ДОЛЖНОСТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И КОРРУПЦИЯ Р
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ Г
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Д
Я
Димитров Н.Н. СО
>
В Я
В статье рассматриваются понятие и основные криминологические характе- м
ристики должностной преступности в таможенных органах, коррупционные про- ^ явления в деятельности сотрудников и государственных таможенных служащих,
динамика их изменений за последние 5 лет Я
Т
The article deals with the basic concept and criminological characteristics of the job [rg in customs crime, corruption manifestations in the activities of government employees and customs officials, the dynamics of changes in the past 5 years
О
Ключевые слова: должностное преступление; коррупция; должностные лица
таможенных органов; взятка; злоупотребление служебным положением; О
должностной подлог; халатность Т
Я
Keywords: malfeasance; corruption; customs officials; bribery; abuse of official
position; forgery; negligence Т
>
Должностная преступность является неизбежным спутником коррупци- 0
онности. Субъектом этих деяний всегда выступало лицо, наделённое власт- ж
ными полномочиями, а объектом - недобросовестное исполнение служебных ^
обязанностей ввиду некомпетентности или непрофессионализма, либо исполь- д
зование служебного положения в корыстных целях. «Мздоимство», «лихоим- Я
ство» и другие подобные явления возникли практически одновременно с фак- О тическим оформлением государственности.
Я
Приступая к уголовно-правовому и криминологическому анализу долж- ^
ностных преступлений, необходимо изучить понятийный аппарат должност- ^
ной преступности. Н
Это необходимо, в частности, для решения вопроса о возможности при- Л влечения к ответственности работников за служебные правонарушения или Ь
преступления, в зависимости от квалификации содеянного. Я
Историко-правовой анализ памятников отечественного права показыва- О ет, что оформление понятия «должностное лицо» в уголовном праве России ^
ведется от Псковской судной грамоты в редакции 1467 года. Там речь идет о 3 посаднике, князе, волостелях, архиепископе, их административных и судебных полномочиях1. В Судебнике 1497 года впервые была введена ответственность должностных лиц за нарушение порядка судопроизводства2. В последующем
1 Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. - Т. 1: Законодательство Древней Руси / под общ. ред. О.И. Чистякова. - М.: Юрид. лит., 1984. - С. 331-332.
2 Там же. Т. 2. - С. 56.
должностные преступления нашли своё отражение в ст. 25 Судебника 1550 года, в Уложениях о наказаниях уголовных и исправительных 1845, 1903 годов.
После Октябрьской революции 1917 года понятие должностного лица было распространено на всех руководителей и ответственных лиц во всех сферах деятельности государства. Это закреплялось нормами УК РСФСР 1922, 1926, 1960 годов.
В современном УК РФ 1996 года должностные преступления содержатся в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»3. К ним законодатель отнес злоупотребления должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.
Данную группу преступлений отличает то, что совершаются они специальными субъектами (должностными лицами) с использованием служебных полномочий. Родовой объект данных преступлений в обобщённом виде можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти.
Дополнительным объектом в некоторых преступлениях являются общественные отношения, которые могут не находиться в плоскости родового объекта (собственность, интересы личности). Обязательным признаком отдельных преступлений является их предмет: взятка (ст. 290-291 УК), документы (ст. 292).
Например, в структуре должностных преступлений (рис.) за 2010 год преобладают: получение взятки (24,4 %), служебный подлог (23,1 %), превышение должностных полномочий (22,2 %), злоупотребление должностными полномочиями (21,7 %), халатность и прочие (около 9 %)4. Такое же примерно соотношение сохраняется и в последующие годы.
В первом полугодии 2012 года в России было выявлено почти 22 тыс. (за 1-е полугодие 2011 года - 25 тыс.) преступлений против государства, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе более тысячи - совершенных в крупном или особо крупном размере или группой лиц. К уголовной ответственности привлечено 3110 человек (в 1-м полугодии 2011 года - 4139).
3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 с доп. и изм. на 3 декабря 2012 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - ст. 2954.
4 Состояние преступности - январь-декабрь 2009 года. - URL: http://www.mvd.ru; Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: Криминологический и уголовно-правовой справочник / Под общ. ред. А.Я. Сухарева, С.И. Гирько. - М., 2007. - С. 26-27; Статистика преступности по России 2001-2006 гг. Диаграммы // Сайт Экономическая и личная безопасность. - URL: http://ubep44.m/index.php?page=statistika-prestupnsoti-po-rossii-2011-06-g-g-diagrammy; http://nic1273000.livejoumal.com/6566.html; blogs.mail.ru; ubep44.ru; Copyright 2011. Вопросик и др.
Против интересов службы
Рис. Должностные преступления и их структура в 2010 году
В настоящее время, говоря о должностных преступлениях, довольно часто используют термин коррупция. Иногда их просто отождествляют либо детерминируют с данным явлением.
Наиболее ярким выражением данного явления выступает взяточничество. Как видно из нижеприведенной табл. 15, в период с 1990 по 2010 год их количество выросло в 4,4 раза.
Таблица 1
Число зарегистрированных преступлений, связанных с коррупцией (тысяч)
1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Зарегистрировано преступлений -всего 1839,5 2755,7 2952,4 3554,7 3855,4 3582,5 3209,9 2994,8 2628,8
в том числе:
взяточничество 2,7 4,7 7,0 9,8 11,1 11,6 12,5 13,1 12,0
% от общего кол-ва 0,15 0,17 0,24 0,28 0,29 0,32 0,39 0,44 0,46
При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150 000 руб.) увеличилось на 13,5 до 219 процентов6.
Как отметил в сентябре 2012 года председатель Следственного комитета Российской Федерации (СК) А.И. Бастрыкин, при общем снижении
5 Российский статистический ежегодник - 2011 г. // Copyright © Федеральная служба государственной статистики. - 2011. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d3/10-01.htm.
6 Кравченко Е., Никольский А. Ставки растут // Ведомости. - 2009. - 25 сент. - № 181 (2451).
преступности на 6 процентов кривая правонарушений коррупционной направленности в этом году заметно подскочила вверх. За восемь месяцев было выявлено более 40 тысяч таких преступлений, причем около 8 тысяч из них пришлись на долю взяточников.
В первом полугодии в производстве СК находились 15852 уголовно-коррупционных дела. Это почти на треть больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За весь 2011 год в России была пресечена деятельность 53 организованных коррупционных преступных групп. Это почти в два раза больше показателя 2010 года. А за шесть месяцев 2012 года сотрудники СК рассмотрели дела 18 группировок и 4 преступных сообществ. В итоге 308 человек, обладающих так называемым особым правовым статусом (к ним, в частности, относятся депутаты и выборные чиновники), оказались под судом7. Особый резонанс в обществе вызвали многомиллиардные коррупционные сделки в Министерстве обороны Российской Федерации. Состояние преступности в Российской Федерации за 2010-2012 годы представлено в табл. 2.
Таблица 2
Состояние преступности в Российской Федерации
Январь-сентябрь 2012 г., тыс. В % к январю-сентябрю 2011 г. Справочно январь-сентябрь 2011 г. в % к январю-сентябрю 2010 г.
Зарегистрировано преступлений 1746,0 94,4 91,3
в том числе: взяточничество 8,4 87,1 89,2
Такое широкое распространение в стране коррупции явилось даже основанием для отнесения России экспертами Международного валютного фонда и Всемирного банка к числу государств с самым высоким в мире «индексом коррупции».
Вместе с тем следует различать должностные преступления и коррупцию. Криминологический анализ должностных преступлений позволяет рассматривать совершение лишь некоторых из них как одновременное проявление коррупционной преступности.
Коррупционная составляющая охватывает только те должностные преступления, совершение которых обусловливается подкупом должностных
7 Кривая роста. Коррупционных преступлений в России стало больше: Интервью председателя СК РФ А.И. Бастрыкина // Российская газета. - 2012. - 28 сент. - Федеральный выпуск. -№ 5897.
лиц. В то же время коррупционная преступность включает разнообразные противоправные деяния и не должностных лиц, осуществляемые как в сфере государственной, так и коммерческой деятельности.
Как правило, в научной и специальной литературе различают следующие виды коррупции:
- бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм);
- деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу;
- коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным лицом и частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции - между членами одной организации - придаёт ей черты организованной преступности.
На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегаль.ными доходами.
Данная система достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности.
Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники, и частные лица.
Столкнувшись с вымогательством со стороны госслужащего, частное лицо оказывается перед выбором: либо дать взятку (что сопряжено с риском разоблачения), либо обжаловать действия госслужащего через внутренний или внешний надзорный орган. Решение зависит от того, насколько затратна процедура обжалования, а также насколько гражданин осведомлён о своих законных правах и обязанностях госслужащего.
К сферам деятельности, которые, по мнению некоторых исследователей, подвержены коррупции в России, относится и таможенная служба. Пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; просто отсутствие необоснованных задержек груза; необоснованные отсрочки таможенных платежей и т.п. создают коррупционные риски.
Деятельность таможенной службы неоднократно подвергалась жесткой критике со стороны В.В. Путина, начиная с первых его президентских сроков (2000-2008), Д.А. Медведева как в период исполнения обязанностей Президента России (2008-2012), так и в настоящее время. Основные претензии политического руководства страны к таможенной службе - её коррумпированность.
В 2011 году наиболее распространёнными видами преступлений коррупционной направленности в таможенных органах являлись: взяточничество - 28,9 %; злоупотребление должностными полномочиями - 20,2 %; дача взятки - 15,2 %; превышение должностных полномочий - 14,4 %; служебный подлог - 12,9 %; другие коррупционные преступления - 8,4 %.
В 2012 году по материалам подразделений по противодействию коррупции ФТС России возбуждено 159 уголовных дел, из которых 113 - по преступлениям коррупционной направленности (92 - в отношении 57 должностных лиц таможенных органов и 21 - в отношении 13 взяткодателей). Наиболее распространенным видом среди выявленных преступлений коррупционной направленности являлось получение взятки (35 уголовных дел).
Всего за 5 лет по данным ФТС России было возбуждено более 2000 уголовных дел по коррупционным преступлениям, 1023 человека привлечено к уголовной ответственности за должностные преступления, основную массу из которых составляют взяточничество и злоупотребление служебным положением.
Опасность коррупции заключается не только в экономических потерях, характеризующихся недополучением сумм налогов и сборов в федеральный бюджет. Коррупция негативно отражается на бизнес-сообществе, в котором создается недобросовестная конкуренция, возникают дополнительные издержки и затраты.
Кроме того, коррупция отрицательно влияет на функционирование самой таможенной системы, подрывая правовые основы таможенного администрирования, создавая предпосылки негативного морально-психологического климата в коллективах и отрицательного влияния на имидж таможенников в обществе.
Причины коррупции находятся в экономической, социальной, политической, правовой, духовно-нравственной сферах жизни общества.
Среди существенных условий, способствующих совершению должностных и коррупционных преступлений, можно отметить недостатки организационно-распорядительного характера и социального контроля.
Не в полной мере соразмерна установленная законом ответственность лиц, виновных в совершении должностных и коррупционных преступлений, с тяжестью содеянного. Коррупционная составляющая должностного преступления не является отягчающим вину обстоятельством.
Противодействие коррупции, антикоррупционное поведение должны морально и материально стимулироваться, в том числе и за счет средств, сохраненных в результате пресеченного преступного деяния.
Серьезного внимания требует создание в обществе, социальных и профессиональных группах, учебных заведениях и семье нетерпимого отношения к любым проявлениям коррупции как на бытовом, так и на государственном уровне. Этим должен быть пронизан весь учебно-воспитательный процесс в государственных и негосударственных образовательных учреждениях профессионального образования.
Таким образом, должностные преступления являются неизбежным спутником государственности, они возникли вместе с ним и изменяются в конкретно-исторических условиях.
Наиболее серьезную общественную опасность в современных условиях представляет коррупция - антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности России явление, пронизавшее ветви власти, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан.