10. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
10.1. ДОКТРИНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ФУНКЦИИ
Магомедов Магомед Абдулкадирович, докторант, кандидат юридических наук, прокурор города Махачкалы Республики Дагестан, старший советник юстиции
Место работы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Аннотация: в статье на основе анализа существующих теоретических положений о правовой доктрине и о правовом статусе государственного органа, исторических и конституционных детерминантов формулируется доктринальная модель правового статуса прокуратуры Российской Федерации в современных условиях, определяются ее функции и значение. На теоретическом уровне раскрывается функциональное соотношение прокурорской и судебной деятельности в системе юридической деятельности правового государства.
Ключевые слова: доктрина, модель, правовой статус, юридическая деятельность, прокуратура, суд, государственный орган, верховенство права, функции, полномочия, структура, система, правонарушение, законность.
THE DOCTRINAL MODEL OF LEGAL STATUS OF RUSSIAN PROCURACY AND ITS FUNCTIONS
Magomedov Magomed A., PhD in law, the prosecutor of the city of Makhachkala, senior counselor of justice, doctoral student Place of employment: Academy of the General Prosecutor of Russian Federation
Abstract: the article, based on an analysis of the existing theoretical provisions on legal doctrine and the legal status of the public body, historical and constitutional determinants, formulates the doctrinal model of legal status of Russian procuracy in modern conditions and defines its functions and meaning. At the theoretical level it reveals the functional ratio of prosecutori-al and judicial activities in the legal system of the legal state.
Keywords: doctrine, model, legal status, legal activity, procuracy, court, public body, the supremacy of law, functions, powers, structure, system, offence, legality.
Актуальность проблемы, связанной с доктриной о правовом статусе прокуратуры Российской Федерации, в современный период обусловлена необходимостью определения перспектив развития института самой прокуратуры и повышения эффективности ее деятельности, так как именно правовой статус определяет фундаментальные положения о целях учреждения и существования прокуратуры, о функциях, выполняемых ею правовой системе страны, и о правовых механизмах (инструментах) эффективной реализации этих функций. Без разработки такой доктрины многие процессы этого развития происходят почти хаотично, не последовательно, не системно, что обуславливает нестабильность функционирования правовой системы в целом и низкий уровень законности в стране.
Ключевым составляющим в обозначенной проблематике является разработка и формулирование модели правового статуса прокуратуры Российской Федерации, основанной на ее доктрине. Именно доктрина содержит фундаментальные научно-обоснованные положения об этой модели. А сама доктринальная модель позволяет законодателю правильно определить и закрепить в законах реальную модель правового статуса прокуратуры Российской Федерации с учетом уровня правового, политического и социально-экономического развития страны. Кроме того доктринальная модель правового статуса прокуратуры Российской Федерации, будучи тесно вплетена в доктринальную модель института рос-
сийской прокуратуры, а через нее - в доктринальную модель самой правовой системы страны в целом, определяет на доктринальном уровне место прокуратуры в системе государственных органов, порядок и цели ее учреждения и упразднения, основы ее организационной структуры, правовую природу выполняемых ею в правовой системе функций, правовых механизмов и инструментов их реализации.
Определить понятие доктринальной модели правового статуса прокуратуры Российской Федерации в отрыве от понимания указанных понятий в теории государства и права невозможно. В теоретической юридической литературе понятие «правовая доктрина» означает принятую в государстве систему концепций, теорий и представлений, совокупность «ведущих положений и принципов», заложенных в основу механизма регулирования общественных отношений1. Правовая доктрина участвует в процессах правообразования, правозакреп-ления, правоинтерпретации и правореализации в качестве официально не формализованного, не утвержденного властными структурами принципа, исходной позиции, правила. Зачастую она выступает изначальным источником, отправным началом, материализуется в законодательных и иных правотворческих инициативах, в конкретных законах и иных нормативных правовых актах, в актах толкования права, в документах органов
1 Социологический энциклопедический словарь / Под ред.
Г. В. Осипова. М.:Инфра,1999.
Социально-политические науки
6'2017
конституционной юстиции, в постановлениях высших судебных инстанций, в правоприменительной практике. Через них правовая доктрина осуществляет свою регулятивную функцию, лежит в основе регулирования общественных отношений2. Она реально воздействует на правотворческую и правореализационную практику, в том числе в роли не формализованного источника права. Прокуратура Российской Федерации сама являясь системой входит в качестве составного элемента более крупной системы - правовой системы Российской Федерации. Такое ее положение является важным моментом в формировании ее доктринальной модели. Следовательно должно учитываться при определении ее понятия. В категории доктринальной модели института прокуратуры и ее правового статуса должны конкретизироваться все сущностные составляющие категории правовой доктрины. И научная обоснованность, и авторитетность с общепризнанностью в профессиональной среде, и декларативность в отличие от законодательно закрепленной нормативности, и формальная определенность, и практичность в использовании в правотворческой и в правоприменительной деятельности, относительная длительность общепризнанности, прогнозиру-емость развития - все эти элементы должны присутствовать в доктринальной модели правового статуса прокуратуры. Они входят в содержание его понятия.
С другой стороны, определение понятия доктриналь-ной модели правового статуса прокуратуры Российской Федерации не может быть полноценным без включения в его содержание элементов, отражающих эффективность функционирования самой доктринальной модели в правовой системе Российской Федерации. Именно прикладной и практический характер доктринальной модели правового статуса прокуратуры обуславливает необходимость оценки ее эффективности через оценку результатов ее применения в правотворческой и право-реализационной юридической деятельности.
Доктринальная модель правового статуса прокуратуры Российской должна содержать исчерпывающие ответы на вопросы о том, каким должен быть правовой статус прокуратуры Российской Федерации и какими факторами он должен быть причинно обусловлен (детерминирован).
Правовой статус прокуратуры Российской Федерации по своему содержанию является сложным явлением, состоящим из нескольких элементов, структурированных по определенным связям. Поэтому его доктриналь-ная модель, безусловно, должна содержать положения, относящиеся к каждому из этих элементов, что требует определение природы самих этих элементов.
Для определения правовой природы элементов, составляющих правовой статус прокуратуры Российской Федерации, для прикладной науки о прокурорской деятельности важное значение имеет понимание сущности и содержания их (этих элементов) в теории государства и права относительно государственного органа в целом.
В теоретических трудах по юриспруденции правовой статус государственного органа определяется как совокупность правовых норм, устанавливающих следующее элементы в его структуре:
- порядок его учреждения и ликвидации как института власти;
- его организационную структуру;
- место в системе государственных органов;
- цели его деятельности;
- выполняемые им функции;
2 См. об этом подробно Мадаев Е. О. Доктрина в правовой системе Российской Федерации. Дис. на соиск.уч.степени канд.юр.наук по специальности 12.00.01. Иркутск. 2012.
- основы правовых механизмов (правовых инструментов) реализации его функций3.
Исходя из таких методологических посылок, правовой статус прокуратуры Российской Федерации включает:
1. Порядок учреждения и ликвидации прокуратуры Российской Федерации как органа власти;
2. Организационную структуру системы органов прокуратуры всех звеньев;
3. Место прокуратуры в системе государственных органов;
4. Цели прокурорской деятельности;
5. Выполняемые прокуратурой в правовой системе функции;
6. Основы правовых механизмов (правовых инструментов) реализации прокурорских функций.
Соответственно, доктринальная модель правового статуса прокуратуры Российской Федерации есть как раз система концепций, теорий и представлений о том, какими должны быть указанные элементы, составляющие структуру и содержание его правового статуса.
Разумеется, что правовую природу элементов правового статуса прокуратуры Российской Федерации нельзя устанавливать произвольно. Доктрина должна содержать научное обоснование того, какие факторы, явления и процессы ее обуславливают, что служит для этого детерминантом.
Детерминантами правовых явлений, как и любых иных социальных явлений, принято считать факторы (явления и процессы), предшествующие им и связанные с ними причинно-следственными связями, в отличие от условий, которые прямо (причинно) не связаны с ними. Из этого вытекает, что факторами, детерминирующим доктринальную модель правового статуса прокуратуры Российской Федерации, являются, прежде всего, исторический опыт развития самого ее правового статуса, практический опыт деятельности самой прокуратуры Российской Федерации, ее роли в функционировании правовой системы страны, а также основы государственного устройства Российской Федерации, закрепляющие в действующей Конституции Российской Федерации федеративный, демократический, социальный и правовой характер современного российского государства, признание, соблюдение и гарантированность государством судебной защиты прав человека, независимости и самостоятельности местного самоуправления.
Исторический опыт дает основание формулировать доктринальное положение о том, что современный правовой статус прокуратуры Российской Федерации
3 См. Государственный орган и его правовой статус/ /Интернет-ресурс http://studopedia.ru/5_109139_gosudarstvenniy-organ-i-ego-pravovoy-status.html. Дата обращения 04.04.2017 г.; Четвериков В. С. Административное право. Ростов н/Д: Феникс, 2004. С. 12; Бахрах Д. Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: Эксмо, 2008.С. 177.; Альхименко В. В., Выручаев А. А., Гишковец А. А. и др. Административное право России: Учебник / Отв. ред. Н. Ю. Хаманее-ва. М.: Проспект, 2011. С. 50; Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособ. М.: Проспект, 2010. С. 23; Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник. М.: Норма, 2009. С. 207;Акмалова А. А., Капицын В. М. Понятие правового статуса субъекта // Теория государства и права: вопросы и ответы: Учеб. пособ. М.: Юриспруденция, 2006. С. 164; Акмало-ва А. А., Капицын В.М. Понятие правового статуса субъекта // Теория государства и права: вопросы и ответы: Учеб. пособ. М.: Юриспруденция, 2006. С. 164;Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. М.: Дашков и Ко, 2007. С. 178; Долинская В. В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России. 2012. №2. С. 9; Кравцова Е. А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» //Конституционное и муниципальное право, 2016, №7, стр. 27-31.
должен быть не выдуманным современниками явлением, а исторически обусловленным фактором, элементом системы российской государственности вообще и ее государственной власти особенно. Без института прокуратуры отечественная правовая система в ее цельном и функционально эффективном состоянии не мыслима вообще. Кроме того, исторический опыт развития и современное состояние правового статуса прокуратуры Российской Федерации обуславливают достоверность доктринального положения о том, что ее правовой статус есть институт (система правовых норм), включающий конституционно-правовые нормы, определяющие порядок ее учреждения в качестве независимого федерального государственного органа, и нормы федерального закона, устанавливающие единую и централизованную систему ее органов, цели ее деятельности по обеспечению верховенства права, самостоятельное (независимое от ветвей власти) место в системе государственных органов, выполняемые в правовой системе страны функции по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, а также по участию в судопроизводстве от имени государства.
Федеративность государства и отделение органов местного самоуправления от системы органов государственной власти предполагает относительную самостоятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления. Федерализм российского государства и самостоятельность местного самоуправления, являются, с одной стороны, важными составляющими политического режима государства, с другой, - порождают явления, не совместимые с единством правового пространства страны, отрицательно влияющими на состояние верховенства права, что требует постоянного, системного, независимого от ветвей власти централизованного принятия мер к обеспечению его единства, и поэтому является фактором, причинно обуславливающим независимый и централизованный правовой статус системы прокуратуры Российской Федерации, в компетенцию которой входит принятие таких мер. Эти положения, в свою очередь, служат важным составляющим доктринальной модели правового статуса прокуратуры Российской Федерации в современный период.
Демократизм политического режима правового государства, выражающийся в допустимости плюрализма в идеологии при запрете экстремисткой, националистической и расовой ее разновидностей, свободы ве-роисповедования, этнической толерантности, свободы конкуренции в политике и экономике, также как и федерализм и независимость местного самоуправления, закономерно служит поставщиком на правовую поверхность различных проблем, препятствующих реализации принципа верховенства права и требующих системного централизованного правового реагирования государства с использованием правообеспечи-тельных производств, в том числе судебных, чтобы исключить силовое их решение и не потерять и не ущемить демократическую сущность государства.
В самом деле, плюрализм в политике и идеологии, свобода вероисповедования предполагают изначально возможность существования в обществе противоположных мировоззрений, взглядов, концепций, решений и действий отдельных людей и их объединений. Свобода в экономике предполагает наличие конкуренции, как между различными производителями, так и
продавцами и покупателями. В демократических государствах, в их в правовых системах поэтому закономерно сохраняются условия для проявления во вне внутренне присущих человеческому обществу противоречий, обуславливаемых не однородностью и не тождественностью потребностей и интересов разных людей и их объединений в силу неоднородности, не тождественности, не идентичности, однократности и не повторяемости их личностей как естественного и свободного их состояния. Проявляются же эти противоречия в виде конфликтов, придания приоритету ведомственным, корпоративным, частным или местным интересам в ущерб интересам верховенства права и единства правого пространства.
Такие обстоятельства естественно и закономерно обуславливают необходимость централизованного и независимого от ведомственных, частных, корпоративных и местнических влияний воздействия на правоотношения от имени единой государственной власти, что и осуществляется прокуратурой Российской Федерации. А это, в свою очередь, причинно детерминирует централизованный и независимый характер правового статуса прокуратуры Российской Федерации. Это положение является еще одним составляющим элементом ее доктринальной модели .
Социальный характер является, пожалуй, самым важным свойством Российского государства и подразумевает государственную охрану в масштабе всей страны труда и здоровья людей, гарантированность минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитость системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Исполнение законов, регулирующих социальную деятельность государства, осуществляют органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль за исполнением этих законов являются либо специализированным, либо ведомственным, либо местным. Этот фактор обуславливает обрастание отдельных недостатков в исполнении законов в социальной сфере в недостатки целой системы отдельного ведомства исполнительной ветви власти или органа местного самоуправления. Эффективное противодействие этим процессам государство способно обеспечить только путем осуществления внесистемного (внешнего) и централизованного воздействия на них. Прокурорский надзор, осуществляемый централизованно от имени единой государственной власти, независимо от органов законодательной, исполнительной и судебной ее ветвей, независимо от органов местного самоуправления, становится именно таким воздействием, является государственной гарантией исключения ведомственности и местничества при исполнении законов вообще и в социальной сфере. Это положение служит еще одним составляющим структуры доктринальной модели правового статуса прокуратуры Российской Федерации.
Правовой характер государства предполагает не только равенство всех перед законом и судом, независимость и верховенство суда, наличие реальной возможности каждого на судебную защиту его прав, но и наличие независимого государственного органа с полномочиями инициирования от имени государства внесудебных и
Социально-политические науки
62017
судебных правообеспечительных процедур по складывающимся в публичной сфере проблемам в случаях, когда из-за местнических, частных, ведомственных или корпоративных интересов никто не инициирует.
Закономерность такова, что создание, поддержание и воспроизводство состояния полного верховенства права (правообеспеченности) в современном обществе невозможно без осуществления государственной функции внешнего, субсидиарно-компенсаторного, горизонтального, властного, контрольного, гласного и публичного воздействия на проблему правообеспе-ченности, возникающие вне сферы судопроизводства, со стороны вертикально интегрированного (централизованного), многофункционального, неспециализированного и независимого органа власти, наделенного полномочиями по инициированию правообеспечи-тельного производства4 по любой публичной проблеме правообеспеченности и участию во всех его видах, включая судопроизводство и производство по исполнению судебных решений, и стадиях до вытеснения проблемы из правовой жизни данного общества. Однозначно такую государственную функцию в России может реализовать только прокуратура Российской Федерации. Необходимыми для этого качествами не обладает ни суд, ни уполномоченные по правам человека, ни другой орган власти.
Данная закономерность является сущностной характеристикой правообеспечительной деятельности российского государства в современных условиях, детерминирующей централизованную и независимую модель правового статуса прокуратуры Российской Федерации, определяющую особый статус прокуратуры как в системе разделения властей, так и в системе органов правообеспечительной юридической деятельности государства, служит также важным составляющим доктринальной модели ее правового статуса.
Доктринальная модель правового статуса прокуратуры Российской Федерации, таким образом, представляет собой научно обоснованная, обладающая высоким авторитетом, общепризнанностью в профессиональной среде и прогнозируемостью развития, декларативная, формально определенная, практичная в использовании в правотворческой и в правоприменительной деятельности система концепций, теорий и представлений об обязательности - конституционного порядка учреждения прокуратуры в Российской Федерации в качестве независимого федерального государственного органа с единой централизованной организационной структурой, выполняющего системообразующую роль в юридической деятельности Российского государства по созданию в стране, поддержанию в непрерывном режиме и воспроизводству на постоянной основе состояния полного верховенства права (правообеспеченности). А суть этой роли состоит в системном, внешнем, не силовом, публичном и гласном юридическом воздействии централизованного и независимого федерального государственного органа на правоотношения, складывающиеся в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности институтов государства и общества. Правовым механизмом (инструментом) реализации этой роли
4.Понятием «правообеспечительное производство» охватываются все виды судопроизводства, досудебное производство по уголовным делам, включая «доследственные» проверки, проводимые по нормам уголовно-процессуального законодательства, а также контрольные и надзорные проверки, проводимые в рамках иных, не процессуальных, законов.
служат полномочия прокурора, использованием которых и обеспечивается эта реализация.
Доктринальная модель правового статуса прокуратуры Российской Федерации является научной категорией, имеющей функциональное значение, проявляющееся в разных формах.
Функции ее проявляются при использовании ее положений в практической деятельности как законодателя так и органов прокуратуры.
Проявление ее функций состоит в том, что она:
1. Помогает правильно на научной основе:
- определить и закрепить в законодательстве все параметры правового статуса прокуратуры Российской Федерации в современных условиях с учетом реального социально-экономического и политического состояния в стране;
- оценить результаты проведенных правовых и судебно-прокурорских реформ, выявить в этих результатах положительное и отрицательное;
- разработать программу дальнейшего реформирования системы отечественных государственных органов - субъектов государственной правообеспечительной деятельности;
2. Определяет:
- место прокуратуры в системе государственных органов, осуществляющих борьбу с правонарушениями и с преступностью;
- научное основы роли, выполняемой прокуратурой Российской Федерации в правовой системе страны;
- основы наделения прокуроров полномочиями, соответствующими функциям прокуратуры и целям прокурорской деятельности, критериев достаточности их юридической силы;
- критерии оптимальности соотношения деятельности прокуратуры и суда - основных субъектов государственной правообеспечительной деятельности.
Прокуратура Российской Федерации, правовой статус которой соответствует данной доктринальной модели должна быть ключевым государственным органом в системе публично-властных субъектов правообеспечительной юридической деятельности государства. Прокуратура выполняет функцию государства по надзору за исполнением требований закона по обнаружению и расследованию правонарушений, преследованию правонарушителей и определению меры воздействия на них, обращению к исполнению и исполнению этой меры, т.е. функции побуждения принятия и исполнения правовых решений по проблемам, препятствующим обеспечению верховенства права, не свойственные судебной власти. Суд, действующий всегда в лице конкретного состава суда, правообеспе-чительные функции выполняет только в случае инициирования перед ним правовой процедуры сторонами, т.е. иными субъектами, так как в противном случае суд так или иначе становился бы стороной в производстве и подменял бы функцию одной из сторон производства, терял бы верховенство и превращался бы в «судью в собственном деле», что не допустимо и несовместимо с принципами и пониманием верховенства права. А если никто не инициирует, то правонарушения остаются без реагирования со стороны судебной власти, что влечет разрыв в непрерывности и разрушение состояния правообеспеченности в обществе. Прокуратура, как раз будучи специфическим несудебным органом и в то же время по характеру своей деятельности связанным с судебной властью и судебной деятельностью, компенсирует эту недостающую в судебной функции элемент, чем обеспечивается гармония и эффективность как судебной деятельности так и в целом правообеспечительной деятельности государства. В этом и заключается гармония и баланс в данной деятельности государства, что является важным составляющим правообеспеченности в целом.
Функциональная характеристика доктринальной модели правового статуса прокуратуры Российский Федерации как раз раскрывает содержание этой гармонии как взаимное балансирование судом и прокуратурой правообеспечительной деятельности государства. Прокуратура - единая централизованная система, и каждый прокурор в любом производстве - это представитель всей прокуратуры и может быть заменен в любой стадии. В противовес этому каждый состав суда автономен, не зависим от вышестоящей судебной инстанции и никем не может быть заменен до окончания разбирательства начатого производства.
Суд не осуществляет сплошного, непрерывного и постоянного надзора за выявлением и исследованием правонарушений, обязательным их преследованием и даже за исполнением определенной самим же судом санкции - меры воздействия на правонарушителя. Контроль суда носит характер принятия решения в каждом случае только по инициированному перед ним другими субъектами вопросу. А прокурорский надзор носит постоянный, сплошной и непрерывный характер воздействия без подмены судебных и иных государственных органов, в силу чего обладает качеством субсидиарности и компенсаторности и тем самым компенсирует закономерно не достающий у судебного контроля и несудебных правообеспечительных государственных органов элемент в системе правообеспе-чительной деятельности государства в целом.
Решения и действия прокуратуры подконтрольны суду, а судебные решения обжалуемы прокуратурой (органы дознания, следствия и иные публично-властные субъекты правообеспечительной юридической деятельности, не являющимися истцами или ответчиками, судебные правообеспечительные юридические акты не вправе обжаловать).
При таком теоретическом подходе к определению доктринальной модели правового статуса прокуратуры Российской Федерации и его реального правового статуса преодолеваются все противоречия в правообес-печительном процессе государства с одной стороны, а с другой - обеспечивается гармония в правообеспечи-тельной юридической деятельности как двух основных ее субъектов (суда и прокуратуры) так и всей системы государственных органов, осуществляющих государственную правообеспечительную деятельность.
Именно такая модель правового статуса прокуратуры Российской Федерации может быть приемлема в качестве доктринальной на весь период существования в России федеративного, демократического, социального, правового государства.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90,52%.
Список литературы:
1. Мадаев Е. О. Доктрина в правовой системе Российской Федерации. Дисс. на соиск. уч. степени канд. юр. наук по специальности 12.00.01. Иркутск. 2012.
2. Бакулина Л. В., Бакулин В. К. Взаимодействие доктрины и практики в создании эффективного законодательства: уголовно-исполнительный аспект// Право и гос-ударство.2015. №8. С.95-98.
3. Кравцова Е. А. К вопросу о содержании понятия «правовой статус государственных органов» //Конституционное и муниципальное право, 2016, №7, стр. 27-31.
РЕЦЕНЗИЯ
Статья Магомедова М. А. посвящена актуальной теме. Для науки о прокуратуре и прокурорской деятельности является весьма актуальной проблема разработки доктриналь-ной модели института прокуратуры Российской Федерации применительно к современным реалиям, когда практически завершено формирование правового государства и достаточно развиты институты гражданского общества.
Именно отсутствие такой модели является причиной конституционной неопределенности функций и организационной структуры системы современной прокуратуры. Эти составляющие института прокуратуры в Российской Федерации в настоящее время регламентированы федеральным законом, нормы которого подвергаются интенсивной ревизии в практике конституционного судопроизводства по многочисленным обращением. Это, в свою очередь, создает не стабильность и не определенность предмета и пределов прокурорского надзора и иной прокурорской деятельности, негативно влияет на обеспечение единства и укрепление законности в стране.
Доктринальная модель как раз служит тем научно-обоснованным государственным фундаментом, на котором должен стабильно стоять и сохраняться на длительный период правовой статус прокуратуры Российской Федерации, выполняемые ею в правовой системе функции и правовые механизмы их реализации, не подвергаясь частой корректировке исходя из политических или конъюнктурных соображений.
В статье достаточно аргументировано и доказано, что док-тринальная модель правового статуса прокуратуры Российской Федерации является авторитетной, признанной профессиональным сообществом, практичной и доступной в применении системой концепций, теорий и представлений об обязательности конституционного порядка учреждения прокуратуры в Российской Федерации в качестве независимого и централизованного государственного органа с функциями надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и участия в судопроизводстве.
Автор правильно формулирует функциональное предназначение ее в определении границ соотношения судебной и прокурорской деятельности в системе правообеспечительной деятельности государства в целом. Это позволило автору на теоретическом уровне определить границы взаимной дополняемости и компенсируемости судом и прокуратурой государственной деятельности по обеспечению верховенства права с учетом современного его понимания.
Выводы и предложения автора существенно дополняют новыми идеями теорию о прокурорской и судебной деятельности.
Вывод: Статья может быть рекомендована для публикации в журнале, включенном в перечень, утвержденный ВАК при Мино-брнауки России для опубликования результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата юридических наук и ученой степени доктора юридических наук.
Рецензент:
Заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук
К. И. Амирбеков