УДК 37.014.24 : 378.141.4
МАРИСАЧИВАРДИ, ПАОЛА ТОРНАГИ
ДОЛГОСРОЧНОЕ СОГЛАШЕНИЕ И УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДВОЙНОГО ДИПЛОМА иШ1М1В-РМАТ: ОЦЕНКА ОПЫТА И ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ
Между Миланским университетом Бикок-ка (Ц№М1В) и Российской международной академией туризма (РМАТ) на данный момент существуют два соглашения.
Первое из них — долгосрочное соглашение, заключенное в 2007 г. В нем предусматриваются обмен преподавателями, научными работниками и студентами, а также создание совместных учебных и исследовательских программ. Для достижения этой цели каждое учебное заведение назначило своего собственного научного руководителя.
Второе соглашение — создание двойного диплома между факультетом экономики Миланского университета Бикокка (степень магистра в области экономики туризма) и факультетом менеджмента и экономики в туризме РМАТ. Данное соглашение, заключенное в апреле 2009 г., действительно 5 лет. Его цель — способствовать сотрудничеству двух учебных заведений в отношении совместного учебного процесса, результатом которого является двойной диплом.
В 2010/11 учебном году началось такое сотрудничество. В каждом учебном году до пяти студентов из каждой страны могут принимать участие в проекте. В частности, в иШМ1В это касается студентов, которые зачислены на второй курс магистратуры в области экономики туризма и хотят получить еще степень ма-
© Чиварди М., Торнаги П., 2013
гистра в области менеджмента в РМАТ. В РМАТ проект касается студентов, зачисленных в магистратуру в области менеджмента и желающих также получить степень магистра в области экономики туризма в иШМ1В. Участники выбираются независимо каждым учебным заведением по своим собственным критериям.
Таким образом, на основании второго соглашения, студенты второго курса магистратуры в области экономики туризма иШМ1В могут поступить на второй курс магистратуры в области менеджмента РМАТ с перезачетом зачетных баллов (по Европейской системе перезачета зачетных баллов (ECTS)), которые они уже получили, и могут посещать курс и писать дипломную работу под совместным контролем итальянского и российского руководителей. По завершении учебы в университете итальянские студенты получают степень магистра в иШМ1В и РМАТ.
Студенты РМАТ, зачисленные в магистратуру в области менеджмента, могут после получения степени бакалавра в области менеджмента или туризма в РМАТ поступить на второй курс магистратуры в области экономики туризма Миланского университета Бикокка при условии, что признаны зачетные баллы студента по Европейской системе перезачета зачетных баллов — ECTS, его учебная программа, подготовленность и соответствие требованиям. По завершении обучения российские студенты получают
46 ВЕСТНИК РМАТ № 3(9) • 2013
степень магистра иШМ1В и РМАТ, что означает двойной диплом.
Действительно, второе соглашение предполагает, что студенты иШМ1В проведут один год в России, обучаясь на втором курсе магистратуры в области менеджмента (при условии перезачета соответствующих зачетных баллов по ECTS), посещая занятия и сдавая экзамены, указанные в своих личных программах обучения.
Студенты «по обмену» в иностранном учебном заведении должны получать кредитные баллы по курсам, указанным в их программе обучения. Они также должны написать дипломную работу, предпочтительно на английском языке, под контролем двух руководителей, по одному из каждого учебного заведения. Каждый руководитель направляет свои поправки и замечания студентам и другому руководителю.
Дипломная работа может быть официально представлена только после ее принятия обоими руководителями и получения зачетов, предусмотренных учебной программой студента. При завершении обучения студентам выдается двойной диплом иШМ1В-РМАТ, который дает им право на обучение в аспирантуре в ЕЭС и России.
Процесс создания проекта, предусмотренного во втором соглашении, привел к различным положительным событиям, включая семинары, симпозиумы и научно-методологические конгрессы, а также конференции по дидактике и коммуникациям. Более того, также были созданы совместные программы для исследования и обучения. Благодаря таким событиям удалось создать совместную зону обучения и пределы распространения, присущие первоначальной концепции двойного диплома.
Были достигнуты положительные результаты для:
• долгосрочного перевода из обоих учебных заведений студентов, которые могут провести один год за границей в
Италии или России для получения такого двойного диплома;
• долгосрочного перевода преподавателей и научных работников;
• сотрудничества учебных заведений, а также обмена информацией и документацией об исследованиях и организации междисциплинарного конгресса (необходимо упомянуть о возможности студентов работать в частных или государственных компаниях);
• возможного перевода студентов иШМ1В на 12—15 дней в летние школы по обучению английскому языку для получения четырех или двух зачетов для дальнейшего обучения в конкретных областях туризма и трех или двух зачетов по языку, позволяющих работать.
В 2010 и 2011 гг. данный проект получения двойного диплома и№М1В-РМАТ был представлен лицам, ответственным за политику международного межуниверситетского сотрудничества, созданную Министерством образования, университетов и исследований Италии. И в 2010 и 2011 гг. он был включен в число проектов, которые подлежали софинансированию. При помощи такого финансирования все поставленные цели были достигнуты в первом и втором годах проведения проекта двойного диплома, т.е. в 2012 и 2013 гг. Возможным также стало обеспечение соответствующей финансовой поддержки студентов—участников проекта. Студенты Ц№МШ и РМАТ получили гранты, покрывающие практически все их расходы на проезд и проживание.
Таким образом, введение в действие соглашения о двойном дипломе привело к успешным результатам для студентов иШМ1В и РМАТ.
Перспективы развития программы в будущем будут зависеть от характеристик и вакансий, предлагаемых самой программой, чтобы образовательный курс мог постоянно улучшаться с целью выполнения конкретных требований рынка труда, хотя ожидается, что ресурсов будет недостаточно.
УДК 001.2
А.И. СЕСЁЛКИН
ОБ ОПРЕПЕЛЕНИИ ТУРИСТИКИ КАК КОМПЛЕКСНОЙ НАУКИ О ТУРИЗМЕ
Рассматриваются концептуальные подходы и научные взгляды современных научных школ туризма на его место в системе научных знаний. Анализируются тенденции диверсификации отраслей научных исследований в сфере туризма. Предлагается обобщенное определение туристики как комплексной науки о туризме.
Ключевые слова: наука о туризме, туристика, туризмология, диверсификация, муль-тидисциплинарность, объект науки, предмет исследования.
Conceptual approaches and scientific views of modern science schools of tourism on it's place in the system of scientific knowledge are considered. Diversification tendencies of the scientific researches branches in the tourism sphere are analyzed. The generalized definition of tourism studies as complex science about tourism is offered.
Keywords: tourism science, tourism studies, tourismology, diversification, a multidisciplinary, object of science, subject of research.
В 2001 г., в предисловии к монографии «Туристика» [1], Д. Джафари отметил, что изучение туризма представляет область интересов многих наук и дисциплин: истории, политологии, социологии, философии, географии, экологии, психологии, антропологии, экономики, маркетинга, и подчеркнул важность становления и развития науки о туризме. По мнению ученых — основателей отечественной научной школы туристики В.А. Квар-тальнова и И.В. Зорина, эта наука синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и формирует целостную концепцию туризма. В своей монографии авторы анализируют концепции развития комплексной науки о туризме на различных исторических этапах развития туризма в России: просветительском, предпринимательском, идеологическом, экономическом и социокультурном.
Авторами предложена гносеологическая модель науки о туризме и его элементами и отношениями между ними. К элементам относятся: турист (субъект);
© Сесёлкин А.И., 2013
индустрия туризма (объект) и туристский продукт (предмет туристики). Отношения включают в себя рекреационные потребности, рекреационную деятельность, туристские услуги, технологии производства услуг, туроперейтинг (туроператорскую и турагентскую деятельность) и анимацию. К ключевым понятиям науки о туризме авторы относят: туризм, турист, экскурсант, туроператор, туристский пакет, туристская индустрия (индустрия туризма), туристский оборот, туристские потребности, мотив (мотивация), туристские услуги, туристский продукт, туристский рынок, туристский спрос. Впервые предложены количественная типология понятий и параметризация научных школ туризма. В рамках аксиологического (ценностного) подхода классифицированы функции туризма. Рассмотрены аксиологическая функция туризма, а также его антропологические, экологические и экономические аспекты. На основе рекреационного подхода анализируются рекреационные концепции, географические и исторические аспекты, а также взаимосвязи рекреалогии и туризма. Социальный