Научная статья на тему 'Медиация в праве: искусство эффективного разрешения конфликтов или модная тенденция?'

Медиация в праве: искусство эффективного разрешения конфликтов или модная тенденция? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиация в праве: искусство эффективного разрешения конфликтов или модная тенденция?»

вычеркнуты фамилии руководящих работников военных заводов, по которым можно было косвенным путем раскрыть дислокацию 8 военных заводов.

Таким образом можно сделать некоторые выводы. Все учреждения, отвечающие за выпуск и хранение печатной продукции ежегодно проверялись цензорами обллита на предмет нахождения в них запрещенных перечнем литературных изданий. Типографии также полежали ежегодной проверке. Конечно, особое место занимает периодическая печать, т.к. все, что происходило в настоящем времени отражалось через газеты и журналы. Уделялось особое внимание проверке номеров газет и журналов с целью недопущения прорывов. Определенные проблемы в связи с отсутствием квалифицированных кадров испытывали как сами газеты так и облит, но несмотря на трудности с кадрами они выполняли задачи, возложенные на них социалистическим правительством - редакторы и корректоры -освещали происходящее, а цензоры, выполняя свою работу не давали военным тайнам контрреволюционным прорывам попадать на страницы газет.

Список источников и литературы

1.ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 3. Л. 1

2.ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 3. Л. 4

3.ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 4. Л. 9 об.

4.ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 4. Л. 10

5.ГАПО. Ф. р-1156. Оп. 3. Д. 4. Л. 10 об.

Дубакова М.А., исторический факультет Научный руководитель: ст. преподаватель кафедры П.В. Миков

Медиация в праве: искусство эффективного разрешения конфликтов или модная тенденция?

Современная система российского права характеризуется широким внедрением ненасильственных и конструктивных способов достижения общественного согласия и разрешения конфликтов. Одним из таких способов является медиация. В условиях начального становления и развития данного института, авторы подходят к определению понятия «медиация» с разных сторон и точек зрения. Так, по мнению специалистов НП «Лига медиаторов» медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Президент московского Центра медиации и права Шамликашвили Цисана Автандиловна дает определение понятию «медиация», делая акцент на главных особенностях проведения данной процедуры - участие посредника, добровольность сторон и конфиденциальность. «Медиация - это наиболее гибкий и демократичный способ разрешения споров, основанный на добровольном участии сторон, создающий в то же время сторонам условия для контроля не только за процессом выработки решения, но что

самое главное, за качеством этого решения, гарантируя им полную конфиденциальность, обеспечивая сохранность репутации и возможность конструктивного партнерства в будущем», - отмечает автор (Шамликашвили, 2008, с.24).

Что касается развития института медиации в Пермском крае, то следует обратиться к мнению экспертов в этой области: Уполномоченному по правам человека в Пермском крае Марголиной Татьяне Ивановне и председателю Ассоциации медиаторов Пермского края Хавкиной Анне Львовне. Т.И. Марголина рассматривает медиацию в качестве восстановительной технологии: медиация - это новая культура конфликтного поведения людей, когда третье лицо, медиатор, не решает конфликт, а помогает конфликтующим самим решить проблему, при этом ещё и восстановить разрушенные отношения. С этой же точки зрения, учитывая одну из самых важных характеристик данной процедуры - наличие третьей беспристрастной стороны, к определению понятия медиации подходит Хавкина Анна Львовна: «Медиация - форма разрешения конфликтов, споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны - медиатора (посредника). Медиация является одним из наиболее эффективных способов альтернативного разрешения конфликтов, альтернативой судебному разбирательству».

Наряду с большим количеством подходов к определению понятия «медиация», существует и его законодательное закрепление. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» определяет процедуру медиации как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Преимущества медиации.

Специфика применения медиационных технологий, а вместе с тем их основные преимущества заключаются в следующем: свобода в выборе посредника, обстановки и регламента процесса; ориентация на конструктивный и альтернативный поиск решений сторонами самостоятельно; взаимное согласие сторон с принятым решением; возможность выхода из процесса на любой стадии; минимальные (по сравнению с судебным разбирательством) временные и денежные затраты; конфиденциальность процедуры.

Сфера применения медиационных технологий. Область применения процедуры медиации достаточно обширна и ее применение актуально в следующих правоотношениях: экономические правоотношения; гражданские правоотношения; трудовые правоотношения (все, за исключением коллективных трудовых споров, регулируемых отдельным законодательством); семейные правоотношения (все, за исключением тех, что регулируются отдельным законодательством, в том числе связанных с защитой прав ребенка).

Нормативно - правовое регулирование деятельности института медиации

Что касается нормативно - правового закрепления деятельности института медиации, то мировая практика полнится яркими примерами. Так, в США сравнительно недавно был разработан и принят Единый закон о медиации (Uniform Mediation Act). Помимо государств, различные международные организации, обладая правом разработки норм международного права, занимаются разработкой нормативной базы примирительных посреднических процедур. В качестве яркого примера выступает ООН, которая признает медиацию как средство улаживания споров (статья 33 Устава ООН). Помимо этого, международной организацией разработан и опубликован Модельный закон о международных коммерческих примирительных процедурах (Model Law on International Commercial Conciliation (UNICITRAL)) для сферы хозяйственного права и типовой закон о медиации (UNCITRAL "ON INTERNATIONAL COMMERCIAL CONCILIATION").

В Российском законодательстве альтернативный способ урегулирования споров законодательно закреплен в Федеральном законе "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Помимо этого, некоторые аспекты деятельности института медиации регулируются: Арбитражном -процессуальном кодексом РФ; Гражданским кодексом РФ, Гражданским -процессуальным кодексом РФ; Федеральным законом РФ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе», федеральным законом РФ24 июля 2002 года N 102-ФЗ «О третейских судах».

Проблемы развития института медиации

1.Институт медиации, являясь инновационной социальной практикой, на сегодняшний день сталкивается с рядом существенных проблем, часть которых связана именно с принятием федерального закона о медиации. Обратимся к некоторым из них:

2.Проблема информирования общества о возможностях альтернативного способа разрешения конфликтов - медиации.

3. Отсутствие доверия к новому механизму разрешения конфликтов.

4.Не сформирована реальная потребность населения решать конфликты и споры именно посредством процедуры медиации.

5.Влияние моды на медиацию приводит к ненадлежащему качеству подготовки медиаторов и функционированию института медиации в целом.

6.Отсутствие должного числа квалифицированных специалистов-медиаторов.

7. Отсутствие единого централизованного центра (федерального и региональных), который бы осуществлял координирующую функцию и функцию мониторинга за деятельность медиаторов.

8.Федеральный закон не содержит четких требований к содержанию и правовому закреплению процедуры медиации и функционированию института в целом.

9.Федеральный закон не описывает всех сфер применения медиации (накладываются ограничения на проведение медиации при коллективных трудовых спорах, и спорах, которые затрагивают права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы).

10.Медиаторами в соответствии с законом не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Однако фактически именно государственные и муниципальные служащие, являясь лидерами сообщества и лицами, вызывающими доверие, могли бы выступать в качестве посредников при разрешении конфликтов.

11.Отсутствие фактической возможности применения процедуры медиации. Согласно п. 2 ч. 6 ст. 15 медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь. Однако при наличии таких условий осуществление процедуры медиации немыслимо, ввиду того, что основная задача медиатора состоит в том, чтобы оказывать сторонам - участникам правовую и иную помощь в урегулировании конфликта.

Перспективы развития института медиации

Несмотря на наличие существенных проблем, возникших в процессе становления и развития института медиации в Российской Федерации и в частности в Пермском крае, новые технологии примирения, на мой взгляд, отвечают целям повышения социально-правовой культуры общества. Урегулирование конфликтов путем переговоров с помощью нейтральной стороны - это еще один шаг на пути развития гражданского общества. Потребность общественности и юридического сообщества в разрешении конфликтов мирным конструктивным способом однозначно существует, и медиация, как альтернативная процедура судебному разбирательству, в силах эту потребность удовлетворить.

Список источников и литературы

1.О третейских судах в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011). Документ опубликован не был. Доступ из справочно -правовой системы «Консультант Плюс». 2.О рекламе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.08.2011). Документ опубликован не был. Доступ из справочно -правовой системы «Консультант Плюс».

З.Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4162.

4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11.2011). Документ опубликован не был. Доступ из справочно -правовой системы «Консультант Плюс».

5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от

24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012). Документ опубликован не был. Доступ из справочно -правовой системы «Консультант Плюс».

6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012). Документ опубликован не был. Доступ из справочно -правовой системы «Консультант Плюс».

7.Шамликашвили Ц.А.Секреты медиации // Право и экономика. 2008. №2. С. 23-29.

Евдокимова О.В. исторический

факультет

Научный руководитель: д.и.н., проф. А.В. Черных.

Рыболовство в традиционном мировоззрении коми-пермяков

Человек в своей активной деятельности постоянно соприкасается с миром природы. Хозяйственные занятия формируют направление творческой народной мысли, развитие и трансформацию мифических представлений. В этнокультурной традиции деятельность общества складывается из ряда норм и ритуалов, примет и запретов, а также из своеобразного диалога с мифологическими персонажами.

Христианизация коми-пермяков привела к практически полному исчезновению и забвению некогда бытовавших в среде коми-пермяцкого народа религиозных воззрений. Тем не менее, образы низшей мифологии (лешие, водяные, домовые) в отличие от языческих божеств высшего ранга сумели сохранить свое первоначальное естество, они продолжали нести у коми-пермяцкого промыслового населения древнюю функцию духов -хозяев мест.

Результативность рыбного промысла коми-пермяки связывали с настроениями водяного духа - вакуля. Куль по отношению к рыбакам выступает в разных ролях: он может быть их помощником, одаривающим рыбой, регулятором количества улова и злобным существом, пугающим рыбаков, портящим их снасти. В большинстве случаев та или иная функция духа зависит от действий самого человека.

Судя по опубликованным источникам и рассказам старожилов, Водяной показывался из воды в виде огромного человека с большой головой, с темно-зелеными глазами илистыми волосами, одетого в зеленый кафтан. Крупных старых щук часто принимали за живое воплощение этого духа, особенно тогда, когда щуки стояли в воде головой по течению, а не против, как обычно стоят рыбы. Таких щук остерегались бить острогой, так как верили, что они в силах обратить острогу против самого рыбака. У коми-пермяков было зафиксировано поверье, что в оз. Адты обитает огромная щука - хозяин всех рыб. Она позволяет рыбачить на озере всем желающим,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.