Научная статья на тему 'Доклад президента Российского общества оценщиков С. А. Табаковой'

Доклад президента Российского общества оценщиков С. А. Табаковой Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доклад президента Российского общества оценщиков С. А. Табаковой»

Доклад президента

Российского общества оценщиков С.А. Табаковой

Уважаемые участники Конгресса, дорогие коллеги. Темой моего выступления являются перспективы развития оценочной деятельности и роль саморегулируемых организаций и объединений в формировании рынка оценочных услуг.

Как уже отмечалось, с 1993 года в Российской Федерации идут процессы формирования и становления нового профессионального вида деятельности и нового научного направления оценки стоимости имущества. Это новое направление, в первую очередь при-званое обеспечить защиту прав собственности в условиях рыночной конкурентной экономики, является важным элементом правового демократического государства. Десятилетний опыт развития оценки стоимости имущества показал, что, несмотря на ряд сложностей и проблем, в современной России можно создать систему, соответствующую международным требованиям, не противоречащую существующим внутренним экономическим и правовым институтам и позволяющую решать задачи по защите и обеспечению оборота прав собственности.

За прошедшее десятилетие российская оценка прошла огромный путь от создания первой в стране общественной организации - Российского общества оценщиков - до формирования общегосударственной системы оценки стоимости имущества в стране. Прошедшие десять лет показали, что существование этого вида профессиональной деятельности и нового научного направления возможны при активном участии в этом процессе общественных и некоммерческих организаций. И до 1999 года оценочная деятельность развивалась именно благодаря этим организациям.

Свидетельством успешного развития оценочной деятельности в Российской Федерации и признания российского института оценки на международном уровне является участие представителей Российского общества оценщиков в Совете объединений оценщиков СНГ, Международном комитете по стандартам оценки, Европейской группе ассоциаций оценки. Представительства российских оценщиков в этих организациях, постоянный обмен информацией, перевод международных и европейских стандартов и изменений к ним на русский язык, а также участие в международных научных конференциях не только создают прочный фундамент для развития национальной системы оценки, но и позволяют ставить задачу по созданию общей системы оценки в странах СНГ. В связи с этим представители российских оценщиков в международных организациях проводят постоянную работу, целью которой является включение представителей как Российской Федерации, так и стран СНГ в руководящие органы этих организаций. Помимо этого, представители российских оценщиков вносят предложения и корректировки в международные и европейские стандарты оценки по учету особенностей и специфики экономики не только России, но и стран СНГ.

Введение государственного регулирования оценочной деятельности позволило избежать наметившихся тенденций по созданию региональных и отраслевых систем и сформировать общую федеральную систему оценки. В настоящее время мы можем констатировать, что в России созданы институциональные основы оценочной деятельности, приняты закон об оценке и стандарты оценки, обязательные к применению, введены правила лицензирования, установлена единая методологическая система государственного регулирования и контроля оценочной деятельности. Все это способствует установлению цивилизованных отношений в российском бизнесе, более эффективному развитию экономики, совершенствованию механизма налогообложения, а также формированию основ и предпосылок для перехода к активной инвестиционной деятельности предприятий и организаций.

Сегодня активными потребителями услуг оценщиков выступают не только органы исполнительной власти, государственные предприятия, но и крупные корпорации, такие как Российское акционерное общество энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России» и открытое акционерное общество «Газпром», коммерческие банки, такие как «Альфа-банк», и другие предприятия и организации, а также частные лица. Взаимодействие с потребителями услуг, в том числе и в рамках создания на базе Министерства имущественных отношений Российской Федерации Совета потребителей оценочных услуг, во многом помогает сблизить позиции участников рынка.

От лица всех представителей общественных организаций и объединений мне хотелось бы выразить искреннюю благодарность Министерству имущественных отношений Российской Федерации, всем тем, с кем мы ежедневно работаем, за их глубокое понимание стоящих перед оценщиками непростых задач и значительные усилия по формированию цивилизованного рынка оценки в России.

Дальнейшее развитие экономики России, начавшийся процесс административной реформы, исключение ряда функций из сферы деятельности органов исполнительной власти и формирование эффективных институтов гражданского общества, безусловно, будут оказывать непосредственное влияние на дальнейшее развитие оценочной деятельности. Поэтому формирование системы взаимодействия между саморегулируемыми организациями и создание действенных механизмов по контролю за оценочной деятельностью являются первоочередными задачами в процессе дальнейшего формирования рынка.

В настоящее время саморегулируемые организации могут и должны выполнять следующие функции: содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков, участвовать в разработке образовательных программ по профессиональному обучению, вырабатывать собственные стандарты оценки, формировать и поддерживать систему контроля качества оценочной деятельности и, конечно, защищать интересы оценщиков.

Сегодня саморегулируемые организации оценщиков, а также общественные объединения и советы представлены следующими основными организациями:

• Российским обществом оценщиков, которое объединяет физических лиц;

• Комитетом по оценочной деятельности при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, консультативным органом, в который входят представители научных и учебных организаций, представители саморегулируемых организаций и коммерческих структур;

• Российской коллегией оценщиков - объединение юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица;

• Партнерством Российского общества оценщиков - объединение юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, в состав которых входят члены Российского общества оценщиков;

• Национальной лигой субъектов оценочной деятельности - образование юридических и физических лиц;

• Ассоциацией российских магистров оценки, объединяющей физических лиц;

• Ассоциацией образовательных учреждений по подготовке оценщиков - объединение образовательных учреждений;

• Объединенным советом по оценочной деятельности при отделении экономики Российской академии наук - консультативный орган, в состав которого входят представители академической науки, ассоциации образовательных учреждений, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и других общественных организаций.

Создаются новые региональные и межрегиональные объединения оценщиков.

В то же время очевидно, что начавшийся процесс административной реформы непосредственно затрагивает нашу с вами деятельность, поэтому на современном этапе развития оценочной деятельности с учетом наметившихся кардинальных изменений в системе управления главной задачей является обеспечение и трансформация уже действую-

щей системы государственного контроля в систему общественного контроля регулирования оценочной деятельности.

С целью повышения роли и места саморегулируемых организаций в процессе формирования гражданского общества в настоящее время идет работа над проектом федерального закона о саморегулируемых организациях, призванного в первую очередь определить организации, которые могут рассматриваться как саморегулируемые и выполнять соответствующие функции. К числу критериев, характеризующих деятельность саморегу-лируемой организации, прежде всего следует отнести широту представительства некоммерческих организаций на соответствующем сегменте рынка, наличие опубликованных правил профессиональной деятельности ее участников. Установление контроля выполнения их профессиональной деятельности и будет являться предметом саморегулирования организации. К числу таких правил можно отнести стандарты, кодексы, систему профессиональной квалификации.

В структуру такой организации обязательно должны входить специализированные органы по разработке собственных правил профессиональной деятельности, контролю за их исполнением и рассмотрению вопросов, связанных с нарушением установленных правил. В первую очередь к ним следует отнести экспертные органы, а также складывающуюся систему сертификации. И, наконец, необходимо создание специального механизма дополнительной ответственности за результаты своей профессиональной деятельности в форме, которая позволяет осуществить взаимный контроль деятельности всех участников.

Известно, что на сегодняшний день выдано более пяти тысяч лицензий на оценочную деятельность. Но, к сожалению, еще далеко не все участники рынка оценочных услуг являются членами саморегулируемых организаций, поэтому путь к созданию механизмов полноценного контроля и регулирования этого рынка гражданским обществом лежит через максимальное использование уже имеющегося потенциала и структур, осуществляющих те или иные системы регулирования. Этот путь уже наметили представители смежных профессий - аудиторы, бухгалтеры и другие участники рынка оценочных услуг.

В связи с этим Российское общество оценщиков предлагает сформировать постоянно действующий консультативный орган - Национальный совет Российской Федерации по оценочной деятельности, который поможет провести постепенное преобразование государственной системы регулирования в систему общественного регулирования. По нашему мнению, создание этого независимого органа с включением в его состав представителей законодательной, исполнительной, судебной власти, представителей бизнеса, само-регулируемых организаций, Российской академии наук и представителей образовательных учреждений позволит преодолеть наметившиеся тенденции к ведомственной разобщенности, а также сложности, связанные с принятием полноценных стандартов оценки и иных нормативных документов.

В рамках Национального совета Российской Федерации по оценочной деятельности возможно обеспечить решение основных задач: разработать механизмы включения стандартов оценки и методик саморегулируемых организаций в общую нормативную базу Российской Федерации по оценке с целью максимального сближения российских и международных стандартов; разработать систему добровольной аттестации оценщиков для создания действенного механизма обратной связи между качеством оценки, персональной ответственностью оценщика и возможностью осуществлять профессиональную деятельность. Разработке и внедрению такой системы в Российской Федерации должны предшествовать анализ и тщательный отбор приемлемых для условий России механизмов осуществления аттестации и сертификации, а собственно система аттестации должна соответствовать не только общепринятым нормам ISO, но и быть адаптированной непосредственно к российской оценочной деятельности.

Необходимо решить проблему получения оценщиками достоверной информации для обеспечения качества оказываемых услуг. Также необходимо продолжить работу по

формированию эффективных механизмов взаимодействия саморегулируемых организаций оценщиков и потребителей по системным вопросам развития оценочной деятельности, включая разработку регламентов деятельности оценщиков и анализ результатов применительно к конкретным задачам и потребностям. И, наконец, необходимо скоординировать усилия оценочного сообщества по вопросам научно-методической, исследовательской и образовательной работы, а также совершенствования механизмов общественного контроля.

И в заключение хотелось бы отметить, что, учитывая направления, которые были определены в Послании Президента нашей страны в 2003 году, именно создание Национального совета Российской Федерации по оценке в наибольшей степени сможет обеспечить трансформацию существующей системы государственного регулирования контроля общественной деятельности к полноценной общественной системе регулирования и контроля.

* * *

О переводе жилых домов и жилых помещений в нежилые на территории Пензенской области*

Закон Пензенской области от 03.06.2003 № 487-ЗПО «О порядке перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые на территории Пензенской области»устанавливает общие условия перевода в нежилой фонд жилых домов и жилых помещений, находящихся в частной, государственной и муниципальной собственности на территории области.

Согласно Закону в нежилой фонд переводятся жилые дома и жилые помещения, как правило, не пригодные для проживания и не обремененные вещными правами иных лиц. Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в нежилые возможен в исключительных случаях при соответствующих обоснованиях, исходя из требований соблюдения государственных, общественных и частных интересов. Перевод в нежилые помещения возможен только если переводятся свободные, незаселенные жилые помещения.

При переводе жилого помещения в нежилое в многоэтажном жилом доме, принадлежащем товариществам собственников жилья или жилищно-строительным кооперативам, одним из условий является согласие членов товарищества (кооператива) или правления, наделенного правом согласования собранием.

Для перевода жилых домов или помещений в нежилые собственник должен представить в Главное управление архитектуры и градостроительства области заявление с указанием причин, побудивших его принять решение о переводе, и обязательство об использовании данного помещения после реконструкции без ущемления жилищных и иных прав жильцов дома с приложением необходимых документов.

Главное управление архитектуры и градостроительства в течение 2-х месяцев готовит проект постановления Правительства Пензенской области о переводе жилого дома или помещения в нежилое. Срок может быть продлен в случае проведения дополнительных согласований, обследований или задержки представления заявителем материалов, необходимых для принятия решения.

* Использованы материалы сайта «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.