Научная статья на тему 'Доходно-расчетные аспекты дистанционной торговли'

Доходно-расчетные аспекты дистанционной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / СПОСОБЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ФОРМЫ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДЕНЬГИ / DISTANCE SELLING / DISTANCE SELLING METHODS / ONLINE STORE / FORM OF PAYMENT FROM CUSTOMERSELECTRONIC MONEY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свешникова О.Н., Морозкина Т.С.

В современной жизни дистанционная торговля занимает одно из основных мест по причине ее преимуществ, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. В статье рассматриваются проблемы определения момента признания дохода при дистанционной торговле, особенности наиболее распространенных форм расчетов с покупателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доходно-расчетные аспекты дистанционной торговли»

Свешникова О.Н.1, Морозкина Т.С.2 ©

'К.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита;

2студент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва»

ДОХОДНО-РАСЧЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация

В современной жизни дистанционная торговля занимает одно из основных мест по причине ее преимуществ, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. В статье рассматриваются проблемы определения момента признания дохода при дистанционной торговле, особенности наиболее распространенных форм расчетов с покупателями.

Ключевые слова: дистанционная торговля, способы дистанционной торговли, интернетмагазин, формы расчетов с покупателями, электронные деньги.

Keywords: distance selling, distance selling methods, online store, form of payment from customerselectronic money.

Одной из форм реализации товаров является дистанционная торговля. В отличие от магазинной торговли, ее важным условием является наличие дистанции между продавцом и покупателем, при этом опускается возможность прямого ознакомления потребителя с товаром: знакомство с товаром совершается посредством каталогов, проспектов, буклетов, средств связи (телевизионной, почтовой связи и др.) либо другими способами.

Вплоть до недавнего времени под дистанционной торговлей понималась исключительно доставка товаров по почте. И лишь в последние 2-3 года представление о данном понятии значительно расширилось вследствие стремительного развития коммуникационных технологий, и продавцы, специализирующиеся на дистанционной торговле, начали использовать все возможные каналы передачи информации - Интернет, телевещание, мобильную связь (интернетмагазины, "магазины на диване" и т.д.). На данный момент в России активно ведутся обсуждения по поводу развития данной формы розничной торговли.

В документах официальной статистки (Росстат) как самостоятельный объект дистанционная торговля не выделяется, но в сферу статисследований входит розничная торговля вне магазинов, к которой относится торговля по заказам (по почте, через телемагазины, Интернет) и прочая. На основе имеющихся статистических данных можно утверждать, что Россия набирает обороты во «внемагазинной торговле».

Рассмотрим динамику изменения числа хозяйствующих субъектов, занимающихся дистанционной торговлей, проследим, как меняется доля данных субъектов в общем объеме хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю (таблица 1).

Таблица 1

Динамика хозяйствующих субъектов в РФ, осуществляющих розничную торговлю вне магазинов,

за 2008 - 2012 гг. [5]

Показатели 2008 2009 2010 2011 2012 Изменения

г. г. г. г. г.

абсол ют ные темп роста,%

Число хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю вне магазинов, тыс. ед. 5,2 7,7 9,8 12,8 14,5 9,3 278,85

Продолжение таблицы 1

Число хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю, тыс. ед. 1921 ,2 1972 ,1 1978 ,3 1942 ,2 1891 ,6 -29,6 98,46

Удельный вес субъектов розничной торговли вне магазинов в общем числе субъектов, осуществляющих розничную торговлю, % 0,27 0,39 0,50 0,66 0,77 0,5 285,19

Вышеприведенные данные показывают, что за представленные пять лет темп роста числа субъектов, осуществляющих розничную торговлю вне магазинов, составило 278,85%. При этом число субъектов, занимающихся розничной торговлей, сократилось на 29,6 тыс. ед. или 1,54%.

Наглядно изменение субъектов, занимающихся дистанционной торговлей, представлено на рисунке 1.

Доля дистанционной торговли в общем объеме розничного товарооборота стабильно увеличивается.

Рис. 1 - Динамика числа хозяйствующих субъектов розничной торговли вне магазинов в РФ, тыс.

ед.

За исследуемые период темп ее роста составил 285,19%. Все это говорит о нарастающей популярности дистанционной торговли.

Важно отметить, что объемы дистанционной торговли увеличиваются большими темпами, чем розничная торговля в целом (таблица 2).

Таблица 2

Динамика оборота вне магазинов РФ в общем объеме розничного товарооборота за 2010-2012 гг.

Изменение за период

Показатели 2010г. 2011г. 2012г. абсолютное темп роста,%

Оборот розничной торговли, млн. руб. 16512047 19104336 21394526 4882479 129,57

Оборот розничной торговли вне магазинов, млн. руб. 16,4 20,2 33,2 16,8 202,44

Несмотря на несущественную долю торговли вне магазинов в объеме розничного товарооборота, темпы роста ее оборота из года в год увеличиваются. За три года они составили 202,44% и превысили темпы роста розничного товарооборота 129,57%.

Несмотря на относительно «молодой возраст», порядок продажи товаров

дистанционным способом в РФ регламентируется нормативно-правовыми актами разного уровня:

- гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ устанавливает общие правила торговли;

- ст. 497 «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара» ГК РФ устанавливает специальные нормы для дистанционной торговли;

- ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товара» Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в действующей редакции от 23 ноября 2009 г.);

- Правила продажи товаров дистанционным способом (Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 №612) раскрывают организационно-методический механизм.

Под дистанционной торговлей понимается форма торговли товарами, осуществляемая на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах на Интернет-сайтах, либо представленным на фотоснимках или с использованием средств связи (теле-, радиореклама, телемагазин, почтовая связь, электронная торговая площадка и другие средства связи) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора до осуществления предоплаты. [4]

К принципиальным особенностям дистанционной торговли относятся:

- ограничение товарного ассортимента. Запрещено продавать алкогольную продукцию, товары, свободная продажа которых запрещена или ограничена законодательством РФ (например, лекарства, наркотические и психотропные вещества, оружие, табачные изделия);

- предоставление покупателю услуги по доставке товаров (пересылка почтовыми отправлениями, перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспортного средства);

- предупреждение покупателя о необходимости использования квалифицированных специалистов по подсоединению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть использованы без участия соответствующих специалистов;

- предоставление информации, запрашиваемый покупателем в период от подготовки заключения договора до доставки товара;

- уведомление покупателя о сроках действия предложения о продажи товаров дистанционным способом;

- обеспечение конфиденциальности индивидуальной информации покупателя согласно законодательства РФ в области персональных данных;

- доставка товара покупателю в порядке и сроки, установленные договором. При отсутствии места доставки в договоре, товар будет доставлен по месту его жительства покупателя, если не указаны третьи лица.

- запрет на предоставление дополнительных услуг (прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку на дом, страхование, консультации специалистов, предоставление рекламной информации за плату и т.д.) без согласия покупателя. Покупатель, соответственно, имеет право отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, то потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

Важное значение при дистанционной торговле имеет грамотное оформление бланка заказа. В извещении о намерении купить товар покупатель обязательно указывает:

- полное фирменное наименование и адрес (место нахождения) покупателя;

- фамилия, имя, отчество покупателя или другого указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;

- наименование товара, артикул, его отличительные признаки (товарный знак, разновидность), количество объектов, входящих в комплект приобретаемого товара, цену товара;

- вид дополнительной услуги, период ее осуществления и стоимость;

- обязательства покупателя.[3]

В настоящее время выделяют несколько способов дистанционной торговли (рисунок 2).

Рис.2 - Способы дистанционной торговли [4]

Порядок учета и налогообложения деятельности хозяйствующего субъекта по дистанционной продаже товаров зависят от нескольких факторов: принадлежность к обычной или прочей деятельности; способ оплаты, вариант доставки, наличие или отсутствие сопутствующих затрат (основание и поддержка деятельности веб-сайта, услуги почтовых отделений), и т.д.

При дистанционном способе торговли одним из основополагающих вопросов является определение момента признания дохода (выручки) в бухгалтерской (финансовой) отчетности. В отличие от традиционной схемы розничной торговли (товар напрямую меняют на деньги), при дистанционной торговле дата передачи товара и дата получения денег, как правило, не совпадают, к тому же возможны как передача товара под 100%-ную предоплату, так и последующая оплата доставленного покупателю товара (к примеру, наложенным платежом).

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом (п. 20) договор считается заключенным: либо с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, который подтверждал бы оплату товара; либо с момента получения продавцом сообщения о желании покупателя купить товар. При этом заключение договора еще не является гарантией его исполнения. Договор считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре (а если место передачи товара таким договором не определено - с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина), хотя, конечно, в самом договоре могут быть предусмотрены иные условия.[2]

В соответствии с гражданским законодательством право собственности на товар переходит от продавца к покупателю с момента его передачи (ст. 223 ГК РФ).

Передачей признается вручение вещи приобретателю (в момент ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица), а если вещь отчуждается без обязательства доставки, то передачей признается сдача вещи перевозчику для отправки ее приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю (ст. 224 ГК РФ).

При определенных обстоятельствах покупатель имеет право отказаться от товара, потребовать возврат товаров ненадлежащего качества или их замены либо соразмерного уменьшения цены. Главное соблюсти юридически установленные требования. В частности, покупатель имеет вправо отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. Если же в момент доставки товара ему не была представлена в письменном виде информация о порядке и сроках возврата товара соответствующего качества, срок отказа увеличивается до 3 месяцев с момента передачи товара.[1]

Пока товар находится в пути, покупатель может передумать его приобретать и откажется забирать товар у поставщика (курьера, в почтовом отделении и т.д.). В этом случае, фактически, продажа данного товара не состоялась. Если же покупатель товар получил, но затем решил отказаться от него и вернуть, то здесь у продавца возникают две ситуации: продажа товара и возврат товара.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод, что при дистанционной торговле датой признания выручки следует считать день получения товара покупателем. Тогда в зависимости от выбранной формы доставки это может быть дата получения товара покупателем на почте, дата доставки товара курьером и т.д. Момент оплаты товара значения не имеет, если только продавец не выбрал кассовый метод признания доходов и расходов для целей бухгалтерского учета (разрешен для субъектов малого предпринимательства) [5].

Причем при безналичной форме оплаты и продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с помощью банковских платежных карт) продавец при передаче товара должен составлять накладную или акт сдачи-приемки товара.

В бухгалтерском учета в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" одним из обязательных условий признания выручки (дохода от обычной деятельности), является переход права собственности на товар к покупателю [4].

Соответственно, с момента отгрузки товара (передачи товара в почтовую службу, перевозчику и т.д.) и вплоть до момента признания выручки, отправленные товары должны числиться в учете продавца на счете 45 "Товары отгруженные".

При дистанционной торговле используются различные формы расчетов с покупателями: через курьера, наличными, по почте наложенным платежом, оплата банковской картой, электронными деньгами через электронные денежные системы.

Оплата расчетов покупателей с помощью банковских карт требует подключения к платежным системам Visa, MasterCard и др. Для этого:

а) либо заключается банком договор интернет-эквайринга (тогда компания получает собственный счет в системе электронных платежей);

б) либо пользуются услугами посредника, имеющего такой счет.

Соответственно, банк или посредник будут направлять выписки о поступивших суммах и перечислять денежные средства на расчетный счет компании.

Все больше покупателей - физических лиц рассчитываются с продавцами товаров, услуг электронными деньгами, пользуясь услугами электронных денежных систем (Яндекс.Деньги, WebMoney и др.). Значительной популяризации данного вида безналичных расчетов способствовало принятие ФЗ «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 №161 - ФЗ.

Для использования этого способа расчетов торговая организация заключает договор с оператором электронных денег и получает от него ключ и код доступа к электронному кошельку. Об открытии и закрытии корпоративного кошелька необходимо сообщать в налоговую инспекцию, как и при открытии банковских счетов. Эта операция организацией совершается в течение семи рабочих дней. Существует лимит денежных средств в электронном кошельке - не более 100 000 руб. на конец рабочего дня. При превышении лимита оператор без согласия клиента (в безакцептном порядке) переводит излишнюю сумму на расчетный счет компании.

Платежи за услуги по функционированию электронного кошелька, учитываются аналогично платежам за услуги банка по обслуживанию расчетного счета: то есть на счете 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 2 «Прочие расходы».

Денежные средства, которые находятся в электронном кошельке, - это деньги самой компании, но, в отличие от денежных средств на расчетных счетах, электронными деньгами компания распоряжается не так свободно. В бухгалтерском учете информация об остатках и движении денежных средств в рамках электронной системы учитывается на счете 55 "Специальные счета в банках" субсчет "Электронные деньги».

Торговля через интернет-магазины или по каталогам выгодна и продавцам, и покупателям. Затраты на организацию дистанционной торговли значительно ниже, чем затраты в обычной торговле. Продавцы за счет экономии на аренде площадей и персонала имеют возможность предложить покупателям более выгодные цены по сравнению с обычными магазинами. У покупателя не возникают транспортные расходы, обусловленные поиском товара, соответствующего его предпочтениям.

Подводя итог, приходим к выводу, что дистанционная торговля становится ощутимой сферой бизнеса, есть все основания для ее дальнейшего развития: ускоренное развитие

информационных технологий, наличие нормативно-законодательной базы, наличие

значительного количества потенциальных покупателей на обширных территориях, с неразвитой или даже отсутствующей инфраструктурой. Также фактором, благоприятствующим ее развитию, следует считать то, обстоятельство, что в крупных городах, городах-миллионниках работающее население практически лишено возможности участвовать в покупке товаров как в материальном процессе из-за недостатка времени, предпочитая режим он-лайн.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. [Электронный ресурс]: [от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/, свободный

2. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 04.10.2012). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ , свободный

3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г.№ 32н. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/, свободный

4. Торговля. Термины и определения: Национальный стандарт Российской Федерации / ГОСТ Р 51303 —2013 (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.08.2013 № 582 - ст.). - Режим доступа: http://www.gost.ru /, свободный

5. Российский статистический ежегодник 2013: Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]: [Статистика России]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.