Научная статья на тему 'ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В СВЕТЕ БИБЛЕЙСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ'

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В СВЕТЕ БИБЛЕЙСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
474
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
грех / преступление / насилие / семейные ценности / заповеди / Бог / Церковь / sin / crime / violence / family values / commandments / God / Church

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Анатольевич Кочин, Валентин Станиславович Харламов

В статье представлены различные религиозные теории о происхождении семьи. Отражено отличие современной семьи от семьи библейской. Раскрыта суть антикриминальной направленности Библии. Дано библейское представление о сущности преступления. Обоснована разница между грехом и преступлением. Раскрыты в трактовке «Священной книги» христианские способы воздействия на виновных, совершивших внутрисемейные преступления. Отражены взгляды современных теологов и криминологов на криминал в глобальном социально-историческом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic violence in the light of biblical views

The article presents various religious theories about the origin of the family. The difference between the modern family and the biblical family is reflected. The essence of the anti-criminal orientation of the Bible is revealed. The biblical idea of the essence of the crime is given. The difference between sin and crime is justified. Revealed in the interpretation of the «Holy Book» Christian ways of influencing the perpetrators of crimes within the family. The views of modern theologians and criminologists on crime in the global socio-historical process are reflected.

Текст научной работы на тему «ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В СВЕТЕ БИБЛЕЙСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ»

УДК 343.85 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-8-95-100

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ В СВЕТЕ БИБЛЕЙСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ

Андрей Анатольевич КОЧИН, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России [email protected]

Я последние годы все большее внимание и беспокойство общественности и правоох-- -хранительны органов вызывает преступное поведение в семье. Повышенная общественная опасность криминального внутрисемейного насилия состоит в том, что оно посягает не только на личную безопасность человека, но и разрушает нормы семейной жизни, уничтожает семью как социальный институт. Физическое, психологическое, экономическое, моральное, сексуальное насилие не исчерпывает всей полноты криминологической характеристики преступного насилия в семье. Иногда внутрисемейное насилие осуществляется в виде грубого принуждения, лишения пищи, отказа беспомощным в необходимом, оскорблений, унижений. Известны случаи, когда родители и другие старшие члены семьи принуждали детей заниматься

Валентин Станиславович ХАРЛАМОВ, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России

[email protected]

проституцией, попрошайничать, заниматься иной противоправной деятельностью.

В настоящее время основными религиями современной России являются ислам, буддизм и христианство.

Христианство (от греч. Хрюто^ — «помам-занник», «мессимя») — основанная на Библии крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых насчитывается около 2,4 млрд, так и по географической распространенности: почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община [8]. Христианство в России представлено, главным образом, православием, католицизмом и протестантизмом.

Данные всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ 26 июля 2019 г., свидетельствуют о доминировании православия в конфессиональ-

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье представлены различные религиозные теории о происхождении семьи. Отражено отличие современной семьи от семьи библейской. Раскрыта суть антикриминальной направленности Библии. Дано библейское представление о сущности преступления. Обоснована разница между грехом и преступлением. Раскрыты в трактовке «Священной книги» христианские способы воздействия на виновных, совершивших внутрисемейные преступления. Отражены взгляды современных теологов и криминологов на криминал в глобальном социально-историческом процессе.

Ключевые слова: грех, преступление, насилие, семейные ценности, заповеди, Бог, Церковь.

Annotation. The article presents various religious theories about the origin of the family. The difference between the modern family and the biblical family is reflected. The essence of the anti-criminal orientation of the Bible is revealed. The biblical idea of the essence of the crime is given. The difference between sin and crime is justified. Revealed in the interpretation of the «Holy Book» Christian ways of influencing the perpetrators of crimes within the family. The views of modern theologians and criminologists on crime in the global socio-historical process are reflected.

Keywords: sin, crime, violence, family values, commandments, God, Church.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

ной структуре россиян (63%), приверженцами ислама назвали себя 5% граждан России, по 1% — причислили себя к сторонникам протестантизма и католицизма [9].

Предыдущий опрос ВЦИОМ в марте 2010 г. показал аналогичное религиозное ранжирование, в котором население страны причисляет себя к следующим конфессиям: православие — 75%; ислам — 5%; католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1%; другие конфессии — около 1%; неверующие — 8% [7].

Религиозные теории христиан и мусульман представляют происхождение семьи как творение Всевышнего.

Ученые и практические работники отмечают положительное воздействие на предупреждение насилия в семье христианской морали и, прежде всего библейских заповедей. В чем заключается профилактическая специфика Библии?

Библия (от греч. biblia, буквально — книги) — сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений VIII в. до нашей эры по II в. нашей эры [6, с. 137]. Библия включает написанный более трех тысяч лет назад Ветхий завет и Новый завет, увидевший свет две тысячи лет назад. В настоящее время Библия признана главной священной книгой христиан. В ней отражены «вечные» проблемы человеческого бытия.

Рассматриваемая книга повествует о сотворении мира и человека, о возникновении зла и борьбе между добром и злом на земле. С гуманистических позиций представлен спаситель человечества Иисус Христос, затронуты проблемы будущего мирового сообщества. Эти сведения доступны для всех поколений людей. Через призму преданий, притч, откровений, посланий в Библии сфокусирована система человеческих ценностей, представлена культура повседневной жизни христиан, раскрыто отношение к окружающему миру.

Библейские корни пронизывают многие современные религиозные ритуалы (крещение, покаяние, причащение), обряды (молитва, посты, венчание), праздники (Рождество Христово, Пасха, Благовещение). «Священная книга» является духовной основой жизни христиан. Будучи одной из самых древних книг на земле, Библия является и самой распространенной книгой: она полностью или частично переведена на 2167 языков (на 355 языках имеется полный перевод Библии, на 850 — перевод Нового Завета).

Библия признает божественное происхождение человека и семьи. Основываясь на Библии,

богословы и апологеты разработали вероучение «Закон Божий», разъясняющее и трансформирующее библейское мировоззрение на окружающую действительность. В соответствии с библейскими представлениями после сотворения первого человека «сказал Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» [1, с. 6]. И тогда создал Бог женщину и привел ее к Адаму. С этого момента образуется первая семья, для которой «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одна плоть» [1, Бытие. 2: 24. С. 7].

Устанавливаются основные и неизменные до сих пор религиозные каноны семьи и брака. На протяжении всего повествования библейская семья выступает основным структурным элементом древнего общества, важнейшим из всех человеческих сообществ. Два человека — муж и жена становятся одной плотью.

Беспорядочность отношений и порочные связи между полами не приветствуются и подвержены хуле. Те из сородичей, кто поддался искушению и согрешил, были изгнаны из рая, а их потомки, отдаляясь от Бога, погрузились в безнравственность и распутство. Но у людей всегда остается право выбора, право возвращения в лоно Церкви и искупления греха. Такой порядок супружеских отношений определялся уже потому, что создан человек был по высшему идеалу — по образу и подобию Божиему, а жить должен был по его заповедям.

Богословская теория, основанная на Коране — «Священном писании» мусульман, оставляет за Всевышним процесс сотворения земной жизни, человека, семьи. В Коране отмечено: «Аллаху одному принадлежит власть над небесами и землей. Он их сотворил, ими управляет и распоряжается. Он творит, что желает, и наделяет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает, — мужского пола» [4, Сура 42. Совет, аят 48 (49). С. 399].

В отличие от Библии в Коране нигде не утверждается, что Адам и Ева были созданы первыми. Коран повествует, что человечество было создано из одной души, и из нее Аллах сотворил пару, а от них распространил много мужчин и женщин [4, Сура 4. Женщины, аят 1 (1). С. 81].

«Священное писание» мусульман рассматривает институт брака в качестве великого блага, в котором процветают верность, преданность, уважение, любовь в отношениях родных и близких людей. Ваши жены, отмечается в Коране, «...оде-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

яние для вас, а вы — одеяние для них» [4, Сура 2. Корова, аят 183 (187). С. 46—47].

Буддизм — единственная высокоразвитая мировая религия, последовательно проводящая мысль о вечности семьи и мироздания, в котором происходит периодическое перевоплощение человека. Буддистское понимание семьи твердо опирается на нерушимость брачного и семейного союзов, где самое главное — это любовь, единство, гармония, труд и жертва во имя ближнего [3, с. 44, 141].

Таким образом, религиозная теория происхождения семьи утверждает, что человеку семья дана с самого начала сотворения мироздания и супружеские отношения формировались как образец нравственного поведения.

В соответствии с секулярной (светской) доктриной христианства Бог является первоначальной и предшествующей миру сущностью, вездесущей, всемогущей и всезнающей, создателем всего материального и нематериального, в частности, всех живых существ и мира (Вселенной).

Бог — фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры [6, с. 148].

В то же время согласно канонам Библии Бог — вечно царствующий творец Вселенной, которому требуется подчиняться (Втор1. 32:40; 1 Кор2. 15:25). Будучи Всевышним, он объединяет в себе три личности: Отец, Сын и Святой Дух (Ис3 64:8; Гал4 1:1-3; Деян5 5:3,4). Указанная совокупность Отца, Сына и Святого Духа выражается мифической Святой Троицей (хотя в Библии такого термина не встречается), составляя основную и существенную, отличительную черту христианской веры.

В Библии личность Сына Бога представлена в виде Иисуса Христа (Евр6 1:1-2). Он является духовным наставником (Рим7 1:8-11), воскрешает из мертвых (Рим 1:4), наделен полномочием Бога прощать людей за преступления и грехи (Ис 43:25).

В секулярном (светском) понимании Иисус Христос — богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы — как бог-сын (второе лицо Святой Троицы) [5, с. 234]. Проявляет себя Сын Божий как Спаситель мира или Мессия, обещанный в различных пророчествах Ветхого Завета.

Библия повествует о различных семьях, занявших особое место в истории человеческого рода. В фокусе внимания первоначально появ-

ляется семья Адама и Евы, затем сообщается о семействе Ноя. Особое место в Ветхом Завете уделяется семьям четырех поколений патриархов: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Представлена также история царя Давида и его семейства. Все коллизии с указанными семействами играют превентивную роль в свете проблем криминологии семейных отношений.

На протяжении всего повествования библейская семья выступала основным структурным элементом древнего общества, важнейшим из всех человеческих сообществ. Через семью утверждались и закреплялись все социально значимые для индивида связи, соединявшие его с обществом как целым. Библейская семья носила патриархальный характер и существенно отличалась от семьи современной. Семейные отношения распространялись не только на родителей с детьми и родственников, но и всех, кто проживал под одним кровом и пользовался покровительством главы дома: слуг, наложниц, а также всех тех, кто прижился в доме на какое-то время.

В Библии рассмотрено преступное поведение домочадцев в различных жизненных ситуациях, раскрыты способы воздействия на виновных, совершивших внутрисемейные преступления.

Следует отметить, что библейское представление о сущности преступления значительно отличается от ее секулярного понимания. В соответствии с действующим уголовным законодательством (ст. 14 УК РФ) преступление — виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Запрещение деяния в законе — стереотип многих секулярных научных воззрений на преступное посягательство. Уголовно-правовые концепции базируются на данном стереотипе.

В Ветхом и Новом Заветах сущность преступления определяется как разновидность греха. По трактовке «Священной книги», грехом является все то, что не соответствует Божьему стандарту совершенства. Греховность распространяется на поведение человека в процессе его жизнедеятельности, включая семейную сферу. Библия относит к греху следующие деяния:

1. Нарушение Божьего закона или беззаконие (1 Иоан8 3:4).

2. Непокорность или возмущение против Бога (Иез9 2:3). В том числе непокорность детей родителям (2 Тим10 3:2; Втор 21:18-21).

3. Всякая неправда (1 Иоан 5:17).

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

4. Моральная нечистота или блуд (2 Цар11 12:9,13).

5. Отсутствие веры есть грех (Рим 14:23).

6. Нерадение о делании добра есть грех (Иак12 4:17).

7. Нечистые помышления так же греховны, как и нечистые дела (Матф13 5:28).

Разница между грехом и преступлением в трактовке «Священной книги» заключается в том, что грех может быть случаен. Но преступление — это всегда осознанное действие, которым преднамеренно нарушается Божий закон. Библия повествует о совершении преступлений различных категорий. В сфере семейных отношений отражены такие преступные насильственные деяния, как убийство, изнасилование, продажа в рабство родственника.

Современные теологи и криминологи сходятся в том, что преступление — необходимый атрибут глобального социально-исторического процесса. В теологической литературе этот тезис представлен в виде вечной греховности индивидуума, в криминологической науке — в форме необходимого воспроизводства преступлений.

Определенное значение несет в себе библейское описание преступника: «Человек лукавый, человек нечестивый, ходит со лживыми устами. Коварство в сердце его, он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную. Сердце, кующее злые помыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству. Лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями» (Прит14 6:12-19).

Преступление в библейском значении — это всегда нарушение божественной воли, влекущее за собой вину перед Богом и людьми. Так, за проклятия в отношении родителей библейские нормы предусматривают кару в виде смерти для виновного: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход 21:17). Подобное наказание не считалось чрезмерно жестоким. Согласно древнему обычаю дети были собственностью родителей. Взрослые члены семьи обладали возможностью убить своих отпрысков, продать в рабство или наказать иным образом.

Бог говорит, что наказание за грех — смерть: «Возмездие за грех — смерть» (Рим 6:23). Это означает как духовную, так и физическую смерть. Это возмездие обязательно должно постигнуть человека. Бог должен наказать грех.

Наступление духовной и физической смерти может наступать не одновременно. Пока человек живет во грехе, он является мертвым в духовном отношении, и однажды его ожидает физическая смерть. Если к моменту смерти он все еще пребывает во своих грехах, то входит в вечную смерть. В Откровении святого Иоанна Богослова (20:14) это называется второй смертью. Однако когда виновный исповедуется за эти грехи, то Бог, будучи верен и праведен, иногда прощает его за грехи и очищает от всякой неправды (1 Иоан 1:9).

Библия предписывает рассматривать грех как тяжкое, неблагодарное бремя, от которого человек должен стремиться освободить себя. Для этого ему следует обратить собственный гнев не на себя, а на грех. Людям духовно слабым может помочь энергетика веры, подключение божественной силы при уповании на Духа Святого, надежда на благодать Божью. Христианский мир знает множество свидетельств, когда грешники, начиная с евангельской Марии Магдалины (Лк15 8:2), вплоть до современных пьяниц, наркоманов, проституток, рецидивистов, неузнаваемо изменялись, полностью освобождаясь от своих греховных пристрастий [1, с. 167].

Чтобы избежать разрушительного воздействия криминального поведения домочадцев на семейные структуры, Библия включила Декалог (или десять Моисеевых заповедей). Первые пять заповедей человеку являются заповедями по отношению к Богу, последние пять заповедей человеку являются заповедями по отношению к человеку: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои.» (Втор. 5:16); «Не убивай» (Втор. 5:17); «Не прелюбодействуй» (Втор 5:18); «Не кради» (Втор. 5:19); «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Втор. 5:20); «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5:21).

Особое внимание библейские каноны уделяют укреплению положения в семье отца — до-мовладыки и матери — хозяйки дома. Послание апостола Павла к Ефесянам (6:2) наставляет чтить отца и мать: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием». Третья книга Моисеева (Левит 19:3) предупреждает о необходимости испытывать боязнь перед родителями: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего».

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

В Библии закреплен важнейший принцип «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф16 22:39) и отражены четыре разновидности

любви17:

1) любовь к Богу (1 Иоан 4:8; Мк18 12:29-31);

2) дружеская любовь (Ин19 11:3);

3) любовь родственников друг к другу (Рим 12:10);

4) романтическая любовь между мужчиной и женщиной (Притч 5:15-20).

Существенное значение имеют нижеприведенные библейские положения для выстраивания семейных отношений.

■ «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол20 3:18-21).

■ «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф21 5:22-33).

■ «Муж оказывай жене должное благорасположение, подобно и жена мужу» (1 Кор22 7:3).

В целом в «Священной книге» сформулирован библейский кодекс семейных отношений, являющийся лейтмотивом жизни христиан.

Подводя итог изложенному, следует констатировать, что без системного интегрального религиозного, криминологического и, в целом, научно-практического подхода невозможно обеспечить эффективную профилактику внутрисемейных преступлений. Библия содержит многочисленные запреты общественно опасного поведения, что в ряде случаев способствует воспитанию законопослушных христиан и иных граждан. Во избежание разрушения семейных отношений «Священная книга» ориентирует на библейские концепции предупреждения внутрисемейных преступлений в форме заповедей, посланий, откровений. Игнорировать духовный опыт и семейные ценности, которые представлены в Ветхом и Новом Завете, деятели науки и культуры, криминологи, а также сотрудники правоохранительных органов не вправе.

Библейские каноны, пропагандирующие стремление к законопослушному поведению и состраданию, предписывающие познание добра и достижение победы над злом, проявление покорности к родителям, неконфликтное разрешение проблем, прощение ближнего за его прегре-

шения, несут значительный криминологический потенциал.

1 Втор. — сокращенное обозначение раздела Библии «Второзаконие»

2 1 Кор. — сокращенное обозначение раздела Библии «Первое послание к Коринфянам»

3 Ис — сокращенное обозначение раздела Библии «Книга пророка Исаии»

4 Гал - сокращенное обозначение раздела Библии Послание к Галатам.

5 Деян — сокращенное обозначение раздела Библии «Деяния святых апостолов»

6 Евр — сокращенное обозначение раздела Библии «Послание к Евреям»

7 Рим — сокращенное обозначение раздела Библии «Послание к Римлянам»

8 1 Иоан — сокращенное обозначение раздела Библии «Первое послание Иоанна»

9 Иез — сокращенное обозначение раздела Библии «Книга пророка Иезекииля»

10 2 Тим — сокращенное обозначение раздела Библии «Второе послание к Тимофею»

11 2 Цар — сокращенное обозначение раздела Библии «Вторая книга Царств»

12 Иак — сокращенное обозначение раздела Библии «Послание Иакова»

13 Матф — сокращенное обозначение раздела Библии «От Матфея святое благовествование»

14 Прит — сокращенное обозначение раздела Библии «Притчи Соломона»

15 Лк — сокращенное обозначение раздела Библии «От Луки святое благовествование»

16 Мф — сокращенное обозначение раздела Библии «От Матфея святое благовествование»

17 Секрет семейного счастья. Бруклин — Нью-Йорк, 1996. С. 27—28.

18 Мк — сокращенное обозначение раздела Библии «От Марка святое благовествование»

19 Ин — сокращенное обозначение раздела Библии «От Иоанна святое благовествование»

20 Кол — сокращенное обозначение раздела Библии «Послание к Колосанянам»

21 Еф — сокращенное обозначение раздела Библии «Послание к Ефесянам»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 1 Кор - сокращенное обозначение раздела Библии «Первое послание к Коринфянам»

Библиографический список

1. Бачинин A.B. Секулярная криминология и библейская концепция преступления / / Криминология: вчера, сегодня, завтра: Тр. Санкт-Петербургского криминологического клуба. 2008. № 2 (15). С. 164—168.

2. Библия. М.: Российское Библейское Общество, 1995.111 с.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

3. Буддизм и культурно-психологические традиции народов востока. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 216 с.

4. Коран: Пер. И.Ю. Крачковского. 2-е изд. М., 1990. 727 с.

5. Мифологический словарь / Под ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энц., 1991. С. 234. 736 с.

6. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. 4-е изд. М.: Сов. энц., 1990. 1632 с.

7. «Экспресс ВЦИОМ». Итоги всероссийского опроса, еженедельный опрос. Пресс-вы-

пуск. 2010. № 1461. 30 марта // URL: http:// wciom.ru/index.php?id=268&uid= 13365. (Дата обращения: 01.05.2021)

8. Крупнейшие религии мира, численность верующих // URL: https://infotables.ru/strany-i-goroda/1120-religii-mira-chislennost (Дата обращения: 01.05.2021)

9. РБК. ВЦИОМ назвал долю считающих себя православными россиян // URL: https:// www.rbc.ru/rbcfreenews/5d540d5f 9a794731 f98c1661 (Дата обращения: 01.05.2021)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Павловский В.П., Эриашвили Н.Д., Щеглов А.В. Религиоведение. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 351 с.

Рассмотрены сущность религии, ее происхождение, структура и функции в жизни общества, а также различные концепции теории религии. Особое внимание уделяется раскрытию современных мировых религий, их религиозных философских основ. Рассматриваются соотношение религии и морали, раскрываются проблемы свободомыслия в историческом аспекте, а также диалога верующих и неверующих по ключевым мировоззренческим вопросам.

Для студентов вузов, учащихся лицеев и колледжей, а также широкого круга читателей.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.