УДК 332.13 JEL R13
Зотиков Николай Зотикович
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5631-9123 e-mail: zotikovcontrol@yandex. ru
DOI 10.26425/1816-4277-2020-11-12-19
РЕГИОНЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Аннотация. Актуальность исследования вызвана тем, что решение стоящих перед страной задач невозможно без усиления роли регионов. Россия характеризуется глубокой дифференциацией регионов по уровню развития, что обусловлено влиянием природно-климатических условий, неравномерным размещением полезных ископаемых, трудовых ресурсов, внешними факторами и др. К указанным факторам добавился еще один - ко-ронавирус. Цель и задачи исследования - определение роли и места регионов в их социально-экономическом положении, оценив их с применением показателей, используемых рейтинговым агентством РИА Рейтинг, с учетом современных вызовов. Практическая значимость исследования заключается в следующем. Сосредоточение конкурентных преимуществ в одних регионах и их недостаток в других, от которых зависят доходы населения, обостряют социальное неравенство. На современном этапе развития, с учетом изменившейся экономической обстановки в мире, особое значение приобретают вопросы экономической безопасности регионов. В статье приведены рейтинги федеральных округов, регионов по уровню их социально-экономического положения за 2019 г. в сравнении с 2018 г., за первый квартал, 9 месяцев 2020 г. в условиях пандемии. Ключевые слова: бюджет, девальвация рубля, инвестиции, интегральный рейтинговый балл, пандемия коронавируса, показатели социально-экономического положения, регионы, рейтинг.
Для цитирования: Зотиков Н.З. Регионы России в условиях пандемии коронавируса//Вестник университета. 2020. № 11. С. 12-19.
Zotikov Nilolay
Candidate of Economic Sciences, Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary, Russia ORCID: 0000-0001-5631-9123 e-mail: zotikovcontrol@yandex. ru
REGIONS OF RUSSIA IN THE CORONAVIRUS PANDEMIC
Abstract. The relevance of the study is due to the fact that the solution of the tasks facing the country is impossible without strengthening the role of the regions. Russia is characterized by deep differentiation of regions in terms of development level, which is due to the influence of natural and climatic conditions, uneven distribution of minerals, labor resources, external factors, etc. To these mentioned factors, another one was added - coronavirus. The purpose and objectives of the study are to determine the role and place of regions in their socio-economic situation, assessing them using the indicators used by the rating agency RIA Rating, taking into account modern challenges. The practical significance of the study is as follows. The concentration of competitive advantages in some regions and their lack in others, which depend on the population's incomes, exacerbate social inequality. At the present stage of development, taking into account the changed economic situation in the world, the issues of economic security of the regions are ofparticular importance. The article provides ratings of Federal districts, regions by the level of their socio-economic situation for 2019 in comparison with 2018, for the 1st quarter, 9 months of2020 in a pandemic.
Keywords: budget, coronavirus pandemic, devaluation of the ruble, indicators of socioeconomic situation, integral rating score, investments, rating, regions
For citation: Zotikov N.Z. (2020) Regions of Russia in the coronavirus pandemic. Vestnik universiteta. I. 11, pp. 12-19. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-11-12-19
Благодарности. Исследование выполнено в рамках Гранта РФФИ № 18-010-00357 на тему «Совершенствование налогово-бюджетного механизма и его влияние на экономику региона» на 2018-2020 гг.
Acknowledgements. The study was carried out by the Russian Foundation for Basic Research Grant No. 18-010-00357 on the issue "Improving the fiscal mechanism and its impact on the regional economy" for 2018-2020.
© Зотиков Н.З., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Чем выше уровень социально-экономического развития регионов, тем больше они привлекают инвесторов. Оценка уровня развития регионов необходима для выработки социальной политики, направленной на решение стоящих перед ними стратегически важных задач. В связи с этим возникает вопрос выбора показателей, с помощью которых можно будет определить место региона в рейтинге. В настоящее время применяются различные показатели для оценки социально-экономического развития региона в зависимости от целей и задач.
Актуальным является проводимый с 2011 г. рейтинговым агентством РИА Рейтинг «Россия сегодня» рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, который основывается на официальных данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (далее - Росстат), Министерства финансов Российской Федерации, не опираясь на экспертные оценки, чем обеспечивается высокая степень достоверности результатов рейтинга. Рейтинговое агентство учитывает четыре группы показателей, характеризующих масштаб экономики, эффективность экономики, бюджетную и социальную сферы. Каждый показатель оценивается по принятой балльной системе, их сложением получается общий рейтинговый балл от 1 до 100, и ведущие места присваиваются регионам с максимальным рейтинговым баллом.
В зависимости от экономической ориентации, определяемой во многом историческими, географическими факторами, обычаями коренного населения данной местности, в целях обеспечения объективности регионы поделены на четыре группы: финансово-экономические центры; аграрно-промышленные регионы; промышленные регионы; экспортно-ориентированные регионы. Рейтинги определяются в разрезе указанных групп и в целом по всем регионам.
На основании данных агентства РИА Рейтинг исследуем социально-экономическое положение регионов в 2019 г. по сравнению с 2018 г. и в январе - сентябре 2020 г. по сравнению с январем - сентябрем 2019 г.
Таблица 1
Рейтинговые баллы и места в рейтинге федеральных округов Российской Федерации
2018 г. 2019 г.
Федеральные округа Баллы Место в рейтинге Баллы Место в рейтинге
Центральный (ЦФО) 45,043 3 46,168 3
Северо-Западный (СЗФО) 43,394 4 44,27 4
Южный (ЮФО) 40,520 5 41,51 5
Северо-Кавказский (СКФО) 25,040 8 26,01 8
Приволжский (ПФО) 46,330 2 47,48 2
Уральский (УФО) 60,310 1 60,82 1
Сибирский (СФО) 38,470 6 39,57 6
Дальневосточный (ДФО) 32,130 7 33,37 7
Источник: [13; 14]
Как следует из данных таблицы 1, в 2019 г. изменений в рейтинговых местах не произошло, все округа сохранили свои места в рейтинге. Лидером по-прежнему остается Уральский федеральный округ (далее -УФО) с 60,82 баллами благодаря четырем регионам из шести, входящим в состав округа, занимающим высокие места в рейтинге: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее - ХМАО) - 3 место, Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - ЯНАО) - 6 место, Свердловская область - 7 место, Тюменская область -10 место, Челябинская область - 17 место. Лишь Курганская область остается на 73 месте с 26,511 баллами.
Регионы Северо-Кавказского федерального округа (далее - СКФО), как и прежде, находятся в последних местах рейтинга. Несмотря на то, что рейтинговый балл вырос в 2019 г. в шести регионах из семи, у пяти регионов рейтинговые места ниже 70. Лишь Ставропольский край занимает 30 место в рейтинге.
Положительным является то, что в 2019 г. значение интегрального рейтинга увеличилось в 69 субъектах, их среднее значение составило 42,7 балла (в 2018 г. - 41,6 балла), число регионов с интегральным рейтинговым баллом более 50 выросло с 22 в 2018 г. до 24 в 2019 г., с количеством баллов ниже 25 - уменьшилось с 12 до девяти. Снизилось значение интегрального рейтинга у 16 регионов.
Между тем, разрыв в уровне социально-экономического развития регионов остается высоким. Так, максимальное значение рейтингового балла имеет г. Москва (88,980), минимальное значение - Еврейская автономная область (12,743), отношение - 7.
«По итогам 2019 г. 50 из 85 субъектов Российской Федерации исполнили консолидированный бюджет с профицитом, а совокупный профицит консолидированных региональных бюджетов составил 4,7 млрд руб. (в 2018 г. профицит у 70 регионов в сумме 510,3 млрд руб.). Прирост расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил 14,2 %, что существенно выше прироста доходов (9,5 %) и уровня инфляции (4,5 %). Прирост расходов наблюдался в 83 регионах, а в 79 из них он превысил инфляцию за аналогичный период» [3, с. 96].
Основные макроэкономические показатели в 2019 г. улучшились в промышленном секторе, строительстве, розничной торговле, однако темпы роста ниже, чем в 2018 г. В 2019 г. объем валового внутреннего продукта (далее - ВВП) составил 110 трлн руб. (рост - 1,3 %, в 2018 г. - 2,5 %), объем розничной и оптовой торговли - 1,9 % (в 2018 г. - 2,8 %), индекс промышленного производства составил 102,3 % (в 2018 г. -103,5 %), его значение находилось в пределах от 158,9 % в г. Севастополь до 87,6 % в Республике Северная Осетия - Алания. Позитивную динамику развития имеют 67 регионов.
Инвестиции в основной капитал увеличились на 1,7 % (в 2018 г. - 5,4 %), 74 % объема инвестиций вкладывались в добычу полезных ископаемых, транспортировку и хранение, обрабатывающие производства, операции с недвижимостью. Снизились объемы инвестиций в 33 субъектах (в Магаданской области на 41,9 %, более чем на 30 % в Калининградской области, Республике Крым, Новгородской области).
Реальные денежные доходы населения выросли на 1,5 %, они выросли в 53 субъектах, причем в 30 регионах выше, чем в среднем по России, снизились в 29 субъектах. Номинальная начисленная заработная плата в России выросла на 9,5 % и составила 47 867 руб. Разрыв по данному показателю сохраняется: доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в ЯНАО составила 5,6 %, в Республике Тыва - 34,7 %.
Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов снизилась на 1,5 % и составила 81,0 %. Доходы консолидированного бюджета снизились в шести регионах. Объем безвозмездных поступлений вырос в большинстве регионов, в том числе в два раза в ЯНАО, Иркутской области. 35 региональных консолидированных бюджета исполнены с дефицитом, в том числе Московская область -74,4 млрд руб., г. Москва - 53,3 млрд руб.
Объем государственного долга всех субъектов уменьшился на 4,2 % (на 93,3 млрд руб.). В Московской области государственный долг вырос на 39,2 млрд руб. Объем муниципального государственного долга увеличился на 2,3 % и составил 380,46 млрд руб.
Отношение суммарного государственного долга регионов на 1 января 2020 г. к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2019 г. составило 22,5 % (снижение против 2018 г. на 2,8 %). При этом государственный долг г. Севастополь - 0 %, Республики Мордовия - 211,2 %. Государственный долг на 1 января 2020 г. превышает 50 % от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета в 37 регионах, из них в 14 регионах - 70 %. При этом предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений [1].
Исследованием подтверждается вывод о том, что «в современных условиях экономическое развитие каждого региона зависит не только от инвестиционных процессов, но и от того, насколько инновационный они имеют характер» [7, с. 450].
Далее рассмотрим развитие регионов в 2020 г. В первом квартале 2020 г. по сравнению с первым кварталом 2019 г. отмечается увеличение:
- ВВП на 1,6 %. Рост достигнут во всех ключевых сферах экономики;
- числа регионов с ростом промышленного производства до 68 (против 53), индекс промышленного производства составил 101,5 % (против 102,4 %);
- объема работ в строительстве на 1,1 %, рост произошел в половине регионов, в том числе в Черкесской Республике в четыре раза;
- объема инвестиций в основной капитал в Российской Федерации на 1,2 % (против 0,9 %), рост произошел в 46 субъектах Российской Федерации (в первом квартале 2019 г. - 40 регионов), в том числе в семи регионах - на 50 %;
- оборота розничной торговли на 4,3 % (против 2,3 %), рост достигнут во всех регионах, кроме Мурманской области (-0,2 %);
- в 75 субъектах Российской Федерации реальных денежных доходов (по России в целом на 0,9 %, а в первом квартале 2019 г. - снижение на 0,7 %). Снизились реальные денежные доходы населения в 9 субъектах РФ [10].
Номинальная заработная плата в России выросла на 8,8 % (в первом квартале 2019 г. - +6,5 %), рост произошел во всех субъектах Российской Федерации. Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг по России составило 1,91 (в ЯНАО - более 3,0). При этом показатель вырос в 72 регионах, в 13 субъектах снизился.
Безработица снизилась в 49 регионах и составила в целом по Российской Федерации 4,6 % (в первом квартале 2019 г. 4,8 %). Показатель в девяти субъектах Российской Федерации не изменился, в 27 регионах вырос. «Экономика любого государства в существенной степени зависит от имеющихся трудовых ресурсов. В состав трудовых ресурсов включают как занятых в трудовой деятельности, так и потенциально способных к ней людей» [4, с. 43].
Суммарные доходы консолидированных бюджетов всех регионов Российской Федерации выросли на 10,7 % (+296,4 млрд руб.), рост достигнут в 73 субъектах Российской Федерации, в том числе в Сахалинской области на 70,1 %, более чем на 30 % в ЯНАО, Республике Калмыкия, ХМАО и в Республике Саха (Якутия). Суммарный профицит консолидированных бюджетов всех субъектов Российской Федерации составил 341,3 млрд руб., что на 16,2 % меньше, чем в первом квартале 2019 г. В 69 субъектах Российской Федерации консолидированные бюджеты были исполнены с профицитом (в первом квартале 2019 г. - 66).
Начиная с апреля 2020 г. на экономику страны значительное негативное влияние стали оказывать пандемия коронавируса и крайне низкие цены на нефть, достигавшие отрицательных значений, что привело к существенному падению ключевых макроэкономических индикаторов. В апреле 2020 г. ВВП России уменьшился на 12 % в годовом сопоставлении. Введение с 30 марта 2020 г. режима нерабочих дней на территории Российской Федерации, сохранение негативной внешнеэкономической конъюнктуры и карантинных мер в странах - торговых партнерах обусловили снижение экономической активности в базовых отраслях и в секторе услуг. В апреле 2020 г. промышленное производство сократилось на 6,6 % по сравнению с апрелем 2019 г. и на 9,2 % по сравнению с мартом 2020 г., вследствие чего за четыре месяца 2020 г. снижение составило 0,6 % по сравнению с четырьмя месяцами 2019 г.
«В России на протяжении последних трех лет наблюдается устойчивое и значимое снижение уровня ПД (Предпринимательская деятельность. - Прим. авт.) и сокращение сектора МСП (Малое и среднее предпринимательство. - Прим. авт.). Хотя некоторым представляется, что в этом выражается специфика экономики России, но, на наш взгляд, это скорее - свидетельство серьезных системных сбоев функционировании экономики, отторгающей низовую предпринимательскую активность и инициативу, что чревато дальнейшим огосударствлением и монополизацией» [6, с. 207].В первом полугодии 2020 г. к уровню первого полугодия 2019 г. составили:
- реальные доходы населения - 96,3 %;
- промышленное производство - 96,5 %;
- объем розничной торговли - 93,6 %;
- объем платных услуг населению - 80,1 %;
- индекс потребительских цен - 102,6 %;
- официально зарегистрированных безработных - 179,1 % [11].
Реальные располагаемые доходы населения падают шестой год подряд. После повышения размера пособия по безработице число безработных увеличилось в 3,7 раза (официально зарегистрировано 2,8 млн чел.).
По данным Росстата, за девять месяцев 2020 г. рост промышленного производства произошел лишь в 34 регионах, падение - в 51 субъекте Российской Федерации [8]. Из четырех видов экономической деятельности за девять месяцев 2020 г. лишь в сфере обработки производство сохранилось на прежнем уровне, в остальных трех сферах допущено падение.
На региональном уровне индексы промышленного производства варьируются от 130,7 % в Республике Северная Осетия - Алания до 61,5 % в Республике Тыва. Снизилось число регионов с положительной динамикой промышленного производства.
Объем государственного долга всех регионов Российской Федерации на 1 октября 2020 г. составил 2,18 трлн руб., что на 3,1 % выше, чем в начале 2020 г. В 30 субъектах Российской Федерации объем госдолга сократился, в 16 - не изменился, и в 39 - вырос по сравнению с началом 2020 г. По оценке экспертов РИА Рейтинг, на 1 октября 2020 г. доля бюджетных кредитов составила 48 %, что на 6 п.п. больше, чем на 1 января 2020 г. Доля коммерческих кредитов сократилась до 19 %, хотя в начале года составляла 27 %. 32 региона по итогам девяти месяцев 2020 г. имеют государственный долг, превышающий 50 % величины собственных доходов бюджета, из них 22 региона - превышающий более 70 %, в том числе в трех регионах долговая нагрузка превышает 100 %. Если в начале 2020 г. Республика Мордовия оставалась единственным российским регионом, в которой объем госдолга превышал объем налоговых и неналоговых доходов, то по итогам трех кварталов 2020 г. в замыкающую рейтинг группу вернулись Республика Хакасия (127,9 %) и Удмуртская Республика (105,9 %).
Проведенное исследование показало уязвимость экономики России, как и других стран, от множества как внутренних, так и внешних факторов (объективных и субъективных).
В 2019 г. по сравнению с 2018 г., а также в первом квартале 2020 г. по сравнению с первым кварталом
2019 г. все показатели социально-экономического развития округов и регионов показали положительный рост, то есть пандемия в данном периоде еще не оказала на них значительное влияние. Однако эти результаты были достигнуты с большими затратами, что резко отразилось на финансовых результатах деятельности организаций: доля прибыльных организаций во всех субъектах не превысила 0,8 % общего их количества (в 2018 г. - в большинстве субъектов 60-80 %).
Начиная с апреля 2020 г. фактор действия пандемии на экономику стал проявляться отчетливее, что привело к ухудшению ключевых показателей за первое полугодие 2020 г.
«Пандемия - необычайно сильная эпидемия, распространившаяся на территории стран, континентов; высшая степень развития эпидемического процесса. Обычно под пандемией подразумевают болезнь, принявшую массовый, повальный характер, поражающую значительную часть всего населения первоначально, почти все население» [2, с. 24].
В 2020 г. основное негативное влияние на экономику страны и положения регионов могут оказать два фактора: последствия пандемии коронавируса и кризис на нефтегазовом рынке, что приведет к снижению производства и, соответственно, бюджетных доходов. Для многих регионов страны 2020 г. станет серьезным испытанием, их социально-экономическое положение будет в большей мере зависеть от мер государственной поддержки. Приведенные выше показатели социального развития могли быть намного хуже, если бы государством не были приняты своевременно меры господдержки бизнеса и населения. Их всего более 50, среди них такие важные, как поддержка системообразующих компаний, продление сроков уплаты налогов для МСП, снижение страховых взносов для МСП до 15 %, освобождение от налога на прибыль и НДФЛ субсидий МСП и ИП, установление надбавок медикам и освобождение их от НДФЛ, отсрочка по аренде, выплата на детей от 3 до 16 лет, от 3 до 7 лет и др.
Следует иметь ввиду, что в 2020 г. продолжается реализация национальных проектов, и возможна ситуация, при которой «в случае существенного ухудшения социально-экономической и бюджетно-финансовой ситуации в регионах могут возникнуть дополнительные угрозы ритмичному финансированию мероприятий, предусмотренных национальными проектами» [5, с. 29].
Ухудшение социально-экономических показателей в экономике приведет к уменьшению доходов населения, которые во втором квартале 2020 г., на который пришелся пик пандемии и связанного с ней кризиса, уже сократился на 8 % в годовом выражении.
По прогнозам Министерства экономического развития Российской Федерации, спад экономики России по итогам 2020 г. составит 5 %, инфляция -4 %, на докризисный уровень российская экономика вернется не ранее первого полугодия 2022 г., безработица в России в 2020 г. станет максимальной с 2011 г. и вырастет до 5,7 %. Реальные располагаемые доходы населения по итогам текущего года сократятся на 3,8 %. Без принятия антикризисных мер по поддержке населения падение составило бы 7,5 %. Среднегодовой курс рубля в 2020 г. составит 72,6 руб. за доллар при цене нефти 31,1 долл. США за баррель. Курс рубля на конец
2020 г. ожидается на уровне 75-76 руб. за доллар США. Заложенная в макропрогноз цена нефти не несет угрозы для стабильности экономики Российской Федерации. Сделка ОПЕК+ помогла стабилизировать ситуацию
на рынке нефти. Объем экспорта товаров из Российской Федерации в 2020 г. сократится более чем на треть, импорт снизится на 21 %. Оборот розничной торговли в Российской Федерации в 2020 г. снизится на 5,2 % после роста на 1,9 % в 2019 г. Инвестиции в основной капитал в России сократятся в 2020 г. на 12 % [12].
По оценкам Международного валютного фонда, падение ВВП в России в 2020 г. составит 4,1 %, а не 6,6 %, прогнозировавшихся им в июне 2020 г. Падение мирового ВВП также будет менее существенным в текущем году - 4,4 % вместо ожидавшихся в июне 4,9 % [9].
Выше приведены данные Росстата, Министерства финансов Российской Федерации, прогнозы Министерства экономического развития Российской Федерации и др. Особый интерес представляют мнения и взгляды на происходящее в мире и стране ведущих ученых-экономистов. Приведем их высказывания.
Глава Счетной палаты А. Кудрин считает кризис поводом для реформирования системы госрегулирования, начала разворота от нефтяной экономики к экономике знаний и технологий, повышения производительности труда, форсированного внедрения технологических, цифровых, управленческих инноваций. По его мнению, борьба с вирусом также продемонстрировала необходимость расширения самостоятельности регионов со значительным увеличением необусловленных трансфертов из центра. А. Кудрин считает, что нац-проекты должны быть увязаны с национальными целями, чего сегодня не происходит, отдельные нацпроек-ты могут быть отодвинуты на последующие годы.
По мнению Я. Кузьминова, если кризис, связанный с коронавирусом, продлится больше года, в общественном сознании во многих странах мира политика устойчивости станет важнее, чем политика роста. Государство будет востребовано в первую очередь как гарант, механизм обеспечения устойчивости.
Как считает академик Российской академии наук С. Глазьев, коронавирусный кризис - это новый этап смены порядка, имеющий выгодоприобретателей, некая дымовая завеса, которая призвана скрыть масштабы происходящих попыток финансового олигархата попытаться провести очередной мощный раунд передела собственности. По его мнению, современный этап характеризуется гегемонией по-американски: властью «хозяев денег», крушением мирового права, презрение к правилам Всемирной торговой организации при ведении торговых войн, финансирование терроризма с целью укрепления своего влияния его руками, а также многочисленные военные конфликты, развязанные США с той же самой целью на Ближнем Востоке и Балканах, санкционная политика, которая катком прошлась по России, отняв у нее «Русал» с энергетическими активами, а также наносящая чувствительный удар по другим секторам нашей экономики, срежиссированное обрушение мирового рынка нефти руками Саудовской Аравии, открытый демпинг нефти на европейском рынке с целью вытеснения с него российских компаний, санкции против «Северный поток-2» и др.
В выступлении на Московском экономическом форуме - 2020 самым уязвимым местом для России С. Глазьев считает очередную девальвацию рубля, вызванная пандемическими ограничениями, падением цен на нефть. Причем Россия как в 2009 г., в 2015-2016 гг., лидирует среди всех нефтедобывающих стран по масштабу девальвации валюты, главная причина которого, по его мнению, заключается в проводимой Центральным банком Российской Федерации политике свободного плавания курса рубля.
В заключение отметим, что в целях преодоления негативных последствий пандемии коронавируса Правительством Российской Федерации разработан план восстановления экономики и доходов граждан, по которому темп роста ВВП в размере 2,5 % должен быть обеспечен к концу 2021 г.
Библиографический список
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 18.10.2020).
2. Анпилов, С. М., Сорочайкин, А. Н. Россия в постпандемийном мире // Основы экономики, управления и права. - 2020. -№ 2 (21). - С. 24-30.
3. Арлашкин, И. Ю. Региональные бюджеты в 2019 г. // Экономическое развитие России. - 2020. - Т. 27. - № 4. - С. 93-97.
4. Веселко, А. А., Сауренко, Т. Н., Ставицкий, Д. В., Фетисов, А. В. Модель управления трудовыми ресурсами региона в условиях эпидемии // Журнал исследований по управлению. - 2020. - Т. 6. - № 2. - С. 42-46.
5. Мильчаков, М. В. Реализация национальных проектов в регионах в условиях противодействия коронавирусной инфекции // Финансовый журнал. - 2020. - Т. 12. - № 3. - С. 28-47.
6. Образцова, О. И., Чепуренко, А. Ю. Предпринимательская активность в России и ее межрегиональные различия // Журнал Новой Экономической Ассоциации. - 2020. - № 2 (46). - С. 198-210.
7. Сирожиддинов, И. К., Ходжибаева, И. В. Инновационные процессы в экономике регионов в условиях коронавирусной пандемии // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 449-452.
8. Информация о социально-экономическом положении России за январь-сентябрь 2020 г. // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ a0oy0RLz/oper-09-2020.pdf (дата обращения: 13.10.2020).
9. МВФ смягчил прогноз падения ВВП в РФ в 2020 г. до 4,1 % // Интерфакс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.interfax.ru/business/731294 (дата обращения: 18.10.2020).
10. Обзор: социально-экономическое положение регионов РФ в 1 квартале 2020 года // РИА Рейтинг [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://riarating.ru/regions/20200623/630173197.html (дата обращения: 18.10.2020).
11. Обзор: социально-экономическое положение регионов РФ в 1-м полугодии 2020 г. // РИА Рейтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riarating.ru/regions/20200922/630181576.html (дата обращения: 18.10.2020).
12. Основные параметры прогноза социально-экономического развития на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов // Министерство экономического развития Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/ osnovnye_parametry_prognoza_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_na_2020_god_i_na_planovyy_period_2021_i_2022_ godov.html (дата обращения: 18.10.2020).
13. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2018 года // РИА Рейтинг [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2019.pdf (дата обращения: 18.10.2020).
14. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2019 года // РИА Рейтинг [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://riarating.ru/infografika/20190604/630126280.html (дата обращения: 18.10.2020).
References
1. Byudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 15.10.2020) [Budget code of the Russian Federation No. 145-FZ, dated on July 31, 1998 (as amended, dated on October 15, 2020)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (accessed 18.10.2020).
2. Anpilov S.M., Sorochaikin A.N. Rossiya v postpandemiinom mire [Russia in a post-pandemic world]. Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava, 2020, no. 2 (21). pp. 24-30.
3. Arlashkin I.Yu. Regional'nye byudzhety v 2019 g. [Regional budgets in 2019]. Ekonomicheskoe razvitie Rossii [Russian Economic Developments'], 2020, vol. 27, no. 4, pp. 93-97. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-byudzhety-v-2019-g (accessed 13 Nov. 2020).
4. Veselko A.A., Saurenko T.N., Stavitskii D.V., Fetisov A.V. Model' upravleniya trudovymi resursami regiona v usloviyakh ep-idemii [Model of human resources management in the region in an epidemic]. Zhurnal issledovanii po upravleniyu [Journal of Management Studies], 2020, vol.6, no.2, pp.42-46.
5. Mil'chakov M.V. Realizatsiya natsional'nykh proektov v regionakh v usloviyakh protivodeistviya koronavirusnoi infektsii [Implementation of national projects in the regions in the countering coronavirus infection]. Finansovyi zhurnal [Financial Journal], 2020, vol.12, no.3, pp. 28-47.
6. Obraztsova O.I., Chepurenko A.Yu. Predprinimatel'skaya aktivnost' v Rossii i ee mezhregional'nye razlichiya [Entrepreneurial activity in Russia and its interregional differences]. Zhurnal Novoi Ekonomicheskoi Assotsiatsii [Journal of the New Economic Association], 2020, no. 2(46), pp.198-210.
7. Sirozhiddinov, I. K., Khodzhibaeva, I.V. Innovatsionnye protsessy v ekonomike regionov v usloviyakh koronavirusnoi pandemii [Innovative processes in the regional economy in the coronavirus pandemic]. Molodoi uchenyi, 2020, no. 20 (310), pp.449-452.
8. Informatsiya o sotsial'no-ekonomicheskom polozhenii Rossii za yanvar'-sentyabr' 2020 g. [Information on the socio-economic situation in Russia for January-September 2020]. FederaTnaya sluzba gosudarstvennoi statistiki: ofitsiaTnyi sait [Federal State Statistics Service: official website]. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/a0oy0RLz/oper-09-2020.pdf (accessed 13.10.2020).
9. MVF smyagchil prognoz padeniya VVP v RF v 2020 g. do 4,1% [IMF softened forecast for GDP fall in Russia in 2020 to 4.1%]. Interfaks [Interfax]. Available at: https://www.interfax.ru/business/731294 (accessed 18.10.2020).
10. Obzor: sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie regionov RF v 1 kvartale 2020 goda [Overview: the socio-economic situation of the regions of the Russian Federation in the 1st quarter of2020]. RIA Reiting [RIA Rating]. Available at: https://riarating.ru/ regions/20200623/630173197.html (accessed 18.10. 2020).
11. Obzor: sotsial'no-ekonomicheskoe polozhenie regionov RF v 1-m polugodii 2020 g. [Overview: the socio-economic situation of the regions of the Russian Federation in the 1st half of2020]. RIA Reiting [RIA Rating]. Available at: https://riarating.ru/ regions/20200922/630181576.html (accessed 18.10.2020).
12. Osnovnye parametry prognoza sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya na 2020 god i na planovyi period 2021 i 2022 godov [The main parameters of the forecast of socio-economic development for 2020 and the planned period of2021 and 2022]. Min-isterstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii: ofitsiaFnyi sait [Ministry of Economic Development of the Russian Federation: official website]. Available at:https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_eko-nomicheskogo_razvitiya/osnovnye_parametry_prognoza_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_na_2020_god_i_na_plano-vyy_period_2021_i_2022_godov.html (accessed 18.10.2020).
13. Reiting sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya sub"ektov RF. Itogi 2018 goda [Rating of the socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation. Results of 2018]. RIA Reiting [RIA Rating]. Available at: http://vid1.rian.ru/ig/ ratings/rating_regions_2019.pdf (accessed 18.10.2020).
14. Reiting sotsial'no-ekonomicheskogo polozheniya sub"ektov RF. Itogi 2019 goda [Rating of the socio-economic situation of the constituent entities of the Russian Federation. Results of 2019]. RIA Reiting [RIA Rating]. Available at: https://riarating.ru/ infografika/20190604/630126280.html (accessed 18.10.2020).