Ришат Нургалиевич Юзмухамет ов,
кандидат исторических наук, первый заместитель главы администрации МЬрштсюго района РС(Я) по социальным вопросам
Поиск алмазов в Якутии продолжается более полувека. За этот период было выявлено и опробовано более 1000 кимберлитовых трубок, однако алмазы установлены лишь в 150 из них. Перспективы обнаружения новых месторождений алмазов на территории Западной Якутии до сих пор остаются весьма высокими. Особое внимание геологов обращено к Средне-Мархинскому району Якутской алмазоносной провинции. Здесь в 1994 и 1996 гг. после долгих и безуспешных поисков были, наконец, открыты две глубокозалегающие ким-берлитовые трубки - «Ботуобинская» и «Нюрбинская» - с большим содержанием алмазов высокого качества. Так было выделено новое кимберли-товое поле, названное Накынским, но путь к нему оказался очень долгим и трудным.
Еще в 1950 г, то есть спустя год после находки первого алмаза на Вилюе, геологами Амакинской экспедиции были обнаружены алмазные россыпи в бассейне среднего течения р. Мархи. После этого планомерные поиски здесь велись не один год и, несмотря на открытие многочисленных новых россыпных проявлений
Р. Н. Юзмухаметов
алмазов, коренных их источников так и не было найдено.
В конце 50-х гг. геологические работы в этом районе стали сворачиваться в виду его «бесперспективности». И вот тогда редакция газеты «Разведчик недр» Якутского территориального геологического управления решила провести дискуссию о существовании коренных месторождений алмазов на средней Мархе и целесообразности продолжения здесь поисковых работ. Первой на эту инициативу откликнулась М.И. Плотникова - сотрудница Всесоюзного научно-ис-следовательского геологического института (г. Санкт-Петербург). В своей статье она утверждала, что коренные месторождения алмазов в бассейне среднего течения р. Мархи есть. Обосновывая эту свою позицию М.И. Плотникова отмечала: «... судя по содержанию и крупности алмазов среднемархинских россыпей, первоист очники их должны быть весьма богаты, приближаясь в эт ом отношении к мест орождениям типа "Мир" и "Удачная", а по качеству алмазов даже превосходя их... Положение района в определенной ст рук-т урно-тект онической зоне и лито-
На фото вверху - река Марха.
Красноярский край
) Юрюкг-Хая
; Саскылах
Анабарский район
тр.Мапокуонр
У
I рос^' ^
1 Анабар / /
/
Таймылыр
/
N
Далдынс-Алакитор
район /
^ тр. Удачная
з^^-р.Ко! УАйхзл
гр.АйхШ!^
¡скаяЧ-.^Г'*'
Юленек
+тр/
Припенский район
/с
и
Сиктях
Тикси
Кюсюр
*
7
Срёдне-ОлечекскиО ' район
\
Джарджан
Муно- Тюнгский район у
Ф.Н^рбинекаа.
фтр БОТ^ОПИН'ГЖр!
'Средне -¡Мархинский
Рес тублика Саха (Якутия)
У
V/
Чернышевский
россыпь
тр /г'тер
: ¡ЗДВЧННЯ
Таг-
Мирны
тр. Ми Г Мзпо-Боп^обинский :ьгп ь|И релях 14" IОон
О Новый| ■рях [ ^ (¿Сунтар
Нюр5а
контур алмазоносной провинции
условные обозначения
I
Алмазоносный район
Месторождения алмазов: + коренное
\ россыпное
Месторождение природного газа ГОК, прииск Гидроэлектростанция Порт
—- Линия электропередач
Автодороги: —- круглогодовая - - зимник
Административная граница
Промышленно-экономическая схема Якут ской алмазоносной
провинции.
логический состав пластических т олщ, участвующих в его ст роении, наряду с распределением алмазов и особенностями их морфологии т акже свидетельствуют о возможности существования в районе кимберли-товых трубок» [1]. По ее мнению, главной причиной обескураживающих результатов проведенных поисков
является недостаточная геологическая изученность района. Обращая внимание на то, что кимберлитовые тела формировались в разное время, она указала на необходимость искать в бассейне среднего течения р. Мархи не только молодые трубки, но и доюрские диатре-мы.
Статья М.И. Плотниковой вызвала оживленный обмен мнениями среди геологов. При этом четко выделились две позиции.
Геологи Амакинской экспедиции В.Д. Скульский, З.В. Бар-тошинский и П.М. Меньшиков поддержали точку зрения М.И. Плотниковой о наличии местных коренных источников алмазных россыпей в рассматриваемом районе [2]. Они отмечали, что его территория покрыта мощным пластом юрских осадочных пород, под которым могут находиться кимберлитовые тела. Свою убежденность эти исследователи высказали следующим образом: «Геофизиками Амакинской экспедиции выявлено и прослежено в Западной Якут ии несколько зон глубинных разломов. В частности, одна из этих зон разломов проходит через среднее течение реки Нюи, т рубку "Мир", среднее течение реки Мархи... и далее уходит в ст о-рону Жиганска до реки Лены... В районе Мирного... к этой зоне разлома приурочено четыре кимберлитовых т рубки... Выявленная зона разлома облегчала доступ кимберлит овой и основной магмы к поверхности земли» [2]. Поэтому она «. на всем своем протяжении является перспективной для поисков кимберлит овых т рубок. В эт ой зоне и следует искать т рубки, прежде всего на средней Мархе» [Там же]. При этом предлагалось использовать геофизические методы разведки с применением горно-буровых работ для проверки выделенных аномалий.
Первым оппонентом М.И. Плотниковой и поддержавших ее коллег стал геолог-амакинец В.Т. Гаращук, статья которого была опубликована в газете «Разведчик недр» в конце 1959 г. [3]. Он ставил под сомнение их
Начало разведки трубки «Бот уобинская» (1994 г.).
взгляды, приводя различные факты, свидетельствующие о привнесении алмазов на среднюю Марху издалека.
Очень категорично высказался по данному вопросу геолог В.И. Михеенко: «Результ аты поисковых работ, проведенных в районе среднего течения реки Мархи, дост аточно убедительно свидетельствуют об от-сут ствии здесь кимберлитовых т рубок» [4]. По мнению В.И. Михеенко, «... анализ новых фактических данных показывает, чт о кимберлиты, давшие алмазоносный материал для средней Мархи, находятся в других близлежащихрайонах» [Там же]. Он приходит к выводу, что «. источником алмазоносного материала среднего течения реки Мархи являются кимберлиты, расположенные, вероятно, северо-западнее трубок Ботуо-бинского района» [Там же].
Публикация В.И. Михеенко как бы подвела итог обсуждению вопроса о существовании кимберлитовых трубок в бассейне среднего течения р. Мархи. По крайней мере, больше никто не рискнул высказаться в поддержку М.И. Плотниковой или выступить против категоричного утверждения В.И. Михеенко. За последним стоял самый главный аргумент - коренные месторождения алмазов на средней Мархе в 60-е годы не были найдены. Успеха не удалось достичь ни в 70-е, ни в 80-е годы.
Даже применение пироповой съемки, а также использование новейших геофизических (аэромагнитных и наземных) исследований, которые привели к блестящим результатам на реках Далдыне и Малой Боту-обии, оказались здесь безуспешными. Некоторые геологи, работавшие в этом районе, считали, что алмазы привнесены сюда по р. Мархе от ее притока Далдына, где находятся трубки «Удачная», «Зарница» и другие. Правда, они никак не объясняли существования «Шологоно-Моркокинского перерыва» в алмазоносности речных отложений в долине р. Мархи: в верхнем течении этой реки алмазы отмечались до с. Шологонцы, далее они появлялись вновь только ниже впадения в нее р. Морко-ки. Эти специалисты не могли не признать наличия особенностей морфологии кристаллов алмазов среднемар-хинских россыпей, отличающих их от алмазов далдын-ской группы кимберлитовых трубок.
Находки в бассейне среднего течения р. Мархи крупных алмазов, а также зерен-спутников - пиропа и пикро-ильменита, которые вряд ли могли уцелеть при длительном переносе и долгом перемыве, наводили на мысль о существовании здесь молодых (постюрских) трубок, в отличие от других кимберлитовых районов Якутии.
Таким образом, несмотря на проведенные детальные исследования, единого мнения у геологов о наличии в рассматриваемом районе кимберлитовых месторождений так и не сложилось. Большинство из них считало, что алмазные россыпи образовались в результате размыва коренных месторождений, расположенных где-то поблизости. Существовало также представление о том, что коренные месторождения алмазов на средней Мархе либо выходят на поверхность, либо расположены на небольшой глубине. Поиски шли с учетом этой предпосылки, поэтому они и не приводили к успеху.
Не имея основательных объяснений сложившейся ситуации, геологи окрестили, в конце концов, этот район «мархинским орешком». Он оказался очень крепким. В то же время, положение с сырьевой базой для отечественной алмазодобывающей промышленности станови-л ось все более тревожным: с 1975 года в Якутии не было найдено промышленных месторождений алмазов.
В 1990 г. к поисковым работам в Средне-Мархинском и Муно-Тюнгском районах приступила Ботуобинская геологоразведочная экспедиция (БГРЭ) АК «АЛРОСА». Здесь в 50 - 80-е гг. прошлого века работали геологи Амакинской экспедиции В.Д. Скульский, В.Б. Белов, З.Г. Ищенко, М.И. Плотникова, З.В. Бартошинский, В.Ф. Кривонос, П.Ф. Федоров, В.М. Гаращук, А.И. Крюч-
Есть новые коренные мест орождения алмазов в Якутии!
Кимберлиты трубок Западной Якутии.
ков, И.Ф. Веденьков, Ю.А. Осипов, В.П. Петров, В.И. Пи-щальников и др. [5].
В связи с началом работ в новом для Ботуобинской ГРЭ районе были поставлены такие задачи: обобщить имеющиеся материалы и результаты ранее проведенных исследований, наметить программу дальнейших поисков с целью выявления коренных месторождений алмазов. На основе уточненной прогнозно-поисковой концепции специалистами Ботуобинской ГРЭ был составлен проект исследовательских работ на территории площадью 17 тыс. км2.
Именно предварительное изучение геологических материалов, полученных ранее Амакинской ГРЭ, позволило геологам тематической партии Ботуобинской ГРЭ (Ю.Т. Яныгин, И. И. Божевольный и др.) выбрать под бурение структурных профилей участки, ставшие впоследствии перспективными. Они оказались в той зоне глубинных разломов, в пределах которой предлагалось провести поиски кимберлитов еще в 50-е гг. прошлого века. Вывод о том, что в районе среднего течения р. Мархи следует искать древние трубки - палеозойские, показал необходимость проходки буровых скважин глубиной более 100 м, чтобы пересечь толщу юрских отложений и заглубиться в палеозойские породы [6].
Для организации работ, которые планировалось провести в 1992-1994 гг., коллективом Ботуобинской ГРЭ было затрачено много сил и средств на завоз по бездорожью тяжелого бурового оборудования, материалов, снаряжения, а также на создание временных геологических баз в 300-400 км от г. Мирного.
Буровики Октябрьской партии Ботуобинской ГРЭ приступили к работе на новом участке в декабре 1992 г. К маю 1993 г. было пробурено семь скважин глубиной от 100 до 277 м. Опробование извлеченного керна не дало положительных результатов. И вновь возник вопрос о целесообразности продолжения здесь работ. Только благодаря настойчивости руководства экспедиции во главе с
начальником С.Ф. Лопуховым и главным геологом С.Д. Черным удалось добиться продолжения работ. Осенью 1993 г. буровики вновь появились в мархинской тайге. Почти четыре месяца ушло у них на восстановление оставленного бурового станка. Поэтому проходка новой скважины началась только в феврале 1994 г. [7]. И долгожданный успех пришел! 28 марта 1994 г. бригада бурового мастера В.Л. Вотчин-никова (бурильщики Р.Н. Исма-гилов и А.Е. Кошеваров) Октябрьской партии Ботуобинской ГРЭ с глубины 80 м подняла кимберлит первой трубки Накынско-го кимберлитового поля, названной «Ботуобинская» в честь экспедиции.
Исследование трубки «Ботуобинской» показало, что ее тело не фиксируется основным геофизическим методом поисков - магниторазведкой, так как образующие его кимберлиты не обладают магнитными свойствами. Еще одна причина -значительная мощность перекрывающих трубку отложений. Тем не менее наземные магниторазведочные работы в этом районе были продолжены, так как была надежда открыть более крупную трубку или обнаружить перспективные аномалии. И действительно, проведенная магнитная съемка выявила первые аномалии Н-5, Н-7 и Н-9. После тщательного сопоставления и анализа графиков магнитного поля последняя была рекомендована как перспективная для дальнейших поисковых работ [8].
28 января 1996 г. при проверке магнитной аномалии Н-9 в трех километрах к северо-востоку от трубки «Ботуобинской» на глубине от 57 до 61 м было вскрыто новое месторождение алмазов - трубка «Нюрбинская», названная в честь поселка Нюрба, еще в 50-х годах ставшего базой для начала широкомасштабных поисков алмазов в этом районе Западной Якутии.
Интересен такой факт. Кимберлиты трубки «Нюрбин-ской» также не обладают магнитными свойствами.
£
4-,
1
Ф ё Шй
Алмазы трубки «Нюрбинская».
т
Обсуждение результат ов поисково-разведочных работ на трубке «Ботуобинская». 1995г. Слева направо: геологи Ю.В. Туканов и С.Д. Черный.
этого поля с использованием широкого комплекса геолого-геофизических методов. В то же время на Накынском поле в больших объемах продолжалась детальная разведка Нюрбинского и Ботуобинского месторождений. Работы завершились в 1999-2001 гг. По их итогам был подготовлен и защищен в Государственной комиссии по запасам при правительстве РФ отчет, содержащий данные по промышленным запасам алмазов. Это позволило Нюрбинскому ГОКу АК «АЛРОСА» своевременно начать разработку месторождений, запустить в работу пилотную обогатительную фабрику № 15, а в 2003 г. -фабрику № 16.
Геологи Ботуобинской ГРЭ исследовали также территорию, прилегающую к трубкам Накынского кимбер-литового поля, используя весь спектр геолого-геофизических работ. В результате было открыто алма-зопроявление еще одного промышленного типа - погребенные древние россыпи, оказавшиеся уникальными по запасам и содержанию алмазов.
Лит ерат ура
Собственно аномалию дало трапповое тело, сопряженное с алмазоносными породами [9].
По признанию геологической общественности, наибольший вклад в открытие Накынского кимберлитового поля внесли А.А. Акикин, В.С. Боланев, И.И. Божеволь-ный, А.А. Васильев, В.Л. Вотчинников, Г.Г Гоглов,
B.М. Зуев, А.Н. Егоров, Н.И. Коваленко, В.Ф. Кривонос,
C.Ф. Лопухов, Б.С. Парасотка, В.В. Порошин, С.И. Реши-тилов, Ю.В. Сафьянников, В.Д. Скульский, В.И. Струков, Ю.В. Туканов, П.Т. Федоров, С.Д. Черный, Ю.Т. Яныгин и др. Этому грандиозному событию своим трудом способствовали, конечно же, многие работники Ботуобинской и Амакинской экспедиций, а также ряда других коллективов АК «АЛРОСА» и связанных с ней геологических организаций РС(Я) и РФ.
Таким образом, почти полувековой период, разделяющий находку первых алмазов в районе среднего течения р. Мархи и открытие здесь первых кимберлитовых трубок, является очевидным подтверждением того, как непросто искать новые месторождения алмазов под мощной толщей осадочных отложений. Мешали поискам трубок на средней Мархе также немагнитность кимберлитов и удаленность от них обнаруженных ранее в этом районе россыпных месторождений алмазов.
После открытия Накынского кимберлитового поля главной задачей для коллектива Ботуобинской ГРЭ становится поиск новых кимберлитовых тел в пределах
1. Плотникова М.И. Есть ли коренные мест орож-дения в бассейне среднего течения реки Мархи? // «Разведчик недр», 1959, 14 ноября.
2. Скульский В.Д., Бартошинский З.В., Меньшиков П.М. Россыпи средней Мархи имеют местные источники // «Разведчик недр», 19б0, 14 мая.
3. Гаращук В.Т. Нужно учитывать все факты // «Разведчик недр», 1959, 12декабря.
4. Михеенко В.И. Коренных мест орождений алмазов в бассейне среднего течения реки Мархи нет // «Разведчик недр», 1961, 16 января.
5. Юзмухамет ов Р.Н. Алмазная геология //Алмазы России - Саха. - М., 2005. - 638 с.
6. Черный С, Сафьяников Ю. Люди - наша главная ценность//«Мирнинскийрабочий», 1999, 7августа.
7. Трофимов В. Есть Накынское поле // «Мирнинский рабочий», 2005, 30 июля.
8. Васильев А. Открытие т рубки «Нюрбинская» // «Мирнинскийрабочий»,2001, 7августа.
9. Деловеров А. Две трубки // «Мирнинский рабочий», 2006, 28 января.
Примечание. Все фото заимствованы из CD-буклет ов Бот уобинской экспедиции.
ШИШПШ ■ ПВ11Т11 >
•4 иНи t 1*4 и
I EmlhqiHl
Методические и практические рекомендации по оформлению прав на земельные участки на территории Республики Саха (Якутия): Практическое пособие / Сост. Босиков Э.Н., Кан К.С., Местников СВ. и др.; отв. ред. Афанасьев B.C.; Мин-во имущественных отношений РС(Я). - Якутск: Изд-во ЯНЦ Со РАН, 2006. - 76 с.
Пособие предназначено для специалистов центрального аппарата Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия), отраслевых министерств и ведомств, органов местного самоуправления и для всех заинтересованных лиц, изучающих проблемы земельно-имущественных отношений.