Научная статья на тему 'Доктрина васатыйя как этнопсихологический императив'

Доктрина васатыйя как этнопсихологический императив Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУВЕЙТ / ИСЛАМ / ГОСУДАРСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доктрина васатыйя как этнопсихологический императив»

7. Щедровицкий Г.П. Развитие, учение, игра / Г.П. Щедровицкий. - М.: Путь, 2004. - 788 с.

8. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

А.С. Трухин

ДОКТРИНА ВАСАТЫЙЯ КАК ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ИМПЕРАТИВ

Ключевые слова: Кувейт, ислам, государство, личность, поведение, образ ^жизни.

Одной из важнейших основ социально-политического, политико-психологического устройства Кувейта несомненно выступает доктрина васатыйя (срединный путь, умеренность). Эту доктрину с полной уверенностью можно назвать идеологическим стержнем, ядром политики кувейтского государства и ислама. Ислама, являющегося наиболее важным и цивилизационно значимым фактором социально-психологических отношений на Востоке. Ислама, активно исповедуемого коренными жителями Аравии, кочевниками-бедуинами.

Как прославленная именами аль-Газали, Аверроэса, Авиценны арабская культура внесла существенный вклад в сокровищницу мировой цивилизации, так и доктрина васатыйя на протяжении многих веков определяет не только верования, мировоззрение мусульманского этноса, но и образ, принципы жизни, систему ценностей, определенные социально-нравственные установки коренного населения Кувейта. Идеи доктрины васа-тыйя, выступающей наследницей многих цивилизаций, восходят к иудаизму и христианству, к библейским образам и легендам, зороастризму, исламу, аверроизму. Идейно и духовно богатые, они построены на синтезе исторического, политического и социально-психологического опыта, высокоинтеллектуальном потенциале религиозно-доктриналь-ного наследия пророка Мухаммеда. В васатыйя нашло свое отражение учение великих мыслителей Востока Аль-Кинди (800-879), Бируни (973-1048), Ибн Рушда (1126-1198), Ибн Хальдун (1332-1406) и др. [1].

Своеобразие доктрины васатыйя отражают особые устремления и импульсы, характерные для коренного населения Кувейта. По своей сути политико-религиозная доктрина васатыйя несомненно относится к классической политической, политико-психологической теории ислама, отстаивающей истинные принципы политической деятельности, государственной политики, единство религии, государства и народа. Доктрина васа-тыйя в значительной степени определяет государственную политику Кувейта, не только в межконфессиальных отношениях внутри страны, но и в вопросах сотрудничества с ближним и дальним зарубежьем. Доктрина васатыйя активно используется и реализуется государственными структурами Кувейта и коренными жителями страны.

В основе васатыйя лежат постулаты об ориентации на: 1) правильную доктрину, являющуюся срединной между крайностями (которые, по определению, ошибочны), 2) комформизм (или прагматизм), 3) идеологию межконфессионального мира и согласия, 4) солидаризм и активизм [1]. В васатыйя изложены духовные основы взаимоотношения, дух народа, коранические принципы мироздания, а также человека, как частицы космоса. В васатыйя выражена психологическая сущность народного духа коренного населения Кувейта, законы внутренней духовной жизни исламского сообщества.

© Трухин А.С., 2013

В основе васатыйя лежат идеи умеренного ислама, отказ от радикализма во всех сферах жизни мусульманина, гармоничное сосуществование с представителями других религий и мировоззрений, борьба с радикализмом, экстремизмом и международным терроризмом, недопущение проникновения в страну чуждых доктрине «васатыйя» радикальных религиозных течений.

Важность следования васатыйя в политике, культуре, экономике и т.д. подтверждается исследованиями ученых. Так, анализируя причины конфронтации между Востоком и Западом, американский исследователь Дуглас М. Джонсон отмечает, что с ослаблением конфронтации между Востоком и Западом большинство конфликтов вряд ли будут иметь идеологические корни. «Скорее всего, пишет он, - большинство из них будут происходить в результате столкновений общинной принадлежности, будь то на основе расы, этнического происхождения, национальности и религии» [3]. И в этом отношении срединный путь, умеренность как ничто другое подходит для укрепления межцивилиза-ционного диалога.

Правильному пониманию васатыйя служит изучение основ ислама, правильное толкование изречений Корана, мусульманских канонов, уяснение основополагающих мусульманских понятий и норм, которые могут вызывать трудности и искаженное толкование, проведение хаджа, посещение святых городов Мекки и Медины. Для доктрины васатыйя характерна опора на Коран как священный текст, суфизм и калам - как учение, а также теорию единства интеллекта. Суфизм по сути есть учение о трансцендентном единении с Богом, развивающееся в духе аскезы и иррационального самопознания. Основные понятия суфизма - таухид - аскетическая жизнь, тарикат - суфийский мистический путь до момента слияния с Богом, хакикат - мистическое постижение Истины в Боге, зухд - аскетическое воздержание, самоотречение, отречение от всего земного. В учении суфизма важное значение придается постоянному поминанию Бога для достижения состояния духовной сосредоточенности. Калам выступает в роли логического рассуждения в контексте религиозно-психологической, философской, житейской проблематики. В свою очередь теория единства интеллекта исходит их того, что разум будучи множествен и индивидуален в своих проявлениях, в своей основе является единой нематериальной субстанцией.

Местное население, не вдаваясь в глубины интеллектуальных поисков, ориентируется главным образом на жесткую религиозную догму ислама, на сформулированные им принципы жизни, социальной деятельности, общения. Религиозные догматы ислама в изложении весьма просты, но зато фиксированы весьма жестко. Стандарты желательного и нежелательного поведения находятся в единстве с установками на стремление к высшему благу, аскетическую жизнь, трансцендентное единение с Богом. Непреложными истинами доктрины являются: покорность воле Аллаха, его посредника - пророка, а также замещающих пророка лиц - от халифа до обладателя власти на местах; полное повиновение как сакрально авторизованный принцип божественного источника высшей власти; слияние политической власти с религиозным авторитетом. Доктриной культивируются: фатализм и покорность судьбе; чувство совершенного образа жизни; чувство превосходства.

Обязательная ежедневная пятикратная молитва служит подтверждением религиозного рвения, отражается в нормах поведения и ценностных ориентациях. Мусульманин не только надежный слуга Аллаха и ревностный правоверный, но и сила, на которую Аллах и правитель могут положиться. Все это выступает составной частью социальной психологии местного населения. Религиозно освящены и практически всегда реализу-

ются принципы: «перед Аллахом все равны»; «сила, способности, случай, открывают двери наверх перед каждым, достойным того». Речь идет не о равенстве статуса и прав, а о равенстве возможностей, жребия.

Доктрина васатыйя исходит из строгого воспитания в жестком русле, немногих, но обязательных правил и принципов жизни. Если норма соблюдается, индивид спокоен. В неторопливом ритме индивид делает свое привычное дело и редко стремится к чему-то новому, неизведанному, большему, чуждому привычной норме и грозящему ее разрушить.

Доктрина васатыйя, по существу, есть и анализ духовного мира человека и концепция «совершенного человека», сотворенного «по образу и подобию» Бога, включает образ мыслей, направление и характер размышлений, иерархию национальных ценностей, стереотипы мышления и поведения. Соответственно феномен социально-психологического подхода к образу жизни на Востоке можно определить как особый тип поведенческой реакции, возникший в результате воздействия на поведение людей геоклиматических факторов и политико-религиозной доктрины, являющейся глубоко психологическим явлением. Устойчивый способ специфического мировосприятия - характерная черта коренного населения. Для большинства коренного населения национальная специфика мировосприятия, установки, самоидентификация обусловливают особую специфику способов реагирования на непростые условия окружающей действительности.

Доктрина «васатыйя», включающая архетипы коллективного сознательного и бессознательного, есть сплав рациональной и эмоциональной сферы, индивидуальной и общественной психологии. Для доктрины «васатыйя» характерно формирование иерархии ценностей, включающих: отношение к труду, частной собственности, праву, религии на базе религиозных догматов и под контролем религиозных институтов. Доминирующие в национальной культуре ценности, установки, стереотипы, нормы поведения и деятельности есть результат восприятия и усвоения васатыйя массовым сознанием.

Интегральной характеристикой социально-психологических особенностей доктрины «васатыйя» является ее национальный характер, устойчивый комплекс личностных черт, высокая психологическая устойчивость, неподатливость внешнему воздействию. Срединный путь, умеренность - наиболее устойчивый принцип восприятия мира и его отражения в сознании, психике и деятельности. Срединный путь, умеренность -код внутриэтнической ментальности связывающий прошлое, настоящее и будущее. Мировосприятие, миропонимание, мироконструироваие ставящее во главу угла срединный путь, умеренность характеризует уникальность и автономность национальной психологии, специфику этнического восприятия мира. Для васатыйя характерен набор этнических стереотипов в форме неких социально-психологических, поведенческих максим, отражающих общественные формы жизнедеятельности, определяющие характер и содержание массового поведения.

В целом васатыйя можно рассматривать как этностереотип предопределяющий жизненный путь, общение, предметное мышление. В этом смысле васатыйя - основа квазиестественного воспроизводства общественных, социально-психологических отношений, выразитель определенного типа культуры. В ней национальные чувства и интересы, историческая память, способ деятельного отношения к миру представляют как у Монтескье «Дух народа», у Л. Вольтмана «Темперамент расы», у Э. Ренара «Национальная идея», определяющие всю хозяйственную, политическую и социально-психологическую жизнь народа. Содержание ее включает в себя особую социально-психологическую форму и способ государственного правления, высший критерий деятельности управлен-

ческих структур. Доктрину «васатыйя» можно рассматривать как основной принцип взаимоотношений, важнейшую технологию, единый механизм жизнедеятельности. Накопленный на основе реализации доктрины исторический, социально-психологический и политико-психологический опыт есть критерий этнической устойчивости, основа самосохранения этноса.

Таким образом, васатыйя предстает как особый фактор и критерий этнической устойчивости, система внутриэтнических констант. Констант нравственных, религиозных, политических, психологических традиций и догм, как фактор самовоспроизводства, самосохранения и саморазвития общественного менталитета. Срединный путь, умеренность - принцип и способ этнического и межэтнического функционирования. Принцип, возведенный в абсолют. Ядро этноцентрической концепции. Политико-психологическая составляющая васатыйя - абсолютная ориентация на сбалансированность интересов государства с исламом. Срединный путь, умеренность - правило государственной жизни.

«Фундаменталистский» суннизм противостоит социальным нововведениям и ломке традиций, считая следование сунне и нормам шариата главным содержанием общественной жизни в исламе. И в этом смысле васатыйя, в какой то мере, несет в себе консервативное начало, является противником нового, современного.

Доктрину характеризует принадлежность к восточной культуре, в то же время это несомненно общечеловеческое достояние, особое социально-психологическое отношение к жизни. Может быть поэтому, и сегодня, независимо от богатства и связанного с ним уровня жизни, ультрасовременной инфраструктуры, Кувейт продолжает культивировать доктрину «васатыйя», особый образ жизни, поведения, деятельности, общения.

Библиографический список

1. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата. Соч. в 6 т. / В.В. Бартольд. - М., 1966. - Т. 6.

2. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т.: учеб. / Л.С. Васильев. - М.: Высш. шк., 1994. - Т. 2.

3. Дуглас М. Джонсон. О программе разрешения межнациональных конфликтов // Кентавр. -1992. - Март-апрель. - С. 83.

Е.И. Федак В.А. Козлов

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАуЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НРАВСТВЕННЫХ

отношений курсантов военных вузов

Ключевые слова: нравственность, мораль, нравственные отношения, нравственная позиция, нравственные отношения курсантов военных вузов.

Анализ научных исследований показывает, что проблематика формирования нравственных отношений на современном этапе является предметом исследования ряда

© Федак Е.И., Козлов В.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.