Научная статья на тему 'Профилактика внутрисемейных преступлений в зеркале библейских концепций'

Профилактика внутрисемейных преступлений в зеркале библейских концепций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БОГ / ЦЕРКОВЬ / ГРЕХ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / THE STATE / FAMILY RELATIONS / THE GOD / CHURCH / A SIN / A CRIME / PUNISHMENT / PREVENTIVE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харламов Валентин Станиславович

В статье рассмотрены возможности профилактики внутрисемейных преступлений с библейских позиций, представлена христианская оценка сущности преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prevention of intra family crimes in a mirror of bible concepts

In article possibilities of preventive maintenance of intrafamily crimes from bible positions are considered, the Christian assessment of a crime essence is presented.

Текст научной работы на тему «Профилактика внутрисемейных преступлений в зеркале библейских концепций»

В. С. Харламов*

Профилактика внутрисемейных преступлений в зеркале библейских концепций

В статье рассмотрены возможности профилактики внутрисемейных преступлений с библейских позиций, представлена христианская оценка сущности преступления.

In article possibilities of preventive maintenance of intrafamily crimes from bible positions are considered, the Christian assessment of a crime essence is presented.

Ключевые слова: государство; семейные отношения; бог; церковь; грех; преступление; наказание; профилактика.

Key words: the state; family relations; the god; church; a sin; a crime; punishment; preventive maintenance.

В последние годы все большее внимание и беспокойство общественности и правоохранительных органов вызывает преступное поведение в семье. Повышенная общественная опасность криминального внутрисемейного насилия состоит в том, что оно посягает не только на личную безопасность человека, но и разрушает нормы семейной жизни, уничтожает семью как социальный институт. Физическое, психологическое, экономическое, моральное, сексуальное насилие не исчерпывает всей полноты криминологической характеристики преступного насилия в семье. Криминальное насилие в семейной сфере признано международным сообществом «эпидемией», широко распространенной во всем мире1.

Противодействие (превенция) преступлениям в сфере семейных отношений является одним из актуальных направлений борьбы с преступностью. В современной мировой научной литературе различают три уровня превенции:

* Кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник филиала ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России» по СЗФО.

1 См.: Корбут Л.В., Поленина С.В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей // Сб. универсальн. и регион. междунар. док-тов. М., 1997. С. 78-107.

114

- общесоциальная (первичная) профилактика (primary prevention), включающая в себя воздействие на среду (экологию), экономические, социальные, политические условия жизни в целях их улучшения, гармонизации;

- специальная (вторичная) профилактика (secondary prevention), рассчитанная на обеспечение мер безопасности (воздействие на «группы риска», устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений или иных правонарушений);

- индивидуальная (третичная) профилактика (tertiary prevention)2.

Деятельность правоохранительных органов охватывает все три составляющие профилактики в большем либо меньшем объеме.

В предупреждении преступлений, совершаемых в семейной сфере, важной мерой воздействия на формирование личности и надлежащих межличностных отношений является пропаганда среди населения правовых знаний и правил поведения в быту, тесно увязанная с предметным рассмотрением причин возникновения конфликтов, путей и средств их правомерного разрешения. Существенную роль в преодолении преступлений, особенно насильственных, может сыграть религия. Благотворное влияние христианской морали, библейских заповедей может способствовать законопослушному поведению индивидуумов, воздействуя на каждом из трех рассмотренных уровней превенции. Предупредительный эффект правовоспитательной работы обусловлен воздействием на правосознание, на нравственную сторону личности путем создания стимулов к законопослушному поведению в семье. Не исключается применение мер принуждения при отклонении от такого поведения. Каковы истоки духовного потенциала православия в предупреждении криминала в семейных отношениях? В чем заключаются профилактические возможности библейских концепций?

На протяжении многовековой истории менялось отношение государства к православной церкви как проповеднику идеалов Библии. Государственная власть не всегда лояльно относилась к церкви. Так, в прошлом веке в Советской России отделение церкви от государства было проведено декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и включено в Конституцию РСФСР 1918 г.3. С этого времени Русская православная церковь начала терять свои позиции в качестве государствообразующего института. Советской властью поощря-

2 Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2009. С. 436.

3 Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1918. № 18, ст. 263.

лось ведение антирелигиозной пропаганды. Против церкви был предпринят ряд мер репрессивного характера. В конце прошлого века, более чем через 70 лет, упомянутый Декрет был признан утратившим силу постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР „О свободе вероисповеданий“»4.

В ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. закреплены светский характер государства, свобода совести и свобода вероисповедания. Однако определенная напряженность во взаимоотношениях церкви и российского общества сохраняется. Так, в августе 2007 г. резонанс вызвало так называемое «письмо академиков». Десять академиков РАН, в том числе два нобелевских лауреата, В. Л. Гинзбург и Ж. И. Алфёров, обратились с открытым письмом к президенту страны, в котором выразили серьёзное беспокойство в связи с «возрастающей клери-кализацией российского общества» и активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни, в том числе в систему государственного образования5.

Однако следует признать, что многие предложения современной Русской православной церкви, касающиеся профилактической деятельности в семейно-бытовой сфере, нуждаются во внимательном рассмотрении и поддержке со стороны государства. Среди таковых: о системном взаимодействии между государством и обществом ради сохранения прав и свобод граждан, уважения к семье и к достоинству ближнего, формирования нравственных ориентиров для мотивации труда и жизненных решений, создания системы подготовки и обучения, касающейся ответственности будущих родителей за трезвое зачатие, рождение и воспитание детей6.

Современная научная мысль, освобождаясь от идеологического пресса и догм советского времени, вышла на интеллектуальный простор, активно впитывая прогрессивные идеи. В нынешней криминологии - науке о преступности практика игнорирования религиозно-теологических положений оказалась неперспективной. В новой развивающейся криминологи-

4 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1990. 25 окт. № 21.

5 Первая публикация письма академиков // Новая газ. Приложение «Кентавр». 2007.

22 июля.

6 См.: Обращение к будущему Президенту России участников расширенного заседа-

ния Патриаршего совета по культуре 22 февр. 2012 г. [Электронный ресурс]. ЦЯЬ: http://www.patriarchia.ru/db/text/2029382.html (дата обращения: 09.03.2012); Обращение конгресса Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы к руководству Российской Федерации [Электронный ресурс]. ЦЯЬ:

http://www.patriarchia.ru/db/text/2025347.html (дата обращения: 09.03.2012).

116

ческой отрасли - богословской криминологии (или криминотеологии) несомненный интерес представляют новаторские работы отечественных ученых Д. А. Шестакова, Г. Л. Касторского, В. А. Бачинина, О. В. Старкова и Л. Д. Башкатова.

В настоящее время основными религиями современной России являются ислам, буддизм и христианство. Христианство (от греч. Xpiaióg -«помазанник», «мессия») - основанная на Библии крупнейшая мировая религия как по численности приверженцев, которых насчитывается около 2,1 млрд, так и по географической распространенности: почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община7.

Христианство в России представлено, главным образом, православием, католицизмом и протестантизмом. По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 г., население страны причисляет себя к следующим конфессиям: православие - 75 %; ислам - 5 %; католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм - по 1 %; другие конфессии - около 1 %; неверующие - 8 %8. Основываясь на Библии, богословы и апологеты разработали вероучение «Закон Божий», разъясняющее и трансформирующее библейское мировоззрение на окружающую действительность.

Библия (от греч. biblia, буквально - книги) - сборник разновременных, разноязычных и разнохарактерных сочинений VIII в. до нашей эры по II в. нашей эры9. Библия включает написанный более трех тысяч лет назад Ветхий завет и Новый завет, увидевший свет две тысячи лет назад. В настоящее время Библия признана главной священной книгой христиан. В ней отражены «вечные» проблемы человеческого бытия. Рассматриваемая книга повествует о сотворении мира и человека, о возникновении зла и борьбе между добром и злом на земле. С гуманистических позиций представлен спаситель человечества Иисус Христос, затронуты проблемы будущего мирового сообщества. Эти сведения доступны для всех поколений людей. Через призму преданий, притч, откровений, посланий в Библии сфокусирована система человеческих ценностей, представлена культура повседневной жизни христиан, раскрыто отношение к окружающему миру. Библейские корни пронизывают многие современные религиозные ритуа-

7 [Электронный ресурс]. URL: http://ra.wikipedia.org/wiki/Христианство (дата обращения: 09.03.2012).

8 Источник: ВЦИОМ, итоги всероссийского опроса, еженедельный опрос «Экспресс

ВЦИОМ». Пресс-выпуск № 1461 2010. 30 марта [Электронный ресурс]. URL:

http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13365. (дата обращения: 09.03.2012).

9 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989. С. 137.

лы (крещение, покаяние, причащение), обряды (молитва, посты, венчание), праздники (Рождество Христово, Пасха, Благовещение). «Священная книга» является духовной основой жизни христиан. Будучи одной из самых древних книг на земле, Библия является и самой распространенной книгой: она полностью или частично переведена на 2167 языков (на 355 языках имеется полный перевод Библии, на 850 - перевод Нового Завета).

В соответствии с секулярной (светской) доктриной христианства Бог является первоначальной и предшествующей миру сущностью, вездесущей, всемогущей и всезнающей, создателем всего материального и нематериального, в частности всех живых существ и мира (Вселенной). Бог -фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры10.

В то же время согласно канонам Библии Бог - вечно царствующий творец Вселенной, которому требуется подчиняться (Втор11 32:40; 1 Кор12.15:25). Будучи Всевышним, он объединяет в себе три личности: Отец, Сын и Святой Дух (Ис13 64:8; Гал14 1:1-3; Деян15 5:3,4). Указанная совокупность Отца, Сына и Святого Духа выражается мифической Святой Троицей (хотя в Библии такого термина не встречается), составляя основную и существенную, отличительную черту христианской веры.

В Библии личность Сына Бога представлена в виде Иисуса Христа (Евр16 1:1-2). Он является духовным наставником (Рим17 1:8-11), воскрешает из мертвых (Рим 1:4), наделен полномочием Бога прощать людей за преступления и грехи (Ис 43:25). С другой стороны, в секулярном (светском) понимании Иисус Христос - богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы - как бог-сын (второе лицо Святой Троицы)18. Проявляет себя Сын Божий как Спаситель мира или Мессия, обещанный в различных пророчествах Ветхого Завета.

Библия повествует о различных семьях, занявших особое место в истории человеческого рода. В фокусе внимания первоначально появляется

10 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989. С. 148.

11 Втор - сокр. обозначение разд. Библии Второзаконие.

12 1 Кор - сокр. обозначение разд. Библии Первое послание к Коринфянам.

13 Ис - сокр. обозначение разд. Библии Книга пророка Исаии.

14 Гал - сокр. обозначение разд. Библии Послание к Галатам.

15 Деян - сокр. обозначение разд. Библии Деяния святых апостолов.

16 Евр - сокр. обозначение раздела Библии Послание к Евреям.

17 Рим - сокр. обозначение раздела Библии Послание к Римлянам.

18 Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энцикл., 1991.

С. 234.

семья Адама и Евы, затем сообщается о семействе Ноя. Особое место в Ветхом Завете уделяется семьям четырех поколений патриархов: Авраама, Исаака, Иакова и Иосифа. Представлена также история царя Давида и его семейства. Все коллизии с указанными семействами играют превентивную роль в свете проблем криминологии семейных отношений.

На протяжении всего повествования библейская семья выступала основным структурным элементом древнего общества, важнейшим из всех человеческих сообществ. Через семью утверждались и закреплялись все социально значимые для индивида связи, соединявшие его с обществом как целым. Библейская семья носила патриархальный характер и существенно отличалась от семьи современной. Семейные отношения распространялись не только на родителей с детьми и родственников, но и всех, кто проживал под одним кровом и пользовался покровительством главы дома: слуг, наложниц, а также всех тех, кто прижился в доме на какое-то время.

В современной судебно-следственной практике к родным и близким лицам относят близких родственников (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, родные дедушка и бабушка, отчим (мачеха), усыновленные (удочеренные) дети, внук (внучка)), лиц, состоящих с ним в родстве (тетя и дядя, двоюродные (троюродные) братья и сестры, двоюродные (троюродные) бабушка и дедушка, племянник (племянники) и т. д.), свойстве (родственники супруга (супруги) - тесть (теща), свекровь (свекор), шурин, золовка), а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений: невеста (жених), друг (подруга) и т. д.19

В Библии рассмотрено преступное поведение домочадцев в различных жизненных ситуациях, раскрыты способы воздействия на виновных, совершивших внутрисемейные преступления.

Следует отметить, что библейское представление о сущности преступления значительно отличается от ее секулярного понимания. В соответствии с действующим уголовным законодательством (ст. 14 УК РФ) преступление - виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Запрещение деяния в законе - стереотип многих секулярных научных

19 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 1 от 27 янв. 1999 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» (в ред. Постановления Пленума Верховного суда РФ от 06.02.2007 № 7).

119

воззрений на преступное посягательство. Уголовно-правовые концепции тоже базируются на данном стереотипе.

В Ветхом и Новом Заветах сущность преступления определяется как разновидность греха. По трактовке «Священной книги» грехом является все то, что не соответствует Божьему стандарту совершенства. Греховность распространяется на поведение человека в процессе его жизнедеятельности, включая семейную сферу. Библия относит к греху следующие деяния:

1. Нарушение Божьего закона или беззаконие (1 Иоан20 3:4).

2. Непокорность или возмущение против Бога (Иез21 2:3), в том числе непокорность детей родителям (2 Тим22 3:2; Втор 21:18-21).

3. Всякая неправда (1 Иоан 5:17).

4. Моральная нечистота или блуд (2 Цар23 12:9,13).

5. Отсутствие веры есть грех (Рим 14:23).

6. Нерадение о делании добра есть грех (Иак24 4:17).

7. Нечистые помышления так же греховны, как и нечистые дела (Матф25 5:28).

Разница между грехом и преступлением в трактовке «Священной книги» заключается в том, что грех может быть случаен. Но преступление

- это всегда осознанное действие, которым преднамеренно нарушается Божий закон. Библия повествует о совершении преступлений различных категорий. В сфере семейных отношений отражены такие преступные деяния, как убийство, инцест, распутство, кража, обман, продажа в рабство родственника.

Современные теологи и криминологи сходятся в том, что преступление - необходимый атрибут глобального социально-исторического процесса. В теологической литературе этот тезис представлен в виде вечной греховности индивидуума, в криминологической науке - в форме необходимого воспроизводства преступлений.

Определенное значение несет в себе библейское описание преступника: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми уста-ми...Коварство в сердце его, он умышляет зло во всякое время, сеет

20 1 Иоан - сокр. обозначение разд. Библии Первое послание Иоанна.

21 Иез - сокр. обозначение разд. Библии Книга пророка Иезекииля.

22 2 Тим - сокр. обозначение разд. Библии Второе послание к Тимофею.

23 2 Цар - сокр. обозначение разд. Библии Вторая книга Царств.

24 Иак - сокр. обозначение разд. Библии Послание Иакова.

25 Матф - сокр. обозначение разд. Библии. От Матфея святое благовествование.

120

раздоры... Г лаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную. Сердце, кующее злые помыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству. Лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями» (Прит26 6:12-19).

Преступление в библейском значении - это всегда нарушение божественной воли, влекущее за собой вину перед Богом и людьми. Так, за проклятия в отношении родителей библейские нормы предусматривают кару в виде смерти для виновного: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход 21:17). Смерть может быть как физической, так и духовной. Бог говорит, что: «Возмездие за грех - смерть» (Рим 6:23). Это возмездие обязательно должно постигнуть человека. Бог должен наказать грех. Это вовсе не означает смерть физическую. Пока человек живет во грехе, он является мертвым в духовном отношении, и однажды его ожидает физическая смерть, т. е. наступление духовной и физической смерти может наступать не одновременно. Если к моменту смерти он все еще пребывает во своих грехах, то входит в вечную смерть. В Откровении святого Иоанна Богослова (20:14) это называется второй смертью. Однако когда виновный исповедуется за эти грехи, то Бог, будучи верен и праведен, иногда прощает его за грехи и очищает от всякой неправды (1 Иоан 1:9). Библия предписывает рассматривать грех как тяжкое, неблагодарное бремя, от которого человек должен стремиться освободить себя. Для этого ему следует обратить собственный гнев не на себя, а на грех. Людям духовно слабым может помочь энергетика веры, подключение божественной силы при уповании на Духа Святого, надежда на благодать Божью. Христианский мир знает множество свидетельств, когда грешники, начиная с евангельской Марии Магдалины (Лк27 8:2), вплоть до современных пьяниц, наркоманов, проституток, рецидивистов, неузнаваемо изменялись, полностью освобождаясь от своих греховных пристрастий28.

Чтобы избежать разрушительного воздействия криминального поведения домочадцев на семейные структуры, Библия включила Декалог (или десять Моисеевых заповедей). Первые пять заповедей человеку являются заповедями по отношению к Богу, последние пять заповедей человеку являются заповедями по отношению к человеку: «Почитай отца твоего и ма-

26 Прит - сокр. обозначение разд. Библии Притчи Соломона.

27 Лк - сокр. обозначение разд. Библии От Луки святое благовествование.

28 Бачинин А.В. Секулярная криминология и библейская концепция преступления // Криминология: вчера, сегодня, завтра: тр. Санкт-Петерб. криминолог. клуба. 2008. № 2 (15). С. 167.

терь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои...» (Втор 5:16); «Не убивай» (Втор 5:17); «Не прелюбодействуй» (Втор 5:18); «Не кради» (Втор 5:19); «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Втор 5:20); «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор 5:21).

Особое внимание библейские каноны уделяют укреплению положения в семье отца - домовладыки и матери - хозяйки дома. Послание апостола Павла к Ефесянам (6:2) наставляет чтить отца и мать: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием». Третья книга Моисеева (Левит 19:3) предупреждает о необходимости испытывать боязнь перед родителями: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего».

В Библии закреплен важнейший принцип «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Мф29 22:39) и отражены четыре разновидности любви30: 1) любовь к Богу (1 Иоан 4:8; Мк31 12:29-31);

1) дружеская любовь (Ин32 11:3);

2) любовь родственников друг к другу (Рим 12:10);

3) романтическая любовь между мужчиной и женщиной (Притч 5:15-20).

Существенное значение имеют нижеприведенные библейские положения для выстраивания семейных отношений.

- «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол33 3:18-21).

- «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф34 5:22-33).

- «Муж оказывай жене должное благорасположение, подобно и жена мужу» (1 Кор35 7:3).

В целом в «Священной книге» сформулирован библейский кодекс семейных отношений, являющийся лейтмотивом жизни христиан.

29 Мф - сокр. обозначение разд. Библии От Матфея святое благовествование.

30 Секрет семейного счастья. Бруклин-Нью-Йорк, 1996. С.27-28.

31 Мк - сокр. обозначение разд. Библии От Марка святое благовествование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Ин - сокр. обозначение разд. Библии От Иоанна святое благовествование.

33 Кол - сокр. обозначение разд. Библии Послание к Колоссянам.

34 Еф - сокр. обозначение разд. Библии Послание к Ефесянам.

35 1 Кор - сокр. обозначение разд. Библии Первое послание к Коринфянам.

122

Подводя итог изложенному, следует констатировать, что без системного интегрального религиозного, криминологического и в целом научнопрактического подхода невозможно обеспечить эффективную профилактику внутрисемейных преступлений. Библия содержит многочисленные запреты общественно опасного поведения, что в ряде случаев способствует воспитанию законопослушных христиан и иных граждан. Во избежание разрушения семейных отношений «Священная книга» ориентирует на библейские концепции предупреждения внутрисемейных преступлений в форме заповедей, посланий, откровений. Игнорировать духовный опыт и семейные ценности, которые представлены в Ветхом и Новом Заветах, деятели науки и культуры, криминологи, а также сотрудники правоохранительных органов не вправе. Библейские каноны, пропагандирующие стремление к законопослушному поведению и состраданию, предписывающие познание добра и достижение победы над злом, проявление покорности к родителям, неконфликтное разрешение проблем, прощение ближнего за его прегрешения, несут значительный криминологический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.