Научная статья на тему 'Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения'

Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1894
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / CREATIVE ABILITIES / PROFILE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Людмила Евгеньевна

Автор рассматривает роль и место дисциплин в образовательной области «Искусство» в системе профильного обучения, что способствует формированию творческого потенциала ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Creative Abilities of Schoolchildren By Means of Painting in Conditions of Profile Training

The author considers the role and place of "Art" disciplines in the system of profile training that promotes formation of creative potential of the pupil.

Текст научной работы на тему «Формирование творческих способностей школьников средствами живописи в условиях профильного обучения»

3. Зубенко, В. В. Не хочу учиться, не хочу жениться или портрет современного Митрофанушки // Профессиональное образование. - 2002. - № 3. - 1 с.

4. Купцов, О. В. Непрерывное образование и его структура // Высш. образование в Европе. 1991. - Т. 16. - № 1.

5. Лисовский, В. Т. Формирование личности современного студента: Автореферат докт. диссертации. - Ленинград, 1976. - 14 с.

6. Слободчиков, В. И. Дополнительное образование детей в системе развивающего образования - М.: Академия, 2002. - С. 66-67

7. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся/ / Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307 - 315

УДК 373. 67

Л. Е. Петрова

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Одним из приоритетных направлений модернизации общего среднего образования является профильное обучение, которое призвано обеспечить индивидуальный подход в соответствии со способностями и потенциальными возможностями учащихся, сформировать у них мотивацию учения. Педагогическая сущность преподавания учебных предметов в условиях профильного обучения требует целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала, исходя из государственного стандарта и задач профильного обучения.

Известно, что профильное обучение, выступающее как средство индивидуализации в образовании, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и позволяет учитывать склонности и потребности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. Обучение - это в первую очередь средство развития способностей и познавательных интересов детей.

В условиях перехода современной школы на систему профильного обучения особенно актуальным становится вопрос о роли и месте дисциплин, составляющих образовательную область «Искусство». Все действующие сейчас программы по изобразительному искусству охватывают 1-7 классы. Музыкальные занятия тоже заканчиваются в эти годы обучения в школе, то есть дисциплины, явно развивающие в ребенке художественно-творческое начало, с 8 по 11-й классы практически отсутствуют. Принятие решения о

включении в учебные планы тех или иных факультативных и предметных курсов остается за администрацией учебного учреждения, однако на практике даже в гуманитарном профиле на дисциплину «Изобразительное искусство» отводится минимальное количество часов.

У старшеклассников наблюдаются серьезные пробелы в эстетическом развитии, и лишь некоторые из них проявляют эрудицию в области графики, живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства. Исключение составляют дети, обучающиеся в художественных школах. Проблема старших классов заключается в том, что в них прекращается процесс развития эстетического вкуса и творческих способностей. В связи с особой остротой внимания и четкостью восприятия окружающего мира, которые свойственны этому возрасту, процесс творчества значительно усложняется и требует более сложных технических приемов исполнения и умелого руководства педагогом.

Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития ребёнка. Рисование развивает зрительную память, пространственное мышление, творческое воображение. Занятия изобразительным искусством воспитывают умение воспринимать и оценивать прекрасное в жизни, дают возможность понимать и любить искусство, развивают художественно-творческие способности к созданию эстетических ценностей.

Б. М. Неменский отмечал, что «...искусство как все школьные предметы, может и должно передавать новым поколениям огромный человеческий опыт: профессиональный опыт искусства, социальный (эмоционально-нравственный) опыт человечества. Первый даёт человеку пространственное мышление, развитие глаза, руки, профессиональные навыки и знания искусства. Второй вводит человека в важнейший, уже накопленный и разрабатываемый искусством дальше, опыт человеческих чувств и отношений» [4, с. 73].

Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся проводится в Ставропольском крае более десяти лет. Собран немалый опыт в этой области различными педагогическими коллективами. К 1997 г. более десяти образовательных учреждений края в городах Ставрополь, Невинно-мысск, Минеральные Воды, Кисловодск, Светлоград, Железноводск, Геор-гиевск, Буденновск внедрили инновационные методики обучения и воспитания в области гуманитарного профиля.

Педагоги МОУ кадетская школа им. А. И. Ермолова (Ставрополь) считают, что нет детей, практически неспособных или неодаренных, что немаловажную роль в развитии личности учащегося играет система образовательной работы в школе, направленная на развитие мыслительных операций ребенка на всех ступенях его обучения с постепенным их усложнением от начальной школы к школе третьей ступени.

На I краевой научно-практической конференции «Опыт развития спо-

собностей и обучения детей с общей одаренностью в Ставропольском крае» в 2003 г. подводились итоги проведенной работы. Преподаватели вузов делились опытом, учителя, руководители и педагоги центра «Поиск» (г. Ставрополь), гимназии «Лик» (г. Невинномысск). Рассматривались вопросы развивающего обучения, интенсификации обучения в современной школе, свободного развития личности подростка, совершенствования и саморазвития индивидуальности учащегося.

Роль искусства сегодня возрастает как никогда ранее, в связи с тем, что современная школа ориентирована преимущественно на формирование интеллектуально-познавательного аспекта деятельности, и все больше остаётся в стороне эмоционально-личностный аспект.

Именно поэтому особенную актуальность приобретает поиск путей формирования творческих способностей учащихся через изобразительное искусство. Хочется обратить внимание, что одним из актуальных вопросов современного художественного воспитания и образования является проблема цвета, его влияния на психику человека и возможности для формирования творчества. Именно живопись способна через цвет воплощать разнообразие явлений и впечатлений окружающего нас мира, многообразие чувств, переживаний, оттенки настроений.

Как показывают современные психолого-педагогические исследования, творческие способности при усложнении и изменении современных технологий становятся необходимым компонентом любого вида профессиональной деятельности.

Преподавание курса «Изобразительная деятельность» в профильных классах не ставит своей целью дать профессиональные знания в области живописи, рисунка и композиции, но ориентирует старшеклассников на развитие внутренних резервов личности, на самостоятельный поиск информации, предоставляет выбор способов самовыражения с помощью языков различных искусств. Изобразительная деятельность подростка - явление, в котором раскрывается его сущность, решаются различные задачи, которые ставятся перед ним в процессе его духовного и интеллектуального развития.

Эта проблема может быть решена при условии организации целенаправленного процесса, включающего разнообразные формы занятий, сориентированных на постижение основ и возможностей изобразительного искусства на основе общения и сотворчества педагога и учащегося.

Проведенный анализ преподавания дисциплины «Изобразительное искусство» в школах города, усовершенствование методики, при которой занятия изобразительной деятельностью (живописью) будут являться эффективным средством формирования творческих способностей учащихся, привели нас к разработке факультативного курса «Изобразительная деятельность» по формированию творческих способностей средствами живописи в условиях профильного обучения. Содержание факультативного курса сосредоточено на выявлении склонностей подростков в изобразитель-

ной деятельности через освоение средств живописи, углублении специальных знаний, развитии творческой активности и инициативы, художественных потребностей, создании условий для творческой самореализации личности учащихся в практике художественного творчества.

Цель исследования - выявление условий формирования творческих способностей в процессе обучения живописи, оптимизация процесса обучения изобразительному искусству в профильных классах школы. При реализации разработанного комплекса занятий решались основные задачи:

1. выявить и создать оптимальные условия организации изобразительного творчества в условиях профильного обучения;

2. определить содержание и методы обучения живописи с целью более успешной организации педагогического процесса в исследуемом направлении;

3. способствовать развитию творческой активности, художественных потребностей, способствовать формированию творческих способностей старших школьников;

4. экспериментально подтвердить эффективность предложенной методической разработки и выявить ее развивающее влияние на личность учащегося.

Наше исследование проводилось на базе Ставропольского государственного педагогического института среди учащихся профильных классов различных специальностей с 2004 по 2007 гг. В эксперименте приняло участие 189 человек. В ходе нашего исследования были изучены существующие учебные планы, предлагаемые Министерством образования для многопрофильных школ, «Концепция профильного обучения на старшей ступени образования» (2002 г.), Стандарты педагогических специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Специальная психология», «Педагогика и методика начального образования», «Изобразительное искусство и черчение», в структуру которых включен предмет «Изобразительная деятельность».

Создание необходимых условий, раскрывающих личностные характеристики и творческий потенциал старших подростков, мы рассматриваем как важное условие в решении проблемы формирования творческих способностей средствами живописи. Для нас важно было в ходе изучения проблемы обратить внимание на многогранные возможности живописи в развитии творчества учащихся, опирающиеся на теоретическую основу изобразительного искусства, так как большинство подростков имеют о ней очень скуд -ную информацию. Систематическое и последовательное изучение теории изобразительной грамоты является одним из важнейших условий успешного обучения искусству живописи.

Нами было проведено анкетирование среди учащихся профильных классов различных специальностей с целью выявления проблемных моментов в знании изобразительного искусства, способах и приемах изображения живописными материалами. Анализ полученных данных показывает, что

среди подростков около 59%, из числа обследованных (126 человека), имеют слабое представление о средствах и технологиях выполнения живописной работы. Некоторые учащиеся указали на отдельные слабые стороны своих знаний и умений в живописи, так 26% не способны к точному отображению формы предметов, как с натуры, так и по памяти; 16% - не достаточно используют воображение в изобразительной деятельности; однако 52% указывают на то, что достаточно неплохо владеют чувством цвета.

Полученные показатели свидетельствуют о разбросе знаний в области теории и практики живописи между учащимися разных профилирующих специальностей. Так, учащихся гуманитарного профиля, в силу специфики их деятельности, отличает высокий уровень зрительной памяти, воображения, знания колорита. При этом учащиеся специальности «Педагогика и методика начального образования», показали более высокий результат в понимании и анализе формы предметов.

Из результатов видно, что самая основная проблема, с которой учащиеся не справляются, проблема слабого использования техники и приемов живописи, что не удивительно, так как в общеобразовательных школах этому вопросу уже многие годы практически не уделялось внимание.

При крайне ограниченном времени, выделяемом на изучение изобразительного искусства в школе, важнейшей задачей становится оптимизация и интенсификация обучения, повышение эффективности художественного воспитания и образования.

В целях выявления отношения учителей к проблеме формирования творческих способностей учащихся профильных классов средствами живописи и нетрадиционных техник проводились семинары и анкетирование с преподавателями факультета, проанализировано содержание программ учебных дисциплин по живописи. Опросы показали, что 78% учителей привлекают возможности нетрадиционных техник и они используют их в своей практике, 23% учителей не владеют необходимыми знаниями о нетрадиционных техниках живописи, не знакомят с ними учащихся.

Формирующий этап эксперимента предполагал реализацию программы практических занятий по живописи объемом 38 часов и состоящей из четырёх разделов. Основной формой организации работы были еженедельные практические занятия, включавшие в себя изучение основ изобразительной грамоты, сочетание классического рисования с натуры, рисования по памяти и работу нестандартными техниками.

Первые задания были составлены таким образом, чтобы в ней подростки показали свой уровень знаний и умений использования законов перспективы, колорита и композиции. Таким заданием, знакомым с детства, было выбрано изображение пейзажа. Задача была осложнена тем, что в одном листе необходимо было выполнить один и тот же природный мотив в теплом и холодном колорите. Учебный пейзаж дает прекрасное понимание пространства во всем его разнообразии цвета и форм.

Следующим блоком эксперимента являлись задания с применением не-

традиционных техник изображения. Нетрадиционные техники - это совокупность специальных навыков, способов и приемов, отличных от техник предусмотренных программой по изобразительному искусству, требующих специального оборудования либо способа изготовления работ. Работа различными материалами и разнообразие тем позволили учащимся обогатить «личный» опыт и явились основой для успешного формирования творческих способностей. Большие возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала заключаются в самостоятельном поиске необходимых выразительных средств, выборе композиции, видов и элементов изображения.

Заключительные задания экспериментальной работы были посвящены теме натюрморта, так как это наиболее доступный жанр изобразительного искусства для учащихся с различным уровнем подготовки и одновременно жанр, имеющий разнообразные способы изображения различными материалами с включением как учебных, так и творческих задач. Первым заданием было изображение с натуры фруктов при естественном освещении, далее - натюрморт в технике «пуантилизм», затем заключительная работа -композиция декоративного натюрморта.

Натюрморт в технике «пуантилизм» позволил учащимся разобраться в свойствах цвета, уяснить понятие дополнительных цветов, закрепить технику живописи. И хотя эта работа носила больше учебный характер, тем не менее, каждый испытуемый активно применял на практике приобретенные колористические, композиционные умения и способы изображения.

Последнее задание носило обобщающий характер, учащимся была дана возможность продемонстрировать накопленные знания и умения, проявить творческие способности. Была поставлена натурная постановка из различных предметов и стояла задача творческого переосмысления и воплощения предметов натюрморта в декоративное решение. Жанр натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. Учащиеся использовали стилизацию - метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.

Итоговая диагностика формируемых творческих способностей средствами живописи, проведенная на констатирующем и формирующем этапе опытно-экспериментальной, работы показала достаточную эффективность предлагаемой нами методики (таблица).

Результаты диагностики формирования творческих способностей учащихся средствами

уровни/ этапы контрольнаШиВвЮси 69 человек экспериментальная группа 120 человек

высокий средний начальный высокий средний начальный

констатирующий 13 25 31 21 49 50

% 19 36 45 17,5 41 41,5

формирующий 15 27 27 36 46 38

% 22 39 39 30 38,3 31,7

разность показателей +3 +3 -6 +12,5 -2,7 -9,8

Из таблицы видно, что в экспериментальной группе значительно сократилось количество учащихся с низким уровнем творческих способностей, а школьники со средним уровнем улучшили свои показатели и перешли в группу с высоким уровнем формирования творческих способностей. Предварительные результаты показали, что у учащихся увеличилась глубина знаний по композиции, средствах живописи, усилилась самостоятельность творческого поиска в работе.

Именно в рамках изучения дисциплины «Изобразительная деятельность» происходит освоение эстетической культуры, развивается способность разностороннего восприятия и понимания действительности, происходит социализация личности. Можно уверенно утверждать, что при любой форме профильного обучения изобразительное искусство способствует формированию творческого потенциала каждого учащегося. Учителя, принимавшие участие в данном исследовании, считают, что факультативный курс имеет основания для внедрения и применения в практику.

В нынешних социально-экономических условиях творчество должно определяться основной составляющей профессионального мастерства, ко -торая является основополагающей в успешной трудовой деятельности, в развитии способностей и самоутверждения каждого человека. Актуальным является выявление теоретического и практического значения изобразительного творчества в развитии личности учащихся. Это выдвигает на первый план проблему разработки и внедрения инновационных методов и форм работы, способствующих активизации творческой деятельности учащихся.

Библиографический список

1. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Баку-шинский. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.

2. Государственные образовательные стандарты образования и преподавания искусства // Искусство в школе. - 1993. - № 3. - С. 26-29.

3. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. В. А. Сластенина. - М. Издательский центр «Академия», 2002 г. - 144 с.

4. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

5. Профильное обучение: Эксперимент, совершенствование структуры и содержания общего образования / под ред. д.ист.наук, проф. А. Ф. Киселёва. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. - 512 с.

6. Сурина, М. О., Сурин, А. А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна» / М. О. Сурина, А. А. Сурин. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2003. - 352 с.

7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.