УДК 211.1
Воскресенский Олег Владиславович кандидат педагогических наук доцент кафедры миссиологии Белгородской духовной семинарии, Россия, г. Белгород ovoskresensky@yandex.ru
Доказательства бытия Божия в применении к миссии
Аннотация: В данной работе представлен обзор классических и других доказательств бытия Божия, предложены наиболее вероятные возражения и ответы на них, а также отмечены достоинства и слабые стороны каждого из них. Обзор может использоваться в качестве исходного материала для лекционного курса или справочного источника при подготовке миссионерских встреч с различными аудиториями.
Ключевые слова: аргументы, свидетельства, доказательства бытия Божия, апологетика, миссия
Oleg Voskresensky MA, MDiv, PhD, Adjunct professor of Graduate School at Belgorod theological Seminary, Russia, Belgorod ovoskresensky@yandex.ru
Arguments for the Existence of God in Missions
Abstract: This article presents an overview of dassical and other arguments for the existence of God. It also offers the most probable counterarguments and possible responses to them. Each of the argument is provided with a brief analysis of its strong and weak points. This overview may be used as a base material for a classroom course or as a handbook source in preparation to Apologetics or Missions events with a variety of audience groups and individuals.
Keywords: arguments, evidence, proof of the existence of God, Apologetics, Missions
- Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья заговорил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно,
существует ровно пять?
- Увы! - с сожалением ответил Берлиоз. - Ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования Бога
быть не может»/ М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Исторически известно пять классических доказательств бытия Божия, сформулированных ещё в середине XIII столетия Фомой Аквинским. Кроме того, в литературе по апологетике и миссии встречаются несколько доказательств, в разное время выработанных и сформулированных, как известными учёными, философами и богословами, так и, подчас, анонимными или неизвестными авторами. Настоящая работа представляет из себя компиляцию из сорока шести доказательств, в разное время собранных автором статьи из различных источников, как известных, так и анонимных.
Не претендуя на полноту и систематичность, это собрание доказательств, тем не менее, обладает некоторой ценностью ввиду того, какую роль они могут сыграть в духовном пути различных аудиторий и индивидуумов, например: первого шага на пути к вере последнего недостающего фактора на пути к вере снятия предрассудочных преград на пути к вере расширения кругозора в область духовного и божественного оснащения оружием защиты веры от нападок оснащения инструментом миссии укрепления в вере гимнастики и дисциплины ума
Сам термин «доказательство» в контексте данной работы применяется условно и лишь в силу исторически сложившейся традиции перевода им латинского argumentum. Ни одно из «доказательств» не ставит перед собой и не решает задачи поставить оппонента в такое положение, когда ему ничего иного не остаётся, как признать Бога существующим. Поскольку решение о вере в
Бога может быть принято личностью только в результате свободного выбора, то и «доказательства» следует, таким образом, рассматривать лишь в качестве свидетельств основательности этого выбора и осведомлённости личности, его совершающего.
Структурно каждое из доказательств представлено в двух возможных формулировках, позволяющих рассмотреть его с несколько разных точек зрения или со сноской на первоисточник, его сформулировавший. За текстом доказательства следует возможное или вероятное возражение или вопрос скептика, ставящий под сомнение его убедительность или логичность. Таким образом, доказательство подвергается критическому осмыслению и испытанию его основательности. Предлагаемый ответ на возражение ставит перед собой задачу не только полемическую, но и информативную, апеллируя к более широкому философскому, историческому или другому контексту. За этим следует краткая оценка доказательства с точки зрения его применимости в конкретной апологетической или миссионерской ситуации - называются его сильные и слабые стороны, позволяющие использовать его в определённых целевых аудиториях: социальных, культурных, образовательных, возрастных и т.д. Нумерация доказательств в данном списке вполне произвольна и не связана с какими-то качествами или достоинствами самих доказательств.
Классические доказательства бытия Божия
Доказательство первое (Фома Аквинский): В природе происходит движение. Ничто не может начать двигаться и изменяться само по себе, для этого требуется внешний источник действия. Следовательно, должно существовать нечто внешнее по отношению к постоянно изменяющейся и движущейся вселенной, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог — недвижимый Движитель.
Иными словами, если бы не существовало ничего помимо материальной вселенной, то не существовало бы и первопричины её изменения/движения. Но она изменяется/движется. Следовательно, существует нечто внешнее по отношению к пространству, времени и материи, приводящее вселенную в движение. Этот недвижимый источник движения и есть Бог.
Возражение: Разве не может быть бесконечной череды причин для изменения/ движения? "А" приведено в движение "Б", "Б" приведено в движение "В", "В" приведено в движение "Г" и так до бесконечности...
Ответ: Нет, не может, поскольку даже это бесконечно удалённое «Я» всё-таки должно было быть чем-то ("А", "Б", "В", "Г"...) приведено в движение, то есть, быть одновременно и причиной, и следствием, а это - абсурд. Достоинства:
опирается на очевидный опыт взывает к логике Недостатки:
требует строгости мышления и богатства воображения отвлечённость и абстрактность не о живом Боге
Доказательство второе, космологическое (Фома Аквинский): Каждое следствие имеет внешнюю причину, которой оно обязано самим своим бытием. Вселенная существует, следовательно помимо неё существует причина, которой она обязана своим существованием, и бытие которой не нуждается в причинности. Эта "беспричинная причина", первопричина всего последующего, и есть Бог.
Другими словами, кроме всего сущего есть лишь небытие. Небытие не может быть причиной бытия. Следовательно помимо всего должно также существовать нечто, не нуждающееся в своём бытии в какой-либо причине, но способное быть причиной для существования всего сущего.
Возражение: Разве нельзя себе представить бесконечной череды причин и следствий?
Ответ: Можно, но её будет недостаточно, чтобы объяснить само бытие их всех? Все они вместе не могут быть одновременно и причиной, и следствием самих себя, это - абсурд. Достоинства:
опирается на очевидный опыт взывает к логике Недостатки:
требует строгости мышления и богатства воображения отвлечённость и абстрактность не о живом Боге
Доказательство третье (Фома Аквинский): Поскольку все предметы мира могут быть или не быть, то рано или поздно в бесконечности времени они перестали бы существовать. Однако, судя по тому, что мир существует, должно существовать нечто, существующее непременно, независимое в своём бытии, и благодаря
которому существует и всё остальное во вселенной. Это абсолютно независимое и совершенно самодостаточное и есть Бог.
Другими словами, мы наблюдаем, что всё в этом мире появляется и исчезает со временем, то есть обладает качеством «небытия». Если и когда это качество со временем реализуется, то всё сущее перестаёт быть. Это небытие не может породить бытие, а, поскольку вселенная существует, значит она была порождена тем, что по самой своей природе обладает качеством бытия, т.е., не может не быть. Это и есть Бог!
Возражение: Разве не может вселенная всё ещё существовать, даже если она и должна со временем исчезнуть?
Ответ: Это невозможно, если сегодняшнему дню предшествовала вечность, в течение которой качество «небытия» должно было рано или поздно реализоваться. Это возможно, только если этот мир был когда-то создан из небытия тем, что/ кто по своей природе обладает свойством независимого бытия, т.е. Богом. Достоинства:
опирается на очевидный опыт взывает к логике
подтверждается современной наукой («Биг-Бэнг») Недостатки:
требует строгости мышления и богатства воображения отвлечённость и абстрактность не о живом Боге
Доказательство четвёртое (Фома Аквинский): В окружающем мире наблюдается последовательное иерархическое возрастание качества и сложности строения явлений, предметов и существ (например, от насекомого до человека), всеобщее стремление к совершенству и полноте бытия. Следовательно, должно существовать нечто абсолютно совершенное, являющееся источником бытия и образцом всякого совершенства. Это и есть Бог.
Другими словами, высшая степень обладания качествами добра, ума, красоты и т.д., которые мы признаём идеалами и полнотой бытия, необходимо требуют и существование обладателя всеми этими качествами в совершенной степени и полноте, т.е. Бога.
Возражение: Но ведь суждения типа «хуже-лучше» чисто субъективны? Ответ: Это возражение - саморазоблачительно, поскольку вопрошающий самим своим вопросом подразумевает возможность и необходимость поиска более
Раздел I
Научные статьи и исследования
правильного и нахождение более объективного ответа. Субъективизм эффектен, но не практичен. Достоинства:
опирается на очевидный опыт взывает к логике и объективности о живом Боге Недостатки:
требует строгости мышления и богатства воображения отвлечённость и абстрактность
Доказательство пятое, телеологическое (Фома Аквинский): В окружающем мире наблюдается определённый, целенаправленный на поддержание жизни порядок и стройность, происхождение которых невозможно приписать самому миру. Этот порядок заставляет предположить существование некоего разумного организующего начала, провиденциально установившего этот порядок согласно своему всевышнему замыслу. Это начало и есть Бог.
Другими словами, попытка сложнейшую гармонию мира объяснить в конечном итоге случайным стечением множество непредсказуемых факторов равна отказу от признания его осмысленности и, следовательно, вообще, от возможности понимания природы, настоящего состояния и предназначения жизни. Приходится согласиться, что миропорядок был предустановлен высшим разумом в соответствии с его замыслом и волей. Это и есть Бог-Творец.
Возражение: Но разве дарвинизм не доказал происхождение высших видов животных путём случайных генных мутаций?
Ответ: Дарвинизм лишь предложил один из возможных вариантов механизма развития биологических видов, но распространять его принцип на происхождение вселенной или происхождение жизни - большая натяжка, никак не подтверждаемая реальными научными наблюдениями и фактами. Достоинства:
опирается на научный опыт взывает к логике и объективности о Боге-Творце Недостатки:
требует знакомства с теорией эволюции отвлечённость и абстрактность
Другие доказательства бытия Божия
Доказательство шестое, нравственное, антропологическое (Иммануил Кант): Всем людям свойственно нравственное чувство/убеждение, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога, учреждающего и утверждающего нравственность, награждая добро и наказывая зло.
«Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и нравственное чувство внутри» - И. Кант
Возражение: Но почему же тогда этот «голос» говорит одним одно, а другим другое?
Ответ: «Голос» говорит одно и то же, но слышат и понимают его разные люди по-разному. Доверяющие ему - слушаются его, а доверяющие, например, газетам, науке, культуре, обществу и т.д. - отвергают его. Достоинства:
опирается на личный опыт взывает к чувствам о живом Боге Недостатки: субъективность опыта «проблема зла»
Доказательство седьмое, врождённая идея (Августин, Кальвин): Всякий нормальный человек рождается с идеей о Боге, внедрённой в само его сознание, хотя эта идея и бывает подавлена или извращена в людях неправедных ("Нисходит гнев Божий с небес на всякий грех и зло людей, удерживающих истину в плену греха" - Рим. 1:18). По мере роста человек всё яснее осознаёт её. Критические жизненные ситуации зачастую побуждают человека к её осознанию, осмыслению и принятию (или отвержению). Этой идее о Боге должна соответствовать и реальность Его бытия.
Другими словами, ощущение верности идеи о Боге уже присуща человеку, и сам этот факт уже свидетельствует о бытии Божием.
Возражение: Но зачем тогда нужна проповедь, миссия, если человеку и так всё ясно?
Ответ: Мы живём в падшем мире, и людям неправедным требуется напоминание и помощь в осознании истинности идеи о бытии Божием. Достоинства:
взывает к внутреннему чувству
избавляет от нужды в каких-либо доказательствах
о живом Боге
Недостатки:
ad hominem
требует внешних обстоятельств не убеждает неправедных
Доказательство восьмое, мистическое: Человеку свойствен прямой мистический контакт с Богом, приводящий его в экстатическое состояние. Этот опыт чудесного соединения, встречи с живым Богом настолько уникален и настолько ошеломляющ, что сам по себе уже является свидетельством бытия Божия.
Другими словами, чуда богоявления в жизни человека может оказаться вполне достаточно для его уверования в бытие Божие.
Возражение: Но зачем тогда нужна проповедь и миссия, если человеку и так всё станет ясно благодаря чуду?
Ответ: Мы живём в падшем мире, и многим людям требуется помощь в осознании и осмыслении своего мистического опыта в свете Писания и уже накопленного и осмысленного опыта Церкви. Достоинства: сокрушительный опыт
избавляет от нужды в каких-либо доказательствах
о живом Боге
Недостатки:
недоверие к чуду
излишний мистицизм
трудность в передаче мистического опыта
Доказательство девятое, истина (Августин): Все люди верят в то, что истина существует. Бог является Богом истины и истинным Богом, следовательно, Он и есть Истина. Эта Истина с большой буквы является необходимым условием существования всякой другой истины. Таким образом, существование какой-либо истины подразумевает существование и Истины с большой буквы, что, в свою очередь, означает и существование Бога.
Другими словами, когда Пилат спрашивал Христа, «Что есть истина?», он задавал вопрос о бытии Божием самому Богу. Не отвечая ему на этот вопрос словами, Христос являл Себя во всей Своей полноте - первой жертвой отрицания истины.
Возражение: Но всякое знание относительно, а, следовательно, истина тоже, а тогда который из богов «истинен»?
Ответ: Заявление об относительности всякого знания саморазоблачительно, ибо претендует на абсолютность, которую отрицает. Знание, действительно, может быть ложным или неполным, но истина - абсолютна. Достоинства: взывает к строгой логике опирается на непосредственный опыт описано в Евангелии Недостатки:
категорично и не политкорректно противоречит релятивистскому духу отвлечённо и умозрительно
Доказательство десятое, онтологическое (Ансельм): Существование в реальности более совершенно, чем лишь в сознании. Бог, по определению, есть высшая мера мыслимого совершенства. Если бы Бог существовал лишь в сознании, то можно было бы представить и нечто более совершенное, т.е., не только мыслимое, но и существующее. Но, поскольку это невозможно, то Бог существует не только в сознании, но и в реальности.
Другими словами, человеку свойственно понятие о бесконечном и совершенном, а существование является обязательной и необходимой частью совершенства. Следовательно, бесконечное и совершенное - то есть, Бог - существует, постольку совершенство по определению и с необходимостью включает в себя и бытие.
Возражение: Но ведь можно же представить себе и небытие Божие в реальности, и небытие Его в сознании?
Ответ: Да, но тогда вам сначала придётся представить себе Того, Чьё небытие в сознании или в реальности вы бы хотели себе представить. То есть, вовсе отрицать представление о Боге - мыслимом или реальном - человек не в состоянии. взывает к воображению и логике о живом и совершенном Боге
не только о возможности, но о необходимости бытия Божия Достоинства:
взывает к воображению и логике о живом и совершенном Боге
не только о возможности, но о необходимости бытия Божия Недостатки:
умозрительно и отвлечённо требует богатого воображения
Доказательство одиннадцатое, от конечности (Аристотель), от конечности человека: Человек осознаёт свою конечность, ограниченность и смертность. Откуда происходит это сознание? Бог постоянно напоминает ему об этом через Свою бесконечность, безграничность и бессмертие. То есть, конечность человека сама по себе является доказательством существования бесконечного Бога.
Другими словами, само наше конечное земное существование являет нам образ бесконечного и вечного Бога, следственно, свидетельством Его бытия.
Возражение: Но ведь мы задумываемся о своей конечности и смертности далеко не каждый день. Значит ли это, что Бог нам нечасто напоминает о Себе?
Ответ: Нет, поскольку каждодневные заботы о своём и своих ближних благополучии, здоровье, питании и безопасности служат постоянным напоминанием нам о хрупкости и конечности нашего земного бытия. Достоинства:
взывает к ежедневному опыту и чувству
о живом, бесконечном и вечном Боге
Недостатки:
парадоксально
игнорирует бессмертие души
Доказательство двенадцатое, от безутешности (Августин), от безутешности: Человек безутешен. Он жаждет благословения. Этой жаждой наделил его Сам Бог, чтобы человек нигде не мог найти утешения, пока не обратится к Богу. Присутствие этой жажды в человеке является косвенным доказательством бытия Бо-жия.
Или, словами самого Августина из его «Исповеди»: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе».
Возражение: Разве нельзя найти утешения в простых радостях бытия - семье, работе, искусстве, природе и т.д.?
Ответ: Конечно, можно, но все они преходящи и несовершенны, а потому лишь усиливают в душе тоску по благословению и утешению вечному и совершенному, которое возможно найти лишь в Боге. Достоинства:
взывает к личному опыту и чувству взывает к поиску смысла жизни Недостатки:
подразумевает наличие жизненного опыта требует высокого уровня рефлексии
Доказательство тринадцатое, восприятие (Беркли): Человек способен воспринимать (чувствовать) окружающие его предметы, что не может являться следствием ни каких-либо физических явлений (материя «пассивна»), ни волеизъявлением самого человека. Следовательно, эта человеческая способность к восприятию подразумевает существование Бога как единственного разумного объяснения этой способности.
Другими словами, поскольку, по словам самого Беркли, «несравненно большая часть воспринимаемых нами идей или ощущений не произведены человеческими волями и не зависят от них, есть, следовательно, некоторый другой дух, производящий их», поэтому «каждое мое ощущение» возникает «извне, т. е. независимо от моей воли, доказывает бытие Бога... т. е. непротяженного, бестелесного духа, всеведущего, всемогущего и т. д.»
Возражение: Но ведь способность к восприятию окружающего мира могла развиться в человеке естественным образом и без всякого Божественного вмешательства?
Ответ: Согласно идеалистическому учению Беркли материальные предметы сохраняют своё положение и состояние при отсутствии на них воздействия внешнего, духовного, то есть Бога. Достоинства:
исторически противостоял материализму
трудно опровергнуть
Недостатки:
требует знакомства с историей философии «философский эпатаж»
Доказательство четырнадцатое, экзистенциальное: Бог являет себя людям через Евангельское откровение - провозглашение Своей любви, прощения и оправдания человека. Человек, принявший это откровение, сразу узнаёт и Бога. Никакого иного
свидетельства не требуется и быть не может. Бытие Божие не столько "доказывается", сколько "познаётся", и это познание не интеллектуально, а экзистенциально.
Другими словами, бытие Божие «доказывается» неверующему путём провозглашения Христова благовестия о Его любви, прощении и оправдании и его принятия/познания Бога.
Возражение: Но ведь Евангелие провозглашалось множеству людей, которые его отвергли, а значит это «доказательство» не убедительно?
Ответ: Напротив, именно то, что Бог попускает людям свободно принять или отвергнуть Его благовестие, доказывает Его любовь к ним, которая невозможна без свободы личного выбора каждого из них.
Достоинства:
апеллирует к авторитету Священного Писания
о живом и любящем Боге
освобождает от необходимости что-либо доказывать
Недостатки:
не рационально
возлагает "вину" на неверующего
Доказательство пятнадцатое, чудесное: Чудо - это явление, единственно объяснимое существованием и непосредственным сверхъестественным вмешательством Бога. Существует множество засвидетельствованных фактов чудесных событий. Следовательно, существует множество событий, единственным убедительным объяснением которых может быть существование и сверхъестественное вмешательство Бога. А, следовательно, Бог существует.
Другими словам, Бог являет Себя людям путём сверхъестественных событий в их жизни, деятельно участвуя в их жизни и вмешиваясь в ход человеческой истории.
Возражение: Но ведь некоторые явления, объявлявшиеся чудесными, в дальнейшем находили себе вполне научное объяснение?
Ответ: Во-первых, то, что Бог участвует и действует в жизни людей через события, вполне естественные и не нарушающие установленных Им законов, нисколько не удивительно. И, во-вторых, большинство этих «научных» объяснений представляют из себя лишь гипотезы, далеко не доказанные.
Достоинства:
апеллирует к мистическому опыту
апеллирует к авторитету Священного Писания и Предания
Недостатки: не рационально
апеллирует к зачастую недокументированному опыту
Доказательство шестнадцатое, интеллектуальное: Мы знаем, что мир устроен разумно познаваемым. Следовательно, либо и познаваемый мир, и наш познающий его разум, являются продуктом чистой случайности, либо и то, и другое является продуктом высшего интеллекта. Случайность нам представляется крайне маловероятной. Следовательно, и разумный мир, и сам разум являются порождением высшего разума, т.е. Бога. Следовательно Бог существует.
Другими словами, объяснение происхождения и устройства мира и нашего сознания счастливой случайностью является «интеллектуальным самоубийством», т.е., отказом от способности и возможности разумного познания мира и человека.
Возражение: Но ведь наука оперирует понятием случайного? Ответ: Да, но в науке "случайность" это - лишь совершенно абстрактное математическое понятие. Оперировать им в естественных и экспериментальных науках без множества оговорок и условностей (например, "генераторы псевдослучайных чисел") считается «дурным тоном». Достоинства:
апеллирует к научному знанию апеллирует к логике о живом, разумном Боге Недостатки:
требует знания научной терминологии и практики оперирует понятием «вероятности»
Доказательство семнадцатое, от объекта: Каждому нашему естественному внутреннему желанию или стремлению соответствует реальный объект, способный это желание удовлетворить. Однако, присутствует в нас и такое желание, которое не может быть удовлетворено ничем временным, ничем земным, ничем тварным. Следовательно, должно существовать нечто превосходящее всё временное, земное и природное. Это "нечто" люди и называют Богом и вечной жизнью с Ним.
Другими словами, реальность Бога доказывается реальностью человеческого стремления к Нему.
Возражение: Но ведь человеку свойственно и стремление к совершенно нереальному и недостижимому?
Ответ: Да, но оно и осознаётся человеком как нереальное и недостижимое, а желание к познанию Бога и стремление к Нему человек ощущает как вполне естественное, а его «объект» - вполне достижимым. Достоинства:
апеллирует к личному духовному опыту
апеллирует к логике
Недостатки:
апеллирует к общности духовного опыта допускает множественность "божеств"
Доказательство восемнадцатое, эстетическое (о. Павел Флоренский): Музыка Баха, поэзия Пушкина, живопись Рублёва и Сезанна и т.д. существует, следовательно, Бог есть.
Другими словами, самые гениальные художники признаются в том, что они не сами сотворили свои шедевры, но они им были дарованы, открыты, явлены, ниспосланы, нашептаны и т.д. свыше, а внимательному, тонко чувствующему и вдумчивому зрителю (читателю, слушателю и т.д.) в них раскрывается высшая гармония и мудрость, которая и есть Бог.
Возражение: Но ведь, как говорится, на вкус и цвет товарища нет, да и то, что сегодня кажется прекрасным со временем выходит из моды?
Ответ: Так, но в любой отдельный момент или период времени для каждого чувствительного к искусству человека те или иные произведения искусства оказываются вполне убедительным свидетельством бытия Божия и его участия в жизни мира через эти Его откровения людям о Себе и Своём величии. Достоинства:
апеллирует к личному эстетическому переживанию и личному духовному опыту
апеллирует к опыту человечества Недостатки:
убедительно только для «художественных» натур разногласия при несовпадении вкусов
Доказательство девятнадцатое, религиозное: В культуре и искусстве множества людей разных времён и разных стран имеются свидетельства очень схожего опыта их общения с Божественным. Невозможно допустить, чтобы все они настолько одинаково ошибались в описании природы и содержания этого своего религиозного опыта. Следовательно, Божественное существует.
Другими словами, попытки объяснить схожесть духовного опыта разных времён и народов естественными факторами сталкиваются с необходимостью подтасовок и натяжек, в то время как объяснение его общностью самого этого религиозного опыта вполне логично и подтверждается свидетельствами их материальной и духовной культуры. Следовательно этот опыт истинен, и Бог на самом деле есть.
Возражение: Но ведь существует же и множество очень различных религиозных учений, а значит, какие-то из них являются ложными?
Ответ: Да, но наличие ложного религиозного опыта отнюдь не отрицает возможность истинного. Следовательно, вопрос лишь в том, насколько тот или иной духовный опыт убедителен, и насколько свидетельство о нём достоверно. Достоинства:
апеллирует к опыту человечества апеллирует к статистической вероятности допускает разнообразие духовного опыта Недостатки: не о Христе
требует знакомства с различными религиями
Доказательство двадцатое, общественное: Вера в Бога — в верховное Существо, Которому по праву надлежит поклонение и прославление от всего сущего — является общей чертой истории и культуры практически всех народов мира. Невероятно, чтобы все эти люди были неправы относительно этого самого важного и значительного факта их жизни. Гораздо более вероятно, что они были правы, а, следовательно, Бог существует.
Другими словами, легче допустить, что некоторые люди в течение некоторого времени ошибались по некоторым малозначительным вопросам, чем большинство людей ошибалось бы в течение практически всей истории человечества по поводу самого главного в их жизни. А, поскольку атеизм является учением относительно недавним, исповедуется всего десятой частью человечества и не придаёт никакого серьёзного значение вере в Бога, то и доверять ему, конечно, не следует.
Возражение: Но ведь большая часть человечества на протяжении тысячелетий верила в плоскую землю, а потом оказалось, что это не так.
Ответ: Да, но округлость земли стала существенной и важной частью человеческого знания лишь со времени развития мореплавания, когда это открытие уже было сделано.
Достоинства:
апеллирует к опыту человечества апеллирует к статистической вероятности допускает разнообразие духовного опыта Недостатки: не о Христе
требует знакомства с историей человечества опирается на оценочное суждение «важное/неважное»
Доказательство двадцать первое, ставка Паскаля: Разумное доказательство существования Бога невозможно, однако, то или иное решение о Его бытии-небытии каждый из нас принять вынужден. Если вы решите, что Бог есть ("сделаете ставку на Бога"), то вы во всяком случае ничего не потеряете, даже если после вашей смерти окажется, что вы были неправы. Если же вы решите, что Его нет и ошибётесь, то вас ждёт страшное наказание. Если вы, «поставив на Бога», выиграете, то получите всё, если проиграете, то не потеряете ничего, но, по крайней мере, проживёте жизнь порядочного человека. Следовательно, благоразумнее верить в Бога, чем не верить в него.
Другими словами, «ставка на Бога» является беспроигрышной, а «ставка на безбожие» слишком велика, чтобы человек мог позволить себе ошибиться. Неверие слишком рискованно.
Возражение: Но ведь, поверив в Бога, я тем самым отказываюсь от множества «земных» удовольствий и развлечений, что было бы глупо, если по окончании жизни окажется, что Его нет.
Ответ: Да, но если окажется, что Он есть, цена за них будет столь высока, что вам покажется ещё более глупым, что вы на неё согласились. Но будет уже поздно. Достоинства:
апеллирует к логике и здравому смыслу подчёркивает необходимость решения Недостатки:
не является доказательством напоминает «шантаж»
опирается на оценочное суждение «стоит / не стоит»
Доказательство двадцать второе, научно-историческое: Новый Завет является достоверным историческим источником, и описываемые в нём события и факты подтверждаются данными археологии, текстологии и палеографии; в нём опи-
сывается исторический факт боговоплощения - явления Бога людям во Христе. Значит, Бог есть.
Другими словами, если мы, вообще, что-либо достоверно знаем из древней истории, то события земной жизни Христа нам известны из наиболее достоверных письменных источников и артефактов по критериям, выработанным и применяемым ко всем иным историческим событиям самой исторической наукой. Если мы отвергнем его, то нам придётся признать, что мы, вообще, ничего не знаем, а с этим не согласится ни один учёный. Следовательно, это свидетельство о Боге истинно, и Он есть.
Возражение: Но ведь нам практически ничего не известно о первых тридцати годах жизни Христа, и мы судим о Нём лишь о нескольких годах, описанных в Евангелиях. Наше знание заведомо ограничено и может оказаться ложным.
Ответ: Да, но ведь ни об одном событии или явлении нам не известно всего, и мы, тем не менее, делаем из нашего ограниченного знания самые широкие обобщения. Ньютон, например, не видел всех падающих предметов, но из тех, что он видел падающими, сделал вывод о законе всемирного тяготения. Достоинства:
апеллирует к данным исторической науки апеллирует к логике историческое свидетельство обильно Недостатки:
требует исторического мышления требует исторической грамотности подразумевает веру в сверхъестественное/чудеса
Доказательство двадцать третье, личностное: Жизни множества людей были преображены личностью Христа Бога. Значит, Бог есть.
Другими словами, свидетельство преображённых Христом жизней - преступники стали святыми, трусы стали героями веры, грешники стали праведниками и т.д. - благодаря следованию за Христом является чудом, объяснимым лишь Его Божественностью. Следовательно, Бог существует и деятельно участвует в жизни мира.
Возражение: Но ведь многие и не последовали за Христом, а значит отдельные примеры не могу считаться правилом, и ничего не доказывают.
Ответ: Да, но, во-первых, таких «отдельных примеров» великое множество. И, во-вторых, Христос ведь и проповедует личную свободу выбора: лишь те, кто
свободно, лично и искренне приняли решение о вере в Бога и следовании за Христом, испытали чудесное преображение. Достоинства:
апеллирует к свидетельству святости, праведности и мученичества подкреплено множеством исторических свидетельств Недостатки:
требует знакомства с историей церкви требует веры в сверхъестественное/чудеса некоторые жития сомнительны
Доказательство двадцать четвёртое, личная встреча: В жизни людей происходит чудо личной встречи с живым Богом. Значит Бог есть.
Другими словами, Бог сам жаждет встречи с каждым человеком и является в жизни разных людей под разными образами, в разных событиях или явлениях -зримыми и ощутимыми, во сне или наяву, под видом иного человека или в образе Христа, сокровенно или явно и т.д. - а, значит, Он существует.
Возражение: Но ведь в жизни многих людей эта встреча не произошла, а значит это доказательство на них никак не подействует.
Ответ: Да, но они могут узнать об опыте встречи с Богом от других людей, которым они доверяют, и убедиться в реальности этой встречи по тому, какое колоссальное она на них произвела впечатление. Достоинства:
подкреплено множеством личных свидетельств о Христе
о Боге, жаждущем личной встречи Недостатки:
требует доверия к личному опыту такой опыт бывает трудноописуем
Доказательство двадцать пятое, кибернетическое: Всё живое появляется на свет в соответствии со своим информационным генетическим кодом, который, следовательно, предшествует появлению самого организма; науке не известно никакого другого источника информационного кода, кроме разума, значит всему живому предшествовал живой, разумный, могущественный Программист, т.е.
Другими словами, без кибернетического кода не была бы возможна жизнь, а любой известный науке информационный код является продуктом разумной
деятельности. Следовательно и генетический код всего живого, включая человеческий, был создан разумом, очевидно, не человеческим и несравненно более могущественным, т.е. Богом.
Возражение: Но ведь этот код мог согласно дарвиновской теории эволюции появиться путём естественного отбора, т.е., без всякого высшего разума?
Ответ: Слабость этого предположения в том, что даже для создания самого простого составного элемента живого организма (не говоря уже о целом организме) уже требуется сложнейший информационный код. Однако науке не известно ни одного даже простейшего кода, появившегося случайно и без участия разума. Достоинства:
подкреплено кибернетическими исследованиями
о живом Боге
Недостатки:
требует знакомства с информационными технологиями идёт вразрез с общепринятой дарвиновской теорией Достоинства:
подкреплено кибернетическими исследованиями
о живом Боге
Недостатки:
требует знакомства с информационными технологиями идёт вразрез с общепринятой дарвиновской теорией
Доказательство двадцать шестое, информационная матрица: Информационная матрица может оставаться неизменной при разрушении одного из её материальных носителей, что подтверждает возможность существования независимой от материального носителя души, а, следовательно, и высшего духовного Существа, т.е., Бога.
Другими словами, современная кибернетическая наука утверждает, что материя вовсе не является необходимым условием бытия духа, т.е., «функцией головного мозга» и «продуктом высокоорганизованной материей» и т.д., а, следовательно, духовная сущность - душа, Дух и Бог - вполне реальны.
Возражение: Но ведь информационная матрица и душа - это же далеко не одно и то же, а значит и аргументация не совсем применима к доказательству существования души и тем более Бога.
Ответ: Да, но ведь этот аргумент и возник в ответ на утверждение материалистов о том, что что-либо духовное (душа, Бог) может существовать лишь, как
следствие материального и целиком от него зависеть. А это, как видно, не так. Достоинства:
подкреплено кибернетическими исследованиями оспаривает материалистическую теорию о Духе Божием Недостатки:
требует знакомства с информационными технологиями идёт вразрез с общепринятой материалистической теорией лишь о возможности бытия Божия
Доказательство двадцать седьмое, прагматическое (Вольтер): Людям образованным Бог не нужен, но он очень нужен людям тёмным, чтобы они не зарезали своих хозяев; поскольку же всем людям свойственно в какие-то мгновения или периоды своей жизни терять, искажать или забывать знание, приобретённое образованием, то Бог нужен всем. Поэтому лучше считать, что Он есть.
Другими словами, твёрдое представление о бытии Божием это то, благодаря чему человечество до сих пор не самоуничтожилось. А следовательно, его и следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы было кому в нём сомневаться.
Возражение: Но ведь с умножением знания и всеобщей образованности постепенно отпадёт и эта необходимость, а значит это - не Бог, а только вера в него.
Ответ: Несмотря на постоянное умножение знания и образованности в течение всей истории человечества, большинство людей продолжают оставаться «тёмными», то есть, нуждающимися в Боге, чтобы не озвереть. Достоинства:
опирается на авторитет «великого скептика» апеллирует к личному и общественному опыту апеллирует к потребности в Боге Недостатки:
доказывает необходимость веры в Бога, а не Его бытия адресуется образованному, а не «тёмному» оппоненту
Доказательство двадцать восьмое (С.Л. Франк): Бог познаваем не как объект, а как субъект Его откровения человеку о Себе. Поскольку человек обретает это откровение, то Бог есть.
Словами самого С.Л. Франка: «Искание Бога есть уже действие Бога в человеческой душе», а, поскольку это искание увенчивается обретением (или отвержением) Бога, следовательно Бог есть.
Возражение: Но ведь не все же люди ищут и не все обретают, а некоторые ещё и отвергают. Значит, это доказательство не для всех.
Ответ: Не все ищут сознательно и целенаправленно, но любому человеку свойственно любопытство, любознательность, интерес или хотя бы недоумение о бытии Божием, и его может быть достаточно для обретения откровения о Нём. Принять же это откровение или отвергнуть - личный выбор каждого. Достоинства: Богу - вся слава! о живом и личностном Боге
дарует надежду на то, что Бог «докричится» до каждого Недостатки:
в свою очередь требует обоснования снимает с человека ответственность за поиск может не подтверждаться личным опытом
Доказательство двадцать девятое, от икоты (Венедикт Ерофеев): «Закон - он выше всех нас. Икота - выше всякого закона. И как поразила вас недавно внезапность ее начала, так поразит вас ее конец, который вы, как смерть, не предскажете и не предотвратите: Двадцать два - четырнадцать и все. И тишина. И в этой тишине ваше сердце вам говорит: она неисследуема, а мы - беспомощны. Мы начисто лишены всякой свободы воли, мы во власти произвола, которому нет имени и спасения от которого - тоже нет. Мы - дрожащие твари, а она - всесильна. Она, то есть Божья Десница, которая над всеми нами занесена и пред которой не хотят склонять головы только одни кретины и проходимцы. Он непостижим уму, а следовательно, Он есть. Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
Другими словами, Бог является человеку в сверхъестественном, личном, непосредственном, парадоксальном опыте, из которого и вытекает утверждение Его бытия.
Возражение: Но ведь это же цитата из художественного произведения, то есть слова вымышленного героя, кстати, сомнительной трезвости!
Ответ: Да, но именно это и утверждает автор книги: только самое смиренное состояние и расположение души и сознания человека раскрывает его сердце навстречу живому и непосредственному явлению Бога в его жизни. Достоинства:
искусная художественная форма взывает к личному опыту человека парадоксально
Недостатки:
не на всякий художественный вкус снимает с человека ответственность за поиск парадоксально и недоказательно в строгом смысле слова Доказательство тридцатое, от термодинамики (Р. Клаузиус): Вечное бытие противоречит второму началу термодинамики, согласно которому все звёзды во вселенной должны были бы давно погаснуть, а атомы распасться, если она существовала вечно. Следовательно бытие всего сущего поддерживается извне - вечной, всемогущей и всеблагой (бытие = благо) силой, т.е., Богом.
Другими словами, энтропия вселенной (необратимое рассеивание энергии) в бесконечности времени приводит «максиму энтропии», «тепловой смерти» вселенной, а этого до сих пор не произошло, а значит вселенная конечна и своим бытием обязана внешней силе, т.е. Богу.
Возражение: Но ведь согласно современному состоянию научной космологии вселенная неоднородна во времени и пространстве и, следовательно, достижение ею максиму энтропии крайне маловероятно.
Ответ: Да, но в вечности времени даже крайне маловероятные явления должны были когда-то уже произойти, однако вселенная существует, а значит - источником её бытия является Бог. Достоинства:
основано на законах физики
взывает к математической логике
Недостатки:
требует знания физики
не разделяется некоторыми учёными
не о живом Боге
Доказательство тридцать первое, креационистское: В природе существуют сложнейшие организмы, живые системы и органы, которые не могли бы развиться в целое из своих частей, которые функционально связаны друг с другом, то есть могли появиться только одновременно, по единому гармоничному замыслу, в свою очередь, «вписавшему» их в окружающую природу. Источником и «осуществителем» этого замысла может быть только Бог.
Другими словами, «неупрощаемая сложность» (М.Дж. Бихи) биологических систем и организмов требует их сотворения согласно единому замыслу всемогущего Творца, т.е. Бога.
Возражение: Но ведь отдельные части этих органов могли развиться сами по себе для других целей и как части других органов, а потом соединиться вместе вследствие случайной мутации, а значит - без помощи Бога?
Ответ: Да, но и эти «другие органы», в свою очередь, представляют из себя системы с «неупрощаемой сложностью» строения, а, следовательно, и для их возникновения необходим и замысел, и его «Осуществитель». Достоинства:
основано на биологических знаниях
взывает к логике
Недостатки:
требует знания биологии не разделяется некоторыми учёными не о живом Боге
Доказательство тридцать второе, от гениальности: Большинство гениев науки, например, Нобелевских лауреатов и выдающихся научных деятелей от древности до современности, верили и верят в Бога, а они мудрее, чем простые смертные. Значит, Бог есть.
Другими словами, поскольку мы признаём особые дары и таланты выдающихся людей, а они свидетельствуют о своей вере в Бога, то и в этом отношении они для нас должны представлять авторитет и источник мудрости.
Возражение: Но ведь специалист в какой-то одной области не всегда является гением в другой, и значит мнение гениев в отношении веры может не быть ни истинным, ни авторитетным?
Ответ: Да, но сам тот факт, что верующих гениев - подавляющее большинство уже свидетельствует о том, что вера в Бога непосредственно и последовательно коррелирует с мерой одарённости человека. Достоинства:
основано на авторитете выдающихся людей взывает к логике о живом Боге Недостатки:
требует доверия к науке, искусству и обществу требует знакомства со свидетельствами гениев допускает «элитарность» веры
Доказательство тридцать третье, от святости: На протяжении истории святым и праведникам Бог являлся непосредственно и в Своих откровениях о Себе.
Стремление человека к чистоте и святости является свидетельством заложенного в него стремления к Богу, а значит Бог есть.
Другими словами, авторитета личности, жизни и наследия святых и праведников достаточно для того, чтобы уверовать в Бога.
Возражение: Но ведь хорошие люди следовали и ложным убеждениям, целям и ценностям?
Ответ: Да, но их жизнь не была исполнена той чистоты, святости и праведности, а также тех особых знамений Божьей благодати, которые ниспосылается только следующим за Ним. Достоинства:
основано на авторитете святых и праведников опирается на Священное Предание о живом Боге Недостатки:
требует знакомства с житиями святых и праведников малоубедительно для циников
Доказательство тридцать четвёртое, гуманистическое: Войны под религиозными лозунгами, составляющие абсолютное меньшинство войн в истории (121 из 1642), были менее кровопролитными, чем войны по политическим, идеологическим, экономическим и любым другим мотивам (9 млн. чел. из 443 млн. чел.). Следовательно даже во времена конфликтов религия благотворна, и верить в Бога следует ради спасения жизни людей.
Другими словами, вера в Бога даже во времена войн и катаклизмов спасала множество человеческих жизней, а атеизм приводил к массовым военным преступлениям и убийствам. Следовать за Богом и исполнять Его заповеди необходимо уже из чисто гуманистических соображений.
Возражение: Но ведь и от имени религии совершались злодеяния и убийства, а всеблагой и всесильный Бог не допустил бы того, чтобы Его имя осквернялось.
Ответ: Да, религиозными мотивами люди часто прикрывают свои нечистые замыслы, но Бог предоставил людям свободу выбора - даже рискуя Своей собственной репутацией. Достоинства:
основано на фактах истории и статистических данных взывает к гуманизму о живом Боге
Недостатки:
требует доверия к статистике
доказывает скорее достоинства религиозности, чем бытие Божие противоречит распространённому мнению
Доказательство тридцать пятое, нано-биологическое (Джеймс Тур): Невозможно ни представить себе, ни, тем более, создать условия при которых клетка, её составляющие и её механизмы могли бы сложиться без участия внешнего могущественного и мудрого воздействия. Причём, чем более наука узнаёт о клетке, её составляющих и её механизмах, тем более могущественным и мудрым оказывается их создатель. Таким образом нано-биология последовательно приближается к доказательству бытия Божия.
Или, по словам нано-биолога Джемса Тура: «Происхождение первичной жизни, таким образом, является тем «гвоздём, который держит крышку гроба закрытой» в отношении теории биологической эволюции. Без этой первичной жизни или простой клетки, требующей четыре молекулы разных типов плюс информацию, всякие предположения о биологической эволюции лишены основания называться жизнеспособными. А без жизни трудно говорить о биологии».
Возражение: Но ведь можно предположить, что с развитием научных исследований в этой области будет найдет механизм возникновения жизни, и тогда нужда в его объяснении бытием Божием отпадёт?
Ответ: Да, фантазировать можно сколько угодно, но наука имеет дело с фактами, а они упрямо свидетельствуют о необходимости высшей силы и высшего разума для возникновения жизни. Достоинства:
основано на фактах естественнонаучных исследований основано на авторитете Нобелевского лауреата о живом Боге Недостатки:
требует научного знания
требует доверия к науке
противоречит распространённому мнению
Доказательство тридцать шестое (Калям): Всё, что появилось на свет, имело причину своего появления на свет. Вселенная появилась на свет, поскольку, если бы она была вечной, то бесконечная череда предшествующих настоящему моменту причин и следствий не могла бы, будучи бесконечной, привести к настоя- доказательства бытия божия в применении к миссии
щему моменту. Однако настоящий момент наступил, следовательно вселенная конечна, имеет начало и, значит, у вселенной была причина появления на свет, т.е. Бог-Творец.
Калям (тростник, писчий инструмент), в отличие от религиозной догмы, является жанром разумного истолкования исламского учения. Бог есть потому, что вселенная не бесконечна, что доказывается наступлением настоящего момента времени, который был бы невозможен, если бы ему предшествовала бесконечность, поскольку бесконечная череда причинно-следственных связей не может осуществиться даже в бесконечном времени.
Возражение: Но ведь христиане верят в бессмертие души, а значит в бесконечность будущего времени, так почему же оно не может быть бесконечным в прошлом?
Ответ: Именно потому, что время по самой своей природе анизотропно, т.е. едино-направленно - от прошлого к будущему - прошлое конечно, а будущее вечно.
Достоинства:
адресовано к мусульманской культуре и мудрости
следует строгой логике
Недостатки:
крайне абстрактно
требует богатого воображения
то, что начало = Творец, не доказано
Доказательство тридцать седьмое (личное доверие): Человек, которому я доверяю, говорит, что Бог есть. Значит, Бог есть.
Другими словами, важна не столько вера в бытие Божие, сколько доверие к Нему, а внушить такое доверие может свидетельство близкого, любимого и доверенного человека, друга, родителей или другого авторитетного лица.
Возражение: Но ведь и друг, и даже родители могут ошибаться, веря во что-то ненастоящее или неправильное.
Ответ: Да, но наше доверие к ним зиждется не на их безошибочности, а на их любви к нам, заботе о нас, желании нам лучшего. Достоинства:
опирается на личный опыт, образец веры
эмоционально
свидетельство о живом Боге
Недостатки:
возможно злоупотребление личным доверием, зависимость «стадный инстинкт» религиозная культура вместо веры
Доказательство тридцать восьмое, «протестантское»: В Библии написано, что Бог есть. Значит, Бог есть.
Другими словами, если я уже верю в Библию, как Слово Божие, как священный и сакральный текст, а в ней описывается история взаимоотношений между человеком и Богом, то Бог, конечно, есть.
Возражение: Но ведь существуют и другие священные тексты, а в них говорится о совсем другом «боге» или даже о «богах»?
Ответ: Да, но только Библия обладает как внутренним (рукописи), так и внешним (артефакты) свидетельством своей истинности как Слова Божия. Происхождение и достоверность всех других т.н. «священных текстов» весьма сомнительны. Достоинства:
опирается на авторитет Св. Писания подтверждается свидетельством исторической науки свидетельство о живом Боге Недостатки:
требует знакомства с историей, текстологией и археологией
требует доверия к Св. Писанию
опасность формального отношения к тексту
Доказательство тридцать девятое, «модальное» (C. Hartshorn & N. Malcolm): Бог по определению сущий, т.е. необходимо обладает свойством бытия. Его невозможно представить ни несуществующим, ни зависимым в Своём бытии от каких-либо условий - это было бы абсурдом. Следовательно Он есть. Другими словами: Бог либо существует, либо нет. Бог не может ни обрести бытие, ни его потерять. Если Бог есть, то Он не может перестать быть. Следовательно, если Бог есть, то Он есть необходимо. Если Бог не существует, то Он не может начать существовать. Следовательно, если Бога нет, то Его бытие невозможно. Следовательно, бытие Божие либо необходимо, либо невозможно.
Однако бытие Божие невозможно, лишь если понятие Бога внутренне-противоречиво.
Понятие Боа не является внутренне-противоречивым. Следовательно, бытие Божие не является невозможным. Следовательно, исходя из пунктов 7 и 10, бытие Божие необходимо. Возражение: Но ведь если Бог обладает свойством бытия «необходимо», и «по определению», то уже и доказывать нечего? Не является ли это примером круговой логики?
Ответ: Нет, не является, поскольку это доказательство как раз приводит доводы в пользу необходимости Его бытия и в пользу невозможности Его небытия. Достоинства:
опирается строгое логическое рассуждение
восходит к доказательству Ансельма (онтологическому)
Недостатки:
требует владения законам формальной логики абстрактно и не наглядно не о живом Боге
Доказательство сороковое, красота природы: В окружающей природе присутствует красота, не объяснимая законами самой природы и не сотворённая самим человеком, но воспринимаемая им как красота и гармония. Значит, и эта красота, и способность человека её воспринимать сотворены первоисточником красоты, т.е., Богом. Следовательно Он есть.
Другими словами, невозможно поверить в то, что природная красота совершенно случайно совпала с представлением человека о гармонии природы. Следовательно, и то и другое являются взаимодополняющими частями единого Божественного замысла. А значит Бог есть.
Возражение: Но ведь бывают же люди, относительно или даже совершенно равнодушные к природной красоте, для который «природа - не храм, а мастерская»?
Ответ: Да, но ведь тургеневский Базаров описан автором «Отцов и детей» почти карикатурно, и подчёркнуто ущербным в этом отношении, поскольку полноценный человек не может не восхищаться природной гармонией. Достоинства:
опирается на личный опыт эмоционально
подтверждается произведениями искусства
Недостатки:
может не тронуть менее чувствительного к красоте человека не исключает подмены «красоты» - «пользой» подразумевает общность опыта
Доказательство сорок первое, от мучеников: свидетельство сонма мучеников, страстотерпцев и исповедников веры, не пожалевших самой своей жизни для свидетельства о Боге, служит достаточным доказательством Его бытия и истинности.
Другими словами, многочисленные подвиги веры, позволившей мученикам за неё не отступиться от Христа перед лицом страданий и смерти является ярчайшим свидетельством её истинности, а, следовательно, и бытия Божия.
Возражение: Но ведь люди принимали мучения и умирали точно также за вполне земные идеалы и убеждения.
Ответ: Да, но ни их жизнь, ни их смерть, ни их загробное бытие (останки, мощи, образы) не являли особых знамений Божией милости и благодати. Достоинства:
свидетельство Писания и на многовековой опыт Церкви свидетельство артефактов
подтверждается предметами церковного искусства Недостатки:
требует знакомства с церковной историей и церковным искусством часть свидетельств легендарна
Доказательство сорок второе, «антропный принцип»: Вселенная точно настроена для существования жизни, а, следовательно, её «Настройщик» сотворил её ради человека, способного свободно избрать прославление своего Творца. А, значит, Бог есть.
Другими словами: «Одно из самых главных косвенных доказательств бытия Бога - это антропный принцип. Вся Вселенная создана под человека. Потому что если на несколько десятых долей процентов изменить константы - все будет разрушено, и во Вселенной не будет человека. Например, чуть-чуть поменять заряд электрона, и у воды уже не будет максимальной плотности при 4 градусах, и она будет вымерзать. Другие константы поменять: вообще не зародится углерод - он будет быстро сгорать. Это самое лучшее доказательство бытия Бога. Между прочим, все другие варианты создания Вселенной приводят либо к мистике, любо к цепочке нелепых случайностей. И в это можно верить только слепо. Вера в Творца, в конце концов, логически более оправдана, чем вера в бесконечное число случайностей, включая стихийную самоорганизацию» - д. ф.-м. н. Ольховский В.С.
Возражение: Но ведь возможно допустить существование множественных миров, в которых этот принцип не соблюдается.
Ответ: Да, но для такого допущения у человека должны быть хоть какие-то основания, а таковые невозможны в принципе, ибо при его несоблюдении не возможен сам человек. Достоинства:
опирается на самые передовые научные открытия взывает к строгой научной логике подтверждается текстом Писания Недостатки:
требует знакомства с передовыми научными знаниями
не исключает теорий «множественности миров» или «неравномерности» вселенной
Доказательство сорок третье, кумулятивное: Ни одно из доказательств бытия Божия не является достаточным и окончательным, но все вместе они представляют достаточно оснований для веры в Его бытие.
Другими словами, разные доказательства бытия Божия призваны рассмотреть этот вопрос с разных сторон и, благодаря этому, способны составить у человека более полное представление о том, насколько бытие Божие может считаться фактом обоснованным и истинным.
Возражение: Но раз ни одно из доказательств не является окончательным, значит ни одно из них не является и, в строгом смысле, доказательством.
Ответ: Совершенно верно, «доказательствами» (от лат. argumentum) они называются по традиции, но, строго говоря, являются свидетельствами или доводами, предоставляющими человеку сделать свой выбор, во-первых, лично, во-вторых, ответственно и, главное, осведомлённо. Достоинства:
опирается на всю сумму доводов обращено к любому человеку обладает кумулятивным эффектом оставляет возможность свободы выбора Недостатки:
оставляет впечатление «недостаточности» доводов
оказывает давление на выбор
механистично
Доказательство сорок четвёртое, от атеизма: Критика веры в Бога со стороны атеистов настолько несостоятельна и неубедительна, что вера в Него представляется более обоснованной и оправданной.
Иными словами (д-р богословия Д. Кларк): «Люблю спорить с атеистами. Слабость их нападок на веру как ничто другое утверждает меня в её истинности».
Возражение: Но неправота вашего оппонента сама по себе ещё не доказывает вашей правоты, поскольку вы оба можете оказаться неправы.
Ответ: В данном случае имеет место бинарная оппозиция, т.е., выбор не из многих возможных вариантов, а всего из двух: бытия Божия или Его небытия. Следовательно, слабость аргументации одной из сторон уже свидетельствует о доказательной силе другой. Достоинства:
опирается на отрицательный опыт атеизма
взывает к честности, трезвенности и рефлективности оппонента
Недостатки:
принцип «сам дурак»
не приводит положительных доказательств
Доказательство сорок пятое, политическое: Политика двух государств, построенных на атеистической идеологии (Китай и СССР), стала причиной самой массовой гибели населения - собственного и других государств - за всю историю человечества. Чтобы избежать этого в будущем, государствам следует поощрять религиозную веру и строить свою политику, исходя из бытия Божия и Его участия в жизни мира.
Иными словами, бытие Божие доказывается тем, что отступление от веры в Него в государственной политике, оборачивается гибелью и страданием множества граждан, как самой этой страны, так и её соседей.
Возражение: Но ведь множество людей гибли и гибнут и в результате политики государств, провозглашающих себя «религиозными»?
Ответ: Да, эти «множества» оказываются несоизмеримо меньше в «религиозных» странах: от всех тиранов вместе взятых погибло меньше людей, чем от рук Сталина и Мао. Достоинства:
подтверждается историческим опытом человечества
измеримо и наглядно
эмоционально
Недостатки:
неубедительная статистика
вызывает горькие национальные чувства
Доказательство сорок шестое, прагматическое: Законы Божьи действительно работают, исполнение Его заповедей на самом деле выгодно, молитвы и посты реально помогают - следовательно Бог есть.
Иными словами, следование за Богом даёт положительные результаты, то неверие в Него просто не практично.
Возражение: Но ведь не все законы Божьи действуют мне на пользу, и не на все свои молитвы я получаю положительный ответ?
Ответ: Да, мы не всегда признаём ту пользу, которая следует из соблюдения законов Божьих, и не всегда согласны с тем ответом, который получаем на свои молитвы. Дело, таким образом, не самих законах и не в ответах на молитвы, а в падшести и греховности человека, не признающего их благость. Достоинства:
исходит из практической пользы подтверждается личным и общественным опытом измеримо Недостатки:
низменно и не возвышенно требует готовности к риску
Настоящая компиляция намеренно не систематизирована (кроме выделения классических доказательств), ибо преследует цель лишь представить возможность множественного подхода к данной апологетической и миссионерской задаче - доказательству бытия Божия. Краткие оценочные комментарии к каждому из них призваны помочь в выборе их для применения в конкретной аудитории или в общении с конкретным оппонентом.
Библиография
1. James Tour, Origin of Life, Intelligent Design, Evolution, Création and Faith. URL: https://www.jmtour.com/personal-topics/evolution-creation (дата обращения 30.11.2022).
2. Richard McDonough. Norman Malcolm (1911-1990): Internet Encyclopedia of Philosophy and its Authors, URL: https://iep.utm.edu/malcolm/ (дата обращения: 30.11.2022)
Раздел I
Научные статьи и исследования
3. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Портал Lit-Ra.su Онлайн библиотека, URL: https://lit-ra.su/mihail-bulgakov/master-i-margarita (дата обращения 30.11.2022)
4. Быховский Б. Э. Джордж Беркли. - М.: Мысль, 1970.
5. Ерофеев Венедикт, Москва - Петушки. ЛитМир - Электронная Библиотека, URL: https://www.litmir.me/a/?id=2589 (дата обращения 30.11.2022).
6. Питер Крифт, Рональд Тачелли. Справочник по христианской апологетике. - Христианский научно-апологетический центр, 2011.
7. Профессор в области ядерной физики Владислав Ольховский: «Вся Вселенная создана под человека». Портал Православие.ру, URL: https://pravoslavie. ru/44938.html (дата обращения 30.11.2022).
8. Флоренский П., священник. Сочинения в четырех томах. - М.: Мысль, 1996.