Научная статья на тему 'Описания крестьянских домов Нижнего Приангарья исследователями в XIX - начале XX вв'

Описания крестьянских домов Нижнего Приангарья исследователями в XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
353
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЕНИЯ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ / АРХИТЕКТУРА КРЕСТЬЯНСКИХ ДОМОВ / ОПИСАНИЯ ПОСТРОЕК / КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДОМА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Царев Владимир Владимирович, Царев Владимир Иннокентьевич

В статье рассмотрены материалы исследований строений в крестьянских селениях Нижнего Приангарья, осуществленных в XIX начале XX в. Приведены описания архитектурно-планировочных и конструктивных особенностей жилых домов в ангарских селениях. Определены характерные черты обустройства интерьеров крестьянских жилищ в рассматриваемый период. Выявлены архитектурно-художественные принципы оформления крестьянских домов Нижнего Приангарья в XIX начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Царев Владимир Владимирович, Царев Владимир Иннокентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Descriptions of Peasant Houses of Lower Angara Region Made by Researchers in the XIXth - the Beginning of the XXth Centuries

The article deals with some researching materials about buildings in peasant settlements of Lower Angara region in the XIXth the beginning of the XXth century. The descriptions of architectural, planning and constructing features of dwellings are presented. The characteristic features of living interior of peasant houses in that period are revealed. The architectural and artistic principles of peasants houses’ design in Lower Angara region are determined.

Текст научной работы на тему «Описания крестьянских домов Нижнего Приангарья исследователями в XIX - начале XX вв»

Рис. 5. Здание школы в с. Курья. Современный вид. Источник: сайт Мемориального музея Калашникова, филиала Алтайского государственного краеведческого музея. URL: http://www.agkm.ru/kury_history.html

УДК: 728.03(571.51)

ББК: 85.113(2Ро с-4Крн)

В.В. Царев, В.И. Царев, г. Красноярск

Описания крестьянских домов Нижнего Приангарья исследователями в XIX — начале XX в.

Аннотация

В статье рассмотрены материалы исследований строений в крестьянских селениях Нижнего Приангарья, осуществленных в XIX — начале XX в. Приведены описания архитектурно-планировочных и конструктивных особенностей жилых домов в ангарских селениях. Определены характерные черты обустройства интерьеров крестьянских жилищ в рассматриваемый период. Выявлены архитектурно-художественные принципы оформления крестьянских домов Нижнего Приангарья в XIX — начале XX в.

Ключевые слова: селения Нижнего Приангарья, архитектура крестьянских домов, описания построек, конструктивные и декоративные элементы дома.

В XIX в. одно из ранних описаний сибирских крестьянских селений и строений было приведено в книге первого енисейского губернатора А.П. Степанова [1]. Он писал: «Деревни Енисейской Губернии можно разделить на правильные и неправильные. Старые и новые колонии ссыльных принадлежат к первым. Последние представляют из себя образ свободы, изобилия и беспечности. Каждый дом построен по прихоти своего хозяина» [1, с. 104].

В описании жилых строений А.П. Степанов характеризовал самый распространенный тип сибирского жилища того периода — дом-связь.

«Обыкновенные крестьянские домы строятся долевым фасом по улице, на подпольях, с высокими крыльцами, которые часто без перил и навеса. Сквозные сени разделяют дом на две половины. С одной стороны приспешная изба; с другой на рундуке, то есть на возвышении четырех, пяти ступеней, горница, разделенная перегородкою. Печи все с трубами, но с деревянными заслонками; везде полы досчатые, но одиночные. Окны растворчатые, высотою в 3/4 аршина, стеклянные, слюдяные узорчатые и пузырные. Кровли тесовые, иногда из драни. Через сени ход с улицы на двор; но как все домы чрезвычайно высоки, то с заднего крыльца один ход по ступеням вниз, а другой, через досчатые перекладины, в верхний ярус большого сарая, то есть под пространный навес, поддерживаемый столбами; здесь-то летом собирается все семейство, в особенности женщины, и занимаются разными домашними работами. В самом дворе в нижнем ярусе большого сарая лежит сено, конная упряжь и сельские орудия; а в маленьких срубах — житни, закуты, бани. Всякую неделю полы не только моют, но скоблят ножами; стены покрываются белою глиною. В переднем углу комнаты образа, часто на холсте и в рамах; под ними крашеный стол; по стенам стулья с задинками и лавки приставные. Так живут крестьяне среднего состояния, богатые имеют по нескольку комнат; образа в окладах; стены покрыты обоями, зеркала, диваны. На дворе большие высокие амбары, избы, сараи. В каждой почти деревне можно отыскать от 1 до 5 подобных домов» [1, с. 105-106].

В последующее время жилая постройка типа «дом на связи» получает самое широкое распространение в Приангарье. О ее повсеместном распространении свидетельствуют заметки современников. Например, в Богучанах в 1848 г. она была описана А.А. Андреевым, который сообщал: «Дома села Богучанского Енисейского уезда были устроены на две половины: переднюю жилую избу и заднюю, так называемую светлицу или горницу, посредине коих устраивается коридор или сени, в них помещается казенка или кладовая, из них ведут две двери, одна для входа в дом, к коему с улицы приделывается крыльцо, другая для сообщения со скотским двором, каковые помещаются подле дворов или домов» [2].

Наиболее подробные описания крестьянских построек Нижнего Приангарья приведены в отчете сотрудника Красноярского подотдела Русского географического общества А.П. Ермолаева, который осуществил в этот район исследовательскую поездку в январе-апреле 1911 г. [3].

О крестьянском дворе он пишет: «Если посмотреть на усадьбу Ангарского крестьянина с улицы — она представляется в следующем виде: по одну сторону ворот обыкновенно стоит амбар, часто двухэтажный; по другую, отступая от ворот одно звено забора стоит изба; к ней примыкает крытый скотский двор с воротами на улицу. Устройство отдельных ворот на улицу из скотского двора — есть характернейшая особенность ангарских, отчасти чуно-мурских деревень. В глубине двора (ограда) помещаются остальные постройки, как-то: холодные помещения для скота, поднавесы, амбары, бани, последняя, впрочем, чаще находится где-нибудь в огороде или на берегу реки, если последний не особенно далек» [3, с. 28] (рис. 1).

В отчете приведены подробные описания крестьянских домов, существовавших в ангарских селениях в начале ХХ в.

«В здешней деревне можно наблюдать все постепенные переходы от старинной клети до большого деревянного дома городского типа. Типичной для Ангарья является двускатно-крытая изба с охлупнем. Чаще всего просторные сени делят избу на две половины, иногда эти последние, в свою очередь, разделены также на два вполне самостоятельных жилья, реже бывает, что изба состоит только из одного жилого помещения с сенями или даже без них. Завалинка, такая обыкновенная в деревнях по московскому тракту (например, в Канском уезде),

65

в приангарских селениях устраивается далеко не всегда» [3, с. 29].

Автор приводит некоторые конструктивные характеристики строений: «Бревенчатые стены избы сложены на мху, причем у старых построек бревна не строганы, а лишь очищены от коры и с внутренней стороны стесаны топором, у новых же бревна обделываются и окончательно обстругиваются еще до кладки в сруб. Крыша, иногда тесовая, обыкновенно же из драни; под дрань на стропила стелется лиственничный луб или береста, иногда, впрочем, этого не делают. Длинные желоба, покоящиеся на деревянных крюках — «курицах» поддерживают дрань, верхние концы которой прикрыты охлупнем. На некоторых крышах наложены особые венцы, охватывающие ее посредине» [3, с. 29].

А.П. Ермолаев уделил внимание в своем отчете описанию внешнего вида дома: «Лицо избы, которым она выходит на улицу, имеет от трех до шести окон, меньше чем три (два) мне приходилось видеть очень редко и лишь в старых строениях. В том случае, когда изба выходит на улицу окнами одного жилья, она имеет их три, это число повышается до пяти и шести, когда изба «крестовая». Противоположная, выходящая во двор стена, в случае, если данная изба не является одножилой, а делится, как сказано выше, сенями на две половины, имеет столько же окон, как и уличная, причем окна эти в обоих стенах расположены как раз друг против друга. На одной из продольных (перпендикулярной фасаду) находится пара окон, реже их бывает одно или три. Окна обрамлены наличниками и снабжены одностворчатыми ставнями, какая-либо окраска часто отсутствует совсем, но почти всегда они украшены незатейливой резьбой и выпилкой. В тех немногих случаях, когда приходилось наблюдать окраску наличников и ставней, последняя была или ярких цветов с разводами и намалеванными цветками, или скромная, одноцветная без растений и других фигур. Пучинных (брюшинных) окон я видел мало, а со слюдяными окнами избу встретил только один раз, именно в с. Кежем-ском» [3, с. 29-30] (рис. 2).

В отчете автор приводит сведения об устройстве придомового крыльца: «Лишь однажды мне пришлось войти в избу, не имевшую никакого крыльца, обыкновенно же каждая изба имеет эту пристройку, то сложную, то очень простую, состоящую иногда всего-навсего из нескольких плах, положенных на куски бревен и образующих три-четыре ступени, ведущие в избу. Чаще всего приходилось наблюдать крыльца следующего устройства. На высоте приблизительно полуторых аршин на четырех-шести столбиках лежит площадка, длинной стороной примыкающая к стене (избы) с выходной дверью. Пять-семь ступенек расположены с узкой стороны площадки — перпендикулярны стене, они нисходят на небольшую из трех-четырех досок площадку, лежащую уже на земле. Крыльцо кроется теми же материалами, как и крыша избы, кроме того, с боков оно или забирается дощаной стенкой с небольшими отверстиями для света, а иногда и с застекленным окном» [3, с. 30] (рис. 3).

По мнению А.П. Ермолаева, «время постройки, степень склонности населения данной деревни к украшению своего жилища и другие причины создают часто весьма значительные детальные отличия в физиономиях отдельных изб, оставляя самый тип в целости» [3, с. 31].

В описании декоративного оформления домов исследователь отметил следующие особенности: «Более старые постройки отличаются, например, меньшей величиной своих окон, а преобладающим орнаментом в украшениях наличников, карнизов является простой, состоящий из двух-четырех рядов кубиков, расположенных в шахматном порядке и не в одной плоскости. В общем, резные украшения распространены в большой степени в Кежемской волости, нежели в селениях Пинчугской. Часто бывает, что присутствие некоторых отличий в стройке украшений настолько постоянно и распространенно в постройках известного района, что определяет физиономию деревни, так, например, в д. Карабуле большинство домов снабжены резными коньками, в д. Заледеевой на Ангаре много изб, несущих с фронтона нечто вроде балкончика,

66

в с. Чадобец очень много ворот, украшенных резьбою» [3, с. 31] (рис. 4).

А.П. Ермолаев отметил в отчете перемены, происходившие в формировании селений в начале ХХ в.: «За последние годы в ангарскую деревню проник новый тип постройки, т.н. «круглого» дома, больших размеров, с отдельными сенями, деленного по крайней мере на две половины: «горницу» и собственно избу, он кроется шатром на четыре ската, является принадлежностью богатого или зажиточного хозяйства. В селах, а также и таких богатых деревнях, как Яркина на Чадобце, можно видеть большие деревянные дома совсем городского типа. В противоположность избе, выходящей на улицу узкой стеной, новые постройки большею частью вытягиваются по улице своей длинной стороной» [3, с. 31-32].

Характеризуя внутренний вид избы, автор пишет в отчете: «С крыльца вы попадаете в сени, здесь на вбитых в стены деревянных спицах висят хомуты, рыболовные снасти, ружье с натруской... Если сени просторны, то один из углов отводится под кладовку, т.н. казенку. Против входных в сени дверей в противоположной стене сделана другая меньшая дверь, ведущая в скотский двор. Когда сени делят избу на две половины, то налицо сказывается еще пара дверей, расположенных обыкновенно прямо друг против друга. Эти двери также широкие и низкие с высоким порогом, проходить в них нужно наклонившись. Вы входите в избу. Сразу направо русская печь, близь нее стоит железная печка, которую зимой топят постоянно, т.к. зимы суровы, а избы холодные. Налево кровать, накрытая одеялом своей работы, иногда она завешена пологом, чаще же нет. Близко к кровати весят и люльку (зыбку), если есть маленький. У переднего угла стоит обеденный стол, около него столик меньшего размера и более простого устройства — это для самовара, т.к. "самовар есть машина, а стол — престол Божий". Иконы отчасти старые, черные с пятнами вместо лик святых, отчасти новые — с фольгою и другими простыми украшениями, стоят на божнице. За последнее время, когда на Ангару проникла газета (выписываемая ссыльными), стены и потолки изб часто оклеены номерами газет и иллюстрированных изданий на разных языках, есть русские, немецкие, латышские, французские. Как-то странно смотреть в избе ангарского крестьянина на снимки с летающих аэропланов цеппелинов» [3, с. 32-34].

Большинство предметов интерьера и домашнего обихода, по описанию А.П. Ермолаева, были выкрашены масляной краской: «Иногда в доме выкрашено все, что можно было красить, включительно до бабьих лопат и сковородников» [3, с. 34]. Среди преобладающих цветов, использовавшихся для фона, автор выделяет темно-синие, темно-зеленые и охристые. Основными мотивами рисунков являлись гирлянды цветов, растений в горшках с сидящими на веточках птицами, которые составлялись из ярких комбинаций красного, зеленого, белого и синего цветов (рис. 5).

Рассмотренные материалы дают не только подробное описание строений ангарских крестьян ушедших эпох, но ценны наблюдениями современников над развитием типов жилых домов, раскрывают технику строительства, особенности конструкций и декоративных элементов, черты сельского быта сибиряков.

Список использованных источников

1. Степанов А.П. Енисейская губерния. — СПб., 1835. — Ч. 2.

2. Андреев А. Этнографические сведения о жителях с. Богучаны Енисейского уезда. Архив географического общества, 1848. Р. 57. Оп. 1. №16. Л. 3 // Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Часть 1. Приангарье. — Новосибирск: Изд-во «Наука». Сибирское отд-ние, 1971. — С. 60.

3. Ермолаев А.П. Отчет о поездке в Приангарский край. Материалы к изучению быта и хозяйственной деятельности населения Пинчугской и Кежемской волостей Енисейского уезда. Рукопись // Архив Красноярского краевого краеведческого музея. КККМ о/ф № 7886ПИр209.

Рис. 2. Нижнее Приангарье. Жилой дом. Фотография А.П. Ермолаева. 1911 г. Красноярский краевой краеведческий музей 68

Рис. 3. Крыльцо, характерное для многих селений Кежемской волости. Фотография А.П. Ермолаева. 1911 г. Красноярский краевой краеведческий музей

Рис. 4. Изба с балконом, характерная для д. Заледеевой на Ангаре. Фотография А.П. Ермолаева. 1911 г. Красноярский краевой краеведческий музей

Рис. 5. Село Богучаны. Раскраска двери и «переборки». Фотография А.П. Ермолаева. 1911 г. Красноярский краевой краеведческий музей

УДК: 72.001.

ББК:85.11

Е.Р. Чаторова, г. Томск Научный руководитель: Т.Н. Манонина

Архитектурная типология почтовых станционных домов Московско-Сибирского тракта в Томской губернии XIX в.

Аннотация

Статья посвящена архитектурной типологии почтовых станционных домов Московско-Сибирского тракта. На основании материалов Полного свода законов Российской империи выявлены этапы формирования архитектурного облика зданий, даны их технические характеристики. Исследования подкреплены обнаруженными архивными документами планов и фасадов почтовых домов. Представлена авторская трехмерная реконструкция зданий с уточнением цветового решения и описанием использованных материалов.

70

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.