Научная статья на тему 'Долговой рынок как инструмент бюджетной политики'

Долговой рынок как инструмент бюджетной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Долговой рынок как инструмент бюджетной политики»

3(30) - 2006

ЗАИМСТВОВАНИЯ

долговой РЫНОК КАК ИНСТРУМЕНТ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

А.В. ЧУМАЧЕНКО,

заместитель председателя Комитета государственных заимствований

города Москвы

8 февраля 2006 г. в информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная проблемам государственных заимствований города Москвы. Александр Владимирович Чумаченко рассказал о том, что планы Комитета города Москвы в 2005 г. успешно выполнены, намечены достойные перспективы на будущее. В пресс-конференции также приняли участие представители СГУП «Мосфина-гентство»: А.В. Коваленко, заместитель генерального директора, генеральный директор ЗАО «Гарант-М»; Е.Н. Бабенко, заместитель генерального директора; Т.А. Репина, советник по общественным связям. Каковы же основные достигнутые результаты?

Исполнение программы заимствований. Общий объем заемных средств, привлеченных Комитетом государственных заимствований в 2005 г. за счет размещения внутренних облигационных займов, составил 21,24 млрд руб. по номинальной стоимости. Объем привлеченных валютных кредитов — 3,8 млн евро. Объем обязательств, погашенных в 2005 г. через Комитет государственных заимствований, составил сумму, эквивалентную 33,4 млрд руб. По видам долговых обязательств погашение распределяется следующим образом:

♦ облигации государственного внутреннего займа города Москвы по номинальной стоимости — 31,23 млрд руб., в т.ч. 20,6 млрд руб. — за счет откупа;

♦ рублевые кредиты — 2,0 млрд руб.;

♦ валютные кредиты — 4,8 млн дол. Обслуживание долга. В 2005 г. Комитет осуществлял своевременное и в полном объеме обслуживание всех долговых обязательств, находящихся в его управлении. Всего на эти цели было направлено 9,96 млрд руб.

Внутренние заимствования. Общий объем внутренних облигационных займов Москвы, обращающихся на рынке, по состоянию на 01.01.2006 составил 49,7 млрд руб. Государственные облигационные займы Москвы остаются доминирую-

щим сегментом в структуре долга города Москвы - на указанную дату их доля в объеме прямого долга города составила 59,8%. Рынок внутренних облигаций города, наряду с государственными облигациями Российской Федерации, является ключевым сегментом рынка рублевых облигаций в стране. Показателем роли облигаций Москвы на внутреннем рынке является их торговый оборот, среднемесячное значение которого в 2005 г. превысило 20 млрд руб. Надежность и высокая ликвидность облигаций Москвы являются факторами широкого их использования в качестве инструмента управления банковской ликвидностью. Индикатором признания качества и надежности рублевых облигаций города является уровень их доходности, который ниже доходности любого эмитента, за исключением РФ, и в настоящее время находится на уровне 5,0-7,0% годовых для облигаций срочностью от 1 до 10 лет. Размер спрэда между доходностью облигаций Москвы и РФ с начала 2005 г. не превышал 0,5%.

Внешние заимствования. Доля внешнего долга города в общей структуре долга по состоянию на 01.01.2006 составила 31,7%. Доходность еврооблигаций города Москвы, погашаемых в 2011 г., снизилась за период с начала 2005 г. с 5,2 до 4,1% годовых. Указанное снижение обусловлено не только благоприятным изменением рыночной конъюнктуры, но и ростом международного кредитного рейтинга Москвы. По данным на конец декабря т.г., спрэд между доходностью указанных еврооблигаций Москвы и доходностью суверенных облигаций Германии с аналогичным сроком до погашения сузился на 104 б.п. и составил 1,00% (против 2,04% на начало года).

Сокращение программы заимствований. В 2005 г. дополнительные доходы бюджета позволили сократить объем заимствований более чем на 30 млрд руб. Кроме того, в 2005 г. были откуплены и выведены из обращения облигации города на сумму более 12 млрд руб. Результатом стало сокращение внут-

реннего долга города на сумму около 12 млрд руб. Основным источником дополнительных доходов бюджета стал рост поступлений по налогу на прибыль предприятий.

Исполнение программы заимствований в 2005 г.

(млрд ед.)

Виды Привлечение Погашение

заимство- Закон Факт* Закон Факт*

ваний о бюджете о бюджете

Рубль

Внутрен- 51,7 21,4 21,3 34,0

ние заимс-

твования

кредит- 8,6 0,0 2,0 2,0

ные согла-

шения и

договоры Бюжет- 0,8 0,2 1,0 0,9

ные кре-

диты

Государс- 42,3 21,2 18,3 31,1

твенные

ценные

бумаги

Евро

Внешние 0,004 0,0

заимствования

Кредит- 0,004 0,0

ные соглашения и договоры

Итого 51,8 21,5 внутренних и внешних заимствований___

Средство 30,3 -12,6 займов на финансирование дефицита бюджета

Кредитный рейтинг города Москвы. Комитет государственных заимствований города Москвы организует и координирует взаимодействие города с международными и российскими рейтинговыми агентствами. Результатом данной работы стало повышение рейтинга кредитоспособности города москвы международными рейтинговыми агентствами до следующих уровней: Стандард энд Пурс (Standard & Poor's) — ВВВ; Фитч Рейтинге (Fitch Ratings) - ВВВ; Мудис (Moody's) - Ваа2. Все указанные рейтинги относятся к инвестиционной категории и находятся на уровне суверенного рейтинга России.

Помимо международных рейтингов Москва имеет рейтинги по национальной шкале от следующих агентств: Фитч Рейтинге, Мудис Интерфакс и Эксперт РА. Все перечисленные агентства присвоили Москве наивысшие уровни рейтинга по национальной шкале.

Политика заимствований в 2006 г. (млрд ед.)

Виды заимствований Привлечение Погашение

Рубль

Внутренние заимствования кредитные соглашения и договоры Бюджетные кредиты государственные ценные бумаги 73,2 15,0 0,6 57,6 17,3 0,0 1,3 16,0

Евро

Внешние заимствования Кредитные соглашения и договоры 0,404 0,404 0,404 0,404

Итого внутренних и внешних заимствований 88,0 32,0

Средства займов на финансирование дефицита бюджета 56,0

Политика заимствований 2006 г. предусматривает:

1) использование внутренних облигационных инструментов заимствований;

2) увеличение дюрации долгового портфеля;

3) концентрацию ликвидности в крупных «эталонных» выпусках облигаций;

4) формирование равномерного профиля долга. Результатом реализации политики заимствований станет, при сохранении благоприятной рыночной конъюнктуры, увеличение временного горизонта долга до 15 лет, рост средней срочности внутреннего долга до 5 лет и внешнего — до 7 лет.

Параметры выпусков, планируемых к размещению в 2006 г.

Номер выпуска Срок погашения Объем размещения

МГор-46 МГор-47 МГор-41 МГор-44 Новый выпуск 2009 г. 2009 г. 2010 г. 2015 г. 2021-2022 гг. до 10 млрд руб. до 10 млрд руб. до 5 млрд руб. до 20 млрд руб. до 15 млрд руб.

ожидается, что к концу 2006 г. доля рублевых облигаций в совокупном объеме долга Москвы составит около 70%.

0,004 0,004

0,004 0,004

21,5 34,1

Внешний займ. В 2006 г. планируется размещение еврозайма со следующими параметрами:

♦ общий объем эмиссии по номиналу — до 408 млн евро;

♦ срок до погашения — 10 или 15 лет;

♦ номинал облигаций — 50 000 евро;

♦ купон — фиксированный, с ежегодной выплатой;

♦ купонная ставка — определяется при размещении;

♦ цена размещения — 100% от номинала. Займ будет оформлен в виде кредита банка,

профинансированного за счет выпуска сертификатов участия в кредите (Loan Participation Notes). Организаторами размещения, определенными по итогам проведенного конкурса, будут Deutsche Bank, Citigroup, JP Morgan.

В ходе пресс-конференции заместитель председателя Комитета государственных заимствований А.В. Чумаченко ответил на многочисленные вопросы журналистов.

4yMA4EHKO A^.: У нас сегодня прошел аукцион, я прокомментирую результаты. Москва сегодня разместила самый длинный свой выпуск облигаций с погашением в 2015 г. в объеме 5 млрд руб. по номиналу. Это 44-й выпуск московских облигаций. Аукцион прошел для нас очень удачно, был очень большой интерес к этим бумагам, спрос превысил предложение более чем в три раза, 15,5 млрд спрос по номиналу, было подано 224 заявки. В результате мы разместили весь выпуск с доходностью: 6,71 — по средневзвешенной цене, 6,74 — по цене отсечения.

В 2005 г., наверное, впервые за 3-4-летний период долг города Москвы снизился. Это было вызвано прежде всего достаточно положительными результатами по части исполнения бюджета города Москвы. Подведены оперативные данные по результатам 2005 г. Можно сказать, что если изначально бюджет был запланирован с дефицитом, то реальное исполнение — это профицитный бюджет, и в результате вполне оправдано снижение долга в течение 2005 г. Почему это произошло? Мы снизили существенно программу заимствований — почти на 30 млрд руб. Кроме того, наряду с плановым погашением государственного долга в 2005 г., используя дополнительные доходы, мы начали выкупать облигации с погашением в 2006 и 2007 гг. Были выкуплены облигации на сумму более 13 млрд руб. В результате этих мер долг уменьшился, и на 1 января 2006 года в части госу-

дарственных ценных бумаг г. Москвы он составил менее 50 млрд руб.

Если говорить о планах на 2006 год, то бюджет запланирован с дефицитом 56 млрд руб. Основная часть этого дефицита будет покрываться за счет средств, привлеченных на финансовых рынках. Уже сейчас можно говорить о том, что цифра привлечений на внутреннем рынке будет скорректирована. Мы планировали изначально, что объем привлечений составит около 72 млрд руб., из них 15 млрд — это средства, привлеченные в виде кредитов и около 57 млрд — это средства, привлеченные за счет размещения на внутреннем рынке государственных облигаций г. Москвы. С учетом того, что в прошлом году мы выкупили облигации с погашением в этом году на сумму около 10 млрд руб., произойдет соответствующая коррекция объема заимствований в этом году. Поэтому мы можем уже сейчас сказать, что такая коррекция с очень высокой долей вероятности произойдет и можно оценить объем привлечения на внутреннем рынке облигаций, близкий к 45—55 млрд руб., в отличие от запланированных цифр, которые я назвал ранее.

В части структуры долга — около 70% — это долг, выраженный в рублях РФ, около 30% — это валютный долг. Преобладает долг рыночный — это либо облигации г. Москвы, номинированные в российской валюте, либо еврозаймы.

БАБЕНКО Е.Н.: Как уже было сказано, по состоянию на конец года долг Москвы составлял порядка 88 млрд руб. Это тот долг, который официально фиксируется в долговой книге. Его составляющими являются как долг, находящийся в ведении Комитета государственных заимствований, так и гарантии. Бюджет Москвы содержит гарантии на 6 млрд руб., поэтому то, что мы называем прямым долгом Москвы, это порядка 82 млрд руб. Из этой суммы еще порядка 6 млрд руб. приходится на межбюджетные ссуды, и оставшиеся 76 млрд руб.

— это долг, который находится в ведении Комитета государственных заимствований. Он сейчас состоит из двух основных частей — это облигации государственного займа г. Москвы — порядка 50 млрд руб. по состоянию на 1 января 2006 г., и сейчас этот объем составит порядка 60 млрд после двух аукционов, которые прошли в январе и феврале. И внешний займ — это 750 млн евро, что примерно равняется 26 млрд руб. Таким образом, 70% долга

— это внутренний долг. Оставшаяся часть приходится на внешний займ.

Поскольку в этом году практически весь долг будет привлечен за счет размещения облигаций,

мы ожидаем, что к концу года этот долг увеличится, увеличение составит тот же объем, который в дефицит бюджета заложен. Соответственно, если дефицит бюджета сохранится на уровне 50 млрд руб., то долг достигнет уровня 120—130 млрд руб. без учета гарантий. Из них до 80% — это внутренний долг.

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Исполнение бюджета города Москвы позволило уменьшить объем привлечения заемных средств в 2005 г. Я уже сказал, что позитивные результаты с точки зрения бюджета позволили нам снизить на 30 млрд руб. программу заимствований и осуществить выкуп досрочно государственных облигаций Москвы 2006 г. В отличие от федерального уровня, где заимствования осуществляются в том числе с целью замены внешнего долга на внутренний, с целью проведения определенной кредитной политики, обеспечения необходимыми активами пенсионной системы, перед Москвой такой задачи не стоит. Поэтому заемная политика является важной составляющей политики бюджетной.

Учитывая, что достаточно велик объем переходящих остатков с 2005 на 2006 год, можно прогнозировать, что программа заимствований в 2006 году тоже может претерпеть изменения в сторону ее уменьшения. Если говорить о долге, то, как сказал Евгений Николаевич Бабенко, действительно, в 2006 г. долг города Москвы скорее всего увеличится. объем погашения с учетом выкупленных бумаг составит около 6 млрд руб. Москва за 2 месяца этого года привлекла 10 млрд руб. Планы по практически ежеквартальному участию на рынке сохраняются, поэтому можно говорить, что долг г. Москвы в 2006 г. вырастет. В каком объеме? Наверное, требуется сейчас некоторое время по корректировке бюджета с учетом переходящих остатков, с учетом оценки результатов по сбору налогов и формированию доходов в первом квартале 2006 г. Думаю, что более точную цифру, сколько мы будем заимствовать, мы сможем назвать через несколько месяцев.

КОВАЛЕНКО А.В.: В прошлом году в рамках управления долгом проводились операции не только по размещению, но и по откупу. эти операции проходили как на открытом рынке, так и в виде аукционов. В марте мы провели первый аукцион по трем бумагам, в общем счете мы взяли с рынка порядка 550 млн. И мощный аукцион 15 ноября 2005 г., когда одновременно мы предложили участникам рынка продать наши бумаги семи выпусков. Этот аукцион дал нам возможность откупить с рын-

ка облигации на сумму 3 млрд 271 млн руб. Кроме этого в течение всего года мы откупали бумаги с погашением 2005 г., это безболезненная операция при наличии свободных остатков от казначейства, этих операций мы провели на сумму 6 млрд 800 млн. И бумаги с погашением в 2006-2007 гг. за счет экономии по обслуживанию. Суммарно этих облигаций было выкуплено: в 2006 г. — на 7 млрд 900 млн и в 2007 г. - на 2 млрд 400 млн Подобные операции будем практиковать и в дальнейшем. Если бюджет будет испытывать переизбыток средств, то первое, куда будут идти эти деньги, — это на сокращение долга.

БАБЕНКО Е.Н.: На что тратятся заемные деньги в Москве? Долговая часть — это собственно часть бюджетной политики, она не может существовать изолированно. Сейчас экономическая ситуация очень благоприятна как для бюджета РФ, так и для бюджета Москвы. она характеризуется тем, что бюджет получает достаточное количество доходов для того, чтобы финансировать свои инвестиционные проекты. Соответственно долговая политика бюджета идет синхронно с бюджетной политикой. Долг в этом смысле рассматривается как инструмент, который позволяет сглаживать возможные расходы, связанные с инвестиционной программой.

Собственно говоря, сокращение долга мы наблюдаем уже второй раз. Москва не только увеличивает долг, она достаточно эффективно работает с этим долгом. В итоге сокращение долга было уже в 2000-2001 гг. После того как Москва была в достаточно жесткой ситуации в 1998-1999 гг., достаточно интенсивный рост доходов в бюджет использовался, чтобы сократить вот эту самую зависимость от заимствований. После того как ситуация с долгом была приведена в полный порядок, то есть когда долговая нагрузка на бюджет заметно снизилась, заимствования использовались, чтобы увеличить инвестиционные расходы бюджета, это мы наблюдали на протяжении 2002—2004 гг. В 2005 г. планировалось также использовать займы для расширения инвестиционных расходов бюджета, но доходы бюджета оказались выше прогнозируемых, в первую очередь за счет дополнительных доходов на прибыль предприятий. Поэтому эти доходы были направлены на то, чтобы сократить долг.

С этой точки зрения высказывания, что Москва постоянно занимает, не совсем корректны, это просто инструмент, дополняющий бюджетно-инвестиционную политику Москвы.

С этой же точки зрения, собственно говоря, и строится политика: долг не должен служить дополнительным риском. То есть сейчас долг выстроен таким образом, что затраты на погашение долга и на его обслуживание составляют порядка 6-7%. И это ограничение позволяет Москве рассматривать долговой рынок как инструмент бюджетной политики. То есть при необходимости она достаточно легко может увеличить объемы заимствований и при наличии дополнительных доходов бюджета она может сокращать долг. Это и лежит в основе долговой политики, в которой на первое место ставится управление рисками, связанными с долговой нагрузкой. И второе — это политика, направленная на формирование ликвидного рынка, обеспечивающего как возможность достаточно легко выходить с теми объемами займов, которые необходимы, так и при необходимости сокращать объем долга путем откупа облигаций на открытом рынке. Такая политика была заложена при построении рынка, мы с самого начала старались создать ликвидность. Именно создание ликвидного рынка облигаций позволяет привлекать столь длинные займы, а привлечение длинных займов направлено на снижение рисков, связанных с долговой нагрузкой.

Вопрос: Вы сказали, что доходность городских облигаций составляет 7%. Было известно, что она была выше. Какие меры предпринимаются, чтобы доходность была выше?

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Думаю, любой эмитент, будь это государство или корпорация, заинтересованы в обратном — снижении стоимости заимствований, то есть снижении доходности при размещении бумаг. Что касается доходности по г. Москве, нужно смотреть в совокупности. Мы были свидетелями в прошлом году, что произошло снижение доходности не только по облигациям Москвы, но и по облигациям федеральным. Если проанализировать деятельность рынка, это произошло в августе-сентябре прошлого года. На рынке существует очень тесное взаимодействие всех эмитентов: снижение по облигациям федеральным, по эталонным выпускам, к которым можно отнести ФЗ, привело к снижению доходности по другим облигациям, в том числе облигациям г. Москвы. Есть объективные причины снижения. Первое — это достаточно большой объем рублевых средств на рынке, который ведет к большому и постоянному спросу на рублевые финансовые инструменты. Второй момент — это ситуация с валютным рынком, мы знаем, что рубль укреплялся по отношению к

иностранным валютам. Поэтому я бы так ответил: мы, как эмитенты, не проводим каких-то мероприятий, направленных на увеличение доходности наших инструментов, и мы считаем, что существуют объективные причины, которые привели к снижению доходности на рынке.

Вопрос: Вы сказали, что желающих приобрести облигации оказалось больше, чем возможности продать, то есть спрос превысил предложение — при доходности 6,71%. Какая выгода покупать при такой доходности, если инфляция составляет около 10%?

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Во-первых, мы говорим о доходности к погашению. Не совсем правильно сопоставлять текущую инфляцию, которая составляет 10%, с доходностью 6,7%. В данном случае речь идет о доходности погашения, то есть, если вы вкладываетесь на 10 лет, то ваша гарантированная доходность составляет 6,7%. При этом, если предполагать, что будет постепенно снижаться инфляция (а мы об этом все время говорим), то в какой-то момент она может достигнуть 8-6-5% и т.д. И в этом случае необходимо сопоставлять весь уровень инфляции за весь период вложений. То есть вот у вас есть доход от инвестирования за 10-летний период — 6,7%, и надо смотреть не на инфляцию в начале жизни этой бумаги, а за весь период. Тогда можно будет сопоставить весь этот результат.

Если проанализировать структуру инвесторов, то там велика доля банков, они, как правило, не вкладывают на длинный период, они работают на короткий период: приобрели бумагу, проходят три месяца, в зависимости от ситуации на рынке они могут ее продать и получить доход за счет разницы цен. Многие инвесторы сегодня не считают доходность погашения, как единственный показатель, насколько доходно вложение ваших средств. Если пересчитать, то этот показатель, наверное, будет составлять 70% годовых в государственных ценных бумагах. В принципе, активные инвесторы зарабатывают именно на разнице в цене на коротких промежутках времени, не считая уровня доходности до 2015 г.

Вопрос: Направляются ли заимствования на конкретные крупные инвестиционно-строительные проекты?

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Здесь существуют ограничения, введенные федеральным законодательством, Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которым нет жесткой привязки о направлении средств, которые привлечены на рынке. Сущест-

вует понятие единства кассы, то есть все расходы идут из «единого котла», куда поступают и все доходы, все заемные средства. Эти средства поступают на единый счет, а дальше в зависимости от предусмотренных бюджетом расходов, они расходуются. Таким образом, целевые займы сегодня не осуществляются.

Вопрос достаточно интересен, потому что вопрос целевых займов может всплыть в ближайшие годы не только для Москвы, но и для федерального уровня. При условии, когда бюджет выполняется так хорошо, привлекать средства и потом за это еще и платить, при условии, когда есть профицит бюджета, — эту ситуацию достаточно сложно объяснить. Но при этом мы понимаем, что финансовых активов на рынке не хватает. Рост валютных резервов — это, в принципе, увеличение рублевых средств, которые предлагаются на рынке, они должны размещаться. И мы понимаем, что если не будет соответствующего предложения активов, либо они будут стоить так низко, что придется снижать уровень ставок по депозитам, либо будет существовать дисбаланс между объемом средств, которые предлагаются на рынке, и объемом активов, которые на этом рынке тоже присутствуют. Поэтому я не исключаю, что в ближайшие два-три года будет поднят вопрос о необходимости целевых займов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос: Проблема с электроэнергией влияет на получение доходов. Почему бы не сделать вложения на развитие энергетического комплекса?

БАБЕНКО Е.Н.: Займы — это те средства, которые дополняют источник финансирования инвестиционных проектов. То есть Москва формирует некий пул инвестиционных проектов, которые хочет выполнить в этом году. Этот пул оказывается больше, чем те средства бюджета, которые Москва может на эти цели выделить. Как бюджет формируется? Рассчитываются его доходы, определяются его расходы, связанные с его социальными функциями, и потом получается остаток денег, так называемый капитальный бюджет, который может расходоваться на инвестиционную программу. Если эта сумма оказывается меньше, чем набор необходимых инвестиций, то Москва прибегает к займам. Поэтому займы не идут на конкретные проекты, но займы идут на тот пул проектов, которые Москва хочет проинвестиро-вать, то есть они дополняют те средства бюджета, которыми необходимо проинвестировать. Если Москва решает, допустим, потратить больше денег на строительство транспортного кольца или энерге-

тики, то она просто планирует в бюджете больший объем инвестиционных расходов и в той части, в какой не хватает собственных доходов бюджетов, она прибегает к заимствованиям, формирует программу заимствований. Нельзя сказать, что эти займы идут непосредственно на какие-то проекты, но они ложатся в «общий котел». Вот таким образом работает система заемных средств.

Вопрос: Есть клуб андерайтеров, как выстроена система работы с банками?

КОВАЛЕНКО А.В.: На сегодняшний день в клуб андерайтеров входят 29 банков. Это очень известные крупные банки, которые, подписав договор с Комитетом государственных заимствований, взяли на себя обязательства участвовать в каждом аукционе, который мы проводим, при наличии у нас желания привлечь их. В этом году прошли два аукциона, была апробирована практика проведения аукционов без услуг андерайтеров. Эти услуги платные, поэтому в условиях, когда мы видим реально переизбыток денежных средств на рынке, и мы понимаем, что наш аукцион пройдет удачно, нет смысла переплачивать. Но, к сожалению, в жизни бывает так, что когда нам деньги не нужны, они не нужны никому, когда они нам нужны, они нужны всем. Поэтому мы не отказываемся совсем от института андерайтеров, и когда будет ощущаться напряженный момент с рублевой ликвидностью, а также в том случае, если мы будем размещать очень длинный выпуск, мы привлечем андерайтеров на аукцион, как сегодня. Они участвовали дружно, брали обязательств даже больше, чем от них требовалось. На аукционе, который прошел 18 января, мы размещали короткие бумаги. Ситуация с рублевой ликвидностью была великолепная, поэтому мы отказались от услуг андерайтеров, и аукцион тоже прошел успешно. В дальнейшем, когда мы поймем, что они нам не нужны, может быть, мы откажемся от их услуг. На сегодняшний день это решение было бы поспешным.

Вопрос: Требования к ним есть?

КОВАЛЕНКО А.В.: Требования к банкам — участвовать в каждом аукционе на сумму не менее 300 млн руб. Это довольно-таки сложно. Отношения между Комитетом и андерайтерами выстраиваются жестко, то есть отсутствие на аукционе без уважительных причин приводит к тому, что просто-напросто прощаемся с этим банком и в дальнейшем не пользуемся его услугами. Поэтому мы гордимся, что у нас есть такой клуб андерайте-

ров. Там есть и региональные банки, и дочерние структуры иностранных банков. 29 — это самые лучшие банки России.

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Если посмотреть зарубежный опыт, то институт первичных дилеров включает, как правило, от 15 до 22 банков.

КОВАЛЕНКО А.В.: С учетом того, что в России 2 500 банков, если посмотреть на их собственный капитал, то вы поймете, что первая пятерка или десятка покроет всех остальных.

Вопрос: Вы сказали, что в январе отказались от участия андерайтеров, потому что ситуация была хорошей. Сейчас ситуация тоже хорошая, но, тем не менее, вы не отказались от участия андерайтеров. Почему вы сомневались?

БАБЕНКО Е.Н.: Дело в том, что комиссия фиксированная, и поэтому, когда мы размещаем короткий выпуск, это добавляет заметную доходность к выпуску, а когда мы размещаем 10-летний выпуск, то эта фиксированная комиссия с точки зрения доходности дает достаточно небольшое значение. Более того, отсутствие андерайтеров на длинном выпуске, небольшие колебания доходности, связанные с их отсутствием, приводят к достаточно заметным колебаниям цены и колебаниям объема средств, привлекаемых бюджетом. На коротком выпуске это не так заметно.

Вопрос: Известно, что участники рынка были обеспокоены вашим решением в январе отказаться от услуг андерайтеров. Представители банков говорили мне, что им очень не понравилось это ваше решение. Знаете ли вы об этом?

КОВАЛЕНКО А.В.: Я еще раз хотел бы сказать, что мы не пытаемся кого-то обидеть, отказаться от этого института, но мы тоже умеем считать деньги. Мы понимаем, что в тех условиях, когда мы реально возьмем по хорошей ставке с рынка тот объем, который нам нужен, — пусть обижаются банки, не обижаются, мы все-таки представляем интересы не коммерческие, а государственные, поэтому переплачивать за это не имеем права. Ситуация довольно-таки непростая, неоднозначная, возможно, мы в чем-то и ошиблись, но мы подстраховали риски.

Вопрос: В дальнейшем, если вы откажетесь от института андерайтеров, только ли конъюнктура рынка будет тому причиной, или еще какие-то другие причины?

КОВАЛЕНКО А.В.: Конъюнктура — это определяющий фактор.

Ведущий: Вопрос из Интернета. У каких банков облигации Москвы пользуются самым высоким спросом?

КОВАЛЕНКО А.В.: Есть у нас информация, они неоднородны, есть с иностранным участием, есть чисто российские, есть банки с широкой филиальной сетью, как, например, Сбербанк, и есть банки, которые входят в какую-то финансовую группу. Кроме того, среди наших покупателей появились управляющие компании ПИФов. И совсем небольшое количество инвестиционных брокерских компаний и маленький процент физических лиц.

Вопрос: Как вы можете объяснить, почему все же большую часть покупают банки, а брокерские компании — меньшую часть?

КОВАЛЕНКО А.В.: У брокерских компаний другой хлеб. Они своих активов не имеют, они выполняют поручения других, их клиентами могут быть и физические, и юридические лица. Появились управляющие компании, они управляют средствами, которые переданы в негосударственный пенсионный фонд. У них существуют определенные правила игры, инструменты, куда они будут вкладывать. Наши бумаги хороши с любой точки зрения, у них рейтинг на уровне федерального, они входят в ломбардный список ЦБ, они вращаются на основной площадке. Обороты тоже впечатляют. Например, за 2005 г. оборот по нашим бумагам составил 330 млрд руб., при том, что рыночный долг у нас на конец года был 49 млрд руб. Это, почти как акции, даже лучше, чем акции.

ЧУМАЧЕНКО А.В.: По поводу вашего вопроса о населении. В настоящее время Москва не выпускает специальных инструментов, мы отказались от этой схемы, потому что создание отдельного инструмента для населения дорого и неоправданно. Вложение депозитов в ряде случаев является более доходным инструментом для физического лица, чем вложение в государственную ценную бумагу. Но в любом случае мы такую услугу предоставляем, компания «Гарант-М» осуществляет размещение этих бумаг, можно всегда их приобрести и физическим лицам, по ценам, которые сложились на рынке, «Гарант-М» их выкупает. Если произойдет изменение в банковском законодательстве, я не исключаю, что интерес населения к подобного рода инструменту повысится. Любой гражданин может прийти либо в Комитет, либо в «Гарант-М» и проконсультироваться.

КОВАЛЕНКО А.В.: Я добавлю, что существует телефон «горячей лини»: 789-99-00, где ответят на любые вопросы по приобретению физическими лицами наших облигаций. По поручению Комитета компания «Гарант-М» производит открытие счетов и зачисление купленных вами бумаг. Могу сказать, что за прошлый год, пусть цифра очень скромна, но более чем на 6 млн руб. москвичи приобрели наши облигации. Это с учетом того, что рекламная кампания не проводилась такая, как в 2004 г. Продав облигации физическим лицам, мы берем на себя обязательства выкупить их в любой момент по рыночным ценам. И вот такие операции в прошлом году принесли, несмотря на то, что люди покупали облигации с доходностью 6,5-7%, но с учетом того, что рост цен в прошлом году произошел, люди реально заработали 12%. Гарантировать, что это будет в следующем году, сложно, но возможность есть. Вся информация у нас на сайте представлена.

Вопрос: Ваши операции недокументарны?

КОВАЛЕНКО А.В.: Практика выпуска бумаг документарных, по-моему, давно канула в лету.

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Нет, все облигации федерального займа документарны, но они оформляются глобальным сертификатом, который хранится в депозитарии. Ни один владелец на руки сертификата не получит. Сегодня все осуществляется через депозитарий, открытием специальных счетов, на которых учитываются бумаги.

КОВАЛЕНКО А.В.: Выпуск бумаг документарных — это вчерашний день. Вы ее получите и будете думать, что с ней делать, как сохранить: а вдруг пожар, а вдруг украдут. При наличии паспорта пришли, открыли счет, вам зачислили на него облигации. Через месяц решили продать, вы опять пришли и сказали: хочу продать. Имеется договор, выписка.

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Я работал в Минфине и помню, что когда размещали ГСВ, то это была страшная головная боль. Потому что перед тем, как выпустить бумаг на сумму 1 млрд руб., надо было напечатать 1 млн облигаций, причем их надо было обеспечить соответствующими степенями защиты, там было от 15 до 20 степеней защиты. Кроме того, были курьезные случаи, когда люди по глупости или незнанию что-нибудь с этой облигацией делали, потом обращались в Минфин: что нам делать? Я, например, до сих пор помню, когда обратилась гражданка, сказала, что муж пришел в банк, попросил выплатить по бумаге деньги, ему сказали: принеси купоны, тогда заплатим. Он пришел домой,

взял ножницы, отрезал все купоны и предъявил все сразу к выплате. Причем там была запись, что купон, отделенный от облигации, недействителен. Смешно, но это в принципе предполагает некий уровень профессиональных знаний, все-таки это специфическая область, не всегда люди в ней разбираются. И вот такие курьезы для человека-то обернулись очень неприятными вещами. Поэтому вы заключаете договор либо с «Гарантом-М», либо с банком, который известен — и вы обезопасены от таких курьезов!

Вопрос: Власти говорят об идее формирования казны города, куда помимо бюджета будут поступать также и другие активы. На какой стадии эта идея находится? И как к ней относятся в вашем Комитете, когда можно ожидать ее реализации?

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Могу сказать за Комитет, что мы такой работы не проводим.

БАБЕНКО Е.Н.: Все наши обязательства выпускаются без обеспечения, то есть под общие обязательства бюджета. Поэтому, если такая казна и будет сформирована, то она пока не будет иметь отношения к выпуску облигаций г. Москвы.

Вопрос: Когда будет Еврозайм?

БАБЕНКО Е.Н.: Еврозайм состоится в этом году, это часть программы заимствований Москвы, если более точно, в первой половине года. Далее возможны два варианта развития событий. Либо мы выпускаем этот займ в апреле, и средства от него пойдут на погашение имеющегося займа в 400 млн евро. И тогда этот займ состоится где-то в середине апреля. Не исключен сценарий, что мы осуществим этот займ в конце мая — начале июня. Средств в бюджете достаточно для того, чтобы погасить этот займ непосредственно из бюджета. В этом случае займ осуществится в конце мая — начале июня.

Вопрос: А если средства найдутся, он все равно будет номинирован в евро? Доллар же дешевле, чем евро?

БАБЕНКО Е.Н.: Вряд ли кто-то возьмется предсказать, что окажется дешевле через 10 или 15 лет. Потому срок будет определен в зависимости от готовности западных покупателей размещаться на 10 или 15 лет. А что касается вопроса — дешевле или дороже — тут вопрос совершенно не очевиден, это понятие сложно анализируемое.

Вопрос: Есть ли возможность, что планы по размещению на первый квартал изменятся и будут еще размещения?

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Я думаю, что это маловероятно. Мы уже выполнили план первого квартала и провели два аукциона, разместив на них 10 млрд руб. Я не исключаю возможности, что до конца этого квартала мы будем выходить на рынок с небольшими объемами, но аукционов больше не будет. Что касается второго квартала, пока ориентировочно планируем провести два аукциона по 5 млрд руб. Скорее всего, это будут те же самые бумаги, которые мы размещали в первом квартале. Мы постараемся довести объемы до 10 млрд руб. А что касается более далекой перспективы, то я в начале выступления сказал, что есть планы попытаться выпустить 15-летнюю бумагу, зарегистрировать ее летом в Минфине объемом до 25—30 млрд руб., в течение нескольких лет этот объем увеличивать.

То есть мы эту схему заимствовали у Минфина, для себя это видим 3, 5, 10 и 15 лет. У Минфина более агрессивный объем заимствований, там больше 800 млрд привлечений за 3 года. Поэтому вполне объяснимо появление 30-летней точки отсчета. 30 лет мы не рассматриваем, мы считаем, что четырех точек вполне достаточно, чтобы сделать достаточно ликвидные выпуски с большим объемом и обезопасить себя с точки зрения концентрации большого погашения на один короткий период.

ВЕДУЩИЙ: Вопрос из Интернета. Кем утверждается программа государственных заимствований, и выносится ли она на общественное обсуждение?

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Есть соответствующая статья в Бюджетном кодексе, она называется — Программа государственных заимствований, она является составляющей Закона о бюджете. При подготовке проекта Закона о бюджете готовится программа и вносится в Мосгордуму на рассмотрение. Она становится доступной так же, как весь Закон о бюджете города. На самом деле этот документ является публичным, разрабатывается Правительством Москвы, утверждается в рамках Закона о бюджете города.

Вопрос: Вопрос по еврозайму: не понесет ли Москва дополнительных издержек при конвертации валюты, ведь надо рублевые средства перевести в евро, а потом обратно?

БАБЕНКО Е.Н.: Сразу скажем, что, с одной стороны, есть издержки, связанные с конвертацией. Это на случай, если мы занимаем в июне.

Но, с другой стороны, мы экономим процентные платежи в течение полутора месяцев, что тоже есть некая экономия. Поэтому если с точки зрения операционных издержек, то тут они дают плюс, а что касается курсов, то тут просто некий риск. То есть операционных дополнительных издержек Москва не понесет.

Вопрос: Как известно, в 2008 г. заканчивается срок полномочий нынешнего нашего мэра Москвы Ю.М. Лужкова. Если он уйдет и с ним многие из его команды, нет ли для заимодателей риска в связи с этим?

ЧУМАЧЕНКО А.В.: Я думаю, что независимо от того, кто будет руководителем города после 2008 г., любой руководитель будет исходить из того, что Москва — это заемщик с уровнем по рейтингу, сопоставимым с рейтингом России. И в данном случае человек, который придет и начнет с того, что не станет платить по долгам, мне кажется, поведет себя неправильно и его политическая карьера будет обречена. Я воспользуюсь своим минфиновским опытом, я просто хорошо помню четыре года назад, когда встречались с участниками рынка, запускали рынок ФЗ после событий 1998 г., мне задавали тот же самый вопрос: вы сможете заимствовать максимум до 2008 г., когда закончится срок полномочий В.В. Путина. Но вы знаете, сейчас уже размещено ФЗ 2021 г. погашения, и Минфин планирует бумагу с погашением в 2036 г. Я думаю, что на самом деле никто никогда не заинтересован в том, чтобы не платить по долгу. Кто бы ни был на посту мэра Москвы, долги города Москвы всегда будут обслуживаться и погашаться своевременно. Мы дорожим своей репутацией, тем, что у нас такой высокий рейтинг, такая высокая оценка инвесторами. Вот сегодня сказали, что Москва уже давно — эталонный выпуск для всех остальных. И это действительно так.

БАБЕНКО Е.Н.: Кстати сказать, Юрий Михайлович после себя оставит такой небольшой уровень долга и долговой нагрузки, что Москве будет совершенно несложно платить по долгам. Это уже очевидно сейчас.

Статью подготовили к печати Владимир ВАРНАКОВ и Александр УЖЕГОВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.