Научная статья на тему 'Долгосрочное прогнозирование и проектирование глобального общественного развития'

Долгосрочное прогнозирование и проектирование глобального общественного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
206
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГЕОПОЛИТИКА / GEOPOLITICS / ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / GEOPOLITICAL INTERESTS OF RUSSIAN FEDERATION / ДОЛГОСРОЧНЫЕ МЕГАТЕНДЕНЦИИ И ТРЕНДЫ / GLOBAL MEGATRENDS / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ECONOMIC AND FINANCIAL CRISIS / УРОВЕНЬ ВВП / "БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА" / БРИКС / BRICS / "ГРУППА ДВАДЦАТИ" / "ГЛОБАЛЬНОЕ УТРО ЦИВИЛИЗАЦИЙ" / G8 / G20 / BRIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирхин Юрий Васильевич

В статье анализируется сущность и значение долговременных мегатенденций глобального общественного развития с учетом геополитических интересов Российской Федерации. Рассматриваются ее потенциал и роль в качестве глобального игрока, возможные тренды мирового развития. Автор предлагает к обсуждению проект 25 долгосрочных мегатенденций общественного развития на период 2012–2024 гг., распространяя их действие на первую фазу XXI в. – «Глобальное утро цивилизаций». Следующий период (2025–2065 гг.) может проектироваться как «Глобально-космический полдень человечества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Long-range forecasting and projecting of the global and social development

The article analyses the essence and significance of the megatrends in global social development with the emphasis on the geopolitical interests of Russian Federation. The author considers its potential and its role as a global actor, describing possible variants and megatrends of the world development.

Текст научной работы на тему «Долгосрочное прогнозирование и проектирование глобального общественного развития»

Ю.В. Ирхин

ДОЛГОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

В статье анализируется сущность и значение долговременных мега-тенденций глобального общественного развития с учетом геополитических интересов Российской Федерации. Рассматриваются ее потенциал и роль в качестве глобального игрока, возможные тренды мирового развития. Автор предлагает к обсуждению проект 25 долгосрочных мегатенденций общественного развития на период 2012-2024 гг., распространяя их действие на первую фазу XXI в. - «Глобальное утро цивилизаций». Следующий период (2025-2065 гг.) может проектироваться как «Глобально-космический полдень человечества».

Ключевые слова: долгосрочное прогнозирование и проектирование, геополитика, интересы Российской Федерации, долгосрочные мегатенден-ции и тренды, финансовый кризис, уровень ВВП, «Большая восьмерка», БРИКС, «Группа двадцати», «Глобальное утро цивилизаций».

Опыт общественного развития подтверждает: чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Научно обоснованные прогнозы помогают предвидеть ход развития событий и оптимизировать управленческие процессы.

В самом общем виде прогнозирование - это опережающее отражение действительности. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть «глазами ума в будущее» (Платон). Прогноз - это целе-

© Ирхин Ю.В., 2013

направленное проектирование желательного будущего и внедрение этого проекта в сознание акторов политики. В известном смысле прогнозирование и проектирование будущего есть экстраполяция известного в неизведанное развитие.

Стратегический анализ общественного развития представляет собой долгосрочное прогнозирование, в основе которого лежит комплексный анализ динамики решающих связей между многочисленными факторами стратегической ситуации и учетом перспектив ее развития. Составной частью такого анализа являются научное моделирование долговременных общественных процессов и явлений, мегатенденций и трендов; их соответствующий учет. Причем уже сами прогностические проекты, получившие достаточную известность, могут в известной мере влиять на становление проектируемого будущего.

Комплексные долговременные прогнозы на конец XX - начало XXI в. представлены в известных трудах Дж. Нэсбитта и П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции. Год 2000» и др.1

В табл. 1 представлены мегатенденции, сгруппированные по направлениям.

Таблица 1

Мегатенденции конца XX - начала XXI в.

Мегатенденции постиндустриального развития От индустриального общества к информационному

От форсированного технологического развития - к передовым технологиям От национальных экономик - к мировой экономике

Управленческие мегатенденции От централизации к децентрализации и от институциональной помощи к своим силам

От представительной демократии - к демократии соучастия; от иерархических структур - к сетевым структурам

От узкого выбора из двух возможностей (либо-либо) - к множественному выбору; от краткосрочных тенденций - к долгосрочным Приватизация государственного благосостояния

Мегатенденции глобализации От безусловного примата Севера - к выравниванию Юга; рост влияния государств Азиатско-Тихоокеанского региона

Развитие социализма со свободными рыночными отношениями Глобальные стили жизни и культурно-языковой национализм Расширение вероятности конфликтов и повышения возможности их урегулирования

Мегатенденции развития личности, социума, духовности Возрастание роли личности во всех сферах общественной жизни, принципа индивидуальной ответственности Широкий приход женщин на руководящие посты Религиозное возрождение Ренессанс искусств

В 2003 г. началась подготовка «Проекта-2020. Контуры мирового будущего». Им руководили известные исследователи - Т. Гордон (проект ООН «Миллениум»), Дж. Дьюар (директор Центра по долговременной глобальной политике при корпорации РЭНД), Дж. Дэ-вис (глава сценарного проекта при «Шелл Интернэшнл»). В работе над «Проектом» приняло участие более тысячи человек2. В табл. 2 представлены тренды, разработанные в рамках этого проекта.

Таблица 2

Ведущие 14 мегатенденций мирового развития до 2020 г.

№ п/п Мегатенденции

1. Размах и скорость перемен усилят противоречия глобализации

2. Подъем новых держав: перемены в геополитическом пейзаже

3. Новые проблемы управления и государственности, управление под

давлением высоких технологий

4. Замедление темпов демократизации

5. Всеобъемлющее чувство ненадежности

6. Расширение мировой экономики

7. Ускоренные темпы научного прогресса и распространение двойных

технологий

8. Сохранение социального неравенства

9. Феномен глобального старения

10. Распространение радикальной исламской идеологии

11. Потенциальная возможность катастрофического терроризма, но не

мировой войны

12. Распространение оружия массового поражения

13. Усиление давления на международные институты

14. Расширение политики этнического самоопределения

Как показало время, ряд рассмотренных выше трендов был определен верно, хотя наблюдались и существенные пробелы. Среди них: недооценка долговременного феномена повышения роли цивилизационного фактора, этнического самосознания (особенно по линии: этнос - этнические государство: Косово, Абхазия, Южная Осетия), международного терроризма и др.

Особо следует отметить, что в этих трендах не были использованы политико-экономические идеи о циклических экономических кризисах капиталистического хозяйства и их особенностях в условиях глобализации. В них оказалась проигнорированной современная денежная революция, которая привела к обслуживанию основной части доходов и расходов населения, корпораций и государства электронными платежными средствами. Не были учтены фактор глобальных манипуляций и спекуляций виртуальными платежными средствами и значения их проектируемого, подвижного рейтинга, влияющего на стоимость денег3.

В основе глобального финансового кризиса лежат следующие причины: отсутствие должного национального и международного контроля за современными международными финансовыми механизмами; колоссальный разрыв между реальной стоимостью мирового производства (60 трлн дол.) и ее многократным, необоснованным превышением в различных вторичных платежных обязательствах; создание многочисленных транснациональных «финансовых пирамид»; огромный необеспеченный государственный долг США (равен размеру его ВВП) и др.4 Кризис продемонстрировал ненадежность современной глобальной финансовой системы, ориентированной на не вполне обеспеченный доллар США, «плохие» «ценные бумаги». В результате - крушение ненадежных банков и других финансовых институтов, снижение уровня производства или его рецессия, сокращение доходов значительной части населения, быстрый рост безработицы, увеличение государственного долга и обязательств, обогащение высшей прослойки менеджеров, олигархов, спекулянтов и т. п.

Мировой финансовый кризис стал неожиданным для мирового сообщества, оказал на многие страны крайне негативное воздействие. Серьезные проблемы, связанные с финансовой задолженностью и безработицей, возникли в Греции, Исландии, Ирландии, Португалии, Испании и др.

Те государства, которые имели значительные финансовые резервы, емкий внутренний рынок, проводили гибкую, своевременную и эффективную антикризисную политику, пострадали от него в меньшей степени. Так, актуален опыт Индии и КНР, демонстрирующих высокий уровень экономического развития (79% прироста ВВП в 2007-2012 гг.).

Ряд авторов обращает внимание на то, что нелиберальные модели демократии («управляемой»), при использовании традиционной этики и эффективной бюрократии, создают важные

условия для экономического развития соответствующих обществ (прежде всего конфуцианского Востока)5. Речь идет о том, что наряду с западной моделью индустриального и постиндустриального развития (в англо-американской и континентально-европейской формах) сформировалась своеобразная консервативно-либераль-но-традщионистская восточная модель, которая позволяет решать ряд задач индустриального генезиса и перехода к постиндустриальному развитию, эффективно используя корпоративно-семейную, конфуцианскую этику, конкурентно-экспортную модель производства и др.6

Для России важно учитывать реальные тренды мирового развития и их возможные последствия.

В начале XXI в. Российская Федерация занимала промежуточное положение между среднеразвитыми индустриальными обществами и переходными социальными системами крупных стран «третьего мира». Это ставило Россию перед альтернативами:

1) сползание к общественной структуре «третьего мира» -аграрно-индустриально-сырьевые мегаанклавы, ориентированные на глобальный рынок;

2) укрепление и расширение постиндустриального, инновационного научно-технического (технологического) комплекса, формирование социального государства и соответствующей научно-технической базы как подготовки к полноценному участию в переходе к постиндустриальному, информационному развитию.

Особенностью для России является то, что она должна одновременно решать задачи как реиндустриализации, так и постиндустриального развития. Среди них: построение инновационного общества и формирование мотивации к инновационному поведению; развитие рыночных институтов и конкурентноспособной среды; радикальное повышение эффективности экономики; создание ориентированной на потребителя системы государственного и муниципального управления на базе современных ИКТ («электронное управление») и др. В создании новой экономики актуален учет долговременных ориентиров: институты, инфраструктура, инвестиции, инновации, интеллект.

Существенным в этой связи является осознание (понимание/ признание) России в качестве уникальной мировой цивилизации (державы), реализация ее современной геополитической стратегии, евразийские ориентиры.

Предпочтительность постиндустриального, социального ориентированного развития не вызывает сомнений, но возможность

его реализации в условиях современного этапа глобализации, последствий мирового финансового кризиса и острой политической борьбы за ресурсы и власть, представляется сложной и требует выверенной политики.

В 2000 г. перед Россией стояла задача - в процессе удвоения ВВП приблизиться к уровню показателей Португалии на душу населения - 600 дол. в месяц (самый низкий экономический индекс среди западноевропейских стран). В 2007 г. Россия практически вышла на этот уровень. В том же году ВВП России впервые превысил знаковое значение в 1 трлн дол. К 2009 г. Россия, опередив ряд стран (Бразилию, Италию, Испанию и др.), вошла по стоимостному объему ВВП в десятку ведущих экономик мира (США, КНР, Япония, Индия, ФРГ, Франция, Великобритания, Бразилия, Испания), а в 2011 г. заняла среди них (после ФРГ) шестое место7.

В период 2001 - первая половина 2008 г. Россия демонстрировала хорошие темпы экономического развития (до 7% в год), превышавшие как общемировые (4%), так и темпы развития постиндустриальных стран (2-3%).

Глобальный финансовый кризис 2008-2010 гг. применительно к России снизил ее традиционные конкурентные преимущества (резкое падение цен на экспортно-сырьевую продукцию), высветил и обострил проблемы национальной банковской системы (для ее поддержания пришлось израсходовать около 200 млрд дол. золотовалютных запасов страны). Были остро поставлены вопросы выживания индустриального сектора, его финансового обеспечения, получения кредитов по разумным процентам, поддержки малого и среднего бизнеса, восстановления рыночного спроса, противодействия растущей безработице, возможностей инновационного курса развития. В целом управление страной на первом этапе кризиса явно оказалось не на должном уровне.

Спад промышленного производства в России оказался больше, чем в постиндустриальных странах. Однако и темпы выхода ее из кризиса (прирост ВВП в 3,8% в 2010 г., 4% в 2011 г., 3,8% в 2012 г.) оказались выше, чем в большинстве стран мира. Однако они недостаточны, чтобы уверенно «догонять» постиндустриальные страны по уровню развития экономики и «человеческого капитала». В целом докризисного уровня развития Россия достигла к середине 2012 г. и заняла 6-е место в мире (после США, КНР, Японии, Индии, ФРГ) и 2-е - в Европе по уровню ВВП8.

Следует учитывать, что значительная часть российского ВВП «накачана» нефтедолларами (при его расчетах учитывается стои-

мость экспорта), а содержательно и структурно он не является постиндустриальным. Наличие определенного золотовалютного запаса еще не означает создания постиндустриальной экономики, а является лишь стартовой макроэкономической предпосылкой различных вариантов экономического развития. В этом смысле также вряд ли корректно называть Россию «шестой экономикой мира».

В табл. 3 представлены сведения об уровне ВВП сорока государств, имеющих наибольшее значение этого показателя.

Таблица 3

ВВП 40 стран мира

№ п/п Страна Объем ВВП в трлн дол.

1 2 3

Евросоюз в целом 18 852

1. США 14 331

2. Китай 7800

3. Япония 4348

4. Индия 3267

5. ФРГ* 2863

6. Россия 2254

7. Великобритания 2231

8. Франция 2097

9. Бразилия 1990

10. Италия 1821

11. Мексика 1599

12. Испания 1378

13. Канада 1307

14. Южная Корея 1278

15. Индонезия 916

16. Турция 906

17. Иран 842

18. Австралия 800

19. Тайвань 738

20. Нидерланды 670

21. Польша 667

22. Саудовская Аравия 582

23. Аргентина 575

24. Таиланд 553

25. Южная Африка 489

26. Пакистан 453

1 2 3

27. Египет 442

28. Колумбия 400

29. Бельгия 390

30. Малайзия 387

31. Венесуэла 356

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Швеция 349

33. Греция 343

34. Нигерия 338

35. Украина 337

36. Австрия 325

37. Филиппины 320

38. Швейцария 309

39. Гонконг 307

40. Румыния 271

*Страны Европы выделены курсивом.

Желательно учитывать, что начало XX в. было связано со становлением в мире IV технологического уклада, локомотивными отраслями которого были массовое производство, тяжелое машиностроение, автомобилестроение, самолеты, электрические машины. Локомотивами V технологического уклада (с конца 70-х годов XX в.) стали компьютеры, тонкая химия, телекоммуникации, электроника, Интернет. Отраслями VI технологического уклада выдвигаются биотехнологии, нанотехнологии, новая медицина, робототехника, высокие гуманитарные технологии, полномасштабные системы виртуальной реальности, новое природопользование, «умная» экономика и политика. Отсюда важнейшая задача российской технологической составляющей российской модернизации - «успеть войти в последний вагон уходящего поезда VI технологического уклада»9.

Постиндустриальные страны, несмотря на кризис, вкладывают огромные суммы в развитие наукоемких проектов, в ряде случаев пытаясь реализовать уже сегодня перспективные планы 20102013 гг. (создание сверхскоростных трасс, разработка новых источников энергии, материалов, чипов, перевод государственной службы с бумажных носителей на электронные и т. д.).

В 1960-1980-е годы Россия занимала второе после США место в мире по численности персонала, занятого исследованиями и разработками. В 2002 г. по этому показателю Россию обошел Китай, и вопреки мировой тенденции численность научно-исследователь-

ского персонала в Российской Федерации пока не растет. Россия существенно уступает передовым странам по абсолютным показателям финансирования науки10.

Существенным индикатором благосостояния является достигнутый уровень ВВП на душу населения. Этот показатель в России хотя и вырос за последнее десятилетие, но пока в два-три раза ниже, чем в постиндустриальных странах.

Все большее значение в оценочных характеристиках благосостояния людей и уровня развития общества занимают интегрированные показатели, характеризующие «качество» жизни, управления, демократии, конкурентоспособности и т. д. В этих показателях даются обобщенные оценки соответствующих параметров. К сожалению, в мировых рейтингах Россия пока занимает более низкие позиции (по сравнению с постиндустриальными странами) по таким показателям (индексам), как качество жизни (безопасность, продолжительность жизни, экология, качество образования и медицины, благосостояние), уровень конкурентоспособности общества и государства, транспарентности органов управления, борьбы с коррупцией и др. Учет этих показателей имеет важное значение для проектирования развития страны.

Важную роль в мировой политике играет «Большая восьмерка», включающая глав США, Канады, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии, Японии и с 2006 г. - России. Возрастает роль БРИКС в мировой политике11. Уже сегодня их экономический потенциал приблизился к 25% мирового ВВП.

Таблица 4

Мировой и геополитический потенциал БРИКС

Страна Население и место в мире12 Территория (кв. км) и место в мире13 Рейтинг ВВП (в дол.) и место в мире

Бразилия Россия Индия Китай ЮАР 193 млн - 5 142 млн - 9 1,16 млрд - 2 1,4 млрд - 1 50 млн - 25 8512 тыс. км - 5 1 7075 тыс. км - 1 3287 тыс. км - 7 9600 тыс. км - 3 1220 тыс. км - 24 1900 млрд - 9 2225 млрд - 7 3267 млрд - 4 7800 млрд - 2 505 млрд - 26

В мировой политике повышается роль группы 20 ведущих государств мира. Клуб 020 представляет крупнейшие экономики планеты. В него входят: Аргентина, Австралия, Бразилия, Вели-

кобритания, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ФРГ, Южная Корея, ЮАР, Япония и представительство ЕС. На их долю приходится 90% мирового ВВП и 2/3 населения мира.

Основные цели антикризисных саммитов 020: обсуждение необходимых действий по предотвращению глобальной рецессии, дефляции, укреплению финансового сектора и недопущению протекционизма, принятие мер для перехода мировой экономики к устойчивому росту, реформирование международных институтов, выработка общих требований в сфере макроэкономической, в том числе бюджетной и денежно-кредитной, политики, укрепление резервных валют, оптимизация регулирования деятельности рейтинговых агентств и аудиторских компаний, биржевой торговли и офшорных зон.

Предыдущий опыт создания мегатрендов показал как их реалистические аспекты, так и ограничения. Их проблемной стороной оказался прогностический политико-экономический потенциал, представленный в американо-европоцентристской неолиберальной парадигме14.

Известный норвежский математик и социолог Йохан Гальтунг предложил свое видение десяти трендов, меняющих мир в XXI в.15

Таблица 5

Десять трендов на XXI век

Глобальные тенденции Социальные тенденции

Закат и падение империи США Закат Запада Ослабление государств и усиление регионов Подъем ряда развивающихся стран Рост КНР Укрепление наций Укрепление гражданского общества Рост активности молодежи Повышение роли женщин Усугубление неравенства и мятежи

Российские исследователи предложили и спроектировали ряд стратегических глобальных прогнозов на периоды до 2020-х и даже 2030-х годов. В них о рассмотрены основные мегатренды с учетом роли Российской Федерации. Речь идет об официальной программе «Россия 2020»16, проекте ИНСОР17, комплексных исследованиях под руководством С.А. Караганова, А.А. Дынкина и др.18 Интересны издания специализированных зарубежных исследовательских центров19, известных прогнозистов: Зб. Бжезин-ского20, Дж. Фридмана21 и других.

Учитывая опыт создания предыдущих трендов глобального общественного развития, можно предложить прогнозный вариант 25 мегатенденций на период до 2024 г.22 Его целесообразно рассматривать как ориентирующую часть прогнозного проекта «XXI век -глобальное утро цивилизаций».

Следующую фазу развития человечества можно определить по аналогии с периодом, названным А. и Б. Стругацкими в своих романах как «XXI век - полдень»23. В нашем подходе эта фаза будет определяться как «глобально-космический полдень XXI века».

Таблица 6

Мегатенденции глобального развития 2012-2024 (проект)

№ п/п

Мегатенденции

1

2

9.

10. 11.

12.

13.

14.

Перенос богатства и влияния с Запада на Восток (и Россию), возрастание роли восточных политик, культур, религий, экономик, цивилизаций, народов

Перестройка мирового управления в цивилизационно-сопряженной картине мира

Всемирное «электронное правительство» и новая глобальная реинтеграция

Отставание международных институтов от быстрых перемен Возможные глобальные финансовые кризисы в связи с новыми этапами НТР, увеличением людей пенсионного возраста, снижением производительности труда, покупательной способности и неэффективным управлением

Увеличение многочисленности явных и латентных субъектов и кластеров противоречивого глобального развития

Формирование транснациональных информационно-сетевых миров при доминантной роли мировых элит

Всемирная тенденция к формальным демократическим структурам, управляемая демократия в крупных странах, повышение роли государства

Замедляющаяся демократизация и усиление корпоративных структур Повышение роли низовых самоуправляющихся организаций Средний класс - рост в Азии и «стабилизация» на Западе при увеличении бедности

Взлет пропаганды, новых глобальных информационных средств и «конец идеологии»

Фабрики мысли как факторы мировой политики

Увеличение присутствия женщин и молодежи в ключевых сферах

1 2

15. Рост миграции и небелого населения

16. Растущий конфликтный потенциал, повышение роли иррегулярных

сил в региональных и локальных конфликтах, вспышки сепаратизма

и терроризма

17. Новые движения и войны за ресурсы, включая космос

18. Борьба за лидерство в освоении возможностей VI технологического

уклада

19. Новые возможности человека в связи с использованием нано- и био-

технологий

20. Социокультурный национализм на фоне глобализации и деглобализа-

ционые тренды

21. Технологии, знания и управления как факторы, меняющие правила

глобальной игры

22. Рост продолжительности жизни

23. Широкое освоение ближнего космоса

24. Восстановление Россией статуса в ареале евроазийской цивилизации,

ЕАС

25. Стремление этносов к повышению государственного и международного

статуса

Анализ, прогнозирование и учет мегатенденций помогают яснее представить работу национальных и всемирных механизмов развития, обосновать ряд соответствующих прогнозов, воплощать их, ориентируясь на проектируемое будущее.

Примечания

См.: Нэсбитт Дж. и Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы: Мегатенденции: Год 2000: Десять новых направлений на 90-е годы: Пер. с англ. М., 1992; Naisbitt J., Aburdene P. 10 New Directions Transforming Our Lives. N.Y.: Warner Books, 1984; Naisbitt J. Megatrends Asia: Eight Asian Megatrends That Are Reshaping Our World. N.Y., 1996; NaisbittJ, Aburdene P. 2000: Ten New Directions For The 1990s. N.Y., 1990; Naisbitt J. Mind Set! Reset Your Thinking and See the Future. N.Y., 2006; NaisbittJ. China's Megatrends: The 8 Pillars Of A New Society. N.Y., 2010. Эти книги опубликованы во многих странах мира общим тиражом более 14 млн экземпляров. См.: Россия и мир в 2020 году: «Контуры мирового будущего». М., 2005. С. 172-180.

См.: Roubini N., Mihm S. Crisis Economics: A Crash Course in the Future of Finance: The Penguin Press, USA, 2010.

2

4 См.: Якунин В.И. Лекция в Лондонской школе экономики 17 февраля 2009 г. М., 2009. С. 22.

5 См.: Закария Ф. Будущее свободы: нелиберальная демократия в США и за их пределами: Пер. с англ. М., 2004; Gat A. The Return of Authoritarian Great Powers // Foreign Affairs. July/August. 2007. Vol. 86. № 34. P. 59.

6 См.: Россия и мир: Новая эпоха: 12 лет, которые могут все изменить / Ред. С.А. Караганов. М., 2008. С. 57.

7 По данным Всемирного банка, Международного валютного фонда. The World Factbook 2008-2012.

8 По данным Всемирного банка, Международного валютного фонда. The World Factbook 2008-2012.

9 Малинецкий Г.Г. Проектирование будущего и модернизация // Футурологи-ческий конгресс: будущее России и мира / Ред. С.С. Сулакшин. М., 2010. С. 121.

10 См.: Наука и власть: проблема коммуникаций / Ред. С.С. Сулакшин. М., 2009. С. 21.

11 БРИК (англ. BRIC) - устоявшаяся аббревиатура от названий четырех быстро развивающихся стран (Brazil, Russia, India, China). Сокращение было впервые предложено Голдман-Сакс (один из крупнейших коммерческих банков, штаб-квартира в Нью-Йорке, капитализация 74 млрд дол.) в ноябре 2001 г. С вхождением ЮАР в ее состав - стала называться БРИКС.

12 Население 15 наиболее населенных стран мира: КНР - 1380 млн; Индия - 1165; США - 301; Индонезия - 246; Бразилия - 193; Пакистан - 173; Бангладеш -157; Нигерия - 146; Россия - 142; Япония - 127; Мексика - 110; Филиппины - 94; Вьетнам - 87; Германия - 82; Египет - 82 млн человек.

13 Территория 10 наиболее обширных стран: Россия - 17 075; Канада - 9976; КНР - 9596; США - 9518; Бразилия - 8511; Австралия - 7686; Индия -3287; Аргентина - 2766; Казахстан - 2727; Судан - 2505 тыс. кв. км.

14 См.: Ирхин Ю.В. Глобальные тренды развития: новые проблемы и вызовы для России // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 3. С. 10.

15 См.: Гальтунг Й. Неотвратимые потрясения и революционное обновление // Россия в глобальной и мировой политике. 2011. № 4. С. 28.

16 См.: Стратегия развития: Россия 2020: Выступление Президента РФ на расши-

ренном заседании Государственного совета. М., 2008; См.: Предвыборная программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» - пять статей В.В. Путина о долговременных задачах развития России - http//www. putin2012.ru.

17 См.: Россия XXI века: образ желаемого завтра: Доклад Института современного развития. М., 2010.

18 См.: Россия и мир: Новая эпоха...; Стратегический глобальный прогноз 2030 / Ред. А.А. Дынкин. М., 2011.

19 Мир после кризиса: глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. М., 2009.

20 Бжезинский Зб. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2010.

21 Фридман Дж. Следующие 100 лет: прогноз событий XXI века. М., 2010.

22 См.: Irkhin Y.V. Global Development, Waves and Periods in 2000, 2020 and 2040 / Problems of Contemporary World Futurology / Ed. by V.I. Yakunin // Cambridge Scholars Publishing, United Kingdom. The book first publishing 2011. P. 324.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23 См.: «Полдень. XXI век» - российский журнал (альманах) фантастики (с 2002 г.). Главный редактор журнала Б.Н. Стругацкий говорил, что в концепции журнала «фантастика понимается предельно широко: научная, фантасти-че-ский реализм, альтернативная история и др.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.