ДООЧИСТКА НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ СТОЧНЫХ ВОД НА БУФЕРНОМ ПРУДЕ ЧЕРНИКОВСКОГО НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА
Н, И. Алексеева
Из республиканской санитарно-эпидемиологической станции Башкирской АССР
Основными очистными сооружениями на существующих нефтезаводах до настоящего времени остаются еще нефтеловушки и земляные пру-ды-амбары дополнительного отстоя, улавливающие только плавающую нефть. Растворенная и эмульгированная нефть на этих сооружениях не улавливается и попадает целиком в водоемы. Поэтому река Белая в Башкирии, а также другие реки, принимающие заводские стоки, продолжают загрязняться нефтью.
Проведением большого комплекса мероприятий башкирские нефтяники добились резкого улучшения степени очистки нефтесодержащих сточных вод при одновременном максимальном сокращении общего количества сточных вод, сбрасываемых в водоемы. В результате за последние два года санитарное состояние реки Белой улучшилось, но она еще остается чрезмерно загрязненной. Поверхность реки местами покрыта сплошным слоем нефтепродуктов, вода имеет запах и привкус керосина и карболки (нефть и фенолы), прибрежная растительность, дно и берега загрязнены мазутом на значительном протяжении.
Полученные нами результаты доочистки стоков на буферном пруде, строящемся у Черниковского нефтеперерабатывающего завода, по нашему мнению, являются утешительными, и мы считаем необходимым поделиться этими предварительными данными.
Проектом вначале было предусмотрено строительство пруда в 5 млн. м3 на 10-суточный отстой в нем стоков. В последующем проектантом (без согласования с государственной санитарной инспекцией) объем пруда был сокращен до 1 млн. м3 с ссылкой на данные научно-исследовательских институтов, доказывающих только лишь в лабораторных условиях, что отстаивание стоков в прудах более 2 суток неэффективно.
К ноябрю 1957 г. пусковые объекты завода были готовы, а полный комплекс очистных сооружений достроен не был и нами не была дана санкция на пуск завода в эксплуатацию. В дальнейшем дирекцией завода был предложен вариант, согласованный с государственной санитарной инспекцией, по которому сточные воды завода до окончания строительства полного комплекса очистных сооружений намечалось накапливать в буферном пруду без сброса их в реку Белую. Буферный пруд строительством был закончен, за исключением нефтеулавливающих установок. Относительно большой объем пруда при сравнительно небольшом количестве стоков (80—100 м3 в сутки в течение первых месяцев) обеспечили возможность накопления в нем стоков. Исполнился уже год, как сточные воды накапливаются в пруду без сброса их в водоем. Конечно, часть стоков испаряется, а часть фильтруется в грунт, так как пруд не экранирован, что, кстати, является одним из крупных санитарных недостатков проекта.
Мы не имели возможности оценить влияние фильтрации в грунт, так как шурфы для отбора проб воды не были еще закончены.
Таким образом, у нас сложилась благоприятная обстановка для наблюдения за процессами доочистки стоков в буферном пруде при длительном пребывании в нем стоков.
Буферный пруд расположен на правом берегу реки Белой в 3—4 км от воды в незатопляемой зоне. Длина пруда 1000 м, ширина 250 м, глубина 4 м, емкость 1 млн. м3. Пруд не экранирован, только обваловка вы-
ложена бутовым камнем. Состоит пруд из 2 секций, стоки поступают в первую секцию, откуда могут быть спущены во вторую секцию.
Затопление пруда сточными водами началось в холодное время года — в ноябре 1957 г. Вначале в течение 1V«—2 месяцев заполнялась только первая секция; на протяжении первых месяцев поступали сточные воды, содержащие до 280—600 мг/л нефтепродуктов, и поэтому вскоре на поверхности пруда появилась толстая нефтяная пленка, так как откачивать ее было невозможно ввиду недостроенности нефтеулавливаю-щих установок. В этот период пруд работал как обычный земляной отстойник, и стоки, выходящие из него за счет неплотности шандор (выпуск в реку был запрещен государственной санитарной инспекцией), содержали до 70 мг/л нефтепродуктов. При этом совершенно не менялись цветность сточной воды, прозрачность, окисляемость и другие показатели (см. таблицу).
Прозрачность входящей и выходящей из пруда сточной воды равнялась 3—5 см (по Снеллену), держалась нефтяная пленка в 4—5 баллов и во второй секции.
С начала мая сточные воды были спущены во вторую секцию, где находились около 6 месяцев до выпуска в реку Белую. С наступлением теплых солнечных дней одновременно увеличилось количество поступающих стоков (до 500 м3/час), а содержание нефтепродуктов в них уменьшилось. Цвет сточных вод в пруду стал из темно-бурого светло-желтым, прозрачность увеличилась с 3—5 до 16 см, количество нефтепродуктов уменьшилось. Нефтяная пленка стала исчезать, окисляемость стоков резко снизилась.
В дальнейшем, в июле—августе, степень очистки сточных вод, поступивших во вторую секцию пруда, еще несколько улучшилась и стала почти стабильной (см. таблицу).
Во второй секции совершенно исчезла нефтяная пленка; определяются только отдельные радужные пятна при ветреной погоде.
Во второй секции пруда появилась придонная жизнь в виде обрастания и различных личинок. Определяется также богатая бактериальная флора: в 1 мл воды более 100 млн. бактерий. В основном это неспороносная форма (Pseudomonas — флуоресцирующие бактерии), фенол угле-водоразрушающие, динитрофицирующие, целлюлезоразрушающие и восстанавливающие серу формы.
Следует учесть, что в пруд с промышленными сточными водами попало небольшое количество фекально-хозяйственных сточных вод.
Резкое улучшение физико-химических свойств сточной воды при наличии биологической жизни во второй секции пруда дает право предположить, что в этой секции при длительном стоянии происходит не только механический отстой, но и биологическая доочистка сточных вод.
Но полученные результаты достижимы только для такого соотношения количества стоков и объема пруда, которое имелось на Черников-ском нефтеперерабатывающем заводе. При поступлении в этот пруд сточных вод всей группы уфимских заводов, как это предусмотрено проектом, биологические процессы во второй секции пруда, конечно, прекратятся или будут существенно ослаблены и пруд будет работать как обычные земляные амбары дополнительного отстоя, имеющиеся сейчас почти на всех заводах. В марте—мае 1959 г. с увеличением количества стоков степень их очистки несколько снизилась до 10—12 мг/л, возможно, здесь сказался паводковый период.
Выводы и предложения
1. Буферный пруд Черниковского нефтеперерабатывающего завода при условии длительного пребывания в нем стоков (5—6 месяцев) обеспечивает хорошую степень очистки сточных вод.
Результаты лабораторных исследований сточной воды буферного пруда Черниковского нефтеперерабатывающего завода
Наименование лабораторных исследований 1957 г. 1958 г. 1959 г.
декабрь апрель август декабрь март июнь
до пруда после пруда ДО пруда после пруда до пруда после пруда до пруда после пруда до пруда после"' пруда до пруда после 'пруда
Запах ............ резкий резкий резкий резкий резкий слабый резкий слабый резкий резкий резкий резкий
Разведение, при котором исчезает запах......... — — — — 1:1500 1:100 1:1700 1:200 1:300 1:250 1:700 1:400
Прозрачность (в см)\..... 5,0 5,0 3 5 6,0 28,0 21,0 29,0 10,0 17,0 6,0 16,0
Аммиак (в мг/л)....... 10,0 10,0 25,0 25,0 — 0,1 1.0 0,5 1,0 0,1 25,0 25,0
Азотистая кислота (в мг/л) . . 0,05 0,05 0,2 0,1 — — 0.2 нет 0,5 0,005 0,05 нет
Азотная » (в мг/л) . . 2,0 1.0 0,1 0,1 — — нет нет 1,0 0.1 нет нет
Окисляемость (в мг/л 02) . . . 41,6 32,0 40,6 41,6 36,0 11,2 16,0 8,0 33,6 14,4 44,8 19,2
Хлориды (в мг/л)...... 1868,0 1566,0 1550,0 1250,0 — — 2500,0 700,0 1400,0 600,0 1700,0 900,0
Нефть (эфнроизвлеченные вещества в мг/л)....... 280,0 70,0 501,0 130,0 216,0 19,0 32,4 2.8 250,0 11,6 64,0 3,4
Фенолы........... — — 4,0 1,5 2,0 0,7 — 0,6 10,0 0,65 3,18 2,36
БПК6............ — — 29,0 3,6 26,8 10,4 _ 60,0 22,0
Взвешенные вещества в (мг/л) — — — — — — 690,0 40,0 — - 16,0 70,0
Выпуска в реку не было.
2. Первая секция пруда на протяжении всего периода наблюдения работает как простой отстойник по типу земляного амбара, так как не были достроены нефтеулавливающие установки и не было возможности для удаления всплывающей нефти.
Эффективная очистка стоков во второй секции пруда является результатом не только дальнейшего механического осветления, но и биологических процессов.
3. Наблюдаемый нами буферный пруд мог работать еще эффективнее при условии устранения в нем крупных конструктивных недочетов: отмечается попадание нефти во вторую секцию через придонный выпуск, не автоматизирована работа нефтеулавливающих установок, не предусмотрено устройство для улавливания плавающей нефти, а также экранирование для предупреждения загрязнения подземных вод.
4. Для обеспечения нормальцрй и эффективной работы буферных прудов необходимо не допускать перегрузки прудов сточными водами при расширении производства.
5. Сточные воды после очистки в буферном пруду нуждаются только в освобождении их от запаха путем 100-кратного разбавления, которое река Белая сможет обеспечить.
Поступила 5/III 1959 г.
# *
ВСПЫШКА БРЕСЛАВСКОГО САЛМОНЕЛЛЕЗА, СВЯЗАННАЯ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ УТИНЫХ ЯИЦ
И. Р. Дробинский
Из кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии Кишиневского медицинского
института
В последнее десятилетие во всем мире отмечено учащение заболеваний бреславским салмонеллезом, вызываемым бактериями мышиного тифа (Salmonella typhi murium) [Брунер (Bruner), Дрегер, Хеджес (Hughes), И. В. Шур и др.].
Бреславская салмонеллезная инфекция широко распространена среди грызунов (мыши, крысы) и среди водоплавающих птиц (утки, гуси и др.). Эпизоотии бреславского паратифа очень часто поражают также голубей, с которыми имеют иногда особо тесный контакт школьники. Эпидемиологическая роль мяса крупного и мелкого рогатого скота как первоисточника бреславского салмонеллеза также несомненна.
Как явствует из многочисленных сообщений [В. Н. Азбелев, Н. А. Герасимов, Г. Я. Змеев, Ц. Я. Минсбарг, Н. И. Орлов, В. М. Попугайло и И. В. Шантаренко, А. Л. Сироко, И. В. Шур, Бенгтссон (Bengtsson), Дрегер, Миллер (Miller), Хедже и др.1, в распространении бреславского салмонеллеза среди людей особое значение принадлежит утиным яйцам. Последние часто оказываются инфицированными, так как бактерии бреславского паратифа проникают в яичники зараженных уток. Яйца могут также инфицироваться в яйцеводах птиц и заражаться экзогенно их испражнениями. Со временем салмонеллы проникают вглубь яйца, интенсивно заражая белок и особенно желток [И. С. Загаевский, Дрегер, Райт и Франк (Wright and Frank) и др.1. И. А. Артюх, Р. А. Оста-шевский, К. В. Калмыков и Е. И. Гурова выяснили, что часть свежесне-сенных зараженных утиных яиц содержит в желтке салмонеллы. На 2—5-й день хранения таких яиц при 18—25° они содержат уже в желтке такое количество салмонелл, которое способно вызвать пищевую токси-коинфекцию у людей. Яйца с инфицированной скорлупой могут стано-