наблюдением мужчин, то есть выполняют предписанные им роли. Даже на миниатюре «В школе» мы не видим ни одной девочки, это и не удивительно, ведь о женском образовании в Индии заговорили только в XIX веке, когда Индия была колониально зависима от Англии. Мы не встречаем источников, отображающих обратную картину: мужчина прислуживает женщине.
Так можем ли мы с уверенностью говорить о роли визуальных источников при изучении гендерной истории традиционной Индии? Безусловно, для более четкого ответа на данный вопрос требуется привлечение более внушительной массы визуальных источников, однако, на данный момент, мы можем отметить, что приведенные визуальные источники формируют определенное представление, создают стереотипы «традиционного индийского мужчины» и «традиционной индийской женщины». Наиболее часто используемые сюжеты демонстрируют наиболее характерные для индийского общества картины. Соответственно, изучив визуальные источники, отчасти можно судить о гендерной ситуации в индийском традиционном обществе, о характерных занятиях и о некоторой гендерной ассиметрии.
Обилие источников позволяет надеется, что через некоторое время визуальные источники займут достойное место при изучении гендерной истории. Главная проблема в настоящее время заключается в том, что пока не создан механизм использования визуальных источников в целях исследования традиционного общества, повседневной жизни этого общества и гендерных отношений в нем. Наша работа - это лишь первый шаг в данном направлении.
Примечания
Репродукции указанных картин можно посмотреть в альбомах «Памятники искусства Индии в собраниях музеев СССР», М.,1955 г. и «Искусство Индии», М.,1958
Список источников и литературы
¡.Прокофьев О.С. Искусство Индии/Всеобщая история искусств, т.2 // М.: Изобразительное искусство, 1961.- 508 с.
2.Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого. Очерки. Хрестоматия, М., 2002. - 352 с.
3.Салтыков А.Д. Письма из Индии. М.: Наука, 1985. - 175 с.
Коровников А. Н. , исторический факультет Научный руководитель: д.и.н. Дианов С. А.
Документы Пермобллита как источник по изучению истории печати в Прикамье в годы Великой Отечественной войны
Проблема свободы слова одна из тех, которые называются вечными, во все исторические времена для общества остается наиболее актуальной, так как человек не удовлетворен тем ее уровнем, который ему предоставляется обществом, что имеет под собой объективные основания. В любом государстве не вся информация предается гласности, в чем заинтересованы
разные социальные группы, что подтверждается наличием так называемых тайн: государственной, военной, медицинской, партийной, коммерческой и т.д.
Более половины всей информации до изобретения сначала телевидения, а потом и интернета, подавалось обывателю посредством печатных изданий. Советский период, по моему, можно охарактеризовать высказыванием рядового парторга Свердловского облита: «Забота о человеке - не личное дело, а государственное, так как лучше устроенный человек больше приносит пользы государству своей работой». Чтобы оградить человека от «ненужного» потока информации государство ввело институт цензуры, который был наделен задачей сортировки потоков инфомации.
На материалах Пермской (Молотовской) области можно проследить период истории печати в Пермском крае в годы Великой отечественной войны. Благодаря сохранившимся отчетам Пермобллита мы проведем анализ источника и выделим моменты, отражающие историю печати. Нужно сказать, что кроме перлюстрации печатных изданий тотальной проверке подвергались печатные издательства и библиотеки.
Война внесла свои коррективы в жизнь государства и каждого отдельно взятого гражданина. В годы войны в город Молотов было эвакуировано множество заводов, дававших стране жизненно необходимую военную продукцию, с помощью которой страна шаг за шагом двигалась к победе. Наш город не подвергался бомбардировкам врага, но руководство никогда не забывало, что враг коварен и жесток, поэтому важно было, чтобы в печати не было ни одного прорыва, раскрывающего местоположение заводов, характер продукции и количество продукции выпускаемой на нем. Возглавляла Пермобллит в тот период - Пермякова М. Н. Под ее руководством облит выполнял колоссальный объем работы. Обратимся к фактам. Всего точек, где выходят газеты и должны быть цензоры - 53. Пока нет типографии в 3 новых районах: Белоевском, Александровском и Нердвинском, в которые цензоры не назначены, а районные газеты контролируются в прежних районах - белоевская - в Кудымкаре, александровская - в Кизеле. (ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 3. Л. 1) В 1943 году, отмечает Пермякова, построены и пущены ряд заводов, открыты новые месторождения полезных ископаемых, строятся судоверфи, железные дороги, но многое из этого по экономике области не освещается в открытой печати.
Пермякова четко следовала инструкциям из центра, поэтому ведомый ею обллит проверял все досконально. Типографии как источник по выпуску печатной продукции были подвергнуты тщательным проверкам. Всего в Молотовской области насчитывалось 71 типография из которых 15 находилось непосредственно в г. Молотов, а остальные 56 - в районах области.
С переходом цензуры на военный лад указания Главлита, о чем нельзя писать в открытой печати, стали отсылаться редакторам незамедлительно. Но несмотря на это количество вычерков в 1943 году увеличилось по сравнению
с 1942 с 372 до 524. Связано это скорее всего с тем, что многие квалифицированные кадры были призваны на фронт и их место заняли менее опытнее сотрудники.
Библиотеки являлись местом, где люди получали доступ к печатной продукции - к книгам, журналам, газетам. Поэтому библиотеки подлежали особо тщательной проверке. В молотовской области, по сообщению Пермяковой, находилось 2404 библиотек с книжным фондом 5166820 экземпляров, в том числе в городе 172 библиотеки и около двух миллионов экземпляров. Исходя из инструкции Главлита облит и райлиты проводили изъятие запрещенных изданий. Так же созданы особые фонды во всех библиотеках. Стоит отметить и такой интересный факт: букинистический магазин г. Молотов проверялся 90 раз! Из него изъято 27 книг, содержащихся в запрещенном списке.
Во время войны ни на минуту не прекращался выпуск газет. Они стали средством оповещения нашего народа о победах Красной армии на фронтах Великой отечественной. В Молотовской области выходило в свет 88 газет, которые проверялись цензорами по два раза перед выходом в свет - к набору и к печати. И после выпуска газеты цензоры должны просмотреть, проверить на сколько точно редакторы выполняют замечания. Работа цензоров велась с целью недопущения в открытую печать контрреволюционных прорывов и прорывов, порочащих Коммунистическую партию и социалистическое государство.
Отчет о работе Молотовского обллита строится не только на цифрах и данных, но и на конкретных фактах, порой весьма курьезных, о которых Пермякова сообщает, приводя собственные умозаключения и отмечая низкую работу редакторов газет и журналов: «.. В многотиражной газете «Сталинец» - Кизел, редактор т. Мальцев. В приказе Верховного Главнокомандующего от 7/11-44 года было напечатано: «Советские удары Красной Армии и англо-американских войск по гитлеровской Германии...». Это - грубейшее искажение приказа товарища Сталина. Исправлено т. Зверховским на «совместные удары». Пока что английские войска далеко не советские, если у них поднимается рука стрелять греческих партизан» Иногда, на первый взгляд, вычерк незначительный, три - четыре слова. Пермякова склонна видеть в этом элементарное незнание редакторами истории партии и основ марксизма-ленинизма либо простую человеческую небрежность.
Борьба с прорывами в печать информации, несущей в себе военную тайну - была, пожалуй основной задачей облита. Почти ежедневно приходилось вычеркивать номера военных заводов, фамилии директоров и парторгов ЦК ВКП(б) на этих заводах. Важно отметить, что местные организации это тайной не считали. Если подсчитать включенные вычерки номеров заводов, то получается 95 случаев только за первую половину 1944 года, что, по мнению Пермяковой, могло в итоге раскрыть косвенным путем дислокацию 28 военных заводов и 4-х складов НКО и ВМФ с указанием номеров и названиями городов, где они расположены. В 44 случаях
вычеркнуты фамилии руководящих работников военных заводов, по которым можно было косвенным путем раскрыть дислокацию 8 военных заводов.
Таким образом можно сделать некоторые выводы. Все учреждения, отвечающие за выпуск и хранение печатной продукции ежегодно проверялись цензорами обллита на предмет нахождения в них запрещенных перечнем литературных изданий. Типографии также полежали ежегодной проверке. Конечно, особое место занимает периодическая печать, т.к. все, что происходило в настоящем времени отражалось через газеты и журналы. Уделялось особое внимание проверке номеров газет и журналов с целью недопущения прорывов. Определенные проблемы в связи с отсутствием квалифицированных кадров испытывали как сами газеты так и облит, но несмотря на трудности с кадрами они выполняли задачи, возложенные на них социалистическим правительством - редакторы и корректоры -освещали происходящее, а цензоры, выполняя свою работу не давали военным тайнам контрреволюционным прорывам попадать на страницы газет.
Список источников и литературы
1.ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 3. Л. 1
2.ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 3. Л. 4
3.ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 4. Л. 9 об.
4.ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 4. Л. 10
5.ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 4. Л. 10 об.
Дубакова М.А., исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры П.В. Миков
Медиация в праве: искусство эффективного разрешения конфликтов или модная тенденция?
Современная система российского права характеризуется широким внедрением ненасильственных и конструктивных способов достижения общественного согласия и разрешения конфликтов. Одним из таких способов является медиация. В условиях начального становления и развития данного института, авторы подходят к определению понятия «медиация» с разных сторон и точек зрения. Так, по мнению специалистов НП «Лига медиаторов» медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Президент московского Центра медиации и права Шамликашвили Цисана Автандиловна дает определение понятию «медиация», делая акцент на главных особенностях проведения данной процедуры - участие посредника, добровольность сторон и конфиденциальность. «Медиация - это наиболее гибкий и демократичный способ разрешения споров, основанный на добровольном участии сторон, создающий в то же время сторонам условия для контроля не только за процессом выработки решения, но что