Научная статья на тему 'Дополнительное образование как «Мир детства»: история и современность'

Дополнительное образование как «Мир детства»: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детство / мир детства / внешкольное воспитание / дополнительное образование / продуктивно-созидательная деятельность / детский труд / коллективизм / воспитание детского коллектива / профессионализм педагога дополнительного образования / childhood / world of childhood / out of school education / supplementary education / productive and creative activity / childhood labour / collectivism / education of children’s collective / professionalism of supplementary education teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Г. Пашков

Анализируются исторические и современные факторы сокращения мира детства и его качественного ухудшения. Показаны возможности дополнительного образования в создании условий сохранения мира детства. К ним относятся: усиление продуктивносозидательной направленности образовательного процесса, культивирование норм и ценностей детской коллективной жизни, развитие психолого-педагогической культуры педагогов дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLEMENTARY EDUCATION AS “THE WORLD OF CHILDHOOD: HISTORY AND MODERNITY”

Historical and modern factors of the childhood world reduction have been analysed in the current article. There have been demonstrated the possibilities of supplementary education for creation of conditions aimed at saving the world of childhood. There are such conditions as the reinforcement of productive and creative nature of education, the development of norms and values in children’s collective life, the growth of psychological and educational culture among the teachers of supplementary education.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как «Мир детства»: история и современность»

УДК 374.1

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК «МИР ДЕТСТВА»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© 2018 А. Г. Пашков

докт. пед. наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и социальной педагогики e-mail: agpaschkov@yandex. ru

Курский государственный университет

Анализируются исторические и современные факторы сокращения мира детства и его качественного ухудшения. Показаны возможности дополнительного образования в создании условий сохранения мира детства. К ним относятся: усиление продуктивно-созидательной направленности образовательного процесса, культивирование норм и ценностей детской коллективной жизни, развитие психолого-педагогической культуры педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: детство, мир детства, внешкольное воспитание, дополнительное образование, продуктивно-созидательная деятельность, детский труд, коллективизм, воспитание детского коллектива, профессионализм педагога дополнительного образования

2018 год начинает десятилетие детства, что даёт повод обратиться к феномену детства.

Энтузиасты и подвижники внешкольного и дополнительного образования (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, В.Н. Терский, С.Т. Шацкий и многие другие) исходили из представлений о детстве как самоценном периоде жизни человека. Этот важнейший в становлении человека и человечности период, со своим особым содержанием и совершенно особенным качеством мирочувствия и миропонимания в современной педагогике и психологии, называется миром детства [Демакова 2012; Фельдштейн 1997].

Уже в начале XX в. многие педагоги и психологи замечали, что мир детства, как и мир живой природы, находится под угрозой если не полного исчезновения, то по крайней мере сокращения и качественного ухудшения. С.Т. Шацкий связывал сокращение мира детства с наступлением на него мира взрослых, в результате чего всё меньше места остаётся для детской жизни с её особым укладом: «Дети в городе живут жизнью взрослых; не понимая этой жизни и не разбираясь в ней, они принимают эту жизнь со всеми её хорошими и дурными сторонами. Дурные стороны нашей жизни, как более яркие и внешне более понятные, находят в детях - подражателях по самой своей природе - невольных, но верных последователей. Конечно, чем хуже жизнь взрослых, тем гибельнее она сказывается на детях» [Шацкий 1958: 86].

Наблюдение детей московских окраин заставило Станислава Теофиловича и Валентину Николаевну Шацких сделать вывод о том, что у детей нет детства. «Тяжесть жизни вторглась в него и разрушила. Отсюда злоба, брань, кражи, азартные игры - всё, вплоть до пьянства и разврата» [Там же]. Поэтому главным мотивом педагогической деятельности супругов Шацких стало их стремление «помочь детям быть детьми» [Там же: 87].

Юношеская мечта о создании «детского царства» осуществлялась С.Т. Шацким и его сподвижниками начиная с 1905 г. в Щёлковской детской колонии, в Бутырско-Марьинском детском клубе (первый детский клуб в России), в обществах «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», в колонии «Бодрая жизнь», на базе Первой опытной станции

по народному образованию. Эти учреждения становились центрами организации жизни детей, их коллективной и совместной со взрослыми трудовой, игровой, художественной и спортивной деятельности. Здесь отрабатывались и уточнялись новаторские идеи, впоследствии вошедшие как в общепедагогические закономерности, так и в принципы дополнительного образования.

Обращение к этим идеям сегодня необычайно важно. Как и сто лет назад, нынешний мир детства сокращается и неуклонно, хотя и не очень заметно, уничтожается и исчезает.

Образовательные стандарты и соответствующие заботы входят в жизнь дошкольников, а школьники, особенно добросовестные, с головой заняты подготовкой к ЕГЭ и занятиями с репетиторами. Усиливающаяся прагматизация детской жизни приводит к тому, что у детей почти не остаётся времени на игру и общение с друзьями, на собственно детскую жизнь. В этом же направлении действует ранний отбор способных детей, их ускоренная специализация вместе с преждевременным взрослением в ущерб целостному развитию и последующая утилизация на рынке шоу-бизнеса и профессионального спорта, в сфере цифровизации финансов и экономики. Такая всё более заметная тенденция принесения детей в жертву будущему именуется поддержкой одарённых и талантливых, а также повышением качества человеческого капитала. Но по сути это - коммерциализация детства, его превращение в источник прибыли современных «гешефтмахеров», а также новое огораживание детства от полноты, разносторонности и бескорыстия, от веры в справедливость, благородство и высшие идеалы.

Сегодняшний мир детства не только обрезается извне жизненной прагматикой, но и уничтожается изнутри проникающей в него массовой культурой -мультфильмами, видеоклипами, бесконечными компьютерными играми и другими забавами. Эта массовая культура - по сути антикультура - внедряет в мир детства стандарты рыночного сознания и поведения: потребительство, индивидуализм, конкурентность, искание выгоды, недоверие к духовным ценностям и авторитету взрослых, отрицание героев и их замену идолами, кумирами и культами.

Результатом такой интоксикации детства является понижение уровня идеальной, возвышенной составляющей жизненных ценностей и смыслов многих детей и подростков; их отрыв от этнокультурных корней и традиций; расстраивание высшей нервной деятельности, сознания, воли и совести, их вытеснение дурманом подсознания и стадными чувствами; стремление к простым удовольствиям и закономерный рост девиаций. Этот цивилизационный симптом, угрожающий сохранению человечности, А. А. Остапенко и Т. А. Хагуров называют синдромом утраты детства. Он проявляется в том, что мир детства лишается чистоты, наивности и мечтательности, теряет сказку, игру и романтику и заполняется взрослыми удовольствиями, стремлением к покою и комфорту [Остапенко, Хагуров 2012: 7].

Эту же ситуацию поэт Олег Гапонов (группа «Зазеркалье») в начале 2000-х гг. увидел так:

Но детство поймали за штаны озорные,

Скормили, споили буржуазной заразой.

Букварь изорвали, портфель порубили ...

Полагаем, что обращение к идеям и опыту отечественного внешкольного (дополнительного) образования поможет наметить некоторые условия сохранения мира детства.

«Созидание - самое детское занятие» (А. У. Зеленко)

Основоположники теории и практики внешкольного воспитания исходили из того, что потребность в осмысленной продуктивно-созидательной деятельности является одной из сущностных характеристик мира детства. На протяжении большей части XX в. огромное внимание уделялось общественно полезной реализации детских инстинктов делания, творчества, изобретательства и конструирования. Основными направлениями детской созидательной активности, в силу исторических особенностей, выступали техническое творчество (авиамоделирование и радиолюбительство, конструирование транспортных средств) и сельскохозяйственное опытничество. Так формировалась сеть детских технических и юннатских кружков и обществ, система профильных внешкольных учреждений, в том числе технических и сельскохозяйственных станций, детских железных дорог и водных стаций и др.

Эти же направления были обязательными и для многопрофильных учреждений внешкольного образования, во многом определяли их «лицо» и специфику местного опыта. Историки единодушны в том, что вовлечение больших масс детей и молодёжи в созидательную деятельность во внешкольном образовании стало важным фактором быстрой индустриализации страны и повышения её обороноспособности. Но именно эта ниша детских увлечений пострадала сильнее других в годы постперестроечных реформ и деиндустриализации страны.

По сути, в сегодняшнем образовании сложилась удручающе парадоксальная ситуация. Провозгласив ценность личности и индивидуальности ребёнка, его субъектности и права на самоопределение, педагогика вместе с образовательной практикой в немалой степени изолировали эту личность от возможностей проявления и обнаружения себя, а ребёнка - от возможностей познакомиться с собой как созидателем, а не потребителем.

Вдумаемся в высказывания классиков отечественной психологии.

Л. С. Выготский: «Личность становится ... тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других» [Выготский 1960: 196].

А.Н. Леонтьев: «. личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [Леонтьев 1975: 111].

В какой мере реализуются эти принципиальные положения культурно-деятельностной психологии в жизнедеятельности детей и подростков?

Потребительская культура, соответствующая идеология и психология заглушают творческую, созидательную основу жизни, тотальным образом подавляют личность и подчиняют человека интересам рынка. Ведь потребление распространяется не только на вещи, но и на время, пространство, природу, информацию, образование (что фиксирует понятие «образовательные услуги»), отношения людей и т.п. Потребительство не нуждается в солидарности и сотрудничестве людей, не терпит усилий по преодолению трудностей, склоняет человека к облегчённой деятельности, развлечениям и расслабленности. Отсюда исходят серьёзные деформации мира детства.

Эти деформации утверждаются и в образовании, где почти перестали культивироваться любознательность, навыки самостоятельного мышления - основа учебно-познавательной продуктивности. Последняя подменяется производством виртуализаций, имитаций, симулякров и бесконечных копирований всего и вся. Это гордо именуется проектно-исследовательской деятельностью.

В дополнительном образовании немного лучше. Здесь образовательный процесс в основном сохраняет продуктивно-творческую направленность. Но прагматика и ориентация на быстрый успех вызывают заметную, на наш взгляд, «шоуизацию» ряда направлений дополнительного образования. Имеется в виду суета вокруг конкурсов,

смотров, фестивалей и прочих атрибутов шоу-бизнеса и поп-культа, когда силы и время расходуются на продуцирование видимостей и кажимостей, а не на созидательное взаимодействие с сущностями материального, социального и духовно-нравственного мира.

Надо полагать, что дополнительное образование должно более активно искать и осваивать созидательные варианты образовательных и досуговых программ -экологический туризм, образовательные экспедиции, актуальный театр, социально-значимые КТД, включение в социальные практики и др.

Отечественная практика внешкольного образования 1920-х - 1960-х гг. актуализирует собственно педагогическое (не социоэкономическое) понимание детского труда как созидательного способа выражения и обогащения мысли, нравственного отношения к людям и природе, гражданской ответственности и других личностных новообразований детей [Пашков 2011: 125-129]. Для сохранения мира детства необычайно важно, чтобы приучение ребёнка к труду, освоение трудовых знаний, умений и навыков проходили в рамках активной душевно-психической деятельности, осуществлялись как интеграция умений с мыслью, чувством, совестью, любовью.

Именно так организовывался и осуществлялся творческий труд детей (С.Т. Шацкий), исследовательский или познавательный труд (В.А. Сухомлинский), труд-забота (А.С. Макаренко, И.П. Иванов). Причём чем проще и однообразнее физический труд детей, тем важнее, чтобы он был не самоцелью, а средством осуществления их творческого (опытничество, моделирование, конструирование) и нравственного (добротворчество) замысла.

Во внешкольном и дополнительном образовании существовала и сохраняется замечательная традиция включать труд детей в контекст народной хозяйственно-бытовой, эстетической культуры, что помогает сохранению и возрождению народных ремёсел и художественных промыслов (гончарные, столярные, бондарные работы, изделия из бересты, лозы, соломки и др.). Одновременно такой труд - «мост» в историю родного края, в этнокультурные традиции, что поможет вернуть родному языку его естественно-историческую основу.

Эти и другие наработки внешкольного и дополнительного образования в области созидательно-трудовой деятельности требуют внимательного и бережного отношения, так как совершенно очевидно следующее: курс на «личностный рост», «независимую и творческую индивидуальность», «самоопределение и самореализацию» без упорного труда-созидания и без глубоких контактов с другими людьми - сверстниками и взрослыми - будет порождать только внутреннюю пустоту. Но мир детства не терпит пустоты! Поэтому нынешняя пустота так и будет снова и снова заполняться людоедскими замыслами и соблазнами глобальных манипуляторов.

.. .Говорят, что «Синий кит» снова всплыл.

«Самое главное у детей - их общественные инстинкты» (С. Т. Шацкий)

На протяжении веков социальные инстинкты детей реализовались в неуправляемой взрослыми стихии двора и улицы, в ватагах и стаях. Школа и официальная педагогика долгое время видели в солидарности и товариществе гимназистов угрозу порядку, дисциплине и власти учителя. Поэтому практика, а затем и теория коллективного воспитания складывались и развивались не в школьной жизни, а в сфере внешкольной работы с детьми - в Щёлковской колонии и в колонии «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого, в трудовых колониях и коммунах А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, И.В. Ионина, С.М. Ривеса и Н.М. Шульмана, М.М. Пистрака, во

Фрунзенской коммуне И.П. Иванова и Ф.Я. Шапиро, в пионерских лагерях «Орлёнок» и «Маяк» (О.С. Газман, А.К. Бруднов). Конечно, в этих учреждениях были школы, но в центре внимания руководителей и педагогов находилось внешкольное воспитание, которое базировалось на коллективной трудовой, клубно-профильной, игровой, разнообразной творческой деятельности.

Что же такое было во внешкольном образовании, что помогало культивировать детскую коллективность, подпитывать идеями и опытом педагогику коллективного воспитания? Здесь, в отличие от школы, было, и во многом сохраняется, широкое и увлекательное поле детской самодеятельности; находятся разнообразные возможности, позволяющие детям быть распорядителями своей общей жизни, её строительства и расширения, а педагогам - жить и работать вместе с детьми, а не быть только менторами и контролёрами.

Усиление индивидуализации современной жизни проникает и в мир детства. Наиболее заметны такие тревожные явления, как растущее одиночество детей и обеднение их совместной деятельности и общения, блокировка формирования устойчивых коллективных связей и отношений. На месте последних утверждается многоролевой стиль поведения, в основе которого - частичные включения в многочисленные группы досуговой и ретристской направленности [Фельдштейн 1997]. На разобщённость детей, их нарастающую настороженность друг к другу и недоверие к взрослым, отсутствие общих социальных, духовных целей указывает председатель Российского детского фонда А.А. Лиханов [Детство в мире ... 2017: 165].

К сегодняшней ситуации деградации социальных характеристик мира детства причастно и образование. Селективные модели индивидуализации и дифференциации обучения, модернистские технологии насаждают в классах и детских группах дух соперничества, конкуренции и тщеславия, разобщённости и социального равнодушия. К этой ситуации можно применить оценки В.В. Зеньковского, сделанные им сто лет назад. Православный педагог и психолог говорил о том, что образование, не заботящееся о солидарности и сплочённости детей, воспитывает не антисоциальные навыки, - оно формирует «дурную социальность». «Соревнование, зависть, тщеславие, - писал В. В. Зеньковский, - это тоже социальные чувства, имеющие свой корень, свой смысл лишь в социальной среде, но эти чувства не сближают, а раздвигают людей» [Зеньковский 1995: 329].

Попутно заметим, что на базе дурной социальности и при дефиците солидарности, сопричастности, сотрудничества, ответственности и других проявлений коллективизма практически неосуществимы задачи духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания молодёжи, указываемые в качестве приоритетных в документах о модернизации образования и воспитания, люди, приученные жить по принципу «каждый сам за себя», неспособны к служению надиндивидуальным ценностям и целям.

Обратим внимание на основные «уроки» воспитания детского коллектива.

Прежде всего, история «больших коллективов» в дополнительном образовании (колонии, коммуны, станции, лагеря) учит диалектике коллективности. Овладеть этой диалектикой - значит не дать «окостенеть» отношениям зависимости, подчинения и руководства с ведущей ролью актива и его лидеров. По мере сплочения коллектива, выработки и принятия его членами общих надличностных ценностей важно культивировать и поддерживать процессы самоорганизации и саморегуляции, диалоговый характер общения, отношения сотрудничества, товарищества и дружбы, высокий уровень социальных ожиданий по отношению к субъектности и творческой активности членов коллектива и другие «неклассические» признаки коллектива как единства организации и психологической общности детей.

Во-вторых, члены детско-взрослых сообществ должны быть объединены не только общими интересами и целями (необходимое, но не достаточное условие сплочения коллектива), но и общими идеями и переживаниями, ценностями и идеалами.

В-третьих, становлению коллектива и упрочению коллективных отношений помогает интеграция образовательной, трудовой, игровой, досуговой деятельности в целостный образ жизни детей и педагогов.

Важно также помнить о таком коллективообразующем факторе, как наличие коммуникативной сети - стенгазеты, журнала и др. Сегодня ещё и компьютерные сети.

Пожалуй, во всех без исключения внешкольных коллективах сотрудничество воспитанников и их вовлечённость в жизнь сообщества поддерживались и укреплялись на собраниях (сходках) (Шацкий, Ривес и Шульман, Сорока-Росинский, Корчак и др.). Эта продуктивная форма освоения и развития коллективных отношений, поиска совместного решения проблем, открытия и понимания другого, развития внимания к товарищам, чуткости и отзывчивости сегодня недооценивается.

Как показывает исторический опыт дополнительного (внешкольного) образования, педагогический потенциал собрания не следует связывать с решением исключительно деловых вопросов. Полезны и необходимы также «отвлечённые» темы:

- «Как можно стать друзьями?»;

- «Кого мы любим?»;

- «Почему учёба и работа играют важную роль в нашей жизни?»;

- «Что лучше: быть занятым, сидеть сложа руки или искать развлечений?»;

- «Что такое скука? Есть ли такие люди, которым никогда не бывает скучно?»

и т. п.

«И таланты, и сноровки - всё идёт от подготовки» (В.Н. Терский)

История дополнительного образования - это не только педагогические идеи, воплощённые в жизни. Это и замечательные педагоги - внешкольники, клубники, игровики, вожатые: С.Т. Шацкий и его сподвижники А.У. Зеленко, Л.К. Шлегель, А.А. и К.А. Фортунатовы; В.Н. Терский, О.С. Кель, И.В. Ионин, И.П. Иванов, Ф.Я. Шапиро, Л.Г. Борисова, А.К. Бруднов, С. А. Шмаков и многие другие.

Обратимся к некоторым профессионально-личностным характеристикам этих и других талантливых педагогов и особенностям их взаимоотношений с детьми. Прежде всего, их профессионализм проявлялся и укреплялся в постоянном развитии своих и детских творческих способностей в различных видах совместной с воспитанниками деятельности. Развиваться вместе с детьми - вот жизненная и профессиональная доминанта выдающихся и просто хороших педагогов-внешкольников, к которой вполне подходит одна из максим В.Н. Терского: «Растущий человек лучше выращивает детей» [Терский, Кель 1966: 44].

Хороших педагогов дополнительного образования роднит их способность строить взаимоотношения с детьми на основе принципов диалогичности, эмпатического понимания, доверия к возможностям ребёнка и безоценочного отношения к нему, открытости для детей своих интересов, убеждений, ценностей. Это люди, способные (в том числе в нравственно-психологическом плане) к работе не только с благополучными детьми, но и с «пасынками» школы - с теми, что живут в условиях социального риска и конфликтного микросоциума и потому сбиваются с пути. Ещё такие педагоги умеют создавать и поддерживать доброжелательную и вместе с тем требовательную обстановку, высокий уровень ожиданий успехов и достижений в детском и педагогическом коллективах учреждения.

Важные смыслы заключаются в позиции педагогов как товарищей детей, реализующих почти родительскую заботу и любовь. Дело в том, что одна из фундаментальных потребностей мира детства - находиться под влиянием, покровительством и опекой взрослых, которым ребёнок полностью доверяет. При условии внутренней защищённости ребёнка, его доверия к миру и успешного участия в совместных со взрослыми делах воспитывается самостоятельность и другие грани субъектности растущего человека. В этом заключается важное отличие традиционной и доброй педагогики от сегодняшней либерально-педагогической установки на формирование ранней и абсолютной субъектности детей, но не на основе их доверительных и товарищеских отношений со взрослыми, а на почве недоверия к взрослым и их жизненному опыту, критичности по отношению к педагогам и посредством отстаивания своего мнения, своей независимости и своих прав, на что обращает внимание Н.Ф. Голованова [Голованова 2017: 27-28]. Так может формироваться только искаженная, агрессивно-конфликтная субъектность, обладатели которой сегодня пополняют ряды «кидалтов» - взрослых инфантов, не готовых к самостоятельной и ответственной жизни.

Таким образом, дополнительное образование даёт нам исключительную возможность находиться в тесном контакте с миром детства, сохранять и поддерживать эту тончайшую и святую субстанцию. Без этого многое в педагогике теряет смысл, а образование перестаёт быть самим собой и превращается не более чем в ресурсный придаток экономики и политики.

Библиографический список

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

Голованова Н.Ф. Воспитание: убедительные декларации и противоречивая теория // Педагогика. 2017. №6. С. 25-32.

Демакова И.Д. Понятие «детство» в психологии и педагогике // Ценности и смыслы. 2012. №3 (9). С. 14-22.

Детство в мире взрослых. Беседа Ст. Куняева с А. Лихановым // Наш современник. 2017. №10. С. 164-168.

Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути // Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 295-341.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 130 с.

Остапенко А.А., Хагуров Т.А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2012. 196 с.

Пашков А.Г. Труд как средство воспитания: история и современность. Славянск-на-Кубани: Издат. центр СГПИ, 2011. 144 с.

Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966. 304 с.

Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М.: Флинта,1997. 215 с.

Шацкий С.Т. Бодрая жизнь // Шацкий С.Т. Избр. пед. соч. / ред. коллегия Л.Н. Волковский и др. М.: Учпедгиз, 1958. С. 81-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.