агропромышленного комплекса страны. Еще в межвоенный период здесь были организованы шестимесячные курсы по подготовке заведующих райзо, директоров совхозов, МТС, льноводов и заочный сектор повышения квалификации зоотехников.

В послевоенные годы работала одногодичная школа подготовки руководящих кадров для колхозов и совхозов с ежегодным набором 75 человек, а также шестимесячные курсы повышения квалификации председателей колхозов и директоров совхозов, трехмесячные курсы повышения квалификации специалистов сельского хозяйства. Ежегодно на курсах обучалось более 700 человек.

В 1966 г. на базе существующих курсов при БСХА образован факультет повышения квалификации руководящих кадров и специалистов в соответствии с Постановлением СМ СССР от 15.01.1966 г. N° 38 и СМ БССР от 19.04.1966 г. №162. С 1967 г. на факультете также велось повышение квалификации преподавателей сельскохозяйственных техникумов. За 1967-1990 гг. повысили квалификацию 1723 преподавателя со всех союзных республик бывшего СССР.

Основной задачей факультета являлось повышение квалификации руководителей и специалистов, однако в 1971-1975 гг. здесь переподготовлено более 2 тыс. механизаторов, 300 комбайнеров, 500 техников по искусственному осеменению животных. С 1989 г. на факультете впервые в республике была организована подготовка руководителей арендных подразделений в растениеводстве, животноводстве и других производственных и обслуживающих коллективов.

В 1994 г. на ФПК возобновлена работа по подготовке руководителей хозяйств.

В 1995 г. факультет преобразован в факультет повышения квалификации и переподготовки кадров (приказ Министерства образования Республики Беларусь № 13-10/27 от 12.06.1995 г.).

Факультет в разные годы возглавляли:

1966-1977 гг. - Н. Г. Азовцев, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;

1977-1983 гг. - Н. Н. Добролюбов, кандидат технических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы БССР;

1983-1999 гг. - В. А. Попков, кандидат экономических наук, доцент, заслуженный работник сельского хозяйства БССР;

1999-2009 гг. - Э. А. Петрович, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный работник сельского хозяйства БССР;

2009 г. - А. С. Чечеткин, кандидат экономических наук, доцент.

С 1 января 2015 г. факультет преобразован в институт повышения квалификации и переподготовки кадров (приказ УО БГСХА № 192-ОД от 24.12.2014 г.).

На сегодняшний день институт повышения квалификации и переподготовки кадров является организационно-административным структурным подразделением УО БГСХА, осуществляющим реализацию образовательных программ повышения квалификации и переподготовки специалистов, руководящих кадров сельскохозяйственных организаций АПК, преподавателей вузов и колледжей.

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров осуществляет реализацию образовательных программ переподготовки по 4 специальностям:

1. 1 - 74 01 72 «Управление организациями и подразделениями агропромышленного комплекса» с присвоением квалификации «Специалист по управлению».

2. 1 - 59 01 05 «Охрана труда в сельском хозяйстве» с присвоением квалификации «Специалист по охране труда».

По данным специальностям обучаются специалисты с высшим образованием, работающие в организациях, относящихся к Министерству сельского хозяйства и продовольствия за счет средств республиканского (местного) бюджета. Специалисты, работающие в других отраслях, проходят переподготовку на платной основе.

3. 2 - 74 01 71 «Кадровая работа на предприятиях агропромышленного комплекса» с присвоением квалификации «Инспектор по кадрам».

По данной специальности обучаются специалисты со средним специальным образованием, работающие в организациях, относящихся к Министерству сельского хозяйства и продовольствия за счет средств республиканского (местного) бюджета. Специалисты, работающие в других отраслях, проходят переподготовку на платной основе.

4. В соответствии с решением коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия с 1999 г. на факультете велась переподготовка преподавателей высших и средних специальных учебных заведений с 2-годичной заочной формой обучения по специальности П 03 01 00 «Профессиональное обучение». С 2006 г. в соответствии с новым общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации дополнительного профессионального образования» (Изменение №4 ОКРБ 011-2001) слушатели проходят переподготовку по специальностям 1-08 01 71 «Педагогическая деятельность специалистов», с присвоением квалификации «Преподаватель в соответствии с квалификацией по основному образованию». По данной специальности обучаются преподаватели аграрных колледжей и вузов Республики Беларусь.

За последние пять лет прошли переподготовку и получили новую квалификацию почти 1400 слушателей из числа руководителей и специалистов организаций агропромышленного комплекса.

350

2019

2020

Рис. 1. Переподготовка руководителей и специалистов организаций агропромышленного комплекса

Результаты переподготовки за последние пять лет в разрезе специальностей приведены на рис. 2.

Рис. 2. Переподготовка руководителей и специалистов организаций агропромышленного комплекса

в разрезе специальностей

Министерство сельского хозяйства и продовольствия нашей страны рассматривает повышение квалификации как комплексный процесс подготовки работников, обеспечивающий их профессиональный рост и качественное совершенствование в изменяющихся условиях их деятельности. Для решения этой задачи ежегодно доводится план-график повышения квалификации и переподготовки кадров. Кроме того, по заявкам управлений и комитетов по сельскому хозяйству областных и районных исполнительных комитетов осуществляется целевая краткосрочная учеба руководителей и специалистов с выездом преподавателей академии в районы. За 2016-2020 гг. по данной форме обучили 3925 человек. Образовательный процесс направлен на формирование у слушателей профессионализма высокого уровня, необходимого в практической и технологической работе по использованию современных методов управления. Повышение квалификации охватывает широкий спектр вопросов сельскохозяйственного производства: организация производства в АПК; эффективный менеджмент по производству конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции; организационные и технологические особенности производства молока сорта «Экстра»; влияние гинекологических заболеваний на уровень воспроизводства стада; ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур; интегрированные системы защиты с.-х. культур, новые перспективные сорта сельскохозяйственных культур, применение удобрений при современных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур, формирование цен на реализуемую продукцию, учет финансовых результатов и распределение прибыли, оплата труда и ее совершенствование и др. Институт повышения квалификации и переподготовки кадров осуществляет реализацию образовательных программ повышения квалификации по следующим основным направлениям:

✓ «Организация работы по обеспечению безопасных условий труда в сельскохозяйственных организациях» для инженеров по охране труда.

✓ «Организационно-технологические приемы повышения эффективности производства продукции животноводства» для главных зоотехников, зоотехников сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств.

✓ «Правовое регулирование трудовых отношений. Практические аспекты» для специалистов сельскохозяйственных организаций по кадровым вопросам.

✓ «Организация бухгалтерского учета в современных условиях» для главных бухгалтеров и бухгалтеров сельскохозяйственных организаций.

✓ «Обеспечение экономической эффективности сельскохозяйственного производства и повышение финансовой устойчивости организаций» для руководителей, заместителей руководителей сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств.

✓ «Направления повышения экономической эффективности агробизнеса и финансовой устойчиво-

сти сельскохозяйственных организаций» для главных экономистов, экономистов сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств.

✓ «Интенсивные и энергосберегающие технологии производства продукции растениеводства» для главных агрономов, агрономов сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств.

✓ «Современная техника и технологии в растениеводстве и животноводстве» для главных инженеров, инженеров, заведующих ремонтными мастерскими и гаражами сельскохозяйственных организаций.

✓ «Оптимизация организационно-управленческих и технологических решений при производстве молока на комплексах промышленного типа» для руководителей молочно-товарных комплексов и ферм.

✓ «Технология и организация производства мелиоративных и водохозяйственных работ» для работников предприятий мелиоративной отрасли.

✓ «Система ведения рыбоводства и пути ее совершенствования» для специалистов рыбоводческих организаций ГО «Белводхоз»;

✓ «Современные технологии возделывания, уборки и переработки льнопродукции» для агрономов, специалистов и руководящих работников организаций, осуществляющих производство и переработку льна.

✓ «Современное состояние, тенденции и перспективы развития защиты растений от вредных организмов» для специалистов по защите и карантину растений государственных инспекций по семеноводству, карантину и защите растений.

✓ «Апробация сельскохозяйственных растений и оценка сортовых качеств их семян» для специалистов по семеноводству государственных инспекций по семеноводству, карантину и защите растений.

В период с 2016 по июнь 2020 года в институте повышения квалификации и переподготовки кадров освоили образовательные программы повышения квалификации по упомянутым выше направлениям 3167 слушателей.

Рис. 3 . Повышение квалификации руководителей и специалистов организаций агропромышленного комплекса

Источниками знаний для обучающегося специалиста являются преподаватели, посещаемые предприятия и опыт коллег. В институте сформирован высококвалифицированный научно-педагогический коллектив, доля штатных сотрудников, имеющих ученые степени и звания, составляет 80 %. Образовательный процесс обеспечивают почти 170 преподавателей, в число которых входят как профессора, доктора наук, доценты, кандидаты наук, так и старшие преподаватели, и преподаватели. Для обучения слушателей ИПК и ПК приглашаются ведущие специалисты, руководители предприятий и организаций АПК (заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия, начальник главного управления интенсификации животноводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия, директор РУП «Институт мелиорации», заведующий отделом технологии производства молока и говядины РУП «НИЦ НАН Беларуси по животноводству, зав. отделом многолетних трав РУП «НИЦ по земледелию НАН и др.).

Тематика лекций и формы проведения занятий (семинары, тренинги, конференции) позволяют приблизить научные исследования и передовой опыт к слушателям, способствуют пропаганде и внедрению лучших наработок в производство.

Для качественного проведения занятий в ИПК и ПК имеется хорошая материально-техническая

база: аудиторный фонд, оснащенный современным оборудованием, (позволяет одновременно проводить занятия с более чем 500 слушателями. В состав Института входят бизнес-лаборатория, лаборатория товароведения и организации коммерческой деятельности, а также филиал Республиканского Центра трансфера технологий (РЦТТ), основной задачей которого является проведение исследования рынка потребителей инновационных разработок и внедрение уже апробированных технологий в БГСХА и организациях АПК Республики Беларусь, в компьютерном классе и бизнес-лаборатории проводится тестирование знаний слушателей, в учебно-методическом кабинете находится современная литература, издаваемая в Республике Беларусь, Российской Федерации.

Важным элементом дополнительного образования является проведение выездных занятий. В институте активно применяются два варианта проведения таких занятий: выезд слушателей на производственную базу учебно-опытного хозяйства академии и организация учебы с выездом в другие базовые хозяйства республики.

Практика показала, что эффективность выездных тематических занятий во многом определяется их организацией. Тематика занятий составляется для изучения передового опыта, одного или нескольких важнейших технологических, организационных процессов, влияющих на эффективность работы.

Выезд слушателей на производственную базу учебно-опытного хозяйства обеспечивает обучение инновационным технологиям как студентов, так и слушателей института повышения квалификации на базе школы-фермы, построенной в 2012 году. Здесь проводится обучение и повышение квалификации специалистов, руководителей сельскохозяйственных организаций, областных и районных управлений по сельскому хозяйству и продовольствию, непосредственно связанных с молочно-товарным производством.

При выезде в базовые хозяйства перед началом занятий слушатели подробно знакомятся с состоянием изучаемой проблемы, получают теоретическое обоснование данного вопроса, общие сведения о предприятии и особенностях его опыта. В последующем это позволяет сконцентрировать их внимание на деталях и особенностях проблемы.

Для проведения занятий в ИПК и ПК УО БГСХА используется материально-техническая база 15 учебно-научно-производственных центров, в состав которых в соответствии с заключенными договорами входят РУП «Учебно-опытное хозяйство Белорусской государственной сельскохозяйственной академии» ОАО «Александрийское» Шкловского района, КСУП «Совхоз-комбинат «Заря»» Мозырь-ского района, ОАО «Агрокомбинат «Держинский»», СПК «Агрокомбинат «Снов»», МРУП «Агроком-бинат «Ждановичи»» Минской области, а также НПЦ НАН Беларуси по земледелию, Институт защиты растений, Институт плодоводства, Институт овощеводства, Институт почвоведения и агрохимии, Институт льна, НПЦ НАН Беларуси по животноводству, Институт рыбного хозяйства, Проектный институт Белгипрозем.

Основным структурным подразделением Института является кафедра агробизнеса, которая осуществляет учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работу. Сотрудники кафедры ведут занятия по дисциплинам экономического профиля, разрабатывают учебно-тематические планы, издают учебники, учебные и методические пособия.

С учетом возросших требований к обучающимся специалистам повышаются требования и к преподавателю, ведущему занятия в институте. Условия деятельности при профессиональной переподготовке или повышении квалификации взрослых требуют тщательной подготовки к каждому занятию, повседневной работы со специальной литературой, проведения анализа информационного материала, предварительного изучения обучающегося персонала, подготовки соответствующих методических материалов и наглядных пособий и т. д.

С учетом новых требований преподаватель должен постоянно контактировать с обучающимися по содержанию; оперативно корректировать содержание курса; одновременно учить и учиться у слушателей; иметь практический опыт в данной области знаний. Целенаправленная учеба взрослого требует преподнесения ему в основном конкретных практических заданий с анализом их применительно по своему предприятию или сфере деятельности. Для проведения таких занятий необходимо обеспечить слушателей информационно-методическими материалами для образовательного процесса, создать специализированные базы данных.

Кафедра агробизнеса «диктует моду» в образовательном процессе, перенося центр тяжести в обучении слушателей с традиционных методов (чтение лекций, проведение лабораторно-практических занятий) на активные формы. Это и деловые игры, и «кейсы», в которых предусматриваются задачи, близкие к реальности рыночно-производственных отношений. Все это помогает повысить инициатив-

ность слушателей, прививает им навыки самостоятельного принятия решений в смоделированных ситуациях планирования, организации и управления.

Неотъемлемой частью деятельности института является международное сотрудничество. Институт, во многом благодаря директору А. С. Чечеткину принял участие в реализации ряда международных образовательных проектов:

1. Enhancement of Lifelong Learning in Belarus / BELL «Совершенствование непрерывного образования в Беларуси». Разработаны и прошли оценку внешних экспертов новые онлайновые дистанционные курсы по 5 направлениям: английский язык, правовая грамотность, предпринимательство, информационные технологии, энергосбережение. Получено оборудование на сумму 20000 евро (МФУ, 5 ноутбуков для видеоматериалов, 7 персональных компьютеров для графики).

2. University Teaching and Learning Enhancement / UniTeLE - «Совершенствование обучения в вузах Республики Беларусь» - 2018-2021. Осуществляются учебные поездки в западные вузы - партнеры. Планируется создание академического центра контроля качества образования с поставкой оборудования на сумму 21000 евро.

3. Teacher education and training in tourism in Belarus / TEMPUS «TETVET» «Подготовка и повышение квалификации преподавателей дисциплин по туризму в Республике Беларусь». Разработаны модули для непрерывного обучения преподавателей, которые легли в основу образовательных программ магистратуры и повышения квалификации, реализуемых и оцениваемых в проекте TETVET. Получено оборудование на сумму 17608 евро (14 персональных компьютеров, 2 лазерных принтера, проектор с экраном на штативе, телевизор).

4. «Экологическое образование в Беларуси, России и Украине» - «EcoBRU». Разработаны учебные курсы для повышения квалификации в области экологического образования учителей и преподавателей вузов в контексте многоуровневой системы образования в Беларуси, России, Украине. оборудование на сумму 16500 евро (полностью оборудован класс для дистанционного обучения).

Активно институт сотрудничает и с научно-технологическим парком ООО «Технопарк «Горки», совместная работа проводится по следующим направлениям:

1. Организация стажировок специалистов АПК (слушателей) и преподавательского состава УО БГСХА по изучению опыта практического внедрения технологий точного земледелия резидентами технопарка ООО «Технологии земледелия» и ООО «Научно-технический центр «Белагроробот» на базе сельскохозяйственных предприятий Беларуси.

2. Проведение занятий со студентами и специалистами АПК (слушателями) по комплексному внедрению технологии точного земледелия в АПК Республики Беларусь, на базе учебно-научной лаборатории которая создается резидентом технопарка ООО «Технологии земледелия».

3. Проведение стажировок и повышения квалификации преподавателей аграрных вузов на базе научно-технических центров технопарка: «Точного земледелия и ГИС-технологий», «Биотехнологий в сельском хозяйстве», «Моделирования и прототипирования на основе SD-оборудования».

4. Организация стажировок специалистов АПК (слушателей) и преподавательского состава УО БГСХА по изучению опыта практического внедрения элементов точного животноводства на примере систем автоматического сбора данных и контроля за животными (детекция половой охоты) с беспроводной передачей данных в реальном времени резидентом технопарка ЧПУП «Распределённые сенсорные системы» («Ovi-bovi») на базе РУП «Учхоз «БГСХА».

Полученные в институте знания и навыки помогают специалистам, работающим в отрасли, овладеть новейшими научными достижениями, передовым отечественным и зарубежным опытом в организации, технологиях и управлении сельскохозяйственным производством, уметь отслеживать эти достижения и непрерывно обучаться, осваивая и внедряя опыт эффективного хозяйствования, быть готовыми к работе с современными цифровыми технологиями.

Реализация образовательных программ повышения квалификации и переподготовки позволяет вывести на принципиально новый уровень профессиональную компетентность преподавателей, руководящих кадров и специалистов АПК, способных к разработке и реализации инновационных инвестиционных проектов, а также снизить технологические риски в продовольственной сфере и повысить качество отечественной сельскохозяйственной продукции на основе научно-технологического обеспечения развития агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.