Научная статья на тему 'Состояние и эффективность борьбы с коррупцией в таможенных органах'

Состояние и эффективность борьбы с коррупцией в таможенных органах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
993
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баранник Игорь Николаевич

Криминологическая оценка состояния и эффективности борьбы с коррупцией в таможенных органах — как результат опроса работников различных структурных подразделений Дальневосточного таможенного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и эффективность борьбы с коррупцией в таможенных органах»

И.Н. БАРАННИК

Состояние и эффективность борьбы с коррупцией в таможенных органах

Криминологическая оценка состояния и эффективности борьбы с коррупцией в таможенных органах — как результат опроса работников различных структурных подразделений Дальневосточного таможенного управления.

Ключевые слова: коррупция, профилактика, противодействие, латентная преступность.

О необходимости борьбы с коррупцией, и о том, что коррупция угрожает не только национальным интересам государства, разрушает рынки, сдерживает экономический рост и отталкивает иностранных инвесторов, но и ослабляет государственные службы, снижает доверие к чиновникам, отмечают социологи, политологи, экономисты, юристы разных стран, а также представители известных международных организаций [4]. По данным ООН, ежегодно в результате коррупционных злоупотреблений расхищается либо растрачивается около триллиона долларов. Развивающиеся страны теряют от 20 до 40 млрд долл. США в год [6].

В докладе международной организации Transparency International1 отмечено, что в 2010 г. Россия по уровню восприятия коррупции оказалась на 154-ом месте из 178 возможных с индексом 2,1 балла, что приблизило ее к рейтингу таких стан, как Папуа-Новая Гвинея, Кения, Лаос и Таджикистан. Индекс восприятия коррупции оценивался по десятибалльной шкале, где 0 — это максимальный «уровень» коррупции в стране, а 10 — обозначает, что коррупции в государстве нет [5].

1 Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру, была основана в 1993 г. в Берлине.

БАРАННИК Игорь Николаевич — кандидат юридических наук, председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности и противодействию коррупции Приморской торгово-промышленной палаты, директор автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования (АНООДПО) «Дальневосточный центр „Патриот"», член Российской криминологической ассоциации, г. Владивосток.

Можно по-разному относиться к подобным экспертным заключениям, однако необходимо отметить, что в «Национальной стратегии противодействия коррупции» руководство страны было вынуждено признать неэффективность предпринимаемых государством и обществом мер: «Коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации» [2].

На встрече 11 октября 2010 г. с американскими предпринимателями в Сколково Президент России Д. Медведев вынужден был заявить, что, в отличие от других стран, проблема коррупции в России заключается в том, что «у нас коррупция не считается постыдной, а является обыденной» [1].

В этой связи уместно напомнить, что вышеназванным нормативным актом перед общественными объединениями, перед Торгово-промышленной палатой РФ и органами государственной власти страны была поставлена задача содействия в работе по формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

В Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) в рамках профессиональной учебы в соответствии с федеральной программой «Основы организации противодействия коррупции в органах государственного управления» был проведен курс лекций. В ходе занятий с использованием интерактивных методов и мультимедийного оборудования работники таможенных органов изучали историю коррупции в России, условия и причины порождающие ее, виды и формы этого явления, особенности современной российской коррупции в государственной власти и в правоохранительных органах, ознакомились с современным российским законодательством по противодействию коррупции, а также международным опытом борьбы с ней. В рамках деловой игры участники курсов провели импровизированные «теледебаты», во время которых «сторонники», «центристы», «активная оппозиция», «сомневающиеся» продемонстрировали знание Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 гг. Помимо этого, слушатели приняли участие в исследовании, путем анкетирования, оценки состояния и эффективности борьбы с коррупцией в таможенных органах. В исследовании приняли участие 77 чел., из них около 87 % составили лица в возрасте от 31 года и старше; 86 % имели стаж работы в правоохранительных органах свыше 5 лет (табл. 1), что свидетельствует о достаточном жизненном и профессиональном опыте респондентов. Около 42 % опрошенных указали, что в соответствии с профилем работы имеют отношение к профилактике коррупционных правонарушений, а 30 % принимают непосредственное участие в таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Таблица 1

Некоторые характеристики участников исследования

Характеристики Количество участников, %

Возрастные до 30 лет 12,9

от 31 до 40 лет 33,8

от 41 до 50 лет 33,8

свыше 50 лет 19,5

Профессиональные (стаж работы в таможенных органах) до 2 лет 1,3

от 2 до 5 лет 12,9

от 5 до 10 лет 14,3

свыше 10 лет 71,4

Большинство участников исследования (свыше 83 %) в полной мере согласны с тезисом, что коррупция в настоящее время является угрозой национальной безопасности России. В числе наиболее распространенных видов коррупционных проявлений в таможенных органах, по оценке респондентов, являются: злоупотребление служебным положением, получение взятки, халатность, служебный подлог и незаконное участие в предпринимательской деятельности, что, в основном, подтверждают материалы официальной статистики и иные экспертные исследования.

Для работников правоохранительных, в том числе таможенных, органов не секрет, что значительная часть коррупционных преступлений находится в сфере латентной преступности; 79 % респондентов, принявших участие в анкетировании, отметили, что сведения официальной российской статистики отражают реальное количество преступлений коррупционной направленности в таможенных органах не более, чем на 50 %; 31 % опрошенных считают, что показывается не более 10 % случаев коррупции (табл. 2).

Таблица 2

Уровень латентности коррупционных преступлений в таможенных органах в оценках участников исследования

Вопрос исследователя Ответ респондентов Всего, %

В какой мере, на Ваш взгляд, сведения официальной российской статистики отражают реальное количество коррупционных преступлении в таможенных органах? Свыше 50 % 5,2

От 25 до 50 % 26,0

От 10 до 25 % 22,1

Менее 10 % 31,2

Затрудняюсь ответить 12,9

Наиболее сложным для участников исследования был вопрос, связанный с прогнозированием роста/снижения коррупционной преступности. Затруднились ответить на этот вопрос около 40 % опрошенных. При этом,

по оценке 12 % респондентов, коррупционная преступность будет в ближайшей перспективе оставаться на одном уровне, по оценке 20 % опрошенных, рост будет составлять менее 25 %, а 16 % считают, что рост этого вида преступности составит от 25 до 50 % (табл. 3).

Таблица 3

Прогноз роста коррупционной преступности в таможенных органах в ближайшие годы в оценках участников исследования

Вопрос исследователя Ответ респондентов Всего, %

Каков, на Ваш взгляд, прогноз роста коррупционной преступности в таможенных органах в ближайшие годы Свыше 200 % 3,9

От 100 до 200 % 3,9

От 50 до 100 % 5,2

От 25 до 50 % 15,6

Менее 25 % 19,5

Не будет 11,7

Затрудняюсь ответить 40,3

В последние годы во исполнение Национального плана противодействия коррупции в таможенных органах принято немало ведомственных нормативных актов, направленных на противодействие этому негативному явлению. В 2009 г. ФТС России разработаны и утверждены: перспективный план по противодействию коррупции в таможенных органах на период 2010-2012 гг., порядок уведомления должностными лицами таможенных органов руководителей своих подразделений о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений, порядок организации проверок поступающих уведомлений, а также порядок представления должностными лицами ФТС России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. До каждого работника доведены требования Кодекса корпоративной этики, на сайтах таможенных органов и в иных СМИ даются отчеты о деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе, а также отчеты о количестве возбужденных уголовных дел в отношении коррумпированных сотрудников этого ведомства. Так, за девять месяцев 2010 г., по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации, в отношении 151 должностного лица таможенных органов возбуждено 447 уголовных дел по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием служебного положения, из них 269 уголовных дел в отношении 135 должностных лиц по преступлениям коррупционной направленности и 41 уголовное дело в отношении 42 взяткодателей [3].

В Национальной стратегии противодействия коррупции называются свыше 20 причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Участники исследования в числе основных причин, обуславливающих совершение коррупционных преступлений в таможенной сфере, выделили следующие:

— непродуманная экономическая политика (не всегда оправданно высокие ставки таможенных платежей, необоснованные льготы) (71,2 %);

— высокая степень сложности технологических процессов в сфере таможенного дела, в том числе в системе документооборота, учета и контроля (71,1 %);

— недостаточная оплата труда работника таможни (67,7 %);

— противоречивость и неточность норм, в том числе таможенного законодательства (67,2 %);

— отсутствие четкой регламентации действий таможенника (66,7 %);

— кадровый протекционизм (родственный, национальный, приятельский, и пр.) (62,3 %);

— недостаточный уровень социальной защищенности работника таможни (61,9 %);

— недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров (49,1 %);

— недостаточный личный пример (в том числе коррумпированность) руководителей таможенных органов (47,9 %);

— низкий уровень организации ведомственного контроля в таможенных органах (39,2 %);

— низкий уровень воспитательно-профилактической работы руководителей всех уровней (33,9 %);

— недостаточная эффективность вневедомственного контроля (прокуратуры, МВД, ФСБ и др.) за работой таможенных органов (31,0 %);

— низкий уровень правосознания и нравственного климата в обществе, потеря нравственных ориентиров (66,1 %).

В числе наиболее эффективных мер по снижению в таможенных органах проявлений коррупции участники исследования указали:

— введение обязательного уведомления работодателя о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений (63,7 %);

— установка спецтехники для видеонаблюдения в пунктах пропуска через границу и внутренних таможнях (68,9 %);

— внедрение электронного декларирования (70,2 %);

— регулярная ротация сотрудников таможенных органов (71,6 %);

— опубликование в СМИ информации о выявленных фактах совершения коррупционных правонарушений сотрудниками таможенных органов (75,3 %);

— введение обязательного полиграфологического обследования кандидатов при приеме на службу в таможенные органы и при выдвижении работников в кадровый резерв (57,2 %);

— улучшение жилищных условий (81,7 %).

В числе неэффективных мер названы такие, как:

— введение обязательного предоставления работодателю сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также их опубликования (36,4 %);

— введение запрета на последующее трудоустройство в частные компании, находившиеся в ведении госслужащего при исполнении служебных обязанностей (41,6 %);

— введение в органах таможни Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц (39,0 %);

— обязательное согласование с подразделениями собственной безопасности проектов правовых актов в сфере таможенного дела (31,2 %).

Одним из важнейших направлений деятельности государства по снижению уровня коррумпированности, по результатам анкетирования, является повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих. Интересно, что 92 % опрошенных работников таможни указали, что проживают в собственной квартире или в квартире родственников, и 49 % респондентов — имеют транспортное средство в собственности. Однако на вопрос, «удовлетворяет ли вас размер денежного содержания», 87 % опрошенных работников ДВТУ ответили, что размер денежного содержания их не удовлетворяет, либо удовлетворяет не в полной мере (табл. 4).

Таблица 4

Характеристика социальной защищенности работников таможенных органов в оценках участников исследования

Вопрос исследователя Ответ респондента Количество ответов, %

Удовлетворяет ли Вас размер денежного содержания Да 12,9

Нет 23,4

Не в полной мере 63,6

Каковы у Вас условия проживания В собственной квартире 66,2

В квартире родственников, родителей, супруга (супруги) 26,0

В общежитии 1,3

Снимаю квартиру 6,5

Имеете ли Вы транспортное средство в собственности Да 49,4

Нет 45,5

В ходе дискуссий практически все участники высказали мнение о необходимости поддержания среднего уровня достатка госслужащих, при этом показателем достатка могут стать не только наличие в собственности квартиры, автомашины, но и возможность ежегодно выезжать за рубеж. Также

активно обсуждался вопрос, связанный с распространением нигилизма относительно ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции. Практически все высказались за необходимость искоренения нигилизма на всех уровнях, независимо от занимаемых государственных должностей.

В заключение хотелось бы отметить, что коррупция, как и преступность в целом, сопровождают общество в течение всего исторического развития, независимо от различных формаций. Однако общество может снизить уровень коррупции при условии, что все граждане будут нетерпимы к ее проявлениям.

Список литературы

1. Медведев В.А. Коррупция — проблема универсальная, коррупция есть везде [Электронный ресурс]. URL: http://www.news.argumenti.ru/politics/2010/ 10/79962

2. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin. ru/ref_notes/518

3. О результатах деятельности подразделений собственной безопасности таможенных органов по противодействию коррупции за 9 месяцев 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ru/corruption/usb/printable. php?id286=8245&i286=1&print=1

4. Пан Ги Мун. 9 декабря — международный день борьбы с коррупцией [Электронный ресурс]. URL: http://www.com-cor.ru/ru/ban-ki-moon-anticor-ruption-9-december

5. Рейтинг восприятия коррупции в странах мира [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://www.rian.ru/infografika/20101027/289524140.html

6. Федотов Ю. Коррупция ежегодно «съедает» триллион долларов [Электронный ресурс]. URL: http://www.com-cor.ru/ru/corruption-trillion-fedotov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.