Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ПАРАДИГМА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНОСТЬ / СОЦИОСООБРАЗНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмеева Римма Хамидовна

В статье образование рассматривается с позиций когнитивной парадигмы и опирается на идеи человекосообразности. Целью исследования является выявление и адаптация условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации. Автор акцентирует внимание на социально ориентированной деятельности высшего образовании, представляющей собой систему связей, которая способствует человеческой капитализации, обеспечивая возможность получить каждому качественное образование и продвигаться согласно индивидуальной траектории развития в целях успешной самореализации в социуме. Методологической основой исследования явился принцип социальной ориентации, обеспечивающий эффективность реализации функций и направлений социально ориентированной деятельности и скоординированность деятельности организации по образовательному, экономическому, социальному и экологическому направлениям устойчивого развития вуза. Социально ориентированная деятельность интегрирована в основную деятельность организации и предусматривает социальную ответственность перед заинтересованными сторонами - акторами. В ходе исследования использованы теоретические методы (изучение и анализ педагогической, научно-методической и учебной литературы, систематизация материала по исследуемой проблеме, прогнозирование), эмпирические методы (анализ стратегий развития вузов). Научная новизна исследования заключается в выявлении условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации: организационно-управленческие; психолого-педагогические; социально-культурологические. В ходе анализа педагогической теории, стратегий развития вузов России и вузовской образовательной практики, находящихся в открытом доступе, было выявлено, что к основным результатам развития вуза относят: обеспечение высокого уровня качества подготовки выпускников; предоставление стартовых возможностей развития для каждого студента; создание высококачественных услуг в сфере цифровизации; точечную системную довузовскую подготовку абитуриентов; создание развитой научно-технической базы; непрерывное профессионально-личностное развитие педагогов, системное реагирование на изменение потребностей рынка труда; сотрудничество с работодателями; участие вузов в качестве драйверов в регионе своего присутствия. Можно отметить и выявленные нерешенные и внутренние барьеры: социально-экономические, управленческие, профессионально-личностные. Анализ реализации вышеперечисленных условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации позволил выделить и ряд специфических особенностей разработки и реализации стратегий развития вузов. Материалы могут быть полезны педагогам, представителям ректората вуза, ученым, соискателям и аспирантам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR UNIVERSITY DEVELOPMENT AS A SOCIALLY ORIENTED INTELLECTUAL CORPORATION

The article treats education from the standpoint of cognitive paradigm which is based on the idea of human conformity. The purpose of the study is to identify and adapt the conditions for the development of the university as a socially oriented intellectual corporation. The author focuses on the socially oriented activity of higher education, which is a system of connections that contributes to human capitalization providing an opportunity for everyone to receive a quality education and advance according to an individual development trajectory for successful self-realization in society. The methodological basis of the study was the principle of social orientation, which ensures the effectiveness of the implementation of the functions and directions of socially oriented activities and the coordination of the organization activities in the educational, economic, social and environmental areas of sustainable development of the university. Socially oriented activities are integrated into the key activities of the organization and provide for social responsibility to interested parties - actors. In the course of the study, the author used theoretical methods (study and analysis of pedagogical, scientific, methodological and educational works, systematization of material on the problem under study, forecasting) and empirical methods (analysis of university development strategies). The scientific novelty of the study lies in identifying the conditions for the development of the university as a socially oriented intellectual corporation: organizational and managerial conditions; psychological and pedagogical conditions; socio-cultural conditions. In the course of the analysis of pedagogical theory, strategies for the development of Russian universities and university educational practice, which are in the public domain, it was revealed that the main results of the development of the university include: ensuring a high level of quality in the preparation of graduates; providing starting development opportunities for each student; creation of high-quality services in the field of digitalization; point system preuniversity training of applicants; creation of a developed scientific and technical base; continuous professional and personal development of teachers, systemic response to changing needs of the labor market; cooperation with employers; participation of universities as drivers in the region of their presence. The author also notes the identified unresolved and internal barriers: socio-economic, managerial, professional, and personal. The analysis of the implementation of the above conditions for the development of the university as a socially oriented intellectual corporation made it possible to identify a number of specific features of the development and implementation of university development strategies. The materials can be useful to teachers, representatives of the administration of the university, scientists, applicants and graduate students.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ»

УДК 378.4.01 Б01 10.37972/(^11.2022.116.3.020

Р. X. Гилъмеева

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА КАК СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ

Институт педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия

Благодарность

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0Ы599-2021 -0004 «Проблема современной методологии изучения формирования и развития человека в эпоху цифровизации».

Аннотация. В статье образование рассматривается с позиций когнитивной парадигмы и опирается на идеи человекосообразности.

Целью исследования является выявление и адаптация условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации. Автор акцентирует внимание на социально ориентированной деятельности высшего образовании, представляющей собой систему связей, которая способствует человеческой капитализации, обеспечивая возможность получить каждому качественное образование и продвигаться согласно индивидуальной траектории развития в целях успешной самореализации в социуме.

Методологической основой исследования явился принцип социальной ориентации, обеспечивающий эффективность реализации функций и направлений социально ориентированной деятельности и скоординированность деятельности организации по образовательному, экономическому, социальному и экологическому направлениям устойчивого развития вуза. Социально ориентированная деятельность интегрирована в основную деятельность организации и предусматривает социальную ответственность перед заинтересованными сторонами - акторами. В ходе исследования использованы теоретические методы (изучение и анализ педагогической, научно-методической и учебной литературы, систематизация материала по исследуемой проблеме, прогнозирование), эмпирические методы (анализ стратегий развития вузов). Научная новизна исследования заключается в выявлении условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации: организационно-управленческие; психо лого-педагогические; социально-культурологические.

В ходе анализа педагогической теории, стратегий развития вузов России и вузовской образовательной практики, находящихся в открытом доступе, было выявлено, что к основным результатам развития вуза относят: обеспечение высокого уровня качества подготовки выпускников; предоставление стартовых возможностей развития для каждого студента; создание высококачественных услуг в сфере цифровизации; точечную системную довузовскую подготовку абитуриентов; создание развитой научно-технической базы; непрерывное профессионально-личностное развитие педагогов, системное реагирование на изменение потребностей рынка труда; сотрудничество с работодателями; участие вузов в качестве драйверов в регионе своего присутствия. Можно отметить и выявленные нерешенные и внутренние барьеры: социально-экономические, управленческие, профессионально-личностные. Анализ реализации вышеперечисленных условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации позволил выделить и ряд специфических особенностей разработки и реализации стратегий развития вузов. Материалы могут быть полезны педагогам, представителям ректората вуза, ученым, соискателям и аспирантам.

Ключевые слова: когнитивная парадигма, человеческий капитал, человекосообразность, социосообразностъ, педагогические условия, интеллектуальная корпорация, социально ориентированное образование

R. Kh. Gilmeeva

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR UNIVERSITY DEVELOPMENT AS A SOCIALLY ORIENTED INTELLECTUAL CORPORATION

Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia

Acknowledgement

The article was performed under State Task No. 0N599-2021-0004 "The Problem of Modern Methodology on Studying the Formation and Development of the Human in the Era of Digitali-zation".

Abstract. The article treats education from the standpoint of cognitive paradigm which is based on the idea of human conformity.

The purpose of the study is to identify and adapt the conditions for the development of the university as a socially oriented intellectual corporation. The author focuses on the socially oriented activity of higher education, which is a system of connections that contributes to human capitalization providing an opportunity for everyone to receive a quality education and advance according to an individual development trajectory for successful self-realization in society.

The methodological basis of the study was the principle of social orientation, which ensures the effectiveness of the implementation of the functions and directions of socially oriented activities and the coordination of the organization activities in the educational, economic, social and environmental areas of sustainable development of the university. Socially oriented activities are integrated into the key activities of the organization and provide for social responsibility to interested parties - actors. In the course of the study, the author used theoretical methods (study and analysis of pedagogical, scientific, methodological and educational works, systematization of material on the problem under study, forecasting) and empirical methods (analysis of university development strategies). The scientific novelty of the study lies in identifying the conditions for the development of the university as a socially oriented intellectual corporation: organizational and managerial conditions; psychological and pedagogical conditions; socio-cultural conditions.

In the course of the analysis of pedagogical theory, strategies for the development of Russian universities and university educational practice, which are in the public domain, it was revealed that the main results of the development of the university include: ensuring a high level of quality in the preparation of graduates; providing starting development opportunities for each student; creation of high-quality services in the field of digitalization; point system pre-university training of applicants; creation of a developed scientific and technical base; continuous professional and personal development of teachers, systemic response to changing needs of the labor market; cooperation with employers; participation of universities as drivers in the region of their presence. The author also notes the identified unresolved and internal barriers: socio-economic, managerial, professional, and personal. The analysis of the implementation of the above conditions for the development of the university as a socially oriented intellectual corporation made it possible to identify a number of specific features of the development and implementation of university development strategies. The materials can be useful to teachers, representatives of the administration of the university, scientists, applicants and graduate students.

Keywords: cognitive paradigm, human capital, human conformity, socio conformity, pedagogical conditions, intellectual corporation, socially oriented education

Введение. Проблема изучения педагогических условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации рассмотрена рядом ученых. Различные аспекты сущности и моделей социальной ответственности в вузах раскрыты в трудах Ж. С. Беляевой, А. Г. Кривоносовой. Перспективы развития университета как социально ответственного партнера территории обозначены А. А. Вербицким, С. В. Голубевым, Т. Г. Новиковой, Т. В. Светенко. Гуманитарный вектор развития высшей школы исследуется такими учеными, как P. X. Гильмеева, Е. Ю. Левина, Л. Ю. Мухаметзянова,

Л. А. Шибанкова. Проблема исследования обусловлена необходимостью раскрытия социально ориентированной деятельности высшей школы. Целью исследования является выявление и адаптация условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации.

Актуальность исследуемой проблемы. Основная цель высшего образования состоит в том, чтобы максимально удовлетворить знаниевые и духовные потребности человека посредством обеспечения условий для его профессионального и личностного развития и самореализации. В связи с этим принципиально важной и актуальной становится проблема социальной ориентации высшего образования, под которой мы понимаем ориентацию системы на формирование активного, креативного, социально ответственного члена общества, готового к саморазвитию и самореализации на протяжении всей своей профессиональной жизни [14]. Направленность на университет как интеллектуальную корпорацию с образовательной, научной и социальной миссией предполагает: преобладание интеллектуального капитала, наличие академической свободы, которые дают возможность развития науки и личности; реализацию аксиологических оснований, формирующихся на межпоколенных традициях, на философской и мировоззренческой компетентности педагогов; способности образовательной организации использовать имеющиеся ресурсы в целях достижения конечной цели и одновременно миссии - подготовки профессионалов и гуманитариев [1].

Материал и методы исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: теоретические (изучение и анализ педагогической, научно-методической и учебной литературы, систематизация материала по исследуемой проблеме, прогнозирование) и эмпирические (анализ стратегий развития вузов).

Результаты исследования и их обсуждение. Современный университет в полной мере является социально ориентированной интеллектуальной корпорацией, сущность которой заключается в объединении всех возможностей акторов, повышении своей роли как социально ответственного драйвера организации, города, региона и трансферта знаний. Сущностью интеллектуального капитала в данном случае является приращение нового качества человеческому капиталу на основе расширения диапазона возможностей создания и реализации изменений, повышающих позиции и рейтинг образовательной организации [4]. Особая направленность деятельности университета предполагает его социально значимые цели: профессиональную подготовку, образование, социализацию и развитие человека сообразно его потребностям, способностям и мотивации с ориентацией на воспроизводство в экономическом секторе; воспроизводство и трансляцию знаний как общественного блага, обладающего доступностью; сохранение и приумножение интеллектуального и культурного наследия [1]. Опираясь на каждого субъекта как «человека» -носителя знаний, имеющего ценностные установки, личностное восприятие мира, - формируются особые отношения, обусловливающие процессы профессиональной и личностной социализации [5], [8]. Отвечая на современные вызовы, ряд исследователей предлагают различные формулировки современной миссии университета: создание коммуникативного пространства на основе междисциплинарного и межкультурного диалога; обеспечение субъектов образовательного процесса навыками критического осмысления; развитие методологии междисциплинарных исследований и предоставление всем равных возможностей участия в них; формирование у акторов образования социальных установок, мотивации к поиску новых нестандартных решений неопределенных ситуаций [1], [7], [13]. Исходя из подобного определения миссии современного университета, можно определить, что ядром его научно-образовательного пространства становятся проекты, междисциплинарные исследования, что обеспечивает межгрупповую коммуникацию, реализующуюся в научных форматах, доступных для всего профессорско-преподавательского и студенческого сообщества [10]. Представляют интерес выявленные признаки интеллектуальной

корпорации в вузе, которые позволили определить особенности университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации (табл. 1).

Таблица 1

Признаки интеллектуальной корпорации в университете

Признак интеллектуальной корпорации в университете Университет Признак интеллектуальной организации в университете

1. Наличие статуса юридического лица и имущественная обособленность 1. Результат деятельности университета - нематериальный продукт, стоимость которого затруднительно определить, при этом качество результата может быть формализовано

2. Организационное единство действий группы лиц, направленное на реализацию образовательной деятельности для достижения единой цели обучения, воспитания и развития человека 2. Основной тип деятельности - интеллекгу-ально-творческий, с нематериальным воздействием и без возможности технологической замены, приводящий к развитию всех субъектов образования

3. Разнообразие видов участия, обязанностей и ответственности «членов корпорации» -акторов образования 3. Интеллектуальная активность и самообучаемость субъектов образования как результат функционирования организационно-педагогических условий образовательной деятельности

4. Наличие формализованного характера действий и формальных и неформальных взаимодействий между акторами для реализации образовательной деятельности 4. Организационная культура, опираясь на университетские традиции и академическое лидерство, имеет свои особенности с учетом деятельности в образовательном пространстве в онлайн- и офлайн-режимах

5. Извлечение прибыли (как степени полезности для общества сообразно миссии) в качестве основной цели организации 5. Существенный вклад человеческого и интеллектуального капитала в материальные активы. Получение основного дохода от использования умственных способностей педагогического коллектива

6. Наличие автономии в управлении университетом (государственно-общественное управление) 6. Управление знаниями как основная функция управления образовательной деятельности, реализуемая всеми субъектами образования. Упор на результативное качество образовательного процесса и результата обучения

7. Наличие системы внутренних органов управления университета, действующих в соответствии с принципами современного менеджмента

В процессе научно-исследовательского поиска были выявлены и адаптированы следующие условия развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации:

организационно-управленческие:

— объединение всех ресурсов с целью наращивания когнитивного капитала профессорско-преподавательского состава и образовательной организации в целом на основе идеи корпоративности;

- формирование социально-коммуникативного взаимодействия между акторами образования на основе выявления оптимального и наиболее эффективного формата совместной работы;

психолого-педагогические:

— психолого-педагогическое обеспечение профессионально-личностного роста педагога;

- психо лого-педагогическое сопровождение адаптации, личностного развития и профессионального самоопределения обучающихся;

социально-культурологические:

- реализация идей социальной ответственности, оказывающих значительное воздействие на социально-экономическое и социально-культурное развитие регионов своего присутствия;

- обеспечение социально ориентированной деятельности субъектов образовательного процесса;

- социогуманитарное сопровождение и измерение процесса достижения и реализации получаемых результатов в рамках развития когнитивного капитала образовательной организации высшего образования.

Согласно первому условию, корпоративность предполагает соглашение между всеми акторами образования как способа изменения ситуации по наращиванию человеческого капитала образовательной организации. Миссия и стратегические цели образовательной организации высшего образования становятся значимыми для каждого сотрудника, а корпоративные ценности, взаимодействуя с личностно-профессиональными, транслируются в социокультурную среду через коммуникации [9].

Реализация первого условия обеспечивает устойчивые связи между акторами образования в результате поиска и нахождения наиболее эффективного формата совместной работы. Можно выделить основные цели социально-коммуникационного взаимодействия в образовательной организации: повышение привлекательности образовательной организации; развитие ее корпоративной культуры; демонстрация преимущества работы в организации; предоставление актуальной информации; формирование у всех преподавателей и студентов мотивации и уверенности в профессионально-корпоративной и общественной значимости их деятельности; оказание поддержки в профессионально-личностном развитии каждого члена педагогического коллектива; создание комфортного психолого-педагогического климата; осуществление аналитико-прогностической деятельности (анализ достижений коллектива, отдельных сотрудников, прогнозирование и моделирование результата преподавателей, профессорско-преподавательского и студенческого коллективов); оказание необходимой научно-методической помощи [12].

Реализация второго условия позволяет создать психологические и педагогические возможности в образовательной среде вуза, позволяющие не только раскрыть когнитивные возможности, но и обеспечить развитие личности студента, повысить собственную психологическую устойчивость, сформировать готовность к преодолению барьеров и трудностей. Психолого-педагогическое обеспечение профессионально личностного развития педагога и обучающегося весьма актуально в связи с современными изменениями в образовании, науке и социокультурной сфере, наличием дефицита отдельных компетенций [9].

Согласно третьему условию представление университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации отражает целесообразность и эффективность реализации социальной ответственности для всех акторов образования. Социальная ответственность, позиционируемая вузом, позволяет ему добиться преимущества во всех направлениях жизнедеятельности: налаживая связи во внутренней и внешней среде, университет становится более конкурентоспособным, растет его имидж в глазах акторов, улучшаются основные показатели деятельности. Социальная ответственность может рассматриваться как личный вклад в общество, корпоративная социальная ответственность - как ответственность перед акторами и обществом с целью предотвращения рисков, связанных с деятельностью вуза [6], [9].

Принцип социальной ориентации обеспечивает эффективность реализации функций и направлений социально ориентированной деятельности в системе управления и скоординированность деятельности организации по образовательному, экономическому, социальному и экологическому направлениям устойчивого развития вуза [11]. Развиваются и личностные коммуникации, субъекты образовательного процесса вовлекаются

в образовательные и социокультурные отношения через социально-коммуникативное взаимодействие [12]. Для нас определяющим является сохранение ценностей образования, переосмысление и фундаментальное изменение профессионально-педагогических связей, гуманистически-ценностная ориентация вопросов, связанная с человеком как объектом гуманитарных измерений и со сферой высшего образования, несущей социокультурную миссию распространения и передачи ценностей, науки и культуры в условиях цифрови-зации [2], [7], [9], [12].

Обзор стратегий вузов России, находящихся в открытом доступе, позволяет утверждать, что основными партнерами университетов являются региональные правительства, представители промышленности и бизнес-сообщества. Интересы акторов во многом взаимообусловлены и взаимодополняемы. Так, государство заинтересовано в реализации социально ориентированных программ, подготовке высококвалифицированных кадров для высокотехнологичного производства, повышении конкурентоспособности вуза на мировом уровне, привлечении инвестиций из различных источников; муниципальные органы власти стремятся повысить роль вуза в качестве драйвера региона; общественные организации обеспокоены качеством и уровнем жизни и здоровья населения, оказанием поддержки точечно отдельным социальным группам, сохранением окружающей среды; представители учредителей и общественных наблюдателей сохраняют возможность участия в принятии решений; акторы и социальные партнеры заинтересованы в устойчивом развитии, надежности, создании благоприятных условий взаимодействия организации; академическое сообщество стремится сохранить устойчивость и положение в коллективе, достойную зарплату, возможность участвовать в принятии решений организации, иметь перспективу карьерного роста, комфортные условия труда, социальные услуги, возможность профессионально-личностной самореализации; потребители хотят получать достоверную информацию об услугах и высокое качество их предоставления [13].

Апробация выявленных и реализованных условий в практике позволила выделить ряд специфических особенностей стратегий развития университетов в формате социально ориентированной интеллектуальной корпорации. Так, развитие многих вузов основано на совокупности взаимосвязанных многоаспектных процессов гуманистически-ценностной ориентации профессорско-педагогического и студенческого коллективов, готовых к восприятию, осмыслению и интерпретации усвоенных знаний. Особое значение в этом процессе имеет взаимодействие и взаимообусловленность выявленных и адаптированных условий: организационно-управленческих, психолого-педагогических и социокультурных. Многие стратегии включают социально значимые аспекты. Например, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» через ме-гапроект «Университет, открытый городу» позиционирует себя как открытая культурно-образовательная площадка Санкт-Петербурга; проект «Университет третьего возраста» направлен на удовлетворение разнообразных потребностей людей третьего возраста; целью проекта «Герценовская среда» является формирование имиджа университета в федеральной и региональной социокультурной и образовательной среде. Для различных целевых аудиторий созданы проекты «Герценовский образовательный округ», «Центр психологического образования». Создано единое информационное пространство Виртуального кампуса, связывающее данные сообщества. Объединяющей основой для развития университета становится корпоративная культура вуза, сплачивающая в единую проектную команду обучающихся, преподавателей, управленцев, работодателей, представителей органов власти для эффективной реализации его миссии. Приоритетом стали сообщества выпускников и Ассоциации работодателей, сохранение и развитие университетских традиций. Московский педагогический государственный университет вошел в премьер-лигу, объединяющую 26 ведущих российских университетов, став единственным педагогическим университетом, который выступает как центр социальной активности, волонтерства,

воспитательной работы, спортивного и патриотического движения, активности в области искусства (театр, выставки), охватывающий широкий круг студентов, молодежи, школьников и дошкольников, лиц с ОВЗ, населения в целом. ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина» для развития социально значимой деятельности в городской и региональной среде реализует новые волонтерские инициативы и социальные проекты студенческой молодежи; поддерживает деятельность студенческих объединений, обеспечивающих самоуправление в культурной, гражданско-патриотической, творческой и спортивной жизни наукограда Бийска. Формирование активной гражданской позиции у обучающихся в университете, ориентированной на принципы исторической общности, патриотизма, обеспечивает условия для развития социально значимой деятельности в городской и региональной среде. Одним из основных механизмов эффективной реализации проектов является механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке, корректировке и оценке результатов деятельности. Основополагающими принципами организации системы управления реализацией программы являются: открытость и гласность при принятии управленческих решений, максимальное вовлечение коллектива университета в реализацию программных мероприятий; обеспечение методического и информационного единства программы (системы критериев для оценки результативности мероприятий, формы представления информации о мероприятиях на всех этапах, формы отчетов, процедуры мониторинга выполнения программных мероприятий и алгоритмы прогнозной оценки результатов); обеспечение адекватного представительства коллектива университета, органов государственной власти, работодателей и общественности в органах управления программой.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет (КГТУ)» разработал проект «Формирование новой идентичности представителей региональных и местных сообществ», ориентированный на восприятие жителей Костромской области как территории для комфортного проживания и эффективной самореализации. В данном случае университет выступает как институт, имеющий научный и образовательный потенциал, и как актор, инициирующий включение жителей в общественное движение по созданию стратегических проектных групп. В качестве основы деятельности экспертов, студенческих команд, социальных технологов используется методология и технология action research, ориентированная на исследование ключевых проблем разного плана сообществ и обеспечение их реализации. Данный проект предполагает ребрендинг университета и формирование нового образа вуза не только как ключевого драйвера развития региона в образовательной, научной, экономической, социокультурной сфере, но и как площадки для коммуникации сообществ, основанной на культуре доверия. Многие стратегии развития вузов включают такие аспекты, как преобладание интеллектуального капитала; предоставление академической свободы, которая дает возможность развития науки и личности; сохранение аксиологических оснований, формирующихся на традициях взаимопонимания в межпоколенных и межчеловеческих отношениях, направленность на философскую и мировоззренческую компетенции педагогов; способность образовательной организации использовать имеющиеся ресурсы всех акторов образования в целях достижения конечной цели и одновременно миссии развития вуза - качества образования.

Выводы. В процессе научно-исследовательского поиска были выявлены и адаптированы следующие условия развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации:

организационно-управленческие:

— объединение всех ресурсов с целью наращивания когнитивного капитала профессорско-преподавательского состава и образовательной организации в целом на основе идеи корпоративности;

- формирование социально-коммуникативного взаимодействия между акторами образования на основе выявления оптимального и наиболее эффективного формата совместной работы;

психолого-педагогические:

- психолого-педагогическое обеспечение профессионально-личностного роста педагога;

- психо лого-педагогическое сопровождение адаптации, личностного развития и профессионального самоопределения обучающихся;

социально-культурологические:

- реализация идей социальной ответственности, оказывающих значительное воздействие на социально-экономическое и социально культурное развитие регионов своего присутствия;

- обеспечение социально ориентированной деятельности субъектов образовательного процесса;

- социогуманитарное сопровождение и измерение процесса достижения и реализации получаемых результатов в рамках развития когнитивного капитала образовательной организации высшего образования.

Как показывает анализ стратегий развития университетов России, к основным результатам развития вуза как социально ориентированной интеллектуальной корпорации можно отнести: обеспечение высокого уровня качества подготовки выпускников; предоставление стартовых возможностей развития для каждого студента; создание высококачественных услуг в сфере цифровизации; точечную системную довузовскую подготовку абитуриентов; создание развитой научно-технической базы; непрерывное профессионально-личностное развитие педагогов, системное реагирование на изменение потребностей рынка труда; сотрудничество с работодателями; участие вузов в качестве драйверов в регионе своего присутствия. Анализ реализации выявленных нами условий развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации позволил выделить ряд специфических особенностей стратегий развития вузов. Наиболее продвинутые вузы (федеральный, опорный, региональный) обеспечивают развитие различных функций: научных, образовательных, социально ориентированных. Необходимо отметить, что многие вузы России реализуют идеи социальной ответственности, являясь драйверами и лидерами развития своих регионов, реализуя социальные и экологические программы и проекты. Социально ответственная организация высшего образования, как показал анализ стратегий развития, в своей деятельности реализует базовые ценности, подтверждающие ее позицию в области социально ориентированной деятельности: приоритет социальных, экологических и гуманитарных нормативов; развитие социальной ответственности университета и социальных партнеров; принятие на себя обязательства по отношению к работникам, государству и обществу; реализация системы социального партнерства; обеспечение открытости и прозрачности управленческой и экономической деятельности; экологические приоритеты и приоритет подлинной созидающей культуры, обеспечивающей развитие личности [3].

Можно отметить и выявленные нерешенные и внутренние барьеры: социально-экономические, управленческие, профессионально-личностные.

Перспектива развития университета как социально ориентированной интеллектуальной корпорации в современных условиях предполагает:

- определение духовно-нравственных приоритетов развития системы высшего образования; обеспечение необходимого интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава и создание необходимых условий для их профессионально-личностного роста;

- ориентация системы высшего образования на наращивание и развитие человеческого капитала, прежде всего социально ориентированного, интеллектуального и личностного;

- предоставление веера индивидуальных треков (кастомизация) в целях продвижения каждого преподавателя и студента с одного уровня на другой с учетом их личностных возможностей и потребностей;

- обеспечение социальной ориентации освоенных компетенций, под которой мы понимаем готовность и способность человека использовать в профессиональной и социально-ориентированной деятельности полученные в процессе образования знания и базовые навыки;

- удовлетворение потребностей государства и общества в высококвалифицированных специалистах, способных реализовать себя в условиях конкуренции на рынке труда, в образовательной и социокультурной среде в эпоху цифровизации;

- реализация возможностей педагога и студента посредством участия в научных разработках ученых вузов, имеющих социально ориентированную направленность и представляющих интерес для образования, государства, бизнеса, социальной сферы, социокультурной среды;

- совершенствование модели взаимодействия государства и всех акторов образования на основе учета интересов субъектов образовательной и социально-экономической деятельности;

- привлечение лучших образовательных практик на университетские площадки, обеспечение систематизации и обобщения их на теоретико-методологической основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Ж. С., Кривоносова А. Г. Сущность и модели социальной ответственности в Университетах: мировой опыт и российская практика. Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков : сб. материалов 12 междунар. науч. пракг. конф. (17-18 апреля 2015 г., Екатеринбург); ФГАОУ ВПО «УРФУ». - Екатеринбург : ООО «Изд-во УМЦ УПИ», 2015. - С. 159-175.

2. Вербицкий А. А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2019. - № 1(6). - URL: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_l_2019 (дата обращения : 25.05.2022).

3. Голубев С. В., Новикова Т. Г., Светенко Т. В. Университет как социально ответственный партнер территории (По материалам проекта «Университет и сообщество») / под общ. ред. С. В. Голубева. - М. : Фонд «Новая Евразия», 2011. - 92 с.

4. Иноземцев Владислав. Несовременная страна. Россия в мире XXI века [Электронный ресурс]. -URL : https://www.livelib.ru/author/294523/top-vladislav-inozemtsev (дата обращения: 20.05.2022).

5. Когнитивная педагогика : учеб.-метод, пособие / P. X. Еильмеева, А. Р. Камалеева, А. С. Кац и др.; под науч. ред. Е. Ю. Левиной. - Казань : Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 228 с.

6. Корпоративная социальная ответственность : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. В. Я. Еорфинкеля, Н. В. Родионовой. - М. : Юрайт, 2014. - С. 40-44.

7. Левина Е. Ю., Гильмеева P. X. Цифровизация и гуманитарные измерения: сражение или диалог? // «Развитие человека в эпоху цифровизации»: сб. науч. тр.; под ред. д.п.н., профессора Р.Х. Еильмеевой, к.п.н., доцента Л А. Шибанковой в 2-х томах. Т. 2. - Казань : Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - С. 7-10.

8. Левина Е. Ю., Гильмеева P. X., Шибанкова Л. А. Когнитивный капитал образовательных организаций: гуманитарная ориентация на развитие высшего образования // Педагогика. - 2020. - № 7. - С. 91-102.

9. Левина Е. Ю., Мухаметзянова Л. Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 3 (140). - С. 8-18.

10. Национальный проект «Наука» [Электронный ресурс]. - URL : https://strategy24.ru/rf/innovation/ projects/natsional-nyy-proyekt-nauka (дата обращения : 25.05.2022),

11. Петрова Е. В. Экология когнитивно-образовательного пространства цифровой эпохи // Развитие образования. -2019. -№ 3 (5). - С. 28-32.

12. Потенциал когнитивной педагогики в эпоху цифровизации: сб. науч. тр. / P. X. Еильмеева, А. Р. Камалеева, А. С. Кац и др.; под науч. ред. Е. Ю. Левиной, Л. Ю. Мухаметзяновой. - Казань : Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. - 112 с.

13. Строгецкая Е.В. Организационное развитие вузов как фактор социальных трансформаций региона // Власть. - 2013. - № 3. - С. 72-75.

14. Трубина Г. Ф., Зеер Э. Ф., Мащенко М. В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. - 2017. - № 6. - С. 6-9.

Статья поступила в редакцию 31.05.2022

REFERENCES

1. Belyaeva Zh. S., Krivonosova A. G. Sushchnost' i modeli social'noj otvetstvennosti v Universitetah: mi-rovoj opyt i rossijskaya praktika. Ustojchivoe razvitie rossijskih regionov: ekonomicheskaya politika v usloviyah vneshnih i vnutrennih shokov : sb. materialov 12 mezhdunar. nauch. prakt. konf. (17-18 aprelya 2015 g., Ekaterinburg); FGAOU VPO «URFU». - Ekaterinburg : ООО «Izd-vo UMC UPI», 2015. - S. 159-175.

2. Verbickij A. A. Cifrovoe obuchenie: problemy, riski i perspektivy [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj nauchno-publicisticheskij zhurnal "Homo Cyberus". -2019. -№ 1(6). - URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_l_2019 (dataobrashcheniya: 25.05.2022).

3. Golubev С. В., Novikova T. G., Svetenko Т. B. Universitet kak social'no otvetstvennyj partner territorii (Po materialam proekta «Universitet i soobshchestvo») / pod obshch. red. S. V. Golubeva. - M. : Fond «Novaya Evrazi-ya», 2011. -92 s.

4. Inozemcev Vladislav. Nesovremennaya strana. Rossiya v mire XXI veka [Elektronnyj resurs], - URL : https://www.livelib.ru/author/294523/top-vladislav-inozemtsev (data obrashcheniya: 20.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kognitivnaya pedagogika : ucheb.-metod. posobie / R. H. Gil'meeva, A. R. Kamaleeva, A. S. Kac i dr.; pod nauch. red. E. Yu. Levinoj. - Kazan' : Institut pedagogiki, psihologii i social'nyh problem, 2020. - 228 s.

6. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' : uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / pod obshch. red. V. Ya. Gorfinkelya, N. V. Rodionovoj. - M. : Yurajt, 2014. - S. 40^4.

7. Levina E. Yu., Gil'meeva R. H. Cifrovizaciya i gumanitarnye izmereniya: srazhenie ili dialog? // «Razvitie cheloveka v epohu cifrovizacii»: sb. nauch. tr.; pod red. d.p.n., professora R.H. Gil'meevoj, k.p.n., docenta L A. Shi-bankovoj v 2-h tomah. T. 2. - Kazan' : Institut pedagogiki, psihologii i social'nyh problem, 2020. - S. 7-10.

8. Levina E. Yu., Gil'meeva R. H., Shibankova L. A. Kognitivnyj kapital obrazovatel'nyh organizacij: gumanitarnaya orientaciya na razvitie vysshego obrazovaniya // Pedagogika. - 2020. - № 7. - S. 91-102.

9. Levina E. Yu., Muhametzyanova L. Yu. Razvitie Cheloveka znaniya v rakurse kognitivnoj paradigmy // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. -2020. - № 3 (140). - S. 8-18.

10. Nacional'nyj proekt «Nauka» [Elektronnyj resurs], - URL : https://strategy24.ru/ri7innovation/projects/natsional-nyy-proyekt-nauka (data obrashcheniya : 25.05.2022).

11. Petrova E. V. Ekologiya kognitivno-obrazovatel'nogo prostranstva cifrovoj epohi // Razvitie obrazovaniya. - 2019. - № 3 (5). - S. 28-32.

12. Potencial kognitivnoj pedagogiki v epohu cifrovizacii: sb. nauch. tr. / R. H. Gil'meeva, A. R. Kamaleeva, A. S. Kac i dr.; pod nauch. red. E. Yu. Levinoj, L. Yu. Muhametzyanovoj. - Kazan' : Institut pedagogiki, psihologii i social'nyh problem, 2020. -112 s.

13. Strogeckaya E.V. Organizacionnoe razvitie vuzov kak faktor social'nyh transformacij regiona // Vlast'. -2013.-№3.-S. 72-75.

14. Trubina G. F., Zeer E. F., Mashchenko M. V. Social'no-orientirovannyj podhod v obrazovanii kak uslovie uspeshnoj socializacii uchashchegosya // Obrazovanie i nauka. - 2017. - № 6. - S. 6-9.

The article was contributed on May 31, 2022 Сведения об авторе

Гилъмеева Римма Хамидовна — доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Лаборатории «Когнитивной педагогики и цифровизации образования» Института педагогики, психологии и социальных проблем, г. Казань, Россия, https://orcid.org/0000-0002-7180-6314, rimma.prof@mail.ru

Author Information

Gilmeeva, Rimma Khamidovna - Doctor of Pedagogics, Professor, Leading Researcher at the Laboratory of Cognitive Pedagogy and Digitalization of Education, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems, Kazan, Russia, https://orcid.org/0000-0002-7180-6314, rimma.prof@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.