Научная статья на тему 'ДОКЛАД «ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ» М.О. ГЕРЦБЕРГА В АРХИВЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК'

ДОКЛАД «ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ» М.О. ГЕРЦБЕРГА В АРХИВЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.О. ГЕРЦБЕРГ / АРХИВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК / ЛИЧНЫЙ ФОНД / ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / СРЕДНЯЯ АЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бокарева О.Б.

В основе статьи - публикация доклада известного советского психиатра М.О. Герцберга. Доклад «Психиатрическая помощь в Средней Азии» был подготовлен ученым в 1949 г. до защиты докторской диссертации. В докладе ученый приводит исторические, статистические данные психиатрических больниц ряда советских республик. Доклад находится в личном фонде М.О. Герцберга в Архиве РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бокарева О.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REPORT «PSYCHIATRIC CARE IN CENTRAL ASIA» BY M.O. GERTSBERG IN THE ARCHIVES OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

The article is based on the publication of a report by the famous Soviet psychiatrist M.O. Gertsberg. The report «Psychiatric care in Central Asia» was prepared in 1949 before the defense of the doctoral dissertation. In the report, the scientist cites historical, statistical data of psychiatric hospitals in a number of Soviet republics. The report is in M.O. Gertsberg's personal fund in the Archives of Russian Academy of sciences

Текст научной работы на тему «ДОКЛАД «ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ» М.О. ГЕРЦБЕРГА В АРХИВЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК»

ДОКЛАД «ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ» М.О. ГЕРЦБЕРГА В АРХИВЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

О.Б. Бокарева, с.н.с. Архив РАН (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-1-59-62

Аннотация. В основе статьи - публикация доклада известного советского психиатра М.О. Герцберга. Доклад «Психиатрическая помощь в Средней Азии» был подготовлен ученым в 1949 г. до защиты докторской диссертации. В докладе ученый приводит исторические, статистические данные психиатрических больниц ряда советских республик. Доклад находится в личном фонде М.О. Герцберга в Архиве РАН.

Ключевые слова: М.О. Герцберг, Архив Российской академии наук, личный фонд, психиатрическая помощь, Средняя Азия.

В личном фонде психиатра, доктора медицинских наук Михаила Осиповича Герцберга (1892, Одесса - 3 ноября 1968, Москва) в Архиве Российской академии наук имеется доклад «Психиатрическая помощь в Средней Азии» [1]. Текст доклада напечатан на машинке. В тексте имеются исправления синими чернилами перьевой ручкой и чернографитным карандашом. Сохранился второй экземпляр доклада [1, Л. 1].

Он был подготовлен ученым в 1949 г. В то время ученый работал старшим науч-

ным сотрудником в Клинике травматических психозов при Институте психиатрии Академии медицинских наук СССР. В 1949 г. в этом институте М.О. Герцберг защитил докторскую диссертацию «Синдромы нарушенного сознания при травматических повреждениях мозга» [2, 3].

Доклад не был опубликован. Он публикуется в соответствии с правилами археографии при сохранении стилистических особенностей автора.

М.О. ГЕРЦБЕРГ, канд. мед. наук

ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СРЕДНЕЙ АЗИИ

Советские республики Средней Азии - Узбекская, Казахская, Туркменская, Таджикская занимают огромную территорию. Достаточно сказать, что один лишь Казахстан по своим размерам превосходит Францию в 6 раз.

В царское время психиатрическая помощь населению Средней Азии почти отсутствовала. В настоящее время стационарная психиатрическая сеть насчитывает свыше 2,5 тыс. коек. В Алма-Ате, Ташкенте, Сталинабаде, Ашхабаде кафедры психиатрии местных медицинских институтов обладают психиатрическими клиниками, где ведется интенсивная подготовка врачебных кадров и научно-исследовательская работа. В некоторых местах, например, в Ташкенте, образованы довольно значительные и дружные психиатрические врачебные коллективы. Врачи-психиатры готовят кандидатские и докторские диссертации, принимают участие в работе местных научных обществ. Удовлетворительно поставлено дело в психиатрическом отделении Ленинабадской областной больницы и в санатории для эпилептиков в Кзыл-Орде.

Наряду с этими достижениями психиатрическая помощь населению Средней Азии имеет и ряд существенных недостатков, - общих для всех среднеазиатских республик.

Не все местные руководящие административные работники осознали значение главного принципа построения психиатрической помощи - СТУПЕНЧАТОСТИ, в основе которого лежит стремление к раннему распознаванию и раннему лечению психических заболеваний.

Некоторые из этих руководящих работников все еще, по-видимому, думают, что если «сумасшедшие» или «буйные» душевнобольные изолированы от общества, то этим задача борьбы с психическими болезнями разрешена.

Не приходится доказывать, сколько вреда и косности приносят собою такие взгляды. Это находит отражение и в структуре построения психиатрической помощи в республиках Средней Азии, - в ее недостаточной СТУПЕНЧАТОСТИ.

Мы не говорим уже о том, что психопрофилактическая и психогигиеническая работа вовсе не ведется. Да и о какой психопрофилактической работе может идти речь, если даже в крупных промышленных центрах (например, в Чимкенте, Лениногорске, Балхаше - в Казахстане) и во многих областных центрах республики нет ни одного психиатра.

Но в Средней Азии по существу отсутствует и столь важное звено системы психиатрической помощи, как внебольничная помощь. На все 4 республики имеется только один невропсихиатрический диспансер в Ташкенте, едва лишь оправившийся от прорыва в работе, имевшего там место в 1943 году. В остальных республиках внебольничная помощь по существу отсутствует. В таком крупном городе, как Алма-Ата, она сводится лишь к тому, что 2 психиатра принимают дважды в неделю по 2 часа в двух районах города (из четырех).

В Таджикской СССР лишь в одном Сталинабаде проводится амбулаторная психиатрическая помощь (в городской поликлинике). Инвалиды Отечественной войны при этом не выделяются, систематическая помощь наркоманам не ведется, нет логопедической и социально-психиатрической помощи.

Если перейти к стационарной психиатрической помощи, то и здесь в первую очередь бросается в глаза крайне слабая профилизация работы, несмотря на наличие значительного наплыва больных.

В Сталинабаде, например, острые больные поступают в так называемый психоизолятор, ибо единственное в городе психиатрическое отделение республиканской больницы не приспособлено для их приема. Этот психоизолятор - выполняет главным образом эвакуационные функции. Сюда попадают и соматические больные с обще-церебральными явлениями.

Алма-атинская психиатрическая больница принимает, наоборот, только острых больных, остальные же больные фактически остаются в населении, если не согласятся на поездку за 1200 км в республиканскую психиатрическую больницу, находящуюся в Кзыл-Орде.

Однако, в Кзылордынской психиатрической больнице спокойные больные не изолированы от полубеспокойных. Здесь нет и судебно-экспертизного отделения. В этой же больнице 37,5% общего числа больных приходится на долю больных - хроников

Разгрузка больницы от хроников затруднена, ибо местная психиатрическая колония (республиканского значения) в Кара-Узяке настолько переполнена, что отказы больным в приеме насчитываются сотнями.

В Ашхабадской психиатрической больнице профилизация также элементарна. Здесь нет детского отделения, отделения для наркоманов.

Только в Ташкентской психиатрической больнице имеются детское, судебно-экспертизное отделения, отделение для инвалидов Отечественной войны и дневной стационар.

Таким образом, больные с ранними формами заболеваний, в пограничных состояниях, некоторые категории экспертизных больных (например, военно-экспертизных), больные с мягко текущими формами душевных заболеваний, - т.е. вся многочисленная группа душевнобольных, еще хорошо поддающихся лечению, оказывается в особо неблагоприят-

ном положении из-за отсутствия для них достаточно профилизированной психиатрической помощи.

Только недопониманием значения психиатрической помощи можно объяснить и крайне тяжелое хозяйственной положение ряда психиатрических стационаров Средней Азии, несмотря на то, что в этих краях война не нанесла прямых разрушений. Иначе трудно объяснить такие факты: в республиканской психиатрической больнице в Кзыл-Орде на 325 больных имеется 174 койки; во многих стационарах уже много лет не производился ремонт зданий (Сталинабад, Алма-Ата, Кзыл-Орда); в Сталинабадской психиатрической клинике нет помещения для занятий со студентами. Столь же трудные условия для занятий со студентами имеют место в Алма-атинской психиатрической клинике.

Нужно ли удивляться, что в таких условиях правильное лечение больных встречает большие трудности. Наоборот, нужно удивляться тому, как многие врачи энтузиасты стараются и в этих условиях проводить активную терапию.

Наиболее распространенным методом активного лечения является здесь электрошоковая терапия. Фракционный сон проводится лишь кое-где, эпизодически. Лечение инсулином почти не проводилось за последние годы из-за нехватки препарата и глюкозы. Достаточно сказать, что Ташкентская клиника в 1947 г. получила всего лишь 50 ампул инсулина.

Трудовая терапия во всех стационарах Средней Азии организована плохо. Это вызвано сокращением штата инструкторов (Алма-Ата) и отсутствием сырья для мастерских (Ста-линабад, Ташкент, Кзыл-Орда). В самое последнее время Минздрав Туркмении наметил открыть свои мастерские на базе психиатрической больницы в Ашхабаде.

Во всех клинических больницах Средней Азии ведется научная работа. В Сталинабаде, Ташкенте, Алма-Ате обращено особое внимание на изучение нейромалярии и нейро-инфекции (вирусных) и местных наркоманий. В тематике ашхабадской психиатрической клиники вопросы краевой патологии отражены недостаточно (глистная инвазия, малярия, бруцеллез, опиофагия). В психиатрической клинике в Сталинабаде отмечается наличие высокого процента больных с маниакально-депрессивным психозом (до 7%!).

Изучение психопатологии лейшманиоза, лептоспироза, паппатачи также отсутствует в местной научной тематике.

Нужно отметить слабую оснащенность местных психиатрических клиник подсобной исследовательской аппаратурой. В ряде мест отсутствует электрокардиография, хронак-симетрия, энцефалография.

Если попытаться установить причины нынешнего состояния психиатрической помощи в Средней Азии, то можно сказать, что причины эти вызваны обстоятельствами как объективного, так и субъективного характера.

В ряде случаев хозяйственные дефекты в психиатрических больницах вызваны не невозможностью достать потребный инвентарь или отсутствием соответствующих кредитов, а неумелым использованием последних. При умелом руководстве психиатрические учреждения работают не плохо (психиатрическая больница в с. Алексеевка Кокчетавской обл., санаторий для эпилептиков в Кзыл-Орде, психиатрическое отд. областной больницы в Ле-нинабаде). Там, где руководители учреждений проявляют достаточную инициативу и умеют наладить контакт с местными организациями, довести до сознания их руководителей значимость психиатрической помощи, - там дело может подвинуться вперед.

В областном центре в Кзыл-Орде (где расположена республиканская психиатрическая б-ца Казахстана на 350 коек) энцефалография вовсе не производилась, хотя при местной областной больнице имеется рентгеновский кабинет и хирургическое отделение. В городе не было неврологического отделения и отсутствовал амбулаторный психиатрический прием. Стоило поговорить с местными руководителями, чтобы получить у них согласие на осуществление всех этих мероприятий в ближайшем будущем.

При всех прочих условиях главным - для развития психиатрической помощи в Средней Азии являются кадры, люди. Мы не говорим уже о нехватке в средних психиатрических

кадрах. Больные в психиатрической клинике в Алма-Ате фактически лишены сестринских постов внутри отделений. В психиатрической клинике в Сталинабаде уход и надзор за беспокойными больными из-за нехватки в среднем медперсонале поручается родственникам больных. Такие же трудности в отношении среднего и младшего персонала имеются и в Ашхабадской психиатрической клинике.

Мы думаем, что все эти трудности были бы значительно больше преодолены, если бы среднеазиатские республики были бы достаточно снабжены командирами производства -врачами-психиатрами. Здесь дело явно неблагополучно. Достаточно сказать, что в Казахстане, например, на 3 тыс. врачей республики имеется всего 29 психиатров, из коих фактически работает в психиатрической сети 25 человек. В психиатрической колонии Кара-Узяк (200 больных) нет ни одного врача.

Но этот недостаток во врачах-психиатрах вовсе не объясняется тем, что органы, ежегодно распределяющие молодые врачебные кадры, не дают врачей для работы по психиатрии. Наоборот, в Казахстане, например, отдел кадров Министерства здравоохранения готов выделить на психиатрическую работу нужное количество молодых специалистов, но среди них мало лиц, желающих посвятить себя психиатрии.

Отсюда следует, что САМОЙ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ являются качественные улучшения в постановке дела в психиатрических клиниках, - в их организации, оснащении, улучшении педагогического процесса, - чтобы привить студентам старших курсов любовь к психиатрии. Приток молодых энергичных врачей-психиатров сможет помочь поднять качество психиатрической помощи в республиках Средней Азии.

Привлечение психиатров к деятельности местных научных обществ, усиление научно-практических связей между кафедрами психиатрии местных медицинских институтов и врачами психиатрических учреждений на местах также будет способствовать этой цели.

АРАН. Ф. 1586. Оп. 1. Д. 19. Л. 1-7. Машинопись.

Библиографический список

1. АРАН. Ф. 1586. Оп. 1. Д. 19. Л. 1-7.

2. АРАН. Ф. 1586. Оп. 1. Д. 14. Л. 1-279.

3. АРАН. Ф. 1586. Оп. 1. Д. 15. Л. 1-280.

THE REPORT «PSYCHIATRIC CARE IN CENTRAL ASIA» BY M.O. GERTSBERG IN THE ARCHIVES OF RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

O.B. Bokareva, Senior Researcher Archive of Russian Academy of Sciences (Russia, Moscow)

Abstract. The article is based on the publication of a report by the famous Soviet psychiatrist M.O. Gertsberg. The report «Psychiatric care in Central Asia» was prepared in 1949 before the defense of the doctoral dissertation. In the report, the scientist cites historical, statistical data of psychiatric hospitals in a number of Soviet republics. The report is in M.O. Gertsberg's personal fund in the Archives of Russian Academy of sciences

Keywords: M.O. Gertsberg, the Archives of Russian Academy of sciences, the personal fund, psychiatric care, Central Asia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.