Научная статья на тему 'Дополнительное образование детей как необходимое звено реализации творческого потенциала личности'

Дополнительное образование детей как необходимое звено реализации творческого потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1189
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Ольга Вадимовна

В статье рассматривается роль дополнительного образования в формировании творческого потенциала личности. Исследуются вопросы организации процесса формирования творческого потенциала учащихся, а также педагогические условия, при соблюдении которых этот процесс будет происходить наиболее успешно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование детей как необходимое звено реализации творческого потенциала личности»

УДК 379.8.036

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

EXTRA-CURRICULUM EDUCATION OF CHILDREN AS A NECESSARY LINK OF REALIZATION OF PERSON’S CREATIVITY POTENTIAL

О. В. Шевченко O. V. Shevchenko

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается роль дополнительного образования в формировании творческого потенциала личности. Исследуются вопросы организации процесса формирования творческого потенциала учащихся, а также педагогические условия, при соблюдении которых этот процесс будет происходить наиболее успешно.

Abstract. The main aim of the article is to examine the role of extra-curriculum education in the process of person’s creativity formation. The questions of the organization of the process of forming the creative potential of students and also pedagogical conditions under which the process will take place more successfully are examined in the article.

Ключевые слова: формирование творческого потенциала личности, система дополнительного образования, педагогические условия, художественно-эстетическая деятельность.

Keywords: person's creativity formation, system of additional education, pedagogical conditions, art-aesthetic activity.

Актуальность исследуемой проблемы. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, свидетельствуют о потребности общества в личности, обладающей новым типом мышления, способной создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, выходить за пределы известного. Социальная практика показывает, что в современных условиях преобразования всех сфер общественной жизни меняются взгляды мирового сообщества на цели образования, а также на развитие личности. В документе «ЮНЕСКО и воспитание в духе мира» отмечается, что доминирующей целью образования является развитие таланта ребенка и формирование его как творческой личности. К числу ключевых характеристик творческого потенциала личности относят совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в художественно-эстетической деятельности, среди которых выделяются: направленность, самопознание, фантазия, оригинальность, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, критически мыслить и т. д. [2].

По мнению ученых, творческий потенциал - сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремле-

ния личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Как показывает практика, на сегодняшний день потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными. Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение преподнести себя, рассматривать каждый момент жизни как творческий акт, позволяющий самореализоваться, для многих является проблемой.

Еще более усугубляют этот процесс тенденции, которые мы наблюдаем в сфере российского образования: во-первых, смена основной парадигмы образования (кризис классической модели и системы образования, разработка новых фундаментальных идей в философии и социологии образования, создание экспериментальных и альтернативных школ); во-вторых, движение российской школы в направлении мировой образовательной системы и создание базы для непрерывного образования, которые рассматриваются как реализация права человека, как часть его жизни. В сфере изобразительного искусства в рамках общеобразовательной школы это прежде всего ведет к сокращению учебных часов по изобразительному искусству.

Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, мышления, общения, практических действий и поступков человека, то есть целью образования становится формирование полноценной творческой личности. Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной.

Материал и методика исследований. Методологической основой исследования является анализ научной литературы по данной теме с использованием наработанного педагогического опыта в системе дополнительного образования.

Результаты исследований и их обсуждение. Модернизация современной системы образования, связанная с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, предполагает развитие творческого потенциала, а также необходимость рассмотрения тех условий, в которых эта деятельность будет протекать наиболее эффективно. Наблюдение за практической деятельностью педагогов изобразительного искусства показало, что заложенный в детях творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс выносится за рамки традиционного школьного обучения. Такую возможность развития творческого потенциала ребенка в полной мере предоставляет дополнительное образование, которое в последнее время наряду с общеобразовательной школой активно включается в процесс воспитания и развития детей.

Учреждения дополнительного образования детей обрели свой настоящий статус в 1992 году: в статье 12 Федерального закона РФ «Об образовании» в классификации типов образовательных учреждений, функционирующих в системе образования России, впервые типу детских внешкольных образовательных учреждений было дано определение «учреждения дополнительного образования детей».

На сегодняшний день дополнительное образование в России представляет сложный, организационно еще до конца не сложившийся комплекс государственных муниципальных учреждений, а также различных объединений творчества учащихся. Особенностью системы дополнительного образования является полипрофессиональный характер занятий в объединениях учащихся, обеспечивающий формирование мотивации к познанию, творческому мышлению, исследовательской деятельности.

В педагогической энциклопедии дополнительное образование детей определяется как составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. В. П. Голованов трактует дополнительное образование детей как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству.

Вышесказанное позволяет определить цель дополнительного образования - выявление педагогических условий для реализации подрастающим поколением заложенного природой творческого потенциала, развития мотивации к познанию и труду, успешного освоения социальных норм и традиций. Отсюда и сущностные составляющие дополнительного образования детей должны быть социально ориентированы, основаны на субъектном взаимодействии всех участников образовательного процесса, направлены на выявление и развитие индивидуально-личностных задатков обучаемых в направлении их дальнейшей профилизации.

Изучение данного вопроса позволяет говорить о том, что дополнительное образование есть необходимое звено образовательного процесса. Система дополнительного образования направлена на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и потребностей личности ребенка, формирование его неповторимости и социальной грамотности, обеспечение возможности ранней профессиональной ориентации, позволяющей наметить жизненную перспективу и определить пути ее достижения.

Очень часто увлеченность учащихся способствует постепенному раскрытию их потенциальных способностей и возможностей, проявлению одаренности и талантливости детей во многих сферах деятельности, а также служит определенной базой для дальнейшего профессионального развития личности. То есть система дополнительного образования с вариативностью и дифференцированностью обучающих программ, со свободой выбора, демократизацией и гуманитаризацией обучения представляет собой хорошую основу для воспитания целостной и гармонически развитой личности.

Художественно-эстетическая деятельность всегда занимала особое место в формировании творческого потенциала и развитии творческих способностей, нестандартного подхода к любому делу. Этот вид деятельности делает этот процесс толерантным, гуманным, адекватным не только целям и задачам воспитания и образования, но и самой ценностно-мотивационной сфере личности ребенка.

Ответы на вопросы о формировании творческих способностей в процессе художественно-эстетической деятельности мы находим в исследованиях Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и др. Теоретические вопросы активизации творческой деятельности освещаются в психологопедагогических научных работах В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, Н. С. Боголюбова, Н. К. Шабанова, И. И. Рязанцевой и др.

Эти педагоги-художники отмечают, что художественно-эстетическая деятельность является благоприятной сферой для развития основных компонентов творческих способностей - интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на самосовершенствование в окружающем мире.

Современное изобразительное искусство значительно расширило свои границы: кино, телевидение, фотография, компьютерный дизайн и анимация, видео и многое другое активно вошли в нашу жизнь. Понятие синтеза культуры означает сегодня такую работу воображения, которая объединяет в себе творческое мышление и знания на качественно новом уровне.

Таким образом, формирование творческого потенциала требует сочетания множества соответствующих условий и факторов, главным из которых является присутствие творческой доминантной цели, реализующейся при наличии необходимых качеств: познания, владения интеллектуальными, творческими и практическими навыками. Еще одним необходимым условием для развития творческих способностей является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует.

Сложившийся за многие годы опыт формирования творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования средствами художественно-эстетической деятельности нуждается в обобщении и систематизации, создании инновационных педагогических технологий и моделей, способствующих повышению эффективности применяемых программ и методов.

Одним из путей совершенствования процесса формирования творческой личности учащегося является создание особых педагогических условий, под которыми мы понимаем взаимосвязанную совокупность факторов, принципов и различных воспитывающих мер, способствующих личностному росту обучающихся. Художественно-эстетическую деятельность мы рассматриваем как гарант субъектной позиции обучающегося и педагога.

Следует отметить, что педагогическую деятельность, направленную на создание творческой среды, отличает ряд признаков: внимательное отношение к необычным вопросам и необычным идеям, демонстрация их ценности; предоставление обучающимся большей самостоятельности; создание свободной, непринужденной учебной обстановки. В этом случае творческий потенциал связан с практической деятельностью человека и оценивается в зависимости от того, как он влияет на эту деятельность. Творческий потенциал каждого ученика реализуется в полной мере только в том случае, если художественно-эстетическая деятельность направлена на активизацию эмоциональных, чувственных, душевных ресурсов ребенка.

Особое значение в связи с вышесказанным приобретает организация процесса формирования творческого потенциала учащихся в условиях дополнительного образования и подразумевает следующие педагогические условия:

- сотрудничество педагога и обучающихся;

- использование заданий, предполагающих раскрытие творческого потенциала учащихся за счет предоставления им свободы в принятии самостоятельных решений;

- создание творческой, благожелательной атмосферы или, иными словами, психологического климата (совокупность условий, определяющих благоприятный климат для актуализации потенциала всех участников художественно-эстетической деятельности) [3];

- организацию индивидуальной ситуации успеха (целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом) [1];

- создание ситуации «импровизации» (ее можно назвать творчеством «навзрыд» (Б. Пастернак), мгновенной удачей ума (Б. Ахмадулина), логической и психологической моделью творческого процесса, так как импровизация как форма первотворчества пред-

ставляет собой умение сфокусировать силы души и ума и запасы памяти, это высшая художественная непринужденность, в которой «рука как бы сама ведет мысль и созданное фиксируется, подхватывается и оценивается автором лишь постфактум»).

При соблюдении этих педагогических условий возникает необходимость комплексного подхода к формированию творческого потенциала учащихся. То есть процесс формирования творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования будет успешным, если:

- раскрыта сущностная характеристика процесса формирования творческого потенциала учащихся;

- структура процесса формирования творческого потенциала основана на личност-но ориентированной и социально преобразующей творческой деятельности;

- использован комплекс педагогических условий (сотрудничество педагога и обучающихся; использование заданий, предполагающих раскрытие творческого потенциала учащихся за счет предоставления им свободы в принятии самостоятельных решений; создание творческой, благожелательной атмосферы; организация индивидуальной ситуации; создание ситуации «импровизации»).

Методологической и общетеоретической основой процесса формирования творческого потенциала учащегося является изучение динамики интеллектуально-творческого развития личности в процессе инновационного образования, выявление влияния педагогических условий на формирование творческого мышления и развитие личности как целостной динамически развивающейся системы; использование коммуникативного и личностнодеятельностного подходов, позволяющих рассматривать влияние культурообразующей среды, технологий развивающего обучения и воспитания на формирование творческого потенциала учащегося, творческий рост личности с учетом природы ее индивидуальности.

Методическая модель целенаправленного формирования творческого потенциала учащихся должна быть основана на глубоком изучении законов творчества, фаз творческого процесса, условий развития креативности; необходимо учитывать индивидуальнопсихологические особенности учащихся, а этому предшествует диагностика изобразительных умений и творческих способностей детей, поскольку в каждом задании ставятся учебные и творческие задачи, которые могут быть решены при определенных педагогических условиях [4].

Резюме. Определив психолого-педагогические составляющие художественноэстетической деятельности, мы можем рассмотреть систему дополнительного образования как наиболее соответствующую для развития творческих способностей детей, так как она позволяет реализовать идею постоянного развития учащегося и формирования его творческого потенциала, а значит, его адаптивных, инновационных, эвристических способностей, знаний, навыков и умений, без которых прогресс личности становится практически недостижимой задачей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белкин, А. С. Ситуация успеха: книга для учителей / А. С. Белкин. - Екатеринбург : Знание, 1997. - 56 с.

2. Волков, В. И. Прикосновение к зеркалу / В. И. Волков // Проблемы теории развития творческой личности. - Вып. 1. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 98 с.

3. Лошакова, Т. Ф. Педагогическое управление процессом создания комфортной среды в образовательном учреждении / Т. Ф. Лошакова. - Екатеринбург : Луч, 2001. - 120 с.

4. Усова, Н. А. Условия формирования творческого компонента личности / Н. А. Усова. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. - 48 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.