Научная статья на тему 'ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ПУТИ ИХ РОСТА'

ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ПУТИ ИХ РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ / СОБСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яруллин Р.Р., Вафина А.Н.

Данная статья раскрывает доходы местных бюджетов, их значение и потенциал в современном мире. В свою очередь, анализируя доходы и расходы в РФ за последние года, проблемы, возникшие при распределении бюджета по муниципальным образованиям. Кроме того, приводятся предложения для решения проблем роста местного бюджета. В статье приводятся методические рекомендации Министерства финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVENUES OF LOCAL BUDGETS, WAYS OF THEIR GROWTH

This article reveals the revenues of local budgets, their importance and potential in the modern world. In turn, analyzing the income and expenses in the Russian Federation in recent years, the problems that have arisen in the distribution of the budget by municipalities. In addition, proposals are given to solve the problems of the growth of the local budget. The article provides methodological recommendations of the Ministry of Finance.

Текст научной работы на тему «ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ПУТИ ИХ РОСТА»

ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ПУТИ ИХ РОСТА

Р.Р. Яруллин, д-р экон. наук, профессор А.Н. Вафина, студент

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-5-1-256-259

Аннотация. Данная статья раскрывает доходы местных бюджетов, их значение и потенциал в современном мире. В свою очередь, анализируя доходы и расходы в РФ за последние года, проблемы, возникшие при распределении бюджета по муниципальным образованиям. Кроме того, приводятся предложения для решения проблем роста местного бюджета. В статье приводятся методические рекомендации Министерства финансов.

Ключевые слова: местный бюджет, Министерство финансов, собственные доходы, муниципальное образование, экономический потенциал региона.

Местные бюджеты оказывают большое значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач. Во-первых, влияет на распределение общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Основным при распределении государственного бюджета между бюджетными системами заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Делая вывод из этого, доходы местных бюджетов формируется за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

Сегодня руководители муниципальных образований сталкиваются с проблемой постоянной нехватки средств на текущие нужны и развитие городов, районов, округов и поселений. Трудности осуществления быстрого укрепления доходной базы местных бюджетов и развития их самостоятельной работы усложняет и приостанавливает процесс финансового оздоровления страны.

Местные бюджеты - важная составляющая финансовой системы государства, так как это источники финансирования широкого круга мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в муниципальных образованиях страны. Местный бюджет является формой социальных и экономических отношений, которые строятся в процессе формирова-

ния, распределения и использования муниципальных финансовых ресурсов, предназначение которых финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления [3].

Для современного этапа развития межбюджетных отношений характерно повышенное внимание к проблеме укрепления доходной базы муниципалитетов с целью обеспечения самодостаточности местных органов власти и получения жителями территорий необходимого количества общественных благ.

Для укрепления налоговой составляющей доходной базы муниципалитетов можно выделить следующие направления работы:

- сокращение числа выпадающих из налогообложения объектов недвижимого имущества, путем проведения инвентаризации объектов земельной и имущественной собственности;

- выявление земельных участков, при налогообложении которых используется ставка земельного налога, не соответствующая фактическому виду использования земельного участка;

- повышение налогооблагаемой базы за счет актуализации кадастровой стоимости недвижимого имущества и земельных участков;

- выявление иногородних организаций, заключивших муниципальные контракты для выполнения работ на период более одного месяца, в целях проведения меропри-

ятий по постановке их на налоговых учет по месту осуществления деятельности;

- выявление предпринимателей, которые не состоят на налоговом учете;

- стимулирование осуществления инвестиционных вложений, укрепление и развитие производственной базы, повышение уровня деловой активности населения, стимулирование развития малого бизнеса;

- повышение информативности жителей муниципалитетов путем проведения консультаций и разъяснительной работы, нацеленной на повышение уровня их осведомленности об обязанности осуществления в установленном законодательством порядке государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на объекты недвижимости и уплаты имущественных налогов;

- обеспечение легализации теневой деятельности экономики, включая теневой оборот земель;

- выявление хозяйствующих субъектов с признаками выплаты серой заработной платы;

- совершенствование механизма мобилизации, учета и контроля за полнотой и

Анализируя таблицу 1, можно сказать, что доходы местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 исполнены в объеме 5536,0 млрд. рублей или с ростом на 9,6% к аналогичному периоду прошло года. Также за анализируемый год увеличились расходы на 9,2%. Собственные доходы местных бюджетов (без учета возвратов остатков прошлых лет), которые используются муниципальными образованиями для финансового обеспечения решения во-

своевременностью внесения налоговых платежей, применения системы административных мер к лицам и организациям, уклоняющимся от уплаты налогов, включая создание межведомственных комиссий [4].

Министерство финансов подготовил методические рекомендации по увеличения доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований: расширить налогооблагаемую базу; выявить неплательщиков налогов; увеличить поступления в местных бюджет; выявить потенциальные источники доходов.

Так же рекомендует совершенствовать работу существующих в муниципалитетах комиссий по легализации налоговой базы. Одна из возможных мер - введение в состав комиссии отраслевых экспертов. Это могут быть представители органов местного самоуправления, научной среды, бизнес-сообществ. Главное, чтобы они знали особенности конкретной отрасли и были хорошо осведомлены о фактическом положении дел на предприятии [1].

просов местного значения, по состоянию на 01.01.2022 выросли на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 3748,8 млрд. рублей.

Наиболее обширной сферой жизнедеятельности в экономике является понятие «экономический потенциал региона».

Экономический потенциал зависит от количества трудовых ресурсов и качества их профессиональной подготовки, производственных мощностей промышленных и

Таблица 1. Основные показатели местных бюджетов в РФ, млрд. руб.

Наименование показателя Исполнено на 01.01.2021 Исполнено на 01.01.2022

Доходы, всего 5049,6 5536,0

Собственные доходы 3401,7 3751,7

Налоговые и неналоговые доходы 1647,2 1868,7

Налоговые доходы 1404,5 1569,8

Неналоговые доходы 242,7 298,9

Межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней (без субвенций) и другие безвозмездные поступления 1754,5 1883,0

Субвенции 1647,9 1784,3

Расходы, всего 5017,7 5480,0

Дефицит/профицит 31,9 56,0

строительных организаций, производственных возможностей сельского хозяйства, напряженности транспортных магистралей и наличия транспортных средств, степени развития отраслей непроизводственной сферы, науки и техники, ресурсов, разведанных полезных ископаемых.

Все это требует системного отслеживания ситуации, развития процессов и их соответствующей корректировки [2].

Таким образом, субъекты РФ, имеющие наибольший профицит местных бюджетов отображается в таблице 2.

Таблица 2. Субъекты РФ, имеющие профицит бюджетов на 01.01.2022 (млрд. руб.)

Красноярский край 10,2

Челябинская область 6,2

Республика Саха (Якутия) 5,9

Краснодарский край 5,7

Воронежская область 2,8

Субъекты Российской Федерации, имеющие наибольший дефицит местных бюджетов по состоянию на 01.01.2022 отображается в таблице 3.

Таблица 3. Субъекты Рс имеющие дефицит бюджетов на 01.01.2022 (млрд. руб.)

Субъекты РФ Дефицит Источники финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ

Изменение остатков на счетах Кредитные средства

Пермский край -1,8 1,0 0,8

ХМАО -1,1 0,9 0,2

Сахалинская область -1,0 0,1 0,9

Амурская область -1,0 0,1 0,9

Тюменская область -0,9 0,9 0,2

Таким образом, объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2022 уменьшился по отношению к показателю на 01.01.2021 на 2,8% или на 10,6 млрд. рублей. Муниципальный долг на 01.01.2022 составляет 20,2% от объема фактических налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов за 2021 год.

Объем расходов муниципальных образований на обслуживание муниципального долга по состоянию на 01.01.2022 составил 16.1 млрд. руб., в том числе: расходы бюджетов городских округов, с внутригородским деление - 15,1 млрд. рублей; расходы бюджетов муниципальных районов -0,8 млрд. рублей; расходы бюджетов городских поселений - 0,2 млрд. рублей [1].

Если оценивать обеспеченность населения бюджетными средствами, то наиболее высокие результаты в Ханты-Мансийском АО и Ямало-Ненецкой АО. Объемы до-

ходных поступлений на данных территориях, которые связаны с добычей полезных ископаемых, высоки при относительно небольшой численности населения [5].

Оценив состояние региональных бюджетов, можно определить уровень использования бюджетного потенциал региона в сложившихся условиях. Мониторинг состояния бюджета позволяет определить проблемные места и разработать мероприятия, направленные на повышение уровня социально - экономического развития. Своевременное выявление недостатков и угроз при осуществлении бюджетного процесса поможет при принятии управленческих решений и обеспечит возможность определения дополнительных резервов, направленных на повышение бюджетной обеспеченности как условие экономического роста и устойчивости развития региона.

Библиографический список

1. Отчет от Министерство финансов РФ. Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации на 01.01.2022.

2. Угрюмова, А.А. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для вузов / А.А. Угрюмова, Е.В. Ерохина, М.В. Савельева. - 2-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2023. -477 с.

3. Крохина, Ю.А. Бюджетное право России: учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2023. - 374 с.

4. Аркадьева, О.Г. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / О.Г. Аркадьева, Н.В. Березина. - М.: Изд-во НИЦ ИНФРА-М, 2023. - 225 с.

5. Савельев, И.И. Оценка эффективности управления муниципальным образованием: учебное пособие / И.И. Савельев, К.А. Нефедова, Ю.А. Дмитриев, С.Н. Мамедов. - М.: Изд-во КноРус, 2023. - 208 с.

REVENUES OF LOCAL BUDGETS, WAYS OF THEIR GROWTH

R.R. Yarullin, Doctor of Economic Sciences, Professor A.N. Vafina, Student

Ufa Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Ufa)

Abstract. This article reveals the revenues of local budgets, their importance and potential in the modern world. In turn, analyzing the income and expenses in the Russian Federation in recent years, the problems that have arisen in the distribution of the budget by municipalities. In addition, proposals are given to solve the problems of the growth of the local budget. The article provides methodological recommendations of the Ministry of Finance.

Keywords: local budget, Ministry of Finance, own income, municipality, economic potential of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.