УДК 343.8
ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Н.Г. Абрамова
Рассматривается и анализируется правовое положение осужденных женщин, имеющих детей, рожденных в исправительных учреждениях, а также механизмы защиты материнства и детства в пенитенциарной системе. Вносятся предложения по совершенствованию законодательства по вопросам правового положения указанной категории детей.
Ключевые слова: институт материнства и детства; ресоциализация; женщины, осужденные к лишению свободы; защита прав детей, рожденных в исправительных учреждениях; постпенитенциарные центры.
В настоящее время совершенствование уголовно-исполнительного законодательства РФ продолжается с учетом гуманистических достижений мировой практики.
Сотрудничество мирового сообщества в деле выработки единых международно-правовых стандартов в области исполнения уголовных наказаний и, особенно, при исполнении наказания в виде лишения свободы связано с решением вопросов гуманизации пенитенциарной системы, ресоциализации осужденных и их адаптации в обществе после освобождения
[4].
Современное законодательство не только закрепляет защиту государством материнства, детства и семьи в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и подзаконных актах, но стремится создать все условия и разработать механизмы для реализации такой защиты. Поскольку, прежде всего, именно институт материнства и детства нуждаются в постоянной защите и поддержке.
В настоящее время деятельность государства по защите материнства и детства осуществляется по нескольким направлениям:
- совершенствование законодательной базы и разработка гарантий по защите института материнства и детства;
- создание механизмов, направленных на реализацию этих гарантий и
норм;
- практическое применение института по защите института материнства и детства, создание дополнительных условий для укрепления института в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом.
Политика государства в любой области, направленная на улучшение положения женщин, защиту их прав и интересов, должна иметь свои особенные черты, в том числе и в пенитенциарной системе.
Правовое положение осужденных женщин должно учитывать то
обстоятельство, что они «ответственны» не только за себя, но и за своих малолетних детей [3]. В связи с этим возникают проблемы, связанные с пребыванием в местах лишения свободы беременных женщин и матерей с детьми.
По состоянию на 1 июля 2017 г. учреждениях содержатся 48 455 женщин, в том числе 39 018 - в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и 9 437 - в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях. При женских колониях имеется 13 лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства - домов ребенка, в которых проживает 564 ребенка [2]. В 2016 году, по данным ФСИН России, в исправительных учреждениях находилось более 600 детей до трех лет.
Следует отметить, что незначительное снижение количества женщин, содержащихся в местах лишения свободы с детьми, непосредственно связано с гуманизацией в отношении наказания женщин, имеющих малолетних детей. В то же время увеличилось количество беременных женщин, ежегодно поступающих в пенитенциарные учреждения [3].
По данным ФСИН РФ, на начало 2017 года в 19 из 126 колониях-поселениях отбывают наказание беременные женщины, а в девяти -осужденные с детьми в возрасте до трех лет.
Однако следует отметить, что именно в колониях-поселениях меньше возможностей для проживания с детьми. В действующем приказе Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17.10.2005 «О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу», который регулирует порядок создания домов ребенка в местах лишения свободы, упомянуты только исправительные колонии.
Беременные женщины и женщины с детьми направляются в 13 женских колоний общего режима, те которые имеют условия для их содержания: это Мордовия, Московская, Нижегородская, Саратовская, Владимирская, Кемеровская, Ростовская области, Красноярский край.
Таким образом, ребенок имеет возможность жить рядом с матерью и имеет возможность полноценно развиваться. Для матери - это хороший стимул к ресоциализации, так как уход за ребенком помогает женщине подготовиться к жизни на свободе. Однако специалисты управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России указывают на некоторые проблемы в данной сфере. Например, нередко встречаются такие матери, у которых совершенно отсутствуют материнские инстинкты. Имеют место случаи, когда она приходит два раза в день посетить своего ребенка, у нее нет взаимопонимания со своим малышом. Многие женщины отказываются проживать совместно с ребенком. Следует констатировать тот факт, что ребенок для многих матерей - это только возможность получения различных благ.
К сожалению, по статистике, большая часть детей по достижении трех лет после дома ребенка попадают в детские дома, из которых матери их уже не забирают. При этом отсутствует надлежащий механизм корректировки такого поведения осужденных женщин, имеющих детей. Полномочия администрации исправительных учреждений в данном случае не определены, процедура взаимодействия в этой области с органами опеки и попечительства и принятия соответствующего решения в УИК РФ не установлена.
Стоит также отметить, что многие женщины выходят из колонии с потерянными социальными связями, кто-то в прошлом страдал алкоголизмом и наркозависимостью. Для таких осужденных необходимо создавать постпенитенциарные центры по оказанию социальной и психологической помощи и поддержке. В настоящее время Федеральной службой исполнения наказаний налажено взаимодействие с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения; дети получают квалифицированную медицинскую помощь. Однако, с точки зрения закона, правовое положение данной категории детей законом не урегулировано. Это подтверждается тем, что защита интересов и прав таких детей не регламентирована Указом Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [5]. Право на проживание детей с матерями, осужденными к лишению свободы, и их дальнейшей судьбе на ближайшие три года закреплено только в ст. 100 УИК РФ.
Заметим, что по инициативе Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере с 2016 года ФСИН реализует «дорожную карту», согласно которой к 2021 году все женщины, изъявившие желание, будут проживать вместе со своими детьми в домах ребенка при исправительных учреждениях.
Безусловно, что сегодня в российских колониях недостаточно такого количества помещений, в которых можно разместить матерей с детьми. Для совместного проживания необходимы отдельные комнаты на две-три матери с отдельным душем, туалетом и другими удобствами. Со слов заместителя председателя Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Юлии Басовой данная реформа, по подсчетам ФСИН, в целом обойдется в 1,3 млрд руб. Кроме того, нужен новый персонал для домов ребенка, его необходимо обучить. В настоящее время в учреждениях ФСИН работают административные комиссии, которые обследуют действующие дома ребенка. Предполагается, что где-то достаточно будет провести реконструкцию, а где-то построят новые корпуса. По информации ФСИН с 2018 года запланировано строительство общежития для совместного проживания 30 осужденных матерей с детьми в Челябинской области, в 2020 году - корпус для 100 матерей с детьми в Свердловской области и общежитие для 50 матерей с детьми в Саратовской области [6].
Отечественное уголовно-исполнительное законодательство подверглось значительной либерализации. Тем не менее, и оно нуждается в дальнейшей детализации, так как некоторые его нормы несут в себе такую правовую
неопределенность, что осужденные не могут воспользоваться своими правами, защищать свои законные интересы и правильно исполнять свои обязанности. Это вызвано тем, что нормы УИК РФ зачастую неконкретны. Между тем право может быть реализовано только тогда, когда обеспечен действительный механизм его защиты [1].
Мы полагаем, что правовое положение детей, рожденных в исправительных учреждениях, которые не являются осужденными, не должно регулироваться только положениями УИК РФ. В этом случае решением данной проблемы будет правомерным принятие закона, в котором будут прописаны все аспекты жизни малышей с осужденными рассматриваемой категории и определена мера их ответственности за недобросовестное отношение к своим детям.
Список литературы
1. Бояринев В.Г. Государственная защита прав лиц, содержащихся под стражей // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 4.
2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний. Официальный сайт ФСИН России. URL: httpV/фсин.рф (дата обращения: 10.10.2016).
3. Омельченко О.А. Пробелы в правовом регулировании отбывания наказания осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации //Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. № 5. С. 18 - 21.
4. Попова Е.Э. Правовое регулирование общественного воздействия как средства исправления осужденных // Российский следователь. 2012. № 11. С. 37 - 39.
5. Указ Президента РФ от 10.09.2012 № 1274 (ред. от 13.07.2016) О Координационном совете при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы// Собрание законодательства РФ, 17.09.2012, № 38, ст. 5067.
6. https://www.kommersant.ru/doc/3281545 (дата обращения: 10.07.2017).
Абрамова Наталья Геннадьевна, канд. юрид. наук, доц. кафедры уголовно-правовых дисциплин, Россия, Псков, Россия, Псковский филиал Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России
PROTECTION OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD IN THE PENITENTIARY SYSTEM OF
THE RUSSIAN FEDERATION
N.G. Abramova
insiders and analyzes the legal status of convicted women, having children born in correctional institutions and mechanisms for the protection of motherhood and childhood in the prison system. Proposals for improving the legislation on the legal status of this category of children.
Key words: Institute of maternity and childhood; socialization; women sentenced to deprivation of liberty; protection of the rights of children born in penal institutions; centres for ex-offenders.
Abramova Natal'ya Gennad'evna, Cand. jurid. Sciences, Assoc. Chair of Criminal Law Disciplines, Russia, Pskov, Russia, Pskov Branch of the Academy of Law and Administration of the Federal Penitentiary Service of Russia
УДК 34.343.42
К ВОПРОСУ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОГО
ХАРАКТЕРА, СОВЕРШЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕТИ
«ИНТЕРНЕТ»
Т.А. Аристархова, Е.Д. Малахвей
Рассматривается понятие преступлений экстремистского характера, а также основные проблемы, возникающие в процессе выявления преступлений экстремистского характера, совершенных с использованием сети «Интернет». Проанализированы основные способы совершения и сокрытия преступлений экстремистского характера при условии использования преступниками информационно-коммуникационных сетей.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, преступление, сокрытие преступления, способ совершения преступления, сеть «Интернет», информационно-коммуникационные сети.
В настоящий момент, несмотря на все усилия, принимаемые правоохранительными органами, количество преступлений экстремистского характера, совершаемых против прав и законных интересов человека и гражданина, неуклонно растет. Экстремизм в различных его проявлениях по своей распространенности, интенсивности и жестокости превратился на современном этапе в одну из самых острых проблем глобального масштаба.
В настоящий момент особую озабоченность вызывает то, что преступления экстремистского характера все чаще осуществляются с использованием сети Интернет.
В соответствии с положениями Конституции [1], Российская Федерация является многонациональной страной, народы которой исповедуют различные религии, в свете чего экстремизм во всех его формах и проявлениях становится фактором, угрожающим целостности и единству государства.