Научная статья на тему 'Домашнее задание по географии в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта'

Домашнее задание по географии в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3016
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Домашнее задание по географии в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта»

ТЕХНОЛОГИИ ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

TECHNOLOGY OF ♦ ENVIRONMENTAL AND GEOGRAPHICAL EDUCATION

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

С.Л. Бакланова

Алтайский государственно-педагогический университет им. В.М. Шукшина, Бийск

E-mail: sweta.ars@yandex.ru.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д. И. Писарев.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), где наряду с предметными результатами образовательной деятельности все большее значение приобретают так называемые мета-предметные результаты, овладение универсальными приемами учебной деятельности позволит обучающему быть успешным в любой предметной области. В таком случае именно домашнее задание, в процессе выполнения которого учащиеся сталкиваются с использованием разнообразных источников для переработки и оценки информации, структурирования полученной информации, выбора рационального планирования работы, осуществления контроля за собственными действиями, становится реальным инструментом формирования УУД [1].

Внедряя новые педагогические технологии в системе образования, направленные на реализацию личностно-ориентированного похода, школьные учителя, методисты оставляют без внимания такую важную часть процесса обучения, как домашние задания. Обновляются технологии, программы, учебники, а подход к домашней работе учащихся остается неизменным, хотя

существуют реальные предпосылки к тому, чтобы пересмотреть эту часть процесса обучения, пристально взглянуть на нее с трех точек зрения: учитель, родитель, ученик [2].

Домашняя учебная работа - это организация внеаудиторных занятий школьников по выполнению заданий, полученных от учителя или собственному выбору во внеурочное время [2, с. 11]. Важным отличием домашней работы в связи с введением ФГОС является то, что она выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к завершению того, что не успели в классе. И целью домашней работы является развитие навыков самообразования: самореализации личности ученика, его самоопределения. Она предполагает непосредственную связь с другими видами образовательной деятельности: внеурочные занятия, дополнительное образование, творчество.

Цель определяет задачи домашнего задания:

- овладение способами учебной деятельности, обучение нестандартным способам решения проблем;

- формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности;

- формирование информационной культуры;

- развитие рефлексивных умений через различные виды деятельности.

Кроме этого, необходимо отметить, что часто учитель не показываем ученику самого важного, с какой целью выполняется задание. С первых уроков надо стремиться индивидуализировать домашнее задание в соответствии со способностями и возможностями каждого ученика. Чтобы удовлетворить этим требованиям, его надо составлять из двух частей: для всех учащихся и для индивидуального выполнения, или задания творческого характера.

Традиционно домашнее задание направлено на закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Чаще всего они нацелены на достижение предметных результатов учащихся, на приобретение, закрепление и формирование знаний, умений и навыков. Но важное назначение имеет домашнее задание, которое связано с развитием определенных качеств личности. Личные качества, не пробуждаемые в деятельности, т.е. оказавшиеся невостребованными, остаются неразвитыми. Иногда одаренный ученик терпит поражение в жизни, т.к. знания есть, но ему не хватает силы воли и самодисциплины, необходимых для самостоятельной деятельности. На уроке развитие этих качеств может быть намечено, но не реализовано полностью из-за ограниченности во времени. Здесь кроется одна из причин того, почему даже самый лучший урок не позволяет отказываться от домашнего задания.

Методика организации выполнения домашней работы - одно из слабых звеньев в деятельности школы. Однообразие повлечет за собой односторонность развития личности. Анализ работы учителя при постановке домашнего задания позволяет сделать следующие выводы:

97 % учителей задают его на каждом или почти на каждом уроке, что вдвое выше среднего значения в мире (43 %); содержание домашней работы не выходит за рамки учебника, причем задания для учеников в 5, 9 и 11 классах не имеют существенной разницы.

По содержанию домашнее задание в начале учебного года и в конце - одного уровня сложности, и чаще всего для всех учащихся одинаковое. А самое главное, что задания по разным предметам не согласовываются. Учителю необходимо помнить, что домашнее задание является неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения. Объем домашнего задания должен составлять: 5-6 классы - до 2,5 час.; 7-8 классы - до 3 час.; 9-11 классы - до 4 час. по всем предметам! [3]. Если сосчитать время, которое по нормам санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса составляет домашняя учебная работа за 11 лет школьной жизни, то получается более пяти тысяч часов, то есть 4,5 учебных года (по 6 уроков в день при шестидневной учебной неделе) [2, с. 6]. Основные виды домашнего задания можно сгруппировать по дидактической цели (табл. 1).

Домашнее задание выполняет различные функции:

- выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему;

- стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме; в этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние задания;

- развитие самостоятельности ученика, его ответственности за выполняемое учебное задание.

Таблица 1

Виды домашнего задания по дидактической цели

Цели домашнего задания Содержание домашнего задания

1. Овладение системой знаний по предмету 2. Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач 3. Контроль знаний отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по предмету, обобщение и систематизация материала, подбор материала по теме, чтение и заучивание и пр. выполнение упражнений, заданий, решение задач, примеров, выполнение практических и лабораторных работ, подготовка сообщений, рефератов и др.; подготовка ответов на вопросы, подготовка вопросов по теме, составление и выполнение тестов, выполнение контрольных домашних работ и пр.

Содержание домашнего задания направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, без присутствия учителя советоваться с самим собой, взвешивать все «за» и «против», решать проблемные задания, делать самостоятельный вывод.

Все виды домашних заданий можно распределить по уровням:

- первый уровень - обязательный минимум; главное свойство этого задания - оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого педагог берется;

- второй уровень - тренировочный; его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу; по усмотрению учителя они могут освобождаться от задания первого вида;

- третий уровень - творческое задание; оно используется учителем или нет в зависимости от темы урока, подготовленности класса; обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Необходимо учитывать индивидуальные склонности, способности, сильные стороны каждого ученика. На уроке, который протекает для всех одинаково, создаются основные предпосылки для развития индивидуальности. Поэтому уместным будет дифференцированное домашнее задание. Для школь-

ников, которые овладели навыками выполнения определенных заданий, повторное выполнение подобных - требование заниженное. Их можно освободить от обязательного домашнего задания и посоветовать выполнить творческое задание.

Именно домашнее задание позволяет успешней использовать индивидуальные особенности, склонности учащихся. Принимать во внимание успехи слабоуспевающих и малоактивных учащихся, использовать их интересы, развивать знания и способности с помощью целенаправленных домашних заданий. Например, изготовление наглядных пособий, подготовка доклада с защитой перед коллективом, оказание помощи слабоуспевающим, выполнение группового задания. Организуя учебную деятельность учащихся, учитель исходит из задачи оптимально развить их личностные качества, учитывать единство обучения и воспитания, связи школы с жизнью. Это обусловливает методику домашнего задания. Не следует задавать на дом то, что достигнуто на уроке. От мотивации школьников, ориентирующей их на самостоятельное регулярное выполнение домашнего задания, зависит педагогическое воздействие таких заданий. При этом встает вопрос, на какие потребности, привычки, склонности, интересы учеников учитель должен обратить внимание (табл. 2).

Таблица 2

Содержание домашнего задания

Содержание домашнего задания Вид и цель проверки домашнего задания на уроке

1. Составление схемы по тексту 2. На основе текста выделение ключевых фраз; расположение их в логической последовательности 3. Составление списка терминов (ключевых слов) 4. Составление карточек с тестом, в котором есть пропуски терминов 5. Составление рассказа-описания к иллюстрации по плану 6. Разработка подробного плана, фиксирование в тетрадь 7. Отображение текста в виде ЛОК (каждая группа/ряд разрабатывает к определенному блоку) 8. Разработка «Визитной карточки» или интеллект-карты 9. Составление синквейна (или акростих) к тексту параграфа 10. Составление эссе по тексту работа в парах - обмен схемами, составление рассказа по схеме (коммуникативные и познавательные умения) взаимопроверка (познавательные и регулятивные) устный ответ - перечисление существенных признаков (коммуникативные и познавательные умения) работа в группах - заполнение пропусков в тексте (коммуникативные и познавательные умения) индивидуальный опрос-озвучивание рассказа (коммуникативные и познавательные умения) индивидуальный опрос, проговаривание ключевых слов к каждому блоку (познавательные и регулятивные) объяснение по ЛОКу (познавательные и регулятивные) работа в парах, анализ ителлект-карты (коммуникативные и познавательные умения) взаимопроверка (познавательные и регулятивные) работа в группах - оценка составленного эссе (коммуникативные и познавательные умения)

Возникает и ситуация нравственного испытания. Приходится преодолевать внутренние конфликты, например, вместо футбола выполнять задание. Процесс преодоления закаляет волю, укрепляет характер. И каждому школьнику нужны такие задания, время для выполнения которых не ограничено, такие, которые предполагают поиск, пробы, эксперимент, развивающие творческие способности ученика, его потребность в самообразовании. Итак, домашнее задание - неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку. Планируемое воздействие домашнего задания оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Каждое домашнее задание должно быть своевременно проверено, иначе оно не имеет смысла.

С точки зрения воспитания особенно полезны такие домашние задания, выполнить которые учащиеся берутся добровольно, принимая тем самым на себя определенные обязанности. Необходимо использовать виды домашнего

задания для формирования метапред-метных результатов. Можно предложить следующие варианты домашних заданий:

- составить схему-кластер, таблицу, логический опорный конспект;

- составить кроссворд, сканворд, ребус по теме урока;

- написать сказку, где персонажи -географические объекты;

- написать стихотворение, рассказ увлекательной истории, киносценария научно-популярного фильма;

- подготовить сообщение по теме с презентацией;

- провести опыт, домашний эксперимент, наблюдение;

- разработать модель наглядного пособия;

- составить интеллект-карту;

- зашифровать материал так, чтобы было как можно меньше слов, но по этим словам можно передать суть параграфа;

- подготовить презентацию;

- начертить карту (например, карты путешествий на открытый остров);

- сформулировать задачи на составление вопросов по рисунку, профилю, картосхеме;

- придумать образ (рисуночный, двигательный или музыкальный) для географического объекта;

- изобразить рисунок или аппликацию к отдельным темам курса;

- создать информационный проектов (например, о путешественниках, ученых-географах).

Такие проекты могут быть оформлены на отдельных листах, чтобы затем образовать монтаж или выставку, журнал. Они вызывают живой интерес у школьников. Ч. Дарвин писал: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования».

На современном этапе большую помощь оказывают школьные учебники. Их методический аппарат включает различные варианты для выполнения домашнего задания, например, в учебнике География за 5 класс (автор

A.А. Летягина) предлагается подготовить презентацию (с. 18), составить рассказ по плану (с. 27), кроссворд (с. 45), подготовить карточки с географическими названия (с. 62), разработать туристический маршрут (с.115), составить фотоколлаж (с. 129) и т.д. [4]. Задания в учебнике для 8 класса (авторы

B.Б. Пятунин и Е.А. Таможняя) составлены уже в соответствии с возрастными особенностями школьников. Например: «подготовьте сообщение об одной из экспедиций» (зад. 3, с. 67), «приведите собственные примеры» (зад. 2, с. 72), «сформулируйте общие правила для решения географической задачи» (зад. 5, с. 41), «обоснуйте собственную точку зрения» (зад. 4, с. 159), т.е. выполняя домашнюю работу, учащимся предлагаются не только задания, которые начинаются с вопросительных слов «что», «где», «когда», а направлены на организацию познавательной деятель-

ности: «объясните», «охарактеризуйте», «подумайте», «сравните» [5]. Учителю важно провести грамотно инструктаж, чтобы задание способствовало развитию любознательности, интереса к учебе и творческих способностей, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся. Оценивание домашнего задания в контексте ФГОС дано в таблице 3.

Основные правила при постановке домашнего задания:

- необходимо на уроке отводить специальное время;

- давать задания следует при полном внимании всего класса;

- домашнее задание должно быть понято и доступно всем без исключения;

- необходимо проведение инструктажа по выполнению домашнего задания (учащиеся должны знать не только, что делать, но и как это делать);

- необходимо выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

Чтобы не перегружать учащихся домашним заданием, целесообразно задавать по принципу «минимакса» - обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность. Именно эти условия будут способствовать тому, что домашнее задание будет вызывать у школьников удивление вначале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при подведении результатов и тем самым пробуждать интерес к образовательной деятельности. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментом формирования их познавательной деятельности. Хотелось обратить внимание на слова известного психолога Д.Б. Эльконина, который так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Таблица 3

Оценивание домашнего задания в контексте ФГОС

Цели домашнего задания

Содержание домашнего задания

Примеры

1. Владение способами учебной деятельности (коммуникативные)

2. Формирование информационной культуры (познавательные)

Развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности (регулятивные)

обучение нестандартным способам решения проблем, формирование интереса к процессу учебной деятельности и ее результату

овладение информацией, работа с учебным текстом внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить план-схему или разработать алгоритм выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях; рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; создание педагогических программных средств по информатике и другим школьным предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации, Web-сайты и т.д.); написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме; задания на основе материалов масс-медиа; разработка материалов для школьной печати (в том числе, например, создание и поддержка электронной газеты); создание материалов для кабинета (фотоколлаж, стенд, наглядные пособия и т.д.)_

разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов и их комментирование; разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.; подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля;

карточки для слабых учащихся:

- с пропусками, которые нужно заполнить;

- с ошибками, которые нужно исправить;

- с неоконченными решениями представьте себе, что содержание заданного параграфа - военная тайна и надо зашифровать материал так, чтобы было как можно меньше слов, но чтобы по этим словам вы могли передать суть параграфа; такая шифровка будет схемой материала; можно иногда разрешать отвечать по такой схеме-шпаргалке

учитель предлагает школьникам выполнить домашнее задание по их собственному выбору и пониманию; это и творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (обучающие программы, проекты, рефераты, другие творческие работы), что способствует развитию у учащихся потребности в самостоятельной работе, в самовыражении

Домашние задания играют огромную роль в развитии метапредметных

умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что про-

цесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок. Ученики должны рассматривать домашнюю работу как необходимое условие для своего успешного обучения в школе. Таким образом, система до-

Список литературы

1. Бакланова, С.Л. Методическая подготовка учителя к реализации ФГОС // Развитие личности в образовательном пространстве: Тр. 12-й Всерос. науч.-практ. конф. -Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. - С. 67-70.

2. Гачин А.Н. Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования // Концепт. -2014. - № 12 (декабрь) [Электронный ресурс]. - URL: http//e-koncept.ru.

3. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учеб. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 160 с.

4. Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География России: Природа. Население. 8 класс: учеб. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 320 с.

5. Рогозина Т.В. Проектирование системы домашних заданий в современной школе: учеб.-метод. пособие. - СПб: ЛОИРО, 2011. - 97 с.

машних заданий в современном образовательном процессе выступает как личный образовательный ресурс школьника, использование которого должно отражать потребности и возможности школы, ученика и его семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.