Научная статья на тему 'Доминирование этико-правовых норм в регулировании информационной среды российского сегмента Интернета в парадигме цифровой трансформации'

Доминирование этико-правовых норм в регулировании информационной среды российского сегмента Интернета в парадигме цифровой трансформации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Internet / ethics / law / paradigm / digital transformation / ethics / law / information security / Internet / ethics / law / paradigm / digital transformation / ethics / law / information security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Г.М. Шаповалова

Аннотация—Целью данной научной статьи является обоснование доминирования этико-правовых норм в регулировании информационной среды российского сегмента Интернета в парадигме цифровой трансформации как наиболее эффективного инструментария. Автором были поставлены следующие задачи: основные тенденции политико-правового регулирования российской цифровой среды; перспективные телекоммуникационные технологии сетей 5G, в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика; безопасность молодежной аудитории в цифровом сегменте российской сети Интернет; философский взгляд на соотношения этики и права как единого фундамента общечеловеческих ценностей, в контексте информационной безопасности молодежной аудитории. В качестве выводов, автор видит, что сущность данной проблематики заключается не только в регулировании общественных отношений в информационной среде, особенно, уязвимой ее категории молодежь, с помощью принятия информационно-правовых норм, но и, не менее важных этических норм и принципов, господствующих как внутренних личностных убеждений. Информационнотелекоммуникационные технологии качественно изменили жизнь российского общества, что позволяет утверждать о них как незаменимом инструментарии, способствующий познавательной деятельности молодежи и их интеллектуальному развитию, а также появлению новых возможностей для саморазвития и повышения качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Г.М. Шаповалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dominance of ethical and legal norms for regulating the information environment of the Russian segment of the Internet in the digital transformation paradigm

The purpose of this scientific article is to substantiate the dominance of ethical and legal norms in regulating the information environment of the Russian segment of the Internet in the paradigm of digital transformation as the most effective tool. The author set the following tasks: the main trends in the political and legal regulation of the Russian digital environment; promising telecommunication technologies of 5G networks, within the framework of the federal project “Information Infrastructure” of the national program “Digital Economy; safety of youth audiences in the digital segment of the Russian Internet; a philosophical view of the relationship between ethics and law as a single foundation of universal human values, in the context of information security for youth audiences. As conclusions, the author sees that the essence of this issue lies not only in the regulation of social relations in the information environment, especially its vulnerable category youth, through the adoption of information and legal norms, but also, no less important, ethical norms and principles prevailing as internal personal beliefs. Information and telecommunication technologies have qualitatively changed the life of Russian society, which allows us to claim that they are an indispensable tool that promotes the cognitive activity of young people and their intellectual development, as well as the emergence of new opportunities for self-development and improving the quality of life.

Текст научной работы на тему «Доминирование этико-правовых норм в регулировании информационной среды российского сегмента Интернета в парадигме цифровой трансформации»

Доминирование этико-правовых норм в регулировании информационной среды российского сегмента Интернета в парадигме цифровой трансформации

Г.М. Шаповалова

Аннотация—Целью данной научной статьи является обоснование доминирования этико-правовых норм в регулировании информационной среды российского сегмента Интернета в парадигме цифровой трансформации как наиболее эффективного инструментария. Автором были поставлены следующие задачи: основные тенденции политико-правового регулирования российской цифровой среды; перспективные телекоммуникационные технологии сетей 5G, в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика; безопасность молодежной аудитории в цифровом сегменте российской сети Интернет; философский взгляд на соотношения этики и права как единого фундамента общечеловеческих ценностей, в контексте информационной безопасности молодежной аудитории. В качестве выводов, автор видит, что сущность данной проблематики заключается не только в регулировании общественных отношений в информационной среде, особенно, уязвимой ее категории -молодежь, с помощью принятия информационно-правовых норм, но и, не менее важных этических норм и принципов, господствующих как внутренних личностных убеждений. Информационно- телекоммуникационные технологии качественно изменили жизнь российского общества, что позволяет утверждать о них как незаменимом инструментарии, способствующий познавательной деятельности молодежи и их интеллектуальному развитию, а также появлению новых возможностей для саморазвития и повышения качества жизни.

Ключевые слова— Internet, ethics, law, paradigm, digital transformation, ethics, law, information security.

Без «этической культуры» нет никакого спасения для человечества

А.Эйнштейн

(речь "The Need for Ethical Culture" в 1951 г.)

I. Введение

Российское общество уже находится в процессе перехода на качественно новый уровень цифровой эпохи и не столько в контексте методов, средств и процессов

Статья получена 20 августа 2023.

Шаповалова Г.А., доцент кафедры юридических дисциплин Международного инновационного университета (e-mail: kafedra_up@mail.ru).

применения информационных технологий, ранее созданных и реализуемых в парадигме цифровизации, сколько в формате дальнейшего научно-технологического их развития на этапе модернизации и внедрения, в рамках парадигмы широкомасштабной цифровой трансформации [1].

Российское общество уже находится в процессе перехода на качественно новый уровень цифровой эпохи и не столько в контексте методов, средств и процессов применения информационных технологий, ранее созданных и реализуемых в парадигме цифровизации, сколько в формате дальнейшего научно-технологического их развития на этапе модернизации и внедрения, в рамках парадигмы широкомасштабной цифровой трансформации [1].

Стоит уделить должное внимание синергическому эффекту, от возрастающей эффективности парадигмы цифровой трансформации по результатам интеграции консолидированной суммы научных знаний в единую интеллектуальную систему. Систему, аккумулирующую полученные результаты научных исследований: в естественных науках; технических (прикладных) науках; общественных и гуманитарных [2]. В данном случае, без учета того, что они, кардинально, отличаются предметом своего исследования, а на основе определенных концептуальных, методологических и иных ценностных установок, свойственных им всем. Далее в статье исследуем один из ярких примеров перспективных телекоммуникационных технологий в парадигме цифровой трансформации.

II. Политико-правовой аспект

В июле 2023 г. по итогам совещания российского правительства в рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» [ 3] было заложено 8,58 млрд. руб. на разработку перспективных телекоммуникационных технологий. Наибольший научно-исследовательский интерес ученых,

специалистов различных областей привлекли внимание перспективные телекоммуникационные технологии, такие как спутниковая связь в будущей инфраструктуре 5G - пятое поколение мобильного Интернета, в совокупности с анализом больших данных (Big Data), интернет вещей (IoT), виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR) и др. [4].

Вся эта сложнейшая программно-технологическая модель создается на основе стандартов телекоммуникаций (5вЛМТ-2020) [5], в соответствии с главой 5 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» [6]. Реализация данной модели не только актуальна, но и перспективна для цифровой экономики России. По результатам, полученных знаний, путем сбора и анализа большого количества информации, и на их основе созданных «умных» систем по принятию управленческих решений организационного плана в бизнесе и предпринимательстве и многое другое, будет очень полезным для практического их применения. Неоспоримо, просматриваются очевидные тенденции цифрового взаимодействия государства и бизнеса, государства и общества, бизнеса и общества через модернизацию программы «Цифровая экономика» [3] в парадигме цифровой трансформации.

Важно подчеркнуть, что национальные стандарты формируются на основе результатов научных исследований (испытаний) и измерений, с учетом положений сводов правил России и иностранных государств, стандартов организаций и технических условий, полученного практического опыта, которые выдвигают, можно сказать, своевременные требования к 1Т-объектам стандартизации. Это в свою очередь, не только, позволяет говорить, о повышении конкурентоспособности продукции (работ, услуг), но и о повышении качества жизни граждан, и создании комфортных и безопасных условий для их проживания (работы, учебы) на территории России, гарантируемое государством за счет обеспечения информационной безопасности [7] в будущей инфраструктуре 5G. В связи со сказанным, следует добавить, что под информационной безопасностью понимается, в рамках информационного права - защита интересов субъектов информационных отношений: за счет различных алгоритмов шифрования данных; через защиту персональных данных граждан; предотвращение несанкционированного доступа к российским информационным ресурсам; защиты от взломов компьютерных сетей и различных видов интернет-мошенничества и многое др. [8].

Учитывая тот факт, что перспективные технологии беспроводных сетей 5G - это переход на следующий сверхмощный уровень связи, поэтому особое внимание было сосредоточено, на разработке и учете следующих документов: Концепция создания и развития сетей 5вЛМТ-2020 в Российской Федерации [5], Доктрина информационной безопасности [9], Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [10], Стратегия развития отрасли информационных технологий [11], и других нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и Правительства Российской Федерации, а также рекомендаций экспертов по профильным отраслям, на новом витке развития 1Т-отрасли, в вопросах информационной безопасности России, составляющих правовую основу ее обеспечения [12].

Участие в формировании единого системного подхода со стороны государства к проблемам безопасности, в глобальном информационном пространстве сети

Интернет, особенно, в его российском цифровом сегменте, в соответствии с действующим законодательством, в контексте издаваемых указов и распоряжений Президента России и возлагаемые задачи на возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство, сообща с федеральными, региональными органами власти, бесспорно, готовы обеспечить защищенный и безопасный Интернет. Кроме этого, государство как орган управления через деятельность должностных лиц готово способствовать усилению гарантий защищенности граждан в информационной и социальной цифровых средах.

Это дает нам право утверждать, что есть понимание, со стороны всех уровней органов публичной власти, огромного влияния отрасли перспективных телекоммуникационных технологий сетей 5G, ив настоящем, и будущем, в инфраструктурном проекте цифровой экономики, как на уровне государства, бизнеса, так и граждан, в фокусе парадигмы цифровой трансформации.

III. КУЛЬТУРНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В апреле 2023 г. распоряжением Правительства утверждается Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации [13], где конкретизируются механизмы реализации

государственной политики в области информационной безопасности детей от угроз и рисков в современной цифровой среде.

Учитывая тот факт, что операторы мобильных сетей России уже начали активно подогревать интерес обычных граждан (особенно, молодежной аудитории) преимуществами 5G-сетей, в частности, для облачных и VR-игр,

Правительство рекомендует, органам власти в регионах, учитывать положения Концепции по производству и распространению информационной продукции (контента) в российском сегменте сети Интернет. Кроме этого, с особым вниманием отнестись к проблемам защиты детей от информации, пропаганды и агитации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию и принимать необходимые меры по защите их от деструктивной информации в соответствии с федеральным законодательством [14, 15].

Почему это важно? Как сказано в документе, по статистике в стране - 30,2 млн. несовершеннолетних, из них 27 млн. человек (89,4 процента) являются активными пользователями информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а это (20,6 %), от общего числа населения, а также - это «..первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий» [13]. Реальность сегодня такова, что данная категория граждан (дети и молодежь) в своих привычках, ценностях и поведении в глобальной сети Интернет приоритетами считает общение в социальных сетях, сетевые игры (военного жанра) в режиме Online, просмотр видеоконтента, иногда сомнительного содержания, что, в свою очередь, способно вызывать

очень сильные негативные эмоции: страх, ужас, тревогу, ненависть, агрессию и др..

На фоне происходящих в мире геополитических событий, появилась еще одна проблема со стороны западной модели миропорядка отдельных государств, которые тоже несут в себе угрозы для российской молодежной аудитории, и прежде всего, через разрушение традиционных ценностей, переписывание мировой истории, особенно важнейших и ярких страниц событий Великой Отечественной войны, пересмотр роли и значение России в решении общемировых проблем, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, что абсолютно заслужено признано основной угрозой национальной безопасности России [16].

В качестве противодействия, экзистенциальной угрозе, Президент России подписал указ, в котором документально закрепил понятие «Культурный суверенитет России» [17, 18, 19], как социально-культурные факторы, позволяющие сохранить традиционные духовно-нравственные ценности [20], освободиться от социально-психологической и культурной зависимости Запада и его влияния, защититься от деструктивного идеологического и информационного воздействия на личность, сохранить языки народов, основы мировых религий, историческую память как код национального самосознания и др..

На основании вышеизложенного можно заключить, что на современном этапе технологического развития России одним из приоритетов остается сохранение и укрепление ее культурного суверенитета, а также единого цифрового культурного пространства [21, 22], в российском сегменте сети Интернет в условиях развития и внедрения перспективных

телекоммуникационных технологий в парадигме цифровой трансформации.

IV. Этико-правовой аспект

Еще во времена философов, просветителей Вольера и Ж.Ж Руссо выдвигалась идея исторического развития общества, основанной на высших нравственно-этических началах (духовные, моральные, религиозные и др. идеи) как базовые движущие силы, побуждающие источники для развития личности.

Позднее синтез разных догадок, идей и формирований теории развития, высказанных ранее философами и мыслителями, были воплощены в немецкой

классической философии Э. Кантом . Применив понятие развития к солнечной системе и к другим звездным мирам Кант, вместе с тем, поставил вопрос о субъективном принципе нравственности - долге, как одно из центральных понятий в его этическом философском учении. Человек в теории познания Канта поступает в рамках нравственного закона, закона -суждение разума. В основу теории этики Кант, как и всей его философии, заложил различение между мирами чувственным (эмпирическим) и умопостигаемым, определив социальное развитие человека как базис. В этой цепочке цивилизационного развития можно выделить этические нормы - правила нравственного, морального поведения и их отражение в формах социальной нормативности как системы общих

ценностей, состоящей из моделей и образцов поведения в обществе, социальной ответственности, продиктованные исторически сложившимися общественными отношениями.

Логично, что на заре цифровой эры мировоззрение, которое, всегда связано с конкретной фазой цивилизационного развития общества [23], с устойчивым взглядом на мир, пониманием окружающего мира, в центре которого всегда будет человек и его предназначение в сложном и, вероятно, уже сверхсложном мире. Кроме этого, его обусловленные взгляды, через систему идеалов и принципов, например, «primum non nocere» [24], отношения к окружающему его миру и стремлению реализовать себя в этом мире, посредством действий и поступков, достигая самосовершенствования в физическом, интеллектуальном, нравственном, культурном и др. аспектах.

Вместе с тем, важен процесс непрерывного духовно-нравственно развития личности через теоретическое осмысление глубинных жизненных смыслов, этических ценностных ориентиров в системе «человек-мир» или «человек-человек» как результат своей мыслительной деятельности в жизни государства и общества.

Этические нормы отличаются меньшей конкретностью от правовых норм, которые наделены формальной определённостью и носят общеобязательный, однозначный характер. Несмотря на то, что этические нормы не являются чисто нормативные, тем не менее, они представляют собой систему из принципов, идеалов, норм, в основе которых, исторически с развитием человеческой цивилизации, заложены общепризнанные ценности. И как, следствие, они способны эффективно осуществлять нормативное регулирование поведением человека в современном цифровом мире. Не секрет, что фактически большая часть этических ценностных принципов, норм, идеалов способствовала

формированию норм права.

Этика как наука более фундаментальная, чем право, из чего следует, что без ее основополагающих принципов, норм, идеалов право было бы немыслимо. Такая квинтэссенция - это отражение высокого уровня этика-правовой сущности как части в правовой культуре в системе ее ценностей. Этику, с научной точки зрения, переоценить невозможно, так как она, воплощаясь в правовую культуру, несет не только знания и понимание нормативных правовых актов (законов), но и уважение, и соблюдение их, а также вовлеченность в созидательную деятельность, что делает человека уникальной личностью.

Несмотря на все сложности различий во взглядах, мнениях, убеждениях ученых, специалистов они сошлись в понимании важности и актуальности в концептуальных основах обеспечения информационной безопасности через доминирование этико-правовых норм в регулировании информационной среды российского сегмента Интернета в парадигме цифровой трансформации

Автор убеждён, что обозначенная научная проблема еще очень долго не потеряет своей актуальности и в дальнейшем будет нуждаться в научных исследованиях, триггером этому можно считать экспоненциально

развивающую технологию искусственного

интеллекта (AI), подтверждением этому - закрепление правовой дефиниции правоустанавливающим правовым актом подписанный президентом России [25], в парадигме цифровой трансформации.

V. Заключение

На данном историческом этапе стремительного высокотехнологического развития России важно ценностно-мировоззренческое осмысление

доминирования этических и правовых норм в виртуальном информационном пространстве российского сегмента глобальной сети Интернет с доменом .ru - национальный домен верхнего уровня для России (RuNet).

Согласно регистрации, почти 30 лет назад, в 1994 г. в международный национальный доменный перечень ccTLD был внесен российский домен .RU и на протяжении всего это периода государство и общество имеет уникальную возможность получать, передавать, распространять практически любую информацию, на любые расстояния, любому количеству пользователей, любым доступным способом (самым популярным стал протокол https). Интернет, безусловно, привнес огромную пользу, открыв множество возможностей, для научных и образовательных организаций и в дальнейшем государственных учреждений, а также стал частью социальной жизни нашего общества, особенно, молодежной аудитории в российском сегменте.

В тоже время специалисты все чаще стали отмечать возникновение интернет-зависимости у молодежи, негативное влияние интернет-контента на механизмы формирования личности и ее последствия. В зоне риска стали попадать: социальные, семейные, материальные, культурные ценности, а также традиционные российские духовно-нравственным ценности, к которым можно отнести: жизнь, достоинство, права и свободы человека, любовь к Родине/Отечеству/Отчизне и др..

Как следствие, с учетом перспектив развития телекоммуникационного сектора России, важно для государства определить пути решения этих проблем, особенно, для молодежной аудитории через функции: 1) научно-технологическая (образовательная, научно-популярная); 2) организационная (игровая на созидание, воспитательная, трудовая); 3) этико-правовая (общественно-полезная, патриотическая) и др..

В результате исследования была попытка обосновать важность этико-правовых норм как доминирующих в регулировании информационной среды российского сегмента Интернета в парадигме цифровой трансформации. При этом основной акцент был смещен на молодежную аудиторию.

Благодарности

Выражаю глубокую благодарность оргкомитету и редколлегии журнала, а также Прокудину Дмитрию Евгеньевичу, заместителю председателя

организационного комитета объединенной конференции IMS за приглашение опубликовать статью в журнале.

Библиография

[1] Цифровая трансформация: вызовы праву и векторы научных исследований / Т. А. Полякова, А. В. Минбалеев, Р. В. Амелин [и др.]. Москва: Институт государства и права РАН, 2020. 340 с.

[2] Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р (ред. от 18.10.2018) // СЗ РФ. 2013. N 46. Ст. 5954.

[3] Национальная программа «Цифровая экономика» // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций: официальный сайт. ИКЬ: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 22.09.2023).

[4] О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 // СЗ РФ. 2020. N 30. Ст. 4884.

[5] Об утверждении Концепции создания и развития сетей 5С/1МТ-2020 в Российской Федерации: приказ Минкомсвязи России № 923 от 27.12.2019: официальный сайт. - ШЬ: https://digital.gov.ru/ru/documents/6990/ (дата обращения: 20.09.2023).

[6] О стандартизации в Российской Федерации [Текст] : // федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ : // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3953.

[7] Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008. - 39 с.

[8] Новые горизонты развития системы информационного права в условиях цифровой трансформации : Электронный ресурс / Т. А. Полякова, А. В. Минбалеев, В. Б. Наумов [и др.]. - Москва : Институт государства и права РАН, 2022. - 368 с.

[9] Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 // СЗ РФ. 2016. N 50. Ст. 7074.

[10] Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Текст]: // федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3448 (Часть I).

[11] Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р (ред. от 18.10.2018) // СЗ РФ. 2016. N 46. Ст. 5954.

[12] О некоторых вопросах информационной безопасности Российской Федерации" (вместе с "Порядком подключения информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещения (публикации) в ней информации через российский государственный сегмент информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"): указ Президента РФ от 22.05.2015 N 260 // СЗ РФ. 2015. N 21. Ст. 3092.

[13] Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 28.04.2023 № 1105-р // СЗ РФ. 2023. N 19. Ст. 3481.

[14] О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Текст] : федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 48.

[15] Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

[16] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // СЗ РФ. 2016. N 1. Ст. 212 (Часть II.)

[17] Об утверждении Основ государственной культурной политики : указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808. - ИКЬ: http://docs.cntd.ru/document/420242192 (дата обращения: 22.09.2023)

[18] О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808"Указ Президента РФ от 25.01.2023 N 35 // СЗ РФ. 2023^ 5, ст. 777.

[19] Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: распоряжение Правительства от 29 февраля 2016 г. № 326-р // СЗ РФ. 2016. N 11. Ст. 1552.

[20] Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 // СЗ РФ. 2022. N 46. Ст. 7977.

[21] Федеральный проект «Цифровая культура» разработан Министерством культуры РФ в рамках национального проекта «Культура». URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture/ (дата обращения: 10.09.2023).

[22] Шаповалова, Г. М. Цифровая трансформация в сфере культуры и ее институтов - основа национальной и международной информационной безопасности // Культура и технологии. 2022. Т. 7, № 2. С. 65-70.

[23] О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.

[24] Старейший принцип медицинской этики, обычно приписываемый Гиппократу - PRIMUM NON NOCERE (не причиняй вреда или не навреди).

[25] О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490// СЗ РФ. 2019. N 41. Ст. 5700.

Шаповалова Г.А., доцент кафедры юридических дисциплин Международного инновационного университета. Кандидат наук. по научной специальности 12.00.12 «Судебная экспертиза; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность». Научные интересы ее связаны с развитием правовой отрасли информационного права как наиболее актуальной в связи с бурным ростом информационной индустрии и развитием IT-технологий.

The dominance of ethical and legal norms for regulating the information environment of the Russian segment of the Internet in the digital transformation paradigm

G.M. Shapovalova

Abstract— The purpose of this scientific article is to substantiate the dominance of ethical and legal norms in regulating the information environment of the Russian segment of the Internet in the paradigm of digital transformation as the most effective tool. The author set the following tasks: the main trends in the political and legal regulation of the Russian digital environment; promising telecommunication technologies of 5G networks, within the framework of the federal project "Information Infrastructure" of the national program "Digital Economy; safety of youth audiences in the digital segment of the Russian Internet; a philosophical view of the relationship between ethics and law as a single foundation of universal human values, in the context of information security for youth audiences. As conclusions, the author sees that the essence of this issue lies not only in the regulation of social relations in the information environment, especially its vulnerable category -youth, through the adoption of information and legal norms, but also, no less important, ethical norms and principles prevailing as internal personal beliefs. Information and telecommunication technologies have qualitatively changed the life of Russian society, which allows us to claim that they are an indispensable tool that promotes the cognitive activity of young people and their intellectual development, as well as the emergence of new opportunities for self-development and improving the quality of life.

Keywords— Internet, ethics, law, paradigm, digital transformation, ethics, law, information security

REFERENCES

[1] Digital transformation: challenges to law and vectors of scientific research / T. A. Polyakova, A. V. Minbaleev, R. V. Amelin [etc.]. Moscow: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2020. 340 p.

[2] On approval of the Development Strategy for the Information Technology Industry in the Russian Federation for 2014 - 2020 and for the future until 2025: Order of the Government of the Russian Federation dated November 1, 2013 N 2036-r (as amended on October 18, 2018) // SZ RF. 2013. N 46. Art. 5954.

[3] National program "Digital Economy" // Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications: official website. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (access date: 09.22.2023).

[4] On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030: Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 N 474 // SZ RF. 2020. N 30. Art. 4884.

[5] On approval of the Concept for the creation and development of 5G/IMT-2020 networks in the Russian Federation: order of the Ministry of Telecom and Mass Communications of Russia No. 923 dated December 27, 2019: official website. URL:

https://digital.gov.ru/ru/documents/6990/ (date of access: 09.20.2023).

[6] On standardization in the Russian Federation // federal law of June 29, 2015 No. 162-FZ : // SZ RF. 2015. N 27. Art. 3953.

[7] Polyakova T.A. Legal support of information security during the construction of the information society in Russia: abstract of thesis. dis. ... Doctor of Law. Sci. M., 2008. 39 p.

[8] New horizons for the development of the information law system in the context of digital transformation: Electronic resource / T. A. Polyakova, A. V. Minbaleev, V. B. Naumov [and others]. Moscow: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2022. 368 p.

[9] On approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated December 5, 2016 No. 646 // SZ RF. 2016. N 50. Art. 7074.

[10] On information, information technologies and information protection // Federal Law of July 27, 2006 No. 149-FZ (as amended on July 31, 2023) // Federal Law of the Russian Federation. 2006. N 31. Art. 3448 (Part I).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[11] On approval of the Strategy for the Development of the Information Technology Industry in the Russian Federation for 2014 - 2020 and for the future until 2025: Order of the Government of the Russian Federation dated November 1, 2013 N 2036-r (as amended on October 18, 2018) // SZ RF. 2016. N 46. Art. 5954.

[12] On some issues of information security of the Russian Federation" (together with the "Procedure for connecting information systems and information and telecommunications networks to the information and telecommunications network "Internet" and placing (publishing) information on it through the Russian state segment of the information and telecommunications network "Internet" "): Decree of the President of the Russian Federation dated May 22, 2015 N 260 // SZ RF. 2015. N 21. Art. 3092.

[13] On approval of the Concept of Information Security of Children in the Russian Federation: Order of the Government of the Russian Federation dated April 28, 2023 No. 1105-r // SZ RF. 2023. N 19. Art. 3481.

[14] On the protection of children from information harmful to their health and development // Federal Law of December 29, 2010 No. 436-FZ (as amended on April 28, 2023) // SZ RF. 2011. N 1. Art. 48.

[15] On the basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation // federal law of July 24, 1998 N 124-FZ (as amended on April 28, 2023) // SZ RF. 1998. N 31. Art. 3802.

[16] On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated December 31, 2015 No. 683 // SZ RF. 2016. N 1. Art. 212 (Part II.)

[17] On approval of the Fundamentals of State Cultural Policy: Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808. URL: http://docs.cntd.ru/document/420242192 (date of access: 09.22.2023)

[18] On amendments to the Fundamentals of State Cultural Policy, approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 N 808 "Decree of the President of the Russian Federation of January 25, 2023 N 35 // SZ RF. 2023.N 5, Article 777.

[19] On approval of the Strategy of State Cultural Policy for the period until 2030: Government Decree of February 29, 2016 No. 326-r // SZ RF. 2016. N 11. Art. 1552.

[20] On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values: Decree of the President of the Russian Federation dated November 9, 2022 N 809 // SZ RF. 2022. N 46. Art. 7977.

[21] The federal project "Digital Culture" was developed by the Ministry of Culture of the Russian Federation within the framework of the national project "Culture". URL: https://culture.gov.ru/about/national-project/digital-culture/ (access date: 09/10/2023).

[22] Shapovalova, G.M. Digital transformation in the sphere of culture and its institutions - the basis of national and international information security // Culture and technology. 2022. Vol. 7, No. 2. P. 65-70.

[23] On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030: Decree of the President of the Russian Federation dated 05/09/2017 No. 203 // SZ RF. 2017. N 20. Art. 2901.

[24] The oldest principle of medical ethics, usually attributed to Hippocrates, is PRIMUM NON NOCERE (do no harm or do no harm).

[25] On the development of artificial intelligence in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation dated October 10, 2019 No. 490// SZ RF. 2019. N 41. Art. 5700.

G. Shapovalova, Associate Professor, Department of Legal Disciplines, International Innovation University. Ph.D. in scientific specialty 12.00.12 "Forensic science; forensic activity; operational investigative activity."

She has scientific interests in the scientific development of information law as the most relevant due to the rapid growth of the information industry and the development of IT technologies in the entire life of our society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.