Научная статья на тему 'Тенденции развития высшей школы в современной экономической ситуации'

Тенденции развития высшей школы в современной экономической ситуации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
779
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИЯ / МЕГАТЕНДЕНЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / КВАЗИОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ / ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / TENDENCY / MEGATRENDS / HUMANIZATION / QUASI-SOCIAL GOOD / CHALLENGES OF MODERNITY / ECONOMICS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Занина Лариса Витольдовна, Кирик Владимир Александрович

В статье рассматриваются тенденции и мегатенденции в мировом и отечественном образовании, определяющие специфику позиции вуза как центра их пересечения и реализации. При этом образование рассматривается как квазиобщественное благо, обеспечивающее развитие современного общества в целом. Это, в свою очередь, обусловливает общественное финансирование образования. В статье приводятся социальные и глобальные вызовы современному образованию, рассматриваются направления их реализации в деятельности высшей школы. Особое внимание уделяется экономическим вызовам высшей школы, истоки которых лежат в области продолжающейся модернизации постиндустриальной глобальной экономики и системной диверсификацией и реиндустиализации экономики страны. В статье определяются методологические механизмы развития отечественной высшей школы, обоснована актуальность новой отрасли в теории образования экономики образования, приведен методологический аппарат экономики образования, определяющий исследовательские границы этой научной области в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE HIGH SCHOOL IN THE MODERN ECONOMIC SITUATION

The article examines tendencies and megatrends in the world and domestic education that determine the specificity of the university's position as the center of their intersection and realization. At the same time, education is seen as a quasi-public good that ensures the development of the modern society as a whole. That, in its turn, determines the public financing of education. The article cites social and global challenges to modern education, examines the direction of their implementation in the sphere of higher education. Particular attention is paid to the economic challenges of higher education, the roots of which lie at the ongoing modernization of the post-industrial global economy and systemic diversification and re-industrialization of the country's economy. The article defines the methodological mechanisms for the development of the national higher school, substantiates the relevance of the new branch in the theory of education the economics of education, specifies the methodological apparatus of the economics of education, which determines the research boundaries of this scientific field in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития высшей школы в современной экономической ситуации»

► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.4 ББК 74.48:60.82

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE HIGH SCHOOL IN THE MODERN ECONOMIC SITUATION

Занина Лариса Витольдовна

Профессор кафедры начального образования Южного федерального университета, доктор педагогических наук, профессор E-mail: lvzanina@sfedu.ru

Zanina Larisa V.

Professor at the Department of primary education, Southern Federal University, ScD in Education, Professor E-mail: lvzanina@sfedu.ru

Кирик Владимир Александрович

Доцент Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, кандидат социологических наук, доцент E-mail: kirikva@sfedu.ru

Kirik Vladimir A.

Assistant Professor at the Psychology and Pedagogy Academy, Southern Federal University, PhD in Sociology, Associate Professor

E-mail: kirikva@sfedu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются тенденции и мегатенденции в мировом и отечественном образовании, определяющие специфику позиции вуза как центра их пересечения и реализации. При этом образование рассматривается как квазиобщественное благо, обеспечивающее развитие современного общества в целом. Это, в свою очередь, обусловливает общественное финансирование образования. В статье приводятся социальные и глобальные вызовы современному образованию, рассматриваются направления их реализации в деятельности высшей школы. Особое внимание уделяется экономическим вызовам высшей школы,

Abstract. The article examines tendencies and megatrends in the world and domestic education that determine the specificity of the university's position as the center of their intersection and realization. At the same time, education is seen as a quasi-public good that ensures the development of the modern society as a whole. That, in its turn, determines the public financing of education. The article cites social and global challenges to modern education, examines the direction of their implementation in the sphere of higher education. Particular attention is paid to the economic challenges of higher education, the

истоки которых лежат в области продолжающейся модернизации постиндустриальной глобальной экономики и системной диверсификацией и реиндустиализации экономики страны. В статье определяются методологические механизмы развития отечественной высшей школы, обоснована актуальность новой отрасли в теории образования - экономики образования, приведен методологический аппарат экономики образования, определяющий исследовательские границы этой научной области в современных условиях.

roots of which lie at the ongoing modernization of the post-industrial global economy and systemic diversification and re-industrialization of the country's economy. The article defines the methodological mechanisms for the development of the national higher school, substantiates the relevance of the new branch in the theory of education - the economics of education, specifies the methodological apparatus of the economics of education, which determines the research boundaries of this scientific field in modern conditions.

Ключевые слова: тенденция, мегатенденция, гуманизация, квазиобщественное благо, вызовы современности, экономика образования.

Keywords: tendency, megatrends, humanization, quasi-social good, challenges of modernity, the economics of education.

В современном мире образование становится составляющей человеческого капитала, который в современной экономической теории рассматривается как фактор устойчивого развития общества. В этом контексте рассмотрение перспектив развития системы высшего образования России закономерно предполагает исследование ряда тенденций и осмысление внутренних проблем, преодоление которых способствует его прогрессивному развитию.

Тенденция развития высшего образования есть направление или вектор его развития как социального института. При этом тенденция развития понимается в широком смысле - как некое мощное самостоятельное проявление вектора развития общества и образования и в узком смысле - как реализация комплекса разработанных мер. Следовательно, тенденции и мегатенденции возникают как ответ на кризисные состояния.

Кроме того, в исследованиях рассматривается понятие мегатенденции - распространение тенденции в планетарном масштабе, то есть как направление, характерное для развития всего мира. Понимание мегатенденций в образовании, их осмысление позволяют определить новые закономерности развития высшего образования [1]. В свою очередь, изучение тенденций и мегатенденций в образовании позволит определить место конкретного вуза, определить особенности практики культурного диалога вуза с мировым образовательным пространством.

К числу мегатенденций следует отнести гуманизацию высшего образования, рассматриваемую как возможность выхода из глобального кризиса образования, истоки которого прослеживаются во второй половине XX в. Поскольку современные исследователи отмечают, что кризис образования приобрел системный характер, возможно рассуждать о том, что гуманизация высшего образования является мегатенденцией, позволяющей обеспечивать развитием современным общества в целом.

Этот подход обосновывается и в экономической теории, когда образование рассматривается как квазиобщественное благо, исходя из того, что квазиобщественные блага -это такие полезные блага, в процессе освоения которых у членов сообщества формируются здоровый образ жизни и социально благоприятные привычки (С. Фишер, Дж. Стиглиц).

При этом Дж. Стиглиц начальное и среднее образование относит к общественным, а высшее, послевузовское и профессиональное образование - к квазиобщественным благам. Продолжая конкретизацию понятий, следует подчеркнуть, что Л. И. Якобсон считает, что образование относится к таким благам, которые обладают особыми достоинствами и характеризуются значительными положительными экстерналиями. Таким образом, признание образования общественным благом определяет целесообразность их общественного финансирования [2, с. 39].

С позиции философии образования в XXI в. кризис образования проявляется в следующих противоречиях:

1) между образованием и социумом, другими словами - это проблема социализации, то есть адаптации молодежи к реальной действительности;

2) нарастающий разрыв между образованием и культурой - школа учит знаниям, а не ценностям и нормам;

3) увеличением отставания образования от науки.

Данные противоречия характеризуют кризис образования, ярко подчеркивая сложности современного высшего образования, включая: неготовность выпускника к успешной адаптации в обществе, недостаточный уровень нравственно-этического развития, низкий уровень владения современными прогрессивными технологиями и методиками, диссонанс между полученными теоретическими знаниями и востребованными обществом практическими профессиональными знаниями, поскольку погружение в специальность происходит после получения диплома и требуется время для вхождения в нее - отсутствие навыков системного подхода в оценке профессиональных проблем, комплексного подхода к анализу всех аспектов жизнедеятельности - от чисто профессиональных до социальных, этических, экологических [1, с. 235-236].

Поскольку судьбы человечества напрямую зависят от того, насколько удается установить и поддержать соответствие действительности, в которую мы погружены, с одновременным ее оцениванием и регулированием направлений и тенденций изменений, которые мы сами в действительность и вносим, необходимо определить и описать пути преодоления так называемых разрывов между культурой и окружающей нас действительностью.

При этом внутренним резервом этих исправлений является: 1) умение человека приспосабливаться к изменениям в рамках культурных тенденций развития, 2) умение человека управлять и регулировать этот процесс изменений. Эта мысль довольно часто встречается у футурологов и философов, описывающих современное общество [3].

Если развитие высшей школы рассматривать в контексте модернизации социально-экономической сферы, то успешность этого развития будет напрямую зависеть от освоения новых технологий, от реализации системы мер, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса, на повышение уровня жизни и борьбу с коррупцией, на охрану материнства и детства, на реализацию концепции глобального образования.

При этом следует подчеркнуть, что изменения в самом глобальном и региональном высшем образовании напрямую зависят от процессов деформации социума, но при этом, когда происходит процесс ликвидации или самоликвидации многих прежних социальных институтов, система образования не только не разрушилась, но продемонстрировала высокие адаптационные возможности. В частности, эти адаптационные возможности проявились в том, что на смену унифицированного обучения пришло многообразие организационных и содержательных форм образования. Осмысление этой проблемы, на наш взгляд, возможно в исследовательском поле социальной философии и философии образования.

Социальные вызовы высшей школы характеризуются возрастающим демографическим давлением на систему образования в глобальном масштабе и наметившимися трендами роста народонаселения в Российской Федерации, что ставит перед системой образования задачи, связанные с реализацией программ отбора, привлечения и массового обучения. Другим социальным вызовом является возрастающая этноконфессиональная диверсификация когорты абитуриентов, что требует от системы образования применения технологий воспитания, ориентированных на формирование национальных общегражданских идентичностей, систем ценностей и общественно приемлемых социальных практик в мультикультурной среде обучающихся, представляющих различные этнофес-сиональные и социокультурные группы.

Динамика социальных процессов, развертывающих в глобальном социальном, политическом, культурном и образовательном пространстве, позволяет говорить об актуализации геополитических вызовов, с которыми сталкивается высшая школа.

Рассмотрим тенденции развития высшей школы в другом исследовательском поле -философии образования и экономики образования. Раскроем ключевые моменты нашего научного подхода.

Необходимо признать, что в настоящее время сложился стратифицированный международный рынок образования, характеризующийся выделением когорты стран-лидеров и вузов в сфере высшего образовании с концентрацией в них основных потоков абитуриентов, нарастающей глобальной конкуренцией, целью которой является расширение доступных человеческих и интеллектуальных ресурсов. В этой ситуации перед системой национальной высшей школы, наряду с задачей отбора и привлечения потенциально квалифицированных конкурентоспособных специалистов, обеспечивающих постиндустриальные экономики, возникает дополнительная задача трансляции культурных норм, образцов, идеологических концептов. Таким образом, геополитические вызовы высшей школы включают и аспекты, связанные с обеспечением глобальной и национальной безопасности.

Но в трактовке данной проблемы мы согласны с позицией М. В. Богуславского и Е. В. Неборского, которые считают, что значимым для российских университетов является возможность занять в транснациональной образовательной среде собственную нишу, рассматривая сам фактор глобализации образования в качестве внешнего вызова среды. И в этом контексте следует подчеркнуть значимость для отечественной высшей школы создания собственных уникальных образовательных продуктов (а не механическое воспроизведение западных форм), привлекательных для абитуриентов и работодателей. В этом случае следует рассматривать критерии и показатели качества образования [4].

Система гарантий качества, складывающаяся в высшей школе, основана на взаимных обязательствах субъектов образовательной деятельности, их вовлечении в процессы принятия решений и ответственности за результаты образования и включает гарантии со стороны университета; со стороны научно-педагогических работников; со стороны обучающихся.

В институциональном плане представляется необходимым выделить три фундаментальных этапа в обеспечении качества образования:

• обеспечение отбора и рекрутинга качественного состава абитуриентов, что определяет для с высшей школы необходимость реализации функции драйвера системы школьного образования через построение модели социального партнерства, реализацию сетевых проектов, осуществление кластерной политики, направленной на формирование единого образовательного пространства в региональных и макроре-гиональных масштабах, раннего выявления одаренностей, обеспечение непрерывного профориентационного и психолого-педагогического сопровождения;

• обеспечение освоения планируемых результатов образовательной программы в процессе образования на основе выбора и построения студентами собственной образовательной траектории с учетом меняющихся потребностей рынка туда;

• обеспечение реализации полученных общекультурных и профессиональных компетенций по результатам трудоустройства. Эта функция предполагает принятие вузами функции формирования экспертных сообществ, осуществляющих, с одной стороны, разработку и трансфер новых образовательных технологий, с другой - научно-методическое сопровождение образовательных программ дошкольного, общего и среднего профессионального образования. С третьей - реализацию функцию «доучивания» и/или переподготовки специалистов в соответствии с запросами изменяющегося рынка труда.

Таким образом, вызовы, стоящие перед высшей школой, с необходимостью предполагают:

• во-первых, изменение ценностно-нормативной регуляции системы образования. Это предусматривает, с одной стороны, общественное восприятие образования как ключевого ресурса социального капитала, значимого как в плане построения персонального маршрута профессионального и социального продвижения, так и в плане межгосударственной геополитической конкуренции за контроль над демографическими и интеллектуальными потенциалами, с другой - обновление и уточнение национальных систем правового сопровождения образовательной деятельности;

• во-вторых, трансформацию институтов в сфере высшего образования, позволяющих реализовывать новые гибкие сетецентричные модели управления контентом и ресурсами;

• в-третьих, изменение социальных практик и технологий и собственно образования, организации образовательного процесса.

Экономические вызовы высшей школы находятся в области продолжающейся модернизации постиндустриальной глобальной экономики и системной диверсификации и

реиндустиализации экономики Российской Федерации. Возникающие в этом случае задачи разработки и внедрения новых технологий требуют от системы высшего образования разработки и реализации гибких механизмов адаптации и обновления научного содержания образовательных программ, инструментов индивидуализации обучения в контексте персонализации карьерных и профессиональных стратегий.

Необходимо создание новой институциональной и организационной модели управления содержанием и ресурсами образования, включая также кадровые, финансовые и инфраструктурные ресурсы. Разрабатываемые в дискурсе философии и социологии образования идеально-типические модели образования, как представляется, должны найти воплощение в ценностно-нормативном регулировании сферы образования, трансформирующиеся в новые социальные институты, в развитие моделей управления высшей школой.

Повышение эффективности менеджмента есть условие повышения престижа и качества высшего образования. Такой подход предполагает: вовлеченность профессорско-преподавательского состава и студентов в процесс принятия решений и конструирования образовательной среды; ориентированность образовательных программ на потребности и запросы работодателей; прозрачность системы распределений материальных благ и поощрений. Таким образом, задача формирования новой институциональной и организационной модели управления ресурсами в сфере образования является задачей не только управленческой, но, в первую очередь, исследовательской, требующей фундаментального рассмотрения и решения в контексте философии образования и экономики образования.

В частности, речь может идти об инновационной управленческой модели обеспечения качества преподавательского состава и ресурсов, а также качество организации и сопровождения образования. В этом случае перед высшей школой возникает необходимость дополнить институциональную систему новым институтом - руководителей образовательных программ, обеспечивающим персонализацию гарантий качества образования со стороны образовательной организации. Представляется, что развертывание института руководителей образовательных программ, с одной стороны, является воплощением принципа ориентации системы образования на преподавателя, выступающего лидером профессиональных сферы, проектировщиком, «дизайнером» и исполнителем образовательной программы, а с другой - предусматривает реализацию принципа студентоцент-рированного обучения.

Между тем может показаться, что внедрение института руководителей образовательных программ как инновационного института управления содержанием и ресурсами образования предполагает переосмысление роли кафедр как базовой структурно-функциональной единицы образовательной организации. Однако опыт реализации данной системы в ведущих вузах позволяет утверждать, что институт руководителей образовательных программ обеспечивает персонализацию ответственности за разработку и содержание образовательных программ, опирающихся на ресурсы, держателями которых являются кафедры. Таким образом, взаимодействие этих двух институтов предусматривает реализацию модели системного взаимодействия и сетевого сотрудничества в рамках образовательной организации.

Список литературы

1. Мынбаев А. К. Современное образование в фокусе новых педагогических концепций, тенденций и идей: моногр - Алматы, 2005. - 90 с.

2. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. - М., 1996.

3. Философия образования для XXI века: сб. ст. / ред.-сост. Н. Н. Пахомов, Ю. Б. Тупталов. - М.: Логос, 1992.

4. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Перспективы развития системы Высшего образования в России // Науковедение. - 2015. - Т. 7, № 3. - URL: http://naukovedenie. ru/PDF/111PVN315.pdf (дата обращения: 25.01.2018).

5. Боровская М. А., Масыч М. А. Стратегия инновационно ориентированного управления развитием технического университета: моногр. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 198 с.

6. Боровская М. А. Инновационная модель стратегического развития высшей школы // Известия ТРТУ. - 2006. - № 5. - С. 101-103.

7. Панарин В. И. Тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ): моногр. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. - 259 с.

References

1. Mynbaev A. K. Sovremennoe obrazovanie v fokuse novykh pedagogicheskikh kontseptsiy, tendentsiy i idey: monogr. Almaty, 2005. 90 p.

2. Yakobson L. I. Ekonomika obshchestvennogo sektora. Moscow, 1996.

3. Pakhomov N. N., Tuptalov Yu. B. (eds, comp.) Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka: coll. of works. Moscow: Logos, 1992.

4. Boguslavskiy M. V., Neborskiy E. V. Perspektivy razvitiya sistemy Vysshego obrazovaniya v Rossii. Naukovedenie. 2015, Vol. 7, No. 3. Available at: http://naukovedenie. ru/PDF/111PVN315.pdf (accessed: 25.01.2018).

5. Borovskaya M. A., Masych M. A. Strategiya innovatsionno orientirovannogo upravleniya razvitiem tekhnicheskogo universiteta: monogr. Taganrog: Izd-vo TRTU, 2006. 198 p.

6. Borovskaya M. A. Innovatsionnaya model strategicheskogo razvitiya vysshey shkoly. Izvestiya TRTU. 2006, No. 5, pp. 101-103.

7. Panarin V. I. Tendentsii razvitiya otechestvennogo obrazovaniya (sotsialno-filosofskiy analiz): monogr. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2008. 259 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.