раются в свои гнёзда и какое-то время не вылетают из них. Создаётся видимость отдыха птиц.
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1975: 4336-4339
Дополнение к фауне птиц СССР: короткопалый ястреб Accipiter soloensis и красноногий погоныш Porzana fusca
В.И.Лабзюк, Ю.Н.Назаров
Второе издание. Первая публикация в 1972*
Южное Приморье, несмотря на весьма полную, как принято считать, орнитофаунистическую изученность, всё же остаётся недостаточно исследованным районом. Об этом свидетельствуют многочисленные фаунистические находки, особенно за последние 10 лет, связанные в первую очередь с ростом числа местных орнитологов и более регулярными наблюдениями за птицами. Продолжается регистрация птиц — новых для Приморья и СССР, установлено гнездование в крае некоторых «залётных» видов. Весной 1967 года на острове Большой Пелис в заливе Петра Великого нами встречены два вида, не включённые в список фауны Советского Союза (Иванов, Штегман 1964).
Короткопалый ястреб, или китайский перепелятник Accipiter soloensis (Horsfield, 1822). Замечен на острове утром 28 мая 1967, когда у подножия безлесного холма он схватил подстреленного красноногого погоныша и скрылся за перевалом. После двухчасового поиска его удалось найти в глубоком овраге, заросшем кустарниками, где он купался в ручье. На следующий день ястреб обнаружил себя во время охоты за какой-то мелкой птицей в густых кронах деревьев. Жертве удалось скрыться, и хищник принялся кормиться беспозвоночными, которых он высматривал с деревьев и затем собирал с земли, травы и стволов деревьев. В этот же день ястреб был добыт и оказался самкой (фолликулы достигали 2-2.5 мм в диаметре). В желудке птицы обнаружены 14 пауков и 5 жуков Carabus granulatus. 31 мая на острове появился второй экземпляр этого вида. Он держался здесь 5 дней. Обычно птицу можно было видеть у обрывистого берега моря или на прилежащем участке разреженного леса. На берегу ястреб, как правило, охотился за
* Лабзюк В.И., Назаров Ю.Н. 1972. Дополнение к фауне птиц СССР: короткопалый ястреб (Accipiter soloensis Horsf.) и красноногий погоныш (Porzana fusca L.) // Орнитология 10: 357-359.
крупными мокрицами — лигиями сереющими Ligia cinerascens, а также другими беспозвоночными. Дважды он пытался преследовать птиц: белую трясогузку Motacilla alba, которая отлетела в море и этим спаслась от ястреба, и урагуса Uragus sibiricus, укрывшегося в небольшом плотном кусте. Следует отметить, что короткопалый ястреб не проявляет такого упорства при преследовании птиц, как малый перепелятник Accipiter gularis, и всегда вскоре прекращает погоню. На синих каменных дроздов Monticola solitarius, летавших вдоль берега, он не обращал внимания, а серые скворцы Sturnus cineraceus, гнездившиеся в этом районе, совершенно не реагировали на присутствие A. soloensis, хотя появление других видов ястребов всегда вызывает у них тревогу. Это указывает на то, что короткопалый ястреб довольно редко питается птицами. По наблюдениям Вольфа (Wolfe 1950), пища китайского перепелятника летом состоит исключительно из лягушек, которыми родители выкармливают и молодых. Остин (Austin 1948), цитируя В.Та-чановского, пишет, что этот хищник питается преимущественно жуками и особенно усачами, которых ловит на лету или собирает на ветвях деревьев. В то же время Лятуш (La Touche 1932) указывает, что короткопалый ястреб охотится за ящерицами и крупными насекомыми с таким же успехом, как и за мелкими птицами.
У добытой самки верх, включая маховые и рулевые, в основном бурый, но большая часть перьев головы и шеи и отдельные перья передней части спины, кроющих крыла и надхвостья — свежие сизые. Бока головы и шеи серые. Горло белое с узкими буровато-серыми настволь-ными штрихами, образующими только на середине горла явственную продольную полосу. На нижней стороне шеи слабый серый налёт переходит в сизоватую полосу, ограничивающую белое горло. Зоб и грудь с рыжими поперечными полосами; на боках зоба по небольшому рыжему пятну. Брюхо .и подхвостье белые. Восковица и ноги жёлто-оранжевые. У второй птицы, встреченной на острове, верх полностью сизый, грудь и зоб с рыжеватым налётом, более интенсивным на боках. Формула крыла добытой птицы 3>4>2>5>6. Размеры, мм: крыло 197, клюв (от переднего края восковицы) — 12, цевка — 42.
В полёте короткопалый ястреб хорошо отличается от других мелких ястребов белыми подкрыльями и сравнительно острым крылом. Телосложение его более плотное, полёт довольно медленный, а посадка горизонтальная (не вертикальная, как у других ястребов).
Короткопалый ястреб ранее не отмечался на территории СССР. В сводке Вори (Vaurie 1965) этот вид приводится для района от Южной Маньчжурии, Кореи и Восточного Китая на запад до Сычуаня и на юг до Куангси, Каунгтунг и Формозы. Птицы из северных частей ареала зимуют в Юго-Восточной Азии, доходя до Новой Гвинеи. Остин (Austin 1948) указывает, что короткопалый ястреб редок на гнездовье в цент-
ральной части полуострова Корея. Судя же по наблюдениям Вольфа (Wolfe 1950) в районе Сеула, в 1-6.7 км к северо-западу, северу и северо-востоку от города, этот вид обычен на пролёте и в гнездовой период. Первые китайские перепелятники появляются здесь в середине мая, и пролёт их длится до конца месяца, а полные кладки яиц встречаются только в первых числах июня.
Красноногий погоныш Porzana fusca (Linnaeus, 1766). Первый красноногий погоныш добыт нами на острове Большой Пелис 27 мая 1967. Это оказалась самка. На следующий день в средней части острова встречено 5 птиц, из которых две были добыты, но одна оказалась сильно разбита дробью, а другую унёс короткопалый ястреб, о чём упоминалось выше. 29 мая на острове отмечено 4 птицы, из которых добыты две самки и один самец. В последующие дни мы не предпринимали специальных поисков красноногих погонышей, но тем не менее они ежедневно встречались на острове по 1-2 экземпляра до 12 июня. Кроме того, во время экскурсии на остров Карамзина 1 июня мы нашли пару ног этого погоныша, съеденного кем-то один-два дня назад. На острове Большой Пелис птицы придерживались исключительно сухих участков среди болотины, на склонах и вершинах холмов и на берегу озера. Погонышей удавалось обнаружить, когда они взлетали из-под ног. Обычно они поднимались вверх метра на два и затем медленно, пролетев 10-15 м, опускались в траву или кустарники. В это время птицу удавалось довольно хорошо рассмотреть, но слабые светлые полосы на боках тела были не заметны. Следует отметить, что полёт красноногого погоныша более плавный и лёгкий, чем у других пастушковых. В течение почти двухнедельного пребывания погонышей на острове мы ни разу не слышали их голоса. Яичники добытых самок были заметно увеличены (фолликулы достигали в диаметре 2-3 мм).
По окраске наши экземпляры заметно отличаются друг от друга, что, по-видимому, связано с возрастом птиц. Прежде всего бросается в глаза разница в окраске ног. У самца и одной самки они кораллово -красные, у двух других самок цвет ног желтовато-оливковый, постепенно переходящий в красный на передней стороне цевки. Птицы с красными ногами имеют более яркую винно-каштановую окраску груди; на горле у них значительно меньше белого и перья горла с бледным винным налётом. Различия в окраске верхней стороны тела и брюха менее заметны. Размеры добытых птиц, мм: у самца крыло 113, клюв 22.9, цевка 34; у самок крыло 111.5, 106.7 и 108, клюв 21, 20 и 21.2, цевка 34.5, 34.5 и 36.0.
В отечественной литературе указание о нахождении красноногого погоныша на территории СССР имеется лишь у А.И.Гизенко (1955), который ссылается на предыдущих исследователей, причём его ссылка на Такахаси (Takahashi 1937) ошибочна - в работе последнего крас-
ноногий погоныш не упоминается. Мунстерьельм (Munsterhjelm 1922), добывший молодую птицу этого вида на острове Монерон, указывает, что на Сахалине красноногий погоныш ранее не отмечался, хотя он обычен в Японии и на Южных Курилах. По Вори (Vaurie 1965), ареал красноногого погоныша охватывает значительную часть Южной Азии, достигая на севере Южной Маньчжурии и Японии. На Корейском полуострове этот вид был известен по двум экземплярам и считался залётным, но Феннел и Кинг (Fennell, King 1964) неоднократно отмечали его у Сеула и считают обычной птицей в этом районе. В северо-восточной части ареала обитает Р. f. erythrothorax (Temminck e5t Schlegel, 1849), который зимует в Южной Японии, Восточном Китае и Индокитае. У нас не было возможности сравнить наши экземпляры с большими сериями птиц указанного подвида, но, судя по распространению, наши погоныши относятся к этой форме.
Делать какие-либо выводы относительно характера пребывания короткопалого ястреба и красноногого погоныша в Приморье ещё рано, поскольку некоторые районы края совершенно не изучены в орнито-фаунистическом отношении, а наши наблюдения за этими видами слишком кратковременны. Объяснение же подобных находок случайным залётом, как это часто делается, далеко не всегда оказывается верным, примеров чему достаточно много. Близость известных мест гнездования этих двух видов и даты встреч их на острове позволяют предполагать возможность гнездования короткопалого ястреба и красноногого погоныша в Приморье.
Литератур а Гизенко А.И. 1955. Птицы Сахалинской области. М.: 1-328.
Иванов А.И., Штегман Б.К. 1964. Краткий определитель птиц СССР. М.; Л.: 1-528. Austin O.L. 1948. The Birds of Korea // Bull. Mus. Comp. Zool. Harv. Univ. Cambridge 101, 1: 1-101.
Fennell C.M., King B.F. 1964. New occurrences and recent distributional records of Korean
birds // Condor 66, 3: 239-246. La Touche J.D.D. 1932. A Handbook of the Birds of Eastern China. London, 2, 3. Munsterhjelm L. 1922. Some ornithological notes from a journey to Saghalien in 1914 // Med-
delanden fran Goteborgs Musei Zoologiska Avdelning. Goteborg, 13: 1-112. Takahashi T. 1937. On the unrecorded birds from South Saghalien. (I) // Tori 9, 45: 464-472. Vaurie Ch. 1965. The birds of the Palearctic fauna. Non Passeriformes. London: 1-763. Wolfe L.R. 1950. Notes on the birds of Korea // Auk 67, 4: 433-455.