Научная статья на тему 'ДОНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ИСТОКИ И РОЖДЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА (СЕРЕДИНА ХVI - НАЧАЛО ХIХ ВЕКА)'

ДОНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ИСТОКИ И РОЖДЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА (СЕРЕДИНА ХVI - НАЧАЛО ХIХ ВЕКА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ГРАМОТНОСТЬ / «НАВЫЧНОЕ» ОБУЧЕНИЕ / КАЗАЧЬЯ КАНЦЕЛЯРИЯ / ВОЙСКОВАЯ ГРАМОТА / ВОЙСКОВОЙ ДЬЯК / ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛАТИНСКАЯ СЕМИНАРИЯ / ЧЕРКАССКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / МАЛОЕ И ГЛАВНОЕ НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ / НОВОЧЕРКАССКАЯ ГИМНАЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кислицына Инна Германовна

Исследуются истоки и предпосылки распространения на казачьем Дону ХVI - ХVII вв. русской грамотности и письменной культуры. Предполагается, что они попали на Дон по установившимся между ним и Москвой каналам связи и стали известны не позднее 1549 г., когда донские казаки впервые были упомянуты в летописи. Временной промежуток между первыми свидетельствами об известности русской грамотности на Дону и переходом к обучению грамоте составлял около двух столетий. Позднее появление в регионе в сравнении с центральной Россией первых учебных заведений говорит о стадиальном отставании Дона в этом отношении. Отмечается, что наряду с первыми очагами православия своеобразными центрами русской грамотности на средневековом казачьем Дону были казачьи войсковые канцелярии, что составляло особенность этого региона.Определяются правовой статус Латинской семинарии, приходских училищ Министерства народного просвещения в отличие от церковно-приходских школ Синода, личность первого директора Малого и Главного народных училищ, сословный казачий характер старейшей на Юге России Новочеркасской гимназии. Рождение феномена донского просвещения оценивается как качественный скачок в истории казачьего Дона, произошедший в середине ХVIII в. и определивший его последующее поступательное развитие. Отличаясь большим своеобразием, донское просвещение изначально вписано в общероссийское образовательное пространство и развивалось по его законам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кислицына Инна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DON ENLIGHTENMENT: ORIGINS AND BIRTH OF SOCIO-CULTURAL PHENOMENON (MID-16TH - EARLY 19TH CENTURY)

The origins and prerequisites of the spread of Russian literacy and written culture on the Cossack Don of the 16th-17th centuries are investigated. The opinion is formulated that they got to the Don through established communication channels between them and Moscow and became known no later than 1549, when it was first mentioned in the chronicle. It is shown that along with the first centers of Orthodoxy, the Cossack military offices were the original centers of Russian literacy on the medieval Cossack Don, which was a feature of this region. The belated appearance of the first spiritual and secular educational institutions testifies to the stadium lag in this respect of the Cossack Don from central Russia. The legal status of the Latin Seminary, the parish schools of the Ministry of Public Education, as opposed to the church-parish schools of the Synod, the personality of the first director of the Small and Main Public Schools, the estate Cossack character of the oldest in the South of Russia Novocherkassk gymnasium are determined. The birth of the phenomenon of the Don enlightenment is estimated as a qualitative leap in the history of the Cossack Don, which occurred in the middle of the 18th century and determined its subsequent progressive development. It is shown that, differing in great originality, the Don enlightenment was originally inscribed in the all-Russian educational space and developed according to its laws.

Текст научной работы на тему «ДОНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ИСТОКИ И РОЖДЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА (СЕРЕДИНА ХVI - НАЧАЛО ХIХ ВЕКА)»

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2023. № 2

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

Научная статья УДК 94(47)

doi: 10.18522/2687-0770-2023-2-83-92

ДОНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ИСТОКИ И РОЖДЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА (СЕРЕДИНА XVI - НАЧАЛО XIX ВЕКА)

Инна Германовна Кислицына

[email protected]

Аннотация. Исследуются истоки и предпосылки распространения на казачьем Дону XVI - XVII вв. русской грамотности и письменной культуры. Предполагается, что они попали на Дон по установившимся между ним и Москвой каналам связи и стали известны не позднее 1549 г., когда донские казаки впервые были упомянуты в летописи. Временной промежуток между первыми свидетельствами об известности русской грамотности на Дону и переходом к обучению грамоте составлял около двух столетий. Позднее появление в регионе в сравнении с центральной Россией первых учебных заведений говорит о стадиальном отставании Дона в этом отношении. Отмечается, что наряду с первыми очагами православия своеобразными центрами русской грамотности на средневековом казачьем Дону были казачьи войсковые канцелярии, что составляло особенность этого региона.

Определяются правовой статус Латинской семинарии, приходских училищ Министерства народного просвещения в отличие от церковно-приходских школ Синода, личность первого директора Малого и Главного народных училищ, сословный казачий характер старейшей на Юге России Новочеркасской гимназии. Рождение феномена донского просвещения оценивается как качественный скачок в истории казачьего Дона, произошедший в середине XVIII в. и определивший его последующее поступательное развитие. Отличаясь большим своеобразием, донское просвещение изначально вписано в общероссийское образовательное пространство и развивалось по его законам.

Ключевые слова: донское просвещение, грамотность, «навычное» обучение, казачья канцелярия, войсковая грамота, войсковой дьяк, домашнее обучение, Латинская семинария, Черкасское духовное училище, Малое и Главное народное училище, Новочеркасская гимназия

Для цитирования: Кислицына И.Г. Донское просвещение: истоки и рождение социокультурного феномена (середина XVI - начало XIX века) // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2023. № 2. С. 83-92.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

DON ENLIGHTENMENT: ORIGINS AND BIRTH OF SOCIO-CULTURAL PHENOMENON (MID-16th - EARLY 19th CENTURY)

Inna G. Kislitsyna

[email protected]

Abstract. The origins and prerequisites of the spread of Russian literacy and written culture on the Cossack Don of the 16th-17th centuries are investigated. The opinion is formulated that they got to the Don through established communication channels between them and Moscow and became known no later than 1549, when it was first mentioned in the chronicle. It is shown that along with the first centers of Orthodoxy, the Cossack military offices were the original centers of Russian literacy on the medieval Cossack Don, which was a feature of this region. The belated appearance of the first spiritual and secular educational institutions testifies to the stadium lag in this respect of the Cossack Don from central Russia. The legal status of the Latin Seminary, the parish schools of the Ministry of Public Education, as opposed to the church-parish schools of the Synod, the personality of the first director of the Small and Main Public Schools, the estate Cossack character of the

© Кислицына И.Г., 2023

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

oldest in the South of Russia Novocherkassk gymnasium are determined. The birth of the phenomenon of the Don enlightenment is estimated as a qualitative leap in the history of the Cossack Don, which occurred in the middle of the 18th century and determined its subsequent progressive development. It is shown that, differing in great originality, the Don enlightenment was originally inscribed in the all-Russian educational space and developed according to its laws.

Keywords: Don enlightenment, literacy, "habitual" training, Cossack chancery, military diploma, military clerk, home schooling, Latin Seminary, Cherkasy Theological School, Small and Main National School, Novocherkassk gymnasium

For citation: Kislitsyna I.G. Don Enlightenment: Origins and Birth of Socio-Cultural Phenomenon (mid-16th - early 19th century). Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(2):83-92. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Донское просвещение - один из базовых факторов истории Донского края и региональной историографии. В ней сложилась традиция, согласно которой возникновение донского просвещения относится к середине - второй половине XVIII в., когда на Дону появились первые официальные учебные заведения - духовные и светские. Такой подход вполне обоснован, но неизбежно возникают вопросы, с какого времени на казачьем Дону были известны русская грамотность и письменная культура, каковы их истоки и каналы распространения, и т.п. Долгое время исследователи считали, что «сегодня сложно судить о том, когда и как на Дону появились грамотные казаки» [1, с. 88]. Вместе с тем достигнутый сегодня уровень источниковедения и историографии истории Дона и донского казачества позволяют, на наш взгляд, попытаться это установить, не ограничиваясь только констатацией прежних сведений о первых учебных заведениях Дона.

Согласно Н.М. Карамзину, первое упоминание в летописи о донских казаках относится к 1549 г., когда их вождь Сарыазман, именуясь подданным Иоанна, строил крепости на Дону [2, с. 190]. Московское правительство стало обращаться к казакам при решении тех или иных задач на своих юго-восточных рубежах, первыми свидетельствами чего являются царские грамоты на Дон, датированные 1570 и 1571 гг. В последующие годы это стало постоянной практикой.

Известный исследователь истории казачества С.Г. Сватиков писал: «Формою сношений царя с Доном стали царские грамоты, посылавшиеся через Посольский приказ с особым посланником, а иногда и с русскими послами в Турцию, ехавшими по Дону через Азов в Константинополь, иногда - с гонцами» [3, с. 66]. На Дону выработался церемониал встреч царских послов, одним из центральных моментов которого было зачитывание привезенных из Москвы грамот. Это входило в задачи прибывших на Дон послов, но не был исключен и иной вариант. Так, В.Д. Сухоруков описал, как в июле 1620 г. в Монастырский городок на Дону прибыли с царскими грамотами и жалованьем российские посланники Кондырев и Бормасов. Для их встречи был собран Войсковой круг, на котором послы вручили казакам царские грамоты, а атаман Исай Мартемьянов «со всем войсковым кругом выслушал речи посланников и с благоговением в круг и, прочтя (курсив наш. - И.К.) грамоты царские, отвечал» [4, с. 173]. В.Д. Сухоруков установил, что в XVI - XVII вв. между Москвой и Доном осуществлялась двусторонняя переписка: с Дона в Москву, в Посольский приказ посредством так называемых зимовых станиц отправлялись войсковые отписки, челобитные и другие документы.

Обратим внимание на хронологию войсковых отписок в Москву, исследованных В.Д. Сухо-руковым: 1617, 1625, 1630, 1637, 1646 гг. и более позднего времени [4]. Сейчас документы и материалы, характеризующие отношения Москвы и Дона в XVI - XVII вв. и отложившиеся тогда в Посольском приказе, ведавшим этими отношениями с 1613 г., т.е. с начала царствования Михаила Романова, хранятся в ЦГАДА. Значительная их часть опубликована комиссией В.Г. Дружинина в 1898-1917 гг. [5].

Установившиеся между Москвой и Доном связи объективно наряду с прочим сыграли роль канала их культурного взаимодействия, по которому на Дон попали разнообразные образцы русской грамотности и письменной культуры. Согласно С.Г. Сватикову, наряду с Москвой в

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

XVI - XVII вв. Войско имело внешние сношения также «...с Азовом. крымским ханом, с турецким султаном, с польским королем, с персидским шахом, главами орд Ногайской, татар и калмыков, казачьими войсками Запорожья, Яика, Терека» [3, с. 67]. Одним из наиболее ранних документов из этой переписки, который упоминает С.Г. Сватиков, является грамота донских казаков Волжским, Терским и Яицким атаманам и казакам, датированная 1614 г. [3, с. 68].

Донские и запорожские казаки, являясь ближайшими соседями, создали Запорожскую Сечь и Войско Донское, неоднократно совершали различные совместные акции, вели переписку. С.Г. Сватиков привел грамоту запорожцев донским казакам 1650 г., которую «рукою власною» (собственной. - И.К.) подписал Богдан Хмельницкий [3, с. 68]. В то время запорожские казаки весьма активно взаимодействовали с турками. Так, по мнению Яворницкого (1855-1940), известного исследователя истории запорожского казачества, в основу картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» был положен реальный исторический факт. связанный с событиями начала 1670-х гг. [6, с. 538].

Как видим, в середине XVI - XVII вв. в результате письменной коммуникации между Москвой, Доном и его ближайшими соседями образовался большой массив документов и материалов, который убедительно свидетельствует: русская грамотность и письменная культура были известны на Дону не позднее первых сведений о нем в летописи (1549 г.). Их основные носители - выходцы из центральной России, являвшиеся, по мнению исследователей, главным источником пополнения рядов донского казачества в эпоху позднего средневековья. Это были представители различных слоев общества: крестьяне, посадские люди, мелкие служилые люди и даже дворяне, встречавшиеся среди атаманов донских казаков [7]. В числе приходивших на Дон были, несомненно, люди, владевшие грамотой. Исследователи предполагают, что грамотность стала распространяться достаточно широко в различных местностях Московского государства уже в XV в. от столицы и до окраин Севера и Сибири [8, с. 36-37]. Тем более это относится к моменту, когда Россия находилась на пороге Нового времени, и традиции грамотности и просвещения, известные со времен Древней Руси, постоянно приумножались.

На Дон приходили как миряне, так и представители православного клира, как правило, владевшие грамотой. Исследователь истории русской православной церкви на Дону С.В. Римский установил, что вполне достоверные сведения о православных общинах на Дону относятся к XVI - XVII вв. В документах того времени упоминаются культовые постройки на Дону (в основном часовни), духовенство, церковные книги, предметы церковной утвари. В 1650 г. в Чер-касске была основана первая казачья церковь, в 1652 г. - первый на Дону Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Нарождавшиеся на Дону православные духовные структуры объективно, как и везде, становились центрами русской грамотности и письменной культуры, сохранения памятников православной культуры.

Жизнь в условиях враждебного окружения и постоянной внешней угрозы поставила казаков перед необходимостью строить специальные поселения военного типа. С течением времени в казачьих городках сформировались канцелярии в составе атамана, есаула, дьяка и подьячего. С.Г. Сватиков писал, что дьяк был, так сказать, «...генеральным секретарем Войска, через него шли все внутренние дела и внешние сношения, считался дьяк на Дону "человеком знатным", ибо был у государевых дел и войсковых писем» [3, с. 38]. Н.А. Мининков сделал вывод, что во второй половине XVII в. грамотные казаки на Дону «обязательно встречались в каждом городке, поскольку между войском и городками существовала переписка» [7, с. 457]. По данным В.Н. Королева, к концу XVI в. на Дону и его притоках насчитывалось свыше 30 казачьих городков, а в 1670-х гг. - около сотни [9].

Можно предположить, что в последней трети XVII в. в казачьих городках было не менее сотни дьяков и подьячих, т. е. людей, владевших грамотой и практикой ведения войскового делопроизводства. В казачьих канцеляриях родились многочисленные образцы официального делового письма донского казачества с неповторимым языком и образным стилем, весьма далеким от сухих канцеляризмов. Б.В. Лунин обратил внимание на то, что деловая переписка Дона с Москвой в XVI - XVII вв. была очень литературна. Не случайно одним из родоначальников письменной литературной традиции на Дону исследователи считают казачьего канцеляри-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

ста Федора Порошина, очевидца и участника азовских событий 1641 г., бежавшего ранее на Дон из холопства у видного государственного деятеля России XVII в. князя Н.И. Одоевского.

Именно Ф. Порошина считают автором выдающегося памятника средневековой русской литературы Поэтической повести об Азовском осадном сидении 1641 г. Примечателен следующий факт, описанный в повести: «Почели к нам толмачи их крычать, чтоб им говорить с нами, а то уж у нас речи не было, потому что язык наш от истомы нашея во устах наших не воротится. И оне, бусорманы, догадалися - к нам на стрелах почали ерлыки метать. А в ерлы-ках они своих пишут - просят у нас пустова места азовского, а дают за него выкуп... И мы им напротив пишем...» [цит. по: 10, с. 102-103]. Судя по тону автора повести, переписка турок с казаками во время осады Азова не являлась чем-то необычным, не вписывавшимся в сложившуюся практику их общения. Позднее В.Д. Броневский (1784-1835) писал о так называемом «навычном просвещении», которое получали донцы во время военных походов по разным местам Европы и Азии.

Если в центральных районах средневековой Руси главными центрами грамотности и письменной культуры были церкви и монастыри, то на казачьем Дону XVI - XVII вв. наряду с ними такую же роль играли казачьи канцелярии. По мере увеличения их числа и расширения территорий, где они появлялись, их роль постоянно возрастала, что способствовало процессу распространения русской грамотности и письменной культуры на Дону в эпоху позднего средневековья.

В отечественной историографии известен феномен так называемых «прелестных» грамот и писем, родившийся в ходе массовых народных движений на Дону под предводительством С. Разина в 1670-1671 гг. и К. Булавина в 1708-1709 гг. Эти документы обычно рассматриваются исследователями как важный источник по истории данных событий, но в контексте нашей работы предлагаем оценить их с точки зрения известности и распространенности на казачьем Дону XVII - начала XVIII в. грамотности и письменной культуры. Анализ текстов показывает, что они были написаны в стиле и по канонам войсковых грамот. Авторы вероятней всего были людьми хорошо знакомыми с работой казачьих канцелярий и владевшими навыками написания (составления) различных деловых бумаг, выходивших из их стен. Важно учесть, что эти обращения, которые «прельщали» народ выступить против власти, были прямо адресованы рядовым казакам, умевшим читать и понимать их. Образный, самобытный, яркий язык «прелестных» грамот и писем чрезвычайно роднит их с повестями Азовского цикла, по сути они представляют еще одну драматическую повесть о событиях на Дону в начале Нового времени, написанную их непосредственными участниками и очевидцами.

Распространение грамотности и письменной культуры на казачьем Дону закономерно привело к качественному скачку - переходу к обучению грамоте, т.е. собственно к началу развития просвещения. Во-первых, казачья верхушка стала посылать своих детей на учебу в города за пределами Дона. В.Н. Королев документально установил, что в 1676-1677 гг. в Москве обучались сыновья атамана Н. Самаренина и П. Степанова [9]. Во-вторых, непосредственно на Дону примерно тогда же появилось домашнее обучение силами дьяков, пономарей и других грамотных людей.

В.О. Ключевский считал, что начатки школьного образования были посеяны в России в XVII в. «Не думайте, - писал он, - что это были настоящие правильно устроенные на наш взгляд школы с выработанным уставом, с учебными планами и программами, постоянным преподавательским штатом и т.п. Первоначальный вид русской школы в XVII в. был прямым продолжением древнерусского способа обучения грамоте: духовные лица или особые мастера брали детей на выучку за установленную плату» [11, с. 261].

Первое официальное учебное заведение появилось на Дону по указу Елизаветы Петровны 1746 г. «Об обучении детей донского духовенства для замещения освобождавшихся церквоно-служительских мест». В указе говорилось: «...отослать для обучения в домовую епархиального вашего архиерея семинарию и содержать там их своим коштом, а буде в архиерейскую семинарию отсылать и тамо их на своем коште содержать, по вашей необыкновенности, тяжестно и неудобно, то позволить иметь в Черкасске или в другом по вашему рассмотрению, пристойном месте семинарию же или училищный дом и содержать оной на своем коште» [12, с. 417].

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

Как установил первый исследователь истории семинарии А.А. Кирилов (1856-1922), Войско остановило свой выбор на втором варианте учреждения семинарии в Черкасске. В обнаруженной им грамоте войскового атамана Данилы Ефремова от 10 августа 1752 г. говорилось о существовании в Черкасске войсковой семинарии [13, с. 31]. Таким образом, временной промежуток между первым свидетельством об известности на средневековом казачьем Дону русской грамотности и переходом к обучению грамоте, т.е. собственно к просвещению, составил около двух столетий.

В региональную историографию данная семинария вошла под названием Латинской, именно так называл ее А.А. Кирилов. Тональность сюжетов о семинарии современных авторов зачастую создает ошибочное впечатление некой исключительности этого учебного заведения, учрежденного в «Земле донских казаков» в середине XVIII в. Но это не так. Латинская семинария в Черкасске принадлежала к определенному типу учебных заведений Российской империи, начало истории которого связано с Духовным Регламентом 1721 г., требовавшим создавать при домах епархиальных владык архирейские школы для обучения церковнослужительских детей. В 1730-х гг. в некоторых из них стали преподавать латинский язык и называть их семинариями. Время учреждения первого официального учебного заведения на Дону, контингент воспитанников - церковнослужительские дети, перечень преподававшихся в нем предметов, включая латинский язык, - все это говорит о том, что именно такая семинария была учреждена в Чер-касске по указу 1746 г. Особенность ее заключалась в том, что донским казакам ввиду их «необыкновенности» было позволено открыть семинарию вне архиерейского дома: в то время Земля донских казаков входила в состав Воронежской епархии и не имела на своей территории архиерейского дома. Известно, что в 1757 г. семинария прекратила существование в результате пожара.

Спустя несколько лет после прекращения работы Латинской семинарии епископ Воронежский Тихон писал, что в «...полудиком пространстве Донского края народ коснеет в невежестве», а большинство приходских священников малограмотны [14, с. 7]. В 1766 г. в Черкасске по его распоряжению было открыто духовное училище для обучения детей лиц духовного звания, но оно прекратило свое существование в 1779 г. из-за материальных трудностей и отказа донского духовенства делать денежные взносы на обучение своих детей [14, с. 13].

Латинская семинария (1746-1757) и Черкасское духовное училище (1766-1779) в общей сложности просуществовали немногим более 20 лет, но их значение для становления донского просвещения трудно переоценить. По словам А.А. Кирилова, они породили в среде населения «сознание в необходимости образования». Это подтверждает и следующий факт: «В конце лета 1776 г. донская канцелярия отправила шесть казачьих детей обучать в Московский университет и одного в Xарьковский коллегиум. Семь молодых людей - капля в море, но все-таки» [15, с. 21].

Распространение на казачьем Дону просвещения открыло новую страницу в его истории. С.М. Соловьев, автор «Истории Российской с древнейших времен до наших дней», писал что лишь в царствование Елизаветы Петровны «...многостороннее воздействие петровского западничества сказалось в полной мере, и результат его может быть назван Российским просвещением, умственные интересы начинают находить более доступа в обществе» [16, с. 307].

Вместе с тем в степной глубинке огромного Донского края ростки грамотности пробивались с трудом. В «Истории или повествовании о донских казаках» А.И. Ригельмана, доведенной им до 1770-х гг., рассказывается о происхождении и менталитете казачества, его привычках, традициях, но нет ни одного упоминания о грамотных казаках. От себя скажем, что ко времени появления на Дону Латинской семинарии и Черкасского духовного училища существовало уже значительное по сути стадиальное отставание Земли войска Донского от центральной России в развитии народного образования. Являясь низшим типом духовных учебных заведений, семинария и училище были созданы в то время, когда в Москве начал действовать первый в России университет (1755).

Образовавшаяся на Дону после прекращения работы Латинской семинарии и Черкасского духовного училища пауза в развитии образования пришлась на время, когда Российская империя проводила на своих южных рубежах активную внешнюю политику. Участвуя в русско-турецких войнах, Войско Донское столкнулось с острой нехваткой грамотных казаков. Войско-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

вая администрация в марте 1785 г. разработала грамоту о мерах к обучению старшинских и казачьих детей [17, с. 134-135]. В документе уже не шла речь об обучении грамоте детей лиц духовного звания.

Появление грамоты практически совпало по времени с введением в действие Устава народных училищ 1786 г. - первого в России подобного документа, разработанного по распоряжению Екатерины II специальной комиссией во главе с сенатором Завадовским. Согласно Уставу, в губернских городах должны были создаваться Главные (4 -годичные), а в уездных Малые (2-годичные) училища. Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов Малых и первых двух классов Главных народных училищ. В 1786 г. намечалось открыть народные училища в 25 так называемых внутренних губерниях страны, продолжив этот процесс в 1788 в окраинных губерниях, к которым относилась тогда Земля войска Донского. Основные рычаги этой большой и впервые проводившейся на Дону работы были отданы в руки князя Потемкина, являвшегося в то время наместником Астраханским, Новороссийским и Азовским. Непосредственным исполнителем указаний центра был А.И. Иловайский, войсковой атаман Земли войска Донского в 1775-1797 гг.

А.Г. Филонов утверждал: «Первое учебное заведение на Дону под названием Главное народное училище было основано 1790 года в 1 день апреля» [18, с. 153]. А.А. Кирилов, опираясь на выявленные им в начале XX в. в войсковом архиве (Новочеркасск) документы, установил, что в действительности события разворачивались по-иному. В течение 1790 г. в Черкасске развернулась подготовительная работа по учреждению Малого народного училища, открытие которого состоялось не ранее 2 октября 1790 г. Принимать в училище планировали мальчиков «без требования какой-либо платы». Первые учителя в училище были присланы Санкт-Петербургской комиссией народных училищ, а именно «Дмитрий Божковский со товарищи», всего 4 человека [19, с. 156].

После публикации работы А.Г. Филонова в региональной литературе утвердилась точка зрения, которая тиражируется до настоящего времени, что первым директором училища стал полковник Петр Алексеевич Иловайский, сын войскового атамана [20, с. 224]. Документы свидетельствуют о ее ошибочности. 29 мая 1790 г. войсковой атаман А.И. Иловайский писал князю Г.А. Потемкину: «Приемлю смелость рекомендовать пред вашей светлостью служащего при Донском войске штаб-лекаря Андрея Ягодина, имеющего на звание сие довольную способность по разумению его знаний и языков, долженствующих преподаваться по уставу в народном училище. Он готов, если ваша светлость соизволит повелеть и для прочности служения имеет желание, переменить род службы, включен буде в Донское войско, льстя себя надеждою высоких вашей светлостей милостей в награждении чином соразмерно учиненной об нем в коллежского асессора рекомендации» [21, с. 99-100]. В последующем в ряде документов идет речь о А. Ягодине как директоре Малого, затем Главного народного училищ [17, с. 9; 19, с. 159].

Согласно Уставу 1786 г., по истечению двух учебных лет Малое народное училище было преобразовано в Главное 4-годичное. Документы говорят о том, что открытие обоих народных училищ в Черкасске было обставлено весьма торжественно: божественная литургия и благодарственный молебен, речи учителей и демонстрация для присутствовавших «образа учения», пушечная пальба и фейерверк. Как отмечается в литературе, это было повсеместной практикой, так как для каждой губернии и уезда открытие народных училищ было весьма важным событием. Дорогостоящие церемонии имели целью представить населению провинции Екатерину II как просвещенного монарха и привязать местные элиты к школе [22, с. 300]. Так в конце XVIII в. донское просвещение было включено в единое общероссийское образовательное пространство и стало его неотъемлемой частью.

Главное народное училище просуществовало более 10 лет. В начале XIX в. в нем было 4 обычных класса и пятый рисовальный. Учеников II, III и IV классов обучали французскому и немецкому языкам, а в последние годы существования училища - риторике и логике. Число учителей в училище возросло до 8 человек. Обучение велось по учебникам, рекомендованным санкт-петербургской комиссией училищ [17, с. 12-13]. К этому времени наряду с Главным народным училищем действовало еще два Малых народных училища в таких крупных станицах, как Нижне-Чирская (1802) и Усть-Медведицкая (1803). Помимо училищ много детей про-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

ходили так называемое домашнее обучение. Ссылаясь на данные Директора училищ, А.Г. Филонов писал, что в 1804 г. в г. Черкасске «один казак, одна обер-офицерская жена, семь казачьих жен и одна девица учат в своих домах детей мужского пола - 210, женского - 49, всего -259. Заметим еще, что учителя Главного училища имели пансионеров: у Божовского учился сын Атамана Платова, другие имели по 10 и менее пансионеров» [18, с. 159]. Таким образом, первые немногочисленные официальные учебные заведения начинали работать в условиях сохранения практики домашнего образования.

В марте 1801 г. новым российским императором стал Александр I. «...Дней Александровых прекрасное начало...», - так обозначил А.С. Пушкин первые годы его царствования, отмеченные возрождением политики «просвещенного абсолютизма». Именно в начале XIX в. в России были заложены основы системы народного образования, характерной для всего последующего времени, вплоть до 1917 г. В 1802 г. было создано Министерство просвещения во главе с графом Завадовским, вся территория страны разделена на 6 учебных округов во главе с попечителями. Центрами учебных округов были определены университеты, число которых возросло до шести.

В 1804 г. был введен в действие новый Устав учебных заведений. который сохранил екатерининский принцип открытого доступа к образованию, но при этом создал более сложную и разветвленную структуру системы образования. Ее основными звеньями являлись гимназия -уездное училище - приходское училище. Гимназии создавались на основе Главных народных училищ. Они имели 4-летний учебный курс и предназначались для юношей, окончивших уездные училища независимо от сословия и национальности. Уездные училища создавались на основе Малых народных училищ, имели 2-летний учебный курс и предназначались для подготовки учащихся «всякого звания» к поступлению в гимназию.

Одногодичным учебным заведениям было дано название приходских училищ, причем отныне они должны были учреждаться не только в городах, но и в сельской местности. В средневековой Руси церковный приход, как установили исследователи, имел не только церковное значение, но одновременно являлся мелкой земской единицей с функцией земского самоуправления. Длительное сохранение на Руси этой традиции и обусловило название народных училищ в мелких земских единицах как приходских училищ [23, с. 17]. В них принимались дети «всякого сословия» без различения «полу и лет». Выпускники приходских училищ могли продолжить обучение в уездных училищах.

Земля войска Донского вошла в состав Xарьковского учебного округа, включавшего обширные области Центральной России и Украины, а также новороссийские земли и территории Донского и Черноморского казачьих войск. Центром Xарьковского учебного округа стал Xарь-ковский университет, открытый в 1805 г., попечителем округа - сенатор граф Северин Потоцкий. Живя в столице и регулярно участвуя в коллегиальном обсуждении всех вопросов развития просвещения, попечители учебных округов должны были периодически объезжать свои округа. При Xарьковском университете, как и при других, был создан Училищный комитет, ведавший учебными заведениями округа.

На территории Xарьковского учебного округа «визитатором» учебных заведений был назначен профессор русского права И.Ф. Тимковский (1772-1783), показавший себя на этом посту настоящим энтузиастом просвещения. Первую инспекционную поездку на Дон проф. Тимков-ский предпринял в мае 1805 г. в связи с введением в действие Устава 1804 г. и предусмотренного им открытия гимназии на базе Главного народного училища. Обстоятельства этого визита нашли отражение в документах, хранящихся в РГВИА, свидетельствующих о беспокойстве казаков: не приведет ли введение нового школьного устава к тому, что молодежь позабудет свое главное занятие - военное дело. Визитатору Тимковскому пришлось разъяснять, что получение знаний, в том числе гражданского свойства, будет только полезно для будущей военной карьеры. В конечном счете атаман М. Платов согласился финансировать уездное училище при гимназии, если в нем будет преподаваться тактика боя. При этом он продолжал выступать против совместного обучения детей мещан, крестьян и казаков [22, с. 490].

11 июля 1805 г. в Черкасске была торжественно открыта первая на Дону гимназия на базе преобразованного Главного народного училища, а также уездное училище при ней. На церемо-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

нии открытия профессор Тимковский прочитал «Рассуждение о настоящей необходимости учебных заведений и зависимости крепости народа от его просвещения», выдержанное в философском духе [14, с. 132]. Как сообщалось в отчете Xарьковского университета, на учительские должности в гимназию были зачислены ранее преподававшие в Главном народном училище титулярный советник Дмитрий Южковский (физика и математика), протоиерей Алексей Ори-довский (философия, изящные науки и словесность), коллежский регистратор Павел Яновский (латинский зык), а также определенные в гимназию Xристиан Арнольди (немецкий язык), отставной мичман Антон Панин (французский язык). Учитель Золотарев, преподававший в народном училище историю, «по слабости его знаний» был уволен [14, с. 142-143].

А.Г. Филонов писал: «1805 год должен составить замечательную страницу в истории просвещения на Дону, пробуждены были силы и многие почувствовали потребность к образованию. Явились благомыслящие люди, которые жертвовали капиталами своими на заведение новых училищ. Генерал-майор Курнаков изъявил желание открыть Михайловское училище, два нечиновных человека - казак Павел Леонтьев Шрамков и Острогожский, купец Филипп Федоров Стюденикин предлагали за своей счет завести училище в Аксае...» [18, с. 178-179].

Что касается гимназии, то в 1805-1806 гг. администрация Войска Донского приняла ряд решений, которые должны были создать у казаков и их детей стимул к получению образования. Так в 1805 г. было решено «не наряжать на службу обучающихся в училищах, покуда не окончат учение, хотя бы они пришли в совершеннолетие, а при том для большего поощрения к наукам некоторых из отличающихся успехами учеников гимназии производить в урядники и унтер-офицеры» [17, с. 144].

Первым директором гимназии стал А.Г. Попов, впоследствии известный также как автор «Истории о донских казаках» (1814). В справке об А.Г. Попове, составленной в Министерстве просвещения по итогам специальной проверки работы Донских училищ Войска Донского и подведомственных учебных заведений (1818) сообщалось: «Из студентов Московского университета. В службу поступил в канцелярию Войска Донского писарем и землемером 29 июля 1782 г., был директором Главного училища с 20 ноября 1797 г. по 18 января 1799. Потом 4 декабря 1801 г. снова определен директором училищ в Войске Донском, по свидетельствованию бывшего войскового Атмана гр. Платова к бывшему министру просвещения гр. Разумовскому о отличной службе его на пользу вверенных ему учебных заведений. 7 июля 1811 г. пожалован кавалером св. Владимира 4 степени. Старанием его учреждены в Войске Донском уездные и приходские училища. За успехи учеников тамошней гимназии и Черкасского уездного училища, оказываемые ими при открытых испытаниях, получал от управлявших Донским войском благодарность, также и от попечителя Xарьковского учебного округа за отличное усердие к службе, деятельность и попечение о пользе подведомых ему училищ объявлена ему благодарность. От роду имеет 55 лет» [19, с. 180-181]. (А.Г. Попов был бессменным директором гимназии вплоть до выхода в отставку в 1824 г. Скончался в 1844 г. в возрасте 80 лет.)

Согласно ведомости училищного комитета Xарьковского университета, с 1806 по 1918 г. включительно гимназию закончило 79 человек, причем самым многочисленным был гимназический выпуск 1806 г. - 12 человек [19, с. 185-189]. За эти же годы в Xарьковский университет поступило 26 выпускников. Еще шести выпускникам гимназии в приеме было отказано «за слабыми в науках успехами» [19, с. 183-184].

В журнале Войсковой канцелярии за 10 ноября 1819 г. была сделана запись, свидетельствовавшая о большой востребованности возвращавшихся на Дон выпускников университета. 2 чел. работали лекарями, 2 - учителями, в училищах, 2 - занимались статистическим землеописанием, 2 - служили при войсковой и 1 - при атаманской канцелярии, 1 - при Донской артиллерии [24, с. 157]. По свидетельству казачьего историка Н.И. Краснова, в начале 1820-х гг. в штабе войскового наказного атамана Войска Донского была собрана лучшая образованная казачья молодежь -Сухоруков, Селиванов, Колесников, Кушнарев, Кучеров и другие питомцы университета.

Грамотность, знания, получение образования в учебных заведениях Дона и за его пределами считались важными характеристиками казачьей элиты, создававшими возможности для успешного продвижения по службе и карьерного роста как в военной, так и в гражданской областях.

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

Просвещение становилось одним из основных факторов развития Донского края, определявших его перспективы.

Список источников

1. Казачий Дон. Очерки истории. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. облИУУ, 1995. Ч. II. 208 с.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. Ростов н/Д., 1990. Т.VIII, кн. 3.

3. Сватиков С.Г. Россия и Дон. Белград: Донская ист. комиссия, 1924. 592 с.

4. Сухорукое В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского. 2-е изд. Ростов н/Д.: ГинГО, 2001. 514 с.

5. Агафонов А.И. История Донского края (XVI - первая половина XIX в. Исторические источники и их изучение). Ростов н/Д.: Приазовский край, 2001. 380 с.

6. Шумов С., Андреев А. История Запорожской Сечи. Киев; Москва: Евролинц, 2003. 630 с.

7. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1998. 510 с.

8. Цирульников А.М. Из тайных архивов русской школы. История образования в портретах и документах. М.: Дело; РАНХиГС, 2021. 504 с.

9. КоролевВ.Н. Донские казачьи городки // Донская археология. 1999. № 1. С. 5-23.

10. ЛунинБ.В. Азовская эпопея 1637-1941 годов. Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1988. 109 с.

11. КлючевскийВ.О. Курс истории. М.: Мысль, 1988. Ч. 3. 416 с.

12. Акты, относящиеся к истории войска Донского, собранные генерал-лейтенантом А.А. Лишиным. Новочеркасск: Областное правление Войска Донского, 1894. Т. 2, ч. 2. 513 с.

13. Сборник Областного войска Донского статистического комитета (СОВДСК). Новочеркасск, 1902. Вып. 3. 159 с.

14. СОВДСК. Новочеркасск, 1904. Вып. 4. 148 с.

15. ЛесинВ.И. Атаман Платов. М.: Молодая гвардия, 2005. 403 с.

16. Соловьев С.М. Соч. М.: Мысль, 1993. Кн. XI. 629 с.

17. СОВДСК. Новочеркасск, 1905. Вып. 5. 148 с.

18. ФилоновА.Г. Очерки Дона. СПб.: Тип. Королева и К°, 1859. 195 с.

19. СОВДСК. Новочеркасск: Новочеркасск, 1906. Вып 6. 222 с.

20. История Донского казачества : в 3 т. Ростов н/Д.: Золотое сечение, 2020. Т. 2. 296 с.

21. СОВДСК. Новочеркасск, 1901. Вып. 2. 143 с.

22. Кусбер Я. Воспитание элит и народное образование в Российской империи в XVIII - первой половине XIX в. / пер. с нем. А.И. Савина. М.: РОССПЭН, 2018. 613 с.

23. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект-Пресс, 1996. 366 с.

24. СОВДСК. Новочеркасск: Частная дон. тип., 1907. Вып. 7. 166 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Cossack Don. History essays. Rostov-on-Don: Rostov Regional Institute of Teacher Improvement Press; 1995. Part II. 208 p. (In Russ.).

2. Karamzin N.M. History of Russian Goverment. Rostov-on-Don, 1990. Vol. VIII, book 3. (In Russ.).

3. Svatikov S.G. Russia and Don. Belgrade: Don Historical Commission Press; 1924. 592 p. (In Russ.).

4. Sukhorukov V.D. Historical description of the Land of the Don Cossacks. 2nd ed. Rostov-on-Don: Gin-GO Publ.; 2001. 514 p. (In Russ.).

5. Agafonov A.I. History of the Don region (16th - first half of the 19th century. Historical sources and their study). Rostov-on-Don: Priazovskii krai Publ.; 2001. 380 p. (In Russ.).

6. Shumov S., Andreev A. History of the Zaporozhian Sich. Kyiv; Moscow: Evrolints Publ.; 2003. 630 p. (In Russ.).

7. Mininkov N.A. Don Cossacks in the Late Middle Ages (until 1671). Rostov-on-Don: Rostov State University Press; 1998. 510 p. (In Russ.).

8. Tsirulnikov A.M. From the secret archives of the Russian school. The history of education in portraits and documents. Moscow Delo Publ.; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Press; 2021. 504 p. (In Russ.).

9. Korolev V.N. Don Cossack towns. Donskaya arkheologiya = Don Archeology. 1999;(1):5-23. (In Russ.).

10. Lunin B.V. The Azov epic of 1637-1941. Rostov-on-Don: Book Publishing House; 1988. 109 p. (In Russ.).

11. Klyuchevsky V.O. History course. Moscow: Mysl' Publ.; 1988. Part 3. 416 p. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

12. Acts, related to the history of the Don troops, collected by Lieutenant General A.A. Lishin. Novocherkassk: Regional Board of the Don Army Press; 1894. Vol. 2, ch. 2. 513 p. (In Russ.).

13. Collection of the Regional Army of the Don Statistical Committee (CRADSC). Novocherkassk, 1902;3. 159 p. (In Russ.).

14. CRADSC. Novocherkassk, 1904;4. 148 p. (In Russ.).

15. Lesin V.I. Ataman Platov. Moscow: Molodaya gvardiya Publ.; 2005. 403 p. (In Russ.).

16. Soloviev S.M. Essays. Moscow: Mysl' Publ.; 1993. Book XI. 629 p. (In Russ.).

17. CRADSC. Novocherkassk:1905;5. 148 p. (In Russ.).

18. Filonov A.G. Don's essays. St. Petersburg: Printing House of Korolev and Co; 1859. 195 p. (In Russ.).

19. CRADSC. Novocherkassk: Novocherkassk Publ.; 1906;6. 222 p. (In Russ.).

20. History of the Don Cossacks: in 3 vols. Rostov-on-Don: Zolotoe sechenie Publ.; 2020. Vol. 2. 296 p. (In Russ.).

21. CRADSC. Novocherkassk: 1901;2. 143 p. (In Russ.).

22. Kusber Ya. Education of elites and public education in the Russian Empire in the 18th - first half of the 19th century. Transl. from German by A.I. Savin. Moscow: ROSSPEN Publ.; 2018. 613 p. (In Russ.).

23. Klibanov A.I. Spiritual culture of medievalRus'. Moscow: Aspekt-Press Publ.; 1996. 366 p. (In Russ.).

24. CRADSC. Novocherkassk: Private Don Printing House; 1907;7. 166 p. (In Russ.).

Информация об авторе

И.Г. Кислицына - кандидат исторических наук, доцент.

Information about the author

I.G. Kislitsyna - Candidate of Science (History), Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 06.03.2023; одобрена после рецензирования 22.03.2023; принята к публикации 01.06.2023. The article was submitted 06.03.2023; approved after reviewing 22.03.2023; accepted for publication 01.06.2023._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.