Научная статья на тему 'Дом ребенка в пенитенциарном учреждении'

Дом ребенка в пенитенциарном учреждении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2231
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ДОМ РЕБЕНКА / ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ МАТЕРИНСТВО / CHILDREN'S HOME / PENAL SYSTEM / FEMALE CRIMINALITY / DEVIANT MOTHERHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луговская Светлана Владимировна, Ширшов Владимир Дмитриевич

В статье дается общая характеристика и направления деятельности Дома ребенка, находящегося на территории пенитенциарного учреждения. Приводится социально-психологический портрет осужденных женщин. Раскрываются условия внедрения модели совместного проживания матери и ребенка в пенитенциарном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Луговская Светлана Владимировна, Ширшов Владимир Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's Home in a Penal Institution1The Nizhny Tagil State Social Pedagogical Academy

General characteristic and directions of activity of the Children's home situated on the territory of a penal institution is given in the article. The social-psychological portrait of the condemned women is described. Conditions of introduction of joint mother and child residing model in a penal institution are revealed.

Текст научной работы на тему «Дом ребенка в пенитенциарном учреждении»

УДК 37.018.324+343.95

ББК Ю947 ГСНТИ 14.23.21

С. В. Луговская В. Д. Ширшов

Екатеринбург, Россия

ДОМ РЕБЕНКА В ПЕНИТЕНЦИАРНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. В статье дается общая характеристика и направления деятельности Дома ребенка, находящегося на территории пенитенциарного учреждения. Приводится социально-психологический портрет осужденных женщин. Раскрываются условия внедрения модели совместного проживания матери и ребенка в пенитенциарном учреждении.

Ключевые слова: пенитенциарная система, дом ребенка, женская преступность, девиантное материнство.

Сведения об авторе: Луговская Светлана Владимировна.

Место работы: кафедра управления и социальной работы Нижнетагильской государственной социальнопедагогической академии, г. Нижний Тагил.

Сведения об авторе: Ширшов Владимир Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: Уральский государственный педагогический университет, г. Епктеринбург.

Современная российская действительность характеризуется увеличением численности преступных деяний граждан. К сожалению, по статистике в 45 женских колониях общего режима находятся 67 тысяч женщин. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, женщины составляют около 5 % всего тюремного населения России.

© Луговская С. В., Ширшов В. Д., 2011

Код ВАК 13.00.01

S. V. Lugovskaya V. D. Shirshov

Ekaterinburg, Russia

CHILDREN’S HOME IN A PENAL INSTITUTION

The summary: General characteristic and directions of activity of the Children's home situated on the territory of a penal institution is given in the article. The social-psychological portrait of the condemned women is described. Conditions of introduction of joint mother and child residing model in a penal institution are revealed.

Keywords: Penal system, children's home, female criminality, deviant motherhood.

About the author: Lugovskaya Svetlana Vladimirovna.

Place of employment: Chair of Management and Social Work, The Nizhny Tagil State Social Pedagogical Academy, Nizhny Tagil.

About the author: Shirshov Vladimir Dmitrievich, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: The Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.

При 16 женских колониях функционирует дом ребенка, в котором проживает 851 ребенок.

Вопрос материнства в условиях изоляции от общества очень актуален, ибо нахождение детей вместе с матерью в местах лишения свободы — не лучшие условия для их развития. Желание женщины забеременеть и родить ребенка в

условиях исправительного учреждения общественностью и сотрудниками учреждения оценивается неоднозначно. С одной стороны, это возможность осужденной получить некоторые послабления в режиме содержания, в работе, получить дополнительное питание, медицинский уход, возможность сократить срок пребывания в колонии. С другой стороны, рождение ребенка рассматривается как важное средство, помогающее женщине выжить в сложных условиях изоляции от внешнего мира, сохранить качества женщины — матери, как стимул к развитию и законопослушному поведению на свободе. Однако необходимо учитывать и другое: мать, которая лишь периодически приходит к своему ребенку, не осознает свою материнскую роль, а сотрудники Дома ребенка, непосредственно занимающиеся воспитанием ребенка, не могут заменить ему полноценную семью, что заметно тормозит его развитие.

Как показывают факты, большинство женщин, находящихся в условиях заключения, происходят из неполных неблагополучных семей или выросли вообще без семьи в детских домах. Многие из них пережили в детстве и юности сексуальное и другие виды насилия, у них нет семьи, или, во всяком случае, мужей; они часто лишены самого необходимого — жилья, работы, нормального социального окружения. Их дети, повторяя судьбу матерей, воспитываются у родственников или в детских домах. Даже те из них, кто способен забо-

титься о ребенке, часто не имеют для этого реальной возможности — в колониях, приспособленных к проживанию матерей с детьми до трех лет, матери вынуждены жить отдельно от детей. Единственная родительская функция у таких мам — прогулка с ребенком в течение часа-двух в день. Если в колонии объявлен карантин — мать отчуждается от ребенка на длительный срок, в иных случаях на месяц и более. Понятно, что эти условия не способствуют формированию адекватного материнского отношения: фактически, дети, проживающие в доме ребенка в пенитенциарной системы — сироты, хотя их матери «сидят» рядом.

У детей из Дома ребенка пенитенциарной системы те же отклонения физического, личностного, эмоционального и познавательного развития, что и у обычных сирот, а именно: симптомы эмоциональной и сенсорной депривации, задержка психического и физического развития, расстройства поведения, деформация потребностно-мотива-

ционной сферы, педагогическая и социальная запущенность, плохое состояние здоровья.

Хуже всего то, что по статистике Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (данные на 23.01.2009) 7 из 10 женщин, освобождающихся из мест лишения свободы, отказываются от ребенка. Даже визуально наблюдая характер общения осужденных женщин с детьми, приходится часто видеть пассивное отношение к ребенку, окрики, грубые

выражения, неодобрительные взгляды, отсутствие физического контакта и ласки. Безусловно, таким образом к своим детям относятся не все женщины. Есть среди осужденных и очень хорошие матери, ответственно выполняющие материнские функции, осознающие чувство долга перед ребенком, искренне любящие своих малышей. Однако девиантное материнство — явление чрезмерно распространенное в пенитенциарной системе.

Термин «девиантное материнство» был предложен К. Бон-нэ. В дальнейшем разработку данной проблематики продолжили:

B. И. Брутман, М. С. Радионова,

C. Н. Ениколопова, М. С. Панкратов, Г. Г. Абрамченко, Г. И. Брех-ман, Ж. В. Завялова и др.

Девиантное (отклоняющееся от социальной нормы) материнство характеризуется нарушениями материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах. Сюда входит и открытое пренебрежение к ребенку, насилие по отношению к нему, отсутствие материнской привязанности, деформация эмоционального присоединения к ребенку.

На основании этого в ФГУ ИК №6 ГУФСИН России по Свердловской области (город Нижний Тагил) появилась идея о целесообразности проведения эксперимента по совместному проживанию осужденной матери со своим ребенком.

В статье 100 УИК РФ законодательно закреплено разрешение на совместное проживание матери с детьми, но, к сожалению, полноценные условия в большинстве учреждений для этого не созданы. Основная нагрузка в реализации данного проекта ложится на администрацию учреждения в целом, сотрудников Дома ребенка, психологов, сотрудников группы социальной защиты и начальника отряда, в котором содержаться женщины-матери, имеющие детей в учреждении.

Для характеристики обстановки, в которой будет проводиться данный эксперимент, дадим краткую характеристику исправительной колонии № 6 г. Нижнего Тагила. Исправительная колония, по смыслу ст. 74 Уголовно-исправительного кодекса, — основной вид исправительного учреждения. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы, например тюрьмой.

Во-первых, для исправительной колонии характерно применение исправительного воздействия в полном объеме, в отличие от тюрьмы, где привлечение осужденных к труду, получение общего образования и профессиональной подготовки сдерживается необходимостью обеспечения более строгой изоляции осужденных. Вследствие этого для исправительной колонии характерно наличие разветвленной производственной базы, где трудятся осужденные к лишению свободы, системы общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, курсов переподготовки и т. п.

Во-вторых, в организационном плане исправительная колония построена по отрядному принципу: осужденные объединены в отряды, которые размещаются, как правило, в общежитиях, воспитательная работа с осужденными ориентирована в основном на применение коллективных методов воздействия на личность. В тюрьмах, а также в отношении части осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии особого режима, обеспечивается покамерное содержании осужденных, что определяет специфику организационного построения исправительных учреждений, формы и методы воспитательной работы с осужденными.

На территории колонии в 1944 г. был создан Дом ребенка специально, чтобы не разлучать детей с матерями. Дети осужденных женщин с рождения и до трехлетнего возраста, как и в обычных яслях и детских садах, поделены по группам, их пять, сформированным по возрасту. Есть еще отделение для детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей. Лимит наполняемости Дома ребенка — 75 малышей, на конец 2010 года в учреждении содержалось 120 воспитанников (из них 51, которым не было и года).

На сегодняшний день существует Положение о Доме ребенка ФГУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области. Данный документ содержит нескольких глав: общие положения; основные задачи и функции дома ребенка. В главе «Общие положения» определены

правовой статус Дома ребенка, как лечебно-профилактического учреждения, подчиненность сотрудников данного учреждения. Также прописаны обстоятельства и возраст детей, при которых они могут содержаться в Доме ребенка на территории исправительного учреждения. Прописано количество помещений, необходимых в структуре Дома ребенка: помещение для прохождения карантина; изолятор для детей с инфекционными заболеваниями, не нуждающихся в стационарном лечении; групповое помещение (группа): игровая комната, спальное помещение, санитарная комната; процедурный кабинет; прививочный кабинет; кабинеты для физиотерапевтического лечения; зал для занятий физической культурой и музыкальных занятий.

В главе «Основные задачи» выделены 7 задач, которыми должны руководствоваться сотрудники дома ребенка в своей работе, к ним можно отнести: обеспечение необходимых условий для физического и нервно-психического развития ребенка; медицинский контроль за развитием и здоровьем детей; профилактика и лечение инфекционных и соматических заболеваний и т. д.

В последней главе, «Функции дома ребенка», детально прописан возраст детей находящихся в группах, особое внимание уделено детям грудного возраста, в особенности проблеме рационального вскармливания детей данной возрастной группы. Также в этой главе содержится информация о том, как специалисты определяют состояния

здоровья ребенка, как правильно проводит закаливание в группах и прививать детям физические упражнения.

В пенитенциарной системе детско-родительские отношения

складываются специфическим образом: мать видится с ребенком лишь 3 часа в сутки, остальное время ребенок находится в Доме ребенка с воспитателями, медсестрами и сверстниками. Материнские отношения, очень часто, носят девиантный характер, что особенно ярко проявляется после освобождения женщины из мест лишения свободы, ведь по данным ФГИ ИН 7 из 10 женщин бросают своих детей в первые же месяцы после освобождения. Из практических наблюдений можно отметить такие факты, как недоброжелательное отношение многих мам к своим детям, пассивное общение с детьми, употребление бранных выражений по отношению к своему ребенку, отсутствие телесных ласк, отсутствие в речи мам уменьшительно-ласкательных слов, похвалы. Это вовсе не означает, что такие поведенческие паттерны заметны у всех женщин, которые родили ребенка в местах лишения свободы. Есть среди женщин и очень добросовестные мамы, искренне любящие своего ребенка, но их, к сожалению, мало.

С другой стороны, доказано, для того чтобы детско-материнские отношения сложились в симбиотическом характере, мать должна эмоционально присоединиться к ребенку, ведь ребенок всегда эмо-

ционально привязан к матери (за исключением случае расстройств эмоциональной сферы у ребенка, к примеру аутизма, шизоидной акцентуации и т. п.). Этот процесс, обусловленный биологическими инстинктами, должен проходить планомерно, естественно. Но требования закона и необходимость изоляции женщин препятствуют установлению эмоционально-биологических связей матери и ребенка. Вот почему необходимо выявить особенности материнского отношения к детям среди женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Установив специфику детско-родительских отношений,

специалист социальной работы сможет наладить работу по оптимизации детско-родительских от-

ношений и коррекцию девиации материнских эмоций. При благоприятном исходе это приведет к гармонизации детско-родительских отношений, что положительно скажется и на характере материнского отношения и на коррекции эмоциональных нарушений детей Дома ребенка.

При подготовке к реализации эксперимента по совместному проживанию матери и ребенка остро встал вопрос о воспитательных возможностях осужденных матерей, и об их социально-психологической характеристике. Для определения социально-психологического портрета осужденной женщины, имеющей ребенка в условиях пенитенциарного учреждения, нами было предложено ответить на вопросы, условно сгруппировав их в два блока.

Первый блок содержал вопросы, позволяющие определить социально-демографическую характеристику женщин-осужденных.

Следующий блок содержал вопросы, касающиеся уголовно-правовой характеристики испытуемых. В опросе участвовало 54 осужденных женщин имеющих детей в Доме ребенка ФГУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области.

По результатам исследования нами были получены следующие результаты.В рамках ответов на первый блок вопросов нами была получена следующая информация:

1. Возрастные характеристики

осужденных женщин: от 18-25

лет — 34 %, от 26-35 лет — 52 % опрошенных, от 36-45 лет — 12 %, и 2 % женщин старше 46 лет.

2. Значительная доля осужденных женщин, имеющих детей, — 58 % — ни разу не состояла в официальном браке, 13 % женщин состоят в официальном браке и сохранили свои семьи даже после приведения приговора в исполнение (у 4 % женщин брак был расторгнут после 2-3 лет заключения), 29 % осужденных женщин ранее были в официальном браке, но на момент осуждения официально разведены (7 % были замужем дважды, 3 % — трижды).

3. На вопрос об образовании

были получены следующие результаты: 14 % имеют высшее образование, 10 % — профессиональное образование, 24 % — средне-

специальное образование, 45 % — среднее образование, 7 % имеют незаконченное среднее образование

(в основном это женщины цыганской национальности).

4. На вопрос о статусе отца ребенка были получены такие результаты: у 77 % детей осужденных женщин отец ребенка известен (гражданский муж, друг и др.), у 13 % есть законный супруг, 10 % женщин не знают, кто является отцом ребенка (были изнасилованы или находились в состоянии алкогольного опьянения, и др.). 59 % отцов признали детей и посильно участвуют в их воспитании даже в рамках исправительного учреждения (передают одежду, продукты, приезжают на свидания и др.), 41 % отцов, даже имеющих законный статус (5 %) полностью отстранены от детей и даже не знают о их существовании.

5. Многие из осужденных уже имеют опыт воспитания детей на свободе. У 35 % — второй ребенок, у 18,5 % — третий, у 10 % — более трех. Известен факт, что у 25% женщин есть дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах (у 17 % — один ребенок, у 4 % — двое, у 3 % — трое и у 1 % — четверо).

6. На вопрос мотивации рождения ребенка в исправительной колонии были получены следующие результаты: 45 % ответили, что рожденный ребенок долгожданный (при этом так отвечали и те, кто уже имеет 3-х и более детей, аргументируя следующим «очень хотела мальчика (девочку)», «ребенок от другого брака», «я люблю детей»), 18,5 % считают аборт тяжким грехом, поэтому и рожают в условиях изоляции. 22,2 % долгое

время не знали о своей беременности, а затем уже было поздно делать аборт, 7,3 % надеялись на послабления в режиме исполнения наказания, 2 % — решили привлечь внимание родителей к себе через внука или мужа (сожителя) через ребенка, 5 % считали, что наличие ребенка позволит им претендовать на условно-досрочное освобождение.

Ответы на вопросы, касающиеся уголовно-правовой характеристики испытуемых, дали нам возможность получить следующие данные:

1. 78 % осужденных женщин отбывают наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления (за умышленные убийства, групповые преступления, разбой и др.), 22 % отбывают наказание за кражи, махинации, хранение и распространение наркотических средств. При работе с личными делами осужденных женщин был установлен факт, что 7 % женщин, осужденных за убийства, совершали преступления на поздних сроках беременности, а 2 % осужденных женщин отбывают наказание за убийства своих детей.

2. 62 % женщин отбывают наказание в первый раз, 29 % — во второй, 9 % — в третий и более раз.

3. Из всего количества опрошенных 20 % женщин лишены родительских прав на своих детей, находящихся на свободе, за асоциальный образ жизни и за ненадлежащие исполнение родительских обязанностей.

Полученные нами характеристики осужденных женщин дают нам возможность сделать выводы,

которые целесообразно положить в основу дальнейшего исследования.

Социально-педагогическое воздействие на женщин, имеющих детей в условиях исправительного учреждения, требует особого подхода, т. к. в большинстве своем они уже имеют детей и некоторые лишены родительских прав. В работе с ними важен индивидуальный подход. Есть такие женщины, которые ищут любые лазейки, чтобы не быть с детьми. Иногда то, что дети находятся под полным наблюдением работников дома ребенка, порождает иждивенческие настроения у матерей. Эксперимент по совместному проживанию матери и ребенка, прежде всего, преследует цель пробудить в женщине материнские чувства, лучше понять собственного ребенка, чтобы ребенок называл мамой не воспитателя дома ребенка, а свою собственную мать, чтобы после освобождения у женщины даже не возникло желание бросить ребенка.

Совместное проживание осужденных матерей со своим ребенком в местах лишения свободы должно положительно сказаться как на женщине, так и на ее ребенке. Общение с детьми в большинстве случаев меняет поведение осужденных женщин в лучшую сторону, они становятся сдержаннее, материнские чувства помогут ей построить правильную траекторию жизни, избежать рецидива преступления.

Совместное содержание матери и ребенка, на наш взгляд, очень положительно сказывается и на

развитии детей. Они растут более раскованными, контактными, эмоционально стабильными, в своем развитии дети не так сильно отстают от детей, воспитывающихся в условиях воли.

Совместное проживание матери и ребенка приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение должно носить эмоциональноположительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического развития.

При разработке плана деятельности по организации проекта совместного проживания матери и ребенка в условиях исправительного учреждения необходимо учитывать следующие условия.

1. Индивидуальные условия социальной ситуации жизни женщины до поступления в исправительное учреждение.

2. Возраст, состав преступления, индивидуально-типологические особенности женщины.

3. Особенности материнской позиции (тип отношения женщины к себе как личности и ее ребенку).

4. Внутреннюю позицию и общее отношение осужденной к миру.

Исходя из этого можно определить следующие направления работы в данном контексте:

1. Изучение вновь прибывших осужденных женщин, имеющих малолетних детей, и женщин, готовящихся стать матерью (методы изучения — личное дело осужден-

ной, включенное наблюдение, личностные опросники, индивидуальная беседа и др.).

2. Подготовка программы индивидуально-воспитательной работы с осужденными матерями (методы — диагностика, психолого-пе-дагогическое сопровождения и др.).

3. Повышение психолого-педа-гогической компетентности осужденных матерей и формирование адекватных детско-родительских отношений (методы — лекции-беседы, психодраммы, социальнопедагогический тренинг, консультации специалистов, специально организованные тематические семинары и др.).

4. Тематические тренинги.

5. Создание условий для совместного проживания матери и ребенка в условиях исправительного учреждения (разработка концепции, санитарно-бытовых условий, режима пребывания).

6. Индивидуальное психологопедагогическое консультирование заключенных

7. Повышение педагогической компетентности сотрудников, работающих с осужденными женщинами, имеющих детей.

Литература

1. Положение о доме ребенка ФБУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области от 15.04.2009

2. Программа социально-психологической реабилитации осужденных женщин, имеющих детей в условиях лишения свободы от 25.08.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.