Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли в России'

Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
784
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / МНОГОУРОВНЕВЫЙ МАРКЕТИНГ / MULTILEVEL MARKETING / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / ПРАВИЛА ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ / E-TRADE / E-TRADE RULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фролов Иван Владимирович

В предложенной статье автором проведен анализ правовых норм, посвященных регулированию дистанционной торговли товарами на территории Российской Федерации. В статье дается общее представление о системе «многоуровневого маркетинга» как формы продвижения товаров на рынке с использованием дистанционного способа торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discussing e-trade legal regulation in Russia

The author of this article analyses the legal norms dedicated to the regulation of e-trade in goods in the Russian Federation. The article gives a general overview of the “multilevel marketing” the latter being considered as a form of promotion of goods in the market using e-trade.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового регулирования дистанционной торговли в России»

И.В. Фролов

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ

В предложенной статье автором проведен анализ правовых норм, посвященных регулированию дистанционной торговли товарами на территории Российской Федерации. В статье дается общее представление о системе «многоуровневого маркетинга» как формы продвижения товаров на рынке с использованием дистанционного способа торговли.

Ключевые слова: дистанционная торговля, многоуровневый маркетинг, потребитель, правила дистанционной торговли.

В последнее время в обществе стал крайне востребован дистанционный способ продажи товаров, особенно с помощью глобальной сети Интернет, поскольку это позволяет гражданам не тратить время на походы в магазин. А.Ю. Зак объясняет возрастающую потребность применения дистанционной торговли, в частности, «обширной территорией и низкой плотностью населения страны, которые не позволяют удовлетворить потребительский спрос посредством традиционной розничной торговли»1. Кроме того, достаточно широкий перечень товаров распространяется через так называемую систему «многоуровневого маркетинга»2 (в России это явление больше известно под термином «сетевой маркетинг»), который представляет собой многоуровневую систему, позволяющую продвигать товары от производителя к конечному потребителю с помощью прямого контакта между людьми. Надо сказать, что родоначальником многоуровневого маркетинга являются США, где такая система торговли является гигантской индустрией с полувековой историей, уже на рубеже двадцать первого века «насчитывающая в своих рядах около 6 миллионов постоянно действующих дистрибьюторов»3. Сегодня многоуровневый маркетинг - это один

© Фролов И.В., 2014

из наиболее активно развивающихся методов распространения товаров и услуг во всем мире, стратегию которого используют такие компании, как Coca-Cola, Colgate, Gilette, Lipton, Canon и многие другие фирмы с мировым именем.

Правовую основу дистанционной торговли товарами составляют статья 497 Гражданского кодекса Российской Федерации4 (далее - ГК РФ), Закон «О защите прав потребителей»5 и Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»6. Вышеуказанное Постановление Правительства под дистанционной торговлей понимает продажу товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Говоря об основных способах привлечения клиентов, которые хорошо показали себя на практике, Я. Тиме выделяет следующие: «печатные средства массовой информации, ежедневные газеты, популярные, научно-популярные журналы и отраслевые журналы, реклама в сети Интернет и печатная реклама»7. При этом печатная реклама делится на два вида: рекламное объявление и вложенные каталоги. В первом случае реклама, которая должна предоставлять возможность отклика со стороны заинтересованного потребителя, включает в себя следующие элементы: заголовок, вызывающий любопытство; ясное указание на то, что предлагается заказать; визуально-привлекательное оформление, выделяющее рекламное объявление среди других; понятное и привлекательное для читателя предложение. Во втором случае реклама содержится в небольших каталогах (порядка 20-30 страниц), в которых можно выбрать интересующий товар и сделать заказ также с использованием формы отклика.

ГК РФ как законодательный акт, имеющий высшую юридическую силу в части регламентации вопросов дистанционной торговли, говорит о том, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной,

почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Исполненным заключенный дистанционным способом договор будет считаться с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара не определено - с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или по месту нахождения покупателя - юридического лица. При этом покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи до передачи товара покупателю при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора. Это положение ГК РФ, с одной стороны, защищает потребителя, с другой - обеспечивает интересы продавца, т.е. создает некий баланс интересов.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать однозначный вывод: на дистанционную торговлю в полной мере распространяется действие ГК РФ, включая требования, предъявляемые к качеству товара. Так, пунктом 4 статьи 469 ГК РФ установлено, что если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. Нормы о качестве товара являются незыблемыми, они не могут быть изменены по решению сторон. ГК РФ также закрепляет требования и к таре или упаковке при заключении договора купли-продажи. Пунктом 3 статьи 481 закреплено следующее: «Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующей этим обязательным требованиям».

Кроме указанных выше положений важными являются нормы статьи 432 ГК РФ о направлении оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной в целях заключения договора купли-продажи, а также нормы статьи 494 ГК РФ, в соответствии с которой предложение товара неопределенному кругу лиц (в том случае если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи) признается публичной офертой. В этой связи договор купли-продажи дистанционным способом является публичным договором, в связи с чем, как справедливо замечает В.В. Семенихин,

продавец «обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании, и подписывать такой договор с каждым покупателем вовсе не обязательно»8. Здесь же автор напоминает о том, что акцептом покупателя признается заявка, в которой потенциальный покупатель товара должен указать определенную информацию: наименование и адрес продавца; свою фамилию, имя и отчество или иного лица, которое выступает получателем товара; адрес, по которому товар должен быть доставлен; наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара; вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость; обязательства покупателя.

В связи с этим и Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавца при заключении договора купли-продажи дистанционным способом до момента его заключения предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Кроме того, помимо информации о товаре потребителю в момент доставки должна также быть предоставлена в письменной форме информация о порядке и сроках возврата товара.

По общему правилу потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней, но если информация не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель имеет право отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. В свою очередь, возврат товара надлежащего качества возможен при наличии документа, подтверждающего факт и условия его покупки, и только в том случае, если сохранены его товарный вид и потребительские свойства. Если потребитель отказывается от товара, продавец обязан возвратить ему денежную сумму, уплаченную по договору. В этом случае на потребителе лежит бремя по оплате расходов продавца на доставку, которую последний должен осуществить не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

В контексте настоящей проблематики следует сделать акцент и на одном из наиболее значимых ограничений дистанционной торговли, которым является прямой запрет на разносную форму

торговли продуктами питания и биологически-активными добавками, поскольку последние являются своего рода дополнением к ежедневному рациону человека. Так, Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» запрещает розничную торговлю продуктами питания в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах9. Из этого следует, что продажа указанных товаров через Интернет дистанционным способом и любая другая продажа, исключающая возможность непосредственного ознакомления с товаром, которая может быть признана дистанционной, не допускается.

Кроме того, если говорить о порядке реализации биологически активных добавок, то последний регламентирован СанПиН 2.3.2.1290-0310, в соответствии с которыми розничная торговля биологически активными добавками осуществляется через аптечные учреждения, специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины, в которых предусмотрены специальные отделы, секции, киоски. При этом помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций11. Последнее указывает на запрет торговли биологически активными добавками в рамках многоуровневого маркетинга, поскольку такая форма продажи не позволяет в полной мере отследить происхождение продукта, наличие регистрационного удостоверения.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что при востребованности дистанционного способа торговли и наличии определенной законодательной базы все еще остаются проблемные вопросы. Это, в частности, касается информации о потребительских свойствах и качестве товара, которая нередко предоставляется в недостаточном объеме, а подчас может быть недостоверной или ложной. Л. Махонина по данному вопросу отмечает, что «около 80 % реального товарооборота при дистанционной торговле приходится на анонимных продавцов, в связи с чем информация о продавце вообще не представляется или представляется в виде абонентского ящика, что не позволяет идентифицировать продавца

и определить надлежащего ответчика по делу»12. Не урегулирован в полной мере и вопрос о несвоевременном исполнении договора, а также неясна мера юридической ответственности продавца при несвоевременном исполнении договора, поскольку законодатель уделил преимущественное внимание ответственности продавца за продажу товаров ненадлежащего качества. Кроме того, нередки нарушения недобросовестными предпринимателями запретов на осуществление дистанционной продажи определенных товаров, о чем было сказано ранее. Такие нарушения могут опосредовать подачу исковых требований в судебные органы со стороны потребителей, и, как показывает судебная практика, суд выносит решения в пользу потребителей13.

Примечания

1 См.: ЗакА.Ю. Защита прав потребителей при осуществлении специальной коммерческой практики в Росспп п ЕС // Право п политика. 2G1G. № 7. С. 1278-1289.

2 Этот термин происходит от апгл. Multi-Level Marketing.

3 См.: Клементе Л. Сетевой маркетинг изнутри: Правда п мифы о самом популяр-пом бизнесе. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2GG2. С. 19.

4 Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2G13) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 41G.

5 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 23GG-1 «О защите прав потребителей» (ред. от G2.G7.2G13) // Там же. № 3. Ст. 14G.

6 Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2GG7 г. № 612 (ред. G4.1G.2G12) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» // Там же. 2GG7. № 41. Ст. 4894.

7 См.: Тиме Я. Дистанционная торговля / Пер. с пем. Л.А. Болховитиной; пауч. ред. А.В. Иванов. М.: Вершппа, 2GG6. С. 149-15G.

8 См.: Семенихин В.В. Торговля: торговля через интернет-магазин // Налоги. 2G11. № 32. С. 7-12.

9 См.: Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (ред. от G4.1G.2G12) «Об утверждении правил продажи отдельных впдов товаров, перечня товаров длительного пользования, па которые пе распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему па период ремонта плп замены аналогичного товара, п перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, пе подлежащих возврату плп обмену па аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасопа, расцветки плп комплектации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 4. Ст. 482.

10 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 апреля 2003 г. № 50 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03» (вместе с «СанПиН 2.3.2.1290-03. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17 апреля 2003 г.) // Российская газета. 2003. 5 июня.

11 См.: Косаткина Т.И., Умерова А.Р., Комарова Л.В. Правовые аспекты, регламентирующие обращение лекарственных средств. Астрахань: АГМА, 2006. С. 19.

12 См.: МахонинаЛ. У виртуального продавца виртуальное качество // ЭЖ-Юрист. 2011. № 46. С. 13.

13 См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 17 мая 2010 г. № Ф09-3608/10-С1 по делу № А47-11060/2009; Постановление ФАС Московского округа от 13 октября 2010 г. № КА-А40/11940-10 по делу № А40-177179/09-139-1258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.