Научная статья на тему 'Дом в пространстве русской народной художественной культуры'

Дом в пространстве русской народной художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1899
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБА / СТОЛ / ПЕЧЬ / ПОЛ / ПОЛАТИ / СЕНИ / КРАСНЫЙ УГОЛ / БАБИЙ УГОЛ / IZBA / TABLE / STOVE / FLOOR / LOFT / CANOPY / RED CORNER / WOMEN’S CORNER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Махлина Светлана Тевельевна

Дом - это модель мира, образ родины, выполняющий защитную, сакральную, эстетическую, социальную функции. В России сложился особый вариант крестьянского дома - изба. В статье показано, каким образом строились избы. Особое место в избе занимает печь, которая выполняла множество функций и была одним из важных аспектов ритуальной сферы. В статье также показаны основные пространственные семиотические основы интерьера, ритуальное и кодовое проявление различных предметов и пространств в экстерьере и интерьере избы. Интерьер избы стал меняться в последней трети XIX в. Появилась деревянная перегородка, отделявшая печь от остального пространства, стали использоваться шкафы, горки, буфеты, кровати, стулья, кресла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The house is a model of the world, the image of the Motherland, serving a protective, sacred, aesthetic, social function. In Russia there was a special peasant version of the house - izba. The article shows how izba is built. A special place in the house has an oven, which served many functions and was one of the important aspects of the ritual sphere. The article also shows the main spatial semiotic foundations of interior, ritual, and code the manifestation of different objects and spaces in exterior and interior house. The interior of the izba began to change in the last third of XIX century. A wooden partition appeared that separated the oven from the rest of space, had been used in wardrobes, cabinets, buffets, beds, chairs, armchairs.

Текст научной работы на тему «Дом в пространстве русской народной художественной культуры»

УДК 747:728.б.03(=1б1.1)

С. Т. Махлина

Дом в пространстве русской народной художественной культуры

Дом - это модель мира, образ родины, выполняющий защитную, сакральную, эстетическую, социальную функции. В России сложился особый вариант крестьянского дома - изба. В статье показано, каким образом строились избы. Особое место в избе занимает печь, которая выполняла множество функций и была одним из важных аспектов ритуальной сферы. В статье также показаны основные пространственные семиотические основы интерьера, ритуальное и кодовое проявление различных предметов и пространств в экстерьере и интерьере избы. Интерьер избы стал меняться в последней трети XIX в. Появилась деревянная перегородка, отделявшая печь от остального пространства, стали использоваться шкафы, горки, буфеты, кровати, стулья, кресла.

Ключевые слова: изба, стол, печь, пол, полати, сени, красный угол, бабий угол

Svetlana T. Makhlina

The house in the space of Russian folk art culture

The house is a model of the world, the image of the Motherland, serving a protective, sacred, aesthetic, social function. In Russia there was a special peasant version of the house - izba. The article shows how izba is built. A special place in the house has an oven, which served many functions and was one of the important aspects of the ritual sphere. The article also shows the main spatial semiotic foundations of interior, ritual, and code the manifestation of different objects and spaces in exterior and interior house. The interior of the izba began to change in the last third of XIX century. A wooden partition appeared that separated the oven from the rest of space, had been used in wardrobes, cabinets, buffets, beds, chairs, armchairs.

Keywords: izba, table, stove, floor, loft, canopy, red corner, women's corner

В России статус дома был и остается чрезвычайно высоким. Особенно это было характерно в крестьянском быту. Он в символической форме воплощал ценности и смыслы человеческого существования и отражал символическую связь человека с космосом. Внутренняя среда дома была тем сокровенным местом, где он выражал свои представления о себе, мире, формируя все содержание жизни, интересов и всего, что было связано с ней. Дом - это особый способ соединять, отражать и формировать жизнь. «Вещи делались „навек"». До сих пор мы имеем сохранившиеся избы, где дверь состоит из одной массивной, вытесанной топором доски, где лавки рублены из 8-9-вершкового леса. Каждая вещь работалась медленно, была массивна и тяжела в своем материале, предназначалась для долгого существования... Так складывались художественно-бытовые материальные формы неповторимой целостности, суровой простоты и обаятельной непосредственности»1. В крестьянской культуре дом был сложным символическим знаком, по которому можно было определить социальный статус хозяина, его национальность и вероисповедание и т. п.2

Дом - это модель мира, образ родины, выполняющий защитную, сакральную, эстетическую, социальную функции. В нем воплотились мифологические, практические, человеческие

и вселенские смыслы. В доме как модели мира в символической форме осмыслены представления об окружающем его природном пространстве и своем месте в мироустройстве. Модель мира при этом трактуется как социокультурное пространство в целом, вся территория, обживаемая и обрабатываемая человеком3. Дом находится на границе двух миров - частной, повсеместной жизни и жизни общества4.

В доме претворена оппозиция мир/дом (ма-крокосмос/микрокосмом). Она соответствует в модели мира пространственным оппозициям -внешний/внутренний, неограниченный/ограни-ченный, открытый/закрытый. В северных районах России сложился вариант крестьянского дома, не встречающийся в других районах. Здесь функция защиты дома - одна из главных семантем в традиционной культуре русского севера, где большая часть скульптурных и живописных образов выросла из древних охранительных символов: коней, птиц, львов, единорогов. Интересно, что они получили распространение не только в домовой росписи жилища в экстерьере, но и в интерьере. Образ коня охранял посуду, инструменты, ткацкий станок, прялку, углы дома, мебель и особенно часто - люльку младенца5. Он принимает форму ковша для питья воды или кваса, выполняет роль детской игрушки, украшает печную доску, а также силуэты кон-

65

С. Т. Махлина

ской головы можно увидеть по бокам божницы в красном углу6.

Дом на Руси имел множество названий. Это - изба (истба), хата, холупа, терем, хоромы (хоромина), храм7. Но в сознании большинства крестьянский дом ассоциируется со словом «изба». «Крестьянская изба, представляющая собой чрезвычайно строгий, замкнутый и малоподвижный на протяжении многих веков организм...»8. Само это слово имеет несколько значений: «во-первых, изба - это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; во-вторых, это лишь жилая часть дома; в-третьих, только отапливаемое русской духовой печью помещение. Термин „изба" во всех трех его смысловых вариантах был распространен на всей территории расселения русского народа»9. Правда, в некоторых южных районах крестьянское жилище обозначалось словом «хата», в Сибири - «дом».

В основном крестьянские избы строились вдоль дороги, реки или озера в один или два ряда - «порядка».

Избы рубились из дерева. Кирпичные дома встречались в сельской местности очень редко. Конструктивно крестьянский дом представлял собой срубную систему. Бревна связывались между собой в венцы. Так как для крестьянина строительство дома было важным событием, то большое значение уделялось выбору места. Оно должно было быть сухим, высоким, светлым, счастливым. Поэтому нельзя было строить дом на месте бани, где раньше хоронили людей или проходила дорога. Выбрав место для дома, крестьянин прежде всего укладывал окладные венцы. Под домом выкапывалась яма - «голбец», в которую опускался сруб. Обычное количество венцов в срубе обязательно нечетное - от 15 до 21. На пятом настилался пол. Полы могли быть земляными, но деревянные полы появились издавна. Половицы для пола делались из широких, толстых тесаных топором досок. Чтобы он не прогибался, в середине укладывалась матица. Верхняя граница внутреннего пространства была плоской. Основу полотка составлял толстый четырехгранный брус - матица, которая врубалась в верхние венцы сруба. Она была важным конструктивным элементом избы. К ней прибивалось кольцо, через которое проходил очеп для колыбели. Любопытно, что полог на колыбель - огибку - делали из старой материнской юбки или сарафана. Считалось, что это может предохранить ребеночка «от сглаза».

В 7-м венце вырубались окна. Их высота равнялась диаметру 4-5 венцов сруба. Эти окна не открывались. Проветривали избу через дверь или печную трубу. Они имели ставни, которые закры-

вались на ночь. В IX - X вв. в наземных жилищах появились маленькие конца, высотой в диаметр бревна, шириной в 30-40 см. Они задвигались деревянными дощечками - волоками и назывались поэтому волоковыми. Такие окна сохранились вплоть до XIX в. Им на смену пришли косящатые окна - с косяками и оконницами, которые появились в XIII в. В ячейки оконниц вставляли стекло, слюду, бычий пузырь, рыбий пузырь. Несмотря на то, что эти заполнения окон давали слабой свет, они все же освещали печь, красный угол и пространство около двери. Косящатое окно было знаком благополучия и получило отражение в народных сказках и в цикле свадебных песен:

Уж ты светла моя светлица,

Ты столовая новая горница!

Во сыром-то бору светлица была зарублена,

На добрых лошадях вожена,

По тихому Дунаю, ты, светлица, была строена, Что да косящатыми окошками во зеленый сад, Что широкими-то воротами во зеленый луг10.

Символически окно было местом осуществления связи между живыми и мертвыми, поэтому возникло много разных, связанных с окном, поверий: если в окно залетит птица - к покойнику, если дятел постучит в окно - быть беде; весть, полученная через окно, может привести к кардинальным изменениям в жизни, поэтому никогда не переговаривались через окно.

На чердаке устанавливали небольшой сруб, представлявший собой комнату - «мезонин», которая летом использовалась для сна, зимой служила кладовкой. В мезонине могли устроить «ве-нециянское» окно - широкое, состоявшее из трех поставленных вплотную прямоугольных окна.

После постройки через 1-2 года окончательно конопатили дом льняными отрепьями с помощью железной лопатки11. Для строительства избы использовали сосну, ель, лиственницу. Существовало много запретов на использование деревьев. Так, нельзя было использовать «священные» или «проклятые» деревья, старые и сухие деревья, дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такие деревья могли принести в семью несчастье - смерть, болезнь, вообще разрушить дом. «Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением плотников и всех участвовавших в работе»12.

66

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Дом в пространстве русской народной художественной культуры

Входная дверь всегда делалась одностворчатой. Преимущественно из дуба. 2-3 широкие пластины соединялись деревянными брусьями. В богатых домах они делались из узорчатого железа. Сама дверь была невысокой - 140-150 см, но при этом широкой - 100 см. Такая дверь сохраняла тепло и заставляла человека склониться при входе. Дверь защищала дом от проникновения враждебных внешних сил. Поэтому нельзя переговариваться через дверь, перед дорогой надо присесть перед дверью на лавку и прочитать молитву. На дверной косяк или порог для защиты от неведомой и нечистой силы прибивались случайно найденные подковы, ножи, обломки косы. Наверху между косяками ставили верхнее бревно - вершняк, внизу - порог. Порог был границей между мирами и существовало много поверий, связанных с порогом. Так, нельзя было здороваться через порог, подавать при прощании руку, разговаривать.

Важное значение имели сени. Дверь из сеней в жилое помещение всегда открывалась в сени, что делало избу более просторной. Зимой в сенях держали необходимые предметы и продукты, летом там могли спать. В старину здесь устраивались девичьи посиделки, что нашло отражение в старинной русской песне:

Ах вы сени, мои сени, сени новые мои!

Сени новые, кленовые, решетчатые!

Уж и знать, что мне по сенечкам не хаживати.

Мне мила дружка за рученьку не важивати13.

Пространство избы было небольшим -20-25 кв. м. Но организовано оно было столь конструктивно, что в нем удобно располагалась семья в 7-8 человек. Как правило, изба выглядела довольно скромно, но в праздничные дни все преображалось: стол ставили на середину, покрывали белой скатертью, на полки выставлялась праздничная посуда, развешивались праздничные полотенца (перебирки) и т. д. В проходах избы клали половики.

В христианской Руси в избе складывали русскую печь с трубой, которую выводили на крышу. В старину были распространены курные печи - без дымохода. Дым выходил наружу через устье и когда топили, он висел под потолком, покрывая верхние венцы бревен в избе смолистой копотью. Белая русская печь имела трубу для выхода дыма. Раньше печь делали из глины, в настоящее время печи делают из кирпича-сырца. Русская печь обычно была длиной 1,8-2 м, шириной 1,6-1,8 м, высотой 1,7 м. Верх печи делался плоским, чтобы удобно было на ней лежать. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Перед устьем печи

находился шесток, на который ставилась хозяйственная утварь. Русская печь всегда стояла на опечке, которая представляла собой сруб из трех-четырех венцов, сверх которого делался бревенчатый накат, покрывавшийся толстым слоем глины. Зимой под опечком держали птицу и молодых животных. Вдоль всей печи пристраивался голбец. На нем спали. Через него взбирались на печь и полати. Внутри голбца устраивался спуск в подполье, а также закреплялись полочки для хранения пищевых продуктов. Считалось, что в нем - дом домового. Поэтому в него ставилось угощение для домового - маленькие хлебцы и водка. Там невеста переодевалась перед смотринами, там же «переряжалась» после возвращения от венца. Около боковой стенки печи ставили небольшую скамеечку или лавочку для залезания на печь - приступок.

Печь выполняла множество функций и была одним из важных аспектов ритуальной сферы. В печи могли париться - это считалось эффективным способом лечения от любых болезней. Если заболевал ребенок, его засовывали в протопленную, но достаточно остывшую печь для «перепекания». В печи невеста перед вступлением в брак очищалась (невестина баня), женщины рожали на шестке или в печи. В углу печи делалось небольшое углубление, ниша, в которую ставили горящую лучину или мелкие смолистые щепочки, дававшие яркий и ровный свет. Это был камелек - наиболее древний способ освещения избы. От боковой стенки печи до противоположной стены избы на высоте человеческого роста делали деревянный настил - полати. Часто на свободном крае полатей делали невысокие перильца. На него влезали с печи или голбца и там спали. Там же могли сушить лен, пеньку, лучину.

Кроме печи, ставили «голландку», как правило, в горнице. Ее всегда облицовывали изразцами. Ставили такие печи в богатых домах северных, среднерусских губерний Европейской России и в Сибири.

В правом «красном углу» - на полочках или в киоте - стояли образа. Место это украшалось голубком - изображением птицы размером 10-25 см. В наше время современные мастера производят так называемые «птицы счастья». В крестьянском доме голубков раскрашивали в красный, белый, синий или зеленый цвета. Здесь же стоял стол. Это был необходимый предмет мебели, который служил как для ежедневной, так и для праздничной трапезы. В этом углу отмечались все главные событий семейной жизни. Правая сторона отводилась хозяину, левая, где находилась печка - хозяйке. На правой стороне у двери располагался коник. Это была широкая

67

С. Т. Махлина

лавка с откидной крышкой. Она считалась мужской лавкой, на ней плели лапти, занимались мелким ремонтом. Под коником находились инструменты для такого рода работ. Боковую сторону лавки украшала вырезанная из дерева лошадиная голова, почему, вероятно, эта лавка получила такое название. Женская лавка называлась долгой. На ней занимались женскими работами - пряли, вязали, вышивали, шили. Когда девочка переходила в другую возрастную группу девушек-невест, она должна была пройти по этой лавке взад и вперед несколько раз. На ночь семья располагалась на лавках вдоль стен, на полатях и на печке. При этом спали на лавках, стоящих поперек половиц, так как лавка, расположенная вдоль половиц, предназначалась для покойника и называлась смертной, хотя это и была долгая лавка. Для сна делали подголовник (изголовник) -деревянную покатую плоскость на брусочках, на которую клали подушку. Если не хватало места для сна на лавках, тогда ставили скамью (загнет), которую приносили из сеней и приставляли к столу или лавке. Лавка вдоль стены, где расположена дверь, использовалась как кухонный стол.

В крестьянском доме обязательно были вешалки. В некоторых областях они назывались конек. Делались они из дерева, металла, могли быть коваными самых разнообразных форм и могли находиться в разных частях избы. Кроме того, распространены были крюки - вешалки, которые изготавливали из дерева и крепились к стене.

Выделяются четыре типа жилой русской избы: северо-среднерусский, восточный южнорусский, западный южнорусский и западнорусский.

Семиотический аспект планировки жилого дома связан с маркированностью востока и юга в их противопоставлении западу и северу во всех текстах, реализующих представления о структуре вселенной, в том числе и в первую очередь в планировке жилого дома. При этом восток-запад и юг-север на семантическом уровне легко сворачивается в одну оппозицию: юг-восток и север-запад. Это связано с тем, что им соответствуют две парадигмы связываемых с ними значений. Осью ориентации жилища является диагональ красный угол - печь. Красный угол отождествляется с востоком или богом, указывая на полдень, на божью сторону, откуда идет свет, а печь - на запад, на тьму, отождествляясь с западом или севером. Место у печи - женское пространство, в красном углу -наиболее почетное. Противопоставление печь -красный угол было материальным воплощением двоеверия в структуре русского жилища: религиозно-мифологический способ видения с четко

разработанной дихотомией закрепил второй центр, красный угол, в противопоставлении языческому - печи. В красном углу находились объекты, которым придавалась высшая культурная ценность: стол, библия, молитвенные книги, крест, свечи. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. При закладке дома под красный угол клали более крупную монету, чем под другие углы. Все пространство в красном углу имело знаковый характер. В зависимости от места в нем измерялась ценность находящихся там вещей и людей. Наибольшую ценность представляли образа и место под ними. Наиболее высокий знаковый статус имели иконы. Но столь же значительна и сакраментальна роль стола, которому отводилась важнейшая роль в свадебном ритуале. Печь также имела многозначное семиотическое осмысление: приготовление пищи как обрядовой, так и обыденной; связь ее с социальной интерпретацией: тот, кто сидит на печи - свой. Кроме того, маркировано женское пространство, в отличие от красного угла, где доминирующее значение принадлежит мужчине. Рядом с печью - бабий угол. Эта часть избы - исключительно женская. Появление постороннего мужчины там считалось недопустимым. Даже мужчины собственной семьи без надобности войти сюда не могли. Здесь находилась разнообразная утварь. Наличие металлической утвари - медной, оловянной, серебряной, распространенное в основном на Русском Севере, свидетельствовало о зажиточности и бережливости семьи, так как она очень ценилась и передавалась по наследству. «В старинных свадебных песнях печной угол осмыслялся как место, связанное с отцовским домом, семьей, счастием. Выход невесты из печного угла в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним...»14. Рядом с боковой стороны печи располагали широкую скамью, которая могла служить лежанкой для сна. Но хозяйки держали там ведра, посуду. Такая скамья называлась ленивка. На стене над судной лавкой прибивался наблюдник или посудник (посудница) - деревянные полки для блюд, чашек, ложек, ножей, вилок, которые использовали ежедневно. В печном углу держали табуретки, на которые хозяйка могла положить на время необходимые ей для работы вещи. Если не хватало мест за столом, к нему приставляли табуретки.

Около входа из сеней в избу располагалась скамья для ведер с водой, называвшаяся «мост».

Не были забыты в интерьере и дети. Для них делались ходульки (ходули, ходунки) и детские стульчики.

Пространство избы украшалось лубочными картинками.

68

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Дом в пространстве русской народной художественной культуры

Помимо горизонтального членения, семиотическое пространство избы имеет и вертикальную структуру. Пол и потолок делят его на три зоны -чердак, жилое пространство и подполье. Крыша определяет связь, является границей между небом и миром людей. Внутренние границы вертикального среза жилища представляют собой пол и потолок. Сами половицы имеют ярко выраженный знаковый характер: половица связана с идеей пути, вдоль них кладут покойника и никогда не стелят постель. Потолок составляет парность к полу, почему иногда его называют верхний пол. Пол входит в комплекс представлений о низе, потолок - о верхе. Соответственно чердак и подпол выходят за границы жилого пространства и находятся на его периферии. Но внешнее и внутреннее пространство взаимопроницаемы. Наибольшей степенью семиотичности жилого пространства обладает его горизонтальная плоскость15 Такой дом сохранился в крестьянском быту довольно длительное время - вплоть до XX в., иногда он встречается и сегодня.

Интерьер избы стал меняться в последней трети XIX в. Появилась деревянная перегородка, отделявшая печь от остального пространства, стали появляться шкафы, горки, буфеты, кровати, стулья, кресла.

Деревянная перегородка, которая шла от свободного угла печи до противоположной стены, называлась переборкой, отгораживая печной угол от чистой половины избы. Переборки появились в начале XIX в. на Русском Севере, в остальных районах лишь в конце века. Иногда переборки расписывали, особенно стараясь сделать яркой и красивой на той части, которая выходила на чистую половину. До появления переборок использовали занавесь.

Раньше других предметов городской мебели в крестьянском доме появился шкаф. Использовался он для хранения посуды и гармонично вписался в интерьер избы.

Буфет появился в крестьянском доме к концу XIX - началу XX в. Предшественником буфета был поставец.

Перед Первой мировой войной в крестьянских домах стали появляться горки.

Одним из важных элементов убранства крестьянской избы было зеркало, хотя появилось оно лишь в конце XIX в. Самыми распространенными были квадратные зеркала. Зеркало считалось символом отражения и удвоения действительности. С ним связывались разного рода запреты. До сих пор существует представление, что разбитое зеркало предрекает несчастье или смерть. Обычно зеркало закреплялось в простенке между окнами.

Кровать появилась во второй половине XIX в. в богатых домах. Ставили кровать в сенях или горнице. Они представляли собой дощатый настил на четырех ножках. В изножье и в изголовье делались деревянные спинки. В 30-е гг. XX в. в обиход вошли металлические кровати, которые были предметом гордости их владельцев. Кровати покрывались несколькими матрасами, а сверху клались простыни с яркой декориров-кой подзоров. На кровати укладывались друг на друга горы разного цвета и размеров подушки. Сверху накидывались нарядные накидки.

В деревне в конце XIX в. появились стулья. В южнорусских губерниях стулья стали использовать лишь с 20-х гг. XX в.

Изменение, динамика ценностных представлений еще ярче представлена в костюме, одежде, мода которой стремительно меняется и по ней легко можно атрибутировать произведения искусства повседневности, как естественный язык (ярким показателем является современная русская речь), так и все те коды, которые получают распространение в обществе.

Примечания

1 Воронов В. С. О крестьянском искусстве. М.: Совет. художник, 1972. С. 296.

2 См.: Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

3 Суханов М. А. Дом как модель мира // Дом человека: экология социал.-антропол. процессов: материалы межвуз. конф., 16-18 марта 1998 г. СПб., 1998. С. 48.

4 Лелеко В. Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002. С. 65.

5 Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура русского Севера. М., 1974. С. 38.

6 Там же. С. 18.

7 Тесля С. Н. Опыт аналитики повседневного. М., 1995. С. 143.

8 Воронов В. С. Указ. соч. С. 99.

9 Шангина И. Предисловие // Русская изба: внутреннее пространство, убранство дома, мебель утварь: иллюстрир. энцикл. СПб.: Искусство-СПб., 2001. С. 5.

10 Русская изба: внутреннее пространство, убранство дома, мебель утварь: иллюстрир. энцикл. СПб.: Искусство-СПб., 2001. С. 43.

11 Иваницкий Н. Сольвычегодский крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность // Живая старина. 1898. Вып. 1. С. 7-15. .

12 Шангина И. Указ. соч. С. 9. .

13 Там же. С. 11.

14 Русская изба. С. 47.

15 См.: Байбурин А. К., Топоров А. Л. У истоков этикета. Л., 1990; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.