3. Зубенко, В. В. Не хочу учиться, не хочу жениться или портрет современного Митрофанушки // Профессиональное образование. - 2002. - № 3. - 1 с.
4. Купцов, О. В. Непрерывное образование и его структура // Высш. образование в Европе. 1991. - Т. 16. - № 1.
5. Лисовский, В. Т. Формирование личности современного студента: Автореферат докт. диссертации. - Ленинград, 1976. - 14 с.
6. Слободчиков, В. И. Дополнительное образование детей в системе развивающего образования - М.: Академия, 2002. - С. 66-67
7. Сенина, О. И. Интеграционное образовательное пространство и творческая активность учащихся/ / Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 307 - 315
УДК 373. 67
Л. Е. Петрова
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Одним из приоритетных направлений модернизации общего среднего образования является профильное обучение, которое призвано обеспечить индивидуальный подход в соответствии со способностями и потенциальными возможностями учащихся, сформировать у них мотивацию учения. Педагогическая сущность преподавания учебных предметов в условиях профильного обучения требует целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала, исходя из государственного стандарта и задач профильного обучения.
Известно, что профильное обучение, выступающее как средство индивидуализации в образовании, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и позволяет учитывать склонности и потребности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. Обучение - это в первую очередь средство развития способностей и познавательных интересов детей.
В условиях перехода современной школы на систему профильного обучения особенно актуальным становится вопрос о роли и месте дисциплин, составляющих образовательную область «Искусство». Все действующие сейчас программы по изобразительному искусству охватывают 1-7 классы. Музыкальные занятия тоже заканчиваются в эти годы обучения в школе, то есть дисциплины, явно развивающие в ребенке художественно-творческое начало, с 8 по 11-й классы практически отсутствуют. Принятие решения о
включении в учебные планы тех или иных факультативных и предметных курсов остается за администрацией учебного учреждения, однако на практике даже в гуманитарном профиле на дисциплину «Изобразительное искусство» отводится минимальное количество часов.
У старшеклассников наблюдаются серьезные пробелы в эстетическом развитии, и лишь некоторые из них проявляют эрудицию в области графики, живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства. Исключение составляют дети, обучающиеся в художественных школах. Проблема старших классов заключается в том, что в них прекращается процесс развития эстетического вкуса и творческих способностей. В связи с особой остротой внимания и четкостью восприятия окружающего мира, которые свойственны этому возрасту, процесс творчества значительно усложняется и требует более сложных технических приемов исполнения и умелого руководства педагогом.
Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для всестороннего развития ребёнка. Рисование развивает зрительную память, пространственное мышление, творческое воображение. Занятия изобразительным искусством воспитывают умение воспринимать и оценивать прекрасное в жизни, дают возможность понимать и любить искусство, развивают художественно-творческие способности к созданию эстетических ценностей.
Б. М. Неменский отмечал, что «...искусство как все школьные предметы, может и должно передавать новым поколениям огромный человеческий опыт: профессиональный опыт искусства, социальный (эмоционально-нравственный) опыт человечества. Первый даёт человеку пространственное мышление, развитие глаза, руки, профессиональные навыки и знания искусства. Второй вводит человека в важнейший, уже накопленный и разрабатываемый искусством дальше, опыт человеческих чувств и отношений» [4, с. 73].
Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся проводится в Ставропольском крае более десяти лет. Собран немалый опыт в этой области различными педагогическими коллективами. К 1997 г. более десяти образовательных учреждений края в городах Ставрополь, Невинно-мысск, Минеральные Воды, Кисловодск, Светлоград, Железноводск, Геор-гиевск, Буденновск внедрили инновационные методики обучения и воспитания в области гуманитарного профиля.
Педагоги МОУ кадетская школа им. А. И. Ермолова (Ставрополь) считают, что нет детей, практически неспособных или неодаренных, что немаловажную роль в развитии личности учащегося играет система образовательной работы в школе, направленная на развитие мыслительных операций ребенка на всех ступенях его обучения с постепенным их усложнением от начальной школы к школе третьей ступени.
На I краевой научно-практической конференции «Опыт развития спо-
собностей и обучения детей с общей одаренностью в Ставропольском крае» в 2003 г. подводились итоги проведенной работы. Преподаватели вузов делились опытом, учителя, руководители и педагоги центра «Поиск» (г. Ставрополь), гимназии «Лик» (г. Невинномысск). Рассматривались вопросы развивающего обучения, интенсификации обучения в современной школе, свободного развития личности подростка, совершенствования и саморазвития индивидуальности учащегося.
Роль искусства сегодня возрастает как никогда ранее, в связи с тем, что современная школа ориентирована преимущественно на формирование интеллектуально-познавательного аспекта деятельности, и все больше остаётся в стороне эмоционально-личностный аспект.
Именно поэтому особенную актуальность приобретает поиск путей формирования творческих способностей учащихся через изобразительное искусство. Хочется обратить внимание, что одним из актуальных вопросов современного художественного воспитания и образования является проблема цвета, его влияния на психику человека и возможности для формирования творчества. Именно живопись способна через цвет воплощать разнообразие явлений и впечатлений окружающего нас мира, многообразие чувств, переживаний, оттенки настроений.
Как показывают современные психолого-педагогические исследования, творческие способности при усложнении и изменении современных технологий становятся необходимым компонентом любого вида профессиональной деятельности.
Преподавание курса «Изобразительная деятельность» в профильных классах не ставит своей целью дать профессиональные знания в области живописи, рисунка и композиции, но ориентирует старшеклассников на развитие внутренних резервов личности, на самостоятельный поиск информации, предоставляет выбор способов самовыражения с помощью языков различных искусств. Изобразительная деятельность подростка - явление, в котором раскрывается его сущность, решаются различные задачи, которые ставятся перед ним в процессе его духовного и интеллектуального развития.
Эта проблема может быть решена при условии организации целенаправленного процесса, включающего разнообразные формы занятий, сориентированных на постижение основ и возможностей изобразительного искусства на основе общения и сотворчества педагога и учащегося.
Проведенный анализ преподавания дисциплины «Изобразительное искусство» в школах города, усовершенствование методики, при которой занятия изобразительной деятельностью (живописью) будут являться эффективным средством формирования творческих способностей учащихся, привели нас к разработке факультативного курса «Изобразительная деятельность» по формированию творческих способностей средствами живописи в условиях профильного обучения. Содержание факультативного курса сосредоточено на выявлении склонностей подростков в изобразитель-
ной деятельности через освоение средств живописи, углублении специальных знаний, развитии творческой активности и инициативы, художественных потребностей, создании условий для творческой самореализации личности учащихся в практике художественного творчества.
Цель исследования - выявление условий формирования творческих способностей в процессе обучения живописи, оптимизация процесса обучения изобразительному искусству в профильных классах школы. При реализации разработанного комплекса занятий решались основные задачи:
1. выявить и создать оптимальные условия организации изобразительного творчества в условиях профильного обучения;
2. определить содержание и методы обучения живописи с целью более успешной организации педагогического процесса в исследуемом направлении;
3. способствовать развитию творческой активности, художественных потребностей, способствовать формированию творческих способностей старших школьников;
4. экспериментально подтвердить эффективность предложенной методической разработки и выявить ее развивающее влияние на личность учащегося.
Наше исследование проводилось на базе Ставропольского государственного педагогического института среди учащихся профильных классов различных специальностей с 2004 по 2007 гг. В эксперименте приняло участие 189 человек. В ходе нашего исследования были изучены существующие учебные планы, предлагаемые Министерством образования для многопрофильных школ, «Концепция профильного обучения на старшей ступени образования» (2002 г.), Стандарты педагогических специальностей «Дошкольная педагогика и психология», «Специальная психология», «Педагогика и методика начального образования», «Изобразительное искусство и черчение», в структуру которых включен предмет «Изобразительная деятельность».
Создание необходимых условий, раскрывающих личностные характеристики и творческий потенциал старших подростков, мы рассматриваем как важное условие в решении проблемы формирования творческих способностей средствами живописи. Для нас важно было в ходе изучения проблемы обратить внимание на многогранные возможности живописи в развитии творчества учащихся, опирающиеся на теоретическую основу изобразительного искусства, так как большинство подростков имеют о ней очень скуд -ную информацию. Систематическое и последовательное изучение теории изобразительной грамоты является одним из важнейших условий успешного обучения искусству живописи.
Нами было проведено анкетирование среди учащихся профильных классов различных специальностей с целью выявления проблемных моментов в знании изобразительного искусства, способах и приемах изображения живописными материалами. Анализ полученных данных показывает, что
среди подростков около 59%, из числа обследованных (126 человека), имеют слабое представление о средствах и технологиях выполнения живописной работы. Некоторые учащиеся указали на отдельные слабые стороны своих знаний и умений в живописи, так 26% не способны к точному отображению формы предметов, как с натуры, так и по памяти; 16% - не достаточно используют воображение в изобразительной деятельности; однако 52% указывают на то, что достаточно неплохо владеют чувством цвета.
Полученные показатели свидетельствуют о разбросе знаний в области теории и практики живописи между учащимися разных профилирующих специальностей. Так, учащихся гуманитарного профиля, в силу специфики их деятельности, отличает высокий уровень зрительной памяти, воображения, знания колорита. При этом учащиеся специальности «Педагогика и методика начального образования», показали более высокий результат в понимании и анализе формы предметов.
Из результатов видно, что самая основная проблема, с которой учащиеся не справляются, проблема слабого использования техники и приемов живописи, что не удивительно, так как в общеобразовательных школах этому вопросу уже многие годы практически не уделялось внимание.
При крайне ограниченном времени, выделяемом на изучение изобразительного искусства в школе, важнейшей задачей становится оптимизация и интенсификация обучения, повышение эффективности художественного воспитания и образования.
В целях выявления отношения учителей к проблеме формирования творческих способностей учащихся профильных классов средствами живописи и нетрадиционных техник проводились семинары и анкетирование с преподавателями факультета, проанализировано содержание программ учебных дисциплин по живописи. Опросы показали, что 78% учителей привлекают возможности нетрадиционных техник и они используют их в своей практике, 23% учителей не владеют необходимыми знаниями о нетрадиционных техниках живописи, не знакомят с ними учащихся.
Формирующий этап эксперимента предполагал реализацию программы практических занятий по живописи объемом 38 часов и состоящей из четырёх разделов. Основной формой организации работы были еженедельные практические занятия, включавшие в себя изучение основ изобразительной грамоты, сочетание классического рисования с натуры, рисования по памяти и работу нестандартными техниками.
Первые задания были составлены таким образом, чтобы в ней подростки показали свой уровень знаний и умений использования законов перспективы, колорита и композиции. Таким заданием, знакомым с детства, было выбрано изображение пейзажа. Задача была осложнена тем, что в одном листе необходимо было выполнить один и тот же природный мотив в теплом и холодном колорите. Учебный пейзаж дает прекрасное понимание пространства во всем его разнообразии цвета и форм.
Следующим блоком эксперимента являлись задания с применением не-
традиционных техник изображения. Нетрадиционные техники - это совокупность специальных навыков, способов и приемов, отличных от техник предусмотренных программой по изобразительному искусству, требующих специального оборудования либо способа изготовления работ. Работа различными материалами и разнообразие тем позволили учащимся обогатить «личный» опыт и явились основой для успешного формирования творческих способностей. Большие возможности нетрадиционных техник рисования для развития творческого потенциала заключаются в самостоятельном поиске необходимых выразительных средств, выборе композиции, видов и элементов изображения.
Заключительные задания экспериментальной работы были посвящены теме натюрморта, так как это наиболее доступный жанр изобразительного искусства для учащихся с различным уровнем подготовки и одновременно жанр, имеющий разнообразные способы изображения различными материалами с включением как учебных, так и творческих задач. Первым заданием было изображение с натуры фруктов при естественном освещении, далее - натюрморт в технике «пуантилизм», затем заключительная работа -композиция декоративного натюрморта.
Натюрморт в технике «пуантилизм» позволил учащимся разобраться в свойствах цвета, уяснить понятие дополнительных цветов, закрепить технику живописи. И хотя эта работа носила больше учебный характер, тем не менее, каждый испытуемый активно применял на практике приобретенные колористические, композиционные умения и способы изображения.
Последнее задание носило обобщающий характер, учащимся была дана возможность продемонстрировать накопленные знания и умения, проявить творческие способности. Была поставлена натурная постановка из различных предметов и стояла задача творческого переосмысления и воплощения предметов натюрморта в декоративное решение. Жанр натюрморт наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. Учащиеся использовали стилизацию - метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора.
Итоговая диагностика формируемых творческих способностей средствами живописи, проведенная на констатирующем и формирующем этапе опытно-экспериментальной, работы показала достаточную эффективность предлагаемой нами методики (таблица).
Результаты диагностики формирования творческих способностей учащихся средствами
уровни/ этапы контрольнаШиВвЮси 69 человек экспериментальная группа 120 человек
высокий средний начальный высокий средний начальный
констатирующий 13 25 31 21 49 50
% 19 36 45 17,5 41 41,5
формирующий 15 27 27 36 46 38
% 22 39 39 30 38,3 31,7
разность показателей +3 +3 -6 +12,5 -2,7 -9,8
Из таблицы видно, что в экспериментальной группе значительно сократилось количество учащихся с низким уровнем творческих способностей, а школьники со средним уровнем улучшили свои показатели и перешли в группу с высоким уровнем формирования творческих способностей. Предварительные результаты показали, что у учащихся увеличилась глубина знаний по композиции, средствах живописи, усилилась самостоятельность творческого поиска в работе.
Именно в рамках изучения дисциплины «Изобразительная деятельность» происходит освоение эстетической культуры, развивается способность разностороннего восприятия и понимания действительности, происходит социализация личности. Можно уверенно утверждать, что при любой форме профильного обучения изобразительное искусство способствует формированию творческого потенциала каждого учащегося. Учителя, принимавшие участие в данном исследовании, считают, что факультативный курс имеет основания для внедрения и применения в практику.
В нынешних социально-экономических условиях творчество должно определяться основной составляющей профессионального мастерства, ко -торая является основополагающей в успешной трудовой деятельности, в развитии способностей и самоутверждения каждого человека. Актуальным является выявление теоретического и практического значения изобразительного творчества в развитии личности учащихся. Это выдвигает на первый план проблему разработки и внедрения инновационных методов и форм работы, способствующих активизации творческой деятельности учащихся.
Библиографический список
1. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Баку-шинский. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
2. Государственные образовательные стандарты образования и преподавания искусства // Искусство в школе. - 1993. - № 3. - С. 26-29.
3. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. В. А. Сластенина. - М. Издательский центр «Академия», 2002 г. - 144 с.
4. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
5. Профильное обучение: Эксперимент, совершенствование структуры и содержания общего образования / под ред. д.ист.наук, проф. А. Ф. Киселёва. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001. - 512 с.
6. Сурина, М. О., Сурин, А. А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна» / М. О. Сурина, А. А. Сурин. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2003. - 352 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.