Научная статья на тему 'Тенденции развития российского предпринимательского права в условиях цифровой экономики'

Тенденции развития российского предпринимательского права в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
605
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / НОРМАТИВНАЯ БАЗА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИНТЕРНЕТ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ АКТИВЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соловяненко Нина Ивановна

Цифровые инновации являются движущей силой современных преобразований в экономике и праве России. Предпринимательское право трансформируется в направлении регулирования инновационного предпринимательства, включая промышленный интернет, центры обработки данных, технологические платформы; партнерства научных, образовательных организаций и бизнес-сообщест-ва. Интенсивно внедряются понятия и категории, свойственные правовому регулированию сферы информационных технологий, в том числе, требования к субъектам предпринимательства в отношении цифровой безопасности. Оно также распространяет действие на такие новые цифровые объекты как электронные активы. Наряду с законодательством усиливается регулятивная функция документов национальной системы стандартизации. Предпринимательское право становится существенным элементом экосистемы цифровой экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития российского предпринимательского права в условиях цифровой экономики»

УДК 316.034

Соловяненко Нина Ивановна

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского права, Институт государства и права Российской академии наук igpran@igpran.ru

Nina I. Solovyanenko

Candidate of Legal Sciences, Senior Research Fellow, Business Law Department, Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences igpran@igpran.ru

Тенденции развития российского

предпринимательского права в условиях цифровой экономики

Trends in the development

of russian business law in the digital economy

Аннотация. Цифровые инновации являются движущей силой современных преобразований в экономике и праве России. Предпринимательское право трансформируется в направлении регулирования инновационного предпринимательства, включая промышленный интернет, центры обработки данных, технологические платформы; партнерства научных, образовательных организаций и бизнес-сообщества. Интенсивно внедряются понятия и категории, свойственные правовому регулированию сферы информационных технологий, в том числе, требования к субъектам предпринимательства в отношении цифровой безопасности. Оно также распространяет действие на такие новые цифровые объекты как электронные активы. Наряду с законодательством усиливается регулятивная функция документов национальной системы стандартизации. Предпринимательское право становится существенным элементом экосистемы цифровой экономики

Ключевые слова: предпринимательское право, инновационное предпринимательство, цифровая трансформация, нормативная база цифровой экономики, промышленный интернет, технологические платформы, электронные активы, информационные системы, цифровая безопасность.

Annotation. Digital innovations are the driving force of modern transformations in the Russian economy and law. Business law is being transformed in the direction of regulation of innovative entrepreneurship, including the industrial Internet, data processing centers, technology platforms; partnerships of scientific, educational organizations and the business community. Concepts and categories peculiar to legal regulation of the sphere of information technologies, including requirements to subjects of business concerning digital security are intensively introduced. Extends to new digital objects such as electronic assets. Along with the legislation, the regulatory function of the documents of the national standardization system is being strengthened. Business law becomes an essential element of the digital economy ecosystem.

Keywords: business law, innovative entrepreneur-ship, digital transformation, regulatory framework of the digital economy, industrial Internet, technology platforms, electronic assets, information systems, digital security.

Цифровые инновации являются движущей силой экономических преобразований в современном мире. Страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечают, что данные в цифровой форме, новые бизнес-модели и цифровые приложения меняют работу науки, правительств, городов и таких секторов, как торговля, здравоохранение и сельское хозяйство [19].

Россия также воспринимает возможности и вызовы, которые привносит цифровая трансформация в социально-экономическое развитие государства. Указом Президента РФ от 07.05.2018

№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначено преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений; создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств [3].

В утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. программе «Цифровая

экономика Российской Федерации» нормативное регулирование и благоприятный правовой режим указаны в числе базовых предпосылок создания и использования новейших технологий и предусмотрена разработка соответствующих правовых институтов и юридических средств [1].

Под воздействием формирующейся в России высокотехнологичной экономики и ее интеграции в общемировые экономические модели находится система юридических представлений о предпринимательстве и соответственно, институты предпринимательского права. Преобразования данной правовой отрасли обусловлены в значительной степени «четвертой промышленной революцией», которая предопределила развитие квантовых технологий, промышленного интернета, больших данных, искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, робототехники, технологий беспроводной связи, а также выявила наиболее важные области цифровой трансформации:

а) масштаб, охват и скорость;

б) собственность и активы;

в) рынки и экосистемы [19].

Продвижение высокотехнологичной экономики трансформирует юридическую концепцию и содержание понятия «предпринимательская деятельность» [14, с. 16-17 ] в направлении инновационного предпринимательства [2]. В сферу предпринимательского права включаются такие инновационные институты, как

- центры компетенций в области цифровой экономики;

- центры обработки данных, технологические (цифровые) платформы;

- партнерства научных, образовательных организаций и бизнес-сообщества; открытая общественная сетевая платформа для управления результатами интеллектуальной деятельности [1].

В формировании названных институтов используется правовой механизм государственно-частного партнерства. В утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года технологическая платформа рассматривается как коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества) [2]. В рамках технологических платформ различные регулируемые виды производственной деятельности способны переходить от управления человеком к управлению машиной. В сферу регулирования предпринимательского права вовлекаются также интеллектуальные системы, или промышленный интернет, который исключает из ряда действий и операций участие человека.

Таким образом, предпринимательское право становится существенным элементом экосистемы цифровой экономики, представляющей собой партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан [5].

Для цифровой экономики свойственно размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках [4].

Подобные процессы происходят и в области права. Так, в механизм правового регулирования предпринимательской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий интенсивно внедряются понятия и категории информационного права: «информационная система», «информационно-телекоммуникационная сеть», «электронный документ», электронная подпись» [17, с. 50-59], «единая система идентификации и аутентификации», «информационные ресурсы» и «реестры», «защита информации», изначально разработанные в законодательстве РФ об информации, информационных технологиях, защите информации [7]; об электронной подписи [8] и других информационных законах. Многие из названных конструкций получают дальнейшее развитие, в том числе, в качестве институтов предпринимательского права. Например, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [9] предусмотрен единый государственный реестр юридических лиц - федеральный информационный ресурс, содержащий общие систематизированные сведения о юридических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории России. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определена единая информационная система в сфере закупок, а также предусмотрен обмен между участниками контрактной системы электронными документами, подписанными усиленной электронной подписью [10]. Федеральным законом от 3 декабря 2011 «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» предусмотрено создание соответствующей информационной системы (ГИС ТЭК) в целях обеспечения заинтересованных лиц информацией о состоянии и прогнозе развития ТЭК. Данные для ГИС ТЭК предоставляют субъекты предпринимательской деятельности, которые добывают, производят, перерабатывают, обогащают, преобразуют, хранят, передают, распределяют, транспортируют, поставляют, переваливают, перегружают, отгружают, реализуют энергоресурсы, снабжают ими и (или) обеспечивают функционирование коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка электроэнергии и мощности [11].

Необходимо особо указать юридические требования к субъектам предпринимательства в отношении цифровой безопасности, или защиты

информации, которые также становятся нормами предпринимательского права. Так, ЦБ РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, устанавливает обязательные для кредитных организаций требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности в целях противодействия осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента [12].

Кроме того, следует отметить, что в предпринимательских правоотношениях применяются принципы электронного взаимодействия, сформулированные Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ): технологической нейтральности, в том числе в отношении экономических и системных моделей, функциональной эквивалентности; не дискриминации при использовании электронных средств [18].

Развитие телекоммуникационных систем явилось стимулом к появлению цифровых объектов гражданских и предпринимательских правоотношений - электронных активов. К ним относятся:

- криптовалюты, токены, эмитированные юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем цифровые финансовые активы с целью привлечения финансирования);

- электронные страховые полисы;

- смарт-контракты.

Подобные объекты существуют в виде криптографического кода, раскрывающего их содержание; создаются, и обращаются посредством внесения записей в децентрализованных информационных системах (распределенных реестрах) на основе технологии блок-чейн [15, с. 199-204].

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.

2. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратеги инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

3. СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.

4. СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

5. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

В этой связи задачей предпринимательского права является создание правового механизма, обеспечивающего защиту интересов обладателей электронных активов, а также совершение юридических действий, формирование и исполнение договорных обязательств с такими объектами.

Целям создания и вывода на рынки, в том числе, на международные, высокотехнологичной продукции служит нормативно-техническая база и национальная система стандартизации. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. «О стандартизации в Российской Федерации» определяет стандартизацию как деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленную на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Федеральным законом установлены документы по стандартизации: национальные стандарты, общероссийские классификаторы, стандарты организаций, в том числе технические условия, своды правил, а также предусмотрена гармонизация национальных стандартов с международными и региональными стандартами. Отечественные технические комитеты по стандартизации участвуют в разработке международных стандартов, региональных стандартов и межгосударственных стандартов в рамках деятельности международных и региональных организаций по стандартизации [13]. Так, эксперты Международной организации по стандартизации ISO/IEC одобрили разработку проекта международного стандарта «Информационные технологии. Требования совместимости и образцы устройств промышленного Интернета», который был представлен от имени России техническим комитетом «Кибер-физические системы». Стандарт станет основой для реализации на практике концепции «умного» производства и позволит решить проблему несовместимости решений от разных производителей [16].

Literature:

1. Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 № 1632-p «On approval of the program» Digital economy of the Russian Federation» SZ. Russian Federation. 2017. № 32. Art. 5138.

2. Order of the government of the Russian Federation of December 8, 2011 № 2227-p «On approval of the strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020" SZ Russian Federation. 2012. № 1. Art. 216.

3. SZ Russian Federation. 2018. № 20. Art. 2817.

4. SZ Russian Federation. 2012. № 1. Art. 216.

5. The decree of the President of the Russian Federation of may 9, 2017 № 203 «On the strategy of information society in the Russian Federation for 2017-2030» SZ Russian Federation. 2017. № 20. Art. 2901.

6. СЗ РФ. 200.1 № 33 (Часть I). Ст. 3431.

7. СЗ РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3448.

8. СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036.

9. СЗ РФ. 2001. № 33 (Часть I). Ст. 3431.

10. СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.

11. СЗ РФ. 2011. № 49 (часть V). Ст. 7060.

12. Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств» СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 3950.

13. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» СЗ РФ. 2015. № 27. Ст. 3953.

14. Комментарий к Гражданскому кодексу: Том 1, части 1 и 2 ГК РФ 5-е издание / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина М. : ЮРАЙТ. 2010. С. 16-17

15. Лаптев В.А. Цифровые активы как объекты гражданских прав // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2(42). С. 199-204.

16. Новости цифровой экономики. 16.1122.11.2018. Аналитический центр при Правительстве РФ. URL : http://ac.gov.ru/projects/ otherprojects/014091.html

17. Соловяненко Н.И. Заключение договоров с использованием электронных документов в системах электронной торговли // Хозяйство и право. 2005. № 3(338). С. 50-59.

18. Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях и Руководство по принятию 2001 г. URL : http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/ml elecsig-r.pdf

19. OECD (2017), OECD Digital Economy Outlook 2017, OECD Publishing, Paris. URL : http:// dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en

6. SZ Russian Federation. № 33 (Part I). Art. 3431.

7. SZ Russian Federation. 2006. № 31 (Part I). Art. 3448.

8. SZ Russian Federation. 2011. № 15. Art. 2036.

9. SZ Russian Federation . 2001. № 33 (Part I). Art. 3431.

10. SZ Russian Federation. 2013. № 14. Art. 1652.

11. SZ Russian Federation. 2011. № 49 (Part V). Art. 7060.

12. The Federal law of June 27, 2018 № 167-FZ «About modification of separate legal acts of the Russian Federation regarding counteraction to theft of money» SZ Russian Federation. 2018. № 27. Art. 3950.

13. Federal law of June 29, 2015 № 162-FZ «On Artandardization in the Russian Federation» SZ Russian Federation. 2015. № 27. Art. 3953.

14. The comment to the Civil code : Volume 1, parts 1 and 2 of the civil code 5th edition/edited by T.E. Abouei, A.Y. Kabalkin M. : YURAYT. 2010. P. 16-17

15. Laptev V.A. Digital assets as objects of civil rights // Legal science and practice: Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the Russian interior Ministry. 2018. № 2(42). P. 199-204.

16. News of the digital economy. 16.11-22.11.2018. Analytical center under the Government of the Russian Federation. URL : http://ac.gov.ru/projects/ otherprojects/014091.html

17. Solovyanenko N.I. Conclusion of contracts using electronic documents in e-Commerce systems // Economy and law. 2005. № 3(338). P. 50-59

18. UNCITRAL model law on electronic signatures with Guide to enactment 2001. URL : http:// www.uncitral.org/pdf/russian/texts/electcom/ml-elecsig-r.pdf

19. OECD (2017), OECD Digital Economy Outlook 2017, OECD Publishing, Paris. URL : http:// dx.doi.org/10.1787/9789264276284-en

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.