Ю.Н. Тихонов
ДОНЕСЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПОЛПРЕДА В КАБУЛЕ Я.З. СУРИЦА1 О ТРУДНОСТЯХ РАТИФИКАЦИИ СОВЕТСКО-АФГАНСКОГО ДОГОВОРА О ДРУЖБЕ 1921 г.
Подписание 28 февраля 1921 г. в Москве первого советско-афганского договора о дружбе стало важной вехой в истории международных отношений не только в Центральной Азии, но и в мире. Английское правительство вынуждено было признать, что очередной раунд «Большой игры», начавшийся в Азии с 1917 г., Великобритания проиграла. Дипломатические отношения между Москвой и Кабулом с этого момента получили необходимый фундамент для их дальнейшего развития, что реально, судя по рассекреченным документам НКИД и Коминтерна, угрожало британским позициям в Индии.
Разумеется, английская сторона не собиралась сдавать свои позиции на подступах к Британской Индии и попыталась взять реванш в Афганистане. Многовековой опыт контактов с восточными государствами и значительные материальные ресурсы позволяли Лондону надеяться, что с помощью щедрых финансовых «жертв» удастся уговорить афганское правительство не только не ратифицировать договор с большевиками, но и разорвать с таким трудом установленные дипломатические отношения с Советской Россией. В связи с этим весной и летом 1921 г. в афганской столице развернулась ожесточенная дипломатическая дуэль вокруг ратификации первого советско-афганского договора.
В лучших традициях «дипломатии маятника» эмир Аманулла-хан2 и его соратники лавировали между Советской Россией и Великобританией, добиваясь от них максимальных уступок для независимого Афганистана3. Сохранение и укрепление независимости было для афганских лидеров главной стратегической целью, которой они руководствовались в своих хитроумных комбинациях. Одним словом, всё английское золото не могло заставить Амануллу отказаться от
ратификации первого равноправного международного договора в новейшей истории его страны.
Советский полпред Суриц не был до конца уверен в стремлении афганцев сохранить свою независимость4. Он переоценил шансы на успех англичан в срыве ратификации договора 1921 г., поэтому направлял тревожные донесения в Москву вплоть до 18 июня 1921 г. (см. документ №1). Однако в этот же день тон его телеграмм в НКИД резко меняется (см. документ №2), так как ему стало известно о решении Амануллы ратифицировать договор с Советской Россией. В связи с этим середину июня 1921 г. можно считать переломным пунктом в ходе ратификации в Кабуле советско-афганского договора о дружбе 1921 г.
В донесениях Сурица от 18 июня 1921 г. детально освещается сложная обстановка в Кабуле перед ратификацией первого советско-афганского договора. В них также прослеживается, каким образом через «утечку» информации через третьих лиц (Джемаль-пашу5, бухарского полпреда Юсуф-заде6) афганское правительство оказывало давление на Сурица с целью внесения в уже подписанный договор новых поправок.
В тексте публикуемых документов сохранена авторская орфография. Очевидные опечатки исправлены без комментариев. В квадратных скобках раскрыты сокращения и слова, пропущенные из-за радиопомех при приёме шифровок из Кушки7.
Документ № 1 Донесение Я.З. Сурица
Ташкент Уполнаркоминдел8 Москва Наркоминдел9 Наше положение изменилось в отрицательном смысле. Постепенно растет на-
строение за отказ от русско-афганского договора. Состоявшееся примирение с верхами халифата10, конгрессдвижения11 и неудачи вспышки, вызванной афганцами на границе12, способствовали решительному выступлению англичан против нашего договора. С одной стороны, в ход пущены военные угрозы, с другой - блестящие посулы. По полученным последним сведениям, англичанами предложено 20 000 винтовок, 200 орудий, пулемёты и 40 миллионов рупий, которые будут выплачиваться ежегодно по 4 миллиона в виде вознаграждения за нейтралитет в великой войне13. Гарантируется автономия Афганистана, создание там под руководством англо-инструкторов туземной милиции, содержание за счет Англии 300 афганстудентов за границей и выгодное тарифное соглашение. Все это предлагается под условием прекращения агитации среди племен, роспуска всех ревиндорганизаций в Афганистане, сохранение с Сов[етской] Россией лишь торговых сношений и содействия со стороны Афганистана в антирусской пропаганде в Туркестане и ханствах14.
Английские предложения встречают благоприятную почву во всеростущем недоверии к действительности и продолжительности нашей помощи, что ещё больше усугубляется донесениями афган [ских] представителей о колебаниях в связи с ратификацией в Москве и выключения из ратификации статей о помощи. Также восстанавливает против нас афганцев положение в Бухаре и Хиве, жалобы на гонения против туркестанских мусульман, непрекращающиеся набеги на афган[скую] территорию с угоном скота при прямом попустительстве со стороны пограничных властей15 и наличие афганской] реворганизации в Бухаре16. В результате этого число сторонников сближения с нами тает с каждым днём. Тарзи определенно перешёл в лагерь англофилов. В беседе с Джемаль-пашой Тарзи высказался, что в связи с новым курсом Англии на Востоке она является менее опасной, чем Россия, приводил сравнение между положением мусульман в Туркестане и Индии. В такой же беседе с Юсуф Заде Тарзи указал,
что антимусульманской советской политикой и нарушением декретов независимости Хивы и Бухары Сов[етская] Россия заставляет Афганистан отказаться от договора.
18 июня 1921 г.
Суриц
Верно:
секретарь Политчасти ОВС Иванов
17
РГАСПИ. Ф. 122. Оп. 2. Д. 67. Л. 105. Машинописная копия. Вверху документа приписка от руки: «До Термеза шло почтой». Подпись Иванова - автограф.
Документ № 2 Донесение Я.З. Сурица
Чрезвычайно секретно.
ТАШКЕНТ Уполнаркоминдел
Уважаемые товарищи.
Уже по составлению шифровок за №74/7518 стали поступать сведения более благоприятного для нас характера. Вчера 17 с/м состоялось под председательством эмира совещание министров, на котором решено поддерживать подписание договора. Это решение сегодня передаётся на обсуждение и утверждение большого совета, составленного из представителей двора, сардаров19, родственников эмира и министров.
Если сведения о решении малого совещания верны (получены Джемалем от одного из участников), то для меня нет никакого сомнения, что и большой совет не решится выступить против нашего договора. Для чего понадобилось эмиру разыграть комедию квази-парламентаризма, я, признаться, не отдаю себе отчета. Это так не вяжется с его деспотическими замашками и государственными принципами Афганистана. По мнению Джемаля, это объясняется непопулярностью договора среди огромного большинства сардаров и желанием эмира переложить на них и официальную ответственность. Я же лично более склонен допустить, что предполагается именем народа навязать нам какие-либо изменения в договоре, вроде отказа от консульства20, увеличения размеров помощи
-о£>
<$о-
- поскольку с англичанами окончательно не договорились, если же вопрос о разрыве предрешён, то меджлис попытается спровоцировать нас на мусульманском вопросе, выдвинув на первый план гарантии действительной независимости Хивы и Бухары, чтобы в глазах масс и мусульманской Индии переложить ответственность за разрыв на Россию.
Так или иначе, но [я] не считал себя в праве задержать отправку шифровок. Даже в случае подписания, я считаю чрезвычайно важным, чтобы Вы были в курсе всей борьбы, разыгравшейся в последние дни около нашего договора. Если же опасения мои подтвердятся, то необходимо, чтобы военное командование21 могло своевременно предпринять меры предосторожности и на границах.
Экстренным курьером сообщу о решении меджлиса.
С коммунистическим приветом:
Чрезвычайный и Полномочный представитель РСФСР в странах Средней Азии
Я. Суриц
До сих пор никаких новых сведений не получено. Решение меджлиса пока нам неизвестно.
Кабул, 18 июня 1921 г.
10 ч. вечера.
Верно: секретарь Политчасти ОВС Иванов.
РГАСПИ. Ф. 122. Оп. 2. Д. 67. Л. 142-142(об). Заверенная машинописная копия. Документ заверен штампом и печатью помощника управляющего делами Турккомис-сии, подпись -автограф (неразборчиво).
Примечания
1. Суриц Яков Захарович (1882-1952) - советский дипломат. В 1918-1919 гг. - представитель РСФСР в Дании. В 1919-1921 гг. - полпред РСФСР в Афганистане. До 1922 г. - уполномоченный НКИД по Туркестану и Средней Азии. В 1922-1923 гг. полпред в Норвегии. В
1923-1934 гг. - посол в Турции. В 1934-1937 гг. - посол в Германии. В Стамбуле и Берлине поддерживал тайные контакты с амануллистами. С 1937 г. советский посол во Франции. После фашистской оккупации этой страны был отозван в Москву и работал в аппарате НКИД. В 1946-1947 гг. был послом в Бразилии. В 1948 г. вышел в отставку.
2. Аманулла-хан (1892-1960) - эмир (с 1926 г. король) Афганистана в 1919-1929 гг. Провозгласил независимость своей страны от Англии. В 1921 г. заключил с Советской Россией договор о дружбе. Провел ряд прогрессивных реформ, которые вызвали сопротивление как реакционных сил, так и простого населения, которое страдало от резкого увеличения налогового гнета. В условиях нарастающего в стране внутриполитического кризиса пытался удержаться у власти при помощи СССР. В 1929 г. вынужден был отречься от престола из-за восстания в стране. Эмигрировал в Италию. В течение многих лет стремился с помощью иностранных держав вернуть себе власть в Афганистане. Осознав свое поражение в борьбе с династией Яхья-хель, официально примирился с афганским королем Захир-шахом. Умер 26 апреля 1960 г. в Швейцарии.
3. Все попытки отдельных исследователей обвинить Амануллу в коварстве и «непорядочности» в ходе ведения этих сложных переговоров, на наш взгляд, являются надуманными, так как и для советского наркома иностранных дел Г.В. Чичерина отношения с Афганистаном были предметом торга («товарообмена») в переговорах с Великобританией.
4. Российский исследователь М.А. Конаров-ский справедливо заметил, изучив донесения первых советских полпредов в Афганистане, что им приходилось работать в тяжёлых условиях, что вызывало некоторую нервозность в их донесениях в НКИД. См. подробнее: Конаровский М.А. Дорога в семь тысяч дней. М., 2015. С. 356375.
5. Ахмед Джемаль-паша (1861/1872-1922) -один из лидеров младотурок. В годы Первой мировой войны военно-морской министр и командующий 4-й турецкой армии в Сирии. Руководитель подавления арабского освободительного движения в Палестине, Ливане, Сирии. В 1918 г. бежал в Германию. В 1919 г. командованием английских оккупационных войск в Турции заочно приговорён к смертной казни. В 19201922 гг. тесно сотрудничал с Советской Россией в Афганистане, будучи главным инспектором
вооружённых сил этой страны и доверенным лицом эмира Аманулла-хана. В 1922 г. убит дашнаками в Тифлисе.
6. Юсуф-заде (1890-1938) - бухарский государственный деятель, дипломат. 1920 г. - председатель ВРК Чарджоуского вилаета. 1921 г. -министр земледелия БНСР. 1923 г. - полпред БНСР в Афганистане; председатель Диктаторской комиссии ЦИК БНСР по делам Восточной Бухары. 1924 г. - бухарский полномочный представитель БНСР при СНК СССР.
7. Из-за трудностей, связанных с передачей радиосообщений из Кабула, часть донесений советских дипломатов в Кабуле отправлялась курьерами в крепость Кушку, где была мощная радиостанция. Далее по радио шифровки отправлялись в Ташкент и Москву. Когда технические трудности были преодолены, от этой практики не отказались, чтобы затруднить перехват советских сообщений британской радиоразведкой, с которой сотрудничали шифровальщики многих белогвардейских армий. Обнародование англичанами содержания некоторых перехваченных шифротелеграмм Сурица не раз создавало сложные ситуации в деятельности советских дипломатов в Кабуле в 1920-х гг.
8. Уполнаркоминдел - уполномоченный Народного комиссариата иностранных дел (НКИД). Речь идет о главе Отдела внешних сношений НКИД в Ташкенте Д.Ю. Гопнере. Количество уполномоченных представителей НКИД в Средней Азии после создания советских республик в этом регионе значительно увеличилось, но представительство в Ташкенте в системе НКИД продолжало считаться главным.
9. Наркоминдел - Народный комиссариат иностранных дел (НКИД).
10. Речь идёт о руководстве халифатского движения в Индии. Это массовое антибританское движение в Индии боролось против раздела Османской империи и ущемления прав султана-халифа по Севрскому договору 1920 г. между странами Антанты и турецким правительством. По всей Индии действовали халифатские комитеты во главе с мусульманами. НКИД по просьбе Сурица выделил специальные средства для финансирования тех халифатистов, которые приезжали в Афганистан.
11. Имеется в виду деятельность партии Индийский национальный конгресс (ИНК).
12. Речь идёт о мощном вооружённом восстании приграничных пуштунских (патанских) племён против Великобритании в 1919-1921 гг. Сигналом к антибританскому выступлению патанов стала третья англо-афганская война 1919 г. См. подробнее: Гордон-Полонская Л.Р. Война Афганистана за независимость и участие в ней пограничных пуштунских племен (1919-1921) // Независимый Афганистан. М., 1958. С. 245-269.
13. Имеется в виду Первая мировая война 1914-1918 гг.
14. В Бухаре и Хиве.
15. Речь идёт о племени джемшидов, проживавшем в северо-западных районах Афганистана. Не желая подчиняться эмирским властям, часть джемшидов переселилась в район крепости Кушки, откуда они неоднократно совершали набеги с целью угона скота на афганскую территорию. «Джемшидский вопрос» в советско-аф-ганских отношениях был полностью урегулирован в 1920-х гг. См. подробнее: Панин С.Б. Советская Россия и Афганистан. 1919-1929. М., 1998.
16. В 1920 г. в Бухаре возник «Афганский центральный революционный комитет», который поставил перед собой задачу свержения афганского правительства. Листовку данной подпольной организации см.: Советская Россия в борьбе за «афганский коридор» (1919-1925). Сб. документов / Ю.Н. Тихонов. М., 2017. С. 204-205.
17. Личность не установлена.
18. Одна из указанных шифровок - это док. №1. Номер этого донесения Сурица автору данной публикации установить не удалось.
19. Сардар - почётное звание в Афганистане.
20. Так в документе. Речь идёт о праве РСФСР, согласно первоначальному тексту со-ветско-афганского договора, открыть консульства в Газни и Кандагаре, т.е. близ границ Британской Индии. 1 августа 1921 г. советская сторона вынуждена была временно отказаться от открытия этих представительств, чтобы ускорить ратификацию договора 1921 г. в Кабуле.
21. Командование Туркестанского фронта.