Научная статья на тему '"Домострой" О. Сильвестра как первый русский учебник по экономике'

"Домострой" О. Сильвестра как первый русский учебник по экономике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2387
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДОМОСТРОЙ" / ОТЕЦ СИЛЬВЕСТР / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ ЭКОНОМИКА / ЦЕРКОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / РУССКОЕ ХОЗЯЙСТВО / "DOMOSTROY" / FATHER SYLVESTER / ORTHODOXY / RELIGIOUS ECONOMY / CHURCH ECONOMY / ECONOMIC PRINCIPLES / RUSSIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Капинос Роман Валерьевич

В данной статье обстоятельно рассматривается история возникновения и основное содержание «Домостроя» отца Сильвестра. Особый акцент в статье делается на решении проблемы авторства текста, а также влияния на русское общество основных принципов, изложенных в литературном памятнике. К основным выводам можно отнести следующие. «Домострой» о. Сильвестра и сам воспринял многовековую традицию русской религиозной экономики, и, в свою очередь, оказал огромное влияние на все последующее развитие русского общества и русской письменности. Во-первых, за всю историю Православия на Руси мы можем найти большое число сочинений, высказывавших совершенно те же идеи. Во-вторых, «Домострой» в течение столетий переписывался от руки и передавался от одного рода к другому как святыня. Народное сознание увековечило и имя протоиерея Сильвестра, чего не посчастливилось многим иным авторам древнерусских сочинений, и это является прямым доказательством того, как точно были угаданы надежды и описаны нужды людей. В-третьих, сам Сильвестр говорит о себе, что всегда старался следовать своим девяти правилам. Глубокое, пристальное и благоговейное изучение традиций русской религиозной экономики важно и современным православным людям и экономистам: природа человека осталась практически неизменной за последние тысячу лет, и поэтому воздействовать на неё можно теми же методами, прививать ей те же принципы, что делали и отец Сильвестр, и Ярослав Мудрый, и Иван Посошков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domostroy" O. Sylvester as the first Russian textbook on Economics

The article comprehensively examines the history and basic content of the "Domostroy" by father Sylvester. Particular emphasis is placed on solving of the problem of authorship of the text, as well as on the impact of the basic principles set out in this literary monument on the Russian society. The main conclusions are as follows. On the one hand, ";Domostroy" by O. Sylvester took the centuries-old tradition of the Russian religious economy, and, on the other hand, had a huge impact on all subsequent development of Russian society and Russian writing. In the entire history of Orthodoxy in Russia we can find a large number of works that expressed exactly the same ideas. ";Domostroy" had been corresponded for centuries by hand and passed from one kind to another as a sacred thing. The name of Archpriest Silvester is perpetuated in people's consciousness, that doesn't happen to many other authors of ancient works and this is a direct proof, how hopes of people were exactly predicted by him and thier needs were described. Sylvester says about himself that he always tried to follow his nine rules. A deep, close and reverent study of traditions of the Russian religious economy is also important for modern Orthodox people and economists: human nature has remained virtually unchanged over the past thousand years, and therefore it can be influenced by the same methods, instilling in it the same principles that father Sylvester, Yaroslav the Wise, and Ivan Pososhkov did.

Текст научной работы на тему «"Домострой" О. Сильвестра как первый русский учебник по экономике»

УДК 70.2-2-1/-9-2-9

Капинос Роман Валерьевич, кандидат экономических наук, магистр теологии,

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, научный сотрудник Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), доцент кафедры философии и теологии

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru

«Домострой» о. Сильвестра как первый русский учебник по

экономике

Аннотация: В данной статье обстоятельно рассматривается история возникновения и основное содержание «Домостроя» отца Сильвестра. Особый акцент в статье делается на решении проблемы авторства текста, а также влияния на русское общество основных принципов, изложенных в литературном памятнике. К основным выводам можно отнести следующие. «Домострой» о. Сильвестра и сам воспринял многовековую традицию русской религиозной экономики, и, в свою очередь, оказал огромное влияние на все последующее развитие русского общества и русской письменности. Во-первых, за всю историю Православия на Руси мы можем найти большое число сочинений, высказывавших совершенно те же идеи. Во-вторых, «Домострой» в течение столетий переписывался от руки и передавался от одного рода к другому как святыня. Народное сознание увековечило и имя протоиерея Сильвестра, чего не посчастливилось многим иным авторам древнерусских сочинений, - и это является прямым доказательством того, как точно были угаданы надежды и описаны нужды людей. В-третьих, сам Сильвестр говорит о себе, что всегда старался следовать своим девяти правилам. Глубокое, пристальное и благоговейное изучение традиций русской религиозной экономики важно и современным православным людям и экономистам: природа человека осталась практически неизменной за последние тысячу лет, и поэтому воздействовать на неё можно теми же методами, прививать ей те же принципы, что делали и отец Сильвестр, и Ярослав Мудрый, и Иван Посошков.

Ключевые слова: «Домострой»; отец Сильвестр; Православие; религиозная экономика; церковное хозяйство; экономические принципы; русское хозяйство.

Kapinos Roman V.,

PhD (economic sciences) , master of theology , associate professor

of the department of social and humanitarian disciplines, researcher of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), associate professor of philosophy and theology department of NRU "BelSU" Russia, Belgorod rkapinos @yandex .ru

"Domostroy" O. Sylvester as the first Russian textbook on Economics

Abstract: the article comprehensively examines the history and basic content of the "Domostroy" by father Sylvester. Particular emphasis is placed on solving of the problem of authorship of the text, as well as on the impact of the basic principles set out in this literary monument on the Russian society. The main conclusions are as follows. On the one hand, "Domostroy" by O. Sylvester took the centuries-old tradition of the Russian religious economy, and, on the other hand, had a huge impact on all subsequent development of Russian society and Russian writing. In the entire history of Orthodoxy in Russia we can find a large number of works that expressed exactly the same ideas. "Domostroy" had been corresponded for centuries by hand and passed from one kind to another as a sacred thing. The name of Archpriest Silvester is perpetuated in people's consciousness, that doesn't happen to many other authors of ancient works - and this is a direct proof, how hopes of people were exactly predicted by him and thier needs were described. Sylvester says about himself that he always tried to follow his nine rules. A deep, close and reverent study of traditions of the Russian religious economy is also important for modern Orthodox people and economists: human nature has remained virtually unchanged over the past thousand years, and therefore it can be influenced by the same methods, instilling in it the same principles that father Sylvester, Yaroslav the Wise, and Ivan Pososhkov did.

Key words: "Domostroy"; father Sylvester; Orthodoxy; religious economy; Church economy; economic principles; Russian economy.

Протопоп Сильвестр был учителем и духовником молодого царя Ивана IV (Грозного). Для обучения царя, а вместе с ним и собственного сына Анфима, наилучшим способам ведения хозяйства, о. Сильвестром был взят уже несколько веков ходивший в народе текст «Домостроя», первоначально сложивший на родине батюшки, в Новгороде, и значительно

расширен и улучшен его состав за счёт добавления наставления сыну, указа свадебному чину, личных воспоминаний, в изобилии рассыпанных по главам народных поговорок. Так в 16 веке появился первый русский учебник по экономике.

Как предполагают, сам Сильвестр родился между 1500 и 1510 годами, вышел он из зажиточных торговых и ремесленных кругов Великого Новгорода, с которыми поначалу и думал связать свою судьбу. Там же, в Новгороде, Сильвестр был рукоположен в священнический сан. Сильвестр еще на родине занимался подготовкой квалифицированных иконников, каллиграфов, певчих и других мастеровых, о чем он сам рассказывает в послании сыну.

Первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда благодаря его ходатайству были освобождены князь Владимир Андреевич Старицкий с матерью. Из Новгорода Сильвестр или был вызван митр. Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. Во вкладной записи на рукописи ГБЛ, собр. Тихонравова, № 629, которая датирована 1546 г., вкладчик Сильвестр называет уже себя благовещенским попом.

Во время московского пожара, когда сгорели 1700 человек «мужеска полу и женьска и младенецъ» и было уничтожено множество зданий, и восстания, по ходу которого был убит дядя государя Юрий Васильевич Глинский, в 1547 году Сильвестр, явившись к встревоженному царю, бежавшему с семьей и малочисленной охраной в село Воробьево, произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного), которая, как не покажется удивительным, была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя. Согласно версии Курбского, протопоп Сильвестр, «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, ... чтобы ... пресечь его буйства и умерить неистовый нрав» [15, С 10].

Вместе с А. Ф. Адашевым Сильвестр являлся передовым вождём так называемой «Избранной рады». «Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия [14]. Состав «Избранной Рады» является предметом дискуссий среди современных исследователей. Однозначно в «Раде» участвовали священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр и молодой деятель из не слишком знатного рода А. Ф. Адашев («был в это время при нашем дворе собака Алексей Адашев, ваш начальник, еще в дни нашей юности, не пойму каким образом, возвысившийся из телохранителей; мы же, видя все эти измены вельмож, взяли его из навоза и сравняли его с вельможами, надеясь на верную его службу. Каких почестей и богатств не удостоили мы его, и не только его, но и его род! Какой же верной службой он отплатил нам за это, расскажем дальше. Потом, для совета в духовных делах

и спасения своей души, взял я попа Сильвестра, надеясь, что человек, стоящий у престола Господня, побережет свою душу... Так как я знал из Божественного Писания, что подобает без раздумий повиноваться добрым наставникам, и ему, ради совета его духовного, повиновался своей волей» [25]). Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины 16 века. Среди множества реформ, проведённых Избранной радой, для современных христиан особый интерес вызывает Стоглавый собор 1551 г. — на котором были приведены к единообразию церковных обряды разных мест Руси, признаны общерусскими все местно-почитаемые святые, установлен чёткий иконописный канон, выдвинуты жесткие требования к улучшению нравов духовенства, и подтверждён запрет ростовщичества среди священников.

Историк Карамзин отмечает положительное черты правления «Избранной Рады», подчёркивая «мудрую умеренность» и «человеколюбие» царской власти: «Везде народ благословил усердие правительства к добру общему, везде сменяли недостойных Властителей: наказывали презрением или темницею, но без излишней строгости; хотели ознаменовать счастливую государственную перемену не жестокою казнию худых старых чиновников, а лучшим избранием новых.» [17, С 200]. В то же время, силу влияния «Избранной Рады» на государство и государя подтверждают слова самого царя: «Так было и во внешних делах, и во внутренних, и даже в мельчайших и самых незначительных, вплоть до пищи и сна, нам ни в чем не давали воли: все свершалось согласно их желанию, на нас же смотрели как на младенцев» [25]. Также сохранилось сообщение сыновей бургомистра города Нарвы Иоахима Крумхаузена об исхлопотании до начала Ливонской войны у Сильвестра, являвшегося тогда царским духовником, неких торговых привилегий для себя.

В 1553 году Иван Грозный заболел. Болезнь была настолько тяжела, что в Боярской Думе встал вопрос о передаче власти. Иван заставил бояр присягнуть сыну-младенцу — царевичу Дмитрию. Но среди членов Рады возникла идея передать московский престол двоюродному брату царя — Владимиру, князю Старицкому. В частности, о. Сильвестр отметил как положительное качество Владимира то, что он любит советников. По выздоровлении царь охладел к Сильвестру. Когда друзей Сильвестра постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, (по А. Л. Гробовскому, разрыв между царём и его фаворитом произошёл в августе 1560 г. или несколько позже [8, С 195]) где и постригся с монашеским именем Спиридона. В одном из «сказов» к «Новому Маргариту» А. М. Курбский рассказывает, что Сильвестр, «исходище во изгнание пророчествоваль, иж восхощет бог казнь огнем попустить воскоре на едину часть града... яко и бысть» [1, С 76]. Нет оснований не доверять рассказу царя о судьбе Сильвестра и его сына в послании А. М. Курбскому: «Попу же Селивестру, видевше своих советников ни во что же бывше, и сего ради своею волею отоиде, нам же его благословне отпустившим... Того ради и

чаду его сотворих и по се время во благоденстве пребывати; точию убо лица нашего не зря». Документально подтверждается, что царь Иван не говорил неправды по крайней мере в последнем заявлении: в мае 1558 года сам бургомистр Нарвы Иоахим Крумхаузен информировал городской совет Ревеля о невозможности сохранить мирные отношения России с Ливонией, ссылаясь при этом на уведомление его московского друга Анфима. Анфим Сильвестров в то время занимал должность, как явствует из разрядных книг, государева дьяка, причем в 1557 году в списке дьяков стоял на двадцатом месте, а два года спустя переместился уже на шестнадцатое, удостоившись звания "большого дьяка". В 1561—1566 гг. Анфим Сильвестров благополучно служил дьяком в Смоленске. Если бы он умер в опале, едва ли род Анфима попал бы в Синодик Успенского собора [23, С 551].

В своём послании в Кирилло-Белозерский монастырь (1573 г.) Иван Грозный упоминает Сильвестра («другой на вас Селивестр наскочил»). Отвечая на второе царское послание (1577 г.), А. М. Курбский упрекает своего державного корреспондента в том, что тот не перестает клеветать на Сильвестра даже после его смерти: «Се тако ли воздаеш ему и по смерти?». Так определяется время кончины благовещенского священника.

Протопоп Сильвестр - тип настоящего русского хозяина и экономиста, у которого слова (наука) никогда не расходятся с делом (предпринимательством), принципиального: ясно сознающего, какими принципами должно руководствоваться в деловых отношениях, и всегда следующего им, строгого к себе и справедливого к другим, честного до готовности понести убытки ради правды, ради других, ставящего любовь к людям выше личной выгоды. Известный историк С. Соловьёв даёт такую характеристику: «Благочестивый, трезвый, кроткий, щедрый, ласковый, услужливый, превосходный господин, любивший устраивать судьбу своих домочадцев, человек, с которым каждому было приятно и выгодно иметь дело - вот Сильвестр! Таков именно долженствовал быть этот человек, иначе мы не поймём его влияния над молодым царём, не поймём, как простой священник мог собрать около себя остатки боярства» [10, С 133]. См. так же замечательное литературное описание Сильвестра в книге знаменитого экономиста Шмелева Николая Петровича: «Любил поп дом свой, любил домочадцев своих! Любил он хозяйство своё обширное, и порядок в дому, и достаток в многочисленных амбарах и клетях на своём подворье, и скотину всякую, и ремесло домашнее, и чистоту в доме и на дворе и лица вокруг себя приветливые, довольные жизнью, и почёт от соседей своих, чтивших его за мудрость не только в делах Божественных, но и земных. А не любил поп пуще всего безделья, и лжи, и всяческого небрежения и непорядка в жизни» [27, C. 319].

Русский религиозный работник всегда отличался и поразительной разнообразием своих трудов. Послание сыну Анфиму, достоверно принадлежащее Сильвестру, рисует его «не только как «мастера», учившего грамоте, пению, церковному обиходу и выводившего молодых людей в

священники, дьяконы, подьячие, книжные писцы, но также как иконописца, серебряных дел мастера и торговца». Знатоком церковной живописи предстает Сильвестр, и в «жалобнице» на дьяка Ивана Висковатого. Поданная собору 1553—1554 гг. «жалобница» благовещенского попа содержит оправдания по поводу «рукописания» Висковатого, в котором дьяк обвинял Сильвестра в единомыслии с уклонившимся в ересь Матвеем Башкиным и Артемием Троицким и высказал свои сомнения относительно новых икон Благовещенского собора и росписей царской Золотой палаты. Висковатого смущали аллегорические композиции, которые получили распространение в псковской и новгородской иконографии и многих вводили в соблазн с нач. 16 в. Сильвестру как руководителю восстановительных работ в Кремле после пожара 1547 г. пришлось оправдываться; в «жалобнице» он настаивает на традиционности критикуемых Висковатым иконографических схем («писали иконники все со старых образцов своих»). По инициативе Сильвестра был составлен реестр сюжетов «стенного бытейского письма» (картин из библейской книги Бытия), украсивших Золотую палату Кремлевского дворца. Реестр отразил идеальное видение Сильвестром праведного царствования и способствовал прославлению жизни и подвигов молодого царя.

Имя Сильвестра сохранилось в культурной памяти и как имя собирателя рукописных книг, содействовавшего их изготовлению, равно как и икон. В шестидесятые годы 16 века в Кирилло-Белозерскую обитель, куда сослали опального священника, попала «Книга Зерцало, государьское дание, попа Селивестра Благовещенского, во иноцех Спиридона, и сына его Анфима». В монастырской описи 1653 года восемь книг помечены как «селивестровские». В их числе: «Книга государьское данье Исус Навин да 4 Царства туто ж, Благовещенского попа Селивестра, во иноцех Спиридона, и сына его Анфима»; «Книга государьское данье Иван Лествичник, Благовещенского попа Селивестра, во иноцех Спиридона, и сына его Анфима»; «Маргарит» святителя Иоанна Златоуста с надписью: «Сию книгу прислал с Москвы Анфим к отцу своему Селивестру в Кирилов монастырь». «Библиотека» Сильвестра, состав которой восстановлен в основном трудами А. А. Зимина и Н. Н. Розова, представляет немалый интерес и для современных исследователей. Наличие большого числа рукописных книг, пометы и записи на которых связывают их судьбу с деятельностью благовещенского священника, косвенно подтверждают основанное на послании Анфиму предположение, что в Новгороде и Москве под руководством Сильвестра работали целые мастерские писцов. Собственно о келейной библиотеке писателя можно говорить только в отношении кодексов, которые книгохранители Кирилло-Белозерского монастыря метили как «селиверстовские». Таких кодексов в настоящее время выявлено не менее двадцати двух [3-7, 18, 26, 28].

Есть мнение, что начало нашего книгопечатания не обошлось без Сильвестра. Некоторыми исследователями предполагается, что официальной

типографии предшествовала другая, частная, основанная в московском доме Сильвестра, тогда уже благовещенского священника: в этой типографии якобы и начинал свою деятельность в Москве Иван Федоров.

Главный труд Сильвестра, «Домострой» — ценнейший документ для истории русского языка и психологии русского народа. Все русские (как и французские - «Парижский Хозяин», 15в., итальянские - «Пословицы, поучение заточника в Бари», 13в., «Рассуждение об управлении семьей» Аньоло Пандольфини, 15в.) «домострои» написаны в подражание первому, греческому «Домострою» Ксенофонта (4в. до Р.Х.), создателю слова «экономика», «ойкономос» - то есть «домострой», «закон для дома». Все «домострои» выражают основные идеи учения древнего грека Ксенофонта: у разумного хозяина всегда есть излишки, которые он направляет на такие наиболее рациональные цели, как: поклонение Богу, помощь своей родине, поддержка друзей. В то же время, русский «Домострой», складывавшийся веками, несёт на себе очень сильный отпечаток русских традиций и особенностей славянской религиозной экономики. Так, почти половина учебника по экономике, начиная с 1-й главы, рассматривает самые разнообразные вопросы церковной жизни и монастырского хозяйствования. Национальное своеобразие «Домостроя» проявилось и в использованных его автором источниках: помимо Священного писания, это — «Стословец» Геннадия, Пролог, древнерусские учительные сборники, монастырские уставы.

Исследователи обсуждали, является ли Сильвестр автором «Домостроя» (во второй редакции озаглавлен: «Книга глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому християнину — мужу, и жене, и чадом, и рабом, и рабыням»), с той поры, как в 1849 г. Д. П. Голохвастов издал памятник по Коншинскому списку (ГИБ, Q.XVII.149). Степень участия Сильвестра в судьбе памятника определяется учеными по-разному: одни считают благовещенского священника лишь переписчиком уже существовавшего произведения, дополнившим только его посланием сыну, иные — редактором более древнего (или древних) сочинения, другие — единоличным автором. Причина этой разноголосицы кроется в особенностях рукописной традиции «Домостроя», так как лишь в одной (так называемой второй) редакции памятника, сохранившейся, по подсчетам А. С. Орлова, в двенадцати рукописях, читается безусловно принадлежащее Сильвестру и адресованное Анфиму Послание и наказание от отца к сыну (гл. 64). В списках первой редакции (семнадцати, по подсчетам А. С. Орлова), в том числе старшем списке «Домостроя» из собрания Общества истории и древностей Российских (ГБЛ, ф. 204, № 340), послание Анфиму отсутствует. Существует, кроме того, третья, объединяющая тексты первых двух, редакция, известная А. С. Орлову по трем спискам. В зависимости от того, признавалась ли начальной первая или вторая редакция «Домостроя», решался и вопрос об авторстве Сильвестра. Будет ли признан «Домострой» сочинением Сильвестра или нет, не приходится отрицать, во-

первых, созвучность его мыслей с рекомендациями, которые дает своему сыну благовещенский священник, и, во-вторых, продуманность композиции и стилистическое единство произведения, показывающие сомнительность предложенного И. С. Некрасовым деления его на три разновременные части (на основании предисловия, предпосланного «Домострою» в первой редакции): 1) поучение о духовном строении (гл. 1—15); 2) «наказ о мирском строении» (гл. 16—29); 3) наказ «о домовном строении» (гл. 30—63). Что касается послания Анфиму, оно, по всей видимости, было написано во 2-й пол. 1550-х гг., когда сын Сильвестра служил государевым дьяком в Москве [22, С 190, 213]; наставляя своего сына, благовещенский священник пишет между прочим: «Православный царь государь велел послужити тебе в своей царской казне у таможенных дел».

Всё учение русской «Экономики» батюшки Сильвестра можно свести к 9 идеям [9-12]:

1. Честный труд и торговля.

2. Постоянное занятие благотворительностью - «от праведных трудов». Подавать милостыню надо и дома, и занимаясь предпринимательством - «в торгу», и путешествуя - «на пути». Милостыню следует давать не только деньгами, но и иным имуществом.

3. Жена - дома, муж - вне дома, должны быть постоянно заняты трудами.

В «Домострое» подробно описывается, как следует поступать с нерадивой хозяйкой: муж должен долго и упорно вразумлять её, если же слова не возымеют действия, тогда надо закрыться с ней в дальней комнате дома, и поучить её телесным наказанием. Однако специально оговаривается, как должен пройти этот урок, и каким образом его ни в коем случае делать нельзя.

На основании только одной этой небольшой главки и сложилось в поздних веках крайне негативное отношение дворянского и разночинного общества к идеям Сильвестра - стали говорить о будто бы существовавших веками изуверствах в русских семьях, получивших клеймо «домостроевщины». При этом упускалось из виду, что речь у батюшки шла только о единичных мерах, принимаемых в исключительных случаях полного нерадения хозяйки о домашнем хозяйстве. Ведь такое поведение жены естественно могло привести к совершенному банкротству и обнищанию большой семьи. Кроме того, допускались только самые мягкие методы вразумления, такие, которые любой родитель часто применяет по отношению к своим детям.

4. Должно строго соблюдаться чёткое деление на мужские - и женские работы («в современном обществе давно замечена одна тенденция: к женщине все чаще применяют эпитет мужественная, и все больше мужчин, про которых принято говорить: с мягким характером. А что сказано в Домострое по поводу взаимоотношений мужчины и женщины в семье? Прежде всего Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом,

родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве. Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они равновелики. Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, - государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо - бранит» [16]). О роли женщины в семье сказано так: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую -дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь... Доброй женою блажен и муж, и число дней его жизни удвоится - добрая жена радует мужа своего и наполнит миром лета его; хорошая жена - награда тем, кто боится Бога, ибо жена делает мужа своего добродетельней: во-первых, исполнив Божию заповедь, благословлена Богом, а во-вторых, хвалят ее и люди... Добрая жена и по смерти спасает мужа своего, как благочестивая царица Феодора» (царица Феодора - жена византийского императора Феофила (829 -842) и мать Михаила IV (842 - 867). Была защитницей почитателей икон, благодаря ей в 813г. было покончено с иконоборчеством в Византии. В угоду ей отцы Вселенского собора не прокляли ее умершего мужа, гонителя икон). (Домострой, Глава 23).

5. Дружба между продавцом и покупателем: продавать надо только качественный товар, и всегда с походом, и если не понравится - «без волокиты возвращать»; платить надо всегда сразу, да ещё и с подарком.

Не без гордости автор констатирует, что у его сына «со многими иноземцы великая торговля и дружба есть». Торговал же Анфим Сильвестров, в частности, и на деньги, взятые в кредит у Троице-Сергиевой обители. Вот какая запись содержится в монастырской вкладной книге 17 века: «60 (1552) году августа в 25 день дал вкладу Анфим Селивестров сын попов 50 бочек сельдей немецких за 90 рублев да 2 ларя стекол за 14 рублев, бочку вина церковного за 12 рублев, 10 пуд ладану за 25 рублев. А приторговал то на 1000 рублев на монастырские деньги». Что торговля у Анфима была поставлена на широкую ногу, становится ясно, например, из такого факта: за полстолетия до того на церковь в Кирилло-Белозерском монастыре издержали 250 рублей, в Звенигородском уезде 12 деревень вместе с угодьями стоили 200 рублей, а в Волоцком княжестве 6 деревень и несколько пустошей с лесом - 80 рублей. А. Л. Хорошкевич в «Истории Москвы» (М., 1997) отзывается о торговце Анфиме наилучшим образом, полагая, что в нем «воплотились типичные черты преуспевающего купчины, богобоязненного и отважного, посредника между крупными организациями на родине и иноземными купцами».

6. Дружба между хозяином и работниками: к своим подчинённым начальник и хозяин должны относиться как к своим детям: строго наказывая за проступки, но и щедро награждая за хорошее поведение.

7. Любое дело надо делать со страхом Божиим - чувствуя пред собой Бога, каждый работник будет выполнять своё дело наилучшим образом.

8. Платить налоги и кредиты сполна и ещё до наступления оговоренного срока.

9. Заниматься хозяйством следует не ради прибыли, но только для обеспечения своей семьи; следует не наживаться за счёт других, но жить со всеми в «мире, ласке и любви».

Насколько этим принципам следовал народ? Во-первых, за всю историю православия на Руси мы можем найти большое число сочинений, высказывавших совершенно те же идеи: это и «Поучение Ксенофонта к детям», помещённое в «Изборнике Святослава» 1076г., «Поучение Феодоры сыну» из того же сборника, «Поучение Василия Кессарийского»; из сборников «Златоуст» и «Измарагд»: «поучение некоего отца духовнаго»; «послание некоего отца духовнаго к сыну духовному»; «поучения некоего христолюбца к духовной братии»; слова о крестьянстве, о житии христианском; высказывались предположения о влиянии на завершающее «Домострой» послание Анфиму Поучения Владимира Мономаха. «Домострой» находит аналогии в других обобщающих работах эпохи Грозного, таких как Великие Минеи Четий, Судебник 1550 г., Стоглав, Степенная книга, Летописный свод Лицевой. Прямым продолжателем дела о. Сильвестра был другой великий русский экономист, Иван Тихонович Посошков (1652, село Покровское, близ Москвы — 1 февраля (12) 1726 года, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург). Он был сподвижником уже Петра Первого (Великого), и несмотря на иную историческую эпоху, в книгах «О скудости и богатстве» и «Завешание отеческое» даёт экономическое учение, весьма близкое мыслям учителя Ивана Грозного.

Во-вторых, «Домострой» в течение столетий переписывался от руки и передавался от одного рода к другому как святыня. Народное сознание увековечило и имя протоиерея Сильвестра, чего не посчастливилось многим иным авторам древнерусских сочинений, - и это является прямым доказательством того, как точно были угаданы надежды и описаны нужды людей.

В-третьих, сам Сильвестр говорит о себе, что всегда старался следовать этим 9-ти правилам, и давая свою жизнь как образец для сына, говорил: «видел еси чадо, како в житии сем жихом во всяком благоговении и страсе Божии и в простоте сердца и церковном прилежании со страхом и божественным писанием пользуючися всегда» [10, C. 123] - то есть он со спокойной совестью призывает сына в свидетели своего нравственного образа жизни. Кроме того, предписывая правила, Сильвестр часто прибавляет, что так водится у добрых и рассудительных людей: «а у добрых разсудных людей... а богобоязнивые люди... а домовитая добрая жена... а у доброй порядливой хозяйки.» - такие выражения, часто встречающиеся в «Домострое», указывают на то, что составителю его приводилось

неоднократно видеть такого рода русских хозяев - было бы странно, если бы столь практичный человек советовал невозможные дела. Так, один из наиболее обстоятельных исследователей книги Сильвестра, И. Порфирьев, пишет, что «эти правила, несмотря на встречающиеся их нарушения, господствовали в представлении наших предков», и «Домострой» есть «полный прекрасный итог, подведённый под всю древнюю домашнюю жизнь наших предков» [Там же, С. 119, 123].

Глубокое, пристальное и благоговейное изучение традиций русской религиозной экономики должно пригодиться нам, современным православным людям и экономистам («Среди тружеников и радетелей о благе Отечества имя протоиерея Сильвестра должно по праву занимать одно из самых заметных мест. Многие его идеи не утратили своего значения и поныне. Для нас важны не столько его конкретные советы по различным экономическим вопросам, сколько сам подход к их решению, заключающийся не в следовании голой «экономической рациональности», а в том, чтобы, развивая хозяйство, не забывать об истинных, духовно-нравственных ценностях» [13]). Значительно усложнились экономические отношения, мировое хозяйство стало основой национальных экономик - но природа человека осталась практически неизменной за последние 1000 лет, и поэтому воздействовать на неё можно теми же методами, прививать ей те же принципы, что делали и отец Сильвестр, и Ярослав Мудрый, и Иван Посошков [19, C. 397; 20, С. 35; 21].

Библиография

1. Архангельский А. С. К изучению древнерусской литературы: Творения отцов церкви в древнерусской письменности / А. С. Архангельский. -СПб., 1888. - 203 с.

2. Библия, 1990. - Финляндия: Mikkeil. - 1222 с.

3. БогдановиЬ Д. Каталог Ьирилских рукописа монастира Хиландара. Београд, 1978. С. 86—87, № 116, 117.

4. ГПБ, греч. № 115.

5. ГПБ, Соф. собр., № 1195.

6. ГИМ, Воскр. собр., бум. № 87.

7. ГИМ, Синод. собр., № 401.

8. Гробовский А. Н. Иван Грозный и Сильвестр / А. Н. Гробовский. - Лондон, 1987. - 206 с.

9. Домострой благовещенского попа Сильвестра / Изд. Д. П. Голохвастов // ВОИДР. - 1849. - Кн. 1. - С. I—VI, 1—114.

10. Домострой. - СПб.: Типография Глазунова, 1902. - 115 с.

11. Duchesne Е. Le Domostroi: (Ménagier russe du XVI-е siècle). Paris, 1910 (пер. на франц. яз.).

12. Домострой / Подгот. текста, пер. и коммент. В. В. Колесова // ПЛДР. Середина XVI века. - М., 1985. - С. 70—173, 580—586.

13. Зайцева Л. Экономисты милостью Божией: протопоп Сильвестр [Электронный ресурс] // Л. Зайцева. - Режим доступа: www.file-rf.ru 18 июня (дата обращения 02.06.2019).

14. Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. — М.: "Московский рабочий", 1989. — 175 с.

15. Курбский А. М. История о делах великого князя московского / А. М. Курбский. - М.: Наука, 2015. - 44 с.

16. Кнуты и пряники «Домостроя» [Электронный ресурс] // - Режим доступа: info@foma.ru (дата обращения 02.06.2019).

17. Карамзин Н. М. История государства Российского. В 12-ти тт. / Н. М. Карамзин. - М.: Юрайт. - Том 8. - 252 с.

18. Кир.-Белоз. собр., № 1/126 4/9, 6/131, 13/1252, 14/1253, 35/160, 36/41, 36/1275, 44/1121, 53/178 92/349, 112/237, 120/125, 518/775, 519/776, 521/778.

19. Капинос Р.В. Коллективное хозяйство конфессионального типа как экономический феномен / Р.В. Капинос // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - № 4 (48). - С. 395-397.

20. Капинос Р. В. Роль религиозной экономики в развитии сельского хозяйства / Р.В. Капинос // Аграрная Россия. - 2013. - № 9. - С. 3335.

21. Kapinos R. V. Distinctive features of classification of factors determining the economic behavior of economic entities predominantly rural areas from the standpoint of the theory of long waves / R. V. Kapinos, A. I. Dobrunova, O. S. Akupiyan, D. P. Kravchenko // INTERNATIONAL REVIEW, 2018., WEB OF SCIENCE - URL: http://mjl.clarivate.com/cgibin/jmlst/jlresults.cgi?PC=MASTER&ISSN=2217-9739

22. Милюков П. Н. Древнейшая разрядная книга официальной редакции (по 1565 г.) / П. Н. Милюков. - М., 1901. - 327 с.

23. Миртов П. А. Знаменитый древнерусский священник / П. А. Миртов. - СПб, 1906: Издательство М. П. Фролова. - 560 с.

24. Полетаева Т.А. Православная культура: история и традиции: учебное пособие в 2 книгах, 2-е изд., доп. и перераб. / Т.А. Полетаева, А. Куренков, прот. - Белгород: Издательство Синодального Миссионерского отдела, 2012. - Книга 2. - 325 с.

25. Первое послание Ивана Грозного Курбскому [Электронный ресурс] // - Режим доступа: //http://www.russia-talk.com/ (дата обращения 02.06.2019).

26. Соф. собр., № 78, 1195, 1281.

27. Шмелев Н. П. Сильвестр / Н. П. Шмелев. - М.-СПб.: Летний сад, 2006. - 511с.

28. ЦГАДА, ф. 381, № 53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.