С. В. Луговская
(Нижний Тагил)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ ПОРТРЕТ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В статье дается общая характеристика и направления деятельности исправительной колонии №6 г. Нижнего Тагила, а также Дома ребенка, находящегося на ее территории. Приводятся данные исследования, проведенного с целью оптимизации экспериментальной работы по внедрению модели совместного проживания матери и ребенка в условиях пенитенциарного учреждения.
По данным Федеральной службы исполнения наказаний, женщины составляют около 5% всего тюремного населения России. При 16 женских колониях функционируют дома ребенка, в которых проживает 851 ребенок.
Вопрос материнства в условиях изоляции от общества очень актуален, ибо нахождение детей вместе с матерями в местах лишения свободы - не лучшие условия для их развития. Желание женщины забеременеть и родить ребенка в условиях исправительного учреждения общественностью и сотрудниками оценивается неоднозначно. В одном случае как возможность осужденной получить некоторые послабления в режиме содержания, в работе, дополнительное питание, медицинский уход, возможность сократить срок пребывания в колонии. В другом же случае рождение ребенка рассматривается как важное средство, помогающее женщине выжить в сложных условиях изоляции от внешнего мира, сохранить качества женщины-матери, как стимул к развитию и законопослушному поведению на свободе. Однако необходимо учитывать и другое: мать, которая лишь периодически приходит к своему ребенку, не осознает свою материнскую роль, а сотрудники дома матери и ребенка, непосредственно занимающиеся воспитанием ребенка, не могут заменить ему полноценную семью, что заметно отражается на развитии личности младенца.
Как показывают проведенные нами исследования, большинство женщин, находящихся в условиях заключения, происходят из неполных неблагополучных семей или выросли без семьи в детских домах. Многие из них пережили в детстве и юности сексуальное и дру-
гие виды насилия, в силу чего у них отсутствуют семьи или во всяком случае официальные мужья; они часто лишены самого необходимого - жилья, работы, нормального социального окружения. Их дети, повторяя судьбу матерей, воспитываются у родственников или в детских домах. Даже те из них, кто способен заботиться о ребенке, часто не имеют для этого реальной возможности - в колониях, приспособленных к проживанию матерей с детьми до трех лет, матери вынуждены жить отдельно от детей. Родительская функция у таких мам сводится, как правило, к прогулке с ребенком в течение часа-двух в день, а если в колонии объявлен карантин, мать отчуждается от ребенка на длительный срок, в некоторых случаях на месяц и более. Все перечисленные выше условия не способствуют формированию адекватного материнского отношения: фактически, дети, проживающие в доме ребенка в пенитенциарной системе, являются сиротами, несмотря на то что их матери находятся в данном же учреждении. Как показывают результаты психологического исследования, проведенного студентами факультета социальной работы и управления Нижнетагильской государственной социально- педагогической академии, воспитание в пенитенциарном учреждении по данной модели приводит к тому, что у детей из дома ребенка исправительного заведения наблюдаются те же отклонения физического, личностного, эмоционального и познавательного развития, что и у обычных сирот, а именно: симптомы эмоциональной и сенсорной депривации, задержка психического и физического развития, расстройства поведения, деформация потребностно-мотивационной сфе-
ры, педагогическая и социальная запущенность, плохое состояние здоровья.
По статистике Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (данные на 23.01.2009) 7 из 10 женщин, освобождающихся из мест лишения свободы, отказываются от ребенка. Наблюдения за общением осужденных женщин со своими детьми позволяют констатировать следующий характер их взаимодействия: пассивное отношение к ребенку, окрики, грубые выражения, неодобрительные взгляды, отсутствие физического контакта и ласки. Безусловно, таким образом, к своим детям относятся не все женщины: есть среди осужденных и очень хорошие матери, ответственно выполняющие материнские функции, осознающие чувство долга перед ребенком, искренне любящие своих малышей. Однако исследования, проведенные в Свердловской области, показывают, что девиантное материнство - стало чрезмерно распространенным явлением в пенитенциарной системе.
Термин «девиантное материнство» был предложен К. Боннэ. В дальнейшем разработку данной проблематики продолжили В. И. Брутман, М. С. Радионова, С. Н. Ениколо-пова, М. С. Панкратов, Г. Г. Абрамченко, Г. И. Брехман, Ж. В. Завялова и др. Девиантное (отклоняющееся от социальной нормы) материнство характеризуется нарушениями материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах. Признаками девиантного материнства являются открытое пренебрежение к ребенку, насилие по отношению к нему, отсутствие материнской привязанности, деформация эмоционального присоединения к ребенку и пр. После выявления в ходе наших исследований данного отрицательного явления, было принято решение о проведении эксперимента по совместному проживанию осужденной матери со своим ребенком. Основную поддержку исправительной колонии в реализации данного проекта оказали администрация, дом матери и ребенка данного учреждения; психологи и сотрудники группы социальной защиты.
При определении условий данного социально-педагогического эксперимента укажем, что исправительная колония имеет ряд
преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими функции лишения свободы. К таким преимуществам относятся:
- во-первых, для исправительной колонии характерно применение исправительного воздействия в полном объеме в отличие от тюрьмы, где привлечение осужденных к труду, получение общего образования и профессиональной подготовки сдерживается необходимостью обеспечения более строгой изоляции осужденных. Вследствие этого для исправительной колонии характерно наличие разветвленной производственной базы, где трудятся осужденные к лишению свободы, системы общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, курсов переподготовки и т.п.
- во-вторых, в организационном плане исправительная колония построена по отрядному принципу: осужденные объединены в отряды, которые размещаются, как правило, в общежитиях, воспитательная работа с осужденными ориентирована в основном на применение коллективных методов воздействия на личность. В тюрьмах, а также в отношении части осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии особого режима, обеспечивается покамерное содержание осужденных, что определяет специфику организационного построения исправительных учреждений, формы и методы воспитательной работы с осужденными.
На территории колонии создается Дом ребенка специально, чтобы не разлучать детей с матерями. Дети осужденных женщин с рождения и до трехлетнего возраста, как и в обычных яслях и детских садах, поделены по группам, их пять, сформированных по возрасту. Дом ребенка функционирует согласно Положению о доме ребенка ФГУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области. Данный документ содержит нескольких глав: общие положения»; основные задачи и функции дома ребенка. В главе «Общие положения определены правовой статус Дома ребенка как лечебно-профилактического учреждения, подчиненность сотрудников данного учреждения; также прописаны обстоятельства и возраст детей, при которых они могут содержаться в Доме ребенка на территории исправительного учреждения. Выделены задачи, которыми должны руководствоваться сотрудники дома ребенка в своей работе. К ним можно отнести: обеспечение необходимых
условий для физического и нервно-психического развития ребенка; медицинский контроль за развитием и здоровьем детей; профилактика и лечение инфекционных и соматических заболеваний и т.д.
Анализ условий проведения социально-педагогического эксперимента позволяет сделать вывод о необходимости разработки специального механизма психолого-педагогиче-ского воздействия на женщин, имеющих детей в исправительном учреждении. Основой данного механизма, по нашему мнению, должен являться индивидуальный подход. Поскольку есть такие женщины, которые ищут любые лазейки, чтобы не быть с детьми, эксперимент прежде всего преследовал цель пробудить в женщине материнские чувства, лучше понять собственного ребенка, чтобы после освобождения у нее даже не возникло желание бросить ребенка.
В пенитенциарной системе детско-родительские отношения складываются специфическим образом и очень часто носят девиантный характер. В то же время доказано, что для того чтобы сложились детско-материнские отношения симбиотического характера, мать должна эмоционально присоединиться к ребенку, который всегда эмоционально привязан к ней (за исключением случаев расстройств эмоциональной сферы у ребенка, к примеру аутизма, шизоидной акцентуации и т.п.). Этот процесс, обусловленный биологическими инстинктами, должен проходить планомерно, естественно. Но требования закона и необходимость изоляции женщин препятствуют установлению эмоционально-биологических связей матери и ребенка. Установив специфику детско-родительских отношений, специалист социальной работы сможет оптимизировать налаживание детско-родительских отношений и коррекцию девиации материнских эмоций. При благоприятном исходе это приведет к гармонизации детско-родительских отношений, что положительно скажется и на характере материнского отношения, и на коррекции эмоциональных нарушений детей дома ребенка.
При подготовке к реализации эксперимента по совместному проживанию матери и ребенка остро встал вопрос о воспитательных возможностях осужденных матерей и об их социально-психологической характеристике. Для определения социально-психологического портрета осужденной женщины, имеющей
ребенка в условиях пенитенциарного учреждения, мы предложим таким женщинам ответить на вопросы, условно сгруппированные в два блока. Первый блок содержал вопросы, позволяющие определить социально-демографическую характеристику женщин-осуж-денных. Второй блок содержал вопросы, касающиеся уголовно-правовой характеристики испытуемых. В опросе участвовали 54 осужденные женщины, имеющие детей в Доме ребенка.
В исследовании нами были получены следующие результаты:
1. Возрастные характеристики осужденных женщин: от 18 до 25 лет - 34%, 26-35 лет
- 52% опрошенных, 36-45 лет - 12% и 2% женщин старше 46 лет.
2. Значительное число осужденных женщин, имеющих детей, - 58% - ни разу не состояли в официальном браке, 13% женщин состоят в официальном браке и сохранили свои семьи даже после приведения приговора в исполнение (у 4% женщин брак был расторгнут после 2-3 лет заключения), 29% осужденных женщин ранее состояли в официальном браке, но на момент осуждения были официально разведены (7% были замужем дважды, 3% трижды).
3. На вопрос об образовании были получены следующие ответы: - 14% имеют высшее образование, 10% - профессиональное образование, 24% - средне-специальное образование, 45% среднее образование, 7% имеют незаконченное среднее образование.
4. Опрос о статусе отца ребенка дал такие результаты: у 77% осужденных женщин отец ребенка известен (гражданский муж, друг и др.), у 13% есть законный супруг, 10% женщин не знают, кто является отцом их ребенка.
5. Многие из осужденных уже имеют опыт воспитания детей на свободе. У 35% - второй ребенок, у 18,5% - третий, у 10% - более трех детей. Известен факт, что у 25% женщин есть дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах (у 17% - один ребенок, у 4% -двое, у 3% - трое и у 1% - четверо)
6. На вопрос о мотивации рождения ребенка в исправительной колонии 45% респондентов ответили, что рожденный ребенок долгожданный (так отвечали и те, кто уже имеет 3-х и более детей, аргументируя следующим «очень хотела мальчика (девочку)», «ребенок от другого брака», «я люблю де-
тей»), 7,3% надеялись на послабления в режиме исполнения наказания, 2% таким образом решили привлечь внимание к себе родителей через внука или мужа (сожителя) через ребенка, 5% считали, что наличие ребенка позволит им претендовать на условно-досрочное освобождение.
Полученные в ходе исследования характеристики осужденных женщин позволяют сделать следующие выводы:
- совместное проживание осужденных матерей со своим ребенком в местах лишения свободы должно положительно сказаться как на женщине, так и на ее ребенке. Общение с детьми в большинстве случаев меняет поведение осужденных женщин в лучшую сторону, они становятся сдержаннее, материнские чувства помогают построить правильную траекторию жизни, избежать рецидива преступления;
- совместное содержание матери и ребенка очень положительно сказывается и на развитии детей. Они растут более раскованными, контактными, эмоционально стабильными, в своем развитии дети не так сильно отстают от детей, воспитывающихся в условиях воли;
- совместное проживание матери и ребенка приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического развития.
На основе данных выводов нами был разработан план деятельности по организации проекта совместного проживания матери и ребенка в исправительном учреждении с учетом следующих условий:
- индивидуальные условия социальной
ситуации жизни женщины до поступления в исправительное учреждение;
- возраст, состав преступления, индивидуально-типологические особенности женщины;
- особенности материнской позиции (тип отношения женщины к себе как личности и своему ребенку);
- внутренней позиции и общего отношения к миру осужденной как человека.
Данные условия были учтены в плане организации социально-педагогического эксперимента по совместному проживанию матерей с детьми в условиях пенитенциарного заведения. Этот проект реализуется по следующим основным направлениям:
1. Психолого-педагогическое исследование вновь прибывших осужденных женщин, имеющих малолетних детей, и женщин, готовящихся стать матерями, на основе анализа личных дел осужденных, личностных опросников, включенного наблюдения, индивидуальных бесед и др.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности осужденных матерей и формирование адекватных детско-родительских отношений посредством лекций, бесед, психодрам, социально-педагогических тренингов, консультаций специалистов, специально организованных тематических семинаров и др.
3. Разработка и реализация программы индивидуально-воспитательной работы с осужденными матерями.
4. Проведение индивидуального психоло-го-педагогического консультирования заключенных.
5. Повышение педагогической компетентности сотрудников, работающих с осужденными женщинами, имеющими детей, через организацию социально-педагогических элективных курсов.
Литература
1. Положение о Доме ребенка ФБУ ИК-6 ГУФСИН России по Свердловской области от 15.04.2009
2. Программа социально-психологической реабилитации осужденных женщин, имеющих детей в условиях лишения свободы от 25.08.2008.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. - М. : Юристъ, 2009.
- 456 с.