Научная статья на тему 'ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА КАК РИСК ПОТЕРИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА КАК РИСК ПОТЕРИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / экономика / бюджет / самообеспечение / дотации / долг / уровень жизни / геостратегическая территория / эффективность / region / economy / budget / self-sufficiency / subsidies / debt / standard of living / geostrategic territory / efficiency
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА КАК РИСК ПОТЕРИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

Самодуров А.А.

к.т.н., доцент, Северо-Западный институт управления РАНХиГС

Беляев А.А.

аспирант, НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия

ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА КАК РИСК ПОТЕРИ УСТОЙЧИВОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: регион, экономика, бюджет, самообеспечение, дотации, долг, уровень жизни, геостратегическая территория, эффективность.

Keywords: region, economy, budget, self-sufficiency, subsidies, debt, standard of living, geostrategic territory, efficiency.

По причине различий, существующих в части природно-ресурсного обеспечения, территории располагают и разным экономическим потенциалом. В нашей стране регионов, в значительной степени зависящих от федерального бюджета много: в 2019 г. в 45 субъектах удельный вес безвозмездных поступлений составлял 25% и более. И в отсутствии эффективной политики регионального развития снижение доли этого источника в структуре региональных бюджетов за почти два десятка лет произошло только в 20 российских субъектах. Но и в этих случаях оно не всегда было обоснованным, поскольку могло безболезненно произойти после замещения выпадающей части, т.е. за счет увеличения собственных доходов. Однако за последние 20 лет существенное укрепление собственной доходной базы (на 10% и более) произошло только в нескольких российских регионах, среди которых Ивановская, Калужская, Смоленская, Тверская, Ростовская, Ульяновская, Кемеровская, Амурская и Сахалинская области, республики Тыва и Саха (Якутия), Алтайский и Приморский края, а также Еврейская АО1.

Но даже в тех случаях, когда такое снижение произошло, это не всегда означает, что тому способствовало укрепление экономического потенциала территории, создающего условия для устойчивого роста уровня жизни населения. Яркие тому примеры - Кемеровская область и Еврейская автономная область. По большинству индикаторов уровня жизни эти регионы находится не просто в числе отстающих, они относится к группе субъектов, для которых характерна негативная динамика жизненного уровня. В 2008-2020 гг. реальные денежные доходы жителей Еврейской АО снизились на 14,5%, увеличился и удельный вес населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума - с 23,5 до 23,7%.

В Кемеровской области реальные денежные доходы в 2020 г. в сравнении с 2008 г. были на 24,5% меньше, а удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличился с 10 до 13,2% его общей численности2. И хотя удельный вес безвозмездных поступлений в региональные бюджеты сократился, нельзя дать этому положительную оценку, равно как и утверждать, что это решение было обоснованным. В 2021 г. проблемы Кемеровской области обострились настолько, что Правительство РФ по личному поручению Президента страны разработало программу социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2024 г. Подобная программа, как известно, разрабатывается и для Республики Мордовия. Еврейской АО также в ручном режиме была оказана помощь для обеспечения людей теплом в зимний период3. Нуждаются в этом и другие субъекты федерации.

По состоянию на 1 января 2021 года в 39 российских регионах государственный долг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 20 субъектах РФ госдолг превысил 70% налоговых и неналоговых доходов, из них в 3 регионах долговая нагрузка превысила 100%4.

Самая большая долговая нагрузка отмечается в небольшом и небогатом приволжском регионе - Республике Мордовия. Накопившиеся за долгие годы огромные долги не позволяют предпринять новому руководству Мордовии реальные шаги в улучшении социально-экономической ситуации в регионе5. Жизнь почти 800 тыс. россиян значительно осложнилась, поскольку из-за потери доверия со стороны кредиторов региональное руководство не всегда могло своевременного исполнять свои обязательства в полном объеме.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - С. 1077-1079.

2 Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - С. 188-189; 2019. -С. 238-239; 2020. - С. 278-279; 2021. - С. 192-193, 240-241.

3 Мишустин выделил ЕАО средства на поддержку ЖКХ. - https://jewish.ru/ru/news/articles/197999/

4 Долговая нагрузка на региональные бюджеты возобновила свой рост. - https://riarating.ru/regions/20210218/630194870.html

5 Рейтинг регионов по уровню долговой нагрузки за 9 месяцев 2020 года / РИА Рейтинг. - https://riarating.ru/regions/ 20201029/630189670/Reyting-regionov-po-urovnyu-dolgovoy-nagruzki-za-9-mesyatsev-2020-goda.html

Схожая ситуация сложилась осенью 2021 г. в Республике Хакасия, 20% населения которой пребывает в состоянии абсолютной бедности, значительная часть населения выживает за счет личного подсобного хозяйства1. А руководство региона для «повышения сбалансированности» бюджета решило ввести налог на сараи и другие временные хо-

~ 2

зяйственные постройки .

Проблемы этого и других дотационных регионов связаны, главным образом, с полным отказом от централизованного планирования, переоценкой эффективности рыночных механизмов, их возможности самонастройки. Фактическое банкротство ряда регионов - следствие отсутствия четкого представления об экономическом потенциале региона и возможностях развития территории, а также надежных механизмов контроля за деятельностью региональных руководителей.

Огромный долг Республики Мордовия возник не в одночасье. Он копился годами, поскольку «свести концы с концами», оставаясь при этом «на хорошем счету» у руководства страны, других возможностей практически не было. После потери доверия кредиторов управление в регионе было практически парализовано. Жители Мордовии, по сути, стали заложниками низкой эффективности государственной политики регионального развития, включая механизмы контроля за деятельностью региональных властей. И времени на исправление ситуации практически нет. Мордовия быстро теряет населения. За 1990-2020 гг. численность жителей сократилась более чем на 19%3.

Покидают малую родину в основном молодые хорошо образованные люди, что лишает регион перспектив развития, поскольку вследствие слабости его природно-ресурсного обеспечения ключевым направлением развития такой территории являются инновации, что, в свою очередь, требуют активности молодых людей, готовых и способных находить и осваивать новейшие достижения в науки и внедрять их во все сферы жизнедеятельности общества.

Кто бы ни был виноват в случавшемся, население страдать не должно. И медлить с решением этой проблемы нельзя. Демографические потери компенсировать невозможно ничем. Шансов на то, чтобы предотвратить отток населения больше, чем убедить уехавших вернуться. Должен быть разработан цивилизованный механизм выхода из такой ситуации. К сожалению, Мордовия - не единственный регион, оказавшейся в долговой яме. Сложный 2020 г. привел к росту долговой нагрузки в большинстве российских регионов, в некоторых субъектах прирост госдолга оказался очень большим: в Удмуртской Республике - 50 п.п., Республике Хакасия - 39 п.п., Кемеровской области - 34 п.п. На 1 января 2021 г. в 3 регионах сумма государственного долга превысила величину налоговых и неналоговых доходов: в Республике Мордовия - 195,2%, в Республике Хакасия - 137,5%, в Удмуртской Республике - 130%4.

Таким образом, многие российские регионы не способны самостоятельно обеспечить достойные условия для жизни населяющих их людей, поэтому быстро теряют население. В условиях неразвитости собственной налогооблагаемой базы региональное руководство вынуждено прибегать к заимствованиям. При достижении высокого уровня закредитованности управление регионом парализуется, и жизнь людей становится невыносимой.

В условиях СОУГО-19 многие регионы были вынуждены нарастить налоговую нагрузку по причине увеличения затрат и сокращения доходов. В этой связи считаем необходимым разработать план финансового оздоровления регионов с максимальной налоговой нагрузкой. И главное в этих программах - не столько увеличение дотаций, что только консервирует проблему, а создание новых рабочих мест, на которых будет создаваться добавленная стоимость - у людей будет заработная плата, у бюджета - налоги. Устойчивое развитие возможно только на основе укрепления экономического потенциала территории.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - С. 48, 279.

2 Глава Хакасии Коновалов вводит налог на садовые домики, бани и сараи. - https://khakasia.info/2021/09/29/glava-hakasii-копоуа1оу-ууо(!й-па1(^-па^а11оууе-11от1кьЬат-^ага1/

3 Мордовия: Стат. ежегодник / Мордовиястат. - Саранск, 2021. - С. 52.

4 Долговая нагрузка на региональные бюджеты возобновила свой рост. - https://riarating.ru/regions/20210218/630194870.htm1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.