Научная статья на тему 'Должностные инструкции сотрудников медицинского учреждения как элемент системы обеспечения прав пациента'

Должностные инструкции сотрудников медицинского учреждения как элемент системы обеспечения прав пациента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
481
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE PATIENT / RIGHTS / INSTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Литвинов А. Н.

The modern legal status of the patient, the right of the patient in duty regulations of a management(manual) and employees State health institution the Regional stomatologic polyclinic of department of public health services of Krasnodar territory the Krasnodar regional stomatologic center presently are submitted not in full. From thirteen legislatively fixed rights of the patient in them « only four are determined » in the formulation of the duties, that assumes carrying out in medical establishment of the further works on adaptation of «internal» documents to requirements of the modern Russian legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Duty regulations of employees of medical institution as an element of system maintaining of the rights of the patient

The modern legal status of the patient, the right of the patient in duty regulations of a management(manual) and employees State health institution the Regional stomatologic polyclinic of department of public health services of Krasnodar territory the Krasnodar regional stomatologic center presently are submitted not in full. From thirteen legislatively fixed rights of the patient in them « only four are determined » in the formulation of the duties, that assumes carrying out in medical establishment of the further works on adaptation of «internal» documents to requirements of the modern Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Должностные инструкции сотрудников медицинского учреждения как элемент системы обеспечения прав пациента»

УДК 614.251.2:34

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ

А. Н. ЛИТВИНОВ

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ СОТРУДНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТА

ГУЗ ’’Клиническая стоматологическая поликлиника департамента здравоохранения Краснодарского края”, кафедра стоматологии КМИ

Для понимания того, как организована система обеспечения прав пациента в медицинском учреждении, важным элементом являются должностные инструкции и функциональные обязанности руководителей и сотрудников учреждения [2].

Чрезвычайно важным оказывается сопоставление положений внутренних документов учреждения с законодательно закрепленными нормами реализации современного правового статуса пациента. Подобное сопоставление положений должностных инструкций руководителей и сотрудников клинической стоматологической поликлиники Краснодарского краевого стоматологического центра с правами пациента, закрепленными Федеральным законом «Основы законодательства об охране здоровья граждан» от 1993 г, выглядит следующим образом.

В должностной инструкции главного врача определены следующие обязанности: качественная работа по экспертизе временной нетрудоспособности; проведение санитарно-просветительной работы среди населения; выделение фиксированных дней и часов для приема населения и сотрудников, своевременное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, принятие по каждому из обращений конкретных мер; организация работы коллектива по оказанию своевременной и качественной медицинской и лекарственной помощи населению

При этом предполагается, что главный врач должен знать основные положения Конституции и общего законодательства Российской Федерации, теоретические основы организации здравоохранения, статистику состояния здоровья населения, характеризующую его критерии и показатели, организацию санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни. Деятельность главного врача оценивается, исходя из показателей уровня и качества лечебно-диагностического процесса в учреждении в соответствии с современными требованиями и уровнем развития науки и техники, своевременного внедрения научной организации труда и передового опыта работы, новых методов, направленных на повышение качества и культуры работы медицинского персонала, повышение квалификации медицинского персонала.

Должностная инструкция заместителя главного врача по медицинской части определяет следующие обязанности: разрабатывать и осуществлять план про-

филактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, проводимых учреждением среди населения и в коллективах прикрепленных предприятий, учреждений и организаций; принимать участие в разработке и составлении рациональных графиков работы врачей, среднего медицинского персонала с учетом безотказного обеспечения населения медицинской помощью в рабочие дни недели и в выходные дни; разрабатывать и осуществлять перспективный план повышения квалификации и аттестации врачей, средних медицинских работников; обеспечивать широкое применение в практике работы учреждения современных методов и средств профилактики, диагностики и лечения больных; проводить систематические проверки качества диагностики и лечения больных, а также контролировать работу подчиненного персонала; организовывать и контролировать своевременность диспансерного учета выявленных больных и здоровых контингентов, комплексность обследования, периодичность динамических наблюдений и лечебно-оздоровительных мероприятий, анализировать качество и эффективность диспансеризации; обеспечивать качественную работу по экспертизе временной нетрудоспособности; систематически контролировать и анализировать деятельность регистратуры и отделения профилактики, совершенствуя формы и методы их работы; проводить анализ качественных показателей деятельности подразделений в целом с последующей разработкой мероприятий, направленных на повышение качества диагностики и лечения; организовывать и контролировать санитарно-просветительную работу среди населения; проводить воспитательную и разъяснительную работу в коллективе по вопросам медицинской этики и деонтологии.

Функциональные обязанности заведующего отделением анестезиологии-реанимации обязывают его организовывать и обеспечивать комплекс мероприятий по подготовке и проведению обезболивания при операциях, специальных диагностических и лечебных процедурах; внедрять в практику работы отделения новые и совершенствовать имеющиеся методы и средства обезболивания, реанимации и интенсивной терапии, допущенные к применению в Российской Федерации в установленном порядке; обеспечивать повышение квалификации старшего и среднего медицинского персонала отделения, систематическую помощь врачам отделения в оценке специальных методов,

используемых при проведении обезболивания, анализ количественных и качественных показателей деятельности отделения, а также причин недостатков в работе; организовывать участие персонала отделения в консилиумах, консультациях, контроль над обоснованностью вызовов врачей отделения для консультаций в другие подразделения лечебного учреждения, проведение клинических разборов во всех случаях, представляющих затруднения в диагностике, лечении, обезболивании, в случаях расхождения диагнозов, а также летальных исходов; организовывать проведение мероприятий по профилактике внутрибольничной инфекции, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделении; проверять правильность обследования больных, подготовки их к обезболиванию, правильность ведения обезболивания, интенсивной терапии и реанимации; требовать объяснения от сотрудников отделения в случае нарушения ими трудовой дисциплины, санитарно-эпидемиологического режима, принципов деонтологии; приглашать консультантов (в том числе внебольничных) и организовывать консилиумы по согласованию с главным врачом или его заместителем по лечебной части; принимать участие в разборе жалоб больных и их родственников на сотрудников отделения.

Должностной инструкцией врача анестезиолога-реаниматолога предусматривается, что его рабочий день начинается с приема смены у дежурного врача у постели больных с подробным выяснением жалоб пациента, анамнестических данных, диагноза и клиниколабораторной динамики за минувшее дежурство; при наличии сопутствующей соматической и неврологической патологии у пациента врач с целью уточнения диагноза и коррекции терапии докладывает заведующему отделением о необходимости консультаций смежных специалистов по профилю сопутствующих заболеваний; оказывает своевременную лечебно-консультативную помощь в других структурных подразделениях при обращении специалистов данных отделений; во время дежурства контролирует выполнение подчиненным ему медицинским персоналом медикаментозных назначений, лабораторных и инструментальных методов исследования, мероприятий по уходу за пациентами; контролирует выполнение норм санитарно-эпидемиологического режима, правил техники безопасности и противопожарной безопасности; контролирует соблюдение категорического запрета на нахождение посетителей и родственников пациента в ПИТР

В соответствии с должностной инструкцией заведующий ортодонтическим отделением обязан систематически консультировать больных, представленных врачами отделения, ведя учёт этих консультаций, в случае необходимости привлекать для консультаций врачей других специальностей, сотрудников кафедр; планировать и контролировать своевременность, эффективность и качество проведения диспансерного наблюдения за лицами, состоящими на учёте; регулярно контролировать на основе проверки медицинских карт правильность диагностики и объём лечебно-профилактических мероприятий, проводимых врачами отделений; внедрять в практику работы отделения передовые формы организации труда и методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний; проводить санитарно-просветительную работу среди населения и осуществлять контроль за качеством её проведения врачами и средним медицинским персоналом; проводить конференции с врачами отделения с осуществлением клинических разборов сложных случаев диагностики и лечения, анализа расхождения диагнозов; про-

водить работу в коллективе отделения, воспитывая в сотрудниках стремление к профессиональному совершенствованию, чувство долга, коллегиальность, взаимопонимание, доброжелательность, соблюдение норм этики и принципов деонтологии; осуществлять контроль качества экспертизы временной нетрудоспособности посредством специальной выборочной проверки медицинских карт больных с первично выданными листками нетрудоспособности, а также посредством очных консультаций больных; немедленно информировать главного врача или его заместителя по медицинской части обо всех происшествиях, случившихся с больными или обслуживающим персоналом (неотложное состояние, несчастный случай и т. д.), а также о халатных действиях персонала и принятых мерах; принимать меры по профилактике внутрибольничных инфекций, контролировать соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в отделении; выполнять работу врача-ортодонта при наиболее сложных клинических случаях, консилиумах и экспертных проверках.

Должностная инструкция врача-ортодонта обязывает его проводить амбулаторный прием по графику, утвержденному администрацией учреждения, регулируя поток пациентов путем рационального назначения повторных больных; обеспечивать квалифицированное и своевременное обследование и лечение больных с патологией зубочелюстной системы, выполнять производственный план с высокими качественными показателями; направлять больных при наличии показаний на дополнительные виды обследования (лабораторные, рентгенологические, функциональные и др.); своевременно представлять больных с неустановленными формами заболеваний или длительно болеющих на консультации другим специалистам, заведующим отделениями, сотрудникам кафедр; консультировать больных по направлению других специалистов; обеспечивать надлежащий уровень обслуживания больного и соблюдать правила медицинской деонтологии; осуществлять в соответствии с показаниями своевременную госпитализацию больных; своевременно докладывать заведующему отделением, а в его отсутствие непосредственно заместителю главного врача по медицинской части об угрожающих жизни переменах в состоянии здоровья пациентов, о конфликтных ситуациях, о грубых нарушениях правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины медицинским персоналом и пациентами; проводить среди населения пропаганду санитарно-гигиенических знаний по вопросам патологии зубочелюстной системы; оказывать неотложную помощь пациентам при осложнениях общего характера (обморок, шок, коллапс и др.).

Обсуждение полученных результатов

Как можно видеть, современный правовой статус пациента, права пациента в должностных инструкциях руководителей и сотрудников ГУЗ «Клиническая стоматологическая поликлиника департамента здравоохранения Краснодарского края» - Краснодарский краевой стоматологический центр в настоящее время представлены не в полном объеме [1]. Из тринадцати законодательно закрепленных прав пациента в них «адресно» определены, в формулировке обязанностей, лишь четыре. Это право пациента на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала (должностные инструкции заместителя главного врача, заведующего отделением и врача-ординатора), право пациента на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих

УДК 614.253.83:34

санитарно-гигиеническим требованиям (должностная инструкция врача-ординатора), право пациента на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов (должностные инструкции заведующего отделением и врача-ординатора) и право пациента на облегчение боли (должностная инструкция заведующего отделением). Все это предполагает проведение в поликлинике дальнейшей работы по адаптации внутренних документов к требованиям современного российского законодательства и формированию в учреждении целостной системы регулирования отношений медицинских работников и пациентов с учетом медицинской и организационной специфики поликлиники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Филатов В. Б., Петрова И. А. и др. Обеспечение и защита прав пациента в Российской Федерации / Под ред. акад. РАМН О. П. Щепина. М.: ГРАНТЪ, 2003. 160 с.

2. Герасименко Н. Ф., Максимов Б. П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан, комментарии, основные понятия, подзаконные акты. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. 512 с.

A. N. LITVINOV

D UTY REGULA TIONS OF EMPLOYEES OF MEDICAL INSTITUTION AS AN ELEMENT OF SYSTEM MAINTAINING OF THE RIGHTS OF THE PA TIENT

The modern legal status of the patient, the right of the patient in duty regulations of a management(manual) and employees State health institution the Regional stomatologic polyclinic of department ofpublic health services of Krasnodar territory - the Krasnodar regional stomatologic center presently are submitted not in full. From thirteen legislatively fixed rights of the patient in them « only four are determined » in the formulation of the duties, that assumes carrying out in medical establishment of the further works on adaptation of «internal» documents to requirements of the modern Russian legislation.

Key words: the patient, rights, instructions.

В. Б. ФИЛАТОВ*, И. А. ПЕТРОВА*, А. Н. ЛИТВИНОВ**

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО СТАТУСА ПАЦИЕНТА

ГУ “Национальный НИН общественного здоровья РАМН”*,

ГУЗ “Клиническая стоматологическая поликлиника департамента здравоохранения Краснодарского края”, кафедра стоматологии КМИ**

Российское законодательство, регулирующее вопросы обеспечения прав пациента, представляет собой массив нормативных документов разного уровня (федеральное и региональное законодательство) и различных отраслей права (конституционное право, гражданское право и т. д.) [1, 2, 3].

Конституционные основы (Конституция РФ от 12.12.1993 г.) права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь представляют собой нормы, представленные в соответствующих статьях. Это прежде всего право на медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и других поступлений (ст. 41). Это право можно с равным основанием считать правом гражданина и правом пациента.

Закрепленное в Конституции право на личную и семейную тайну, на тайну переговоров и иных сообщений (ст. 23) трансформируется в право пациента на конфиденциальность медицинской информации, в право на врачебную тайну. В ст. 21 представлено право гражданина на защиту достоинства личности. В сочетании с положениями о личной неприкосновенности (ст. 22) и о свободе мнений и убеждений и отказа от них (ст. 29) это положение создает конституционное обеспечение двух взаимосвязанных прав пациента -на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства.

Основные правовые нормы (от 21.10.1994 г. - первая часть, от 22.12.1995 г - вторая часть), имеющие отношение к реализации прав пациента, могут быть представлены следующим образом. Ст. 8 - определение оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, ст. 11 - защита гражданских прав в административном порядке, в суде, в арбитражном и третейском суде, ст. 15 - правила и порядок возмещения убытков, ст. 208 -определение требований, на которые не распространяется исковая давность, ст. 307 - понятие «обязательства» и основания его возникновения, ст. 401 - определение оснований ответственности за нарушение обязательств, ст. 1072 - возмещение вреда лицом, застраховавшим свою ответственность, ст. 1084 - возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных либо иных обязательств, ст. 1085 - определение объема и характера возмещения вреда, причиненного здоровью. В ст. 1100 определены основания компенсации морального вреда; закреплена правовая норма осуществления компенсации морального вреда Ст. 1101 рассматривает способ и размеры компенсации морального вреда.

Основные процедурные вопросы судебной защиты нарушенных прав представлены в Гоажданском процессуальном кодексе (от 11.06.1964 г) следующим образом. Ст. 4 устанавливает основания возбуждения в суде гражданского дела, ст.ст. 49, 50 определяют, что может рассматриваться доказательством по гражданскому делу, ст. 74 устанавливает условия назначения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.