Научная статья на тему 'Социально-психологический портрет осужденных женщин, имеющих детей в условиях пенитенциарного учреждения'

Социально-психологический портрет осужденных женщин, имеющих детей в условиях пенитенциарного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2297
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ДОМ РЕБЕНКА / ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ МАТЕРИНСТВО / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / PENITENTIARY SYSTEM / ORPHANAGE / PENAL COLONY / FEMALE CRIMINALITY / DEVIANT MOTHERHOOD / CHILD-PARENT RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луговская Светлана Владимировна

В статье дается общая характеристика и направления деятельности исправительной колонии № 6 города Нижнего Тагила, а также Дома ребенка, находящегося на ее территории. Приводятся данные исследования, проведенного с целью оптимизации экспериментальной работы по внедрению модели совместного проживания матери и ребенка в условиях пенитенциарного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Луговская Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological image of convict women with children in the conditions of a penitentiary institution

The article gives a general description and trends of activities in the Penal Colony No.6 in Nizhny Tagil, as well as the Orphanage, located on its territory. The results of the study carried out to optimize the experimental work on implementing the model of mother and child's cohabitation in the conditions of penal institution are provided.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический портрет осужденных женщин, имеющих детей в условиях пенитенциарного учреждения»

С. В. Луговская

(Нижний Тагил)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ ПОРТРЕТ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье дается общая характеристика и направления деятельности исправительной колонии №6 г. Нижнего Тагила, а также Дома ребенка, находящегося на ее территории. Приводятся данные исследования, проведенного с целью оптимизации экспериментальной работы по внедрению модели совместного проживания матери и ребенка в условиях пенитенциарного учреждения.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, женщины составляют около 5% всего тюремного населения России. При 16 женских колониях функционируют дома ребенка, в которых проживает 851 ребенок.

Вопрос материнства в условиях изоляции от общества очень актуален, ибо нахождение детей вместе с матерями в местах лишения свободы - не лучшие условия для их развития. Желание женщины забеременеть и родить ребенка в условиях исправительного учреждения общественностью и сотрудниками оценивается неоднозначно. В одном случае как возможность осужденной получить некоторые послабления в режиме содержания, в работе, дополнительное питание, медицинский уход, возможность сократить срок пребывания в колонии. В другом же случае рождение ребенка рассматривается как важное средство, помогающее женщине выжить в сложных условиях изоляции от внешнего мира, сохранить качества женщины-матери, как стимул к развитию и законопослушному поведению на свободе. Однако необходимо учитывать и другое: мать, которая лишь периодически приходит к своему ребенку, не осознает свою материнскую роль, а сотрудники дома матери и ребенка, непосредственно занимающиеся воспитанием ребенка, не могут заменить ему полноценную семью, что заметно отражается на развитии личности младенца.

Как показывают проведенные нами исследования, большинство женщин, находящихся в условиях заключения, происходят из неполных неблагополучных семей или выросли без семьи в детских домах. Многие из них пережили в детстве и юности сексуальное и дру-

гие виды насилия, в силу чего у них отсутствуют семьи или во всяком случае официальные мужья; они часто лишены самого необходимого - жилья, работы, нормального социального окружения. Их дети, повторяя судьбу матерей, воспитываются у родственников или в детских домах. Даже те из них, кто способен заботиться о ребенке, часто не имеют для этого реальной возможности - в колониях, приспособленных к проживанию матерей с детьми до трех лет, матери вынуждены жить отдельно от детей. Родительская функция у таких мам сводится, как правило, к прогулке с ребенком в течение часа-двух в день, а если в колонии объявлен карантин, мать отчуждается от ребенка на длительный срок, в некоторых случаях на месяц и более. Все перечисленные выше условия не способствуют формированию адекватного материнского отношения: фактически, дети, проживающие в доме ребенка в пенитенциарной системе, являются сиротами, несмотря на то что их матери находятся в данном же учреждении. Как показывают результаты психологического исследования, проведенного студентами факультета социальной работы и управления Нижнетагильской государственной социально- педагогической академии, воспитание в пенитенциарном учреждении по данной модели приводит к тому, что у детей из дома ребенка исправительного заведения наблюдаются те же отклонения физического, личностного, эмоционального и познавательного развития, что и у обычных сирот, а именно: симптомы эмоциональной и сенсорной депривации, задержка психического и физического развития, расстройства поведения, деформация потребностно-мотивационной сфе-

ры, педагогическая и социальная запущенность, плохое состояние здоровья.

По статистике Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (данные на 23.01.2009) 7 из 10 женщин, освобождающихся из мест лишения свободы, отказываются от ребенка. Наблюдения за общением осужденных женщин со своими детьми позволяют констатировать следующий характер их взаимодействия: пассивное отношение к ребенку, окрики, грубые выражения, неодобрительные взгляды, отсутствие физического контакта и ласки. Безусловно, таким образом, к своим детям относятся не все женщины: есть среди осужденных и очень хорошие матери, ответственно выполняющие материнские функции, осознающие чувство долга перед ребенком, искренне любящие своих малышей. Однако исследования, проведенные в Свердловской области, показывают, что девиантное материнство - стало чрезмерно распространенным явлением в пенитенциарной системе.

Термин «девиантное материнство» был предложен К. Боннэ. В дальнейшем разработку данной проблематики продолжили В. И. Брутман, М. С. Радионова, С. Н. Ениколо-пова, М. С. Панкратов, Г. Г. Абрамченко, Г. И. Брехман, Ж. В. Завялова и др. Девиантное (отклоняющееся от социальной нормы) материнство характеризуется нарушениями материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах. Признаками девиантного материнства являются открытое пренебрежение к ребенку, насилие по отношению к нему, отсутствие материнской привязанности, деформация эмоционального присоединения к ребенку и пр. После выявления в ходе наших исследований данного отрицательного явления, было принято решение о проведении эксперимента по совместному проживанию осужденной матери со своим ребенком. Основную поддержку исправительной колонии в реализации данного проекта оказали администрация, дом матери и ребенка данного учреждения; психологи и сотрудники группы социальной защиты.

При определении условий данного социально-педагогического эксперимента укажем, что исправительная колония имеет ряд

преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими функции лишения свободы. К таким преимуществам относятся:

- во-первых, для исправительной колонии характерно применение исправительного воздействия в полном объеме в отличие от тюрьмы, где привлечение осужденных к труду, получение общего образования и профессиональной подготовки сдерживается необходимостью обеспечения более строгой изоляции осужденных. Вследствие этого для исправительной колонии характерно наличие разветвленной производственной базы, где трудятся осужденные к лишению свободы, системы общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, курсов переподготовки и т.п.

- во-вторых, в организационном плане исправительная колония построена по отрядному принципу: осужденные объединены в отряды, которые размещаются, как правило, в общежитиях, воспитательная работа с осужденными ориентирована в основном на применение коллективных методов воздействия на личность. В тюрьмах, а также в отношении части осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии особого режима, обеспечивается покамерное содержание осужденных, что определяет специфику организационного построения исправительных учреждений, формы и методы воспитательной работы с осужденными.

На территории колонии создается Дом ребенка специально, чтобы не разлучать детей с матерями. Дети осужденных женщин с рождения и до трехлетнего возраста, как и в обычных яслях и детских садах, поделены по группам, их пять, сформированных по возрасту. Дом ребенка функционирует согласно Положению о доме ребенка ФГУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области. Данный документ содержит нескольких глав: общие положения»; основные задачи и функции дома ребенка. В главе «Общие положения определены правовой статус Дома ребенка как лечебно-профилактического учреждения, подчиненность сотрудников данного учреждения; также прописаны обстоятельства и возраст детей, при которых они могут содержаться в Доме ребенка на территории исправительного учреждения. Выделены задачи, которыми должны руководствоваться сотрудники дома ребенка в своей работе. К ним можно отнести: обеспечение необходимых

условий для физического и нервно-психического развития ребенка; медицинский контроль за развитием и здоровьем детей; профилактика и лечение инфекционных и соматических заболеваний и т.д.

Анализ условий проведения социально-педагогического эксперимента позволяет сделать вывод о необходимости разработки специального механизма психолого-педагогиче-ского воздействия на женщин, имеющих детей в исправительном учреждении. Основой данного механизма, по нашему мнению, должен являться индивидуальный подход. Поскольку есть такие женщины, которые ищут любые лазейки, чтобы не быть с детьми, эксперимент прежде всего преследовал цель пробудить в женщине материнские чувства, лучше понять собственного ребенка, чтобы после освобождения у нее даже не возникло желание бросить ребенка.

В пенитенциарной системе детско-родительские отношения складываются специфическим образом и очень часто носят девиантный характер. В то же время доказано, что для того чтобы сложились детско-материнские отношения симбиотического характера, мать должна эмоционально присоединиться к ребенку, который всегда эмоционально привязан к ней (за исключением случаев расстройств эмоциональной сферы у ребенка, к примеру аутизма, шизоидной акцентуации и т.п.). Этот процесс, обусловленный биологическими инстинктами, должен проходить планомерно, естественно. Но требования закона и необходимость изоляции женщин препятствуют установлению эмоционально-биологических связей матери и ребенка. Установив специфику детско-родительских отношений, специалист социальной работы сможет оптимизировать налаживание детско-родительских отношений и коррекцию девиации материнских эмоций. При благоприятном исходе это приведет к гармонизации детско-родительских отношений, что положительно скажется и на характере материнского отношения, и на коррекции эмоциональных нарушений детей дома ребенка.

При подготовке к реализации эксперимента по совместному проживанию матери и ребенка остро встал вопрос о воспитательных возможностях осужденных матерей и об их социально-психологической характеристике. Для определения социально-психологического портрета осужденной женщины, имеющей

ребенка в условиях пенитенциарного учреждения, мы предложим таким женщинам ответить на вопросы, условно сгруппированные в два блока. Первый блок содержал вопросы, позволяющие определить социально-демографическую характеристику женщин-осуж-денных. Второй блок содержал вопросы, касающиеся уголовно-правовой характеристики испытуемых. В опросе участвовали 54 осужденные женщины, имеющие детей в Доме ребенка.

В исследовании нами были получены следующие результаты:

1. Возрастные характеристики осужденных женщин: от 18 до 25 лет - 34%, 26-35 лет

- 52% опрошенных, 36-45 лет - 12% и 2% женщин старше 46 лет.

2. Значительное число осужденных женщин, имеющих детей, - 58% - ни разу не состояли в официальном браке, 13% женщин состоят в официальном браке и сохранили свои семьи даже после приведения приговора в исполнение (у 4% женщин брак был расторгнут после 2-3 лет заключения), 29% осужденных женщин ранее состояли в официальном браке, но на момент осуждения были официально разведены (7% были замужем дважды, 3% трижды).

3. На вопрос об образовании были получены следующие ответы: - 14% имеют высшее образование, 10% - профессиональное образование, 24% - средне-специальное образование, 45% среднее образование, 7% имеют незаконченное среднее образование.

4. Опрос о статусе отца ребенка дал такие результаты: у 77% осужденных женщин отец ребенка известен (гражданский муж, друг и др.), у 13% есть законный супруг, 10% женщин не знают, кто является отцом их ребенка.

5. Многие из осужденных уже имеют опыт воспитания детей на свободе. У 35% - второй ребенок, у 18,5% - третий, у 10% - более трех детей. Известен факт, что у 25% женщин есть дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах (у 17% - один ребенок, у 4% -двое, у 3% - трое и у 1% - четверо)

6. На вопрос о мотивации рождения ребенка в исправительной колонии 45% респондентов ответили, что рожденный ребенок долгожданный (так отвечали и те, кто уже имеет 3-х и более детей, аргументируя следующим «очень хотела мальчика (девочку)», «ребенок от другого брака», «я люблю де-

тей»), 7,3% надеялись на послабления в режиме исполнения наказания, 2% таким образом решили привлечь внимание к себе родителей через внука или мужа (сожителя) через ребенка, 5% считали, что наличие ребенка позволит им претендовать на условно-досрочное освобождение.

Полученные в ходе исследования характеристики осужденных женщин позволяют сделать следующие выводы:

- совместное проживание осужденных матерей со своим ребенком в местах лишения свободы должно положительно сказаться как на женщине, так и на ее ребенке. Общение с детьми в большинстве случаев меняет поведение осужденных женщин в лучшую сторону, они становятся сдержаннее, материнские чувства помогают построить правильную траекторию жизни, избежать рецидива преступления;

- совместное содержание матери и ребенка очень положительно сказывается и на развитии детей. Они растут более раскованными, контактными, эмоционально стабильными, в своем развитии дети не так сильно отстают от детей, воспитывающихся в условиях воли;

- совместное проживание матери и ребенка приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического развития.

На основе данных выводов нами был разработан план деятельности по организации проекта совместного проживания матери и ребенка в исправительном учреждении с учетом следующих условий:

- индивидуальные условия социальной

ситуации жизни женщины до поступления в исправительное учреждение;

- возраст, состав преступления, индивидуально-типологические особенности женщины;

- особенности материнской позиции (тип отношения женщины к себе как личности и своему ребенку);

- внутренней позиции и общего отношения к миру осужденной как человека.

Данные условия были учтены в плане организации социально-педагогического эксперимента по совместному проживанию матерей с детьми в условиях пенитенциарного заведения. Этот проект реализуется по следующим основным направлениям:

1. Психолого-педагогическое исследование вновь прибывших осужденных женщин, имеющих малолетних детей, и женщин, готовящихся стать матерями, на основе анализа личных дел осужденных, личностных опросников, включенного наблюдения, индивидуальных бесед и др.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности осужденных матерей и формирование адекватных детско-родительских отношений посредством лекций, бесед, психодрам, социально-педагогических тренингов, консультаций специалистов, специально организованных тематических семинаров и др.

3. Разработка и реализация программы индивидуально-воспитательной работы с осужденными матерями.

4. Проведение индивидуального психоло-го-педагогического консультирования заключенных.

5. Повышение педагогической компетентности сотрудников, работающих с осужденными женщинами, имеющими детей, через организацию социально-педагогических элективных курсов.

Литература

1. Положение о Доме ребенка ФБУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области от 15.04.2009

2. Программа социально-психологической реабилитации осужденных женщин, имеющих детей в условиях лишения свободы от 25.08.2008.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. - М. : Юристъ, 2009.

- 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.