Научная статья на тему 'Доходный дом Петербурга: «Герой времени» и его прототип'

Доходный дом Петербурга: «Герой времени» и его прототип Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
502
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доходный дом Петербурга: «Герой времени» и его прототип»

Т. В. Ковалева

Доходный дом Петербурга: «герой времени» и его прототип

Известно, что в XIX веке крупные города Европы стремительно застраиваются многоэтажными домами, большинство из них многоквартирные, так называемые дома «под жильцов». Этот процесс в Петербурге превратил доходный дом в своеобразный памятник эпохе. «В доходном доме - разрешение всех насущнейших задач. Доходный дом - коллективный (из квартир или из магазинов в первом и втором этажах), вмещающий часто население целого уездного города, может быть представлен в Петербурге прекрасно найденными образцами»1, - так отзывался о доходных домах известный петербургский критик архитектуры, современник строительства некоторых из «образцовых» доходных домов Г. К. Лукомский.

Интересно, что подобные строения в истории архитектуры уже встречались. Более того, они принадлежали к одному из самых распространенных типов жилых построек античности. Так, в крупных и густонаселенных городах Римской империи «к I в. н. э. резко возросла этажность жилых домов; появились доходные дома в четыре, пять и даже шесть этажей»2. За массивность и крупные габариты их стали называть «островами» - «инсулами» (лат. insula - остров)3. Несмотря на то, что об античных домах нам известно гораздо меньше, чем о петербургских постройках XIX столетия, некоторые параллели в архитектурно-планировочной и объемно-пространственной композиции инсулы и доходного дома интересно рассмотреть.

Для начала следует вспомнить о схожести условий, способствующих появлению такого типа многоэтажного дома, квартиры которых предназначались для сдачи внаем. В Европе и России эти условия напрямую связаны с развитием капиталистических отношений, что повлекло за собой бурный прирост городского населения. И именно «рост городского населения обусловил не только нужду в наемном жилье, но и превращение строительства жилых домов в один из видов предпринимательства»,

1 Лукомский Г. К. Современный Петербург: очерк истории возникновения и развития классического строительства. СПб., 2002. С. 24.

2 Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства: в 2 т. Т. 1. М., 1979. С. 106.

3 Словарь античности: пер. с нем. М., 1994. С. 227.

а распространенность этого явления обусловила появление нового термина - «доходный дом»1.

В Римской империи то же самое обстоятельство, а именно - рост городского населения, вызвало к жизни подобный тип жилой постройки. Инсулы могли достигать пяти и шести этажей (по мнению некоторых исследователей - семи и даже девяти2), а «росли» вверх они по той же причине, что и в Петербурге, - из-за нехватки места для жилья и дороговизны городских земельных участков. Поэтому и тогда в Риме, и в XIX веке в Петербурге, строительство развивалось не вширь, а ввысь. В Риме до наших дней сохранились античные руины многоэтажных и многоквартирных жилых домов, в которых некогда «жила основная часть римского населения (в эпоху заката империи на каждый частный дом приходилось двадцать пять инсул)»3.

Еще один древний густонаселенный город - Остия, который располагался в устье Тибра и выполнял функции порта Рима, был застроен именно такими домами (при императоре Адриане в Остии проживало около тридцати тысяч горожан4). Здесь люди, обслуживающие работу главного порта империи, стремились жить как можно ближе к гавани, отсюда - «высотное» строительство и «...удушающая теснота рядовых жилых кварталов, застроенных многоэтажными жилыми домами»5.

Строились инсулы, как правило, из бетона с деревянным каркасом и кирпичной облицовкой. В петербургских домах стены возводились из кирпича и отделывались штукатуркой. Но если рассмотреть самые распространенные планировочные схемы петербургского доходного дома и римской инсулы, то можно обнаружить много общего. Например, их объединяет периметральность застройки предоставленного земельного участка. Как убеждает Е. И. Кириченко, изучая доходные дома Москвы и Петербурга, «к 30-м годам XIX века доходный дом Петербурга приобрел совершенно отчетливые типологические особенности, ставшие со временем характерным для городской застройки всех крупных городов России. К этому времени был выработан тип жилого дома со сложной конфигурацией плана, плотной застройкой участка, замкнутыми внутренними дворами, высокой этажностью и секционной планировкой здания»6.

1 Кириченко Е. И. Доходные жилые дома: Москва и Петербург (1770-1830) // Архитектурное наследство. М., 1962. Вып. 14.- С. 135.

2 Соловьев Н. К. Очерки по истории интерьера: Древний мир. Средние века. М., 2001. С. 125.

3 Рим: эхо имперской славы / пер. с англ. Т. Азаркович. М., 1997. С. 56.

4 Там же. С. 57.

5 Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства: в 2 т. Т. 1. М., 1979. С. 88.

6 Кириченко Е. И. Доходные жилые дома. С. 158.

Интересно сравнить эту характеристику петербургского доходного дома с определением, которое дает академический учебник римской ин-суле: «На протяжении II в. н. э. Рим обогатился сотнями жилых домов доходного типа (инсулами), которые заполнили все его центральные части. Дома эти отличались крайне упрощенной планировкой. Они состояли из многочисленных, совершенно одинаковых жилых помещений, объединенных длинными коридорами»1.

Непременным печальным атрибутом петербургских домов XIX века становятся тесные и темные дворы-колодцы, практически недоступные солнечному свету и свежему воздуху. Инсулы также имели собственные внутренние дворы, здесь в емкостях хранились запасы воды для хозяйственных нужд жителей дома. Скученность строений и теснота улиц при высокой плотности населения грозила многими бедами. С этим старались бороться. Известно, что в Риме после разрушительного Великого пожара 64 г. император Нерон попытался упорядочить застройку, установив для домов ограничения: высота инсулы не должна была превышать 21,5 метров, а между зданиями должен был оставаться проход не менее чем 3 метра2. Между тем, «уличная сеть Рима продолжала оставаться запутанной, а на окраинах города и даже в непосредственном соседстве с форумами сохранились крайне переуплотненные доходные дома»3. Ограничениям не следовали, строительство полностью отвечало интересам домовладельцев. В Остии целые улицы Дианы (I в.) и Фонтанов (II в.) были полностью застроены такими домами. В Петербурге правительство тоже вводило ограничительные нормы, утвержденные Строительным уставом 1857 г., согласно которым один двор на участке должен быть по крайней мере не менее 30 кв. саж., а другие меньшие дворы должны были сообщаться с улицей или другими дворами проездом не менее 4,5 аршинов4. Но даже такие плотные нормы застройки, противоречащие требованиям гигиены, нередко нарушались, что привело в итоге к формированию так называемых трущобных районов. Самый известный из них - между Екатерининским каналом и Фонтанкой - Коломна.

Несмотря на высокую плотность многоэтажной застройки, квартиры доходных домов Петербурга и инсул Древнего Рима были рассчитаны на квартиросъемщиков разного уровня доходов. Люди состоятельные могли снимать целый этаж, чаще всего, второй или третий. Эти этажи получали более тщательную отделку. Так, оконные проемы в римских домах долго

1 История искусства зарубежных стран: Первобытное общество. Древний Восток. Античность / под ред. М. В. Доброклонского и А. П. Чубовой. М., 1979. С. 177.

2 Рим: эхо имперской славы. С . 56.

3 Бунин А. В., Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Т. 1. С. 107.

4 Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990. С. 253.

оставались скромных размеров, но к середине I в. н. э. на вторых и верхних этажах стали появляться сравнительно большие оконные проемы. «Плиний писал, что в городских инсулах подоконники часто бывали столь широкими, что на них устраивали миниатюрные садики»1. А хорошо освещенные комнаты дорогих квартир украшались даже росписями. Примером может послужить Дом расписных потолков в Остии (I-II вв.).

В петербургских доходных домах потребность буржуазии украсить свой быт приводит к тому, что «каждый городской житель - торговец, откупщик, приказчик, канцелярист, мастеровой... хочет, чтобы его квартира ничем не отличалась от прежних барских, а может быть и царских покоев. Им подражали, старались перещеголять»2. Нередко даже высота второго или третьего этажей, предназначенных для более состоятельных квартиросъемщиков, отличается от расположенных выше, их окна и балконы пышно украшены для своих богатых клиентов, а высокий второй этаж с так называемыми «барскими» квартирами стал именоваться «бельэтажем» (от фр. belle - прекрасный, красивый). И такую своеобразную структуру доходных домов, продиктованную особенностями социального заказа, А. Л. Пунин считает специфической чертой застройки Петербурга: «.не только в одном квартале, но зачастую в одном и том же доме и размеры квартир, и уровень их комфортабельности были разными, рассчитанными на жильцов разного достатка. План многоквартирного доходного дома и его вертикальный архитектурный разрез становились своеобразной характеристикой социального разреза общества: типы квартир и населяющие их жильцы соответствовали ступеням социальной лестницы»3. Верхние этажи и римских инсул и петербургских доходных домов занимали более скромные квартиры, при этом чем выше этаж -тем беднее постояльцы.

Античные историки свидетельствуют, что под крышами римских ин-сул ютилась беднота, существовавшая на средства государства. Предполагается, что в низких и темных коморках верхних этажей инсул было, скорее всего, полное отсутствие удобств, санитарных условий и даже обособленности: все комнаты были либо проходные, либо объединены общим коридором (отдельные кухонные и туалетные комнаты располагались только на нижних этажах). И чтобы квартиросъемщики разного уровня дохода и проживающие на разных этажах не встречались друг с другом, на каждый этаж инсулы вела с улицы своя каменная лестница.

1 Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М., 1990. С. 27.

2 Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х гг. М., 1982. С. 68.

3 Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л., 1990. С. 255.

68

В доходных домах XIX столетия на верхних этажах проживали даже так называемые «угловые жильцы», которые были не в состоянии снять комнату, поэтому снимали только угол в ней. И поэтому здесь, в петербургских доходных домах, тоже существовала дифференциация лестниц. Так, в большие квартиры, расположенные вдоль парадного фасада, можно было подняться по двум лестницам: парадной (со стороны улицы) и черной (со двора; ею пользовалась прислуга и жители флигельных квартир). Парадные лестницы доходных домов получают роскошную отделку, как, например, в доме № 3 на Приморском проспекте (арх. Г. Боссе, 1853). Здесь в технике лепнины украшены потолки и верхняя часть стены. В доме № 15 по улице Коломенской (арх. Гольм, 1880) пол парадной покрыт метлахской плиткой, в центре - медальон с изображением знака Зодиака - созвездие Дракона. Классицистические мотивы прочитываются в декоративной обработке потолка парадной доходного дома № 25 на улице Миллионной (арх. Р. Гедике, 1877).

На первом этаже инсул размещались таверны. Это могла быть торговая лавка или мастерская с примыкающей к ней спальней (ремесленник мог арендовать это помещение и для жизни, и для работы); или закусочная - «термополий» - аналог кафе-«бистро» XIX века (они в свое время тоже разместились в первых этажах многоэтажных доходных домов Парижа, Петербурга и других городах Европы). Напротив входа в термопо-лиях располагался широкий каменный прилавок с углублениями в каменной столешнице для горшочков с едой. Чтобы кушанья не остывали, горшочки обкладывали углями, и каждого посетителя ждало уже готовое и горячее блюдо. В Остии в доме на улице Дианы (сер. I в.) можно посетить такую древнюю таверну. Термополий в доме Ларария в Помпеях тоже многое может рассказать о повседневном бытовании древнего горожанина. Так, кухня в этой таверне располагалась здесь же за стеной и была довольно тесной, жаровня с углями устроена поверх каменного очага - это было главным местом для приготовления пищи (посуду из бронзы закапывали глубоко в раскаленные угли и готовили пищу, а дым выходил через окно в стене над очагом). Еще за одной стеной размещалась жилая комната, в которой были устроены антресоли. Это позволяло увеличить жилую площадь и жить здесь же, может быть вместе с семьей.

Итак, у петербургского доходного дома - самой многочисленной городской жилой постройки XIX века - две тысячи лет назад был очень похожий предшественник. Степень сходства и различия этих построек еще предстоит изучить, но даже на первый взгляд можно без труда обнаружить множество аналогий. Хотя существует и противоположное мнение: «Доходный дом как особый архитектурный тип зданий был в середине XIX века сравнительно молодым, он не имел прямых исторических прототипов... Это обстоятельство в известной мере «уравнивало в правах» мотивы исторических архитектурных стилей... архитектор-эклектик

мог с равным правом использовать в отделке фасада многоэтажного доходного дома и «дожевские окна», и лепные рокайли «во вкусе Растрел-ли»1. Трудно полностью согласиться с этим высказыванием. Что касается архитектурного убранства петербургского доходного дома эпохи историзма, то наверное, это замечание справедливо. Вряд ли можно найти похожую ситуацию в истории архитектуры, когда свобода «умного выбора» позволяла соединять в декоре одного фасада несоединимую до определенной поры орнаментику различных стилей и направлений, архитектурные традиции различных стран, народов, художественных школ.

Но также трудно не заметить очевидное сходство петербургского доходного дома с римской инсулой. А сходство явственно и в назначении строительства, и в характере планировочной схемы, и в структуре объемно-пространственной организации и даже в параллельном стремлении расширить функцию данных строений (кроме жилья, устраивать в первых этажах мастерские, таверны, торговые лавки), все это, безусловно, повлияло и на визуальное сходство этих двух подобных строений. Петербургский доходный дом XIX века, ставший для архитектуры эпохи «воссозданий» или историзма «героем своего времени», по определению не мог не иметь в истории архитектуры своего прототипа. Представляется, что таким историческим прототипом была именно древнеримская инсула.

1 Там же. С. 276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.