Научная статья на тему 'ДОМИНАНТЫ СОЦИОСООБРАЗНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ДОМИНАНТЫ СОЦИОСООБРАЗНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / СОЦИОСООБРАЗНОСТЬ / КОГНИТИВНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Р.Х., Шибанкова Л.А.

Представленная статья является частью исследования стратегий развития педагогических вузов с позиций мета-принципов когнитивной педагогики. Авторы обращаются к исследованию педагогических вузов, что обусловлено повышенными социальными ожиданиями к профессиональной деятельности и личности современного педагога. В статье актуализируется идея социосообразности в современном педагогическом образовании, предусматривающая соответствие образовательного процесса педагогического вуза запросам общества в формировании человека, будущего педагога с определенными профессиональными компетенциями и личностными качествами, которые адекватны реалиям времени, состоянию, уровню и направлениям социально-экономического развития общества. Результат образовательного процесса должен быть востребован социумом и отвечать запросам и ожиданиям личности. Цель - исследование программ развития педагогических вузов с позиций социосообразности. Методология исследования - когнитивная парадигма, раскрывающая социальное поведение и взаимодействие человека как результат имеющихся знаний, аттитюдов и когнитивных механизмов. Информационную базу исследования составили программы (стратегии) развития российских педагогических вузов. На основе принципа социальной ориентации авторами выделены векторы социосообразности (социально-коммуникативное взаимодействие, социально-ориентированная деятельность, социальная ответственность) и представлены результаты анализа программ развития педагогических вузов России по указанным сегментам. Статья рекомендована руководителям вузов, педагогам высшей школы, исследователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMINANTS OF SOCIO-CONSCIOUSNESS IN THE SYSTEM OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

The article updates the idea of socio-consciousness in modern pedagogical education, which provides for the compliance of the educational process of the university with the needs of society in the formation of a person, teacher with certain professional competencies and personal qualities that are adequate to the realities of time, state, level and directions of socio-economic development of society. The result of the educational process should be in demand by society and meet the needs and expectations of the individual. The authors turn to the study of pedagogical universities, which is due to increased social expectations for the professional activity and personality of the teacher. The goal is to study the development programs of pedagogical universities from the standpoint of the cognitive paradigm of education, involving the identification of areas of activity, with the implementation of the idea of socio-consciousness. Research methodology is a cognitive paradigm that reveals social behavior and human interaction as a result of available knowledge, attitudes and cognitive constructs. The information base of the study was compiled by programs (strategies) for the development of Russian pedagogical universities. On the basis of the principle of social orientation, the authors identified socio-consciousness vectors (social and communicative interaction, socially oriented activities, social responsibility) and presented the results of an analysis of the development programs of pedagogical universities in Russia in these segments. The article is recommended to heads of universities, teachers of higher education.

Текст научной работы на тему «ДОМИНАНТЫ СОЦИОСООБРАЗНОСТИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Доминанты социосообразности в системе высшего педагогического образования

Dominants of socio-consciousness in the system of higher pedagogical education

Гильмеева Р.Х., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», rimma.prof@mail. ru

Шибанкова Л.А., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», luz7@yandex. ru

Gilmeeva R., FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", rimma.prof@mail.ru Shibankova L., FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", luz7@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.004

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0599-2021-0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации».

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, программа развития университета, социосообразность, когнитивная парадигма образования, принцип социальной ориентации.

Keywords: higher pedagogical education, university development program, socio-consciousness, cognitive paradigm of education, principle of social orientation.

Аннотация. Представленная статья является частью исследования стратегий развития педагогических вузов с позиций мета-принципов когнитивной педагогики. Авторы обращаются к исследованию педагогических вузов, что обусловлено повышенными социальными ожиданиями к профессиональной деятельности и личности современного педагога.

В статье актуализируется идея социосообразности в современном педагогическом образовании, предусматривающая соответствие образовательного процесса педагогического вуза запросам общества в формировании человека, будущего педагога с определенными профессиональными компетенциями и личностными качествами, которые адекватны реалиям времени, состоянию, уровню и направлениям социально-экономического развития общества. Результат образовательного процесса должен быть востребован социумом и отвечать запросам и ожиданиям личности.

Цель - исследование программ развития педагогических вузов с позиций социосообразности. Методология исследования - когнитивная парадигма, раскрывающая социальное поведение и взаимодействие человека как результат имеющихся знаний, аттитюдов и когнитивных механизмов. Информационную базу исследования составили программы (стратегии) развития российских педагогических вузов. На основе принципа социальной ориентации авторами выделены векторы социосообразности (социально-коммуникативное взаимодействие, социально-ориентированная деятельность, социальная ответственность) и представлены результаты анализа программ развития педагогических вузов России по указанным сегментам. Статья рекомендована руководителям вузов, педагогам высшей школы, исследователям.

Abstract. The article updates the idea of socio-consciousness in modern pedagogical education, which provides for the compliance of the educational process of the university with the needs of society in the formation of a person, teacher with certain professional competencies and personal qualities that are adequate to the realities of time, state, level and directions of socio-economic development of society. The result of the educational process should be in demand by society and meet the needs and expectations of the individual. The authors turn to the study of pedagogical universities, which is due to increased social expectations for the professional activity and personality of the teacher. The goal is to study the development programs of pedagogical universities from the standpoint of the cognitive paradigm of education, involving the identification of areas of activity, with the implementation of the idea of socio-consciousness.

Research methodology is a cognitive paradigm that reveals social behavior and human interaction as a result of available knowledge, attitudes and cognitive constructs. The information base of the study was compiled by programs (strategies) for the development of Russian pedagogical universities. On the basis of the principle of social orientation, the authors identified socio-consciousness vectors (social and communicative interaction, socially oriented activities, social responsibility) and presented the results of an analysis of the development programs of pedagogical universities in Russia in these segments. The article is recommended to heads of universities, teachers of higher education.

Введение. Вызовы, актуализированные информационной эпохой, определили современные цели и миссии университета: развитие междисциплинарного и межкультурного диалога на основе создания коммуникативного пространства; обеспечение навыками критического мышления субъектов

образовательного процесса; развитие методологии междисциплинарных исследований и предоставление всем субъектам возможностей активного участия в них; формирование у субъектов образовательного пространства социальных установок; мотивация к поиску новых нестандартных решений в неопределенных ситуациях. Исходя из соответствующего определения миссии современного университета, можно считать, что ядром его научно-образовательного пространства становятся исследования, обеспечивающие внешнюю, и внутреннюю коммуникацию, реализующиеся в научных жанрах и открытые для профессорско-преподавательского и студенческого сообщества [1].

Обращение к исследованию педагогических вузов обусловлено их особым местом в ландшафте вузов российской системы образования, ролью педагогических вузов в формировании педагогической элиты, повышенными социальными ожиданиями к профессиональной деятельности и личности педагога, формирующего пространство образования вокруг человека [2]. Исследование рассматривается нами с точки зрения выявления наилучших практик развития и когнитивной капитализации в период глобальной трансформации самой идеи университета как центра непрерывного образования и регионального центра развития социокультурного потенциала и регенерации педагогического образования, затрагивающее все этапы подготовки, становления и развития педагогического работника [3].

Цель - исследование программ развития педагогических вузов с позиций их социосообразности.

Методология исследования. Когнитивная парадигма есть фокус исследования. Данная парадигма базируется на обращении к способам, видам и технологиям мышления, восприятия и переработки информации, и актуализирует новый

цикл инициации человекосообразности [4], что определяет социосообразность наряду с культуросообразностью [5], и

природосообразностью естественным способом развития всех видов образовательных систем [6]. Преобладающее значение обретают развитие познавательных структур личности, интеграция системы знаний и методов познания. Когнитивная парадигма раскрывает социальное поведение и взаимодействие человека как результат имеющихся знаний, аттитюдов, когнитивных механизмов. Социо-когнитивный подход интерпретируется с позиции трансформации процессов социализации и межличностного взаимодействия в контексте развития ценностно-смысловых образований личности.

Одним из эффективных ресурсов образования, позволяющим более мобильно реагировать на происходящие в социуме изменения, нами определен принцип социальной ориентации [7], ориентированный на:

- социально-коммуникативное взаимодействие;

- социально-ориентированную деятельность высшего образования;

- социальную ответственность образовательной организации и всех ее акторов.

Социальный аспект взаимодействия определяет основной результат социально-ориентированной деятельности образовательной организации; личностный является механизмом его осуществления, педагогический создает условия, в рамках которых становится возможным социально-коммуникативное

взаимодействие.

Данный принцип определяет вектор социально-ориентированной деятельности

высшей школы, способствуя консолидации потребностей развития субъектов образования, обеспечивая социальную ответственность как всего коллектива, так и персонально каждого сотрудника образовательной организации. Мы выделяем следующие векторы

социосообразности: социально-коммуникативное взаимодействие, социально-ориентированная деятельность, социальная ответственность.

1. Вектор социально-коммуникативного взаимодействия.

Взаимообусловленность и взаимообогащение социально-коммуникативного взаимодействия предполагает: с одной стороны расширение возможностей образовательной организации за счет включения внешних акторов в образовательную среду, с другой - обогащение и развитие социума за счет воспроизводства социокультурных ценностей людьми новой формации и креативного мышления современной молодежи.

2. Вектор социально-ориентированной деятельности.

Среди многообразных функций

образовательной организации высшего образования мы выделяем социальную, ориентированную на повышение социального статуса человека в современном цифровом обществе; запуск механизма социальной мобильности молодого человека: получение профессии, включение в профессиональную деятельность, реализацию траектории профессиональной карьеры; развитие позитивных установок, ценностных ориентаций, жизненных целей, обеспечивающих социализацию и интеграцию молодежи в социокультурную среду.

Содержание образования отбирается через призму социальной значимости с учетом индивидуальных интересов обучающегося, вследствие чего человеческий капитал приобретает социальную значимость.

3. Вектор социальной ответственности.

Понимание и принятие всеми акторами

образования (в том числе и самими обучающимися) социальной ответственности за свои действия в образовательном пространстве, представляют собой нравственную основу управления развитием образовательной организацией высшего образования, определяя его человеческий потенциал. Таким образом, реализация принципа социальной ориентации усиливает гуманистический и демократический аспекты развития высшего образования, центром которого выступает человек и его социально-коммуникативные отношения в образовательном пространстве.

Социальная ответственность предполагает способность к принятию ответственности за результаты научной, образовательной и инновационной деятельности перед акторами образования; потребность к осознанию личной и гражданской ответственности и к самоконтролю при любых видах деятельности с учётом социальных, экономических и экологических факторов с целью повышения качества жизни, здоровья и благосостояния всех акторов образования.

Результаты исследования. Нами проведен анализ 28 программ развития (стратегий) педагогических вузов России, предполагающий выявление направлений деятельности вуза с позиции социосообразности образования. Данный анализ показал следующие результаты.

Первый сегмент - «Социально-коммуникативное взаимодействие»

Нами было отмечено, что социально-коммуникативное взаимодействие базируется при ответственном соучастии каждого актора образовательной организации в процессе принятия решений. Эффективное использование коллегиального и коллективного потенциала, необходимо для проектирования и дальнейшей реализации программы развития университета как основного в пакете стратегической документации. Лишь 42% проанализированных стратегий развития - это результат коллективной работы, в формировании программы развития принимали участие все акторы образования. 26% - только профессорско-преподавательский состав вуза, 58% - только администрация. Руководитель вуза должен ясно понимать, что отражение субъектной позиции всех акторов образования, взаимопонимание и доверие относительно векторов будущего есть необходимое условие для его устойчивого развития.

При этом, важным является определение коллективных ценностей и целей, что находит отражение в определении миссии вуза. В 100% проанализированных программ развития ясно обозначены задачи образовательной организации, 95% стратегий имеют индикаторы развития, 89% стратегий отражают вектор развития вуза, хотя миссия университета определена у 74% педагогических университетов.

Приоритет социально-коммуникативного взаимодействия выступает необходимым условием устойчивого развития педагогического вуза. Анализ стратегии развития педагогических вузов на предмет взаимодействия, координации взаимодействия всех акторов образования показал следующее достаточно высокие результаты: государство - 95%, общество - 89%, бизнес-структуры - 79%, студенты - 89%, сотрудники - 89%.

Профессиональные взаимодействия между акторами образования возникают как внутри вуза, так и за ее пределами, в образовательном пространстве. Устойчивые связи между акторами образования способны сформироваться в результате продолжительной работы по поиску и нахождению оптимального и наиболее эффективного формата совместной работы и социально-коммуникативного взаимодействие

вуза с социальными партнерами. Анализ стратегий развития вузов показал, что наличие общественных социально--ориентированных формирований составляет 74%, наличие профессиональных формирований - 68%. Взаимосвязь с социально-ориентированными и профессиональными общественными

формированиями, ассоциациями, фондами, НКО отражены в 84% проанализированных стратегий, движение молодых ученых - в 47%, а объединения преподавателей присутствуют в 53% стратегий развития вузов. Важно отметить, что именно устойчивые и взаимные профессиональные связи, мобилизирующие дополнительные ресурсы профессиональных отношений, формируют социальный капитал университета.

Анализ международной деятельности, следующей арены социально-коммуникативного взаимодействия, показал, что сотрудничество с международными организациями и зарубежными вузами отражено в 89% программ развития.

Второй сегмент - «Социально-ориентированная деятельность»

Социально-ориентированная деятельность как вектор социосообразности нацелена на повышение статуса человека в обществе, что предполагает его взаимодействие с миром, при использовании пакета ресурсов, состоящего из личностных ресурсов, ресурсов образовательного процесса университета и ресурсов социума [8]. Направления социально-ориентированной

деятельности, комплекс социально-значимых проектов, реализуемых университетом нацелены на активную социальную деятельность студента и будущего специалиста, формирование ценностных смыслов, нравственности и духовности. План воспитательной работы со студентами педагогического вуза, так или иначе, находит отражение в проанализированных стратегиях развития образовательной

организации, который включает в себя комплекс мер и мероприятий, направленный на формирование социальной активности, моральных качеств, патриотическое воспитание и т.д., как основ процесса социализации обучающейся молодежи, интеграцию будущих выпускников педагогических вузов в социокультурную среду. В 79% стратегий прослеживается наличие система воспитания в вузе, 47% вузов опираются на стратегию развития воспитания в Российской Федерации. При этом лишь 63% педагогических вузов показали наличие психолого-педагогического

сопровождения студентов университета, в то же

время, в 84% стратегий отражены заявленные направления развития.

Запуском механизма социальной

мобильности как обучающегося, так и преподавателя может служить академическая мобильность преподавателей и студентов, которая отражена в 79% программ развития педвуза; участие в международных проектах (84% проанализированных программ развития вузов); реализации траектории профессиональной карьеры форма активного взаимодействия образования, производства, бизнеса и т.д. - 89%, ориентация на предпринимательство, отраженная в 79% стратегий развития, предполагающая участие в совместных проектах.

Третий сегмент - «Социальная ответственность »

Социальная ответственность, осуществляемая образовательной организацией, позволяет ей добиться гармонии во всех направлениях функционирования, заявленных в миссии университета: образование, наука и общественное благо, предоставлять гарантию интеграции ценностей, запросов общества и личности в рамках образовательной системы. Третьей миссии университета, выражающегося в его вкладе в развитие общества, уделено внимание в 84% проанализированных стратегий развития педагогических вузов, 79% стратегий отражают направленность на развитие социального благосостояния акторов образования, 74% стратегий направлены на развитие широкого ландшафта образовательных услуг.

Социальная ответственность перед акторами и обществом, предотвращение рисков, связанных с деятельностью вуза обуславливает необходимость периодической коррекции программы развития с учетом изменений современных трендов развития образования, обновления их содержания. При этом, это касается как общемировых, страновых и региональных трендов развития. Равно как и изменения, происходящие внутри самого университета как субъекта высшего образования. Анализ показал, в четверти (26%) проанализированных документов не указана возможность коррекции программы развития вуза или данные изменения или дополнения не были отражены.

Социальная ответственность за результаты образовательной, научной и инновационной деятельности - это, прежде всего, направленность на качество образования - ключевой параметр, который определяет его общественно-экономическую значимость. «Качественная» направленность в стратегии развития вуза

обусловливает достижение качества как процесса и как результата в условиях системных трансформаций. 84% педагогических вузов отмечают качество одним из направлений стратегии развития университета, 16% образовательных организаций не актуализируют это направление.

Необходимость вектора цифровизации во всех направлениях деятельности вуза обусловлено трансформацией образовательного процесса в эпоху цифровизации. Самый высокий процент - 78 - это сегмент материально-технического оснащения, самый низкий - 53% -трансформация реализуемых образовательных программ и развитие новых цифровых компетенций, при этом 68% вузов имеют или планируют создание инновационных

технологических центров, центров высоких технологий, технопарков. В 84% педагогических вузах функционируют научно-исследовательские лаборатории. 89% ориентированы на исследовательскую деятельность.

Социальная ответственность как инструмент развития персонала и его мотивации проявляется в таком маркере, как кадровая политика университета, определяющая механизмы формирования эффективного коллектива университета. Принципы кадровой политики вуза отражены в 79% проанализированных стратегий развития. 79% педагогических вузов ориентированы на сохранение кадров (поддержка, обучение), на молодых ученых и на формирование кадрового резерва. Психолого-педагогическое сопровождение (институт наставничества, тьюторство) нашли отражение в 63% стратегий развития. Организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава представлена у 79% вузов.

Наличие в стратегии развития вуза ориентира на профессиональное развитие педагога, ее совершенствование и индивидуализация занимает ключевую позицию, так как именно педагогические работники определяют человеческий капитал образовательной организации [9]. В 84% проанализированных стратегий развития отмечен курс на профессиональное развитие педагога, в 16% данное направление деятельности не представлено.

Социальная ответственность, позволяющая становится более конкурентоспособным, проявляется в потенциале трудоустройства выпускников вуза. После анализа были получены следующие результаты: трудоустройство отражено в стратегии как направление деятельности - 84%, в 74% программ развития

отмечено наличие структурного подразделения, занимающегося вопросами трудоустройства, профориентации, проведение мониторинга трудоустройства, информирование студентов по вопросам трудоустройства - 68%, реализация дополнительных профессиональных программ для студентов вуза - 79%.

Реализуя идеи социальной ответственности, вуз оказывает воздействие на социально-экономическое развитие региона и страны, формируя его человеческий капитал, через формирование необходимых компетенций и знаний для производства и общества. Анализ основных характеристик стратегий развития вуза показал, что 58% педагогических вузов ориентированы на формирование человеческого капитала, в 74% стратегий развития обращены к человеку. Корпоративная социальная ответственность может рассматриваться как ценность и культура компании [10]. Культура находит отражение у 68% вузов, а общество - у 79%.

Заключение. Итак, проведенный нами когнитивный анализ стратегий развития педагогических вузов с позиций основных идей когнитивной парадигмы образования и практико-ориентированной реализации когнитивной педагогики, позволил сделать следующие выводы:

1) Одним из эффективных ресурсов образования, позволяющим более мобильно реагировать на происходящие в социуме изменения является принцип социальной ориентации. Данный принцип определяет векторы социообразности высшей школы, консолидирует потребности развития субъектов образования, обеспечивает социальную ответственность коллектива и персонально каждого сотрудника образовательной организации. Социальный аспект определяет основной результат социально-ориентированной деятельности образовательной организации; личностный является механизмом его осуществления, педагогический создает условия, в рамках которых становится возможным социально-коммуникативное взаимодействие.

2) В качестве доминантов в системе высшего педагогического образования нами выделены следующие векторы социосообразности:

- социально-коммуникативное взаимодействие (осуществляемое через систему официальных, социально-ориентированных, оформленных профессиональных отношений, создает платформу демократизации

педагогического образования, обусловливает субъект-субъектные отношения в

образовательном процессе вуза, развитие личностных коммуникации с образовательным пространством);

- социально-ориентированная деятельность (направленная на повышение социального статуса человека эпохи цифровизации, будущего педагога, предполагает сохранение гуманистических ценностей педагогического образования, ориентирована на социальную мобильность молодого поколения педагогов, их социализацию и профессионализацию);

- социальная ответственность (предполагающая способность к принятию ответственности за результаты научной, образовательной и инновационной деятельности педагогического вуза, рассматривается и как частная инициатива (личная и гражданская ответственность, вклад педагога в общество), и как корпоративная социальная ответственность (ценность и культура педагогического вуза, обусловливающая его устойчивое развитие).

3) В рамках проведенного исследования выявлены следующие результаты деятельности с позиции идеи социосообразности:

- приоритет социально-коммуникативного взаимодействия выступает необходимым условием устойчивого развития педагогического вуза; анализ стратегии развития педагогических вузов демонстрирует достаточно высокие результаты, при этом, четко определяются коллективные ценности и цели, что находит отражение в определении миссии вуза;

- в стратегиях развития педагогических вузов достаточное внимание уделяется созданию и развитию общественных социально-ориентированных формирований и профессиональных сообществ; устойчивые и взаимные профессиональные связи, мобилизирующие дополнительные ресурсы профессиональных отношений, формируют социальный капитал университета;

- для педагогических вузов важным является сотрудничество с международными организациями и зарубежными вузами, что находит отражение в большинстве программ развития;

- в стратегиях прослеживается наличие системы воспитания в вузе, однако только 48% педагогических вузов указывают приоритеты стратегии развития воспитания в Российской Федерации как ориентир воспитательной деятельности;

- большое внимание в проанализированных стратегиях развития педагогических вузов уделяется вкладу в развитие региона присутствия (направленность на

развитие социального благосостояния акторов образования, создание широкого ландшафта образовательных услуг; воздействие на социально-экономическое развитие региона и страны);

- социальная ответственность перед акторами и обществом определяется педагогическими вузами как предотвращение рисков, связанных с деятельностью вуза; как инструмент развития персонала; как кадровая политика университета, как ориентир на профессиональное развитие педагога;

- педагогические вузы ориентированы на формирование человеческого капитала; большинство стратегий развития направлены на раскрытие творческого потенциала человека; осуществляются учет культурно -гуманистического потенциала образовательного пространства, влияющего на социокультурные координаты личности будущего педагога.

Самой характерной чертой

человекосообразности образования (в этом состоит суть когнитивной педагогики) является поддержка подхода, обеспечивающего сохранение целостности внутреннего мира личности при активизации ее взаимосвязи с решением важнейших профессиональных, социальных и общественных задач. Идеи социосообразности ложатся в основу проектирования развивающей социо

образовательной среды организации высшего образования, когда моделирование содержания профессиональной подготовки специалистов высшей школы обусловливается смысловым соединением доминирующих позиций: «человек - знание - социум». Ценностно-смысловые приоритеты образовательной системы дают возможности Человеку обрести особые человеческие качества, свойства, которые позволяют ему вступать в человеческое взаимодействие, развивать новые ценности и социально значимые поведенческие практики. Новые форматы и характеристики, возникающие на современном этапе развития образования, обуславливают необходимость пересмотра и корректировки стратегий развития

педагогических вузов согласно идее сообразности.

Предполагаем, что новый цикл инициации человекосообразности, подчеркивающей

значимость, уникальность, каждого субъекта образования в условиях реализуемого массового универсального обучения, и поддерживающая ее социосообразность должны стать естественным способом развития всех видов образовательных систем.

1. Гильмеева Р.Х. Особенности социокультурной миссии высшего образования в период цифровой трансформации общества / Р.Х. Гильмеева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 1. - С. 44-55.

2. Gilmeeva, Rimma & Shibankova, Liutsiia Humanistic orientation of higher education as a new vector of its development. Materials of International Scientific Conference "Delivering Impact in Higher Education Learning and Teaching: Enhancing Cross-Boarder Collaborations" (DIHELT 2021). - 8 March, 2021. - Ekaterinburg, 2021.https://doi.org/10.1051/ shsconf20219901023

3. Levina, E., Gilmeeva, R., Shibankova, L. Social Capital of the University: Humanitarian Representation in the Era of Digitalization // In: Gafurov I., Valeeva R. (Eds) VI June 9,-International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 2020. ARPHA Proceedings, 2020, 3, 1435-1448.

4. Хуторской А.В. Научная школа человекосообразного образования: концепция и структура / А.В.Хуторской // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 6. - С. 4-11.

5. Левина Е.Ю., Стукалова О.В., Прокофьева Е.Н. Культуросообразность как целевой ориентир развития высшего педагогического образования / Е.Ю. Левина, О.В. Стукалова, Е.Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 3. - С. 8-17.

6. Левина Е.Ю., Шибанкова Л.А. Старые новые тренды в образовании: конверсия университетов [Электронный ресурс] / Е.Ю. Левина, Л.А. Шибанкова // Непрерывное образование: XXI век. - 2021. - № 4(36). - Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/ article.php?id=7165. DOI: 10.15393/j5.art.2021.7165

7. Когнитивная педагогика: учебно-методическое пособие / Р.Х Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац, Е.Ю. Левина, В.Ш. Масленикова, Л.Ю. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова; под научной редакцией Е.Ю. Левиной. - Казань: «ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», 2020. - 228 с.

8. Пак Л.Г. Социально ориентированная детальность как актуальный ориентир минимизации рисков современного студенчества [Электронный ресурс] / Л.Г. Пак // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2014. -№ 3(4). - Режим доступа: http://www.7universum.com/ en/psy/archive/item/1082

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шибанкова Л.А. Человеческий капитал университета: формирование и развитие в эпоху цифровизации / Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3. - С. 19-28.

10. Михайлина А.В., Мокеева Е.Ю., Калянов А.В. Корпоративная социальная ответственность высших учебных заведений / А.В. Михайлина, Е.Ю. Мокеева, А.В. Калянов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2018. - № 7. - С. 89-94.

References:

1. Gilmeeva R.Kh. Features of the sociocultural mission of higher education during the period of digital transformation of society / R.Kh. Gilmeeva // Pedagogical Journal of Bashkortostan.

- 2021. - № 1. - P. 44-55.

2. Gilmeeva, Rimma&Shibankova, Liutsiia Humanistic orientation of higher education as a new vector of its development. Materials of International Scientific Conference "Delivering Impact in Higher Education Learning and Teaching: Enhancing Cross-Boarder Collaborations" (DIHELT 2021). - 8 March, 2021.

- Ekaterinburg, 2021. https://doi.org/10.1051/ shsconf/20219901023

3. Levina, E., Gilmeeva, R., Shibankova, L. Social Capital of the University: Humanitarian Representation in the Era of Digitalization // In: Gafurov I., Valeeva R. (Eds) VI June 9, -International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 2020. ARPHA Proceedings, 2020, 3, 1435-1448.

4. Khutorskoy A.V. Scientific school of human-like education: concept and structure / A.V. Khutorskoy // Izvestiya Volgograd State Pedagogical University. - 2009. - № 6. - P. 4-11.

5. Levina E.Yu., Stukalova O.V., Prokofieva E.N. Cultural conformity as a target guideline for the development of higher pedagogical education / E.Yu.Levina, O.V. Stukalova, E.N. Prokofiev // Kazan Pedagogical Journal. - 2022. - № 3. - P. 8-17.

6. Levina E.Yu., Shibankova L.A. Old new trends in education: conversion of universities [Electronic resource] / E.Yu. Levina, L.A. Shibankova // Continuous education: XXI century. -2021. - Issue. 4(36). - Access mode: https://lll21 .petrsu.ru/journal/article.php?id=7165

7. Cognitive pedagogy: teaching aid / R.Kh.Gilmeeva, A.R. Kamaleeva, A.S. Kats, E.Yu. Levina, V.Sh. Maslenikova, L.Yu. Mukhametzyanova, T.M. Tregubova, L.A. Shibankova; under the scientific editorship of E.Yu. Levina. - Kazan: "FGBNU "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems", 2020. - 228 p.

8. Pak L.G. Socially oriented detail as an actual guideline for minimizing the risks of modern students [Electronic resource] / L.G. Pak // Universum: Psychology and education: electron. scientific. journal. - 2014. - № 3(4). - Access mode: http://www.7universum.com/en/psy/archive/item/1082

9. Shibankova L.A. Human capital of the University: formation and development in the era of digitalization / L.A. Shibankova // Kazan Pedagogical Journal. - 2020. - № 3. - P. 1928.

10.Mikhailina A.V., Makeeva E.Yu., Kalyanov A.V. Corporate social responsibility of higher educational institutions / A.V. Mikhailina, E.Yu. Mokeeva, A.V. Kalyanov // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. - 2018. - № 7. - P. 89-94.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторах:

Гильмеева Римма Хамидовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», е-шай: rimma.prof@mail.ru

Шибанкова Люция Ахметовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», е-шай: luz7@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.