ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И КОРРУПЦИЯ
Андреева Любовь Александровна
канд. юрид. наук, доцент РГГУ, РФ, г. Великий Новгород
E-mail: [email protected]
MALFEASANCE AND CORRUPTION
Lybove Andreeva
candidate of juridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian
University, Russia Veliky Novgorod
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблемам квалификации должностных преступлений как коррупционных преступлений. Рискам, связанным с отдельными видами должествования, действиями должностного лица, направленными на совершение коррупционных преступлений. В результате анализа федерального законодательства, автор предлагает нормы и механизмы по предупреждению должностных преступлений.
ABSTRACT
The article investigates the qualifications of malfeasance as corruption offenses. Risks associated with certain types of malfeasance, official actions aimed at corruption crimes. An analysis of federal legislation, the author proposes norms and mechanisms for the prevention of malfeasance.
Ключевые слова: преступление; коррупция; должностное положение; взятка; превышение должностного положения; злоупотребление служебным положением.
Keywords: crime; corruption; official; bribery; abuse of official position; malpractice.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование
физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [5]. Совершение вышеуказанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.
Злоупотребление может быть одной из форм коррупции (одним из преступных деяний должностного лица или группы лиц), но не исчерпывает всей полноты определения коррупции.
Из определения следует, что признаками коррупционного преступления являются:
1. непосредственное нанесение ущерба авторитету публичной службы (государственной службы, службы в органах местного самоуправления, непосредственному исполнению функций органов государственной власти), а также непубличной службы (службы в коммерческих и иных организациях). Опосредованно такой ущерб могут причинять любые преступления;
2. незаконный (противоправный) характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации преимуществ (имущества, услуг или льгот);
3. использование виновным своего служебного положения вопреки интересам службы;
4. наличие у виновного умысла на совершение действий (акта бездействия), объективно причиняющих ущерб интересам — публичной или непубличной службы;
5. наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности (последняя может носить и неимущественный характер).
6. специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не только должностные лица, но и иные
государственные, муниципальные служащие, служащие коммерческих или иных негосударственных структур. В качестве же подкупающих выступают любые физические и юридические лица;
7. несводимость коррупционной преступности к совокупности лишь должностных преступлений;
8. повышенная общественная опасность [1].
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев:
• наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечании к статье 285 Уголовного кодекса РФ (Должностными лицами в статьях главы 30 Уголовного кодекса РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов), лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации, действующие от имени и в интересах юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся
государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечании к статье 201 Уголовного кодекса РФ;
• связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;
• обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
• совершения преступления с только прямым умыслом.
Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным
требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.
В настоящее временя на законодательном уровне не определено какие именно преступления могут быть отнесены к числу коррупционных.
Для устранения данного пробела, в целях оптимизации подготовки статистической отчетности в сфере противодействия коррупции совместным Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.04.2010 № 187/862[6] были внесены изменения в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности. Указанием введен новый раздел, который закрепил перечень статей Уголовного кодекса РФ, относящихся к преступлениям коррупционной направленности. В связи с этим удалось выработать единый механизм формирования статистической отчетности в отношении преступлений коррупционной направленности.
Данный перечень был скорректирован Указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России «О введении в действие Перечней статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности» от 15.02.2012 № 52-11/2[7]. В настоящее время Указание от 15.02.2012 № 52-11/2 является основным межведомственным нормативным документом, определяющим какие именно составы преступлений могут быть отнесены к числу коррупционных, и могло быть принято за основу для квалификации преступлений в УК РФ.
Целесообразно для полноты рассмотрения исследуемого вопроса раскрыть перечень коррупционных преступлений, опираясь на ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ и Министерства Внутренних Дел РФ, в том числе на Указания Генеральной прокуратуры и МВД РФ от 15 февраля 2012 года № 52-11/2 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» [7] и на Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 30.04.2010 № 187/862 «О внесении изменений в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности» [6].
Перечень коррупционных преступлений — это относительно полный список всех уголовно-наказуемых деяний, отнесенных законодательными или правоприменительными органами к коррупционным. Коррупционные преступления бывают двух видов: совершенные в форме подкупа и иные коррупционные преступления [9].
С учетом вышеизложенных Указаний Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ, к коррупционным преступлениям относятся те, ответственность за которые предусматривается Уголовным кодексом РФ:
1. Преступления, относящиеся к перечню без каких-либо условий: статья 141.1; статьи 184; статья 204; п. «а» части 2 статьи 226.1; п. «б» части 2 статьи 229.1; статья 289; статья 290; статья 291; статья 291.1 Уголовного кодекса РФ.
2. Преступления, относящиеся к перечню при наличии определенных условий:
2.1. Преступления, относящиеся к перечню при наличии отметки о его коррупционной направленности: статья 174; статья 174.1; статья 175; часть 3 статьи 210 Уголовного кодекса РФ.
2.2. Преступления, относящиеся к перечню в соответствии с международными актами: статья 294; статья 295; статья 296; статья 302; статья 307; статья 309 Уголовного кодекса РФ.
2.3. Преступления, относящиеся к перечню при наличии корыстных мотивов: пп. «а» и «б» части 2 статьи 141; часть 2 статьи 142; статья 170; статья 201; статья 202; статья 285; статья 285.1; статья 285.2; статья 285.3; статья 286 за исключением п.п. «а», «б» части 3; статья 292; статья 305 Уголовного кодекса РФ.
2.4. Преступления, относящиеся к перечню при наличии сведений о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации: п. «в» части 3 статьи 226; часть 3 статьи 226.1; п. «б» части 4 статьи 228.1; часть 2 статьи 228.2; п. «б» части 2 статьи 228.4; п. «в» части 2 статьи 229 УК РФ; п. «б» части 2 статьи 229.1 Уголовного кодекса РФ.
2.5. Преступления, относящиеся к перечню при наличии сведений о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации и с корыстным мотивом: части 3 и 4 статьи 183 Уголовного кодекса РФ.
2.6. Преступления, относящиеся к перечню при наличии сведений о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения: части 3, 4 статьи 159; части 3,4
статьи 159.1; части 3,4 статьи 159.2; части 3,4 статьи 159.3; части 3,4 статьи 159.5; части 3,4 статьи 159.6; части 3,4 статьи 160 Уголовного кодекса РФ.
Преступлениями коррупционного характера являются предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, которые непосредственно посягают на авторитет и законные интересы службы и выражаются в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ [2].
Основным отличительным признаком коррупционных преступлений является то, что они совершаются из корыстных побуждений вопреки интересам службы, с использованием при этом полномочий, которыми должностное лицо или служащий наделены в связи с занимаемой должностью.
Особенностью объективной стороны коррупционных преступлений является то, что они совершаются путем использования лицом имеющихся у него служебных полномочий или в связи с занимаемой им должностью [1].
Обязательным признаком объективной стороны большинства коррупционных преступлений являются активные действия. За исключением статей 285 и 286 Уголовного кодекса РФ, которые могут быть совершены, как путем совершения действия, так и путем бездействия [4].
Субъектами преступлений коррупционной направленности в большинстве случаев являются должностные лица, за исключением дачи взятки (статья 291 Уголовного кодекса РФ) и посредничества во взяточничестве (статья 2911 Уголовного кодекса РФ), где предусмотрен общий субъект преступления.
С субъективной стороны все коррупционные преступления характеризуются виной, которая выражается в форме умысла. Причем для формальных составов характерен лишь прямой умысел (статьи 2851, 289—292 Уголовного кодекса РФ), в материальных составах умысел может быть как прямым, так и косвенным (статьи 285, 286 Уголовного кодекса РФ).
В некоторых составах преступлений в качестве обязательных признаков закон предусматривает определенные мотивы и цели. Обязательным признаком злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса РФ) и служебного подлога (статья 292 Уголовного кодекса РФ) является мотив корыстной или иной личной заинтересованности[1].
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 [8] «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» превышение должностных полномочий и злоупотребление должностными полномочиями, отнесено к коррупции. Пленум обращает внимание на направленность уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами по службе. Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства [8].
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [7], указывается:
корыстная заинтересованность - это стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например,
незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т. п.);
иная личная заинтересованность — это стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии с совместным Указанием Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 15.02.2012 № 5211/2 [7] одним из обязательных условий отнесения преступления к числу коррупционных является наличие именно корыстной мотивации, а при совершении преступления (например, злоупотребление должностными полномочиями) из иной личной заинтересованности (карьерные устремления, дружеское расположение) - оно не относится к перечню коррупционных преступлений.
Таким образом, коррупционная преступность — это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах [3].
Законодателем превышение должностных полномочий напрямую не включено в термин коррупция трактуемый в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ [5], и лишь косвенно затронуто в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 г. [8] и Указаниях Генеральной прокураторы РФ и МВД РФ, а норма статьи 286 Уголовного кодекса РФ не
предусматривает наличие корыстной и иной личной заинтересованности, все же учитывая общественную опасность совершенного деяния, последствия от совершенного деяния, субъект преступления, и опираясь на судебную практику, при наличии в действиях должностного лица корыстной и иной личной заинтересованности, превышение должностных полномочий можно отнести к коррупционным преступлениям.
Список литературы:
1. Илий С.К. Коррупционные преступления / С.К. Илий. М.: Статус, 2012. — С. 2.
2. Крюков В.В. К вопросу о криминалистической характеристике должностных преступлений коррупционной направленности // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы / В.В. Крюков. М.: Академия управления МВД России. 2010. — С. 10.
3. Крюков В.В. Возбуждение уголовного дела о должностных преступлениях коррупционной направленности // Теория и практика криминалистики и судебной экспертизы / В.В. Крюков. М.: Академия управления МВД России. 2010. — С. 64.
4. Малков В.Д. Криминология / В.Д. Малков. М.: Инфра-М Контракт, 2011.
— С. 412.
5. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (с изм. и доп. вступившими в силу с 30 сент. 2013 г.)// [Электронный ресурс].
— Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru Дата доступа: 18.02.2014.
6. О внесении изменений в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности : указание Ген. прокуратуры РФ и МВД РФ от 30 апр. 2010 г. № 187/862. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru. Дата доступа: 18.02.2014.
7. О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : указание Ген. прокуратуры РФ и МВД РФ от 15 февр. 2012 г. № 52-11/2. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru. Дата доступа: 18.02.2014.
8. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 окт. 2009 г. № 19 // Российская газета. 2009. № 207.
9. Чирков Д.К. Коррупция и антикоррупционная политика / Чирков Д.К. М. Академия экономической безопасности МВД РФ. 2010. — С. 65—67.