Научная статья на тему 'Докторские диссертации, защищенные в диссертационных советах Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина в 2011 г'

Докторские диссертации, защищенные в диссертационных советах Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина в 2011 г Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
143
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Докторские диссертации, защищенные в диссертационных советах Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина в 2011 г»

ОТ РЕДАКЦИИ

ДОКТОРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ, ЗАЩИЩЕННЫЕ В ДИССЕРТАЦИОННЫХ СОВЕТАХ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА В 2011 г.

Важным показателем научно-исследовательской деятельности являются защиты диссертаций. В 2011 г. в диссертационных советах при нашем университете были защищены более 120 диссертаций, среди которых 10 - докторских. Вестник Тамбовского университета традиционно знакомит с основными результатами диссертаций на соискание ученой степени доктора наук, защищенных в диссертационных советах при нашем университете.

Диссертационный совет Д-212.261.01 (председатель совета - заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор В.М. Юрьев) принимает к защите диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата экономических наук. ХУДЕЕВА Вероника Васильевна «Модернизация федеральной политики регионального развития как детерминант конкурентоспособности территорий»

Специальность: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством.

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор Юрьев Владислав Михайлович.

В диссертации обоснованны теоретикометодологические подходы к осуществлению модернизации федеральной политики регионального развития, ориентированной на повышение конкурентоспособности территорий, использование и стимулирование создания их конкурентных преимуществ, выступающих в качестве движущих сил развития экономики не только субъектов РФ (включая муниципальные образования), но и государства в целом. Выявлены наиболее значимые факторы и цели регионального развития, определяющие необходимость совершенствования подходов к управлению конкурентоспособностью территорий; ключевые про-

блемы, обусловившие необходимость модернизации федеральной политики регионального развития. Разработана классификация групп детерминант конкурентоспособности региона по приоритетным сферам интересов инвесторов при выборе места размещения (смене местоположения) бизнеса, совокупность которых станет основой для разработки обобщающих и частных показателей оценки уровня конкурентоспособности региона. Предложена классификация конкурентных преимуществ регионов по признаку их зависимости от управленческого воздействия органов государственной власти: «первой природы» - существующие независимо от деятельности человека (географическое положение, природные ресурсы и т. д.); «второй природы» - поддающиеся прямому воздействию со стороны государственных органов власти и формируемые ими в интересах региона с целью привлечения бизнеса (развитая система институтов региональной власти, действенная система поддержки предпринимательства, эффективная региональная система производства и трансферта инноваций, развитые связи, коммуникации и инфраструктура и т. п.); «третьей природы» -формируемые бизнесом и не поддающиеся прямому воздействию со стороны государственных органов власти (конкурентоспособность отдельных видов продукции; научнотехнический потенциал предприятия и т. п.). Обоснована необходимость разграничения функций государственных органов регионального управления, направленных на создание условий повышения конкурентоспособности территорий в зависимости от уровня управленческого воздействия (микро-, мезо-, макро-, мега-) и идентификации объектов этого воздействия для каждого из уровней. Обоснованы ключевые принципы государственного регулирования в сфере по-

вышения конкурентоспособности территорий: сочетание восходящих и нисходящих инициатив и воздействий; поддержка развития имеющихся и формирования новых конкурентных преимуществ, присущих инновационному сценарию развития территорий. Определены задачи реформирования исполнительных органов государственной власти в рамках совершенствования федеральной политики регионального развития, среди которых наибольшую значимость приобретают: упрощение внутри- и межведомственных связей федерального правительства; оптимизация межинституциональных связей в рамках властной вертикали «федерация - регион»; совершенствование механизмов и регламентов согласительных процедур между субъектами властной вертикали; учет региональных инициатив; противодействие коррупции. Предложена модель институционального устройства органов государственной власти, реализующих региональную политику. Разработаны: методика формирования стратегии социально-экономического развития территорий на федеральном и региональном уровнях, основанная на научном методе декомпозиции; комплексная методика оценки уровня конкурентоспособности региона, являющаяся основой для исследования эффективности реализации федеральной политики регионального развития; экспресс-методика оценки уровня конкурентоспособности региона; менеджериальная технология управления повышением конкурентоспособности региона.

Диссертационный совет Д 212.261.03 (председатель совета - доктор филологических наук, профессор А.Л. Шарандин) принимает к защите диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата филологических наук.

БОРОДА Елена Викторовна

«Художественные открытия Е.И. Замятина в контексте поисков русской литературы второй половины ХХ - начала ХХ1 веков»

Специальность: 10.01.01 - русская литература.

Научный консультант: доктор филологических наук, профессор Полякова Лариса Васильевна.

Имя Е.И. Замятина впервые вписывается в общий контекст современной литературы. С этой целью не только выявлены и охарактеризованы пути, особенности, закономерности функционирования замятинского текста в литературе второй половины ХХ - начала ХХ1 в., но и предложено новое прочтение произведений самого Замятина, репродуцируемое в творческих поисках И. Ефремова, братьев Стругацких, В. Распутина, Ч. Айтматова, В. Маканина, В. Войновича, В. Аксенова, В. Пелевина, П. Крусанова, Л. Петрушев-ской. На страницах диссертации разработана теория ресурсности в художественной литературе. По оценке автора диссертации, традиция и ресурс находятся в одной плоскости исследовательской проблематики, они соотносятся с процессом художественного наследования, однако механизмы движения, развития традиции и активизации, актуализации ресурса существенным образом различаются. Литературная преемственность проявляется как естественная связь между предшествующим опытом и новыми открытиями. Художественное наследование осуществляется путем непрерывного процесса перехода от предшественника к преемнику (традиция) и возникает в связи с потребностью в том или ином конкретном художественном материале, контексте (ресурс).

Диссертационный совет Д 212.261.04 (председатель совета - доктор филологических наук, профессор Н.Н. Болдырев) принимает к защите диссертации по специальностям 10.03.04 - германские языки; 10.02.19 -теория языка.

МАСЛОВА Жанна Николаевна «Поэтическая картина мира и ее репрезентация в языке»

Специальность: 10.02.19 - теория языка. Научный консультант: заслуженный

деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Болдырев Николай Николаевич.

Научная новизна проводимого исследования определяется системным подходом к изучению поэтической картины мира как целостного явления:

- поэтический текст представлен не столько как модель действительности, сколько как модель индивидуального сознания,

определенным образом преломляющего бытие, рефлексия авторского «Я»;

- поэтическая картина мира выделяется как ментальная основа поэтического творчества в отдельный объект исследования;

- реализуется системный подход к изучению процессов концептуализации и категоризации в поэтической картине мира, категоризации на основе общего эмоционального впечатления;

- исследованы общие принципы организации простых и сложных концептуальных структур в поэтической картине мира;

- устанавливается взаимосвязь между качественными изменениями поэтического языка и изменениями в когнитивной базе человека;

- создается методологическая основа для определения типологических черт и дальнейшей целостной реконструкции традиционной поэтической картины мира на основании поэтических текстов различных типов, возникших в рамках определенных национальных поэтических канонов.

Диссертационный совет Д 212.261.06 (председатель совета - доктор философских наук, профессор О.В. Ромах) принимает к защите диссертации по специальностям

22.00.06 - социология культуры; 24.00.01 -история и теория культуры.

КЛЕЙМЕНОВА Ольга Константиновна.

«Самовоспроизводство культуры в системе координат современного социокультурного пространства»

Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры.

Научный консультант: доктор философских наук Геращенко Лариса Леонидовна.

В диссертации рассмотрено самовоспро-изводство культуры в системе координат современного социокультурного пространства. Показано, как данная система координат отражает механизм процесса коммуникации, являясь историческим и логическим обобщением ее развития; прослежены этапы развития компьютеризации и определена их роль в воспроизводстве социокультурного опыта; зафиксирована ключевая роль нарратива в современной коммуникации, а также исследован нарратив как потенциальная единица трех форм активности субъекта: действие,

общение и рефлексия. Далее рассмотрена промышленная книжная культура как способ передачи социокультурного опыта; построена концепция динамики традиций в системе координат позитивного самовоспроизводства культуры в современном социокультурном контексте; исследован феномен компьютеризации как фантом постиндустриальной эры; выявлена динамика процесса самовоспроиз-водства культуры, исследованы ее составляющие; раскрыта специфика самообновления традиций как культурно-психологического феномена игры; проанализирована некоммуникативная модель современной культуры, открыты перспективы корректировки современных социокультурных деформаций.

Диссертационный совет Д.212.261.07 (председатель совета - доктор культурологии, профессор Е.И. Григорьева) принимает к защите диссертации по специальностям

13.00.02 - методика преподавания и 13.00.05 -теория, методика и организация социальнокультурной деятельности.

МАЛЯНОВ Евгений Анатольевич

«Социально-культурная инноватика: методология, теория и практика»

Специальность: 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Научная новизна исследования определяется обращением к малоизученному явлению - инновационной деятельности в социально-культурной сфере, которая впервые рассмотрена с позиций современной педагогической теории социально-культурной деятельности. Это позволило осуществить целостное и всестороннее исследование, с одной стороны, методологии, теории и технологии инновационной деятельности в этой специализированной области общественной практики, а с другой - совокупности специфических условий, форм, средств и методов инновационной деятельности в социальнокультурной сфере, что можно квалифицировать как разработку нового научного направления в теории, методике и организации социально-культурной деятельности. При этом определена сущность и специфика процесса инновационного развития социально-культурной сферы на основе понимания социально-культурной инновации как процесса, ори-

ентированного не только на трансформацию уже существующих систем, но и на обеспечение возникновения новых культурных и социальных феноменов, становящихся аттракторами в ходе кризисно-порогового изменения общества и личностного развития; социально-культурные инновации представлены как система, охватывающая подсистемы социально-культурного менеджмента, ресурсного обеспечения, творческо-произ-водственную, а также педагогическую, социально-психологическую, личностную подсистемы; выделена и уточнена специальная объектная и предметная основа социальнокультурной инноватики, при этом раскрыта ее связь с общей теорией инноваций и выделена педагогическая специфика; выделена и детализирована личностная подсистема социально-культурных инноваций, развивающаяся на основе инновационного потенциала личности как совокупности различных ресурсов и потенций (когнитивных, компе-тентностных, экзистенциальных и др.); введена в научный оборот и педагогически опе-рационализирована система понятий, раскрывающих содержание, специфику и научно-объяснительный потенциал социальнокультурной инноватики как теории инновационной деятельности в социально-культурной сфере; разработана педагогическая модель инновационного потенциала личности как взаимообусловленная целостность личностных (ценностно-смысловые, интеллектуальные, креативные, эмоциональночувственные, деятельностные и др.) и социальных (политико-субъективные, экономикосубъективные, социально-культурные и др.) компонент; на основе авторской концепции социально-культурной инноватики разработаны педагогические критерии и показатели, позволяющие оценивать эффективность инновационных процессов в социально-культурной сфере на уровне технологической и личностной подсистем.

ГЛАДКИХ Валентина Владимировна

«Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход»

Специальность: 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

В работе впервые с позиций современной теории социально-культурной деятельности рассмотрена проблема гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза на основе системнодеятельностного подхода. Это позволило осуществить целостное и всестороннее исследование, с одной стороны, методологии, теории и технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликуль-турной среде вуза - в этой специализированной области общественной практики, а с другой - совокупности специфических условий, форм, средств и методов практической деятельности в вузе, что можно квалифицировать как разработку нового научного направления в теории, методике и организации социально-культурной деятельности. При этом открыто новое научное направление в развитии теории гражданско-патриотического

воспитания молодёжи применительно к по-ликультурной среде вузов; определена сущность и специфика системно-деятельностной методологии в области гражданско-патриотического воспитания молодежи, которая заключается в системном единстве структурных и процессуальных компонентов, обеспечивающих целенаправленное педагогическое воздействие на личность, в котором организованно, постепенно и непрерывно с учетом системных закономерностей развития осуществляется формирование ценностных установок личности, гражданско-патриотического сознания, социально значимых гражданских и патриотических ценностей, взглядов, идей, убеждений, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу; введена в научный оборот и педагогически операционализирована система понятий, раскрывающих содержание, специфику и научно-объяснительный потенциал поликультурной среды вуза, обеспечивающая повышение эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания молодежи; разработана педагогическая модель гражданско-патриотического воспитания молодежи в поликультурной среде вуза, состоящая из следующих взаимосвязанных блоков: целевого, организационно-содержательного, функционального, диагностикорезультативного.

Диссертационный совет ДМ 212.261.08 (председатель совета - доктор исторических наук, профессор Л.Г. Протасов) принимает к защите диссертации по специальностям

07.00.02 - отечественная история; 07.00.03 -всеобщая история.

МАЛЕТО Елена Ивановна

«Повседневная жизнь удельной Руси в контексте «хожений» русских путешественников ХТТ-ХУ веков»

Специальность: 07.00.02 - отечественная история.

Научная новизна работы заключается в выборе ракурса исследования и в расширении традиционных подходов к изучению путевой литературы хожений. В настоящем исследовании впервые проводится анализ специфики хожений как элементов «повседневной жизни» удельной Руси, ее различных социальных слоев, выявляются общие черты и характерные различия. Автором введен в научный оборот комплекс архивных источников, в частности, материалы Ф.4. - В. О. Ключевского и Ф.50. - Н.А. Баклановой, хранящиеся в научном архиве Института российской истории РАН. Новация работы проявляется и в приемах изучения хожений - в неразрывном единстве с личностями и судьбами их авторов, с историей бытования самих путевых записок и характером их применения или использования. Таким образом, избранный аспект научного рассмотрения позволяет проникнуть в существо пока еще не разработанных проблем и открыть в изучении указанной проблематики новые, важные процессы и явления.

Диссертационный совет ДМ.212.261.09 (председатель совета - доктор психологических наук, профессор Н.А. Коваль) принимает к защите диссертации по специальностям

19.00.05, 19.00.07 и 19.00.13.

СОЛЯНКИНА Людмила Егоровна.

«Психолого-акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде» - диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук.

Специальность: 19.00.13 - психология развития, акмеология.

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор Мильруд Радислав Петрович.

Исследование процесса развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде, проведенное лично соискателем, показывает, что практико-ориентированная образовательная среда представляет собой специально организованное самодвижущееся образовательное пространство, детерминирующее развитие будущего специалиста на этапе вузовской подготовки и обеспечивающее развитие у него профессионально важных компетенций и индивидуально-психологических качеств, необходимых специалисту для достижения вершин профессионализма. В работе обоснованы историко-научные предпосылки и методологические подходы к исследованию профессиональной компетентности специалиста в практикоориентированной образовательной среде; сформулирована система принципов развития профессиональной компетентности специалиста на теоретическом и прикладном уровнях; раскрыта психолого-акмеологи-ческая сущность и уточнено определение профессиональной компетентности специалиста на примере специалиста экономики, выявлены функции профессиональной деятельности, компоненты, критерии, уровни развития и сущностные признаки профессиональной компетентности; уточнено определение и требования к структуре профес-сиограммы, которая предстаёт как компе-тентностно-развивающая модель профессионально значимых и личностных качеств специалиста; определена сущность и структура акмеограммы как вектора развития практикоориентированных профессиональных компетенций и личностных качеств специалиста; выявлена акмеологическая сущность, признаки, уровни развития и принципы организации практико-ориентированной образовательной среды; раскрыта сущность и структура персонограммы и карьерограммы как траекторий личностного роста и развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде; раскрыты психолого-акмеоло-гические механизмы, условия и факторы развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной

образовательной среде, обеспечивающие взаимодействие психолого-акмеологических звеньев и соответствующих им блоков; обоснована необходимость разработки структурно-блочной психолого-акмеологической модели оптимизации развития профессиональной компетентности специалиста в практикоориентированной образовательной среде, определена ее сущность и содержание; реализована структурно-блочная модель развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде учебно-научно-производственного комплекса «Вуз - Коммерческое предприятие», выступающего в качестве научного, когнитивного и производственного пространства, детерминирующего развитие профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде.

ГОРБАТОВ Дмитрий Сергеевич.

«Микрогрупповой подход к процессам слу-хообразования в социальной макросреде» -диссертация на сосикание ученой степени доктора психологических наук.

Специальность: 19.00.05 - социальная психология.

В ходе анализа совокупности классификационных критериев слухов, выделяемых в научной литературе, в работе сформулирована новая дефиниция данного феномена, отражающая комплекс его общих и существенных характеристик - неподтвержденность информации, проблемность ситуации, неформальность коммуникаций, новостной характер, личная значимость для распространителей. На основе выделения понятия атрибуций причастности к прогнозируемым последствиям обсуждаемых событий, характеризующего специфику субъективного восприятия информации, предложено новое понимание отличий слухов от иных разновидностей неподтвержденных сведений - сплетен и современных легенд. Сформулирован новый подход к проблеме построения типологии описываемого коммуникативного феномена посредством сочетания аффективного, конативного и когнитивного аспектов субъективной готовности носителей слухов участвовать в передаче сообщений. Классификация слухов по критерию эмоций распространителей дополнена новой категорией

слухов-сенсаций, сопровождаемых чувствами слабо дифференцируемыми, неопределенными, изменчивыми или амбивалентными, возникающими при получении ярких впечатлений от волнующих событий на фоне отсутствия особой личной значимости их прогнозируемых последствий. Предложена новая трактовка видов слухов по критерию влияния на активность аудитории, различающая паттерны предрасположенности к совместным действиям по достижению цели (кооперационные слухи), индивидуальным усилиям в условиях автономии или конкуренции с другими (эгооперационные), а также к пассивности и отказу от достижения каких-либо целей (дизоперационные). В рамках микрогруппового подхода разработана, теоретически обоснована и подтверждена серией эмпирических исследований принципиально новая концепция трансформаций слухов, включающая сочетание тенденций импликации, кредитации и драматизации.

ВЕРБИНА Галина Георгиевна. «Пси-холого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста» -диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук.

Специальность: 19.00.13 - психология развития, акмеология.

Научный консультант: доктор психологических наук, профессор Москаленко Ольга Валентиновна.

Диссертационная работа выполнена как междисциплинарное исследование, находящееся на стыке акмеологии, общей и социальной психологии, медицины, психологии развития, психологии личности и педагогики. Рассмотрен генезис исследования развития профессионального, в т. ч. индивидного и психического, здоровья. Определен предметно-онтологический статус развития профессионального здоровья: оно формируется на разных уровнях и этапах личностной активности человека; отвечает за реализацию процессов внутриличностной интеграции, целостности и внутреннего переструктури-рования; обеспечивает профессиональную продуктивность, личное благополучие и удовлетворенность, саморазвитие и самосовершенствование специалиста за счет здоровьесберегающей самопреобразующей деятельности. Обоснована сущностная характе-

ристика развития профессионального (в т. ч. индивидного и психического) здоровья личности. Профессиональное здоровье характеризуется открытостью, динамичностью,

сложностью, автономностью и обеспечивает продуктивность самоорганизации и саморегуляции личности за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды. Определены критерии, показатели и уровни развития профессионального здоровья специалиста. Разработана психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста,

включающая психолого-акмеологическую

модель, алгоритм, закономерности и механизмы. Психолого-акмеологическая концеп-

ция развития профессионального здоровья специалиста дает целостное понимание сущностно-содержательных, структурных, регулятивных процессов становления и функционирования здоровьесбережения. Обоснован алгоритм эффективного развития профессионального здоровья специалиста, системно объединяющий этапы, стадии, порядок его реализации в ходе жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

Редакция журнала поздравляет всех молодых докторов наук и желает дальнейших творческих и научных успехов!

Поступила в редакцию 20.11.2012 г.

DOCTOR DISSERTATIONS DEFENDED IN DISSERTATION COUNCILS OF TAMBOV STATE UNIVERSITY NAMED AFTER G.R. DERZHAVIN IN 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.