Научная статья на тему 'Доклад директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А. А. Реймера на коллегии ФСИН России (февраль, 2010 год)'

Доклад директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А. А. Реймера на коллегии ФСИН России (февраль, 2010 год) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доклад директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А. А. Реймера на коллегии ФСИН России (февраль, 2010 год)»

ствующих сотрудников так, чтобы она была эффективной, а не формальной.

6. В поле зрения руководителей постоянно должны быть вопросы: обеспечения законности и правопорядка, повышения эффективности профилактики правонарушений; предотвращения тяжких и особо тяжких преступлений против личности, побегов, особенно из колоний-поселений; обеспечения надежной изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей в СИЗО.

7. Несмотря на кризисные явления в экономике страны есть примеры, когда производственный сектор УИС добивается неплохих результатов, находит новые формы и методы работы. Руководителям учреждений и органов УИС необходимо взять под личный контроль производственные вопросы, а также подбор кадров, ответственных за данное направление деятельности.

8. Важно продолжить конструктивный диалог с институтами гражданского общества, сохранить и развивать курс на открытость УИС. Конструктивно строить отношения с представителями средств массовой информации.

9. Необходимо искать решения социальных вопросов сотрудников УИС. Перенимать опыт тех руководителей, которые организуют бесплатное или недорогое питание, особенно для ночных дежурных смен; доставку работников к удаленным учреждениям на служебном транспорте; обеспечивают нуждающихся путевками в детские учреждения и лагеря отдыха.

10. Результаты коллегии следует довести до сведения всего личного состава, а также пересмотреть планы работы на 2010 год и внести в них необходимые коррективы.

В завершение работы коллегии были оглашены приказы о поощрении и состоялось награждение отличившихся руководителей.

Доклад

директора ФСИН России генерал-полковника внутренней службы А. А. Реймера на коллегии ФСИН России

(февраль, 2010 год)

Уважаемые гости, участники заседания!

1 млн 730 тыс. человек, поступивших в различные учреждения уголовно-исполнительной системы; обеспечение содержания 864 тыс. человек в местах лишения свободы; 1 млн 91 тыс. приговоров, находившихся на исполнении в уголовно-исполнительных инспекциях; 2 млн 133 тыс. осужденных и лиц, содержащихся под стражей, перевезенных под охраной конвоев; изъятие при попытке доставки и в местах лишения свободы более 65 кг наркотических веществ; 44 тыс. колюще-режущих предметов; 64 т (вагон) алкогольсодержащей жидкости; 184 млн рублей денежных средств; и, несмотря на проявления экономического кризиса, на 25 млрд рублей выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг - вот итог работы учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний в 2009 году.

Уголовно-исполнительная система, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве.Она формируется, развивается и меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе. При этом складывающаяся ситуация в уголовно-исполнительной системе во многом является зеркальным отражением процессов, протекающих в обществе, криминальной среде, а равно обуславливающих изменения в экономике, социальной сфере и, прежде всего, определяющих общественное сознание.

Именно поэтому, давая оценку эффективности и качества работы уголовно-исполнительной системы, необходимо рассматривать результаты оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности через призму изменений, происходящих практически во всех сферах социально-политической и экономической жизни страны.

До 2007 года криминальная обстановка в России характеризовалась устойчивым ростом числа зарегистрированных преступных посягательств. При этом динамика роста тяжких и особо тяжких преступлений в значительной степени превышала тот же показатель по общему массиву правонарушений.

С 2008 года кривая роста уровня преступности пошла вниз, что объективно обусловлено реализуемыми в стране мерами государственной программы профилактики преступлений и правонарушений. Должен отметить, что заслуга в этом принадлежит, в том числе и сотрудникам уголовно-исполнительных инспекций, успешно реализующих свой сегмент задач в общем объеме программных мероприятий. Однако тенденции снижения доли тяжких и особо тяжких преступлений в общей структуре преступности на сегодняшний день не адекватны общей позитивной динамике, и их снижение происходит гораздо медленнее.

Эквивалентную картину мы отслеживаем и в пенитенциарной системе страны. Приток граждан, прошедших через учреждения уголовно-исполнительной системы, в 2009 году снизился в сравнении с предшествующим годом на 4% (-72745 человек), общее количество лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, сократилось на 2,5% (-23778 человек).

Вместе с тем количество лиц, содержащихся в учреждениях строгого и особого режима, увеличилось (+ 1%, 3912 человек-по строгому; + 16,8%, 1994 человека-по особому). Однако необходимо отметить, что рост произошел в основном за счет аккумулирующей составляющей накопительного характера, с учетом сроков пребывания лиц, ранее помещенных в учреждения. Так, при росте числа лиц, находящихся в исправительных учреждениях строгого режима на 1,6%, приток вновь помещенных лиц в этот же период сократился на 4%.

Однако не все так безоблачно и позитивно. Анализ и оценка ситуации с сокращением общего числа лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, не могут не вызывать тревоги при рассмотрении вопроса количественного и долевого роста показателей, характеризующих помещение женщин в учреждения, обеспечивающие изоляцию осужденных от общества. В 2009 году в учреждения пенитенциарной системы поступила 31 тыс. 461 женщина, в конце года в исправительных учреждениях их содержалось более 56 тыс. 800 человек, прирост составил почти 3%.

Проблема, кроме прочего, осложнена ограниченным количеством в уголовно-исполнительной системе страны учреждений, предназначенных для содержания женщин (всего 46 ИК общего режима). Проведенный

анализ показал, что около 19% женщин, осужденных к лишению свободы, приговорены за преступления небольшой и средней тяжести.

Таким образом, сложившаяся ситуация не только подтверждает, но и объективно оправдывает своевременность и актуальность вносимых Президентом нашей страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым предложений по либерализации уголовного законодательства в отношении женщин.

Очевидно, что, поскольку уголовная и уголовно-исполнительная политика базируется на общих принципах и положениях социальной политики государства, вопросы совершенствования деятельности уголовно-исполнительной системы, ее реформирования неразрывно связаны с необходимостью совершенствования уголовного и уголовно-процессуального права, судебной и административной политики. Именно эти выводы положены в основу начатого масштабного реформирования уголовно-исполнительной системы.

На оперативном совещании постоянных членов Совета безопасности РФ (ноябрь 2008 года) и заседании президиума Государственного совета Российской Федерации (февраль 2009 года, г. Вологда) был принят ряд решений, определивших важнейшие направления развития системы до 2020 года. Вопросы их реализации были рассмотрены в сентябре прошлого года на научно-практической конференции. По результатам были выработаны конкретные решения, утвержден соответствующий план мероприятий.

Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой исполнения наказаний разработан проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, предусматривающей принципиально новые подходы к исполнению наказаний в виде лишения свободы. Проект Концепции обсужден с привлечением общественных объединений, органов исполнительной власти. В настоящее время проводится его доработка с учетом высказанных замечаний и предложений для последующего внесения в Правительство Российской Федерации.

В основу концепции положен тезис об отказе современной уголовно-исполнительной системы от исторического наследия в виде исправительно-трудовых колоний, которые,

по большому счету, остаются отретушированным вариантом исправительных лагерей с присущим им укладом жизни. Устаревшая система коллективного содержания осужденных в значительной степени способствует распространению криминальной субкультуры, сплочению криминально ориентированного спецконтингента.

В ходе реформы предусматривается замена существующей системы исправительных колоний на два основных типа учреждений -тюрьмы и колонии-поселения, при сохранении лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и следственных изоляторов. Воспитательные колонии будут реорганизованы в воспитательные дома либо воспитательные центры для несовершеннолетних правонарушителей.

В 2009 году проведена большая работа по совершенствованию правового обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. При поддержке органов государственной власти Российской Федерации приняты 11 федеральных законов, 3 указа Президента Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации.

В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся на рассмотрении 16 проектов федеральных законов, направленных на государственную поддержку уголовно-исполнительной системы, закрепление юридических гарантий прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Разработаны 24 законопроекта, которыми вносятся изменения в Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы РФ, в Закон Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Два из них внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Они предусматривают расширение применения наказания в виде обязательных работ, что повлечет сужение сферы применения лишения свободы, и устанавливают новые критерии разделения осужденных в колониях-поселениях.

На коллегии Министерства юстиции Российской Федерации, прошедшей 15 февраля, Министром юстиции Александром Владимировичем Коноваловым еще раз было

акцентировано внимание на том, что в сегодняшних условиях значимое место в современном российском институте уголовного права должны занять меры уголовного воздействия, предусматривающие наказание без изоляции от общества. Доля таких наказаний в общем сегменте мер уголовной ответственности уже в настоящее время составляет более 60%.

Двигаясь в этом же направлении и реализуя поставленную Президентом страны задачу, Федеральная служба исполнения наказаний в 2009 году реализовала значительный комплекс мер по подготовке к введению такой новой для нашей страны формы уголовного наказания, не предусматривающей изоляцию от общества, как ограничение свободы. В Воронежской области завершился эксперимент по применению средств электронного контроля и надзора за данной категорией осужденных.

В целом по Российской Федерации прогнозируемая численность осужденных к этому виду наказания в текущем году может составить до 76 тыс. человек, в 2011 году - порядка 150 тыс. человек, однако прогноз построен исключительно с учетом анализа преступности прошлых лет и предоставленной судам возможности выносить соответствующие решения.

Подготовлены предложения о дополнении Уголовного кодекса Российской Федерации ст. 50 ч. 1, согласно которой суды в зависимости от тяжести содеянного, взамен вынесения приговора, предусматривающего лишение свободы, смогут применить по восьмидесяти статьям УК РФ новый вид наказания - принудительные работы с отбыванием наказания в исправительных центрах.

Введение этого вида наказания предполагается с 1 января 2011 года. Планируется, что на первом этапе исправительные центры будут созданы в семи субъектах Российской Федерации.

Также подготовлены предложения по изменению законодательства в части более широкого использования штрафа как вида наказания, замены уголовного преследования за совершение ряда деяний, не представляющих большой общественной опасности, применением мер административного воздействия, расширения возможности применения мер пресечения, не связанных с заключением под стражу, и ограничения

возможности применения ареста в качестве меры пресечения.

На основании разработанных предложений по изменению законодательства проведена работа по анализу качественного состава осужденных и прогнозированию изменения их численности и состава учреждений, исполняющих наказания, после принятия изменений в законодательстве. Это позволило в основном определиться с составом и дислокацией учреждений по каждому федеральному округу и по России в целом, спрогнозировать численность спецконтингента. По предварительным расчетам реализация запланированных мер позволит сократить наполнение учреждений УИС, что, в свою очередь, приведет к снижению затрат на содержание осужденных и позволит улучшить социальную составляющую их содержания.

Однако необходимо четко представлять и понимать, что реальное сокращение численности осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы произойдет даже не в течение года принятия соответствующих нормативных актов. Пока будет наработана необходимая судебная практика, сформируются соответствующие понимание и отношение к рассмотрению данного вопроса у сотрудников правоохранительных органов, суда и прокуратуры, пройдет не один год.

Громадное значение будут иметь также соответствующий уровень правового воспитания в обществе, выработка необходимого понимания государственной цели вновь вводимых мер как решения основной задачи - воспитание осознанного отказа от совершения преступных деяний, а не формирование уверенности в безнаказанности и вседозволенности.

Продолжая тему воспитания осознанного чувства необходимости отказа от совершения противоправных деяний, необходимо остановиться на решении одной из важнейших задач пенитенциарной системы - перевоспитание преступника. Решение этой задачи во многом зависит от тех условий, в которых будет находиться осужденный в исправительном учреждении. Здесь на первый план выходит задача обеспечения раздельного содержания лиц, возможно случайно оступившихся и впервые попавших в места лишения свободы, от лиц, осознанно совершающих преступные деяния, рецидивистов.

Решая эту задачу, в результате реализации мер по обеспечению раздельного содержания лиц, впервые осужденных и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, уже сегодня в исправительных учреждениях ФСИН России развернуто проведение целенаправленных мероприятий по исполнению требований ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

К середине февраля в 49 территориальных органах ФСИН России переведено из одного исправительного учреждения в другое того же вида и режима 64 тыс. 990 осужденных. Планируются переводы еще 85 тыс. осужденных.

В 170 следственных изоляторах обеспечено раздельное содержание лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы, посредством их размещения на отдельных этажах и в отдельных режимных корпусах.

Продолжая тему проводимых и планируемых изменений в уголовно-исполнительной системе, я просто обязан остановиться на проблемах совершенствования организации управления как основы и гарантии обеспечения качественного планирования, прогнозирования и реализации рассматриваемых мер реформирования системы. В конце прошлого года нами реорганизована и оптимизирована структура центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, упразднены управления с дублирующими функциями. Проведенная работа позволила высвободить в структурах управленческого аппарата 180 штатных единиц, которые направлены на укрепление оперативных подразделений в территориальные органы УИС.

С учетом численности осужденных в местах лишения свободы и реальной нагрузки на персонал уголовно-исполнительной системы оптимизирована структура в шести территориальных органах.

В течение года проводилась работа по обновлению руководящего состава ФСИН России. В 2009 году уволено 8 начальников территориальных органов и образовательных учреждений и 47 их заместителей, назначено 16 начальников и 87 заместителей начальников территориальных органов и образовательных учреждений. 18 руководителям территориальных органов и образовательных учреждений ФСИН России продлен срок службы сверх установленного предельного возраста.

В 2010 году будет продолжена работа по реструктуризации подразделений и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России.

Начавшиеся процессы глубинного реформирования уголовно-исполнительной системы в определенной степени позитивно сказались на итогах оперативно-служебной и производственно-хозяйственной деятельности.

Общее количество зарегистрированных преступлений в местах лишения свободы за 2009 год по сравнению с предыдущим сократилось на 6% (с 1044 до 982), а уровень преступности - на 4%. Количество тяжких и особо тяжких преступлений против личности сократилось на 3,5% (с 58 до 46). В результате принятия профилактических мер общее количество побегов сократилось на 10,5% (со 150 до 134), число побегов из-под надзора уменьшилось на 13% (со 145 до 126). При этом уровень по-беговой активности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, снизился на 46% (с 52 покушений на побег в 2008 году до 28 аналогичных случаев в 2009 году). Более 50% покушений на побег пресечено на начальной стадии совершения.

Активно осуществляется взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений. В 2009 году результаты оперативных разработок, информация, полученная оперативными подразделениями, использовались органами внутренних дел в раскрытии более 312 тыс. преступлений. Успешно развивается взаимодействие с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации

и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Проведение оперативно-технических и поисковых мероприятий способствовало раскрытию более 14 тыс. преступлений, в том числе совершенных в учреждениях УИС, выявлению около 33 тыс. фактов грубого нарушения режима содержания, розыску преступников, обнаружению и изъятию 912 единиц оружия и боеприпасов, средств мобильной связи, наркотиков, а также материальных ценностей и денежных средств на сумму свыше 850 млн рублей.

В прошедшем году Федеральной службой исполнения наказаний повышенное внимание уделялось решению проблемы размещения граждан, содержащихся в следственных изоляторах. Приняты дополнительные меры по строительству новых и реконструкции действующих. В следственных изоляторах введено 2470 мест для размещения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе 676 мест за счет средств федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)». В ноябре 2009 года в рамках реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» введен режимный корпус на 199 мест в СИЗО № 1 (г. Грозный).

В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации в полном объеме выполнены запланированные на 2009 год мероприятия по передислокации СИЗО № 1 за пределы г. Санкт-Петербурга.

Одновременно проводилась работа по разгрузке указанных учреждений за счет организации надлежащего взаимодействия с правоохранительными органами и судами в вопросах сокращения сроков рассмотрения уголовных дел и ускорения оформления судебных решений. Все это позволило сохранить положительную тенденцию по снижению численности лиц, содержащихся под стражей. В результате принятых мер камерная площадь в расчете на одного человека доведена до 4,8 кв. м при норме 4 кв. м. Количество содержавшихся в СИЗО и ПФРСИ граждан по сравнению с 2008 годом сократилось на 7,5% - это 10800 человек, которые не факт, что были бы приговорены к лишению свободы, но благодаря проделанной работе были

ограждены, от унизительного психологического травмирования, связанного с ограничением свободы и изоляцией от общества.

К сожалению, в прошедшем году в следственных изоляторах десяти территориальных органов нам не удалось довести размер санитарной площади в камере на одного человека до нормы, установленной законодательством Российской Федерации. И решение этой проблемы я определяю как одну из приоритетных задач дальнейшей деятельности как для руководителей территориальных органов, так и для центрального аппарата ФСИН России.

Следует отметить, что вопросы строительства и технического оснащения учреждений уголовно-исполнительной системы были, есть и остаются важнейшими, поскольку определяют решение двух задач. Во-первых, обеспечение надлежащего уровня содержания заключенных, а, во-вторых, при качественном своем решении, гарантированное поддержание высокого уровня правопорядка в учреждениях и исключение возможности побегов. Решение второго вопроса, на мой взгляд, целиком лежит в плоскости внедрения и качественного развертывания в учреждениях уголовно-исполнительной системы интегрированных систем охраны и надзора.

На сегодняшний день в каждом учреждении развернуты те или иные системы безопасности, и наша задача выработать четкий механизм интеграции их в единый комплекс, обеспечить единый для всех учреждений технический подход к вопросу использования современных технологий в обеспечении решения поставленных задач. Работа в этом направлении начата нами в декабре прошлого года и пока вызывает у меня только вопросы о целесообразности израсходованных в прошлые годы средств.

По-прежнему ключевым направлением работы остается создание непрерывно действующей системы исправления и социальной реабилитации осужденных, призванной помочь человеку не только адаптироваться в обществе после освобождения, но и сменить место, занимаемое в социальной структуре. В этих целях разработана система стимулов для осужденных к их законопослушному поведению и активной ресоциализации, определены основные критерии оценки исправления осужденных и соответствующие им степени

исправления. Апробация такой системы будет проводиться в течение 2010 года в 90 исправительных учреждениях.

Значительное внимание уделялось вопросам социальной помощи осужденным. 1,5 тыс. социальных работников учреждений повседневно решают вопросы подготовки осужденных к жизни на свободе, взаимодействуют с представителями органов местного самоуправления, правоохранительными органами, службами занятости и социальной защиты населения при решении вопросов получения осужденными пособий, пенсий, документов, дающих право на льготы.

Осуществлялось взаимодействие с заинтересованными органами власти по вопросам, связанным с трудоустройством лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. В субъектах Российской Федерации идет процесс разработки, принятия и утверждения региональных программ социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В 15 регионах России такие программы уже приняты.

Важность этой работы переоценить трудно. Не случайно, на коллегии Министерства юстиции Российской Федерации Александром Владимировичем Коноваловым перед руководителями территориальных органов министерства, в числе прочих, была поставлена задача личного участия в процессе повторного вживания бывшего преступника в систему представлений о ценностях, существующих в обществе, организации этой работы на местах с органами федеральной и местной исполнительной власти.

Важным направлением оперативно-служебной деятельности учреждений уголовно-исправительной системы, безусловно, является работа, направленная на создание условий для эффективной работы пенитенциарного здравоохранения, совершенствование порядка предоставления медицинской помощи работникам учреждений УИС и совершенствование механизма предоставления медицинской помощи осужденным, а равно гражданам, содержащимся в СИЗО.

По сравнению с 2008 годом количество больных туберкулезом уменьшилось на 4%, сифилисом - на 8%, психическими расстройствами - на 5%. В результате профилактической работы показатель заболеваемости туберкулезом среди осужденных в 2009 году снизил-

ся на 7,5%.Однако проблем еще очень много. Более чем на1% возросло число лиц, умерших от туберкулеза. И хотя долевой показатель смертности от этого заболевания в учреждениях уголовно-исполнительной системы в пять раз ниже уровня смертности от этого же заболевания в учреждениях здравоохранения страны (у нас - 2,3%, по стране - 9,59%), ситуация не может вызывать у нас чувства успокоенности.

Проблемной выглядит ситуация с 12-процентным ростом числа больных наркоманией, поступивших в наши учреждения. Кроме объективно возросшей нагрузки на надзорные и воспитательные подразделения, связанной с необходимостью повышения контроля за этой категорией осужденных, их состояние здоровья постоянно требует повышенного внимания медицинских работников. И это далеко не все проблемы, связанные с данным направлением деятельности.

Рассматривая зависимость пенитенциарной системы ото всех процессов и изменений, происходящих в государстве, нельзя не остановиться на проблемах экономического характера. Мировой финансовый кризис сказался на работе исправительных учреждений. Начавшиеся во второй половине 2008 года кризисные процессы в экономике страны стали причиной разрушения многих хозяйственных связей с предприятиями других министерств и ведомств, немало предприятий оказалось на грани банкротства, увеличилось количество осужденных, не занятых трудом, снизились результаты возмещения и выплат по исполнительным листам, вскрылись многие другие негативные проявления. Но в целом ситуация из-под контроля не вышла, и в 2009 году на предприятиях уголовно-исполнительной системы уверенно осуществляли деятельность 505 центров трудовой адаптации осужденных и 78 производственных мастерских, обеспечивающих профессиональное обучение и трудовую занятость осужденных.

В условиях экономического кризиса выпущено продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму более 25 млрд рублей.Не допущено снижения производства товарной продукции.

Средний заработок на одного осужденного в день в учреждениях УИС составил 143 рубля 4 копейки (увеличение по сравнению с 2008 годом на 29,2%).

В 339 профессиональных училищах и 154 их филиалах проведено обучение осужденных более чем по 200 специальностям и профессиям. По итогам учебного года рабочую профессию получили 129 тыс. осужденных, в том числе в профессиональных училищах - 96 тыс. человек (103,5% к 2008 году); на производстве - 34 тыс. человек.

Численность осужденных, освобожденных без профессии, сократилась по сравнению с 2008 годом на 18,7% и составила 15 тыс. человек (2008 год - 19 тыс. человек).

Большое внимание уделялось развитию внутрисистемного продовольственного рынка, его стабильному функционированию, что позволило обеспечить учреждения ФСИН России продукцией собственного производства более чем на 50% от потребности. В настоящее время в уголовно-исполнительной системе функционируют 865 сельскохозяйственных подразделений, в том числе 43 колонии-поселения, 16 федеральных государственных унитарных предприятий и 86 подсобных хозяйств, занимающихся производством, переработкой и поставкой продовольствия для нужд уголовно-исполнительной системы.

В полном объеме освоено производство крупы, муки, маргарина, масла растительного, консервов мясных и рыбных, сгущенного молока, сахара, макаронной продукции, молока, чая, киселя витаминизированного, на 35-70% освоено производство мясной и овощной про-дукции.Однако проведенные осенью 2009 года контрольно-ревизионные проверки унитарных предприятий продовольственной сферы вскрыли ряд серьезных нарушений в организации и обеспечении этой работы, в том числе и коррупционного характера. Анализ

результатов проверок обусловил необходимость внесения изменений как в работу самих предприятий, так и в механизмы организации их работы.

Продолжая тему выявления и борьбы с коррупционными проявлениями, а также иными нарушениями законности должен обозначить, что в 2009 году в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы было возбуждено 74 уголовных дела коррупционной направленности, в том числе 22 дела, связанных со злоупотреблениями должностными полномочиями, 51 - с получением взятки. Принимаемые ФСИН России меры по профилактике правонарушений дали определенные положительные результаты. Общее количество нарушений законности среди личного состава снизилось на 7%.

В центральном аппарате ФСИН России создано управление собственной безопасности, а в территориальных органах создаются соответствующие подразделения. Идет активная проверка лиц, принимаемых на службу в УИС, а также лиц, подозреваемых в совершении действий коррупционной направленности. При решении вопроса о назначении сотрудников на должности организовано проведение инструментальных психофизиологических опросов кандидатов. За год проведено более 9 тыс. таких опросов, из них 66 в отношении руководящего состава ФСИН России и территориальных органов.

2009 год был не самым простым для уголовно-исполнительной системы страны. Начало проводимых реформ всегда связано с возникновением массы проблем и противоречий, имеются недостатки, просчеты, заслуживающие отдельного изучения и рассмотрения, но есть, уважаемые руководители, чрезвычайные происшествия, практически полностью перечеркивающие все то положительное, что наработано огромным коллективом, ЧП, допущенные по причине безалаберности и расхлябанности как руководителей, так и личного состава.

Я говорю, в частности, о происшествиях в Пермском крае и г. Москве, практически дискредитировавших в 2009 году авторитет Федеральной службы исполнения наказаний.

В одном случае - групповой побег по сценарию голливудского боевика, когда при пол-

ном попустительстве руководства изолятора, под сопение спящих коридорных и операторов видеонаблюдения, под захлебывающийся лай караульной собаки по развернутым кабелям энергоснабжения изолятора, словно по выстроенному мосту, четверо малолетних преступников совершают побег из изолятора с пятью рубежами охраны.

Ну и, конечно, безусловный «лидер» 2009 года - следственный изолятор № 2 г. Москвы, где в течение одного года умудрились допустить два ЧП, повлекшие смерть подследственных Максимова и Магницкого и вызвавшие большой общественный резонанс не только в стране, но и в Европе.

Во всех трех случаях причинами допущенных чрезвычайных происшествий стало одно -неисполнение функциональных обязанностей ответственными исполнителями, отсутствие контроля со стороны руководителей не только за соблюдением установленных норм, но и несением службы подчиненными. Надо ли говорить, что руководитель следственного изолятора, начальник УФСИН России по г. Москве и руководители двух управлений в центральном аппарате ФСИН России были освобождены от занимаемых должностей, шесть руководителей ГУФСИН России по Пермскому краю предупреждены о неполном служебном соответствии.

Однако замена руководителей - не панацея и не гарантия предупреждения ЧП, гарантией может быть только добросовестное отношение каждого сотрудника к выполнению поставленной задачи на своем рабочем месте.

Уважаемые участники расширенного заседания коллегии!

Еще раз хочу подчеркнуть, что за истекший период было сделано многое для укрепления и развития уголовно-исполнительной системы. Но остается и немало проблем, негативных моментов в нашей деятельности, от устранения которых зависит наше продвижение вперед.

Выполнение принятых на заседании президиума Государственного совета РФ решений позволит снять многие проблемы в деятельности российских пенитенциарных органов. Однако для реализации этих решений потребуется выполнить в короткие сроки огромный объем работ как в аппарате ФСИН России, так и в каждом территориальном органе.

в^ Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4 - 2010 ф vedomosty@orfsin.ru www.orfsin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.